115 фз когда вступил в силу
Перейти к содержимому

115 фз когда вступил в силу

  • автор:

Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ

Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. (В редакции федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ; от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительных органов личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, адвокатских и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, саморегулируемых организаций аудиторов в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц. (В редакции федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ, от 16.11.2005 № 145-ФЗ, от 30.12.2015 № 424-ФЗ, от 23.06.2016 № 215-ФЗ, от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 11.06.2021 № 165-ФЗ, от 26.03.2022 № 72-ФЗ)

Действие настоящего Федерального закона распространяется на филиалы и представительства, а также на дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации, если это не противоречит законодательству государства их места нахождения. (Дополнение частью — Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ)

В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

доходы, полученные преступным путем, — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления; (В редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ)

финансирование терроризма — предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений; (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 197-ФЗ; от 02.11.2013 № 302-ФЗ; от 06.07.2016 № 374-ФЗ)

операции с денежными средствами или иным имуществом — действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

внутренний контроль — деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

организация внутреннего контроля — совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 18.03.2019 № 32-ФЗ)

осуществление внутреннего контроля — реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по проведению в установленных настоящим Федеральным законом случаях упрощенной идентификации клиентов — физических лиц, установлению информации, указанной в подпункте 11 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по оценке степени (уровня) риска совершения клиентами подозрительных операций и отнесению клиентов к группам риска совершения подозрительных операций, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 18.03.2019 № 32-ФЗ, от 30.12.2020 № 536-ФЗ, от 21.12.2021 № 423-ФЗ)

клиент — физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 424-ФЗ)

выгодоприобретатель — лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ)

бенефициарный владелец — в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

идентификация — совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 482-ФЗ)

фиксирование сведений (информации) — получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации настоящего Федерального закона; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ)

замораживание (блокирование) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг — адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 74 настоящего Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, либо организации или физическому лицу, включенным в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения (далее — перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН); (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 28.06.2022 № 219-ФЗ)

замораживание (блокирование) имущества — адресованный собственнику или владельцу имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 74 настоящего Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, либо организации или физическому лицу, включенным в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 28.06.2022 № 219-ФЗ)

упрощенная идентификация клиента — физического лица (далее также — упрощенная идентификация) — осуществляемая в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента — физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов: (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)

с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)

с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 28.12.2022 № 569-ФЗ)

с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)

иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 30.12.2015 № 424-ФЗ)

доверительный собственник (управляющий) иностранной структуры без образования юридического лица — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), на основании договора или личного закона иностранной структуры без образования юридического лица вправе осуществлять деятельность по управлению денежными средствами или иным имуществом, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей такой иностранной структуры без образования юридического лица; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 28.06.2021 № 233-ФЗ)

протектор — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), на основании договора или личного закона иностранной структуры без образования юридического лица наделено полномочиями осуществлять контроль за действиями доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица или участвует в ее деятельности; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 28.06.2021 № 233-ФЗ)

личный кабинет — информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется: (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 23.04.2018 № 112-ФЗ)

организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, уведомлений уполномоченного органа о включении организаций или физических лиц в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, или об исключении организаций или физических лиц из перечней организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями и дополнениями)

    +–

Глава II. Предупреждение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (ст.ст. 4 — 7.8)

Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом

Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю

Статья 6.1. Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах

Статья 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

Статья 7.1. Права и обязанности иных лиц

Статья 7.1-1. Предоставление информации организаторами торговли, клиринговыми организациями, центральными контрагентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность исключительно по инвестиционному консультированию

Статья 7.2. Права и обязанности кредитных организаций и организаций федеральной почтовой связи при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств

Статья 7.3. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании некоторых категорий лиц

Статья 7.4. Дополнительные меры противодействия финансированию терроризма

Статья 7.5. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании организаций и физических лиц, включенных в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН

Статья 7.6. Информирование о группах риска совершения юридическими лицами (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, подозрительных операций и использование кредитными организациями данной информации

