Что относится к критически важным объектам
Перейти к содержимому

Что относится к критически важным объектам

  • автор:

Постановление Правительства РФ от 14 августа 2020 г. N 1225 "Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам"

В соответствии с подпунктом «р» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам.

2. Федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» обеспечить в 6-месячный срок со дня официального опубликования настоящего постановления подготовку и принятие в установленном порядке нормативных правовых актов в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной штатной численности, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам исполнительной власти федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обеспечить методическое руководство разработкой федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 августа 2020 г. N 1225

Правила
разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам

1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам (далее — критерии).

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«категории значимости критически важных объектов» :

критически важные объекты федерального уровня значимости — объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой 2 и более субъектов Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения 2 и более субъектов Российской Федерации;

критически важные объекты регионального уровня значимости — объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации;

критически важные объекты муниципального уровня значимости — объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации;

«объект» — комплекс технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельное здание, строение и сооружение, размещенные на обособленной территории (акватории), границы которой установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, и принадлежащие на праве собственности, аренды или ином законном основании физическим и юридическим лицам, которые осуществляют деятельность на территории Российской Федерации и иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

«объекты, подлежащие отнесению к критически важным объектам» — объекты всех форм собственности, нарушение или прекращение функционирования которых в результате чрезвычайных ситуаций может привести к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения;

«существенное снижение безопасности жизнедеятельности населения» — обстановка, которая возникла вследствие нарушения или прекращения функционирования объекта и при которой на определенной территории невозможно проживание людей, а также обстановка, которая возникла в связи с гибелью или повреждением имущества граждан, с угрозой их жизни или здоровью.

3. Принятие в установленном порядке нормативных правовых актов об утверждении критериев осуществляется федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» в отношении объектов, правообладателями которых являются эти органы и государственные корпорации или организации, в отношении которых указанные органы и государственные корпорации осуществляют координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).

В случае если объекты, в отношении которых разрабатываются критерии, относятся к сфере деятельности 2 и более федеральных органов исполнительной власти, и (или) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», и (или) Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», указанные нормативные правовые акты подлежат также согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, и (или) Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», и (или) Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос».

Указанные нормативные правовые акты принимаются по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

4. Критерии должны состоять из конкретных (количественных и качественных) показателей и соответствующих им значений.

5. На основании значений конкретных показателей объекты, подлежащие отнесению к критически важным объектам, включаются в одну из категорий значимости критически важных объектов.

Федеральные ведомства, госкорпорации "Росатом" и "Роскосмос" в целях защиты населения и территорий от ЧС должны утвердить критерии отнесения объектов всех форм собственности к критически важным. Правительство установило правила разработки таких критериев.

К критически важным относятся объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой страны, региона или административно-территориальной единицы субъекта, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

Предусмотрены 3 категории значимости критически важных объектов — объекты федерального, регионального и муниципального уровня. Критерии должны включать конкретные показатели (количественные и качественные) и соответствующие им значения.

Постановление Правительства РФ от 14 августа 2020 г. N 1225 "Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам"

Критически важный объект (КВО)

Критически важный объект (КВО) – это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

Критически важный объект (КВО)

Классификация КВО

Классификация КВО по значимости

Объекты федерального уровня:

  • объекты, в которых размещены аппараты высших органов государственной власти и управления;
  • объекты, которые могут использоваться террористами или террористическими организациями в целях нарушения государственной безопасности, дестабилизации государственного строя, либо оказания воздействия на принятие решений высшими органами государственной власти для побуждения их к совершению действия в интересах террористов;
  • объекты, уничтожение или прекращение действия которых представляет угрозу для национальной (информационной, экономической, военной, внешнеполитической, экологической) безопасности Российской Федерации.

Объекты субъектового уровня:

  • объекты, в которых размещены аппараты органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации;
  • объекты, уничтожение или прекращение действия которых представляют угрозу информационной, экономической или экологической безопасности субъекта Российской Федерации.

Объекты территориального и муниципального уровня:

  • объекты, уничтожение или прекращение действия которых приводит к существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях.

Классификация КВО по видам угроз

  • ядерно опасные (атомные электростанции, предприятия ядерно-оружейного комплекса);
  • радиационно опасные (спецкомбинаты «Радон», места хранения жидких радиоактивных отходов, отработанного ядерного топлива и др.);
  • химически опасные (предприятия нефтехимического, металлургического, машиностроительного, радио- и электротехнического и оборонного производства, пищевой промышленности);
  • биологически опасные (крупные предприятия по производству, переработке и хранению сельхозпродукции, фармацевтические комплексы и др.);
  • техногенно опасные (крупные железнодорожные узлы, морские порты, аэропорты в крупных городах, метрополитены, мосты и тоннели длиной более 500 м., объекты топливно-энергетического комплекса, тепловые электростанции, электроподстанции и магистральные линии электропередач);
  • пожаровзрывоопасные (магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы, газокомпрессорные и нефтеперекачивающие станции, а также хранилища сжиженных газов и нефти, крупные предприятия по производству и переработке жидкофазных или твердых взрывоопасных материалов);
  • гидродинамически опасные (крупные гидротехнические сооружения промышленного и водохозяйственного назначения);
  • объекты государственного управления, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры (информационно и телекоммуникационно опасные) (стационарные и мобильные пункты управления, узлы телефонной, телевизионной, радио- связи и оповещения, архивы, концертные залы, и др.).

Классификация КВО по уровням угроз

  • 1 класс – критически важные объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения федеральных и или трансграничных чрезвычайных ситуаций, в результате которых количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей;
  • 2 класс – критически важные объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения региональных чрезвычайных ситуаций, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;;
  • 3 класс – критически важные объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения межмуниципальных чрезвычайных ситуаций, в результате которых зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
  • 4 класс – критически важные объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения муниципальных чрезвычайных ситуаций, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
  • 5 класс – критически важные объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций, в результате которых территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек, либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей.

Категории значимости КВО

  1. Критически важные объекты федерального уровня значимости – объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой 2 и более субъектов Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения 2 и более субъектов Российской Федерации.
  2. Критически важные объекты регионального уровня значимости – объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации.
  3. Критически важные объекты муниципального уровня значимости – объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.

Перечень категорий КВО

Ядерно и/или радиационно опасные объекты

  1. Атомные электростанции.
  2. Радиохимические комбинаты и заводы.
  3. Базы хранения атомных подводных лодок, выведенных из эксплуатации.
  4. Хранилища отработавшего ядерного топлива.
  5. Хранилища высокоактивных отходов.
  6. Пункты размещения, эксплуатации или хранения ядерного оружия, ядерных боеприпасов, ядерных установок, ядерных материалов и изделий на их основе.
  7. Научно-исследовательские организации, имеющие ядерные энергетические установки.

Химически опасные объекты

  1. Предприятия химической промышленности.
  2. Предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.
  3. Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности.
  4. Предприятия оборонного комплекса.
  5. Заводы по уничтожению химического оружия.
  6. Склады химического оружия.
  7. Предприятия коммунального хозяйства (объекты водоснабжения и очистки от сточных вод).
  8. Железнодорожный и трубопроводный транспорт (магистральные аммиакопроводы).
  9. Хранилища сжиженных токсичных газов под давлением.

Биологически опасные объекты

  1. Предприятия, производящие возбудителей особо опасных инфекций (чума, холера, сибирская язва, туляремия, бруцеллез, желтая лихорадка, мелиоидоз, сап и натуральная оспа).
  2. Предприятия, производящие возбудителей опасных инфекционных заболеваний (клещевые боррелиозы, лейшманиозы, сальмонелиозы, столбняк, брюшной тиф и др.).
  3. Предприятия, использующие возбудителей особого опасных инфекций и опасных инфекционных заболеваний.

Техногенно опасные объекты

  1. Тепловые и гидроэлектрические электростанции (мощность свыше 600 МВт).
  2. Крупные подстанции (класс напряжения 330 кВ и более).
  3. Центры управления работой ЕЭС.
  4. Центры управления воздушным движением.
  5. Аэропорты и аэродромы федерального значения.
  6. Информационные вычислительные центры, узлы связи и центры диспетчерского управления железнодорожным транспортом.
  7. Морские грузовые и рыбные порты.
  8. Метрополитены, мосты и тоннели длиной более 500 м.
  9. Предприятия ракетно-космического и авиационного комплекса.
  10. Плотины крупных водохранилищ (1 и 2 класса). , ограждающие хранилища жидких отходов промышленных предприятий (хвостохранилища обогатительных фабрик и т.п.).

