ГИМС информирует. Судоводителю необходимо знать!
Немного времени осталось до открытия навигации для маломерных судов. В связи с этим хочется довести еще раз до судоводителей о том, что соблюдение безопасности на водных объектах как всегда ставится превыше всего.
В целях безопасного плавания, маломерные суда должны быть оборудованы осветительными приборами, отличительными ходовыми огнями и средствами звуковой сигнализации. Гребные лодки и моторные лодки с подвесными моторами мощность менее 22,1 кВт (30 л.с) не подлежат обязательному оборудованию осветительными приборами, отличительными ходовыми огнями. В темное время суток разрешается эксплуатация маломерных судов только при включенных осветительных приборах и отличительных ходовых огнях.
Запрещается эксплуатация маломерных судов, имеющих следующие неисправности:
а) наличие свищей, пробоин набора и обшивки корпуса (независимо от местонахождения);
б) отсутствие или разгерметизация предусмотренных конструкцией маломерного судна гермоотсеков и воздушных ящиков;
в) не обеспечен полный угол перекладки руля (35 градусов на каждый борт), затруднено вращение рулевого штурвала;
г) повреждение пера руля или деталей рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), наличие разрывов каболок штуртроса;
д) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки);
е) утечка топлива из баков, шлангов системы питания;
ж) наличие вибрации двигателя, подвесного мотора, превышающей допустимые эксплуатационной документацией значения;
з) повреждение системы дистанционного управления двигателем, реверс-редуктором.
С целью обеспечения безопасности плавания маломерного судна перед его началом необходимо убедиться в том что:
а) судно, двигатель, аккумуляторная батарея, трюмная помпа, судовые устройства и оборудование, навигационные огни находятся в рабочем состоянии;
б) в топливном баке достаточно топлива;
в) спасательные жилеты и другое спасательное оборудование размещены на борту по числу людей на борту;
г) якорь и швартовные тросы закреплены на борту;
д) заглушки (сливные пробки) корпуса и водонепроницаемых отсеков надежно закрыты, крышки клапанов надувных отсеков также закрыты;
е) все пассажиры ознакомлены с правилами поведения на маломерном судне и разместились на борту маломерного судна на штатных местах;
Эксплуатация двигателей запрещается в случаях, если:
а) рабочие параметры двигателей выходят за предельные значения, установленные руководствами (инструкциями) по эксплуатации;
б) имеются трещины и свищи в цилиндровых втулках и крышках, в деталях движения, нагнетательных трубопроводах форсунок, масляных трубопроводах, деталях пускового устройства и устройства распределения воздуха;
в) зазоры и износы в цилиндропоршневой группе и других деталях превышают предельные нормы, установленные руководствами (инструкциями) по эксплуатации;
г) неисправны системы (топливная, смазки, пускового воздуха) или технические средства вспомогательного назначения и оборудование, обслуживающие двигатели (насосы, охладители, подогреватели, воздушные компрессоры);
д) неисправны пусковое, реверсивное или валоповоротное устройства;
е) неисправны регуляторы.
Также запрещается эксплуатация маломерного судна при неисправности якорного устройства.
Еще раз напоминаем судовладельцам маломерных плавсредств о том, что основным критерием непотопляемости беспалубных маломерных судов является наличие исправных гермоотсеков и воздушных ящиков. Для этого необходимо восстановить гермоотсеки, заполнив их пенопластом.
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза « О безопасности маломерных судов», вступившим в действие с 1 февраля 2014 года, все беспалубные маломерные суда должны обладать непотопляемостью, в залитой водой состоянии, при полной спецификационной нагрузке.
Настоящий технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к маломерным судам, спасательным средствам и (или) оборудованию для маломерных судов в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей).
Вот основной перечень требований, на который будут обращать внимание надзирающие органы за обеспечением порядка и безопасности нахождения людей на водных объектах:
— самоходные маломерные суда с подвесными лодочными моторами мощностью 22,1 кВт и более должны быть оборудованы рулевым дистанционным управлением в соответствии с требованиями проектанта (строителя);
— на всех маломерных судах должны предусматриваться швартовые устройства, обеспечивающие их надежное закрепление у причальных сооружений или бортов других судов и возможность надежного крепления буксирного каната (троса).
— все маломерные суда должны иметь устройства, обеспечивающие безопасную буксировку этих судов другим судном при ветре и волнении в разрешенном для этого судна районе плавания;
— все маломерные суда, используемые в морских районах 0 — IV категорий сложности районов плавания, должны иметь средства связи, обеспечивающие передачу и прием информации по безопасности на море, включая прогнозы погоды, волнения моря и ледовой обстановки, навигационные рекомендации по безопасному плаванию маломерного судна, штормовые предупреждения и оповещения;
— на всех маломерных судах, спроектированных на эксплуатацию на внутренних судоходных путях в условиях ограниченной видимости (менее 1000 метров) и в ночное время независимо от района их эксплуатации, должна быть установлена радиолокационная станция;
— все маломерные суда должны иметь спасательные и сигнальные средства в зависимости от категории маломерного судна:
Наименование спасательных и сигнальных средств
Категория сложности районов плавания
при общем количестве людей до 8 человек – 2 шт.,
при общем количестве людей до 12 человек – 3 шт.
Плавучие якоря спасательных кругов
1 штука на спасательном круге
Лини спасательных кругов
длиной не менее 20 метров – 1-2 шт.
по одному жилету на каждого человека на маломерном судне
Парашютные ракеты (белые)
Парашютные ракеты (красные)
Дымовые сигналы плавучие(шашки)
Действие настоящего технического регламента Таможенного союза не распространяется на:
а) спасательные и дежурные шлюпки для морских и речных судов;
б) суда спортивные, предназначенные исключительно для гонок, включая гребные гоночные и учебные (тренировочные) лодки, объявленные таковыми изготовителем;
в) доски для серфинга под парусом, надувные баллоны и иные водные аттракционы;
г) устройства для серфинга с двигателем и другие подобные устройства с двигателем;
д) экспериментальные маломерные суда;
е) суда на воздушной подушке и на подводных крыльях;
ж) прогулочные подводные лодки;
з) маломерные суда массой до 100 кг включительно;
Возникает резонно вопрос, а какая комплектация должна быть на маломерном судне, не попадающем под действие технического регламента Таможенного союза?
Данные требования устанавливаются, прежде всего, в целях защиты жизни и здоровья человека, предупреждения действий приводящих к авариям и происшествиям с маломерными судами, а также учитывая требования нормативных актов и документов, в соответствии с:
— Международными правилами предупреждения столкновений судов в море, 1972(МППСС-72);
— Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2002 г. № 129
«Об утверждении правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации» (ППВВП-2002).
— письмом Управления ГИМС России от 27.01.2011 №29/2-3-62 «Нормы оснащения маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, эксплуатируемых во внутренних водах, минимальным набором средств безопасности»,
1.Комплектация для маломерных судов подлежащих регистрации в органах ГИМС следующая:
— красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета для районов с морским режимом плавания;
-ракеты красного цвета для плавания по внутренним водным путям;
Индивидуальные спасательные средства
— Индивидуальные средства безопасности по числу находящихся людей на борту (спасжилет);
— Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 20 метров или спасательный круг;
— Гребное устройство (весла, весло-гребок или багор-весло);
— Один черпак с ведром или ручной насос;
Рекомендуемое дополнительное оборудование
— Аптечка для оказания первой медицинской помощи;
— Одно сигнальное полотно (флаг — отмашка);
— Один электрический фонарь белого света;
— средства связи УКВ р/станция;
2.Комплектация для маломерных судов не подлежащих регистрации в органах ГИМС:
Сигналы бедствия
— красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета для районов с морским режимом плавания;
— ракеты красного цвета для плавания по внутренним водным путям;
Индивидуальные спасательные средства
— Индивидуальные средства безопасности по числу находящихся людей на борту (спасжилет);
Рекомендуемое дополнительное оборудование
— Аптечка для оказания первой медицинской помощи;
— Один черпак с ведром
Помните, что Ваша безопасность и безопасность пассажиров находится в Ваших руках.
Единый телефон доверия МЧС России по ЧАО – 2-39-99, телефон спасения – 01 «Служба 01 МЧС России», с мобильного «112».
Приказ МЧС России от 6 июля 2020 г. N 487 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации"
В соответствии с пунктом 7 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 1 , приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5499; 2013, N 46, ст. 5949.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 октября 2020 г.
Регистрационный N 60524
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МЧС России
от 06.07.2020 N 487
Правила
пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок пользования маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях (далее — маломерные суда) на водных объектах Российской Федерации, включая вопросы их движения, стоянки, обеспечения безопасности людей при их использовании и распространяются на принадлежащие юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям маломерные суда.
2. Государственную регистрацию, учет, классификацию и освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют территориальные подразделения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации (далее — Государственная инспекция по маломерным судам).
3. Контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам 1 .
II. Требования к пользованию маломерными судами
4. Пользование маломерными судами разрешается:
а) после их государственной регистрации в реестре маломерных судов, нанесения идентификационных номеров и освидетельствования, кроме судов, не подлежащих государственной регистрации;
б) при соблюдении установленных производителем судна или указанных в судовом билете условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может эксплуатироваться, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, огнями, навигационным и другим оборудованием.
5. К управлению маломерными судами, подлежащими государственной регистрации в реестре маломерных судов, допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами (далее — судоводители).
6. Для управления маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации, наличие удостоверения на право управления маломерными судами не требуется.
7. На водных объектах Российской Федерации, или их участках, на которые не распространяется действие Конвенции о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море от 20 октября 1972 г. 3 (далее — МППСС-72) или Правил плавания судов по внутренним водным путям, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.01.2018 N 19 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.03.2018, регистрационный N 50283), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2019 N 50 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.05.2019, регистрационный N 54757) (далее — ППВВП), маневрирование маломерных судов должно осуществляться в следующем порядке:
а) в случае, если два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных курсах так, что может возникнуть опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо;
б) в случае если суда следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:
маломерное судно с механическим двигателем, у которого другое судно с механическим двигателем движется с правой стороны, должно обеспечить ему возможность прохода;
маломерное судно с механическим двигателем должно обеспечить возможность прохода судну, не использующему механический двигатель, или судну, не являющемуся маломерным;
маломерное судно, не идущее под парусом, должно обеспечить возможность прохода судну, идущему под парусом;
в) в случае если два парусных судна следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:
если суда идут разными галсами, судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну. В случае если лицо, осуществляющее управление маломерным судном, идущим левым галсом, не может определить, левым или правым галсом идет судно с наветренной стороны, он должен обеспечить возможность прохода данному судну;
если оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;
г) в случае если настоящими Правилами не предусмотрено иное, при встречном расхождении в узкостях судно, идущее вниз (от истока к устью реки), имеет преимущество по отношению к судну, идущему вверх (от устья к истоку реки.
8. Каждое маломерное судно должно всегда следовать с безопасной скоростью с тем, чтобы оно могло предпринять действия для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях 4 .
9. При движении в границах портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах, около судов, занятых водолазными работами, безопасная скорость должна исключать волнообразование, которое может вызвать повреждение других судов, плавучих средств, гидротехнических и причальных сооружений.
10. Применяемые на маломерном судне индивидуальные спасательные средства должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду.
11. При плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:
а) лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах) либо на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, вейкбордах, подъемно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах);
б) лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно;
в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна либо на беспалубных маломерных судах во время шлюзования или прохождения акватории порта;
г) дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.
12. При осуществлении буксировки маломерным судном буксируемых устройств (водных лыж, вейкбордов, подъемно-буксировочных систем, а также надувных буксируемых и иных устройств), кроме судоводителя на судне должно быть лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми.
Лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми, должно информировать судоводителя либо лицо, управляющее маломерным судном, о возникновении опасного сближения, которое может привести к столкновению буксируемого устройства с берегом, гидротехническими сооружениями, другими судами и плавучими объектами, либо о падении людей с буксируемого устройства, запутывании или обрыве буксирного троса (линя) в целях принятия судоводителем либо лицом, управляющего маломерным судном, соответствующих решений.
13. При плавании на маломерных судах запрещается:
а) управлять при наличии одного из следующих условий маломерным судном, подлежащим государственной регистрации:
не зарегистрированным в реестре маломерных судов;
не прошедшим освидетельствования;
не несущим идентификационных номеров либо с нарушениями правил их нанесения;
переоборудованным без соответствующего освидетельствования;
лицом, не имеющим права управления соответствующим типом маломерного судна, в соответствующем районе плавания либо без удостоверения на право управления маломерным судном;
без судового билета или его заверенной копии, или документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца;
б) управлять судном, находясь в состоянии опьянения, либо передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;
в) эксплуатировать судно с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;
г) превышать скорость движения, установленную правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждаемыми в соответствии с пунктом 7 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации 5 ;
д) нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения огней или знаков, установленные требованиями МППСС-72, ППВВП и настоящими Правилами;
е) наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам обеспечения судоходства, знакам судоходной и навигационной обстановки;
ж) заходить в запретные для плавания и временно опасные для плавания районы 6 или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;
з) заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах;
и) осуществлять буксировку буксируемых устройств или приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) ближе 50 метров к ограждению границ заплыва на пляжах и других мест купания;
к) перевозить на судне детей до 7-летнего возраста без сопровождения совершеннолетнего;
л) швартоваться, останавливаться или становиться на якорь в пределах судового хода, у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, под мостами;
м) маневрировать на судовом ходу (фарватере) либо в акватории порта создавая своими действиями помехи транспортным и техническим судам морского и речного флота;
н) устанавливать моторы (подвесные двигатели) на лодки с превышением допустимой мощности, установленной производителем судна;
о) использовать суда в целях браконьерства и других противоправных действий;
п) осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения;
р) осуществлять заправку топливом без соблюдения мер пожарной безопасности;
с) выходить на судовой ход при видимости, составляющей менее 1 километра;
т) осуществлять расхождение и обгон судов в зоне работающих дноуглубительных, дноочистительных и землесосных снарядов, а также в подходных каналах, при подходе к шлюзам;
у) двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях при ограниченной (менее 1 км) видимости, за исключением судов, использующих радиолокационное оборудование;
ф) создавать угрозу безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;
х) эксплуатировать судно в темное время суток при отсутствии, неисправности или несоответствии огней требованиям, установленным МППСС-72 и ГШВВП;
ц) выбрасывать за борт мусор, допускать загрязнение водных объектов нефтепродуктами.
14. Запрещается эксплуатация маломерных судов при наличии одной из следующих неисправностей:
а) наличие, независимо от местонахождения, свищей и пробоин обшивки корпуса, повреждений набора корпуса или отсутствие его элементов, предусмотренных конструкцией;
б) отсутствие или разгерметизация предусмотренных конструкцией маломерного судна герметичных отсеков, воздушных ящиков или блоков плавучести;
в) не обеспечен полный угол перекладки руля (35 градусов на каждый борт), затруднено вращение рулевого штурвала в соответствии с требованиями подпункта «в» пункта 45 технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» 7 ;
г) повреждение пера руля или деталей рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), наличие разрывов каболок штуртроса;
д) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки);
е) утечка топлива из баков, шлангов системы питания;
ж) наличие вибрации или уровня шума двигателя (подвесного мотора) превышающих допустимые эксплуатационной документацией значения;
з) повреждение системы дистанционного управления двигателем, реверс-редуктором;
и) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»;
к) отсутствие индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправность;
л) якорные устройства и швартовное оборудование (кнехты, утки, роульсы, клюзы, киповые планки) не обеспечивают удержание маломерного судна при его стоянке, причаливании и шлюзовании.
III. Обязанности судоводителей и лиц, управляющих маломерными судами
15. Судоводители обязаны иметь при себе во время плавания следующие документы:
а) удостоверение на право управления маломерным судном;
б) судовой билет маломерного судна или его заверенную копию;
в) документы, подтверждающие право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствии владельца.
16. Судоводитель или лицо, управляющее маломерным судном, обязаны:
а) выполнять требования настоящих Правил, ППВВП, МППСС-72, обязательных постановлений в морском порту 8 , Правил пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.03.2014 N 58 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30.07.2014, регистрационный N 33349), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.06.2015 N 189 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.07.2015, регистрационный N 38007), правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждаемых в соответствии с пунктом 7 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации, и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды;
б) проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с нормами, установленными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»;
в) обеспечить безопасность пассажиров при посадке, высадке и на период пребывания на судне;
г) осуществлять плавание в бассейнах (районах), соответствующих категории сложности района плавания судна, знать условия плавания, навигационную и гидрометеообстановку в районе плавания;
д) прекращать движение судна по требованию государственного инспектора по маломерным судам;
е) выполнять требования должностных лиц Государственной инспекции по маломерным судам по вопросам, относящимся к безопасности плавания маломерных судов и охране жизни людей на водных объектах 9 .
1 Подпункт 3 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5499; 2013, N 30, ст. 4123).
3 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, вып. XXXIII. — М., 1979, стр. 435 — 461, «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru, 24.11.2016) Конвенция вступила в силу для СССР 15.07.1977. Документ о присоединении СССР к Конвенции с оговорками сдан на хранение Генеральному секретарю Межправительственной морской консультативной организации 09.11.1973.
4 Пункт 120 Правил плавания судов по внутренним водным путям, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.01.2018 N 19 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.03.2018, регистрационный N 50283), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2019 N 50 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.05.2019, регистрационный N 54757).
5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2013, N 43, ст. 5452.
6 Статья 15 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833; 2019, N 51, ст. 7483).
7 Принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 33 (Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 18.06.2012). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011, ратифицированным Федеральным законом от 01.12.2011 N 374-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийской экономической комиссии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7052); а также Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, ратифицированным Федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).
8 Статья 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2018, N 53, 8451).
9 Пункт 9 Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 N 820 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 39, ст. 4976).
МЧС установило новые правила пользования маломерными судами на водных объектах. Они в числе прочего содержат требования к маневрированию и буксировке, а также расширенный перечень неисправностей, при наличии которых запрещается эксплуатация судна.
Например, запрещена эксплуатация судна при отсутствии индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправности.
Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.
Приказ МЧС России от 6 июля 2020 г. N 487 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации"
Прокурор разъясняет — Южная транспортная прокуратура
Основными законодательными актами, содержащими нормы оснащения маломерных судов, которые используются для личных нужд, являются:
— Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 06.07.2020 № 487;
— Технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», который утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 № 33.
Следует отметить, что Правила пользования маломерными судами вступили в действие с 01 января 2021 года.
Подпунктом «и» пункта 14 Правил запрещена эксплуатация маломерного судна при несоответствии нормам комплектации и оборудования судна, установленным Техническим регламентом о безопасности маломерных судов.
Таким образом, каждое маломерное судно, выходящее в море, должно быть оснащено спасательным, сигнальным и иным оборудованием в соответствии с Техническим регламентом о безопасности маломерных судов, а не только тем оборудованием, которое указано в ранее выданном судовом билете.
В частности, в приложении №5 Технического регламента о безопасности маломерных судов применительно к судам с 4-ой категорией сложности районов плавания приведены следующие требования оснащенности судна.
Так, на судне 4-ой категории должны находиться:
— спасательные круги (в зависимости от количества людей на борту — от 2 до 3 кругов);
— огонь поиска на спасательном круге;
— плавучий якорь на спасательном круге;
— линь длиной не менее 20 метров;
— по одному жилету на каждого человека;
— 3 красных парашютных ракеты;
— теплозащитные средства на каждого человека;
— 4 красных и 4 белых фальшфейера.
Кроме того, все маломерные суда, используемые в морских районах, должны также быть оборудованы:
— средствами связи и навигации в водозащищенном исполнении.
Ответственность за управление судном , имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, установлена частью 3 статьи 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа в размере от 15 до 20 тысяч рублей.
- Вконтакте
- LiveJournal
Южная транспортная прокуратура
Южная транспортная прокуратура
16 июня 2021, 12:26
Севастопольская транспортная прокуратура разъясняет: Нормы оснащения маломерных судов, зарегистрированных в ГИМС МЧС России
Основными законодательными актами, содержащими нормы оснащения маломерных судов, которые используются для личных нужд, являются:
— Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 06.07.2020 № 487;
— Технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», который утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 № 33.
Следует отметить, что Правила пользования маломерными судами вступили в действие с 01 января 2021 года.
Подпунктом «и» пункта 14 Правил запрещена эксплуатация маломерного судна при несоответствии нормам комплектации и оборудования судна, установленным Техническим регламентом о безопасности маломерных судов.
Таким образом, каждое маломерное судно, выходящее в море, должно быть оснащено спасательным, сигнальным и иным оборудованием в соответствии с Техническим регламентом о безопасности маломерных судов, а не только тем оборудованием, которое указано в ранее выданном судовом билете.
В частности, в приложении №5 Технического регламента о безопасности маломерных судов применительно к судам с 4-ой категорией сложности районов плавания приведены следующие требования оснащенности судна.
Так, на судне 4-ой категории должны находиться:
— спасательные круги (в зависимости от количества людей на борту — от 2 до 3 кругов);
— огонь поиска на спасательном круге;
— плавучий якорь на спасательном круге;
— линь длиной не менее 20 метров;
— по одному жилету на каждого человека;
— 3 красных парашютных ракеты;
— теплозащитные средства на каждого человека;
— 4 красных и 4 белых фальшфейера.
Кроме того, все маломерные суда, используемые в морских районах, должны также быть оборудованы:
— средствами связи и навигации в водозащищенном исполнении.
Ответственность за управление судном , имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, установлена частью 3 статьи 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа в размере от 15 до 20 тысяч рублей.
Требования ГИМС к оснащению лодок и маломерных судов
Требования ГИМС к оснащению маломерных судов содержат обязательный и рекомендуемый перечень оборудования. Минимальный набор средств безопасности должен быть на борту маломерного судна и включает в себя спасательное оборудование, средства безопасности на случай чрезвычайных ситуаций. Эксплуатация маломерного судна при отсутствии тех или иных средств безопасности запрещена и главное — не безопасна для жизни и здоровья экипажа.
Перечень средств безопасности, с которым сотрудники ГИМС на воде не будут иметь к вам претензий, указан в нормативно-правовом акте «Нормы оснащения маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, эксплуатируемых во внутренних водах, минимальным набором средств безопасности» и включает в себя:
- Спасательный жилет (суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг)
- Конец Александрова (длиной не менее 15м)
- Спасательный круг с линем не менее 15м
- Гребное устройство (весла, весло-багор, весло-гребок)
- Якорь с якорь-тросом
- Огнетушитель
- Черпак, или ручной насос
- Оборудование для откачки воды из трюма
- Ведро на 10 литров
- Звуковое сигнальное устройство ( * )
- Фонарь белого света, или две ракеты сигнала бедствия красного цвета ( ** )
- Ракеты сигнала бедствия красного цвета ( ** )
* Согласно требованиям пункта 108 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (ППВВП), допускается использование электрического звукового сигнала автомобильного типа
** Наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега
Обязательное оснащение
Требования ГИМС по обязательному оснащению маломерных судов для разрешенного использования средствами безопасности в зависимости от классификации отличаются:
Байдарки
Спасательные жилеты по числу людей на борту, весла, звуковое сигнальное устройство (свисток).
Гребные надувные лодки, вместимостью до 3 человек, не имеющие жесткой слани
Спасательный жилет | По числу людей на борту |
Конец Александрова (длиной не менее 15м) или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров | 1 шт |
Гребное устройство (весла, весло-багор, весло-гребок) | 2 шт |
Звуковое сигнальное устройство | 1 шт (допускается замена на свисток спасательного жилета) |
Гребные лодки, надувные лодки, имеющие жесткие слани, надувные лодки, вместимостью более 3 человек, не имеющие жесткой слани
Спасательный жилет | По числу людей на борту |
Конец Александрова (длиной не менее 15м) или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров | 1 шт |
Гребное устройство (весла, весло-багор, весло-гребок) | 2 шт |
Черпак, или ручной насос | 1 шт |
Звуковое сигнальное устройство | 1 шт (допускается замена на свисток спасательного жилета) |
Фонарь белого света, или две ракеты сигнала бедствия красного цвета | 1 шт |
Моторные лодки длиной до 6 метров
Спасательный жилет | По числу людей на борту |
Конец Александрова (длиной не менее 15м) или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров | 1 шт |
Гребное устройство (весла, весло-багор, весло-гребок) | 2 шт |
Огнетушитель | Если установлен стационарный двигатель с фиксированным топливным баком любого размера или прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе |
Черпак, или ручной насос | При отсутствии оборудования для откачки воды |
Звуковое сигнальное устройство | 1 шт (допускается замена на свисток спасательного жилета) |
Фонарь белого света, или две ракеты сигнала бедствия красного цвета | 1 шт |
Моторные маломерные суда длиной от 6 до 12 метров
Спасательный жилет | По числу людей на борту |
Спасательный круг (или кольцо) с линем длиной не менее 15 метров | 1 шт |
Якорь с якорь-тросом (якорь-цепью) | 1 шт (согласно ГОСТ Р 51722-2001) |
Огнетушитель | 1 шт |
Черпак, или ручной насос | При отсутствии оборудования для откачки воды |
Звуковое сигнальное устройство | 1 шт |
Ракеты сигнала бедствия красного цвета | 3 шт |
Моторные маломерные суда длиной свыше 12 метров
Спасательный жилет | По числу людей на борту |
Спасательный круг с линем длиной не менее 15 метров | 2 шт |
Якорь с якорь-тросом (якорь-цепью) | 1 шт (согласно ГОСТ Р 51722-2001) |
Огнетушитель | 1 шт (+1шт, если на его борту установлен прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе) |
Оборудование для откачки воды из трюма | 1 шт |
Ведро на 10 литров | 1 шт |
Звуковое сигнальное устройство | 1 шт |
Ракеты сигнала бедствия красного цвета | 6 шт |
Гидроциклы
При эксплуатации гидроциклов обязательным оснащением является спасательный жилет по числу людей на борту.
Несамоходные маломерные суда вместимостью менее 80 тонн
Суда, используемые в качестве буксируемых, дебаркадеры
Спасательный жилет | По числу людей на борту |
Спасательный круг с линем длиной не менее 15 метров | 1 шт |
Якорь с якорь-тросом (якорь-цепью) | 1 шт (согласно ГОСТ Р 51722-2001) |
Огнетушитель | 1 шт (вместимость до 10 тонн) 2 шт (вместимость свыше 10 тонн) |
Ручной насос \ Оборудование для откачки воды из трюма | Ручной насос — (вместимость до 10 тонн) Оборудование для откачки — (вместимость свыше 10 тонн) |
Ведро на 10 литров | 1 шт |
Звуковое сигнальное устройство | 1 шт |
Фонарь белого света, или две ракеты сигнала бедствия красного цвета | 1 шт |
Рекомендуемое дополнительное оборудование
Следующее оборудование не является обязательным и его наличие носит рекомендательный характер:
— Пиротехнические сигналы бедствия;
— Аптечка для оказания первой медицинской помощи;
— Ремонтный комплект;
— Один спасательный круг с 15-ти метровым линем;
— Два одеяла;
— Одно сигнальное полотно (флаг — отмашка);
— Приспособление для поднятия человека на борт;
— Багор;
— Система связи;
— Магнитный компас;
— Навигационная аппаратура ГЛОНАС;
Читайте ещё
Какие суда облагаются транспортным налогом
Теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства. За исключением:— морские и речные промысловые суда— пассажирские, грузовые……
Договор купли-продажи маломерных судов
Образец договора купли-продажи, порядок действий при купле-продаже, снятия с учета в ГИМС, расчеты с продавцом. Поделиться
График работы шлюзов в навигацию 2021
Сроки работы судоходных гидротехнических сооружений в навигацию 2021 по бассейнам внутренних водных путей. Сроки работы средств навигационного оборудования на участках внутреннего водного пути установлены по……