Статья 7.7. Права и обязанности кредитных организаций при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов — юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в зависимости от отнесения их к группам риска совершения подозрительных операций

Статья 7.8. Права и обязанности кредитных организаций, юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при пересмотре оснований для применения мер в связи с отнесением юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций

Глава III. Организация деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ст.ст. 8 — 9.1)

Статья 8. Уполномоченный орган

Статья 8.1. Предоставление уполномоченным органом информации в целях противодействия коррупции

Статья 9. Представление информации и документов

Статья 9.1. Контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

Глава IV. Международное сотрудничество в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения (ст.ст. 10 — 12)

Статья 10. Обмен информацией и правовая помощь

Статья 10.1. Информирование компетентных органов иностранных государств о запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами

Статья 10.2. Международное сотрудничество в сфере борьбы с финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения

Статья 11. Признание приговора (решения), вынесенного судом иностранного государства

Статья 12. Выдача и транзитная перевозка

Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 13 — 17)

Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Статья 14. Прокурорский надзор

Статья 15. Обжалование действий уполномоченного органа и его должностных лиц

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 17. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

С изменениями и дополнениями от:

25 июля, 30 октября 2002 г., 28 июля 2004 г., 16 ноября 2005 г., 27 июля 2006 г., 12 апреля, 19, 24 июля, 28 ноября 2007 г., 3 июня, 17 июля 2009 г., 5, 23, 27 июля 2010 г., 27 июня, 8 ноября 2011 г., 20 июля, 3 декабря 2012 г., 7 мая, 28 июня, 2 ноября, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 4 июня, 21 июля, 29, 31 декабря 2014 г., 2 мая, 8, 29 июня, 29, 30 декабря 2015 г., 23 июня, 3, 6 июля, 28 декабря 2016 г., 29 июля, 29, 31 декабря 2017 г., 18, 23 апреля, 27 декабря 2018 г., 18 марта, 3, 26 июля, 2 августа, 2, 16, 27 декабря 2019 г., 1 марта, 7 апреля, 13, 20, 31 июля, 8, 22, 29, 30 декабря 2020 г., 24 февраля, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 1, 2 июля, 19 ноября, 21, 30 декабря 2021 г., 26 марта, 16 апреля, 28 июня, 14 июля, 5, 19, 28, 29 декабря 2022 г., 18 марта, 28 апреля, 13 июня, 10 июля 2023 г.

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Концепцию развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденную Президентом РФ 30 мая 2018 г.

Об обобщении практики применения настоящего Федерального закона см.:

Президент Российской Федерации

Регулируются отношения физических лиц и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

Устанавливается перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также организаций, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях. Определяется единый для физических и юридических лиц порог, свыше которого операции подлежат обязательному контролю — в размере 600000 руб.

На организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возлагается обязанность проведения внутреннего контроля по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю. В частности, эти организации обязаны направлять в уполномоченный орган сведения об операциях, относительно которых у этих организаций возникли подозрения, что указанные операции осуществляются с целью легализации (отмывания) доходов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2002 г.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 9 августа 2001 г. N 151, в "Парламентской газете" от 14 августа 2001 г. N 152-153, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3418

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 10 июля 2023 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу с 21 июля 2023 г.

Федеральный закон от 10 июля 2023 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2024 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 10 июля 2023 г. N 298-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2025 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 13 июня 2023 г. N 260-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июня 2023 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. N 165-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 апреля 2023 г.

Федеральный закон от 18 марта 2023 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2023 г.

Федеральный закон от 18 марта 2023 г. N 74-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2023 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 607-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2023 г. и с 1 марта 2024 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 595-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2023 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2022 г. N 569-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. N 540-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 декабря 2022 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 декабря 2022 г.

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2022 г.

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 279-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2022 г.

Федеральный закон от 28 июня 2022 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2022 г.

Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 апреля 2022 г.

Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2022 г.

Федеральный закон от 26 марта 2022 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 марта 2022 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 483-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июня 2022 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 423-ФЗ

Изменения вступают в силу с 21 декабря 2021 г., с 22 марта 2022 г., с 1 июля 2022 г.

Федеральный закон от 19 ноября 2021 г. N 370-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 ноября 2021 г.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июля 2021 г.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 августа 2021 г.

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 июля 2021 г.

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2021 г.

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 165-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 июня 2021 г.

Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 155-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 июня 2021 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 октября 2021 г.

Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 августа 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 января 2021 г., за исключением пункта 2, подпунктов "б" — "г", "ж" и "з" пункта 3 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 сентября 2021 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. N 479-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 441-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г. и с 1 сентября 2022 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г., за исключением подпункта "б" пункта 3 статьи 17 изменений, вступающих в силу с 10 января 2021 г.

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2020 г.

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 208-ФЗ

Федеральный закон от 7 апреля 2020 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 46-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 марта 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 480-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 438-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июля 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2019 г.

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2019 г.

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 565-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 июня 2019 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 июля 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 482-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 288-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 215-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 424-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 423-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 407-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 403-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 484-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 403-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 5, вступающих в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 163-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2007 г. N 275-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2008 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 12 апреля 2007 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 ноября 2005 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении двух месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Контроль операций с денежными средствами и имуществом: нововведения января

Институт обязательного контроля операций с денежными средствами и иным имуществом является одним из базовых элементов функционирования российской системы противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения. Тому, что Россия в последние несколько лет занимает лидирующие позиции в международной системе противодействия отмыванию преступных доходов, во многом способствует регулярная законодательная деятельность по совершенствованию правового регулирования рассматриваемых отношений.

Нормы Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) ежегодно корректируются. Только в 2020 году было принято 9 нормативных правовых актов, вносящих изменения в его отдельные статьи. Причем срок начала действия большинства принятых в прошлом году поправок датируется январем 2021 года. Некоторые из них вступили в силу с начала месяца, другие – с 10 января, а остальные начнут действовать с 30 января. Самым масштабным в плане поправок можно признать Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 208-ФЗ (далее – Закон № 208-ФЗ).

Остановимся на ключевых январских изменениях более подробно.

Операции с наличными

По общему правилу, обязательному контролю подлежат отдельные виды операций с денежными средствами или иным имуществом, сумма которых равна 600 тыс. руб. или рублевому эквиваленту этой суммы для операций в иностранной валюте либо превышает указанный размер (п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ). Перечень видов контролируемых операций с денежными средствами в наличной форме закреплен в подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ, который был скорректирован Законом № 208-ФЗ.

Во-первых, поправками, вступившими в силу с 10 января текущего года, внесено уточнение в части таких операций, как снятие со счета или зачисление на счет юрлица наличных денежных средств. Ранее они контролировались только в случаях, когда соответствующие действия не были обусловлены характером хозяйственной деятельности организации. Кредитные организации могли проверить характер деятельности по учредительным документам юрлица или по информации, полученной в ходе реализации программ осуществления внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) полученных преступным путем доходов (Информационное письмо Банка России от 21 августа 2002 г. № 1, Письмо Банка России от 13 июля 2005 г. № 99-Т).

Теперь такое ограничение изъято. С указанной даты обязательному контролю подлежат все операции по снятию со счета или зачислению на счет юрлица денежных средств в наличной форме. Соответственно, кредитным организациям больше не потребуется выявлять соответствие совершаемой операции с наличными денежными средствами характеру хозяйственной деятельности компании.

Здесь стоит учитывать сентябрьские разъяснения Банка России, в которых регулятор напомнил, что обязанность по представлению сведений о подлежащих обязательному контролю операциях возникает у кредитной организации в отношении тех операций, которые совершаются ее клиентами непосредственно в такой кредитной организации. Операция же по зачислению на банковский счет клиента – юрлица или ИП, открытый в кредитной организации, посредством внесения наличных денежных средств с использованием банкомата либо в кассу стороннего банка, осуществляется в рамках операции по переводу денежных средств без открытия банковского счета (ч. 2 и ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»). Следовательно, указанная операция не подлежит обязательному контролю в соответствии с абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ (Письмо Банка России от 2 сентября 2020 г. № 12-4-4/3732 «О применении законодательства в сфере ПОД/ФТ»).

Во-вторых, из перечня операций с наличными, подлежащих обязательному контролю, исключен обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.

Операции по банковским счетам (вкладам)

Перечень контролируемых операций по счетам (вкладам) в банках сокращен за счет исключения:

перевода денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца;

поступления денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца.

При этом контроль дополнительно распространен на операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списание их со счета (вклада) иностранной структуры без образования юрлица, период деятельности которой не превышает трех месяцев со дня его инкорпорации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или их списание со счета (вклада) такой иностранной структуры в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия. Ранее подобный контроль проводился только в отношении юрлиц в период деятельности не более трех месяцев со дня их регистрации (подп. 3 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

В перечне операций по банковским счетам (вкладам) сохранена без изменений операция, связанная с открытием вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме.

Иные операции с движимым имуществом

Самые многочисленные поправки претерпел перечень контролируемых сделок с движимым имуществом. В нем не только расширен субъектный состав, но и скорректировано содержание отдельных контролируемых сделок. При этом контроль сделок заменен контролем операций с движимым имуществом, хотя понятие «операция» ни в Законе № 115-ФЗ, ни в Гражданском кодексе не расшифровывается.

Кроме того, теперь наряду с выплатами физлицам под контроль попали выплаты юрлицам страхового возмещения или получение от него страховой премии. Одновременно конкретизированы виды страхования, операции в отношении которых будут контролироваться. Ранее в законе упоминалась страховая премия по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения. Теперь же имеется ссылка на подп. 1-3 п. 1 ст. 32.9 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в которых перечислены следующие виды страхования:

страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;

страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика.

Между тем, из-под контроля выведены операции по: получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) – контроль будет проводиться только в отношении операций по предоставлению такого имущества; переводам денежных средств, осуществляемым некредитными организациями по поручению клиента.

Уточнены и операции, связанные с участием в азартных играх. Так, конструкцию «получение денежных средств в виде платы за участие в азартных играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в азартных играх, лотерее» решено дифференцировать на три разные операции:

получение денежных средств, которые служат условием участия физлица в азартной игре;

передача или выплата физлицу выигрыша при наступлении результата азартной игры;

выплата, передача или предоставление физлицу выигрыша от участия в лотерее.

Операции по помещению драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома этих изделий или иных ценностей в ломбард, по скупке, купле-продаже таких металлов, камней, изделий и лома остались неизменными. Разве что с 13 июля 2020 года тем же Законом № 208-ФЗ изменен максимальный порог суммы для покупки физлицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу при использовании персонифицированного электронного средства платежа. Речь идет о лимите, не требующем идентификации клиента – физлица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца. Соответствующая сумма возросла в два раза – со 100 тыс. до 200 тыс. руб. Исключением по-прежнему является случай, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 1.4-2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Операции по сделкам с недвижимостью и по гособоронзаказу

Что касается сделок с недвижимостью, то согласно поправкам с 10 января контролируются не сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, а операции с наличными или безналичными денежными средствами, осуществляемые по сделке с недвижимостью. То есть теперь под контроль будет попадать не вся сделка, а лишь отдельные операции в рамках такой сделки, причем не только связанной с переходом права собственности, но и любой другой сделки с недвижимостью. Но минимальная сумма, на которую совершается операция, сохранится – речь идет о сумме, равной 3 млн руб. и более или аналогичном рублевом эквиваленте этой суммы в иностранной валюте (п. 1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

Отметим, ранее Банк России пояснял, что под контроль операций с наличными или безналичными денежными средствами, осуществляемых по сделке с недвижимым имуществом, не подпадают операции по открытию счета эскроу и зачислению на него денежных средств, а также по возврату денежных средств со счета эскроу на расчетный счет депонента. Но если при возникновении оснований, предусмотренных договором счета эскроу, осуществляется операция по перечислению денежных средств со счета эскроу на счет бенефициара по сделке с недвижимым имуществом, то такая операция подлежит обязательному контролю по указанному основанию (Письмо Банка России от 16 декабря 2020 г. № 12-4-4/5437 «О применении Федерального закона № 208-ФЗ»).

Снижено пороговое значение сумм при определении операций, подлежащих обязательному контролю, в отношении операций по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, открытые для осуществления расчетов по гособоронзаказу. Это значение уменьшено с 50 млн до 10 млн руб.

Новые контролируемые операции

Закон № 208-ФЗ дополнил ст. 6 Закона № 115-ФЗ, посвященную операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, новыми пунктами, предусматривающими три новые операции, в отношении которых введен обязательный контроль:

по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию их со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга), если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб. или равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб. или более (Банк России пояснил, что контролю подлежат именно операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или их списанию при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга), то есть лизинговых платежей, а не расчетов, осуществляемых в рамках обязательных и сопутствующих договоров, заключаемых для выполнения обязательств по договору финансовой аренды (лизинга);

почтового перевода денежных средств при условии, что сумма, на которую она совершается, равна 100 тыс. руб. или рублевому эквиваленту этой суммы в иностранной валюте или превышает ее;

по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи, при сумме совершения данной операции, равной 100 тыс. руб. или эквиваленту этой суммы в иностранной валюте, или превышающей ее (п. 1.6-1.8 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

Организации, осуществляющие указанные операции с денежными средствами или иным имуществом, теперь должны документально их фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения о них не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции. Соответствующие корректировки внесены в подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.

Дифференцированный подход в отношении представления сведений о контролируемых операциях

Если ранее содержание п. 4 ст. 6 Закона № 115-ФЗ предусматривало только обязанность по представлению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений о подлежащих обязательному контролю операциях непосредственно в уполномоченный орган, то теперь в нем подробно расписано, какая организация и в отношении каких операций должна представлять в Росфинмониторинг необходимые сведения. Так, конкретные исчерпывающие перечни контролируемых операций, по которым требуется представление сведений, установлены для:

профессиональных участников рынка ценных бумаг;

операторов инвестиционных платформ;

страховых организаций (за исключением страховых медорганизаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере ОМС) и страховых брокеров;

организаций федеральной почтовой связи;

организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

организаторов азартных игр;

управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и НПФ;

операторов по приему платежей;

коммерческих организаций, заключающих договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных;

обществ взаимного страхования;

негосударственных пенсионных фондов;

операторов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи и услуги связи по передаче данных.

Например, кредитные организации должны подавать сведения по равным или превышающим 600 тыс. руб. операциям с денежными средствами в наличной форме, по банковским счетам и вкладам, по предоставлению юрлицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов, а также по операциям с наличными или безналичными денежными средствами в рамках сделок с недвижимостью при сумме операции 3 млн руб. и более, по получению физлицом денежных средств в наличной форме с использованием платежной карты, операциям на сумму 600 тыс. руб. и выше по зачислению денежных средств на счет или их списанию со счета при осуществлении платежей по договору финансовой аренды и т. п. А страховые организации – по операциям о зачислении или переводе на счет денежных средств, предоставлении или получении кредита (займа), операциям с ценными бумагами, если хотя бы одной из сторон является физлицо или юрлицо, зарегистрированное в государстве, не выполняющем рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), операциям по выплате физлицу или юрлицу страхового возмещения или получению от них страховой премии по установленным видам страхования, операциям по получению НКО денежных средств или иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по их расходованию при сумме операций 100 тыс. руб. и более. Им же необходимо отчитываться по операциям с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физлицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или к распространению оружия массового уничтожения.

Отметим, в своем Письме от 11 сентября 2020 г. № 12-4-4/3908 «О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ» Банк России напоминает, что обязанность кредитной организации по направлению сведений в уполномоченный орган о подлежащих обязательному контролю операциях возникает при наличии всей информации, необходимой для квалификации операций в качестве подлежащих обязательному контролю. «В целях выявления подлежащей обязательному контролю операции кредитная организация вправе запросить у клиента дополнительную информацию и документы, необходимые для исполнения обязанности, установленной Законом № 115-ФЗ», – указывается в документе.