Пожаровзрывоопасные объекты

  1. Нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие заводы.
  2. Морские нефтяные и газовые скважины и морские нефтеналивные терминалы.
  3. Газоперерабатывающие заводы и газонаполнительные станции (объем хранения более 2000 тонн сжиженных углеводородов).
  4. Хранилища сжиженных газов, нефти и сжиженных токсичных газов.
  5. Титаниево-магниевые заводы (комбинаты).
  6. Места хранения вооружения, военной техники и взрывчатых веществ.
  7. Газгольдерные, кислородные станции и установки.
  8. Магистральные газо- и нефтепродуктопроводы.

Объекты государственного управления, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры

  1. Здания, в которых размещены аппараты высших органов государственной власти и управления.
  2. Организации управления финансовой системой Российской Федерации.
  3. Предприятия, осуществляющие функции по добыче, производству, переработке, обращению и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и защищенной полиграфической продукции.
  4. Организации, обеспечивающие деятельность высших органов государственной власти и управления.
  5. Пункты государственного, военного управления и спецсвязи.
  6. Организации и центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
  7. Научные и образовательные учреждения обладающие уникальными научными образцами, научной информацией или оборудованием.
  8. Организации телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
  9. Государственные архивы федерального уровня.
  10. Комбинаты хранения государственных резервов.

Источники: постановление Правительства РФ от 14.08.2020 № 1225 «Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам»; Федеральный закон РФ 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; ГОСТ Р 22.2.06-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Оценка риска чрезвычайных ситуаций при разработке паспорта безопасности критически важного объекта и потенциально опасного объекта.

Что относится к критически важным объектам

Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня критически важных объектов

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2021 г. № 981
МОСКВА
Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня критически важных объектов

В соответствии с подпунктом «р» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила формирования и утверждения перечня критически важных объектов.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной штатной численности, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам исполнительной власти федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 29 февраля 2028 г. включительно.

Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 24 июня 2021 г. № 981

ПРАВИЛА формирования и утверждения перечня критически важных объектов

1. Настоящие Правила устанавливают порядок формирования и утверждения перечня критически важных объектов (далее — перечень) , за исключением критически важных объектов военной инфраструктуры.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«население» — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации;

«территория» — земельное, водное, воздушное пространство в пределах Российской Федерации или его части, объекты производственного и социального назначения, а также окружающая среда.

3. Объекты всех форм собственности, нарушение или прекращение функционирования которых может привести к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, подлежат отнесению к критически важным объектам и обязательному учету в перечне.

4. Перечень формируется и ведется в целях:

а) сбора, обработки, анализа и хранения информации о критически важных объектах;

б) создания информационной основы для разработки и выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) информационного обеспечения федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

5. Формирование и ведение перечня осуществляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

6. Перечень формируется из ведомственных разделов, представляемых федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» (далее — государственные корпорации) в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

7. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации осуществляют формирование, утверждение и ведение ведомственных разделов перечня в части, касающейся критически важных объектов, правообладателями которых являются эти федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации или организации, в отношении которых они осуществляют координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления) .

Уточнение и актуализация ведомственных разделов перечня осуществляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

8. Формирование и ведение перечня осуществляются с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства Российской Федерации о государственной тайне, законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне.

9. Отнесение объекта к критически важным объектам осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации на основании критериев, утвержденных в установленном порядке нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. № 1225 «Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам».

10. Сведения, необходимые для формирования и ведения перечня, представляются юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, владеющими критически важным объектом на праве собственности, праве оперативного управления, праве хозяйственного ведения либо на ином законном основании (далее — организация, эксплуатирующая критически важный объект) , по запросу соответствующего федерального органа исполнительной власти или государственной корпорации в срок не более 30 календарных дней со дня получения соответствующего запроса.

Запрос направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

11. К сведениям, необходимым для формирования и ведения перечня, относятся:

а) полное и сокращенное наименование, место нахождения и адрес юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) , место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию критически важного объекта;

б) наименование, место нахождения и адрес критически важного объекта, предлагаемая категория значимости критически важного объекта и характеристика критериев отнесения к критически важному объекту, сведения о зданиях и сооружениях повышенного уровня ответственности, входящих в состав критически важного объекта, а также зданиях, строениях и сооружениях, в которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек;

в) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений критически важного объекта, а также земельных участков и (или) акваторий водных объектов, на которых размещается критически важный объект, либо реквизиты документов, подтверждающих наличие зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости или государственном водном реестре на праве собственности или ином законном основании таких зданий, строений, сооружений критически важного объекта, а также земельных участков и (или) акваторий водных объектов, на которых размещается критически важный объект;

г) сведения о категории значимости, ранее присвоенной объекту (при наличии) ;

д) реквизиты документов, подтверждающих наличие декларации промышленной безопасности, декларации пожарной безопасности, декларации безопасности гидротехнического сооружения, утвержденных и зарегистрированных в установленном порядке (если разработка указанных деклараций предусмотрена законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, пожарной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений) ;

е) реквизиты документов, подтверждающих наличие утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке паспорта безопасности критически важного объекта, разрабатываемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (при наличии) .

12. Сведения, указанные в пункте 11 настоящих Правил, оформляются для каждого критически важного объекта на бумажном носителе и подписываются руководителем организации, эксплуатирующей критически важный объект, либо уполномоченным представителем и заверяются печатью (при наличии) .

Организации, эксплуатирующие критически важный объект, вправе представить электронный носитель, содержащий указанные сведения.

13. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации в месячный срок со дня поступления сведений, указанных в пункте 11 настоящих Правил, от организации, эксплуатирующей критически важный объект:

а) проверяют полноту и достоверность представленных документов, правильность их заполнения, а также ведомственную принадлежность организации;

б) проверяют полноту и правильность проведенной идентификации критически важного объекта, соответствие критериям отнесения к критически важным объектам, а также соответствие предлагаемой категории значимости критически важного объекта критериям отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам, утвержденным в установленном порядке нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. № 1225 «Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам»;

в) вносят сведения об объекте и организации, эксплуатирующей критически важный объект, в ведомственный раздел перечня, направляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и организацию, эксплуатирующую критически важный объект, уведомление о внесении критически важного объекта в перечень, в котором указываются сведения о присвоенной ему категории значимости.

14. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в перечне, об организации, эксплуатирующей критически важный объект, и (или) о характеристиках критически важного объекта, и (или) месте нахождения и адреса критически важного объекта, а также изменений, связанных с исключением критически важного объекта из перечня в связи со сменой организации, эксплуатирующей критически важный объект, осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти или государственной корпорацией на основании заявления организации, эксплуатирующей критически важный объект.

15. Заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в перечне, представляется организацией, эксплуатирующей критически важный объект, на бумажном носителе в срок не позднее 30 дней со дня наступления обстоятельств, указанных в пункте 14 настоящих Правил.

В заявлении указываются основания внесения изменений в сведения, содержащиеся в перечне. К заявлению прилагаются соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений, актуализированные сведения, характеризующие каждый критически важный объект, подписанные руководителем организации, эксплуатирующей критически важный объект, либо уполномоченным представителем заявителя и заверенные печатью (при наличии) .

Организация, эксплуатирующая критически важный объект, вправе представить электронный носитель, содержащий заявление, актуализированные сведения, характеризующие критически важный объект, и документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений в сведения, содержащиеся в перечне.

16. Исключение критически важного объекта из перечня осуществляется на основании заявления организации, эксплуатирующей критически важный объект, направляемого в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или государственную корпорацию, в случаях:

а) ликвидации критически важного объекта, вывода его из эксплуатации или консервации;

б) утраты критически важным объектом признаков, соответствующих критериям его отнесения к критически важным объектам;

в) изменения критериев отнесения объектов к критически важным объектам, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

17. Заявление об исключении критически важного объекта из перечня представляется организацией, эксплуатирующей критически важный объект, на бумажном носителе в срок не позднее 30 дней со дня наступления обстоятельств, указанных в пункте 16 настоящих Правил.

В заявлении указываются основания исключения критически важного объекта из перечня.

К заявлению прилагаются соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для исключения критически важного объекта из перечня, подписанные руководителем организации, эксплуатирующей критически важный объект, либо уполномоченным представителем заявителя и заверенные печатью (при наличии) .

Организации, эксплуатирующие критически важный объект, вправе представить электронный носитель, содержащий заявление и документы, подтверждающие основания для исключения критически важного объекта из перечня.

18. В случае представления организацией, эксплуатирующей критически важный объект, комплекта документов не в полном объеме и (или) выявления несоответствия сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил, сведениям, указанным в заявлении организации, эксплуатирующей критически важный объект, соответствующий федеральный орган исполнительной власти или государственная корпорация в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления сведений, направляют заявителю уведомление об отказе в приеме документов по результатам предварительного рассмотрения заявления и комплекта документов с указанием причины отказа.

19. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации предоставляют по запросам органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности или на ином законном основании критически важным объектом, в месячный срок со дня поступления запроса информацию, содержащуюся в соответствующем ведомственном разделе перечня.

Обязательные требования к потенциально опасным и критически важным объектам в области ЧС

В конце 2022 года был опубликован Приказ МЧС России от 10.10.2022 № 994 об утверждении обязательных требований к потенциально опасным объектам (ПОО) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Его должны применять все федеральные органы власти, госкорпорации, юридические лица и ИП, которые эксплуатируют ПОО, кроме Минобороны и ГУСП Президента РФ. Подготовили для вас обзор обязательных требований по Приказу № 994, а также осветили общие правила для потенциально опасных и критически важных объектов.

Содержание

Что такое потенциально опасный объект

В 2020 году Правительство РФ приняло Постановление от 14.08.2020 № 1226, которым установило порядок разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к ПОО. Сами критерии разрабатывают федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют контроль (надзор) в определенной сфере. Например, Ростехнадзор.

Потенциально опасный объект — это объект, авария на котором может привести к возникновению чрезвычайной ситуации. По Постановлению № 1226 все ПОО делятся на шесть категорий:

  1. Особо высокий уровень опасности. Он присваивается объектам, авария на которых приводит к ЧС федерального уровня реагирования.
  2. Чрезвычайно высокий уровень опасности. Это объекты, на которых при аварии может возникнуть ЧС межрегионального характера.
  3. Высокий уровень опасности. Авария на таких объектах приводит к ЧС регионального масштаба.
  4. Повышенный уровень опасности. Категория присваивается объектам, авария на которых ведет к развитию ЧС межмуниципального характера. То есть затрагивает несколько поселений.
  5. Средний уровень опасности. Аварии на таких объектах приводят к ЧС на уровне муниципального образования.
  6. Низкий уровень опасности. Сюда относятся объекты, аварии на которых носят локальный характер.

Что такое критически важный объект

Авария на ПОО может привести к нарушению или прекращению функционирования объектов, от которых зависит управление экономикой или безопасность жизнедеятельности населения. Это, например:

  • АЭС;
  • объекты транспортной инфраструктуры;
  • гидроузлы;
  • магистральные газо- и нефтепроводы;
  • здания, в которых размещены аппараты высших органов власти.

Такие объекты отнесены к критически важным (КВО) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.08.2020 № 1225. КВО делятся на три категории значимости:

  • федеральную — нарушения функционирования КВО приводит к потере управляемости экономики или снижению уровня безопасности населения в двух и более субъектах РФ;
  • региональную;
  • муниципальную.

Все КВО подлежат учету в специальном перечне МЧС России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.06.2021 № 981. Этот список состоит из ведомственных разделов, которые формируются по информации из надзорных органов. Ведомства и госкорпорации, в свою очередь, запрашивают сведения у юридических лиц и ИП — владельцев КВО.

Критерии для ПОО Ростехнадзора

С января 2022 года действуют критерии для потенциально опасных объектов, которые находятся под надзором РТН, по Приказу от 03.08.2021 № 273. Ростехнадзор отнес к ПОО:

  • гидротехнические сооружения, кроме судоходных и портовых ГТС, I и II класса;
  • ЛЭП и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 кВ и более;
  • ТЭЦ мощностью 150 МВт и выше;
  • ОПО I и II класса опасности, на которых есть опасные вещества;
  • ОПО, связанные с получением, использованием и транспортировкой расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих металлов 500 кг и более;
  • объекты ведения горных работ и работ по обогащению полезных ископаемых.

Порядок ведения Перечня ПОО

Компании и ИП, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, самостоятельно относят их к одной из категорий по утвержденным критериям.

В срок до 1 декабря 2022 года владельцы ПОО должны были передать в МЧС России сведения, необходимые для формирования и ведения Перечня ПОО. По строящимся потенциально опасным объектам информацию в МЧС нужно направлять не позднее трех месяцев с даты выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Состав сведений для МЧС России и порядок передачи информации установлены в Постановлении Правительства РФ от 10.07.2021 № 1155.

Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития ЧС на ПОО

Организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, должны разрабатывать планы их защищенности. Это три комплекса мер по Приказу № 984:

  • по предупреждению возникновения и развития ЧС — приложение 1;
  • по снижению размеров ущерба и потерь — приложение 2;
  • по обеспечению устойчивости функционирования организаций, осуществляющих эксплуатацию ПОО — приложение 3.

Оценка готовности эксплуатирующей организации

С 1 сентября 2023 года организации, эксплуатирующие ПОО, должны разработать План проведения оценки готовности к предупреждению и ликвидации ЧС. Документ составляется с перспективой на пять лет.

План разрабатывается до 1 декабря года, предшествующего году оценки готовности. То есть первый раз его нужно составить до 1 декабря 2023 года на 2024-2028 годы.

Оценка готовности проводится самой эксплуатирующей организацией:

  • не реже 1 раза в 2 года — для ПОО 1 и 2 категории опасности;
  • не реже 1 раза в 3 года — для ПОО 3 и 4 категории;
  • не реже 1 раза в 5 лет — для ПОО 5 и 6 категории;
  • внепланово — по требованию МЧС России, при выявлении нарушений.

Если организация эксплуатирует ПОО, относящийся одновременно к КВО, то оценка готовности проводится в порядке для КВО. Если есть несколько потенциально опасных объектов, то периодичность определяют по наивысшей категории опасности.

Приказ о проведении оценки готовности нужно издать не позднее, чем за 20 рабочих дней до ее начала. Требования к содержанию документа приведены в Приказе № 984.

По результатам оценки готовности составляется Акт по форме приложения 4 к Требованиям № 984.

Требования к учету ЧС

Организации, эксплуатирующие ПОО, должны издать Правила организации учета чрезвычайных ситуаций и установления причин их возникновения. При их разработке учитывают:

  • критерии информации о ЧС по Приказу МЧС России от 05.07.2021 № 429;
  • формы, предусмотренные Инструкцией по Приказу МЧС России от 11.01.2021 № 2.

Требования к разработке паспорта КВО

С 1 сентября до 1 декабря 2023 года эксплуатирующие организации — ИП и юрлица, должны разработать Паспорт критически важного объекта. Требования к его содержанию, оформлению и порядку утверждения, пересмотра приведены в Постановлении Правительства РФ от 10.11.2022 № 2034.

Паспорт составляется на каждый объект. Если два и более КВО у одного владельца связаны между собой и размещены на обособленной территории, либо расстояние между ними менее 500 м, то на них можно делать единый документ.

Паспорт безопасности КВО регистрируется в МЧС России. Он действует пять лет и подлежит пересмотру:

  • при смене владельца КВО;
  • за 30 рабочих дней до окончания планового срока действия.

Обо всех изменениях в утвержденный План КВО также нужно сообщать в МЧС России.

Требования к разработке паспорта ПОО

ИП и юридические лица, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, до 1 декабря 2023 года должны разработать Паспорт потенциально опасного объекта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2022 № 1265. Исключение одно — ПОО отнесен к КВО. В этом случае разрабатывается только паспорт критически важного объекта по Постановлению № 2034.

Документ подлежит регистрации в МЧС России. Обо всех изменениях также нужно сообщать в ведомство.

Срок действия Паспорта ПОО не установлен.

Мы привели «списочно» общие требования в сфере предупреждения ЧС на потенциально опасных и критически важных объектах. По ним вы можете оценить, какой объем документации придется вести эксплуатирующим ПОО и КВО предпринимателям с 1 сентября 2023 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *