Статья 18. Обоснование закупок
1. Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
2. При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, и установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
3. При формировании плана-графика обоснованию подлежат:
1) начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с главой 3 настоящего Федерального закона, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.
4. Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. По результатам мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.
6. В случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в пункте 3 части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
<< Статья 17. Планы закупок |
Статья 19. >> Нормирование в сфере закупок |
Содержание Проект федерального закона N 68702-6 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что подлежит обоснованию при формировании плана закупок
Статья 18. Обоснование закупок
1. В целях настоящего Федерального закона обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 настоящего Федерального закона.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2 — 3. Утратили силу с 1 октября 2019 года. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. По результатам аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в пункте 3 части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Утратил силу с 1 октября 2019 года. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ.
Как обосновывать закупки в 2023 году
Любая закупка, проведенная заказчиком по 44-ФЗ, должна быть обоснованной в соответствии с законодательством. В противном случае контролирующие органы привлекут ответственных лиц к административной ответственности.
Скачать образец, как обосновать приобретение генератора постоянного тока (из ЕИС) |
Скачать образец, как пишется обоснование закупки картриджей (из ЕИС) |
Скачать образец, как обосновать закупку материалов с большей стоимостью и меньшим сроком поставки товара поставщику (из ЕИС) |
Вот перечень признаков того, что госзакупка обоснована:
- соответствие правилам нормирования. Нормирование определено в ст. 19 44-ФЗ ;
- соответствие правилам формирования НМЦК. Порядок формирования и обоснования НМЦК изложен в ст. 22 44-ФЗ .
Несмотря на то что план закупок остался в далеком прошлом и план-график претерпел существенные изменения за последнее время, заказчику все равно приходится обосновывать проведение всех процедур на каждом этапе финансово-экономической деятельности.
Обоснование на этапе планирования
Одним из принципов контрактной системы является планирование.
Но до размещения плана-графика бюджетное учреждение размещает план финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). План ФХД является ключевым документом экономического планирования для автономных и бюджетных учреждений. Без утвержденного ПФХД деятельность организации бюджетной сферы недопустима.
На основании плана ФХД организация планирует и свою закупочную деятельность на ближайший период. Главный распорядитель утверждает бюджет на очередной и плановый периоды, а распорядитель доводит финансирование до подведомственных бюджетных учреждений. Заказчики-бюджетники формируют план-график на основании плана ФХД.
- как связаны план-график по 44-ФЗ и план ФХД;
- заполняем план-график госзакупок;
- как заказчику принять лимиты бюджетных обязательств.
На основании заявок, служебных записок и т.д. выясняется потребность организации в тех или иных товарах, работах и услугах. Ответственными лицами организации, обычно это специалисты планово-экономического отдела, принимается решение в обоснованности потребностей на основании этих документов и показателей предыдущих годов. Есть ситуации, когда экономический отдел отказывает в приобретении чего-нибудь либо «режет заявку».
Вот пример, как обосновать необходимость обучения для сотрудников:
Обоснование при расчете НМЦК
После выяснения потребностей организации необходимо рассчитать затраты на приобретение товаров, работ, услуг, т.е. рассчитать НМЦК каждой закупки. Ключевые способы обоснования НМЦК перечислены и описаны в ст. 22 44-ФЗ :
- анализ рынка (метод сопоставимых рыночных цен);
- тарифный;
- проектно-сметный;
- затратный.
Вот пример, как написать обоснование закупки по 44-ФЗ при применении затратного метода обоснования НМЦК.
Обоснование в плане-графике
После предыдущих этапов заказчик переходит к формированию плана-графика. Теперь это единственный документ планирования, который необходимо формировать в ЕИС. План-график утверждается в течение 10 рабочих дней после (ч. 6, 7 ст. 16 Закона № 44-ФЗ , п. 12 Порядка № 1279 ) доведения лимитов бюджетных обязательств до государственного (муниципального) заказчика.
При определенных обстоятельствах необходимо вносить изменения в план-график, эти действия требуют обоснования. Вот что писать в обосновании при изменении плана закупки по 44-ФЗ:
- изменения были внесены в требования к товарам, работам, услугам (в т.ч. предельной цене) или нормативным затратам по ст. 19 44-ФЗ ;
- изменения внесли в связи с уменьшением или увеличением доведенных до заказчика объема денежных обязательств;
- изменения произошли в показателях планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности госучреждений, ГУП и МУП;
- внесение корректировок в решения или соглашения о предоставлении субсидий;
- реализация решения, которое принято после обязательного общественного обсуждения госзакупки по ст. 20 44-ФЗ ;
- отражение экономии, которая возникла в процессе определения поставщика;
- уточнение сведений о предмете торгов;
- исполнение предписания контрольных органов;
- признание конкурентной процедуры несостоявшейся.
Обоснование дополнительных технических характеристик
После публикации плана-графика публикуем извещения о проведении процедур. Одним из важных документов, прилагаемых к извещению, является описание объекта закупки. При описании объекта госзакупки заказчики обязаны руководствоваться правилами применения КТРУ.
В случае указания характеристик, которые не указаны в КТРУ, обязательно обоснование указания этих параметров. Вот пример:
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как ошибались заказчики при применении КТРУ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
А вот готовый пример, как обосновать закупку сувениров с дополнительными характеристиками от комитета госзаказа Тверской области (извещение № 0136500001122004970, 0136500001122004969, 0136500001122004968):
А описание объекта госзакупки администрации города Ноябрьска содержит пример обоснования для закупки мобильных с определенными техническими характеристиками (извещения № 0190300003722000732, 0329200062222006224).
Обоснование разделения закупки
Согласно Письму ФАС № ИА/100041/19 от 14.11.2019 и разъяснениям Минфина № 24-01-07/54275 от 08.06.2022 Закон о контрактной системе не накладывает ограничения и запреты на осуществление заказчиками закупок одноименных (однородных) товаров, работ, услуг у единственного поставщика по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ . Есть ограничения в отношении закупок у ед. поставщика по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93, содержащие максимальный размер цены заключаемого контракта.
Это письмо часто используют в качестве примера обоснования по разделению закупки на две части без нарушений.
Ограничения и запреты на осуществление заказчиками госзакупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика на основании п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не установлены.
Основной принцип, который главное соблюсти, — это принцип обеспечения конкуренции. В подобных процедурах принцип обеспечения конкуренции реализуется посредством установления в законе № 44-ФЗ требований к максимальной допустимой цене контракта, к максимальной стоимостной доле таких госзакупок от совокупного годового объема закупок заказчика, к их максимальному стоимостному объему в абсолютном выражении.
Как обосновать закупки в плане закупок и плане-графике
Расскажем, как корректно заполнить каждую графу формы обоснования закупки при формировании плана и плана-графика по 44-ФЗ. На примерах покажем, какие данные брать из планов, а какие заполнять самостоятельно.
До конца лета заказчики должны обосновать процедуры на следующий плановый период и вместе с проектом плана закупок передать в ГРБС. Затем закупки обосновывают, когда формируют и утверждают план-график. Обоснование нужно, чтобы объяснить, почему заказчик закупает товары, работы, услуги с конкретными характеристиками и ценой.
Если контролер признает закупку необоснованной, контрактного управляющего или работника контрактной службы оштрафуют на сумму от 20 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ, ч. 4–6 ст. 18 Закона № 44-ФЗ).
Порядок обоснования закупок
Обоснование осуществляется в соответствии с требованиями статьи 18 Закона о контрактной системе. Оно заключается в том, что заказчик доказывает соответствие планируемой процедуры своим потребностям, целям и положениям закона.
Порядок обоснования закупок по 44-ФЗ устанавливается постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. В соответствии с ним заказчики должны аргументировать выбор:
— способа определения поставщика;
Для планов и планов-графиков предусмотрены различные формы обоснования закупочных процедур. К примеру, при составлении плана подлежит обоснованию объект закупки.
Оценка обоснованности осуществления закупки проводится органами мониторинга, контроля и аудита. По итогам проверки процедура может быть признана необоснованной. Заказчику это грозит:
— привлечением к административной ответственности.
Обоснование плана закупок по 44-ФЗ
При формировании плана закупок обосновывается соответствие процедуры нормам закона и целям заказчика. Эти документы составляется заказчиками на основе установленных затрат на функционирование учреждений, государственных и иных программ, требований к отдельным товарам, работам и услугам.
В план закупок включают:
— код закупочной процедуры;
— цель закупки в соответствии с нормами статьи 13 Закона о контрактной системе;
— предмет будущего контракта;
— сроки планируемых закупок;
— сведения о процедурах, к которым в силу инновационного характера и технической сложности могут быть допущены не все поставщики;
— информация об общественном обсуждении процедуры.
Планы составляют на срок действия бюджета. Как правило, это 1-3 года. Также в эти документы включает информация о процедурах, которые планируется провести за пределами этого периода. При формировании плана закупок обоснованию подлежат объекты планируемых закупочных процедур, а именно их соответствие потребностям заказчика, проводимым на государственном или региональном уровне программам и мероприятиям, а также нормам закона.
Как заказчику обосновать закупку в плане закупок
В плане закупок обоснуйте объект закупки. Задача – подтвердить, что заказчик проводит закупку, чтобы реализовать конкретную цель, и продукция отвечает требованиям нормирования.
Чтобы обосновать процедуру в плане закупок, заполните:
— В графе 1 укажите порядковый номер позиции.
— В графе 2 укажите идентификационный код закупки, который прописали в столбце 2 плана закупок.
— В графе 3 укажите наименование объекта закупки, которое прописали в столбце 5 формы плана закупок. Наименование пропишите по каталогу товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).
— В графе 4 укажите наименование государственной, муниципальной программы, программы субъекта РФ, если планируете закупку в рамках такой программы. Например, заказчик планирует закупку в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения» – постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 294. В графе 4 укажите наименование программы. Если закупку планируете вне рамок программной деятельности, графу 4 не заполняйте.
-В графе 5 укажите наименование мероприятия программы, наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа или наименование международного договора РФ, которое прописали в столбце 3 формы плана закупок.
Как заказчику обосновать закупку в плане-графике
При формировании плана-графика заказчик обосновывает начальную цену контракта, способ закупки, дополнительные требования к участникам. Об этом сказано в части 3 статьи 18 Закона № 44-ФЗ.
Чтобы обосновать закупку в плане-графике, заполните:
— В графе 1 укажите порядковый номер позиции.
— В графе 2 укажите идентификационный код закупки, который прописали в столбце 2 плана-графика.
— В графе 3 укажите наименование объекта закупки, которое прописали в столбце 3 формы плана-графика. Наименование пропишите по каталогу товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).
— В графе 4 поставьте начальную цену контракта, которую прописали в столбце 5 плана-графика.
— В графе 5 укажите метод, которым рассчитывали начальную цену контракта: сопоставимых рыночных цен, нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный. Если не смогли применить ни один из методов, графу 5 оставьте пустой.
— В графе 6 укажите причины, по которым не смогли применить ни один из методов определения и обоснования НМЦК. Например, напишите: «расчет НМЦК на образовательные услуги по профессиональной переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих выполнен согласно постановлению Правительства РФ от 15 января 2014 года № 26». Если заполнили графу 5 формы обоснования закупок, графу 6 оставьте пустой.
— В графе 7 укажите реквизиты коммерческих предложений, локально – сметного расчета, правового акта, на основе которого определили НМЦК. Например, пропишите: «расчет начальной цены контракта на поставку электрической энергии был проведен согласно распоряжению Комитета по ценам и тарифам Московской области от 16 декабря 2016 года № 203-Р». Графу 7 не заполняйте, если заполнили графу 6 формы обоснования закупок.
подтвердите, что начальная цена контракта обоснованна. К форме обоснования приложите расчет НМЦК, справочную информацию и документы, на основании которых определили стоимость. Законодатель не уточнил, в какой форме, табличной или текстовой, заказчик должен отразить расчет обоснования НМЦК. Поэтому самостоятельно определите приемлемый для себя вариант, учитывайте требования статьи 22 Закона № 44-ФЗ и приказа Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567 (письмо Минэкономразвития России от 18 ноября 2016 года № Д28и-3122).
— В графе 8 укажите способ закупки, который прописали в столбце 24 плана-графика. Название процедуры пропишите так же, как в главе 3 Закона № 44-ФЗ, например, открытый конкурс или запрос предложений.
— В графе 9 укажите причину, по которой выбрали способ закупки, и ссылку на норму Закона № 44-ФЗ. Например, планируете провести электронный аукцион – как обоснование укажите: «закупаемая продукция включена в аукционный перечень (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ, распоряжение Правительства РФ от 21 марта 2016 г. № 471-р)».
Допустим, планируете закупку лекарств, назначенных пациенту по медицинским показаниям, способом запроса предложений, в обосновании, например, укажите: «заказчик проводит запрос предложений, так как закупаемые лекарственные препараты назначены пациенту по медицинским показаниям. Решение врачебной комиссии № 555 от 17 июля 2017 года, пункт 7 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ» (п. 5 постановления № 555).
— В графе 10 поставьте ссылку на правовой акт, согласно которому установили дополнительные требования к участникам. Если доптребований нет, графу оставьте пустой. Дополнительные требования, которые заказчик вправе предъявить к участникам закупок, Правительство РФ установило в постановлении от 4 февраля 2015 года № 99. Поэтому как на обоснование заказчик вправе сослаться на данный правовой акт. Например, планируете закупку транспортных услуг, которые связаны с выполнением воинских морских перевозок, в графе 10 формы укажите: пункт 3 приложения 1 к постановлению от 4 февраля 2015 года № 99.
Графа 10 формы обоснования соответствует столбцу 28 формы плана-графика.
Обоснование приложите к плану-графику закупок. Срок, в который заказчик должен подготовить обоснование, устанавливает Правительство РФ, высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ, местные администрации. Форму обоснования закупок Правительство утвердило в постановлении от 5 июня 2015 года № 555.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.