Иные изменения текущего месяца

Помимо поправок, внесенных в Закон № 115-ФЗ Законом № 208-ФЗ, в 2021 году вступили в силу отдельные изменения, предусмотренные федеральными законами от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ, от 22 декабря 2020 г. № 446-ФЗ, от 29 декабря 2020 г. № 479-ФЗ.

Так, с 1 января Закон № 115-ФЗ дополнен положениями о цифровой валюте и цифровых финансовых активах – в частности, для целей Закона № 115-ФЗ цифровая валюта признана имуществом (ч. 3 ст. 3 Закона № 115-ФЗ), операции с цифровыми финансовыми активами внесены в список контролируемых операций (подп. 5 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ), а операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторы обмена цифровых финансовых активов – в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (ч. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ). Последние, наряду с операторами финансовых платформ уже с 10 января обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения в отношении отдельных операций (подп. 19-21 п. 4 ст. 6 Закона № 115-ФЗ). Прописаны особенности идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца при осуществлении деятельности указанными участниками финансового рынка.

Кроме того, предусмотрена обязанность операторов применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физлица в перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (п. 5 ст. 7.5 Закона № 115-ФЗ).

В свою очередь, Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 479-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит нормы о сборе и использовании биометрических персональных данных, в том числе для оказания физическим и юридическим лицам любых финансовых услуг. Он закрепляет:

право организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обновлять информацию о клиенте-физлице, а также о физлице, являющемся представителем клиента, выгодоприобретателем или бенефициарным владельцем, с использованием единой системы идентификации и аутентификации с их согласия;

право кредитной организации открыть банковский счет (вклад) клиенту – юрлицу без личного присутствия его представителя в случае, если представитель такого клиента, имеющий право без доверенности действовать от имени юрлица и являющийся физлицом, был идентифицирован этой же кредитной организацией с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы.

Вместе с тем, поправками предусмотрено, что отказ клиента от размещения его биометрических персональных данных в единой биометрической системе не может служить основанием для отказа ему в обслуживании. Одновременно расширен перечень условий, допускающих идентификацию кредитными организациями и другими организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, клиентов при приеме их на обслуживание без личного присутствия путем установления и подтверждения достоверности сведений о них с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы (п. 5.8 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Также с 30 января содержание реализуемого организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, внутреннего контроля дополнится мероприятиями по проведению в ряде случаев упрощенной идентификации клиентов – физлиц, установлению информации о целях и предполагаемом характере деловых отношений клиентов с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом. Упрощенная идентификация физлиц в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма будет предусмотрена при выплате, передаче или предоставлении являющемуся участником лотереи клиенту-физлицу выигрыша на сумму менее 15 тыс. руб. Будет уточнен и порядок принятия кредитной организацией решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) при наличии подозрений о том, что целью его заключения является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, либо решения о расторжении договора банковского счета (вклада) в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. Причем для последнего случая с 10 до 7 рабочих дней сократится срок рассмотрения осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом организацией документов или сведений, представленных клиентом, и оповещения его об устранении оснований, способствовавших отказу от проведения операции или от заключения договора банковского счета (вклада) (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 536-ФЗ).

Член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный, представляя законопроект с поправками в Закон № 115-ФЗ на пленарном заседании Госдумы, отметил, что угрозы, связанные с легализацией и отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, сохраняются, поэтому важно внедрять современные, более эффективные формы борьбы с легализацией незаконных средств. Эти цели и преследовал законодатель, утверждая рассматриваемые изменения в Закон № 115-ФЗ.

В целом январские корректировки призваны оптимизировать регулирование проведения обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом с учетом существующих рисков, а также сократить регуляторную нагрузку на организации в части выполнения требований Закона № 115-ФЗ. Это должно способствовать повышению эффективности мероприятий, проводимых государством в области противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

При этом, как подчеркнул Росфинмониринг в размещенном на своем официальном сайте Информационном письме от 13 января 2021 года, информация об операциях, подлежащих обязательному контролю, передается в Росфинмониторинг банками и иными уполномоченными организациями самостоятельно без возложения каких-либо дополнительных обязанностей на их клиентов. «В этой связи вступление в силу указанных поправок не повлечет изменения модели отношений юридических и физических лиц с банками и иными уполномоченными организациями», – отмечается в документе. Более того, поправки не направлены на усиление банками контроля за операциями физлиц, связанными с переводами денежных средств между ними и зачислением или снятием денежных средств с банковских счетов.

Новые «антиотмывочные» правила: что нужно знать

Новые «антиотмывочные» правила: что нужно знать

До 10 января 2021 года «антиотмывочный» закон не действовал для организаций, чья деятельность была связана с наличными денежными средствами.

Благодаря этой норме некоторые юрлица (например, те, что занимаются розничной торговлей), могли пополнять банковский счет крупными суммами наличных или снимать их и не попадать под контроль 115-го ФЗ. Операции подобных компаний дороже 600 000 руб. проверялись только в случаях, когда они не были обусловлены характером их деятельности. Банки выявляли такие операции и передавали информацию о них в Росфинмониторинг – орган, который и проверяет соблюдение «антиотмывочного» закона.

«Теперь же снятие или зачисление наличных денег на счет юридического лица подлежит контролю вне зависимости от характера его деятельности», – объясняет Сергей Водолагин, управляющий партнер Вестсайд Вестсайд Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Комплаенс группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Частный капитал × .

Зато теперь сотрудникам банков не придется проверять каждую операцию на предмет соответствия характеру деятельности юридического лица. Поэтому юрист корпоративной практики Nextons Nextons Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Банкротство (споры mid market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Санкционное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Финансовое/Банковское право группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Частный капитал Профайл компании × Ольга Кривошейкина не исключает, что процесс отправки данных в Росфинмониторинг будет автоматизирован, что должно облегчить работу ответственных сотрудников.

С другой стороны, возможно, объем отчетности окажется настолько велик, что банкам придется заниматься исключительно отчетностью в ущерб выявлению сомнительных операций, а бизнесу нести повышенные риски блокировки счетов.

Как подчеркнули в ЦБ, цель изменений – «снизить нагрузку на финансовые институты при информировании финансовой разведки об операциях, подлежащих обязательному контролю». А в Росфинмониторинге заверили: вступление поправок в силу «не повлечет изменения модели отношений юридических и физических лиц с банками и иными уполномоченными организациями».

В прессе встречались заявления о том, что Росфинмониторинг берет под контроль все операции с наличными, включая снятие физическими лицами средств свыше 600 000 руб. в банкоматах, обращает внимание Кривошейкина. Это не так: изменения по контролю за операциями свыше 600 000 руб. касаются только юридических лиц.

Физических лиц тоже ждут изменения. Росфинмониторинг возьмет под контроль переводы с использованием счетов мобильных операторов. Любая операция по снятию более чем 100 000 руб. с мобильного номера теперь будет проверяться.

Еще власти взяли под контроль почтовые денежные переводы. Пороговая сумма – те же 100 000 руб.

Наконец, еще одно изменение напрямую не связано с «антиотмывочным» законом, но вписывается в общую тенденцию усиления контроля за расчетами граждан. С 6 января 2021 года банки начали делиться с ФНС информацией об открытии и закрытии электронных кошельков. Изменения касаются пользователей всех крупнейших платежных сервисов, таких как «Яндекс.Деньги», «QIWI Кошелек», WebMoney, PayPal и других. «Такая практика давно уже распространяется на банковские счета, теперь аналогичные правила ввели и для электронных кошельков», – комментирует Ольга Кривошейкина.

Закон об этом вступил в силу еще 1 апреля 2020-го, но применяться начал только сейчас: без указания ЦБ банки не могли начать передавать данные.

Отменяются «сделочные коды». Новые требования меняют контроль «сделок» на контроль «операций»: отныне обязательному контролю подлежат именно операции по осуществлению расчетов в рамках сделки, а не сами сделки, как раньше.

Например, в законе есть правило о том, что под правила «антиотмывочного» законодательства попадают сделки с недвижимостью дороже 3 млн руб. Но если раньше банк без предоставления документов (например, договора купли-продажи) от клиента мог и не узнать, что платеж был как-то связан с недвижимостью, то теперь это и не потребуется. Проверять смогут все расчетные операции, которые подходят под формальные критерии.

По мнению руководителя уголовной практики Адвокатское бюро Нортия Адвокатское бюро Нортия Федеральный рейтинг. × Натальи Ушаковой, это позволит «наиболее широко» толковать подозрительные и подлежащие обязательному контролю операции. «У банков будет больше возможностей запрашивать документы, возрастут риски привлечения к ответственности за неисполнение требований «антиотмывочного» законодательства», – рассказывает Ушакова.

Поправка относительно контроля за операциями с недвижимостью породила «особенно много спорных заявлений», комментирует Ольга Кривошейкина.

Теперь контролю подлежат все операции дороже 3 млн руб. при сделках с недвижимостью, а не только сделки, результатом которых становится переход права собственности на недвижимое имущество (как правило, договоры купли-продажи). «Но на самом деле, нельзя сказать, что регулирование в этой сфере кардинально изменилось», – отмечает эксперт. Ведь риелторы и раньше отчитывались по сделкам с недвижимостью свыше 3 млн руб.

Некоторые эксперты также говорят о возникшей у покупателей обязанности подтверждать происхождение средств, потраченных на покупку недвижимости дороже 3 млн руб. «Но и в этой части регулирование не поменялось, право финансовых организаций запрашивать подтверждение происхождения средств при крупных операциях было и до вступления в силу поправок», – рассказывает Кривошейкина.

Тем не менее покупателям квартир и земельных участков нужно быть готовыми к тому, что теперь и банки, и Росфинмониторинг могут попросить объяснить, откуда взялись деньги на сделку, которая показалась им подозрительной.

Важное изменение для бизнеса: все операции по договорам лизинга дороже 600 000 руб., будь то списание денег или зачисление денег, будет контролироваться Росфинмониторингом.

Обратить внимание на изменения следует и участникам гособоронзаказа. Порог контроля по операциям для них снизили в пять раз – с 50 до 10 млн руб. По мнению Натальи Ушаковой, это обусловлено прежде всего актуальным дроблением лотов, операций и фактических платежей.

Поправки к «антиотмывочному» закону были приняты в июле. Тогда же президент подписал закон о цифровых финансовых активах, который ввел криптовалюты и аналогичные инструменты в правовое поле.

Одновременно с легализацией цифровые финансовые активы попали под контроль 115-го ФЗ, отмечает Сергей Водолагин. Теперь информацией с Росфинмониторингом должны делиться еще и «операторы обмена цифровых финансовых активов».

Пользователям основных криптовалютных бирж (например, Binance), беспокоиться пока не о чем: они в основном не зарегистрированы в России, а значит, требования «антиотмывочного» закона на них не действуют.

Последние уточнения и расширения «антиотмывочного» закона в целом «существенно ограничат» свободу предпринимательской деятельности и повлекут приостановки по многим операциям, уверена Наталья Ушакова. «А существующая в настоящий момент тенденция позволяет предположить, что законодатель и далее будет оперативно реагировать на актуальные изменения в структуре проводимых операций и продолжать ужесточать законодательство», – делится ожиданиями эксперт.

Нововведения – не первые и не последние в череде поправок, направленных на борьбу с обналичиванием и отмыванием денег, согласна Ольга Кривошейкина.

Так, уже сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 1064272-7. Его собираются принять уже в весеннюю сессию нижней палаты парламента. Среди прочего, законопроект предусматривает, что Центробанк станет оценивать риски проведения подозрительных операций российскими юридическими лицами и ИП, а также распределять их по группам риска (кроме банков).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *