Предостережение от ростехнадзора чем грозит
Перейти к содержимому

Предостережение от ростехнадзора чем грозит

  • автор:

Предостережение Ростехнадзора, что предпринять?

Уходящий 2020 год выдался трудным для многих, в том числе и организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее — ОПО). И вроде бы, государственные надзорные органы в этот непростой для бизнеса период в качестве стимулирующей меры сократили количество плановых проверок, но.

Какого же было удивление руководителей организаций, эксплуатирующих ОПО, когда им вдруг стали приходить пугающие письма от Ростехнадзора с наименованием «Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований».

С одной стороны, это не предписание надзорного органа, невыполнение в установленный срок которого для организации грозит большим штрафом, с другой стороны – в этом предостережении содержится информация о том, что Ростехнадзор выявил нарушение и просит направить в конкретный срок уведомление о выполнении предостережения.

Так что же это за предостережение такое?

Дело все в том, что в соответствие со ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ) и п.91, 92 «Административного регламента Ростехнадзора по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности», утвержденного Приказом Ростехнадзора от 03.07.2019 № 258, в качестве ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ меры, при наличие сведений о нарушениях,

Ростехнадзор имеет право выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принятия мер по устранению этого нарушения, после чего просит уведомить об этом, либо направить свои возражения в установленный в таком предостережении срок.

И тут возникают два вопроса:
  1. Каким образом Ростехнадзор выявляет нарушения, если никакие проверки не проводились?
  1. Обязательно ли отвечать на предостережение?

Что касается ответа на первый вопрос, то здесь все просто. Как правило, распространенным нарушением в предостережениях указывается отсутствие у организации, эксплуатирующей ОПО Лицензии на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее — Лицензия на ОПО).

А так как Ростехнадзор ведёт реестр зарегистрированных ОПО и реестр выданных Лицензий на ОПО, то сравнить эти два реестра и выявить нарушение у той или иной организации не составит особого труда.

А вот касаемо второго вопроса, с уверенностью можем Вам сказать, что ответ на предостережение Ростехнадзора отправлять нужно обязательно!

Более того, к данному письму необходимо отнестись очень серьезно.

Несмотря на то, что рассылка подобных писем-предостережений носит лишь профилактический характер, это сигнализирует о том, что Ваша организация уже поставлена на контроль надзорным органом и, неполучение от Вас в установленный срок ответа может являться основанием для проведения внеплановой проверки.

Таким образом, получив предостережение от Ростехнадзора, Вам необходимо в установленный в таком предостережении срок направить:

— либо уведомление об исполнении предостережения,

— либо возражения, с обоснованием позиции в отношении указанных в предостережении нарушений.

Важно знать, что при ответе никакие подтверждающие сведения и документы предоставлять не требуется.

При всем этом, стоит все же отметить, что, даже направив ответ, риск проведения внеплановой проверки на Вашем предприятии сохраняется. Ведь не стоит забывать о том, что этот год и так называемый «режим самоизоляции» весомо «ударил» по федеральному бюджету и теперь необходимо восстанавливать экономические потери. Если надзорный орган заинтересован в проведении внеплановой проверке, то найти основания для ее проведения не составит огромного труда.

И что же тогда? А это значит, что у предприятия в этом случае может быть только 24 часа на подготовку к этой самой проверке, о чем сказано в ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Далее, в ходе проверки обязательно выявятся нарушения (уж поверьте из практики!), в связи с чем будут выданы предписания об устранении этих нарушений в строго отведенные сроки.

А что будет, если в эти самые сроки, выявленные Ростехнадзором нарушения не будут устранены?

Тут предприятие снова ожидает очередная внеплановая проверка (основание п.21 ст.10, п.1 ст.17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ) и неминуемый штраф, предусмотренный п.11 ст.19.5 «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ, от 400 000 до 700 000 рублей как на юридическое лицо, так и на ИП.

Что же тогда делать? Как защитить свое предприятие от Дамоклова меча Ростехнадзора и существенно снизить риски наложения штрафных санкций?

Рекомендуем Вам не ждать предостережений Ростехнадзора и уже сейчас начать приводить объект в соответствие нормам промышленной безопасности.

Для начала необходимо провести аудита промышленной безопасности, это можно сделать своими силами, или привлечь специализированную организацию.

А если уже получено предостережение Ростехнадзора?

Если же Вы уже получили предостережение, наши специалисты помогут Вам в подготовке ответа в территориальный орган Ростехнадзора и проведении необходимые мероприятия для устранения нарушений.

Мы подготовим для Вас дорожную карту устранения всех недочетов и приведения объекта в полное соответствие требования ПБ.

Специалисты ИКЦ ЭкспертПро обладают высоким уровнем квалификации и большим опытом работы в области промышленной безопасности. Позвоните нам сейчас и мы поможем Вам разобраться в сложившейся ситуации.

Консультации и предварительный аудит осуществляется бесплатно!

«Допроверочный» аналог предписания: что нужно знать о предостережении РТН

—>Профилактика нарушений в последние 2 года стала «мейнстримом». О ней пишут, говорят, поют дифирамбы… Называют «мега-эффективной» задумкой. Даже наш Ростехнадзор – не исключение.

Знаете, какой «профилактический метод» самый популярный (и действенный)? «Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований». Простая бумажка на 2-3 листа формата А4…

… которая приносит кучу недоумения (я… я что ли нарушаю. ), беспокойства, даже страха владельцам ОПО.

А госоргану дарит «счастье», «радость» и «спокойную жизнь». Никаких тебе поездок, визитов, общения с народом… Распечатал. Запаковал. Отправил. И «навел шороху» – как будто пришел с проверкой.

Кстати, не пугайтесь, если ваше предостережение отличается от нашей картинки. С июля 2021 года изменилась типовая форма документа. Теперь она утверждена приказом Минэкономразвития от 31.03.2021 № 151 (см. Приложение №15).

Вообще, «предостережение» – формат довольно «старый». Появился в 2017 году с легкой руки Правительства РФ.

На нашей, промышленно-безопасной, «поляне» – с 2019 года (когда вышел Административный регламент по надзору за ОПО, утв. приказом Ростехнадзора от 03.07.2019 № 258).

Получил огромную «популярность» в пандемию. Живет и здравствует до сих пор… как самый массовый метод профилактики «made in Ростехнадзор».

Наверное, десятки (если не сотни) тысяч предостережений разошлись по стране за последние 1,5 года. Не получали? Да вы, батенька, счастливый человек. Видимо, всё соблюдаете… Так держать!
А тем, кому повезло меньше – в помощь наша статья.

Попробуем раскрыть «истинную суть» предостережений и ответить на вопрос: «что с ними делать в конечном итоге?». Ведь в «нормативке» (где написано плюс-минус одно и то же) есть «маршрут», но… с «навигацией» не очень.

  • Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (статья 49);
  • постановление Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований…» (информативен весь документ);
  • постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1082 «О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» (п. 42-49);
  • приказ Ростехнадзора от 03.07.2019 № 258 «Об утверждении Административного регламента ФСЭТАН по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности» (п. 92-103);
  • приказ Ростехнадзора от 21.11.2019 № 447 «Об утверждении Порядка организации работ по профилактике нарушений обязательных требований» (п. 34-36).

Что за «зверь» такой – предостережение Ростехнадзора

Документ (в отличие от других методов профилактики). Официальный. На бланке. Со всеми атрибутами. За подписью руководителя или зам. руководителя территориального органа Ростехнадзора.
Уже не «письмо счастья» (посерьезней), но еще не предписание (за него автоматом не штрафуют). Хотя… от предостережения тоже легко не отвертишься (об этом ниже).

Суть кроется в самом названии – «Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований».

То есть Ростехнадзор подозревает (или уже уличил) вас в каком-то нарушении, но не хочет наказывать сразу (приходить с внеплановой проверкой). Предостерегает: «Нельзя так делать…».

Предупреждает: «Мы всё знаем, но надеемся-таки на вашу совесть… Давайте исправляться, а то хуже будет…».

Ну разве можно проигнорировать такой «благородный жест»? Госорган старается. Заботится о ваших деньгах. Расходует бумагу и время своих работников (хотя время скорее… экономит).

  • в бумажном виде (заказным письмом с уведомлением о вручении);
  • в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной ЭЦП (на e-mail или через ЕПГУ).
  • название органа госконтроля, который направляет предостережение;
  • дата и номер предостережения.

  • наименование и реквизиты юридического лица;
  • Ф.И.О. и реквизиты индивидуального предпринимателя.
  • ссылка на обязательные требования и нормативные акты (или их части), которые вы «предположительно» нарушаете;
  • информация о том, какие действия/бездействие приводят (могут привести) к нарушению обязательных требований;
  • предложение принять меры для соблюдения обязательных требований;
  • предложение уведомить госорган об исполнении предостережения (или возразить, если вы не согласны).

4. «Адекватный срок», за который нужно принять меры и уведомить госорган (не менее 60 дней со дня направления предостережения – это явно больше, чем дают на исполнение среднестатистического предписания).

  • почтовый адрес;
  • адрес электронной почты;
  • даже телефон (хотя ответы должны быть письменными… но вдруг вы захотите что-то уточнить).

И обратите внимание на ключевое слово – «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (принять меры, уведомить, возразить). Госорган не требует (как обычно), а просит. Не угрожает, а «по-дружески» предлагает.

Даже документы от вас не нужны (!), кроме уведомления или возражения… Скажите только «слово» (лучше пару-тройку абзацев), и вам поверят… (на самом деле, госоргану запрещено требовать или просить документы в предостережении).

Сложилась идиллическая картинка?

  • при проведении иных профилактических мероприятий (например, при оценке добросовестности);
  • при проведении плановых и внеплановых проверок.

За что вообще выдают предостережения?

Хотя… Вопрос не в том, «за что?» (понятно… за любое нарушение). Важно, «почему», «в каком случае» и «при каких условиях».
Мы собрали «конструктор» из нормативных актов (каких? – см. начало статьи), и вот что получилось…

Вам могут объявить (направить) предостережение:
«при наличии у Ростехнадзора (его территориальных органов) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации…».

Документ отправят только в том случае:

«если отсутствуют подтвержденные данные (если данные подтверждены – скорее будет внеплановая проверка) о том, что нарушение обязательных требований»:

  • жизни, здоровью граждан;
  • животным, растениям, окружающей среде;
  • объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ;
  • музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ;
  • особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ;
  • документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда;
  • безопасности государства;

Один важный момент. Не видать вам предостережения (и впору готовиться к встрече контролеров), если вас ранее уже привлекали к ответственности за нарушение тех же самых требований…

  • на вас насту… донесли не в меру инициативные или просто беспокойные граждане, «любимые» конкуренты, обиженные сотрудники… мало ли «добрых людей»;
  • в СМИ написали что-то вроде: «Жители окрестных домов обеспокоены работой АГЗС в таком-то районе такого города…», «Людей пугает ветхий башенный кран, который работает по таком-то районе такого-то города…» и любые аналоги («…боятся жить рядом…» или что-то более фактическое… хлопки, скрипы, стоны…);
  • Ростехнадзор «поскреб» по реестрам и обнаружил, что у вас есть ОПО, но нет лицензии (хотя тут «фифти-фифти», могут нагрянуть с внеплановой проверкой) и т. д.
  • ваш «проступок» не сопровождался аварией;
  • вас не «ловили» на таких же нарушениях («было»? тогда сразу «заваривайте чай» для инспектора).

И что делать с предостережением?

«Порвать и выбросить. ». Хорошее решение. Только не поможет. Поэтому не стоит «играть в камикадзе».

Ростехнадзор, конечно, «забывчивый товарищ». Но у нас же 21 век. Цифровизация. Они помечают, кому что отправили, по какому поводу, с кого спросить.

Давайте действовать по закону. У вас есть два варианта (на самом деле – один, но в двух частях).

1. Можно «поспорить» с Ростехнадзором. Вернее, «возразить». Мол, не было такого… вообще не по адресу… ничего опасней степлера у нас нет…

Причем спор вполне легальный (НПА дозволяют). Главное – не переходить «на личности».

Возражаем письменно. В «свободной форме», но с определенным содержанием.

  • название юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя;
  • ИНН;
  • дата и номер предостережения (а то не поймут, зачем «ругаетесь»);
  • (самое главное) обоснованная суть возражения – с чем не согласны, почему не согласны, «какие ваши доказательства», только обязательно – с аргументами и фактами в вашу пользу (иначе какой смысл возражать…).

Лучше кратко, по-деловому… Распечатали. Запаковали. И… либо «бумагу» почтой, либо в форме электронного документа (на e-mail, через ЕПГУ). Контакты есть в предостережении.

Ростехнадзор «депешу» прочитает. Факты проверит. 20 дней подумает и… что-то да ответит (зависит от того, как вы «возразили»). А там, глядишь, диалог завяжется…

2. Нужно уведомить Ростехнадзор «об исполнении предостережения».

Тут как с предписанием. Спорь не спорь, а исполнять придется.

Форма для уведомления тоже свободная. Хотя пару-тройку шаблонов можно найти в интернете. Например, такой.

  • название юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя;
  • ИНН;
  • дата и номер предостережения;
  • список принятых мер «по обеспечению соблюдения обязательных требований» (подали документы на лицензию… отправили сотрудников на аттестацию… провели ремонт оборудования… «успокоили» окрестных жителей и т. д.).

А что будет, если не ответить на предостережение?

На первый взгляд… НИЧЕГО ХОРОШЕГО.

Вы же помните, да?

Предостережения, уведомления, возражения (или их отсутствие) Ростехнадзор может использовать против вас.

А именно (здесь даем более точную цитату из п. 49 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1082) – «для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий».

Не ответили – значит не исправили. Значит нарушение осталось, и есть повод для внеплановой проверки

Придут, найдут еще кучу нарушений и накажут… Уже не по части 1, а по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ (одно только отсутствие лицензии на это потянет). За грубое нарушение (штраф до 1 000 000 ваших «кровных» или запрет деятельности на 3 месяца).

Может проще ответить? И встать «на путь исправления»?

«Так если «исполнили», значит «нарушаем» (=признаем вину). Как бы хуже не было…».

Ну тогда возражайте! Если нет нарушения (точно нет?), спорьте с Ростехнадзором. Только обоснованно. С фактами. Юриста своего «напрягите». Нет его? К экспертам обратитесь (можете к нам). Всегда найдется выход.

«А Ростехнадзор точно поверит «на слово»? Без документального подтверждения? Или опять ждать-бояться. ».

Хотите гарантий? Так приложите к уведомлению документы (копию заявления на получение лицензии, журнал ремонтов… да все что угодно). Подтвердите принятые меры. По собственному желанию. Для надежности и «спокойного сна».

Вместо заключения

Кто-то вообще считает предостережение… «допроверочным аналогом предписания».

Момент спорный, но… они же реально работают. Почти как «обязаловка», если сравнивать с другими форматами профилактики.

Информацию на сайтах Ростехнадзора читают не все (скажем честно, очень немногие…). На консультацию в управление – тоже толпами не бегут. А предостережение… это ДОКУМЕНТ, на который нельзя не отреагировать (о причинах мы уже сказали).

Так может Правительство РФ в свое время изобрело «волшебную таблетку»? От нарушений. От штрафов. От аварий и других проблем контрольно-надзорной области.

В «идеальном мире» – возможно. А у нас – вряд ли…

Те, кто нарушает… прекрасно знают о своих нарушениях (и не спешат их исправлять… наверное… по уважительной причине?).

Да и срок «от 60 дней» – многовато, чтобы двинуть дело вперед (вот если б неделя…).

Письменные разъяснения по однотипным обращениям

Ответ:
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.

Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности утверждены приказом Ростехнадзора от 11.12.2020 № 518.

Выдача предостережения контрольно-надзорными органами

Теперь контролирующие, надзорные органы в определенных случаях обязаны объявлять юрлицам предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. За что направляют предостережения и как на них реагировать? Разберемся.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее – предостережение) – новый вид результата проверки, более мягкий по сравнению с предписанием об устранении нарушений или устранении несоответствия. Направление контролирующими органами предостережения предусмотрено ч. 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ [1] .

Выдача таких предостережений является профилактической мерой согласно п. 4 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ. Обратите внимание, что законодательство устанавливает критерии [2] , в силу которых объекту проверки можно выдавать предостережение при обнаружении нарушений обязательных требований (например, требований пожарной безопасности):

  • Орган власти, организация или гражданин впервые привлекаются к ответственности за нарушение.
  • Выявленные нарушения не причиняют вред жизни, здоровью людей, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу, не влекут возникновение пожара, ЧС либо не создают непосредственную угрозу названных последствий.
  • Федеральным законом не установлены иные обязательные санкции за выявленное нарушение.

Возможность работы с предостережениями была предоставлена начиная с 22.03.2017, когда вступили в силу Правила [3] , регламентирующие составление и направление предостережения, подачу объектом проверки возражений и их рассмотрение, уведомление об исполнении предостережения.

Каждую из перечисленных процедур разберем более детально.

Направление предостережения.

Решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля или иное уполномоченное приказом этого контрольно-надзорного органа должностное лицо. Обратите внимание, что руководители или уполномоченные лица не инициируют направление предостережения. Инициатором выступает должностное лицо контрольно-надзорного органа. Предложение о направлении предостережения может быть выдвинуто в следующих случаях (п. 2 Правил):

1. В ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получена информации о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований.

2. Сведения о нарушении обязательных требований содержатся в обращениях и заявлениях, поступивших в контрольно-надзорный орган (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено).

3. О нарушении обязательных требований сообщили органы власти, местного самоуправления, СМИ.

Предостережение может быть отправлено доступным для адресата способом. Такие способы перечислены в п. 6 Правил. Это может быть заказное письмо, но обязательно с уведомлением о вручении. Предусмотрена и пересылка предостережения по электронной почте или посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Но тогда документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) лица, принявшего решение о направлении предостережения.

Обращаем внимание, что список способов направления предостережения открытый. Главное, чтобы выбранный способ был доступен для адресата.

Предостережение составляется и направляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом вышеуказанных сведений (если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов контроля, надзора).

Пункт 4 Правил содержит полный список сведений, которые должны быть включены в предостережение. Кроме обязательных для каждого подобного документа наименования контрольно-надзорного органа, даты, номера документа, указания адресата, предложения уведомить о выполнении предостережения и срока уведомления (не менее 60 дней со дня направления предостережения), контактных данных, а также указания на установленные требования, предостережение должно содержать:

  • информацию о том, какие действия получателя предостережения приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • предложение получателю принять меры по обеспечению соблюдения названных требований.

Обратите внимание, что согласно п. 5 Правил, требовать предоставления сведений и документов предостережении недопустимо.

Подача возражений на предостережение.

Возможность подачи возражений прописана в п. 7 Закона № 294-ФЗ, а также в п. 8 Правил. Алгоритм этих действий прописан в Правилах.

Направляя возражения, юридическое лицо должно не только указать стандартную информацию о себе (наименование, ИНН), о полученном предостережении (дата составления, номер), но и обосновать свою позицию в отношении названных в предостережении действий.

Возражения направляются в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Способы направления могут быть перечислены в самом предостережении. Возражение также допустимо формировать в виде электронного документа. В этом случае оно подписывается УКЭП уполномоченного лица. Адрес, в том числе электронной почты, на который может быть отправлено возражение, прописывается в предостережении.

В течение 20 рабочих дней со дня получения возражений контрольно-надзорный орган направляет ответ.

Уведомление об исполнении предостережения.

Если юридическое лицо согласно с фактами, указанными в предостережении, оно должно в установленный срок проинформировать контролирующие органы о выполнении необходимых действий, направив соответствующее уведомление, – то есть предоставить сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

[1] Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

[2] Часть 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ.

[3] Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166.

Т. Ю. Антропова, редактор журнала «Руководитель бюджетного учреждения» № 5, май, 2017 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *