Во главе государства монарх который передает власть
Перейти к содержимому

Во главе государства монарх который передает власть

  • автор:

Монархия как форма государственного правления

Монархия – это форма государственного правления, при которой верховная государственная власть принадлежит императору, царю, королю — верховному единоличному главе государства.

Описывая любую форму правления, необходимо указать:

  • как формируются высшие органы государственной власти;
  • как устроена структура государственной власти;
  • на каких принципах основано взаимодействие между государственными органами;
  • как выстраиваются взаимоотношения между гражданами страны и верховной властью;
  • как организация органов государства обеспечивает права и свободы граждан.

При монархии верховная государственная власть принадлежит монарху и чаще всего передается по наследству.

С точки зрения монархистов, монархия – это принцип Верховной Власти, базирующийся на исполнении Воли Бога монархом, обретающего от этого свою власть. Согласно этой концепции, монарх получает свою власть от Бога. Именно по этому признаку, как считают монархисты, отличается республика и аристократия от монархии. В республике верховная власть принадлежит в результате человеку благодаря всеобщим выборам – консенсусу. При аристократии верховная власть находится у наиболее знатных представителей общества. Для монархиста монарх является прежде всего авторитетом нравственным, а не юридическим. Поэтому монархию можно отнести к «богоугодной» форме государственного правления.

Виды монархии

В зависимости от уровня концентрированности верховной власти, способов взаимодействия разных органов государственной власти, от того, кто формирует правительство, перед кем несет ответственность, исторически выделяют два основных вида монархии:

  1. Абсолютная монархия предполагает неограниченную власть монарха. Юридические признаки абсолютной монархии: органы власти полностью подотчётны верховному владыке; монарх является единоличным и пожизненным носителем верховной власти, власть передается по наследству; в руках главы сконцентрированы все ветви власти; представительные учреждения, ограничивающие власть монарха, отсутствуют; у монарха перед населением отсутствует юридическая ответственность; народ полностью бесправный, не участвует в управлении государством и не контролирует верховную власть; официально воля народа выражается через совещательный орган. Современные примеры абсолютной монархии — султанат Бруней, Бутан, Оман. Теократическая монархия – разновидность абсолютной монархии, при которой глава государства представляет религиозную и светскую власть (Саудовская Аравия, Ватикан).
  2. Конституционная монархия. Власть монарха ограничивается конституцией, традициями или неписаным правом. Может существовать в виде форм: дуалистическая монархия (Австро-Венгрия в 1867 — 1918 гг., Япония в 1889 — 1945 гг., Марокко, Кувейт, Иордания, с определенными оговорками — в и Монако); современные парламентские монархии (Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия, Норвегия, Голландия и др.).

При парламентской монархии монарх выполняет только представительную функцию и не обладает всей полнотой власти. Характерные черты: власть монарха носит пожизненный и наследственный характер; власть осуществляется по принципу «король царствует, но не правит»; монарх является символом государства; законодательная власть сосредоточена у парламента, исполнительная — у правительства; правительство отвечает перед парламентом; взаимодействие разных ветвей власти основано на принципе сотрудничества.

Дуалистическая монархия. В законодательной области власть монарха ограничивается парламентом и конституцией. Но в заданных пределах монарх имеет полную свободу для принятия решений. Представляет собой переходную форму правления между абсолютной и парламентской монархией или республикой. Отражает ситуацию, при которой король и помещики не могут безраздельно управлять государством, буржуазия не может взять всю полноту власти на себя. Государственная власть проявляет двойственный характер – монарх выражает интересы духовенства и феодальной знати, а парламент — интересы интеллигенции и буржуазии.

Продолжительное время (конец XIX — начало XX в.) дуалистическая монархия существовала в кайзеровской Германии. В начале XX в. она наблюдалась в России, в настоящее время установлена в Марокко и Иордании.

Разновидности монархии по традиционному устройству

По традиционному устройству выделяют следующие виды монархии:

  • древневосточная – первая форма государственного правления, обладала исключительными, характерными только для нее чертами;
  • феодальная (средневековая) – в своем развитии проходит несколько периодов, такие как монархия: раннефеодальная, сословно-представительная, абсолютная; некоторые выделяют вотчинную монархию;
  • теократическая – политическая власть принадлежит религиозному лидеру или главе церкви.

В странах Северной Европы хронологически первой формой государственного правления была раннефеодальная монархия. Она существовала во времена формирования раннефеодальных империй и в период феодальной раздробленности.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что власть монарха ограничивается представителями вассалов и представителями третьего сословия. Постепенно с ликвидацией уделов и переходом к наемной армии сословно-представительная монархия преобразуется в абсолютную.

При абсолютной монархии продолжают присутствовать сословные привилегии, но уже нет вассально-ленной системы, феодальных владений, в отдельных странах отсутствует крепостное право (Франция, Англия).

Для вотчинной монархии характерно то, что власть становится реальной, а порядок передачи власти перестает зависеть от крупных феодалов. Монарх в борьбе с феодалами вступает в союз с третьим сословием и рыцарством, он начинает процесс государственной централизации.

19.Глава государства: понятие, виды, компетенция. Президент и монарх

Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Важное место отводится главе государства.

Глава государства — это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он является символом государственности, единства нации.

Его конституционно-правовой статус зависит от формы правления и характера политического режима. Причем в рамках стран с одной и той же формой правления реальная политическая роль и объем властных полномочий главы государства могут серьезно различаться. В качестве главы государства выступают:

наследственный монарх, т. е. суверенное лицо, законно Властвующее по собственному праву и не связанное политической ответственностью (реже встречается институт выборного монарха, где последний избирается на определенный срок, например Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты);

выборный президент, т. е. должностное лицо (первый чиновник в государстве), законно властвующее в течение определенного срока в силу прямого или косвенного народного волеизъявления. Также известен институт пожизненного президентства, однако это исключение из общего правила. На пост главы государства может избираться любой гражданин, удовлетворяющий указанным в конституции и законе требованиям;

узурпатор, т. е. лицо, властвующее без правовых оснований либо в силу произвольных оснований (например, лицо,

пришедшее к власти после государственного или военного переворота, незаконного захвата власти);

коллегиальный орган в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов, постоянных комитетов (бывшие социалистические страны в послевоенный период — Албания, Болгария, Венгрия, Польша). В Швейцарии существует Федеральный совет — коллегиальный орган, в состав которого входит семь равноправных членов, избирающих сроком на один год председателя (Президента Конфедерации), совершающего отдельные действия в качестве главы государства, но его реальные полномочия невелики. В системе высших органов государственной власти глава государства занимает формально-юридическое приоритетное положение, хотя фактически оно может быть не столь значимо. В этом случае он выступает лишь в качестве официального символа, не имеющего реальных властных полномочий. В странах, реализующих в той или иной мере принцип разделения властей, глава государства может как возглавлять исполнительную власть (президентская республика, абсолютная и дуалистическая монархия), так и быть частью национального представительного органа государственной власти (Индия), а также не относиться ни к одной ветви власти, выполняя координирующую функцию (смешанная республика).

1) представительские полномочия. Глава государства осуществляет функции верховного представительства

государства вовне и внутри страны (подписывает международные договоры, имеет право непосредственного обращения к главам иностранных государств и правительств, назначает дипломатических представителей, осуществляет аккредитацию представителей в зарубежных государствах, выступает с официальными обращениями к парламенту и посланиями к нации).

2)полномочия, связанные с управлением делами государства:

— в законодательной сфере (право созыва сессий парламента, право его досрочного роспуска, созыв чрезвычайных сессий, законодательная инициатива, право вето на законопроекты, вотированные парламентом, опубликование законов, право обращаться в органы конституционного контроля о конституционности того или иного акта);

— в сфере исполнительной власти (назначение главы правительства и принятие его отставки, участие в формировании правительства, решение стратегических вопросов военного управления в качестве главнокомандующего вооруженными силами, введение особых режимов управления, издание собственных нормативных актов (в странах парламентской формы правления они обычно нуждаются в контрасигнатуре);

— в судебной сфере (назначение на судебные и высшие судебные должности, содействие в осуществлении решений судов и др.).

3)полномочия по конкретизации правового статуса личности (решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища, осуществление права помилования и смягчения наказания, осуществление награждений, присвоение почетных, специальных и высших воинских званий).

4)чрезвычайные полномочия. Глава государства объявляет чрезвычайное положение (осадное положение, военное положение, состояние повышенной опасности), в связи с чем вправе принимать акты, имеющие силу закона.

Президент. Отличительными чертами президентской республики являются следующие.

1. Избираемый на всенародных выборах президент— глава государства и глава исполнительной власти.

2. Президент формирует и возглавляет свою исполнительную администрацию (США, Мексика) или правительство

(Перу, Кыргызстан), которые ответственны только перед ним, а не перед парламентом. Таким образом, правительство формируется на внепарламентской основе. При этом действует принцип несовместимости депутатского мандата и портфеля министров. В правительстве президентской республики, как правило, отсутствует должность премьер-министра.

3. Парламент не может отправить в отставку администрацию (правительство). В виде исключения в президентских республиках наличествует пост ≪административного≫ премьер-министра и даже право парламента увольнять отдельных министров.

4. Глава государства — президент избирается без участия парламента, путем прямых выборов либо через коллегию выборщиков (США), в состав которой не могут входить члены парламента.

5. Президент не имеет права досрочного роспуска парламента.

6. Основным принципом организации и осуществления власти является принцип разделения властей.

При суперпрезидентской республике законодательство зарубежных государств закрепляет за этим высшим должностным

лицом неограниченное право роспуска парламента, право введения по своему усмотрению чрезвычайного, военного и осадного положения, право издавать декреты с силой закона, единолично назначать и смещать глав, местных региональных) администраций, судей и т. д.

Парламентская республика юридически характеризуется следующими чертами.

1. Глава государства — президент не является главой правительства и занимает не совсем важное место в системе органов государственной власти.

2. Парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и сам избирает президента (или это происходит при его самом активном участии).

3. Главой правительства — премьер-министром назначается лидер партии парламентского большинства либо лидер партийной коалиции. Он формирует правительство на парламентской основе, состав которого, как правило, утверждается парламентом (или его палатой).

4. Высший представительный орган контролирует деятельность правительства. Он может отправить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, если последнее потеряет поддержку парламентского большинства. В этом случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы.

5. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства. Как и в парламентской монархии, здесь существует институт контрасигнатуры. Суть последнего заключается в том, что большинство актов главы государства вступают в силу только после того, как они подписаны главой правительства либо теми членами правительства, в сфере деятельности которых издаются данные акты. Смысл применения контрасигнатуры заключается в том, что ответственность за последующую реализацию названных актов несет не глава государства, а глава правительства либо соответствующий министр.

В республике смешанного типа элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской. Наиболее

ярко они проявляются в современной Франции. Глава государства здесь юридически наделен действительно

широкими полномочиями, вплоть до чрезвычайных, в то время как полномочия парламента ограничены. В то же время существует ограниченная парламентская ответственность правительства.

Монарх В настоящее время распространены следующие системы престолонаследования:

салическая: престол наследуют только мужчины — прежде всего старший сын, тогда как женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Япония, Бельгия, Норвегия);

кастильская: женщины полностью из круга престолонаследников не исключаются, однако преимущество отдается мужчинам по прямой восходящей линии (Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды);

скандинавская: женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами (Швеция);

мусульманская: трон наследуется не определенным лицом, а правящей семьей, которая сама решает, кто из родственников займет освободившийся престол (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия);

племенная: монарха определяет племенной совет из числа сыновей покойного вождя (Свазиленд).

Монарх имеет право на ношение особого титула (король, царь, император, султан, шах, шахиншах, герцог, великий герцог и т. д.) и использование особых регалий его верховной власти (корона, трон, мантия, держава, скипетр). Супруга и дети монарха также обладают специальными титулами и регалиями. Обязательными требованиями к монарху являются его внепартийность, поскольку он выступает как арбитр общества, а также его принадлежность к определенной религии (в Великобритании — англиканской церкви; в Швеции — евангелической, в мусульманских странах — исламу; в Таиланде — буддизму). В ряде афро-азиатских стран монарх обладает определенными полномочиями и в религиозной сфере. Реальный объем его прерогатив зависит от разновидности формы правления. Всей полнотой власти он обладает при абсолютной монархии, огромными полномочиями обладает монарх при дуалистической монархии. Наименьшие полномочия имеются у главы государства в условиях парламентской конституционной монархии. В недавнем прошлом монарху принадлежало исключительное право абсолютного вето, которое парламент не мог преодолеть. Конституционным обычаем Великобритании стало неприменение права вето королем, который уже три столетия его не использует. В послевоенных конституциях Японии и Испании такое право не предусматривается совсем. Королевской прерогативой является использование так называемых спящих полномочий: роспуск парламента, отставка премьер-министра, введение военного положения. На деятельность и фактический статус монарха как главы государства оказывают существенное воздействие утвердившиеся политические, правовые и религиозные обычаи и традиции.

Монарх — неприкосновенная персона: его нельзя привлечь к какой-либо ответственности. За действия монарха по управлению государственными делами политическую ответственность несут министры и правительство в целом.

Нация считает себя обязанной содержать монарха и его двор, на эти цели парламентом ежегодно выделяются определенные денежные средства (цивильный лист).

МОНАРХИЯ

МОНАРХИЯ, -и, ж. Форма правления, при к-рой верховная властьпринадлежит единоличному (обычно наследственному) правителю, а такжегосударство во главе с таким правителем. Самодержавная м. Конституционная м.(государство, в к-ром власть монарха ограничена парламентом). II прил.монархический, -ая, -ое. смотреть

МОНАРХИЯ

монархия ж. 1) Форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному наследственному правителю — монарху. 2) Государство с такой формой правления.<br><br><br>. смотреть

МОНАРХИЯ

монархия ж.monarchy абсолютная монархия — absolute monarchy конституционная монархия — constitutional monarchy

МОНАРХИЯ

монархия абсолютизм, деспотия, самодержавие, царство, монократия Словарь русских синонимов. монархия сущ., кол-во синонимов: 5 • абсолютизм (7) • деспотия (4) • монократия (1) • самодержавие (13) • царство (17) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: абсолютизм, деспотия, монократия, самодержавие, царство. смотреть

МОНАРХИЯ

МОНАРХИЯ (от греч. monarchia — единовластие, единодержавие), в эксплуататорских гос-вах форма правления, при к-рой верховная гос. власть формально (п. смотреть

МОНАРХИЯ

Монархия — форма государственного устройства (или самое государство, в котором господствует такая форма), обыкновенно противополагаемая республике (см.). По обычному представлению, они различаются тем, что в М. верховная государственная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному праву, не делегированному ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам, всегда на определенный срок, народом или какой-либо его частью, которому или которой принадлежит суверенитет. Такое определение может считаться верным разве только в применении к современным цивилизованным государствам. В течение тысячелетий государственной жизни человечества формы государственного устройства вообще и М. в частности были до крайности разнообразны; обнять всю их совокупность несколькими стройными формулами не представляется возможным. Слово М. происходит от греческих μόνος (один) и αρχή (власть) и обозначает единовластие, единодержавие; между тем, существовали М. с двумя царями во главе (Спарта); иногда говорят (Полибий) о власти двух консулов как о монархическом элементе государственного устройства Рима. В некоторых государствах лицо, обозначаемое именем монарха, иногда бывало настолько лишено реальной власти, что самое отнесение государства к типу М. или республики вызывает серьезные сомнения (Спарта, Рим периода царей). Противоположение М. и республики есть создание нового времени; у древних (Аристотель) государства делились на М., аристократии и политии (см. Государство), М. же, в свою очередь, делились на правильные и неправильные, т. е. на собственно М. и тирании, смотря по тому, стремится ли монарх к осуществлению личного или общего блага. При всей распространенности в настоящее время классификации государств на М. и республики она не является безусловно общепризнанным; многие пытаются удержать деление Аристотеля с некоторыми поправками, другие ищут принципа классификации не в организации власти, а в ее отношении к личности, обществу или своим задачам и потому говорят даже о "республиканских М." (Кант). В истории постоянной смены государственных форм можно отметить следующие главнейшие типы М., рядом с которыми, однако, существовали и многие другие. В начале государственной жизни всех арийских народов мы находим М., но с властью монарха, до чрезвычайности ограниченной общенародным собранием, или собранием старейшин, или тем и другим вместе (сенат и соmitiа сuriata в Риме); обязанности монарха — преимущественно военные, к которым часто присоединяются жреческие и судебные. Принцип наследственности власти в это время является далеко не установленным, так как главным основанием власти является личное достоинство (наследственность конкурирует с избранием). В дальнейшем своем развитии М. или уступает место республике, или, напротив, крепнет; в таком случае ограничения отпадают и власть делается наследственной. Своеобразным типом монархии является Римская империя, в которой республиканские учреждения долгое время сочетались с весьма сильной властью главы государства, формально не носившего титула монарха, а возлагавшего на себя лишь различные республиканские должности; но в последующий период imperator и princeps обратился в настоящего неограниченного и наследственного монарха. В феодальную эпоху монархическая власть основывается на крупном землевладении и является весьма слабой (см. Королевская власть). В это время вырабатывается тип М. с правильно избираемыми пожизненно монархом (Польша, Свящ. Римская империя; сюда же нужно причислить избрание Папы, бывшего светским главой Церковной Области). Император Свящ. Римской империи жалует герцогские и другие титулы, дающие монархическую власть, основанием которой, рядом с приобретением по наследству и избранием, является, таким образом, пожалование. На рубеже Средних и новых веков возникают сильные абсолютные М.; их правители постепенно уничтожают остатки сословно-представительных учреждений. В XIX в. власть монархов в Зап. Европе понемногу ограничивается, но уже не сословным, а общенародным представительством (см. Представительство). В настоящее время все М. резко делятся на неограниченные и ограниченные, или конституционные. Черты, общие М. обоих видов: во главе государства стоит монарх, пользующийся своей властью по наследству (избирательные М. отошли в область истории; даже лицо, являющееся основателем династии, приобретает власть на наследственном начале), т. е. по собственному праву, "милостью Божией", как это обыкновенно говорится в его титуле, или же "милостью Божией и волею народа". В силу этого монарх является юридически неответственным (неответственным за свои политические действия может быть и президент республики). Монарху принадлежит вся полнота верховной государственной власти: он является источником всякого права (другими словами, только с его соизволения постановление может приобрести силу закона); он стоит во главе исполнительной власти; его именем отправляется правосудие; ему принадлежит в более или менее значительной степени право помилования; в международных отношениях только он один представляет государство. Монарх пользуется титулом (императора, короля, герцога, князя), получает значительное содержание из государственного казначейства, имеет право на особенную охрану своей личности. Различие между ограниченными и неограниченными монархиями заключается в том, что в последних всеми перечисленными правами монарх пользуется безусловно и независимо от какой бы то ни было иной власти, а в первых — при посредстве или обязательном содействии органов или властей, имеющих существование, не зависимое от его личности. Попытки различать собственно М. от деспотий или тираний продолжаются и поныне, но взамен психологического основания Аристотеля признается необходимым основание юридическое. Монтескье находит его в признаке полной неограниченности власти монарха в деспотии и ограничении ее неотъемлемыми привилегиями какого-либо сословия в монархии; но эта классификация применима не ко всем неограниченным монархам. Другие видят признак деспотизма в смешении законодательной, судебной и исполнительной власти (Кант). Наконец, в самое новейшее время выдвигают (Градовский) господство принципа законности в противоположность произволу; в деспотиях, по этой теории, основанием для решения всякого вопроса может явиться воля монарха, выражаемая ad hoc, тогда как монархии управляются, как это выражено в основных законах Российской империи, "на твердых основаниях законов, учреждений и установлений, от самодержавной власти исходящих" — законов, обязательных для самой верховной власти, пока они не будут отменены в общем порядке, ею же законно установленном. Это различение, выдвигающее правильный с юридической точки зрения принцип, на практике имеет не всегда одинаковое значение. Монархии конституционные, в свою очередь, делятся на два вида: М. представительные, или дуалистические, и М. парламентарные. И в тех, и в других М. делит власть с парламентом, но в первых за ним остается вся исполнительная власть, тогда как во вторых он и ее отправляет через посредство министров, ответственных перед парламентом. Обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не контрасигновано соответственным министром. В М. первого типа министры ответственны только перед самим монархом, назначаются и смещаются им; обязанность монарха подчиняться парламентам в законодательной сфере гарантируется в таких государствах (хотя весьма недостаточно, как это доказывает пример Пруссии в эпоху конфликта 1862—66 г.) правом парламента вотировать бюджет. В М. второго типа министры ответственны перед парламентом и хотя назначаются монархом, но низвергаются парламентскими вотумами недоверия (см. Парламентаризм). В государствах последнего типа у монарха осталось очень мало реальной власти. Никакое его желание, даже такое частное, как относительно помилования преступника, de facto не может быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента; парламенты ограничивают даже свободу монархов в чисто личных делах (браки, дворцовые служители; см. Виктория). Между тем de iure за монархом остается громадная власть: и окончательное утверждение законов, и их исполнение, и назначение и смещение всех чиновников, и объявление войны, и заключение мира — все это лежит на нем, но он может исполнять все это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх "царствует, но не управляет"; однако и он представляет свое государство, является его символом. Было бы неправильно сказать, что в таких государствах активная роль монарха сведена к нулю. Если монарх желает, он может тормозить правильный ход государственной машины, вызывая министерские кризисы, отказывая в своей санкции парламентским постановлениям, распуская парламент, производя давление на него или на избирателей и проч. (лучший пример — Сербия). Еще значительнее его роль, если он хочет действовать конституционно; являясь главным представителем государства и исполнителем воли народа, он несет различные функции, важные в особенности в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и конфликтов в области внутренней. Наиболее яркими образцами государств дуалистических могут служить германские государства, в особенности Бавария и Пруссия, также Австрия; образцами государств парламентарных — Англия и Бельгия. Особенное место в ряду М. занимают М. вассальные и союзные государства. В вассальных М. (Болгария) власть монарха является неполной, так как он лишен существенного права представлять свое государство в международных отношениях. Типом монархического союзного государства является в настоящее время Германия. По конституции она есть вечный союз государств, в котором прусск. королю принадлежит президентство со званием императора; но фактически Германия есть именно союзное государство, в котором император пользуется властью и прерогативами монарха, властью хотя и неполной, но суверенной. Ср. все общие сочинения по государственному праву и специально Массhiavelli, "Il principe"; Lor. Stein, "Das K önigthum, die Republik und die Souveränität der franzö sischen Gesellschaft seit der Februarrevolution" (2 изд., 1885); J. von Held, "Das Kaisertum als Rechtsbegriff" (Вюрцб., 1879); Hinrichs, "Die K ö nige" (Лпц., 1852); Fischer, "Das Recht des deutschen Kaisers" (Б., 1894); Ficker, "Deutsches K ö nigtum u. Kaisertum" (Иннсбрук, 1862); Artom, "Il re costituzionale" (Турин, 1884); Cimia, "Il capo dello stato nel governo costituzionale" (Typ., 1885); Brunialti, "La monarchia representativa" (Виченца, 1879); Campanella, "Monarchia e republica" (Флоренция, 1881); Брайса, "Священная Римская империя" (Москва, 1891) и др., а также сочинения, указанные при слове Король (см.). Для истории М. важны сочинения Фюстель де Куланжа. <i> В. В—в. </i><br><br><br>. смотреть

МОНАРХИЯ

Значения слова «монархия» Слово μοναρχία встречается в греческих текстах с VI в. до н. э. как обозначение отрицательно оцениваемого еди. смотреть

МОНАРХИЯ

от греч. monos— один, arche — начало) — форма правления, при которой функции главы государства передаются по принципу наследования. Считается, что монархия как форма правления появилась в древнейших родовых обществах одновременно с изменением способа наследования тотемного знака — более древний способ наследования по женской линии сменился передачей по мужской линии, на что указывают некоторые мифы, а также исследования социального устройства некоторых современных племен, стоящих на самых низких ступенях общественного развития. Монархия является древнейшей формой правления. В основе монархического правления изначально лежала сакральная возможность общения монарха с потусторонним миром и прочие табуированные (священные, запретные) возможности, а древнейшая монархическая власть сводилась не к управлению в нынешнем понимании, а к выполнению определенных ограничений, носящих ритуальный характер и порой весьма жестких. Так, в Древнем Египте во времена первых династий главной обязанностью фараонов было участие в ритуальных шествиях, а главной функцией — оповещение о начале разлива Нила; в XI–XIV вв. император Японии должен был каждое утро несколько часов сидеть в тронном зале совершенно неподвижно, ибо малейшее его движение грозило нарушением гармонии в государстве, войнами, наводнениями, пожарами и прочими бедствиями. Целый ряд ограничений, особенно во время военных действий, налагался и на ирландских королей, а в Камбодже, где имелись король огня и король воды, ограничения, накладываемые на них, были так тяжки, что в течение XVI–XIX вв. (т. е. все время, пока этот процесс наблюдали различные миссионеры-колонизаторы) монархов назначали буквально силой. То же самое происходит и в наши дни в некоторых племенах экваториальной Африки. Именно непомерность налагаемых на монарха ограничений привела к разделению сакральной и управленческой функций, причем, перейдя к жреческому сословию, сакральная функция поставила жрецов выше в социальном отношении, чем монархов, о чем свидетельствует, например, кастовое строение индийского общества, где каста брахманов стоит над кастой кшатриев, или формальное главенство Папы над королями средневековой Европы. Однако частично сакральная функция монархической власти сохранилась и по сей день, о чем свидетельствует связанный с ней повсеместно определенный ритуал (протокол), изначально созданный для препятствия непосредственного общения простых людей с монархами (табу и угроза жизни) и допускающий лишь общение через посредников (жрецов, министров). Достаточно вспомнить существовавший в русском обществе способ непосредственного обращения к монарху в виде «челобитной», который осуществлялся при строгом соблюдении церемониальных (защитных) действий, как то: падение на колени, склонение головы до земли в знак великого страха перед возможными последствиями и, собственно, «битье челом». В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной. Родовая монархия — вероятно, одна из самых древних разновидностей монархического устройства, поскольку несет в себе наибольшее количество черт, связанных с архаической сакральной функцией. Смысл ее сводится к тому, что монархом может стать только член определенного рода, обладающего известной сакральной силой, т. е. фактически обладающего большим авторитетом. Подобный уклад был свойствен доколумбовым государствам Центральной и Южной Америки, а также многочисленным племенам Африки, Австралии и Океании. Отчасти подобный вид монархии существовал и в Древней Греции, ив Древней Руси. Династическая монархия возникла, вероятно, в древнем Египте. Она характеризуется передачей власти от отца к сыну или к другому близкому родственнику (например, к брату, как это было в Древней Руси). Это самый распространенный тип монархии, который сохранился и до сих пор существует, например, в Великобритании, Монако, Дании, Швеции, Японии (где династическая ветвь Микадо не пресекалась ни разу за более чем тысячелетнюю историю страны) и в некоторых других странах. Возникновение выборной монархии связывают с отказом претендентов на добровольное занятие места монарха, во всяком случае, именно в таком виде (когда монарха избирают советом старейшин зачастую насильно) она существует в некоторых племенах Африки и Полинезии. Впрочем, выборная монархия время от времени практиковалась в античной Греции, в Древнем Риме, в Византии, в Польше и даже на Руси, где несколько раз избирали монархов (неоднократно в Новгороде и затем дважды в смутное время в Москве). Однако данный способ престолонаследия показал себя нежизнеспособным. Подобные монархии, вовсе лишенные сакральной составляющей, либо тяготеют вновь обрести ее, приобретая династические черты (как это было в Древнем Риме, где консульский способ правления привел к реставрации некогда утраченного династического строя), либо, наоборот, уступают место демократии, где принадлежность правителя к определенной крови не имеет решающего значения (как в Новгороде, где монарх избирался в основном на время войны или из других тактических соображений). Франция Наполеона I и Наполеона III являет нам прекрасный пример обоих процессов. К историческим разновидностям монархий относят монархии патриархальные, или традиционные (характерные для традиционных обществ); сакральные монархии, или теократии (где первенствующие функции монарха — жреческие или духовные: напр. Древний Египет, исламский Халифат); деспотические монархии, складывающиеся в военизированных обществах (Ассирия, Древняя Армения, Монгольская орда); сословные и сословно-представительные монархии (напр. допетровская Русь); абсолютные монархии, основанные на делегировании власти чиновничеству в отсутствие аристократических и демократических институтов (Франция в XVII в.); конституционные монархии, реализующие принципы «общественного договора» и разделения властей и ограничивающие власть короля конституцией; самодержавные, или автократические монархии, при которых монарх абсолютно суверенен и является единоличным источником законов, а государство функционирует во взаимодействии и содружестве (симфонии) с Церковью (Византия, Российская империя). Как и всякий другой способ правления, монархия обладает своими достоинствами и недостатками. К числу достоинств монархии следует отнести независимость монарха (ведь в случае выборности глава государства обязан своим избранием силовой или финансовой группировке, а значит, в период правления будет отстаивать интересы этой группировки, а не народа в целом, чего нет при монархии). Кроме того, особое юридическое положение монарха, позволяющее быстро принимать важные решения, например, быстро отменить вредный закон, помиловать осужденного и т. п. (А. Пушкин в этой связи говорил, что «должен быть в государстве один человек, стоящий выше даже закона»). Надзаконность (суверенитет) монарха — качество особенно ценное в периоды войн и др. кризисов. Единоначалие является в таких случаях безусловным благом. Следует впрочем отметить, что почти все государства с демократическим устройством обладают механизмом делегирования чрезвычайных полномочий президентам или иным уполномоченным лицам в такие особые моменты. Важнейшим достоинством монархии является ее символическая составляющая. Монарх как символ единства нации, как ее совесть, искупитель и защитник, как лицо, обладающее высшим авторитетом и доверием, несет огромный идеологический смысл и тем самым открывает путь для важных общегосударственных свершений, для массового энтузиазма, для патриотизма, для подвига. И. А. Ильин пишет о фундаментальном основании доверия подданных к монарху — их уверенности в том, что монарх «сам ставит себя перед лицо Божие и сам измеряет свои дела и решения критериями божественного откровения». В этом доверии царь и народ соединяются воедино, ставя себя на суд истории. Важным инструментом объединения и символом единства монархия является, в т. ч., в силу ее способности сохранять неформальность отношений монарха и подданного. В России, даже обращаясь «на вы» к помещику (как того требовала привнесенная в конце XVIII — начале XIX вв. французская форма), русский мужик продолжал обращаться к царю «на ты». В отличие от демократий, для которых характерна частая сменяемость властей, монархия предполагает, что лицо, облеченное верховной властью, будет руководствоваться в своих действиях не заботой о приближающихся выборах, а ответственностью перед Богом, историей и народом. Еще одна важная функция монарха, как лица, стоящего над законом — функция высшего судии, который может наказать, но может и помиловать, причем, невзирая на тяжесть преступления. Эта, на первый взгляд незначительная, функция оказалась такой важной, что исключительные полномочия миловать вошли в компетенцию многих избранных президентов республик. Ее отголоски можно найти в разделении английского права фактически на 2 ветви: Суд Короля и Суд Чести, что является следствием попытки противопоставить суд «по закону» (суд чести) суду «справедливости» (суд короля). Достоинством монархии является и возможность эффективного выдвижения наиболее талантливых людей на руководящие посты. В республиканских системах глава государства неизбежно будет опасаться конкуренции со стороны талантливого министра или генерала, а стало быть, его придерживать. Монарх же в силу своего положения не участвует в отношениях конкуренции, а кроме того, сам заинтересован в выдвижении талантливых людей для сохранения династии и страны. Более того, монарх является и гарантом наличия в обществе оппозиции. Ему нечего опасаться «свобод народа», так как ему они ничем не угрожают. Если они не посягают на смену самого монархического строя, то критика правительства может расцениваться как важная позитивная функция, и оппозиция всегда может найти у монарха защиту против использования правительством «административного ресурса». Монарх — это еще и мерило идеализированных представлений общества о чести и достоинстве, о верности и долге, о высших ценностях, приверженность которым является признаком высокодуховной жизни человека. Что касается отрицательных черт монархии, то главный ее недостаток в ней самой, в ее основном принципе — принципе престолонаследия. Ибо если демократия подразумевает хотя бы теоретическое обладание главой государства выдающимися качествами, то монарх не обязательно может ими обладать. И это при том, что он облечен верховной властью, которая не только тирана и узурпатора, но и обычную посредственность превращает в великое бедствие для народа. Надзаконное и надсословное положение монарха, являясь непреложным благом в период войн и прочих потрясений, в мирный период может стать для граждан государства источником зла. Византийский историк Михаил Пселл сообщает о том, что сводный брат Василия II, тоже Василий, был кастрирован собственным братом, дабы упредить возможные притязания родственника на престол. Историк сообщает это так, что у нас не возникает сомнений в том, что действия императора были продиктованы высшими государственными соображениями, поскольку нет для монархии важнейшего государственного соображения, чем сохранить трон. Впрочем, противопоставление династических интересов интересам государства имело в истории и более серьезные последствия: достаточно вспомнить династические войны в Древнем Китае и Древнем Риме, фронду и революцию во Франции, революцию и реставрацию в Англии (не говоря уже о столетней войне и войне Алой и Белой роз). Именно примат династических интересов над интересами народа привел к вовлечению России в Первую мировую войну и к последующему падению империи. Монархию часто сравнивают с «сильной президентской властью». Однако при всем сходстве (широкие полномочия, право помилования, верховное главнокомандование) между монархией и президентской республикой есть ряд весьма существенных различий. Президент не стоит над законом и, являясь одним из источников права, теоретически обладает такими же правами, что и другие граждане. Президент не является объектом сакральной сферы и потому как бы делегирует часть функций обратно народу, создавая поле для большей свободы: свободы деятельности или свободы совести. Президент не является мерилом благородства и морали, оставляя решение этических вопросов на совесть каждого гражданина и превращая их в личные. Временность пребывания президента у власти как бы переносит акцент его деятельности с правотворческой в правоприменительную, воплотительскую. А возможность каждого стать во главе государства или, по крайней мере, принять участие в выборах, а также их регулярность делает политические процессы не такими болезненными. Ведь единственная возможность народа избавиться от короля — это бунт, а бунт — это высшее бедствие для государства. Вероятно в силу перечисленных недостатков монархия, особенно в ее абсолютных проявлениях, в наши дни уступает место республиканскому способу правления. Приблизительно 40 государств мира (около 20% всех государств) являются монархиями. Однако в силу своих достоинств, в конституционных формах она все еще существует во многих развитых странах (в т. ч. таких как Япония, Великобритания, Испания, Дания, Швеция, Нидерланды, Бельгия и др.), где берет на себя функции, утрачиваемые в силу многих причин местными религиозными институтами, т. е. выполняя церемониально-символическую роль, призванную служить воплощением идеальных общественных представлений о морали и нематериальных ценностях, о патриотизме. В России число сторонником восстановления монархии неуклонно растет. По последним данным, около 20% россиян считают такую меру благом для страны. смотреть

МОНАРХИЯ

(греч. monarchia — единовластие)наряду с республикой одна из двух форм правления, известных истории государства и права; при этой форме главой государс. смотреть

МОНАРХИЯ

(в пер. с греч. единовластие) форма правления, при которой верховная власть пожизненно (полностью абсолютная М.) или частично (ограниченная М.) принадлежит единоличному главе государства. М. такая форма правления, при которой глава государства монарх (император, король, султан и т.п.) обладает особым юридическим статусом. Его полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо власти в государстве характер, он приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно. В своем развитии М. проходит ряд этапов, изменяясь и приобретая новые черты. Первой формой М. являлась рабовладельческая М. Первоначально она выступала в форме восточной деспотии, которую имели многие государства Древнего Востока Вавилон, Египет, Индия. От восточной деспотии отличалась монархическая форма правления Древнего Рима, существовавшая более пяти веков. Для феодального строя специфичными были раннефеодальная М. (с XI в. до н.э. до I в. н.э.) и сословно-представительные М. (с X по XV в.). Последняя характеризуется усилением центральной власти, сосредоточением в руках монарха основных рычагов управления, опорой на крупное дворянство и широкие слои городского населения. Наряду с сильной властью монарха, основу которого составляли мощная армия и разветвленный полицейский аппарат, существовали представительные органы: в России Соборы, в Англии Парламент, в Польше Вольный сейм, во Франции Генеральные штаты. В зависимости от правового статуса монарха принято выделять абсолютные и ограниченные М. Абсолютная М. характеризуется всевластием монарха и отсутствием каких-либо представительных учреждений власти, возникает в условиях аграрного строя, т.е. характерна (по терминологии К. Маркса) для рабовладельческой (например, Рим эпохи домината III в. н.э.) и феодальной общественно-экономической формации. Как правило, переход от аграрного строя к индустриальному в процессе буржуазных революций (XVII XIX вв.) сопровождался упразднением абсолютной М. В правовом отношении монарх источник любой власти, он определяет пределы власти в издаваемых им же нормативных актах. В основе всякого закона лежит воля монарха. Абсолютную М. характеризуют следующие юридические признаки: 1) концентрация в руках монарха всей полноты власти (монарх издает законы, возглавляет исполнительную власть, вершит высший суд); 2) персонификация государства в лице монарха. Ставшая крылатой фраза французского короля Людовика XIV *Государство это я* как нельзя лучше характеризует этот признак монархии единоличность правления. Монархическое государство это государство, в котором власть принадлежит одному лицу, и этой властью оно пользуется по собственному усмотрению и праву. Для него характерно придание власти священного (божественного) происхождения, наделение ее религиозным содержанием (монарх это помазанник Божий, т.е. человек, наделенный неограниченной властью от Бога. Монархи нередко одновременно являлись высшими духовными лицами); 3) передача власти по наследству и бессрочный характер ее осуществления; 4) освобождение монарха от какой-либо ответственности (неответственность монарха выражалась в принципе *Король не может быть не прав*). Абсолютная М. в современных условиях исключение. Как форма правления абсолютная М. получила наибольшее распространение в эпоху позднего феодализма. Ныне она сохранилась лишь в некоторых странах Востока, где преобладают традиционно-патриархальные формы общественной жизни (к примеру, в Омане, Катаре, Брунее). Как своеобразная форма консервации традиций родоплеменной патриархальной демократии доинструальной эпохи абсолютная М. сохраняется в странах с довольно высоким уровнем экономического развития и развитой социальной инфраструктурой (Саудовская Аравия). Демократизация общественной жизни, стремление ограничить абсолютистскую власть способствовали появлению ограниченной М. такой формы правления, при которой власть монарха в той или иной мере связана (ограничена) законом, конституцией. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую и парламентарную М. Дуалистическая М. характеризуется тем, что наряду с монархом, сохраняющим юридическую и фактическую независимость, функционируют представительные учреждения власти с законодательными (законосовещательными) и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через правительство (как это, в частности, было характерно для России конца XIX начала XX в.). По существу, речь идет о принципе разделения властей в государстве, хотя в весьма ограниченной форме. Монарх хотя и не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето, т.е. монарх волен утверждать (придавать силу) или не утверждать закон. Только он имел право принимать чрезвычайные указы, по силе равные законам; может распустить парламент (т.е. упразднить дуалистическую монархию). Такая форма правления наиболее распространена была в XIX и начале XX вв. Современную дуалистическую монархию, сохранившуюся лишь в странах Ближнего Востока (Иордания, Марокко), характеризует наличие выборного представительного органа парламента (в Иордании это меджлис), обладающего правом принятия законов и вотирования (одобрения) бюджета. Монарх глава государства, обладающий одновременно прерогативами в сфере исполнительной власти. Он же назначает ответственного перед ним правителя. Современные развитые государства характеризуются конституционной (парламентарной) формой М. Эта форма правления в чем-то сходна с современной парламентской республикой и характеризуется правовым закреплением в конституции страны принципа разделения властей при одновременном принципе верховенства парламента над исполнительной властью. Монарх применительно к данной форме правления не более чем символ нации, своего рода декорация. Так, конституция Испании 1978 г. (ст. 56) признает короля символом единства и постоянства государства. Конституция Японии 1946 г. исходит из того, что *император является символом государства и единства нации* (ст. 1). Правовое положение монарха, образно говоря, можно определить так *Царствует, но не правит*. Монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его функции в основном носят представительский характер. Монарх скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты. Однако, исходя из принципа *монарх не ответствен* (не может нести политическую и юридическую ответственность), такая подпись требует процедуры контрассигнации (скрепления подписью ответственного министра или главы исполнительной власти). Монарх также скрепляет своей подписью принимаемые парламентом законы, иногда наделяется правом относительного вето, но использует его крайне редко. Конституционная (парламентарная) монархия достаточно распространенная форма правления. Она существует в Дании, Нидерландах, Канаде, Австрии и других странах (всего их около 65). Современной государствоведческой практике известны и нетрадиционные формы М. К таковым относится выборная М., существующая в странах, где сохраняются структуры феодального и традиционного общества (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты). В частности, глава Федерации Малайзии избирается Советом правителей, объединяющем глав 11 монархических штатов. В Объединенных Арабских Эмиратах эмиры (главы семи княжеств Персидского залива, входящие в ОАЭ) избирают Президента ОАЭ. Известны и так называемые теократические М., где глава государства монарх одновременно является главой того или иного религиозного культа, представляющего одну из мировых религий. К таким М. относится Ватикан, где духовный владыка католиков всего мира является и главой этого государства. Элементы такой формы правления присутствуют в Саудовской Аравии, где глава государства король выполняет не только религиозные функции хранителя главных святынь мусульманского мира, но и является главой ваххабистского направления ислама. (В.Ч.). смотреть

МОНАРХИЯ

форма правления государства, при которой главой государства является монарх. М. может быть абсолютной, или неограниченной, при которой монарх имеет абс. смотреть

Признаки неограниченной монархии егэ

Монархия — форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит монарху, передается по наследству, не ограничивается временными рамками, то есть бессрочная.

Виды монархии.

Неограниченная (абсолютная) монархия – вся полнота государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) юридически и фактически находится в руках монарха. Существующие органы власти полностью подотчётны монарху.

Страны: Саудовская Аравия, Оман.

Ограниченная монархия:

  • дуалистическая,
  • парламентская.

Дуалистическая монархия – монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально или фактически сохраняет большие властные полномочия.

Признаки дуалистической монархии:

  • государственная власть юридически принадлежит парламенту, подчинённому монарху;
  • монарх сосредотачивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним;
  • монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

Страны: Иордания, Марокко, Кувейт.

Парламентская (конституционная) монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией (властью парламента) , он фактически не обладает властью и выполняет преимущественно представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства.

Признаки:

  • «монарх царствует, но не правит»;
  • власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти; все исходящие от монарха акты нуждаются в одобрении министров;
  • исполнительная власть осуществляется правительством, которое несёт ответственность перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства.

Страны: Великобритания, Нидерланды.

Республика.

Республиканская форма правления — эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок. В республике главой государства является президент, выбирается народом.

Признаки республики:

  • существование единоличного или коллегиального главы государства;
  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  • преимущественная защита интересов граждан государства,
  • взаимная ответственность личности и государства;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Президентская республика.

Признаки президентской республики:

  • Президент формирует Правительство;
  • Президент является главой исполнительной власти;
  • Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку;
  • Президент не может распустить парламент.

Страны: США, Аргентина, Мексика.

Парламентская республика.

Признаки парламентской республики:

  • правительство несет ответственность перед парламентом,
  • правительство формируется партией, имеющей большинство в парламенте,
  • Президент имеет право роспуска парламента.

Страны: Германия, Италия, Австрия.

Смешанная республика.

Признаки смешанной республики:

Страны: Россия, Франция, Румыния.

в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах

Всего: 118 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …

Добавить в вариант

Какое определение монархии даёт автор? Какой тип монархии соответствует определению, данному автором?

Какие три признака республики указаны в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из этих признаков воплощается в конституционном строе Российской Федерации.

Используя текст и обществоведческие знания, укажите три способа изменения формы правления различных государств в процессе исторического развития.

Назовите три фактора, обуславливающие специфику конкретной формы государства, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один фактор, не указанный в тексте.

Установите соответствие между характеристиками монархий и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Монарх выполняет преимущественно представительные функции.

Б) Монарх имеет право роспуска парламента.

В) В стране отсутствуют конституция и парламент.

Г) Монарх имеет право вето в отношении законов, принятых парламентом.

Д) Правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

После смерти короля страны Z главой государства стал его старший сын. Какие дополнительные признаки позволят сделать вывод, что государство Z — парламентская монархия? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В государстве действует Конституция, которой обязаны подчиняться все без исключения граждане страны, включая монарха.

2) В руках монарха сосредоточена исполнительная, законодательная и судебная власть.

3) Монарх назначает министров.

4) В стране отсутствует государственная религия.

5) В стране Z федеративное государственное устройство.

6) Монарх выполняет свои функции номинально.

Найдите в приведенном списке характеристики конституционной монархии. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) глава государства — наследственный монарх, обладающий представительскими функциями

2) высшую судебную власть осуществляет монарх

3) законодательную власть осуществляет выборный парламент

4) исполнительная власть принадлежит правительству

5) представительские функции осуществляет председатель верхней палаты парламента

Предметная область: Политика. Государство и его функции

В стране Z главой государства является наследственный монарх. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что страна Z – парламентарная монархия?

1) Монарх утверждает в качестве главы правительства лидера партии, победившей на выборах в представительный орган власти.

2) Закон о престолонаследии предусматривает передачу престола только по мужской линии.

3) В государстве сложилась двухпартийная политическая система.

4) Монарх принимает верительные грамоты послов иностранных держав.

Предметная область: Политика. Государство и его функции

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию.

В соответствие с Конституцией страна N — унитарное государство, в котором верховная власть принадлежит единоличному правителю — монарху. Какие из приведённых признаков характеризуют форму правления в стране N? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) государство состоит из объединившихся на добровольной основе административно-территориальных образований, сохранивших свои органы власти

2) нормативно-правовые акты принимаются монархом

3) назначение министров является сферой полномочий монарха

4) в стране существует одноуровневая налоговая система

5) в стране функционируют законодательные органы власти отдельных территориально-административных единиц

6) верховная власть может передаваться по наследству

В стране Z глава государства получает власть по наследству. Какие признаки позволяют сделать вывод о том, что в стране Z существует абсолютная монархия? Запишите соответствующие цифры.

1) Глава государства получает власть по наследству.

2) В стране отсутствует конституция.

3) Власть главы государства не ограничена законом.

4) Глава государства осуществляет свои полномочия пожизненно.

5) В стране отсутствует парламент.

6) Местные власти назначаются главой государства.

В ряде стран Европы короли и королевы, получающие свою власть по наследству, выполняют лишь представительские функции, не оказывая существенного влияния на деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей. Какая форма правления установлена в этих странах?

1) абсолютная монархия

2) конституционная монархия

3) парламентская республика

4) президентская республика

Предметная область: Политика. Государство и его функции

В государстве Z власть передаётся по наследству. Власть короля ограничена законами страны. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Жители государства обладают всей полнотой гражданских прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) унитарное государство

2) федеративное государство

3) конституционная монархия

4) демократическое государство

5) абсолютная монархия

6) президентская республика

Предметная область: Политика. Государство и его функции

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2015 по обществознанию.

В соответствии с Конституцией страна Z — унитарное государство, в котором верховная власть принадлежит единоличному правителю — монарху. Какие из приведённых признаков характеризуют форму правления в стране Z? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Верховная власть может передаваться по наследству.

2) Монарх является символом государственности.

3) Законодательные акты подписываются монархом.

4) Государство состоит из объединившихся на добровольной основе административно-территориальных образований, сохранивших свои органы власти.

5) Государство контролирует все сферы общественной жизни.

6) Глава государства избирается парламентом.

Задания Д14 № 15

В стране Z главой государства является наследственный монарх. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что страна Z – парламентарная монархия?

1) Монарх утверждает в качестве главы правительства лидера партии, победившей на выборах в представительный орган власти.

2) Закон о престолонаследии предусматривает передачу престола только по мужской линии.

3) В государстве сложилась двухпартийная политическая система.

4) Монарх принимает верительные грамоты послов иностранных держав.

Предметная область: Политика. Государство и его функции

Конституция провозглашает государство Z федеративной парламентарной монархией. Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного правления в государстве Z?

1) Органы власти всех регионов государства формируются местным населением по результатам свободных выборов.

2) Глава государства получает власть в порядке наследования.

3) Регионы имеют собственное законодательство, не противоречащее федеральной Конституции и федеральным законам.

4) Исполнительная власть принадлежит правительству, которое формируется парламентом и назначается монархом.

5) Никакой акт монарха не может иметь силы, если он не утверждён министром, который несёт за него ответственность.

6) В государстве соблюдаются гражданские и политические права.

В государстве Z существует наследственная передача королевской власти. Регулярно на альтернативной основе происходят выборы в парламент, выполняющий законодательные функции. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) конституционная монархия

2) президентская республика

3) абсолютная монархия

4) унитарное государство

5) федеративное государство

6) демократическое государство

Главой государства Z является наследственный правитель, власть которого не имеет ограничений. Он издаёт законы, руководит правительством, влияет на принятие важнейших судебных решений. Какая форма правления установлена в этом государстве?

1) парламентская республика

2) конституционная монархия

3) президентская республика

4) абсолютная монархия

Предметная область: Политика. Государство и его функции

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые обладают определённой политической самостоятельностью. Парламент имеет двухпалатную структуру. Найдите в приведённом списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) конституционная монархия

2) президентская республика

3) федеративное государство

4) демократическое государство

5) абсолютная монархия

6) унитарное государство

В государстве Z власть передаётся по наследству. Власть короля ограничена законами страны. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Жители государства обладают всей полнотой гражданских прав и свобод, развиты институты гражданского общества.

Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью.

Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) унитарное государство

2) федеративное государство

3) конституционная монархия

4) демократическое государство

5) абсолютная монархия

6) президентская республика

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2015 по обществознанию.

Пётр I узаконил самовластный характер абсолютизма, включив в главу III артикулов «Устава воинского» положение о принуждении почитания низшими чинами высших, о принятии монархом самостоятельных решений и наказании за оскорбление его Величества. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в царской России сложился авторитарный режим? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Во главе государства монарх, который передает власть по наследству.

2) Выборы в Государственную думу Российской империи I созыва прошли в 1906 году согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года.

3) Дума обсуждала два проекта по аграрному вопросу: от кадетов и от депутатов Трудовой группы.

4) Государственная дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года.

5) В царской России отсутствовали возможности самостоятельного участия граждан в определении государственной политики.

6) Права политической оппозиции были нарушены, её издания подвергались цензуре, её лидеры — арестам.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственных конституций. Парламент имеет двухпалатную структуру. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) федеративное государство

2) демократическое государство

3) абсолютная монархия

4) конституционная монархия

5) президентская республика

6) унитарное государство

В государстве Z существует наследственная передача власти. Власть короля ограничена законами страны. Выборы в парламент происходят регулярно на альтернативной основе. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает территории субъектов, обладающих частичным суверенитетом. Парламент имеет двухпалатную структуру, субъекты вправе принимать собственные конституции. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) унитарное государство

2) федеративное государство

3) конституционная монархия

4) демократическое государство

5) абсолютная монархия

6) президентская республика

Что из перечисленного относится к формам государственного устройства?

1) федерация, унитарное государство

2) федерация, авторитарное государство

3) монархия, республика

4) монархия, демократия

Предметная область: Политика. Государство и его функции

Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 1.

Всего: 118 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …

Форма правления — это способ устройства верховной государственной власти, выражающий источник происхождения данной власти, ее принадлежность и порядок перехода (передачи) верховной власти от одного правящего субъекта к другому.

В зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, различают монархии и республики.

В свою очередь монархии подразделяются на два вида: 1) абсолютная (вся полнота власти принадлежит монарху); 2) конституционная (власть монарха ограничивается представительным органом, действующим на основе конституции).

При республиканской форме правления источником власти является народ. Различают три вида республики: президентская, парламентская и смешанная (президентско-парламентская или парламентско-президентская).

Монархия — это форма правления, при которой верховная государственная власть формально или фактически принадлежит одному лицу, которое получает эту власть в порядке престолонаследия.

Само слово «монархия» греческого происхождения, означает буквально: единовластие (от лат: monos — один, единый, единственный и archе — начало, главенство, власть). Власть монарха продолжается практически пожизненно, не ограничена каким-либо сроком (исключения составляют чрезвычайные обстоятельства — дворцовый переворот, отречение и т.п.).

Можно выделить следующие признаки монархии:

  • Бессрочность и несменяемость

Существует единоличный глава государства, который пользуется властью пожизненно. Власть монарха суверенна и верховна и включает в себя все три ветви власти.

  • Наследуемость

Монарх передает власть по наследству, население не имеет никакого отношения к передаче власти.

  • Отсутствие юридической ответственности

Монарх не несет юридической ответственности: за принимаемые решения несут ответственность лица, действующие от имени монарха.

Абсолютная монархия – это форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит монарху, отсутствуют представительные органы и принцип юридической ответственности монарха, ограничивающие его власть. Правительство формируется

монархом и несет перед ним ответственность Народ при такой форме правления политически пассивен. (Саудовская Аравия, Бруней и некоторые др.)

Абсолютная монархия обычно сочетается с авторитарным режимом, при котором существенно ограничены права личности, народ полностью отстранен от власти или различными способами принуждается к выражению одобрения любых действий правителя, демонстрируя «всеобщее одобрение».

Конституционная монархия — это форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом — парламентом, что фиксируется в конституции, которую монарх не вправе изменить.

Разновидности конституционной монархии:

Парламентская монархия – форма правления, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная власть – правительству во главе с премьер-министром, монарх выполняет представительную функцию. Обычно монарх номинально сохраняет определенные полномочия, однако воспользоваться этими полномочиями он может только по инициативе правительства. Обычно этими полномочия монарх пользуется в случае какого-либо политического кризиса. В частности, право налагать вето на законодательные акты парламента, на практике, как правило, не применяется (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Испания)

Дуалистическая монархия – форма правления, при которой власть разделяется между правительством, которое формирует монарх и которое несет ответственность перед ним, и парламентом, который избирает народ.

Монарх также может обладать правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента и выполнять ряд представительских и внешнеполитических функций (Марокко, Иордания, Кувейт и др.).

Виды монархической формы правления

В странах Западной Европы и в Британском содружестве монархия — это, скорее, дань традиции, сохранение преемственности поколений. Свои главные функции по стабилизации общества, легитимации политического режима монархия выполняет в доиндустриальных и частично индустриальных странах Востока.

Республика — форма правления, при которой высшие органы власти (в ряде случаев и высшие должностные лица) избираются народом на определенный, ограниченный конституцией срок.

  • Выборность, сменяемость органов власти: население выбирает высшие органы государственной власти на определенный срок;
  • Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Каждая ветвь власти выполняет различные функции по управлению государством;
  • Глава государства несет юридическую ответственность в случаях, предусмотренных конституцией.

Парламентская республика — это форма правления, при которой единственный демократический законный институт — парламент, правительство находится в зависимости от парламентского вотума доверия; выборы решают одновременно вопрос о составе парламента и правительства, которое формируется из членов победившей партии или коалиционно; глава правительства входит в нижнюю палату парламента и имеет право ее роспуска; правительство имеет право законодательной инициативы, а в некоторых случаях — право вето на законопроекты; президент избирается прямым народным голосованием либо депутатами парламента и выполняет в основном представительские функции (Германия, Венгрия, Польша и др.).

Президентская республика — это форма правления, при которой президент — глава исполнительной власти, наделен значительными конституционными полномочиями, президент и парламент избираются отдельно прямым голосованием на определенный срок, поэтому они взаимонезависимы; жесткое конституционно закрепленное разделение властей; президент политически ответственен перед народом, а правительство перед президентом; парламент не имеет права отзыва правительства, но у него вся полнота законодательной власти, бюджетные и контрольные полномочия; президент, как правило, не вправе распустить парламент (США), но у него есть право вето, которое может быть преодолено 2/3 голосов; парламент вправе выдвинуть обвинения против президента и начать процедуру импичмента (дело Клинтона).

Смешанная республика — это форма правления, при которой правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом; глава государства — президент, но он не является главой правительства; президент вправе распускать парламент и объявлять досрочные парламентские выборы в случаях, предусмотренных конституцией; партийная принадлежность президента, премьера и членов парламентского большинства может не совпадать; у президента есть право вето на решения парламента и право законодательной инициативы, кроме того, все законы вступают в силу после подписания их президентом, а его указы и распоряжения также имеют силу закона. У президента и парламента могут быть разные сроки полномочий (Франция). Считается, что в смешанной республике президентская власть более сильная, чем в президентской республике. Современная Россия представляет собой тип смешанной республики.

В отдельных президентских республиках в условиях преобладающего влияния правящей партии президент, являющийся ее лидером, переизбирается на данный пост неограниченное количество раз и занимает пост фактически пожизненно. Он сосредоточивает в своих руках и государственное, и партийное руководство, использует авторитарные методы властвования. В этом случае республика превращается в суперпрезидентскую.

Признаки республик Виды республик
Президентская Смешанная Парламентская
Глава государства Президент Президент Президент
Глава правительства Президент Премьер-министр Премьер-министр
Глава государства избирается Населением Населением Парламентским способом
Правительство формируется президентом президентом парламентом
Правительство отвечает перед президентом президентом и парламентом парламентом
Право вето у президента есть есть как правило, нет
Право роспуска парламента (одной из палат) у президента нет есть есть

К самостоятельной форме правления можно отнести теократическое государство.
Теократия представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть сосредоточена у духовенства или главы церкви.
В настоящее время имеется два вида теократических государств: теократическая монархия — Ватикан, Саудовская Аравия (отдельные черты теократического государства присущи также султанату Бруней) и теократическая республика — например, Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан.

Есть и такие формы правления, которые сочетают в себе черты монархии и республики. Глава государства избирается, но из числа лиц, наследующих властные полномочия. Например, Объединенные Арабские Эмираты — федерация, состоящая из эмиратов. Эмиры получают власть в порядке престолонаследия. Каждые пять лет эмиры избирают из своего круга главу государства — президента страны. Аналогичная форма существует в Малайзии. Есть примеры республик, где власть фактически перешла к сыновьям умерших лидеров (КНДР, Сирия, Азербайджан), хотя выборы здесь и имели место, но значительную роль сыграла ментальность населения, видевшего правителя в представителе данного клана (семьи).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *