Почему коммерческие банки должны иметь резервы
Перейти к содержимому

Почему коммерческие банки должны иметь резервы

  • автор:

Управление резервами банка

Банки и банковская система необходимы для развития экономики любого государства. Свое начало они берут с начала формирования денежных отношений. Уже в древние времена имели место кредитные операции. В период становления капиталистических отношений кредитование вообще и банковское дело в частности получили широкое распространение.

Банки – это специализированные кредитно-финансовые учреждения, которые проводят операции с деньгами и ценными бумагами, обслуживая интересы граждан, организаций, предприятий и государства.

Все банки и их деятельность формируют банковскую систему.

Основными задачами банков являются:

  • привлечение и накопление временно свободных денежных средств;
  • хранение денежных средств и материальных ценностей клиентов;
  • создание кредитных и инвестиционных фондов;
  • перенаправление денежных потоков;
  • осуществление кассовых операций;
  • выпуск и регулирование обращения денег и ценных бумаг;
  • предоставление консультационных услуг клиентам; имуществом клиентов;
  • финансовое обеспечение экономической деятельности государства, предприятий и граждан.

Главной целью деятельности всех банковских учреждений является приумножение капиталов и получение прибыли. На это направлена вся деятельность банковских учреждений. И именно этот показатель является характеристикой эффективности функционирования банка.

Понятие резервов банка

Как и любая кредитно-финансовая организация, банки не застрахованы от возможных финансовых рисков и потерь. Поэтому для минимизации рисков и ликвидации их отрицательных последствий банк формирует свои резервы.

Резервы банка – это денежные средства в виде наличности или высоколиквидных ценных бумаг, которые хранятся в банке для использования в случае острой необходимости в наличных средствах.

Резервы банк использует для покрытия возможных потерь или убытков с целью обеспечения своей финансовой стабильности и надежности. Резервирование и использование резервов регулируется центральным государственным (национальным). банком страны и различными законодательными актами. К примеру, на территории Российской Федерации минимальные объемы резервов устанавливает Центральный банк Российской Федерации, а размеры отчислений в резервные фонды от прибыли (до налогообложения) устанавливаются в соответствии с налоговым законодательством (Федеральный налоговый кодекс).

Выделяют следующие виды банковских резервов:

    банка (или резервные требования);
  • резервный фонд банка;
  • резерв банка в случае возможных потерь по кредитам и ссудам;
  • резерв банка в случае возможных потерь от обесценивания ценных бумаг;
  • прочие банковские резервы.

Обязательные резервы банка или резервные требования

Резервными требованиями или обязательными резервами банка являются средства коммерческих банков, которые они обязаны хранить в отделениях государственного банка (в Российской Федерации – Центрального Банка России) для гарантии обеспечения банковских обязательств перед клиентами.

Они служат эффективным инструментом. С помощью которого можно регулировать общую ликвидность банковской системы и контролировать денежные средства коммерческих банков государством. Обязательные резервы банка определяются для ограничения кредитных возможностей банков и регулирования объема денежной массы, находящейся в обращении.

Несмотря на то, что обязательные резервы представляют собой высоколиквидные активы, они не могут использоваться полностью в случае возникновения в банке «форсмажерных» обстоятельств. Для их использования вводится определенный лимит. Даже увеличение общего объема обязательных резервов банка не позволяет превысить установленные лимитом суммы. В противном случае это приведет к дополнительному изъятию из оборота денежных средств. Таким образом формирование обязательных резервов банка, фактически, является инструментом денежно-кредитной политики правительства страны.

Резервный фонд банка

Резервным фондом банка называется часть собственного капитала банка, который формируется за счет регулярных отчислений от ежегодной прибыли.

Данный фонд формируется для увеличения размеров уставного фонда и служит для компенсации (покрытия) убытков, которые могут быть в результате функционирования банка. Нормы отчислений определяет общее собрание акционеров банка. Но его размер не может превышать определенной суммы.

Формирование резервного фонда происходит за счет прироста чистых активов. Отчисления в него производятся только в случае, если банк имеет прибыль. Использовать резервный фонд банк может только для определенных целей (покрытие убытков – одна из самых важных из них).

Резерв банка в случае возможных потерь по кредитам и ссудам

Резерв банка в случае возможных потерь по кредитам и ссудам – это специальный резервный фонд банка, задачей которого является компенсировать потери в случае колебания величины прибыли банка от списания убытков по ссудам и невозвращенным кредитам.

Этот вид резерва создается из отчислений, которые относят на расходы банка отдельно по каждой ссудно-кредитной сделке. Он используется для покрытия ущерба лишь по основному долгу. Если задолженность по ссуде или кредиту призвана нереальной для взыскания (безнадежной), то она списывается с баланса банка. Тем самым уменьшается налогооблагаемая база банка.

Резерв банка в случае возможных потерь от обесценивания ценных бумаг

Данный вид резерва создается для компенсации убытков банка при изменении рыночной стоимости ценных бумаг.

Рыночной стоимостью ценной бумаги называется средневзвешенная стоимость данной бумаги по сделкам, которые совершены на протяжении последнего торгового дня отчетного месяца фондовой биржи.

Согласно норм и правил, в последний рабочий день месяца производят переоценку ценных бумаг, находящихся в банке, по рыночной стоимости. Если показатель окажется ниже балансовой стоимости, то банк создает резерв под обесцененное вложение. Сумма резерва соответствует размеру переоценки данной бумаги. Но балансовая стоимость ценных бумаг остается неизменной.

Подводя краткий итог, можно сказать, что управление резервами банка позволяет контролировать объемы денежной масс, находящейся в обороте, и денежных средств коммерческих банков. Кроме того эти мероприятия позволяют снизить финансовые риски для банков и гарантируют защиту прав клиентов банка государством.

Резервные требования

Резервные требования — это сумма наличных денег, которую банки должны иметь в своих хранилищах или в ближайшем Федеральном резервном банке , в соответствии с операции на открытом рынке и учетная ставка .

Ключевые моменты

  • Резервные требования — это сумма средств, которую банк держит в резерве, чтобы гарантировать, что он сможет выполнить свои обязательства в случае внезапного снятия средств.
  • Резервные требования — это инструмент, используемый центральным банком для увеличения или уменьшения денежной массы в экономике и влияния на процентные ставки.
  • Резервные требования в настоящее время установлены на нуле в ответ на пандемию COVID-19.

Основы резервных требований

Банки ссужают средства клиентам в зависимости от части наличных денег, которые у них есть. В обмен на эту возможность правительство предъявляет к ним одно требование: держать под рукой определенную сумму вкладов для покрытия возможных выплат. Эта сумма называется резервным требованием, и это ставка, которую банки должны держать в резерве и им не разрешается предоставлять ссуды.

Совет управляющих Федеральной резервной системы устанавливает требования, а также размер процентной ставки, которую банки получают за избыточные резервы . Закон о регулировании финансовых услуг от 2006 года дал Федеральной резервной системе право выплачивать проценты по избыточным резервам. Датой вступления в силу выплаты процентов банкам было 1 октября 2008 года. Эта процентная ставка называется процентной ставкой по избыточным резервам и служит прокси для ставки по федеральным фондам .

Пороговые значения требований к резервам

Закон учреждения Garn-St Germain депозитарный 1982 года позволяет некоторым банкам , которые будут освобождены от правила требования. В настоящее время порог для освобождения установлен на уровне 2 млн долларов, что означает, что на первые 2 млн долларов резервируемых обязательств не распространяются правила резервных требований. Пороговое значение корректируется каждый год в соответствии с расчетом, приведенным в законе. По состоянию на 1 января 2018 года для банков с депозитами менее 16 миллионов долларов резервные требования отсутствуют. Для банков с депозитами от 16 до 122,3 млн долларов требуется резервное требование в размере 3%, а для банков с депозитами на сумму более 122,3 млн долларов — 10%. Неличные срочные вклады и обязательства в евро с декабря 1990 года имеют нулевой коэффициент резервирования .

Резервные требования — это еще один инструмент, которым ФРС располагает для контроля ликвидности в финансовой системе. Уменьшая резервные требования, ФРС проводит экспансионистскую денежно-кредитную политику , и, наоборот, когда она повышает требования, она проводит сдерживающую денежно-кредитную политику. Это снижает ликвидность и вызывает охлаждение экономики.

История резервных требований

Практика хранения резервов началась с первых коммерческих банков в начале 19 века. У каждого банка была своя банкнота, которая использовалась только в пределах его географической зоны деятельности. Обменять его на другую банкноту в другом регионе было дорого и рискованно из-за отсутствия информации о средствах в другом банке. Чтобы преодолеть эту проблему, банки в Нью-Йорке и Нью-Джерси организовали добровольный выкуп в филиалах друг друга при условии, что и банк-эмитент, и банк-выкупщик имели согласованный депозит в золоте или его эквиваленте. Впоследствии Закон о Национальном банке 1863 года установил 25-процентные резервные требования для банков, находящихся в его ведении. Эти требования и налог на государственные банкноты в 1865 году обеспечили замену национальных банкнот другим валютам в качестве средства обмена. Создание Федеральной резервной системы и входящих в нее банков в 1913 году в качестве кредитора последней инстанции дополнительно устранило риски и затраты, необходимые для поддержания резервов, и снизило резервные требования по сравнению с их прежними высокими уровнями.
Например, резервные требования для трех типов банков в рамках Федеральной резервной системы были установлены на уровне 13 процентов, 10 процентов и 7 процентов в 1917 году.

В ответ на пандемию COVID-19 Федеральная резервная система с 26 марта 2020 г. снизила норматив обязательных резервов до нуля для всех уровней депозитов. Целью этого сокращения было дать толчок экономике, позволив банкам использовать дополнительную ликвидность для ссужать физическим и юридическим лицам.

Требования к резервам и требования к капиталу

В некоторых странах нет резервных требований. К этим странам относятся Канада, Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Швеция и Гонконг. Деньги не могут быть созданы без ограничений, но вместо этого некоторые из этих стран должны придерживаться требований к капиталу, которые представляют собой размер капитала, который банк или финансовое учреждение должен держать в соответствии с требованиями его финансового регулятора .

Пример требования к резерву

В качестве примера предположим, что у банка есть депозиты на 200 миллионов долларов, и он должен держать 10%. Банку теперь разрешено предоставлять ссуду на 180 миллионов долларов, что резко увеличивает банковский кредит . Помимо обеспечения буфера от массового изъятия средств из банков и уровня ликвидности , резервные требования также используются Федеральной резервной системой в качестве денежного инструмента. Увеличивая резервные требования, Федеральная резервная система по сути забирает деньги из денежной массы и увеличивает стоимость кредита. Снижение требований к резервам закачивает деньги в экономику, давая банкам избыточные резервы, что способствует расширению банковского кредита и снижает ставки.

Статья 38

Статья 38. Размер обязательных резервных требований (норматив обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов) и порядок выполнения кредитными организациями обязательных резервных требований, включая порядок депонирования обязательных резервов в Банке России, устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов определяют размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией и небанковских кредитных организаций. В этом случае нормативы обязательных резервов, устанавливаемые для банков с универсальной лицензией, должны быть едиными для всех банков с универсальной лицензией, устанавливаемые для банков с базовой лицензией, должны быть едиными для всех банков с базовой лицензией, устанавливаемые для небанковских кредитных организаций, должны быть едиными для всех небанковских кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов, устанавливаемые для банков с базовой лицензией, не могут быть выше нормативов обязательных резервов, устанавливаемых для банков с универсальной лицензией.

(часть третья в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

Коэффициент усреднения обязательных резервов представляет собой числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1 и который применяется для расчета усредненной величины обязательных резервов. Коэффициент усреднения обязательных резервов может быть дифференцированным для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией и небанковских кредитных организаций. В этом случае максимальная величина коэффициента усреднения обязательных резервов, устанавливаемого для банков с универсальной лицензией, должна быть единой для всех банков с универсальной лицензией, устанавливаемого для банков с базовой лицензией, должна быть единой для всех банков с базовой лицензией, устанавливаемого для небанковских кредитных организаций, должна быть единой для всех небанковских кредитных организаций.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Банк России имеет право установить порядок депонирования кредитными организациями обязательных резервов на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, и (или) путем поддержания на корреспондентском счете, открытом в Банке России, усредненной величины обязательных резервов, рассчитываемой исходя из размера коэффициента усреднения обязательных резервов.

При нарушении обязательных резервных требований Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных на счета для хранения обязательных резервов денежных средств (недовзнос в обязательные резервы) и при невыполнении обязанности по усреднению обязательных резервов сумму денежных средств, рассчитываемую исходя из величины невыполнения усреднения обязательных резервов, определяемой как разница между предоставленной кредитной организации и фактически поддержанной кредитной организацией усредненными величинами обязательных резервов, в размере и порядке, установленных Банком России.

Банк России также имеет право взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф за нарушение обязательных резервных требований в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ключевой ставки Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 484-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, взыскания не обращаются.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, перечисляются на счет кредитной организации и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России.

Обязательные резервы коммерческих банков объективная необходимость или субъективный подход? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Текст научной работы на тему «Обязательные резервы коммерческих банков объективная необходимость или субъективный подход?»

Ф НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ

доцент кафедры "Банковское дело"

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ -ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ СУБЪЕКТИВНЫЙ ПОДХОД?

Обязательные резервы регулируют величину остатков на резервных счетах банков в Центральном банке или условия пополнения этих счетов.

Они развивались из необходимости для банков иметь денежную наличность в виде так называемых кассовых резервов для бесперебойного выполнения платежных обязательств по возврату депозитов вкладчикам и проведения расчетов с другими банками, то есть как гарантирование фондов для погашения обязательств.

Обязательные резервы выступают как часть кассовых денежных резервов, которые банки должны постоянно хранить в наличноденежной форме (что часто подчеркивается исследователями) в виде вкладов в Центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств.

Нормы обязательных резервов определяются в процентном отношении к соответствующим статьям пассивов и активов банка.

Существует дифференция норм в зависимости от:

♦ величины пассивов и активов банка;

♦ видов и размеров привлекаемых депозитов;

♦ региона деятельности банка.

Избирательный подход к нормам обязательного резервирования -попытка Центрального банка стимулировать или ограничить резервы тех или иных видов депозитных операций коммерческих банков.

Влияние обязательных резервов на экономику опосредовано.

Установление обязательных резервов по пассивным операциям коммерческих банков ведет к снижению размера выдаваемых ссуд.

Ресурсы удорожаются, если банк не намерен сокращать суммарный объем активно кредитных операций и следствие чего — рост процентных ставок по активным операциям и сокращение объемов кредитов. Косвенный метод менее жесткий, так как создает прямую связь между динамикой потребности банка в деньгах Центрального банка (централизованные и иные виды кредитов) и созданием денежной массы, что позволяет сглаживать колебания процентных ставок по ежедневным ссудам при обязательстве банков держать определенный среднемесячный остаток кассовых резервов в Центральном банке.

Установление обязательных резервов по активам — кредитам означает, что кредитные ограничения — самая жесткая форма воздействия на кредит (снижение деловой активности, ухудшение функционирования банковской системы, препятствующее развитию конкуренции в банковском деле), метод количественных ограничений, наиболее эффективное антиинфляционное средство.

По другим активам — создаются инвестиции в ценные бумаги, формируются инвестиционные требования и портфельные ограничения (обязательство держать часть суммы денежных активов, либо часть их прироста, за определенный период времени). Часто депозиты коммерческих банков в Центральном банке воспринимаются как их обязательные резервы.

Круг проводимых по резервным счетам операций широк и не однозначен:

♦ зачисление денег производится учреждениями Центрального банка по поручениям банков;

♦ списание средств в безакцептном порядке не разрешается;

♦ обращение взыскания на остаток в бесспорном порядке возможно лишь при наличии решения судебного органа;

♦ в дни регулирования должны иметься необходимые обязательные резервы для поддержания банками остатков средств;

♦ размер остатков постоянно колеблется в связи с осуществлением расчетов и переводом денег, особенно с развитием систем электронных переводов и электронного клиринга, так что трудно прогнозировать объем депозитов на конец операционного дня;

♦ необходимость системы корректировки абсолютных сумм обязательных резервов при непрерывном оттоке и притоке средств на депозитные счета в банке;

♦ стремление банков свести к минимуму свободные и добровольные резервы, бездоходные активы и прибыльно разместить высвободившиеся ресурсы (при наличии большой филиальной сети

возникают дополнительные трудности в оперативной обработке информации и принятии решения для управления резервами).

Резервные требования выполняются банками на базе расчетного периода в прошлом — величина временного интервала между расчетным периодом и периодом хранения резервов.

Чем больше интервал, тем слабее связь реальной величины резервов с состоянием денежно-кредитной сферы в данный момент и тем меньше эффективность регулирующих мер Центрального банка, особенно в краткосрочном периоде.

Расчетный период и период выполнения обязательств перед Центральным банком неодинаков по странам — допускается возможность зачета переноса избытка или дефицита минимальных резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер.

Меры по снижению бремени банков по постоянному поддержанию необходимого уровня минимальных резервов, расширению монетарной базы предполагают: снижение норм, расширение полномочий Центрального банка в этой области регулирования, расширение базы резервных требований, категорий кредитных институтов, круга денежных активов (так как их использование в качестве ценных бумаг выгодно банкам).

Последствия снижения резервных требований:

о ослабление контроля Центрального банка за денежной массой, так как он не может эффективно влиять на источник данного вида резервов;

о ухудшение потенциала ликвидности банка, поскольку происходит замещение более ликвидных денежных резервов менее ликвидными, искусственное уменьшение денежной базы; о усиление взаимосвязи резервной и процентной политики Центрального банка, введение штрафов за невыполнение норм обязательных резервов на базе учетной процентной ставки Центрального банка;

о использование депозитного процента в качестве определенного экономического стимулятора, побуждающего банки выполнять резервные требования.

Выплата процентов по обязательным резервам предполагает:

♦ уменьшение стремления банков уклоняться от выполнения резервных требований;

♦ улучшение возможности контроля Центрального банка за денежной массой;

♦ уменьшение искажения в размещении ресурсов;

♦ получение банками возможности выплатить своим клиентам высокие депозитные проценты;

♦ превращение резервных требований из метода краткосрочного воздействия в метод долгосрочный;

♦ создание благоприятных условий для эффективного использования более гибких инструментов;

♦ приобретение векселей Центрального банка банками с последующим зачетом суммы произведенных финансовых инвестиций в счет установленных минимальных резервов.

Частые применения обязательных резервов оказывают дестабилизирующее влияние и без предварительного предупреждения. У банков усиливаются стимулы к накоплению избыточных резервов и внедрению депозитов, не подпадающих под действие норм обязательных резервов. Денежная масса может стать менее чувствительной к изменениям резервных требований, а связь резервных требований с конечными целями денежно-кредитной политики ослабляется.

Используя резервные требования как экономический стимулятор процессов формирования денежных сбережений (накоплений), Центральный банк пытается заставить банки избирательно привлекать денежные вклады, по которым обязательные резервы ниже или отсутствуют.

Результатом уменьшения сумм депозитов банков на корреспондентских счетах в Центральном банке становится падение удельного веса депозитов в денежной массе. Ресурсы на корреспондентском счете в Центральном банке используются для ведения межбанковских клиринговых расчетов, происходит снижение значения средств (в качестве резервных требований) как источника рефинансирования банков.

Снижение эффективности обязательных резервов обусловлено следующими факторами: дерегулирование финансово-кредитной и валютной сфер, отмена или ослабление валютного контроля, отказ от использования методов прямого регулирования, кредитные и инвестиционные ограничения, селективный контроль над отдельными видами банковского кредита, потолков процентных ставок, снятие запрета на различные виды деятельности в сфере финансовых услуг, облегчение для иностранных кредитно-финансовых учреждений

присутствия на внутреннем финансовом рынке, расширение арсенала официально разрешенных финансовых инструментов (см. табл. 1).

Таблица 1. Нормы обязательных резервов ЦБ РФ, %

Текущие счета 1.05. 1995 1.05. 1996 11.06. 1996 1.08. 1996 1.11. 1996 1.05. 1997 11.11. 1997 1.02. 1998 24.08. 1998 1.12. 1998- 18.03. 1999

до 30 дн. 20 18 20 18 16 14 14

30-90 дн. 14 14 16 14 13 11 11

св. 90 дн. 10 10 12 10 10 8 8 11 10 5

в валюте 1,5 1,25 2,5 2,5 5 6 9

примечание. При рассмотрении динамики норм обязательных резервов автор не выделял отдельные особенности их изменения применительно к Сбербанку РФ, обращая внимание на общее направление изменения динамики.

Резервные требования — неотъемлемый элемент денежной базы денег Центрального банка, это фактор обеспечения стабильного спроса на кредитные ресурсы в рамках рыночного регулирования, составная часть кредитного контроля, собственно контроль над денежным спросом, регулирование депозитной эмиссии и совокупной денежной массы, своеобразный налог на банки, поскольку имеется неначисление процентов.

Уменьшение средней величины процента нарушает процесс аккумуляции средств, и ресурсы направляются мимо банков, что позволяет Центральному банку размещать обязательные резервы в приносящие проценты ценные бумаги, вследствие чего происходит:

■=> ограничение темпов роста денежной массы;

О изъятие избыточных свободных средств банков из денежной сферы;

о формирование основы прогнозирования и регулирования, отслеживания объема и динамики денежной массы и ее отдельных компонентов;

о формирование жесткой связи между денежной базой и денежной массой;

О создание инструмента регулирования кредитной деятельности, эмиссионной активности, постоянного уровня ликвидности банков (а не просто быть фондом ликвидности).

Считается, что резервные требования являются грубым инструментом, их механизм плохо приспособлен для краткосрочного регулирования ликвидности, осуществляется в одностороннем порядке Центральным банком.

В 1991-1993 гг. в России происходило регулирование исключительно уровня нормы резервных требований, с 1 марта 1994 г. был введен новый порядок формирования ФОР (Фонда обязательного резервирования) посредством резервной части привлеченных банками ресурсов, включая пассивные остатки по балансовым счетам, отражающие динамику привлеченных ресурсов, при этом не были включены кредиты, полученные от других банков (т.е. межбанковский кредит резервированию не подлежал).

Дифференциация резервных требований осуществлялась по типу обязательств — по счетам до востребования и по срочным обязательствам независимо от их срока, определение по балансу на первое число месяца — возможен был перерасчет по балансу на 16-е число, либо на среднемесячной основе.

С 1.02.1995 г. вводится депонирование средств банков на инвалютные счета в зависимости от остатков на них. С 1.05.1995 г. устанавливается новый порядок расчета размера средств, подлежащих резервированию в фонд обязательного резервирования, с 1.12.1995 г.

— обязательное резервирование по валютным ссудам, подпадающим под 4 и 5-ю категории риска. Фонд обязательного резервирования на 1.01.1995 г. в 2,1 раза был меньше, чем на 1.01.1996 г. — 2,8 трлн руб., из них 1,1 трлн в валюте.

Обязательные резервы составили на 1.01.1996 г. — 6 трлн руб., увеличение за год в 2,5 раза, 1890 проверок было проведено за 1995 г. В течение 1996 г. банки располагали свободными средствами на корреспондентских счетах в пределах 13-19 трлн руб., минимум — 9 трлн, максимум — 18-19 трлн руб., т.е. существовали излишки ликвидности.

По Положению Центрального банка РФ № 37 от 30.03.1996 г. обязательные резервы — один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики, представляет собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора, устанавливается в целях ограничения кредитных

возможностей банков и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

По указанному Положению обязанность выполнения нормативов (с момента получения лицензии) — необходимое условие осуществления банковских операций; регламентирована ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов.

Регулирование размера обязательных резервов производилось территориальными управлениями ЦБ или РКЦ ежемесячно по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным, путем сверки сумм фактически внесенных средств и подлежащих внесению, исходя из остатков на счете.

Способы минимизации сумм, депонированных банками в Центральном банке, были следующие:

о снижение ресурсов, привлеченных на более короткие сроки в связи с более высоким депонированием; о использование договоров сроком свыше 90 дней как договоров до востребования; о не включение в расчет отдельных счетов;

о неправильный расчет процентов по различным группам обязательств;

о занижение остатков по отдельным балансовым счетам; о занижение Фонда обязательных резервов (так, при выпуске векселей банки относили суммы на соответствующие лицевые счета балансового счета 196 по дате окончательного срока действия договора, а не по дате, когда вексель в соответствии с условиями договора может быть предъявлен к погашению; также возможно было оформление банками остатков средств на корр. счета банков «Лоро» кредитными договорами и учитывание их как полученные межбанковские кредиты на соответствующих счетах).

Гражданские и арбитражные суды воспринимали средства, направленные в ФОР, только как имущество банков, требуя их перечисления кредиторам банков, если они не могут выполнить своих обязательств за счет собственных средств, имеющихся на корреспондентском счете. Существующие нормы гражданского права и принципы денежно-кредитной политики противоречили друг другу на протяжении длительного периода.

По Положению от 30.03.1996 г. формула расчета более точно учитывала колебания привлеченных ресурсов в течение отчетного периода, а среднеарифметическая была заменена среднехронологической. В расчет принимались остатки по балансам на дату, а не за

дату, были изменены нормы обязательных резервов, порядок расчетов, подлежащих депонированию, база облагаемых депонированием средств.

С 1.06.1997 г. изменения касались следующих моментов: уточнялись балансовые счета, остатки по которым принимаются в расчет обязательных резервных требований; разъяснялся порядок определения срока привлечения средств в депозиты и отражение их на балансовых счетах; был определен порядок взыскания сумм недовз-носа в обязательные резервы и начисление штрафа за нарушение порядка резервирования.

Высокие резервные требования делали нерентабельным расчетнокассовое обслуживание клиентов, так как при высокой динамике клиентских денежных средств и непредсказуемости остатков на счетах банки вынуждены отправлять в обязательные резервы либо собственные средства, либо дорогостоящие длинные срочные ресурсы, что требует изыскания дополнительных средств.

Обязательные резервы, таким образом, должны использоваться только для долгосрочного регулирования, огромная денежная масса

— до 15% активов банков не приносит дохода, что является одной из причин банкротств; уход в наличность приводит к резкому сокращению кредитного потенциала банков.

Реальная жизнь подтверждает, что разные нормы резервов необходимы для разных видов вкладов, что банки не обязаны отдавать в кредит всю избыточную наличность, что неодновременность расчетов и не в один адрес — процесс объективный, и что объективно также возможно превращение резервных требований в банкноты.

После августа 1998 г. в соответствии с указаниями 393-У Банка России "О порядке определения в абсолютной величине предельных значений. " предельные значения нормативов устанавливаются территориальными учреждениями Банка России кредитным организациям, отвечающим одновременно двум критериям: 1) балансовая стоимость вложения в государственные долговые обязательства РФ по состоянию на 1.08.1998 г. составляет не менее 20% значения собственных средств капитала; 2) по состоянию на ту же дату кредитная организация отнесена к категории финансово устойчивых банков.

Указанием 495-У от 4.О2.1999 г. Банк России расширил круг кредитных организаций, которым территориальные учреждения Банка России могут устанавливать предельные значения нормативов, включив в их состав те, у которых разница между отрицательной переоценкой средств в иностранной валюте и положительной переоцен-

кой средств в иностранной валюте превышает 10% от собственных средств капитала по состоянию на 1.01.1999 г. При этом сохраняется принцип применения временных мер надзора только в отношении банков, непосредственно пострадавших от кризиса. К таким можно отнести банки, которые по состоянию на 1.08.1998 г. были причислены к категории финансово устойчивых банков в соответствии с письмом Банка России № 457 от 28.05.1997 г. "О критериях определения финансового состояния банков".

Средства изымаются налоговым способом на неограниченный срок без компенсации банкам издержек, которые они несут по привлечению ресурсов. Изъятие большой доли привлеченных ресурсов отвлекает из оборота крупные суммы и наносит ущерб слабой банковской системе.

По мнению Центрального банка, обязательные резервы по своей экономической сущности являются инструментом, призванным ограничить кредитные возможности банков. Такая позиция оправдана в странах, у которых имеется избыточная денежная масса и устойчивая платежеспособная банковская система. Часто территориальные управления ЦБ не принимают во внимание никаких объективных причин временного недовзноса и не имеют полномочий на предоставление кратковременных рассрочек по платежам в ФОР. Даже при резком отливе вкладов — до 15% валюты баланса Центральный банк не возвращает средства из ФОР, чтобы банки могли выдавать деньги вкладчикам, а разрешает производить лишь промежуточные расчеты ФОР, причем не за последний критический период отлива вкладов, а за целый месяц, включая время, когда не было массового изъятия средств. Одновременно требует, чтобы платежи производились со всех сумм, включая просроченные обязательства. При таком методе банк не может рассчитаться с вкладчиками, и у него появляется недовзнос.

Несовершенство механизма депонирования средств проявилось 11.01.2000 г., когда Центральный банк принял внезапное, по мнению банковского сообщества, решение о значительном повышении взносов. Новый норматив вводился с 1 января и расчет производился за декабрь. Дополнительные платежи за декабрь 1999 г. составили 1720 млрд руб. За привлекаемые средства банки уплачивали значительные суммы кредиторам, а ЦБ изымал их бесплатно (см. табл. 2).

Таблица 2. Динамика изменения норм обязательных резервов ЦБ РФ, %

По привлеченным средствам По вкладам и

Дата действия юридических лиц в рублях юридических лиц в иностранной валюте физических лиц в рублях физических лиц в иностранной валюте депозитам физических лиц в Сбербанке РФ в рублях

19.03-9.06.1999 7 7 5 7 5

10.06-31.12.1999 8,5 8,5 5,5 8,5 5,5

1.01.2000 — 10 10 7 10 7

Главным показателем для повышения нормативов является увеличение остатков на счетах. Но этот показатель не выражает экономического существа вопроса — наличие избыточной денежной массы и ликвидности. В нем лишь проявляется действие ряда временных факторов, вследствие которых при общей недостаточности денежной массы у банков увеличиваются средства на их счетах в Центральном банке. Увеличение остатков средств на счетах произошло вследствие сокращения кредитных операций и ряда других обстоятельств. Остатки средств на корр. счетах составляют примерно однодневную сумму денежных расчетов в условиях, когда основные платежи — 75-80% осуществляются в неденежной форме. Средства бюджета и бюджетных организаций, которые раньше банками использовались как кредитные ресурсы, теперь находятся на счетах Центрального банка. Средства, зачисленные в ФОР, являются недоступными для банков даже для кратковременного использования на погашение просроченной задолженности по обязательствам перед клиентами, так как Центральный банк возвращает их только при отзыве лицензии.

В США Федеральная резервная система вообще не изымает средства банков на свой счет, она обязывает банки, чтобы на их счетах на отчетные даты были ресурсы, которые причитаются в ФОР. Гибкое использование банками средств означало поддержание текущей ликвидности.

В России по состоянию на 1.12.1999 г. сумма привлеченной валюты в рублевом исчислении составляла 213,3 млрд руб. и рублевых средств — 219,1 млрд руб. Для взноса в ФОР рублевой массы банки должны продавать крупные суммы иностранной валюты своим клиентам. У Центрального банка не было ни правовых, ни экономических оснований для депонирования средств, хранящихся на валютных счетах. Важным аргументом является то, что депозиты в иностранной валюте не включаются в расчет денежной массы М2.

Депонирование валютных средств в рублях приводит к убыткам при покупке и продаже валюты, и возможно их обесценение вследствие инфляции; приводит к необходимости дачи поручения зарубежному банку-корреспонденту перечислить валюту другому зарубежному банку-покупателю, который, приобретая валюту, перечисляет рублевый эквивалент банку-продавцу.

Центральный банк разрешал снижать норматив обязательных резервов внутри месяца в размере не более 5% суммы депонированных средств, или только на 0,5 пункта норматива.

Метод расчета резервов, конечно, требует изменения, так как Центральный банк завышал сумму изымаемых средств, включая в расчеты всю кредиторскую задолженность, в том числе и просроченную. При просроченных обязательствах не может увеличиваться денежная масса при кредитовании. Это не привлеченные средства, а вынужденная задолженность, которую банку необходимо погасить.

Официально опубликованное в «Вестнике Банка России» (№ 80-81 за 1999 г.), с учетом изменений и дополнений, приводимое нами Положение об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке РФ, основное внимание уделяет особенностям депонирования резервов банками, находящимися под управлением Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).

Необходимо учитывать также срок введения норматива после принятия решения Центрального банка, перечень балансовых статей, используемых для расчета суммы резервов, освобождение группы банков при дифференциации нормативов, введение изменений в режим хранения средств в ФОР и т.д. Конечно, такая работа требует более внимательного отношения со стороны Центрального банка, располагающего достаточно полной информацией о деятельности коммерческих банков и решающего исконно русский вопрос — казнить или миловать? Особо это проявилось при последнем — с декабря 1999 г. — повышении нормы обязательных резервов. Столь действенная мера ЦБ была направлена на стабилизацию внутреннего валютного рынка — не прямое вмешательство в ход валютных торгов, которое могло привести к истощению золотовалютных резервов, а сокращение неоправданно высокого спроса на иностранную валюту путем связывания избыточной рублевой ликвидности, давящей на валютный рынок, на 20 млрд руб. в январе 2000 г. В результате спрос и предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке стали в большей степени, по утверждению руководства Банка России, «соответствовать фундаментальным экономическим факторам».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *