Можно ли приобрести и выдать работникам сиз на которые нет декларации и сертификата соответствия
I. Общие положения
1. Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее — Правила) устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ).
2. Требования настоящих Правил распространяются на работодателей — юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
3. В целях настоящего Приказа под СИЗ понимаются средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
4. Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя.
Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды.
Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.
5. Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н, Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
(в ред. Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных типовыми нормами, аналогичным, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов.
8. Выдача работникам СИЗ, в том числе иностранного производства, а также специальной одежды, находящейся у работодателя во временном пользовании по договору аренды, допускается только в случае наличия сертификата или декларации соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством, а также наличия санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации дерматологических СИЗ <*>, оформленных в установленном порядке.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)
(см. текст в предыдущей редакции)
<*> Дерматологические средства индивидуальной защиты кожи от воздействия вредных факторов для использования на производстве подлежат государственной регистрации Роспотребнадзором в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1 (ч. II), ст. 124; 2007, N 10, ст. 1244) и от 4 апреля 2001 г. N 262 «О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1711).
Приобретение (в том числе по договору аренды) СИЗ, не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия либо имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия, срок действия которых истек, не допускаются.
(в ред. Приказа Минтруда России от 12.01.2015 N 2н)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ. При проведении вводного инструктажа работник должен быть ознакомлен с настоящими Правилами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ.
(п. 9 в ред. Приказа Минтруда России от 12.01.2015 N 2н)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Работник обязан правильно применять СИЗ, выданные ему в установленном порядке.
11. В случае необеспечения работника, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также с особыми температурными условиями или связанных с загрязнением, СИЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации он вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей, а работодатель не имеет права требовать от работника их исполнения и обязан оплатить возникший по этой причине простой.
Как выдавать СИЗ с 1 сентября 2023: новые правила
Одна из основных обязанностей работодателей по ТК — бесплатно выдавать сотрудникам, кому это положено в силу закона, смывающие средства и для индивидуальной защиты во время выполнения трудовых функций. Важно знать, что на этот счёт действуют 2 новых регламента: это приказ Минтруда № 766н и 767н с Правилами обеспечения работников и Едиными типовыми нормами выдачи СИЗ с 1 сентября 2023 года. Новые правила, как теперь их выдавать, и другие нюансы узнаете из статьи.
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Чем руководствоваться
С 01.09.2023 и до осени 2029 года Правила обеспечения персонала средствами личной защиты и смывающими средствами (далее также — смывами) закреплены приказом Минтруда от 29.10.2021 № 766н (далее — Приказ 766н). В свою очередь Единые типовые нормы их предоставления установлены приказом от той же даты № 767н (далее — Приказ 767н).
Основное новшество в том, что эти приказы ввели новый подход к обеспечению работников СИЗ и смывами. Теперь выполнение руководством этой обязанности в том или ином объеме привязали к следующим опциям:
есть (если да, то какие именно) или нет вредные и/или опасные воздействия на рабочем месте;
итоги специальной оценки условий труда;
результат оценки рисков по профессии;
какова позиция первичной ячейки профсоюза или иного полномочного представительного органа работников (если есть).
В частности, с учётом этих моментов руководителю нужно утвердить на предприятии отдельным документом нормы выдачи СИЗ (про его форму см. далее).
Одновременно перестали действовать:
Правила от 2009 года предоставления всех видов СИЗ № 290н;
Стандарт от 2010 года безопасности труда по смывам из приказа № 1122н.
Однако действует переходный период: до самого конца 2024 года можно выдавать СИЗ по прошлым типовым нормам. То есть не нужно резко подстраиваться под новые. Такое решение остаётся за работодателем. На это также обратил внимание Минтруд в письме № 15-2/ООГ-3647.
Отметим, что положения Приказов 766н и 767н обязательны для всех категорий работодателей (юрлица, ИП, физлица, коммерческие и госструктуры) и работников.
Что делать, если сотрудник получил производственную травму в 2023 году: как посчитать компенсацию, штрафы — узнаете здесь.
Нормы выдачи СИЗ
Приказ 767н установил в своих длинных таблицах, что именно и сколько нужно выдавать работникам, на какой период. При этом все нормы он разделил на 3 вида.
В зависимости от профессии/должности
В данной таблице перечислены 5357 видов профессий и должностей, которым положены при работе СИЗ. Например, одних сварщиков аж 19.
В основном нормы выдачи СИЗ (одежда, обувь и др. средства) рассчитаны на 1 год их носки или использования. Однако встречаются и другие варианты.
Их могут выдать:
согласно документам изготовителя;
пока не износятся.
По опасностям, которые есть на производстве
В зависимости от этого фактора СИЗ выдают согласно Приложению № 2 к Приказу 767н.
В данной таблице приведено 20 видов опасностей. Это:
те, которые официально зафиксированы на предприятии и несут угрозу жизни и здоровью персонала;
факторы внешней среды или рабочего процесса, могущие привести к травме или профзаболеванию.
Причем в таблице также указаны СИЗ, которые нужно предоставлять по итогам оценки рисков для конкретной профессии рабочих. То есть сверх уже выданного ранее обязательного минимума СИЗ.
Для защиты кожи и смывы
Эти нормы выдачи поделены на 2 вида — по типу загрязнений на производстве и виду работ. Они отражены в Приложении № 3 к Приказу 767н.
Какие-то из них защищают кожу, другие очищают, а третьи восстанавливают.
Как предоставлять СИЗ
Приказ 766н помимо общих обязательных правил обеспечения СИЗ охватывает все стадии их предоставления — есть ли надобность, выбор того или иного средства, как организовать закупку, выдача, замена, как использовать, хранить и ухаживать, что делать с отслужившими СИЗ.
Также документ закрепил рекомендуемые Минтрудом формы:
норм выдачи СИЗ на конкретном предприятии (Приложение № 1):
личной карточки учета выдачи СИЗ (Приложение № 2);
карточки учёта для дежурных СИЗ (Приложение № 3).
Как известно, территория России охватывает несколько климатических поясов. Поэтому выданная для работы в холодных условиях спецодежда и обувь объективно служат разное количество лет в зависимости от пояса. Чтобы снять спорные моменты, Приложение № 4 к Приказу 766н приводит таблицу с предельными сроками ношения таких СИЗ. Вот она:
Кто платит
Все вопросы, связанные с СИЗ — от покупки до утилизации — решаются за счет только финансов работодателя (п. 3 Приказа 766н).
При этом можно заключить договор об обеспечении сотрудников СИЗ с фирмой, которая специализируется на этом.
На территории предприятия, где есть основания для выдачи СИЗ и смывов, могут выполнять работы сотрудники сторонних подрядчиков. Тогда расходы на выдачу им СИЗ несет их работодатель. Он же отвечает за учет, уход и ремонт таких защитных средств (п. 51 и 52 Приказа 766н).
За что отвечает работодатель
Он несет ответственность за решение следующих вопросов:
своевременность и полноту выдачи;
организацию контроля за правильностью использования работниками;
хранение, уход и когда закончить использование.
Состав прав и обязанностей нанимателя по части обеспечения СИЗ приведён в разд. II Приказа 766н.
Помимо норм выдачи СИЗ как отдельного документа должен быть обязательный по предприятию акт-распоряжение, регламентирующий:
порядок обеспечения работников СИЗ и смывами (для малого бизнеса этот документ не обязателен к принятию);
разделение обязанностей и ответственности должностных лиц за все этапы обеспечения СИЗ и смывами — с учетом особенностей структуры управления предприятием.
Нормы выдачи СИЗ и учет этого можно вести в электронном виде.
Работникам нужно объяснить правила использования СИЗ. Причем не обязательно делать это именно в форме обучения или инструктажа. Можно и проще.
В свою очередь обязанности работника в отношении СИЗ перечислены в разд. III Приказа 766н. В частности, он должен сообщать руководству (срок не указан) о том, что СИЗ потеряно, сломалось, стало грязным и т. п.
Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
Обязаны ли организации выдавать средства коллективной и индивидуальной защиты работникам?
В соответствии с положениями ст. 221 ТК РФ работодатели обязаны бесплатно оснащать наемных сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также смывающие вещества, если:
- работники осуществляют трудовые функции во вредных или опасных условиях труда;
- сотрудники работают в особых условиях — по уровню температуры или загрязнения.
Статья 221 ТК РФ значительно обновлена с 1 марта 2022года после вступления в силу закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ. Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали о прочих изменениях законодательства в соответствии с данным нормативным актом. Получите пробный доступ к материалу на данную тему бесплатно.
С 1 марта 2022 года нормативная база в сфере охраны труда значительно изменилась в целом. Подробнее — здесь.
Обеспечивать своих работников СИЗ обязаны работодатели, являющиеся как ИП, так и юрлицами (п. 2 приложения к приказу Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н, далее — Приложение).
ВАЖНО! Указанный приказ не подлежит пересмотру и отмене с 01.01.2021 в рамках регуляторной гильотины, поскольку включен в перечень НПА, на которые не распространяются положения ст. 15 ФЗ от 01.07.2020 № 247-ФЗ.
При этом с 1 сентября 2023 года будет применяться другой норматив аналогичного назначения — приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 766н, устанавливающий новые правила обеспечения работников СИЗ. Но так или иначе еще довольно долго будет применяться отмеченное Приложение к приказу № 290н.
К средствам индивидуальной защиты относятся:
- спецодежда, обувь и иные инструменты индивидуального пользования, которые могут быть задействованы в целях защиты сотрудника от воздействия вредных и опасных факторов, а также от загрязнения (п. 3 Приложения);
- специальные вещества, относящиеся к смывающим и обезвреживающим.
Отметим, что наряду с СИЗ существуют коллективные средства защиты, применяемые группами работников в определенных условиях. Фирма-работодатель также обязана оснащать ими своих сотрудников. При этом на практике в качестве КСЗ часто используются специальные вещества, о которых сказано выше.
Работодатель обязан предоставлять сотрудникам как СИЗ, так и КСЗ.
Помимо этого, закупать или арендовать СИЗ, обеспечивать их хранение, поддержание функционального состояния и замену за свой счет (ст. 221 ТК РФ, п. 4 Приложения).
На каких условиях средства индивидуальной защиты выдаются работникам?
Сотрудникам, которые работают во вредных или опасных условиях, при особой температуре или в условиях загрязнения, СИЗ выдаются работодателем бесплатно (ст. 221 ТК РФ, п. 4 Приложения).
СИЗ, а также смывающие и обезвреживающие вещества предоставляются сотрудникам:
- в соответствии с типовыми нормами выдачи СИЗ и соответствующего типа веществ;
- на основании итогов спецоценки условий труда.
Фирма, учитывая позицию профсоюза, вправе установить свои нормы бесплатного предоставления СИЗ, которые предполагают более качественное оснащение работников СИЗ, чем это предусмотрено типовыми стандартами. Данные внутрикорпоративные нормы должны фиксироваться в локальных правовых актах компании (п. 6 Приложения).
В системе «КонсультантПлюс» есть полезный материал о процедуре создания профсоюза. Получите пробный доступ к нему бесплатно.
Фирма, также с учетом позиции профсоюза, может обеспечивать выдачу СИЗ, альтернативных тем, что предусмотрены типовыми нормами, при условии, что данные СИЗ обеспечат равноценную защиту работников от воздействия опасных и вредных факторов.
Узнайте больше о практике применения положений ст. 221 ТК РФ из специального материала, размещенного в Путеводителе по кадровым вопросам системы «КонсультантПлюс». Получите бесплатный пробный доступ к нему.
Работникам могут выдаваться только те СИЗ, которые имеют сертификат либо декларацию соответствия, удостоверяющие факт, что СИЗ удовлетворяют критериям безопасности. Если средства защиты принадлежат к категории дерматологических, то их использование возможно только при наличии заключения санэпидемиологических служб либо свидетельства, подтверждающего государственную регистрацию СИЗ соответствующего типа (п. 8 Приложения).
Работодатель не вправе покупать или арендовать СИЗ, которые не имеют действующего сертификата либо декларации соответствия.
Средства защиты, выданные работнику, должны быть возвращены им организации при увольнении либо переводе на другую должность, на которой использование СИЗ необязательно. Кроме того, если истекает срок использования СИЗ, они должны быть возвращены работодателю для списания.
Каков порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты
Первая задача, которую решает работодатель при обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, — информирование сотрудников о том, какие средства защиты им полагаются (п. 9 Приложения к приказу № 290н). Кроме того, фирма должна уже при вводном инструктаже по охране труда ознакомить сотрудника с правилами, утвержденными приказом № 290н, а также типовыми нормами обеспечения СИЗ.
Ознакомьтесь с порядком составления программы первичного инструктажа по охране труда в специальном материале.
Положения ст. 219 ТК РФ предписывают работникам, руководителям фирм и работодателям как ИП проходить обучение по охране труда в том числе в части использования (применения) средств индивидуальной защиты; вносят изменения об обязательном прохождении обучения работниками использования (применения) средств индивидуальной защиты. Обучение целесообразно проводить одновременно с обучением по охране труда и обучением оказанию первой помощи, предусмотренных ст. 214 ТК РФ (которая также обязывает работодателя приобретать за счет собственных средств и выдавать работникам СИЗ)
При выдаче средств защиты сотрудникам работодателю следует обратить особое внимание:
- на необходимость обеспечения соответствия СИЗ, подходящих конкретному работнику по размеру и по характеру его работы (п. 12 Приложения);
- необходимость контроля и учета обеспечения работников СИЗ в унифицированной карточке учета, а также при использовании программных средств (п. 13 Приложения);
- необходимость сопоставления специфики выдаваемых СИЗ и типовых норм, определенных для конкретного вида деятельности работника, либо тех, которые наиболее приближены к его виду деятельности (п. 14 Приложения);
- отсутствие необходимости классифицировать СИЗ в зависимости от должности, занимаемой работником, — имеет значение только вид его деятельности и профессия (пп. 15, 16 Приложения);
- необходимость предоставления дополнительных СИЗ для сотрудников, выполняющих трудовую функцию по совмещению, — в соответствии с нормами, что определены для данной функции (п. 17 Приложения);
- необходимость временного предоставления СИЗ сотрудникам, переводимым на другую работу, стажировку, практику, и иным лицам, которые осуществляют деятельность на территории фирмы-работодателя, но если это работники сторонних организаций — например, выполняющие свои обязанности по аутстаффинговому договору, — то СИЗ должны им предоставляться их работодателями (п. 18 Приложения).
Читайте специальный материал о составлении положения об охране труда на предприятии.
Если СИЗ не предоставлены сотруднику в необходимой комплектности, то фирма-работодатель не должна допускать его к работе.
Выдав сотруднику СИЗ, работодатель обязан проследить за тем, что человек будет использовать соответствующие средства защиты (п. 26 Приложения).
В случае отказа работника от использования СИЗ или несоблюдения правил использования работодатель вправе будет освободить такого сотрудника от работы без сохранения заработной платы.
Порядок выдачи и учета спецодежды описан в типовой ситуации «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и следуйте рекомендациям экспертов.
Фирма должна контролировать функциональность и исправность СИЗ, проводить своевременные испытания средств защиты, закупать необходимые технические средства для решения данных задач (пп. 29, 33 Приложения). В случае если средство защиты находится на ремонте или, к примеру, в стирке, у работника должно быть в распоряжении второе, запасное СИЗ (п. 30 Приложения).
Какие НПА регулируют нормы выдачи СИЗ работникам
СИЗ, а также специальные вещества выдаются работникам в соответствии с типовыми нормами, утвержденными Правительством РФ (ст. 221 ТК РФ). Данные нормы зафиксированы в НПА, которые можно разделить на два основных типа:
- общеотраслевые;
- адаптированные к конкретной отрасли экономики.
К НПА первого типа относятся:
- приказ Минтруда РФ от 09.12.2014 № 997н;
- постановление Минтруда РФ от 31.12.1997 № 70.
В приказе № 997н зафиксированы нормы бесплатной выдачи спецодежды, обуви и иных СИЗ для всех типов профессий и должностей, характеризующихся выполнением работниками своих функций при воздействии вредных и опасных факторов, а также при особой температуре и при загрязнениях.
В постановлении № 70 фиксируются нормы бесплатной выдачи теплой спецодежды и обуви соотносительно с климатическими поясами — также для всех типов профессий и должностей. Юрисдикция данного НПА не распространяется на ряд должностей и специализаций в особых климатических районах.
Нормы выдачи работникам специальных веществ, относящихся к категории смывающих и обезвреживающих, установлены приказом Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н.
Можно отметить, что те СИЗ, которые используются в качестве сигнальной одежды, должны выдаваться в соответствии с нормами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 20.04.2006 № 297.
В свою очередь, в РФ также приняты НПА, устанавливающие нормы выдачи СИЗ для отдельных отраслей экономики, таких как:
- сельское, лесное хозяйство, ловля рыбы;
- добыча полезных ископаемых, а также осуществление их переработки;
- целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая промышленность, полиграфическая деятельность;
- химическая промышленность;
- металлургия, машиностроение;
- производство электроники;
- электроэнергетика, производство газа, воды;
- сфера строительства;
- сфера транспорта, связи;
- сфера торговли, инвестирования, сервисов;
- государственное управление;
- наука, культура, здравоохранение, спорт.
Рекомендуется использовать в первую очередь отраслевые нормы и обращаться к общеотраслевым, только если в первых не найдется норм, которые соответствуют видам работ, выполняемых сотрудниками фирмы.
После принятия проекта ТК типовые нормы и приказы Минтруда будут пересмотрены с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
ВАЖНО! С 1 марта 2022 года необходимо информировать работников об условиях и охране труда.
Снабжение СИЗ работников: ответственность работодателя и контроль над выполнением его обязательств
Если работодатель не сможет обеспечить работника необходимыми СИЗ, то сотрудник вправе не приступать к выполнению своих трудовых функций, в то время как фирма обязана будет платить ему зарплату за простой (п. 11 Приложения). Поэтому при неисполнении работодателем требований законодательства об обеспечении сотрудников СИЗ у него возникают прямые экономические убытки.
Положения ст. 216, 216.1, а также 379 ТК РФ предусматривают правомерный отказ сотрудника от выполнения работы при наличии опасности для его жизни и здоровья — обусловленной в том числе невыдачей СИЗ. При этом зарплата выплачивается как за простой по вине работодателя. Правомерно говорить о том, что при необеспечении сотрудников СИЗ работодателю грозит штраф в размере от 20 тыс. руб. до 150 тыс. руб. в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Узнать больше о случаях применения указанных штрафов по КоАП РФ вы можете из экспертного материала, размещенного в системе «КонсультантПлюс». Получите бесплатный пробный доступ к нему.
Если невыдача средств защиты привела к инциденту на производстве, то работодатель может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст. 143 УК РФ.
Контроль над выполнением работодателем обязательств по оснащению сотрудников СИЗ может осуществляться:
- трудинспекцией — в порядке ст. 353 ТК РФ;
- профсоюзами — в порядке ст. 370 ТК РФ.
Снабжение СИЗ работников: можно ли учесть расходы на средства защиты при расчете налогов и можно ли компенсировать часть затрат?
Расходы фирмы-работодателя на покупку СИЗ могут быть учтены при расчете налогов:
- на прибыль;
- НДС.
В первом случае в счет расходов, уменьшающих налог на прибыль, могут быть включены затраты на покупку СИЗ в том случае, если соответствующие средства защиты не будут классифицированы как амортизируемое имущество (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). То есть срок их эксплуатации должен быть менее 12 месяцев, а стоимость — не превышать 100 тыс. руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). Затраты на покупку СИЗ, таким образом, могут быть включены в состав материальных расходов.
В состав расходов при расчете налога на прибыль также можно включить издержки на содержание средств защиты и расходы на аренду СИЗ (подп. 7, 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Если срок эксплуатации СИЗ — более 12 месяцев, а их стоимость превышает 100 тыс. руб., то данные средства защиты должны рассматриваться как амортизируемое имущество в составе основных фондов. Их стоимость подлежит списанию в установленном порядке в течение соответствующего срока эксплуатации.
Что касается НДС, то «входная» часть соответствующего налога, которая предъявлена продавцом СИЗ, может быть принята фирмой-работодателем к вычету, если купленные средства защиты используются в рамках вида деятельности, при котором предусмотрена уплата фирмой НДС.
В некоторых случаях у фирмы-работодателя может появиться необходимость в исчислении НДФЛ на основе суммы расходов на СИЗ. Например, если средство защиты не возвращено сотрудником при увольнении, то соответствующие издержки фирмы должны быть квалифицированы как натуральный доход сотрудника, на который должен быть начислен НДФЛ.
Помимо этого, от ФСС в 2022 году можно получить финансовое обеспечение на приобретение средств защиты и смывающих, обезвреживающих вещества. Заявление необходимо подать в фонд до 31 июля 2022 года включительно (пп. 4, 12 Правил, утвержденных приказом Минтруда от 14.07.2021 № 467н).
ВАЖНО! Согласно подп. «г» п. 3 Правил, утвержденных приказом Минтруда от 14.07.2021 № 467н, расходы на приобретение СИЗ компенсируются ФСС только в том случае, если они произведены на территории государств — членов ЕЭС.
Итоги
Российские работодатели, производственная инфраструктура которых характеризуется наличием вредных и опасных условий труда, обязаны бесплатно оснащать своих работников средствами индивидуальной защиты. Основные НПА, положениями которых должен руководствоваться работодатель при обеспечении сотрудников СИЗ, — ТК РФ и приказ Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н.
Ознакомиться с иными аспектами обеспечения охраны труда на предприятии вы можете в статьях:
Истек срок действия сертификата средств индивидуальной защиты
Ответ
Действующее законодательство содержит однозначный запрет на выдачу средств индивидуальной защиты (СИЗ), не имеющих декларации о соответствии или сертификата соответствия либо имеющих такие документы, но с истекшим сроком.
Правовое обоснование
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить:
применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Часть 1 ст. 221 ТК РФ устанавливает, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н, предусмотрено, что выдача работникам СИЗ, в том числе иностранного производства, а также специальной одежды, находящейся у работодателя во временном пользовании по договору аренды, допускается только в случае наличия сертификата или декларации соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством, а также наличия санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации дерматологических СИЗ, оформленных в установленном порядке. Приобретение (в том числе по договору аренды) СИЗ, не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия либо имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия, срок действия которых истек, не допускается.
- Главная
- Электронный инспектор
- Трудовой навигатор
- Новости
- Сообщить о проблеме
- Предприятие информирует
- Памятки
- Статистика
- Дежурный инспектор
- Обсуждения
- Банк документов
- О проекте
- Досудебное обжалование
- Банк предприятий и организаций
- Требования трудового законодательства
- Карта сайта
- Электронная приемная
- Общественная оценка
- Сервисы для граждан предпенсионного возраста
- Урегулирование разногласий между работником и работодателем
- Выдача средств индивидуальной защиты
- Гарантии, льготы, компенсации работникам
- Главная
- Трудовой навигатор
- Новости
- Памятки
- Вопросы и ответы
- Обсуждения
- Электронная приемная
- Общественная оценка
- Статистика
- О проекте
- Сообщить о проблеме
- Электронный инспектор
- Требования трудового законодательства
- Досудебное обжалование
- Банк документов
- Сервисы для граждан предпенсионного возраста
- Карта сайта
- Предприятие информирует
Федеральная служба по труду и занятости
Все права на сайт защищены и охраняются
законодательством Российской Федерации
Федеральная служба
по труду и занятости
Все права на сайт защищены
и охраняются законодательством
Российской Федерации
«Довольный Гражданин»
- vkontakte
- telegram
- Одноклассники
Войти через Госуслуги
Вы можете войти на сайт через личный кабинет на портале государственных услуг
Войти на сайт с логином и паролем
Пожаловаться на описание проблемы
- Главная
- Электронный инспектор
- Трудовой навигатор
- Сообщить о проблеме
- Предприятие информирует
- Памятки
- Дежурный инспектор
- Обсуждения
- Банк документов
- Досудебное обжалование
- Банк предприятий и организаций
- Требования трудового законодательства
- Электронная приемная
- Общественная оценка
- Сервисы для граждан предпенсионного возраста
- Урегулирование разногласий между работником и работодателем
- Выдача средств индивидуальной защиты
- Гарантии, льготы, компенсации работникам
- Новости
- Статистика
- О проекте
- Официальный сайт Роструда
- Работа в России
- Минтруд России
- Госуслуги
- Роспотребнадзор
- Карта сайта
Правила использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»
Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.
1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах
1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:
Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.
Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: https://онлайнинспекция.рф.
Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.
Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.
Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.
Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.
2. Общие правила
2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обращения, обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.
2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.
2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.
2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.
3. Регистрация пользователей
3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.
3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («никнейм»).
3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.
3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.
3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи.
4. Публикация обращений
4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.
4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.
4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.
4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:
- никнейм (в случае, если он не был указан ранее). Пользователь ознакомлен с тем, что в случае не указания никнейма при создании обращения на Портале, его фамилия и имя, заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут доступны неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.
- адрес проживания заявителя (опционально);
- фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
- номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (https://rostrud.gov.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;
- электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы;
- фотография (по желанию Пользователя).
Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.
4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:
- регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);
- данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;
- сведения о своей должности и периоде работы;
- сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.
4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:
- описание ситуации;
- фотоматериалы.
Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации» отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя и будут доступны неопределенному кругу лиц – Пользователям портала. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.
Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и не размещаются в публичном доступе, за исключением тех категорий проблем, для которых в автоматических шаблонах обращений в явном виде указано, что материалы подлежат публикации в открытом доступе.
4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и Пользовательским соглашением, а также дает согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2008 № 152-Ф3 «О персональных данных» и Политикой обработки персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.
4.8. На Портале применяется пре-модерация обращений, вопросов и тем обсуждений. Данные виды сообщений публикуются сразу после прохождения процедуры модерации, при условии, что они не нарушают настоящие Правила. Если данные виды сообщений нарушают настоящие Правила, они не допускаются к публикации, и модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.
4.9. На Портале применяется пост-модерация комментариев. Данный вид сообщений публикуется сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.
4.10. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:
- игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;
- отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;
- экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);
- коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;
- недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;
- не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;
- не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;
- не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации);
- не проходят модерацию сообщения, которые содержат персональные данные, в том числе третьих лиц.
4.11. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению/вопросу в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.
Пользовательское соглашение
1. Термины и понятия, используемые в настоящем соглашении
1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:
Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.
Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф.
Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.
Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.
Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.
Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.
Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.
Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2. Предмет соглашения
2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом.
3. Использование сервисов, представленных на Портале
3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.
3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.
3.3. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.
3.4. Использование Портала должно происходить надлежащим образом. Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса.
3.5. Пользователю Портала запрещается использовать нецензурные выражения, оскорбления, порочащие и заведомо ложные/недостоверные материалы (касаемо физических и юридических лиц/государственных органов), призывать к насилию, экстремизму, проявлять признаки какой-либо вражды, ненависти, дискриминации, явно или скрыто осуществлять рекламную и любую иную, не относящуюся к работе Портала деятельность.
3.6. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе. Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.5 в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.7. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.5 настоящего соглашения.
4. Конфиденциальность и защита персональных данных
4.1. Персональные данные, предоставляемые Пользователем Порталу при регистрации, защищаются, используются и обрабатываются в соответствии с Федеральном законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
4.2. Цели обработки персональных данных, а также иные вопросы, регламентирующие порядок их обработки, определены в Политике обработки персональных данных.
4.3. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные.
4.4. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы (Федеральную службу по труду и занятости и Государственные инспекции труда), если такая передача способствует разрешению проблемы. Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал.
4.5. Пользователь ознакомлен с тем, что в случае не указания никнейма при создании обращения на Портале, его фамилия и имя, заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут доступны неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.
4.6. Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации» отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя и будут доступны неопределенному кругу лиц – Пользователям портала. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если Пользователь нарушает данный пункт, за публикацию информации несет ответственность сам Пользователь.
4.7. В случае нежелания распространения персональных данных администрация Портала рекомендует избирательно подходить к их размещению в открытом доступе.
4.8. Пользователь предоставляет согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, отдельно от иных согласий на обработку персональных данных.
4.9. В случае если Пользователь не может самостоятельно удалить/отредактировать информацию, содержащую персональные данные, распространение которых нежелательно, он может обратиться в службу поддержки по адресу электронной почты администрации Портала – info@onlineinspector.ru.
5. Порядок работы Портала
5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.
5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.5 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.
5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.
5.4. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.
5.5. В случае если проблема Пользователя решена, ему предлагается отметить проблему как решённую (самостоятельно или обратившись по адресу электронной почты администрации Портала info@onlineinspector.ru).
6. Стоимость услуг
6.1. Регистрация и использование сервисов и услуг Портала являются безвозмездными.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.
7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения (далее – Согласие)
Настоящим, я, также именуемый «Субъект персональных данных»/ «Пользователь», свободно, своей волей и в своем интересе, даю в целях исполнения требований ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», свое согласие Федеральной службе по труду и занятости (ИНН 7710538364, адрес местонахождения: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 40, стр. 16), далее именуемой «Оператор», на обработку персональных данных, разрешенных мной, как Субъектом персональных данных для распространения, а именно:
1. Я ознакомлен(-а) и соглашаюсь с тем, что при создании обращения на информационном ресурсе «Онлайнинспекция.рф», находящемся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал), информация, внесённая в поле «Описание ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если Пользователь нарушает данный пункт, за публикацию информации несет ответственность сам Пользователь.
Если я указываю в данном поле свои персональные данные, я даю свое согласие на их раскрытие (предоставление доступа) неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.
2. Я ознакомлен(-а) и соглашаюсь с тем, что при создании обращения на Портале я указал(-а) в пункте «информация о заявителе» никнейм, который станет публичным.
Если я не указал(-а) никнейм, я даю свое согласие на размещение моих персональных данных – имени и фамилии, в публичном доступе и их раскрытие (предоставление доступа) неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.
3. Срок действия настоящего Согласия соответствует сроку существования личного кабинета Пользователя.
4. Оператором не осуществляется передача (кроме предоставления доступа) персональных данных неограниченному кругу лиц в рамках данного Согласия.
Обработка персональных данных в рамках настоящего соглашения осуществляется Оператором в целях реализации функциональных возможностей Портала.
5.1. Обработка персональных данных, разрешенных Субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена Оператором в любое время по требованию Субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению.
Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только Оператором, которому оно направлено.
Данное требование может быть направлено на электронную почту Оператора info@onlineinspector.ru.
Прекращение обработки персональных данных, разрешенных Субъектом персональных данных для распространения, влечет за собой удаление из публичного доступа тех обращений Пользователя, в которых эти данные были указаны.
Политика обработки персональных данных
1. Общие положения
1.1. Настоящая Политика в области обработки и защиты персональных данных (далее – Политика) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система):
- разработана в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – 152-ФЗ), в целях обеспечения реализации требований законодательства РФ в области обработки персональных данных субъектов персональных данных;
- раскрывает основные категории персональных данных, обрабатываемых на информационном ресурсе «Онлайнинспекция.рф», находящемся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал), Федеральной службой по труду и занятости (далее – Оператор), цели, категории и принципы обработки Оператором персональных данных, права субъектов персональных данных, а также перечень мер, применяемых Оператором в целях обеспечения безопасности персональных данных при их обработке.
1.2. Основные понятия
Персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения – персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
Распространение персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;
Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
Обезличивание персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
Информационная система персональных данных – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.
Cookie — это небольшие файлы данных (обычно содержащие буквы и цифры), которые веб-сайты могут оставлять на компьютере или мобильном устройстве при посещении того или иного сайта или страницы. Файл cookie помогает веб-сайту узнать устройство при следующем посещении. Эту задачу могут также выполнять веб-маяки или другие подобные файлы.
1.3. Права субъектов персональных данных
1.3.1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений об обработке его персональных данных Оператором.
1.3.2. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения, обрабатываемых Оператором персональных данных субъекта персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
1.3.3. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть ограничено в соответствии с федеральными законами, в том числе если:
- обработка персональных данных, включая персональные данные, полученные в результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;
- обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;
- доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц;
- обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
1.3.4. Для реализации своих прав и защиты законных интересов субъект персональных данных имеет право обратиться к Оператору. Оператор рассматривает любые обращения и жалобы со стороны субъектов персональных данных, тщательно расследует факты нарушений и принимает все необходимые меры для их немедленного устранения, наказания виновных лиц и урегулирования спорных и конфликтных ситуаций в досудебном порядке.
1.3.5. Субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора путём обращения в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных.
1.3.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.
2. Цели обработки персональных данных
2.1. Цели обработки персональных данных:
- использование функционала Системы и Портала;
- направление заявлений, составленных с использованием Системы в государственные органы в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости и Государственных инспекций труда по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- проведение социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества Системы, доступ к которым осуществляется через Портал;
- исполнение иных полномочий, возложенных на Оператора.
3. Правовые основания обработки персональных данных
3.1 Политика Оператора в области обработки персональных данных определяется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и документами Оператора:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
- Положение о системе электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф», Пользовательское соглашение, Правила использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (утверждены Приказом Роструда № 246 от 30 июня 2016 г.).
4. Обрабатываемые категории персональных данных и источники их поступления
4.1. Оператором обрабатываются следующие категории персональных данных:
4.1.1. Персональные данные пользователей портала, а именно:
- фотография;
- фамилия, имя и отчество;
- телефон;
- дата рождения;
- город;
- электронная почта;
- адрес проживания;
- иные данные, указанные Пользователем в соответствующих разделах Портала (в случае, если они относятся к персональным данным);
Оператор применяет технологии cookie, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie»).
4.2. Источники получения персональных данных.
Персональные данные предоставляются лично Пользователем при совершении действий по регистрации в качестве Пользователя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф и при формировании сообщений (обращений, обсуждений, комментариев, вопросов и использования любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой) на Портале.
5. Порядок и условия обработки персональных данных
5.1. Оператор в своей деятельности обеспечивает соблюдение принципов обработки персональных данных, указанных в статье 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
5.2. Обработка персональных данных осуществляется Оператором с использованием средств автоматизации.
5.3. Обработка персональных данных субъектов персональных данных, указанных в п. 4.1 настоящей Политики, осуществляется с согласия указанных лиц в рамках целей, определенных пунктом 2.1 настоящей Политики.
5.4. Оператор не осуществляет трансграничную передачу персональных данных.
5.5. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора поручения обработки персональных данных. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные 152-ФЗ.
5.6. В случае, если Оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, несет ответственность перед Оператором.
6. Сроки обработки (хранения) персональных данных
6.1. Началом срока обработки персональных данных считается момент их получения Оператором.
6.2. Оператор осуществляет хранение персональных данных в форме, позволяющей определить субъект персональных данных, не дольше, чем того требуют цели их обработки.
6.3. Сроки обработки и хранения персональных данных субъектов персональных данных соответствует сроку существования личного кабинета Пользователя.
7. Уточнение, блокирование и уничтожение персональных данных
7.1. Целью уточнения персональных данных, в том числе обновления и изменения, является обеспечение достоверности, полноты и актуальности персональных данных, обрабатываемых Оператором.
7.2. Уточнение персональных данных осуществляется Оператором по собственной инициативе, по требованию субъекта персональных данных или его представителя, по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в случаях, когда установлено, что персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными.
7.3. Целью блокирования персональных данных является временное прекращение обработки персональных данных до момента устранения обстоятельств, послуживших основанием для блокирования персональных данных.
7.4. Блокирование персональных данных осуществляется Оператором по требованию субъекта персональных данных или его представителя, а также по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий с ними.
7.5. Уничтожение персональных данных осуществляется Оператором:
- по достижении цели обработки персональных данных;
- в случае утраты необходимости в достижении целей обработки персональных данных;
- в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных;
- по требованию субъекта персональных данных или уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в случае выявления фактов совершения неправомерных действий с персональными данными, когда устранить соответствующие нарушения не представляется возможным.
7.6. При уничтожении материальных носителей персональных данных составляется акт об уничтожении носителей, содержащих персональные данные.
8. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработки
8.1. Оператор при обработке персональных данных принимает все необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
8.2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:
- назначением ответственных лиц за организацию обработки персональных данных;
- назначает лиц, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных;
- осуществлением внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, внутренним распорядительным документам Оператора;
- ознакомлением работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации в области персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, внутренних распорядительных документов Оператора в отношении обработки персональных данных, и (или) обучением указанных работников;
- применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных;
- учетом машинных носителей персональных данных;
- обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
- восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
- контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных.
9. Использование метрических программ
9.1. На Портале может использоваться программное средство сбора метрических данных — «Яндекс.Метрика» (далее – Метрическая программа) — для сбора сведений об использовании сайта, таких как частота посещения сайта пользователями, посещенные страницы и сайты, на которых были пользователи до перехода на данный сайт. Метрическая программа собирает только IP-адреса, назначенные коммуникационному устройству пользователя в день посещения данного сайта, но не имя или другие идентификационные сведения.
9.2. Метрическая программа размещает постоянный cookie-файл в клиентском веб-браузере для идентификации посетителя сайта в качестве уникального пользователя при следующем посещении данного сайта. Этот cookie-файл не может использоваться никем, кроме Метрической программы. Сведения, собранные с помощью cookie-файла, будут передаваться для хранения на серверы Яндекс.
9.3. Условия использования сервиса «Яндекс. Метрика» запрещают передавать идентификационную информацию на серверы Яндекс.
9.4. Сведения, полученные через Метрическую программу, используются только для совершенствования услуг на данном сайте. Сведения, полученные через Метрическую программу, не объединяются и не коррелируются с персональными сведениями посетителей сайта.
9.5. Возможности разработчиков Метрической программы по использованию и передаче третьим лицам сведений, собранных посредством Метрической программы о посещениях пользователей данного сайта, ограничиваются Политикой конфиденциальности Яндекс.
9.6. Пользователь может запретить Метрической программе «узнавать пользователя» при повторных посещениях данного сайта, отключив cookie-файлы Метрической программы в своем браузере или использовать специальные программные средства блокировки действия Метрических программ.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящая Политика является внутренним документом Оператора.
10.2. Настоящая Политика подлежит изменению, дополнению в случае появления новых законодательных актов и специальных нормативных документов по обработке и защите персональных данных, но не чаще одного раза в три года.
10.3. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицом, ответственным за организацию обработки персональных данных Оператора.
10.4. Ответственность должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным, за невыполнение требований норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними документами Оператора.