Кто освобождается от уплаты судебных расходов
Перейти к содержимому

Кто освобождается от уплаты судебных расходов

  • автор:

ВС рассказал, кому можно не оплачивать судебную экспертизу

ВС рассказал, кому можно не оплачивать судебную экспертизу

Тот, кто проиграл спор, возмещает победителю все судебные расходы по делу, включая оплату экспертиз, которые могут быть довольно дорогими для людей в сложном материальном положении. Законодатель предусмотрел возможность освобождения гражданина от уплаты расходов с учетом его имущественного положения (ч. 3 ст. 96 ГПК). В этом случае расходы возмещает бюджет.

Но эту норму суды применяют крайне редко, в частности потому, что уменьшение расходов — это право, а не обязанность суда, а закон не содержит четких критериев, когда это нужно сделать, утверждает Александра Карбутова, старший юрист Адвокатское бюро «НБ» Адвокатское бюро «НБ» Региональный рейтинг. × . В подобных вопросах судьям приходится руководствоваться внутренним убеждением и чувством справедливости, а эти категории неопределенные и сложные в плане мотивирования, говорит она. Стоит учитывать и публичные интересы, которые затрагиваются при возмещении расходов за счет бюджета. Словом, суды стараются избегать рассмотрения этих вопросов, подытоживает Карбутова.

Но Верховный суд в паре недавних дел напутствовал нижестоящие инстанции внимательнее оценивать имущественное положение участника процесса, который просит освободить его от судебных расходов.

Пациентка против больницы

В одном из них Наталья Канаева* пыталась взыскать с московской стоматологической поликлиники № 15 около 500 000 руб. компенсации вреда здоровью из-за неправильного лечения. По ее ходатайству суд назначил экспертизу в Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы стоимостью 78 570 руб. и распределил расходы поровну между истцом и ответчиком — по 39 285 руб. Канаева пыталась обжаловать это определение, указывая, что имеет инвалидность II группы бессрочно с 2004 года и живет одна только на пенсию. Она утверждала, что оплата даже 50% экспертизы очень ударит по ее кошельку и просила компенсацию из бюджета. Но судьи к таким доводам не прислушались, и пенсионерке пришлось оплатить требуемую сумму.

Затраты не «окупились», суд не нашел доказательств неправильного лечения и отказал в иске. Тогда поликлиника потребовала в суде от Канаевой компенсации своей части расходов — 39 285 руб. Представитель Канаевой просил отказать и повторил доводы о том, что она инвалид и живет только на пенсию. Но три инстанции сочли правильным взыскать всю сумму. Ведь экспертизу провели, ее выводы легли в основу решения об отказе в иске, значит, проигравший должен выплачивать компенсацию победителю. Также суды отметили, что ходатайство в порядке ч. 3 ст. 96 ГК об освобождении от уплаты судебных расходов должно разрешаться до назначения такого исследования.

Но нормы ГПК не содержат подобного ограничения, а само оно нарушает баланс прав и законных интересов участников процесса, возразил ВС (определение № 5-КГ21-17-К2). Он нашел, что суды по-настоящему толком не рассмотрели ни жалобу, ни ходатайство Канаевой. Суды нарушили п. 11 Постановления Пленума Верховного суда от 21.01.2016 № 1, который обязывает принимать во внимание всю совокупность обстоятельств, связанных с имущественным положением гражданина. А ведь к ходатайству Канаевой прилагались документы, которые подтверждают ее бедность: справка об установлении инвалидности, о пенсии в размере 17 803 руб., чеки на оплату «коммуналки» и так далее. Все это суды не оценили.

С такими объяснениями коллегия судей ВС направила дело на новое рассмотрение обратно в первую инстанцию [пока не рассмотрено. — Прим. ред.].

Хорошо для дела, но не поменяет практику

Сходные выводы ВС сделал в деле № 66-КГ21-12-К8. Там Мария Гамай* судилась с Иркутским областным Центром рассеянного склероза. В деле по ее инициативе провели две судебные экспертизы, которые вместе с сопутствующими расходами стоили 153 606 руб. Первую оплатил ответчик, а вторую — никто.

Но выводы экспертов оказались не в пользу истицы, и ее иск отклонили. Следом с нее взыскали и все расходы на судебные экспертизы. Апелляция отклонила доводы жалобы Гамай о том, что она инвалид II группы, проходит лечение и курс реабилитации, поэтому для нее эта сумма слишком большая.

«Инвалидность освобождает от уплаты госпошлины, но закон не указывает это основанием не платить за экспертизу», — объяснил Иркутский областной суд. Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с ним согласился.

Нижестоящие инстанции не оценили эти доводы, учитывая, что в материалах дела есть данные о состоянии здоровья Гарай, ее семейном и материальном положении, возразил Верховный суд. Суды не выясняли подробности, каково имущественное положение Гарай, не рассматривали вопрос о возможности освободить ее от выплаты судебных расходов или их снижении. При новом рассмотрении дела этим займется Свердловский районный суд г. Иркутска.

Таким образом, на тяжелое имущественное положение участника спора, по мнению ВС, могут указывать инвалидность, пенсионный статус, отсутствие других доходов, кроме социальных выплат. «Видится, что ВС еще и учитывал категорию споров — медицинские, где особенно важно соблюсти право потребителей на защиту, — комментирует Карбутова. — Тут без специальной экспертизы не обойтись».

С точки зрения процессуального права выводы ВС не так однозначны, ведь уменьшение судебных расходов — это право, а не обязанность суда, рассуждает Карбутова. Поэтому правовой неопределенности только добавилось. Карбутова ожидает, что суды не будут использовать правовую концепцию от Верховного суда. Вместо этого продолжат предъявлять повышенные стандарты доказывания достаточности обстоятельств, которые нужны для освобождения от уплаты расходов или их уменьшения.

Кто освобождается от уплаты судебных расходов

НК РФ Статья 333.36. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 333.36 НК РФ

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются:

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2014 N 198-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

2) истцы — по искам о взыскании алиментов;

3) истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

4) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

Пп. 4.1 п. 1 ст. 333.36 распространяется на правоотношения, возникшие с 12.04.2021 (ФЗ от 28.06.2022 N 209-ФЗ).

4.1) истцы — потерпевшие по делам об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, — по искам о возмещении имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных лицами, совершившими указанное административное правонарушение и имеющими судимость за совершение преступления, предусмотренного статьей 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, при условии совершения таких деяний одним и тем же лицом в отношении одного и того же лица;

(пп. 4.1 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 209-ФЗ)

5) организации и физические лица — за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;

6) стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

7) организации и физические лица — при подаче в суд:

заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами;

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о применении либо об отмене применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению или о замене одной меры предварительной защиты другой, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

9) прокуроры — по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

10) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

12) вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

(пп. 12 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, исполнительно-распорядительные органы федеральной территории «Сириус», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

15) истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — при совершении действий, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации — при совершении действий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»;

(в ред. Федеральных законов от 01.02.2016 N 8-ФЗ, от 17.02.2021 N 7-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка — при совершении действий, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации»;

(пп. 16.1 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 490-ФЗ)

17) истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

18) административные истцы — по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и (или) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

(пп. 18 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

19) государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

(в ред. Федеральных законов от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

20) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

21) авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

(пп. 21 введен Федеральным законом от 10.07.2012 N 100-ФЗ)

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

2) истцы (административные истцы) — инвалиды I или II группы, дети-инвалиды, инвалиды с детства;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

5) истцы — пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, — по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 239-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Освобождение от уплаты судебных издержек

Освобождение от судебных расходов. Распределение и возмещение судебных расходов

В определенных случаях закон освобождает стороны от уплаты государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Так, от уплаты государственной пошлины по гражданским делам, в частности, освобождаются:

— истцы — по искам о взыскании алиментов;

— истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

— стороны — по спорам, связанным с возмещением ущерба, причиненного гражданам незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

— юридические и физические лица — за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами по алиментам;

— истцы (органы внутренних дел) — по делам о взыскании расходов по розыску лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов и других платежей;

От уплаты издержек, связанных с рассмотрением дела, освобождаются прокурор, государственные органы, юридические лица и граждане, обратившиеся с заявлением в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, в случаях, предусмотренных законодательством.

Суд или судья вправе полностью или частично освободить:

• от уплаты государственной пошлины по судебным делам физических лиц исходя из их имущественного положения по объектам обложения государственной пошлиной, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности;

• от уплаты связанных с рассмотрением дела издержек в доход государства физических лиц исходя из их имущественного положения.

Прокурор, имеющий право принесения надзорного протеста, исходя из имущественного положения физического лица вправе полностью или частично освободить его от уплаты государственной пошлины при подаче надзорной жалобы.

Заявление об освобождении от уплаты судебных расходов подается в письменной форме суду, которому подсудно данное дело. После возбуждения дела заявление может быть сделано также в устной форме с занесением в протокол судебного заседания.

К заявлению об освобождении от судебных расходов гражданин обязан приложить документы, свидетельствующие о его материальном и семейном положении.

Освобождение стороны от судебных расходов не освобождает ее от обязанности возместить другой стороне, в пользу которой состоялось решение, понесенные судебные расходы.

Распределение расходов

Суд при вынесении решения по делу должен распределить судебные расходы между сторонами.

Стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает за счет другой стороны возмещение всех понесенных ею судебных расходов по делу, хотя бы эта сторона и была освобождена от уплаты их в доход государства. Если иск удовлетворен частично, то судебные расходы в этом случае присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику — пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Процессуальные соучастники несут судебные расходы по делу в равных долях, если иное не обусловлено различием в цене их требований.

Если солидарная ответственность вытекает из природы спорного материального правоотношения, суд солидарно взыскивает с соответчиков и расходы по делу.

Расходы, понесенные в связи с процессуальными действиями, которые были произведены по требованию процессуального соучастника только в его интересах, другими процессуальными соучастниками не возмещаются.

При отказе истца от иска понесенные им судебные расходы ответчик не возмещает. Однако отказ от иска в связи с добровольным удовлетворением исковых требований ответчиком после предъявления иска не препятствует взысканию по требованию истца понесенных им судебных расходов.

В случае заключения мирового соглашения судебные расходы по делу взаимно погашаются, если стороны не договорились об ином.

Возмещение расходов

На сторону, недобросовестно заявившую неосновательный иск или спор против иска или систематически противодействовавшую правильному и быстрому рассмотрению и разрешению дела, суд может возложить уплату в пользу другой стороны компенсации за фактическую потерю рабочего времени. Размер компенсации определяется судом в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств.

Независимо от результатов рассмотрения дела суд может обязать недобросовестную сторону, третье лицо возместить судебные расходы другой стороне или в доход государства, если они вызваны уклонением от объяснений, дачей ложных объяснений, сокрытием, а также слишком поздним предъявлением доказательств или иными недобросовестными либо заведомо неправильными действиями.

В случае уклонения ответчика от явки в суд, несвоевременного направления в суд возражений против иска либо встречного иска судебные расходы по первоначальному и повторному рассмотрению дела возлагаются на ответчика, даже если его жалоба была полностью удовлетворена. Он освобождается от судебных расходов, если докажет, что не виновен в неявке или что своевременно выслал суду возражения против иска либо встречный иск, которые не были приобщены к делу.

Суд может взыскать со свидетеля, эксперта, переводчика, специалиста или представителя в пользу стороны или в доход государства издержки, связанные с рассмотрением дела, возникшие по их вине.

При отказе полностью или частично в иске прокурору, государственным органам и иным лицам, освобожденным в соответствии с законодательными актами от уплаты государственной пошлины при возбуждении дела в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, ответчику возмещаются из средств бюджета понесенные им судебные расходы полностью или пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Случаи возмещения государству судебных расходов предусмотрены в ГПК. Согласно указанной норме, судебные расходы, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика в доход государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При отказе в иске издержки, связанные с рассмотрением дела, взыскиваются с истца в доход государства.

Если иск удовлетворен частично, а ответчик освобожден от уплаты судебных расходов, судебные издержки взыскиваются в доход государства с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально той части исковых требований, в удовлетворении которых отказано.

В случае объявления розыска ответчика в доход государства взыскиваются расходы по производству розыска. Взыскание производится по заявлению органов внутренних дел, осуществлявших розыск ответчика.

Если обе стороны (истец и ответчик) освобождены от уплаты судебных расходов, то издержки, связанные с рассмотрением дела, относятся на счет государства.

Освобождение от уплаты судебных расходов. Отсрочка или рассрочка уплаты судебных расходов и уменьшение их размеров

Освобождение от уплаты судебных расходов осуществляется в виде освобождения от уплаты государственной пошлины и (или) освобождения от уплаты издержек, связанных с рассмотрением дела.

Случаи освобождения от уплаты государственной пошлины в доход государства предусмотрены ст. 4 Закона «О государственной пошлине». Согласно указанной норме в судах от уплаты государственной пошлины освобождаются:

® истцы – по искам о взыскании алиментов, по искам о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

® истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

® истцы (реабилитированные граждане, члены их семей, которые относятся к кругу лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца, и наследники по закону, относящиеся к первой очереди) – по искам, подаваемым в суды о восстановлении в правах и возмещении ущерба;

® истцы (органы социального страхования и органы социального обеспечения) – по регрессным искам о взыскании с причинителя вреда сумм пособий и пенсий, выплаченных потерпевшему;

® органы социального обеспечения – по регрессным искам о взыскании с причинителя вреда сумм компенсации расходов на бензин, ремонт, техническое обслуживание автомобилей и мотоколясок и запасные части к ним, на обучение инвалидов вождению автотранспорта, а также по искам о взыскании неправильно выплаченных пособий и пенсий;

® истцы – по искам о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, о котором заявлено в деле и по которому не вынесено решение в ходе рассмотрения уголовного дела;

® стороны – по спорам, связанным с возмещением ущерба, причиненного гражданам незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения за­ключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

® юридические и физические лица – за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами по алиментам;

® истцы (органы внутренних дел) – по делам о взыскании расходов по розыску лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов и других платежей;

® граждане – с жалоб об ошибках в списках избирателей;

® граждане – с кассационных жалоб по делам о расторжении брака, кроме раздела имущества;

® истцы – по делам о взыскании сумм в возмещение ущерба, причиненного лесному хозяйству лесонарушениями и охотничьему хозяйству, финансирование содержания которых осуществляется за счет республиканского бюджета, а также неустоек и штрафов за нарушение лесного законодательства;

® органы прокуратуры, государственные и общественные органы, организации и граждане, обратившиеся в случаях, предусмотренных действующим законодательством, с заявлениями в суд в защиту прав и интересов других юридических и физических лиц;

® учебные заведения системы образования – по искам о взыскании понесенных государством расходов на содержание учащихся, самовольно оставивших учебные заведения и исключенных из них;

® Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и его органы на местах – по искам о взыскании с физических лиц обязательных платежей;

® истцы – по искам к налоговым и финансовым органам о взыскании в их пользу сумм из бюджета, а также за подачу кассационных и надзорных жалоб по таким делам;

® Верховный Суд Республики Беларусь, Министерство иностранных дел Республики Беларусь и Министерство юстиции Республики Беларусь – при запросе документов, связанных с поручением учреждений иностранных государств, с которыми заключены договоры об оказании правовой помощи;

® Министерство экономики Республики Беларусь, его структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы – по судебным делам, связанным с управлением государственным имуществом и приватизацией, экономической несостоятельностью (банкротством), в сфере ценообразования;

® лица, которые подают заявления об отмене определения суда о прекращении дела или оставлении его без рассмотрения, об отсрочке или рассрочке исполнения решения, изменении способа и порядка исполнения решения, об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, заявления о пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, заявления о снятии или уменьшении штрафа, наложенного судом, о повороте исполнения решения суда, о восстановлении пропущенного срока, жалобы на действия судебного исполнителя, частные жалобы на определения суда об отказе о снятии или уменьшении штрафа и другие частные жалобы на определение суда;

® потребители – по искам о нарушении их прав, предусмотренных законодательными актами о защите прав потребителей;

® Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы – по судебным делам;

® Национальный банк Республики Беларусь и его учреждения – по судебным делам;

® государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» – по искам в защиту имущественных прав авторов и иных обладателей авторского права и смежных прав, поручивших данному учреждению осуществление и защиту этих прав на основании за-ключенных с ним договоров;

® истцы (органы внутренних дел) – по искам об аннулировании разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства;

® Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы – в финансовой сфере деятельности;

® Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь – по судебным делам;

® Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь – за подачу в суд заявлений по искам о взыскании обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

® Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, его территориальные органы – по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде; по кассационным, надзорным жалобам на судебные постановления (акты) и иным подаваемым в суды заявлениям, обращениям и жалобам, предусмотренным актами законодательства Республики Беларусь и связанным с охраной окружающей среды;

® граждане – по трудовым спорам.

Областной и Минский городской Советы депутатов или по их поручению исполнительные и распорядительные органы имеют право устанавливать дополнительные льготы по государственной пошлине, зачисляемой в местный бюджет, для отдельных категорий плательщиков, а также для отдельных плательщиков – физических лиц по объектам обложения пошлиной, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, а районные и городские Советы депутатов или по их поручению исполнительные и распорядительные органы – для отдельных плательщиков – физических лиц по объектам обложения пошлиной, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

Суд или судья имеет право устанавливать дополнительные льготы в части уплаты государственной пошлины по судебным делам для отдельных граждан исходя из их имущественного положения по объектам обложения пошлиной, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

Указанные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины в доход бюджета не только при совершении процессуального действия, облагаемого пошлиной (например, при подаче заявления или жалобы), но и в случае, когда им в удовлетворении их заявления или жалобы отказано. Вместе с тем юридически заинтересованные в исходе дела лица освобождаются от уплаты государственной пошлины в доход государства, но не в пользу другой стороны. Поэтому при удовлетворении иска к лицу, освобожденному от уплаты пошлины, с ответчика взыскивается в пользу истца государственная пошлина, уплаченная последним при обращении в суд.

Случаи освобождения от уплаты государственной пошлины предусмотрены и иными законодательными актами Республики Беларусь. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 337 ГПК не взимаются судебные расходы, а следовательно, и государственная пошлина по жалобам на действия избирательных комиссий. В силу ч. 4 ст. 375 ГПК не оплачиваются государственной пошлиной заявления о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 368 сельские исполнительные комитеты освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу исковых заявлений о понуждении приобретателя жилого дома в сельском населенном пункте произвести государственную регистрацию в отношении земельного участка и (или) жилого дома и прав на них.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 граждане, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу исковых заявлений в суды по спорам о взыскании платы за произведенную работу, оказанную услугу, созданный объект интеллектуальной собственности.

Декретом Президента Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. № 20 Министерство финансов Республики Беларусь по спорам, связанным со страховой деятельностью, освобождается от уплаты государственной пошлины с исковых заявлений, заявлений и жалоб, подаваемых в суды, с кассационных и надзорных жалоб на судебные постановления, а также за выдачу судами копий документов; с надзорных жалоб на судебные постановления, подаваемые в органы прокуратуры, а также за выдачу этими органами копий документов.

Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2000 г. № 318 Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты освобождается от уплаты государственной пошлины за подачу в суд заявлений по искам о взыскании обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет Фонда.

Помимо случаев освобождения от уплаты государственной пошлины, указанных непосредственно в законе, такие случаи в отношении отдельных категорий плательщиков могут быть установлены Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Правом полного или частичного освобождения граждан от уплаты государственной пошлины наделен также прокурор, обладающий правом принесения надзорного протеста, в отношении подаваемых гражданами в органы прокуратуры надзорных жалоб (ст. 130 ГПК).

Отказ в предоставлении льгот по государственной пошлине судом не является препятствием для рассмотрения этого вопроса органом государственного управления, и наоборот. Вместе с тем исполнительно-распорядительные органы не вправе освободить гражданина от уплаты государственной пошлины, взысканной по решению суда.

От уплаты издержек, связанных с рассмотрением дела, в силу ст. 129 ГПК освобождены прокурор, государственные органы, юридические лица и граждане, обратившиеся с заявлением в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Кроме того, ГПК определяет ряд случаев освобождения от уплаты судебных издержек по конкретным категориям дел (например, ч. 3 ст. 337, ч. 4 ст. 375 ГПК).

Суд или судья также наделен правом освободить гражданина полностью или в части от уплаты судебных издержек в доход государства.

Вопрос об освобождении сторон по гражданским делам от судебных расходов решается судом или судьей при принятии искового заявления, о чем судом выносится определение. В необходимых случаях вопрос об освобождении от уплаты судебных расходов может быть разрешен при вынесении судом решения по делу.

Действующим законодательством суду (судье) предоставлено право не только освободить сторону от уплаты судебных расходов (как пошлины, так и издержек), но и отсрочить, рассрочить уплату судебных расходов в доход государства, а также уменьшить их размер, исходя из имущественного положения сторон. Такое же право, но в отношении государственной пошлины, подлежащей уплате гражданами, предоставлено исполнительно-распорядительным органам, управомоченным освобождать плательщиков от уплаты государственной пошлины.

Отсрочкой уплаты судебных расходов является предоставление плательщику возможности уплатить соответствующие суммы по истечении определенного промежутка времени после совершения процессуального действия или разрешения вопроса о взыскании расходов со стороны.

Рассрочкой уплаты судебных расходов является предоставление плательщику возможности осуществить уплату расходов частями через определенные промежутки времени.

Уменьшением размера судебных расходов является предоставление стороне возможности уплатить меньшую сумму судебных расходов по сравнению с установленной законодательством или первоначально определенной судом.

Законодательство о государственной пошлине оперирует в отношении отсрочки, рассрочки и уменьшения размера пошлины термином «льгота по государственной пошлине». Следует отметить, что льготы по государственной пошлине могут быть предоставлены судом только гражданину, в то время как льготы по уплате издержек, связанных с рассмотрением дела, – как физическим, так и юридическим лицам.

Заявление об освобождении от уплаты судебных расходов, отсрочке, рассрочке или уменьшении их размера может быть подано заинтересованным лицом на любой стадии процесса. Заявление пoдается в письменнoй фoрме суду, кoтoрoму пoдсуднo даннoе делo. Пoсле вoзбуждения дела заявление мoжет быть сделанo также в устнoй фoрме с занесением в прoтoкoл судебнoгo заседания. К заявлению об освобождении от судебных расходов гражданин обязан приложить документы, свидетельствующие о его материальном и семейном положении (ст. 131 ГПК). Обязанность подтверждения обстоятельств, являющихся основанием для принятия соответствующего решения судом или иным органом (имущественное и семейное положение и т.п.), лежит на заявителе. Вопрос об отсрочке, рассрочке или уменьшении размера судебных расходов разрешается судом путем вынесения соответ­ствующего определения или в резолютивной части решения.

Если oбстoятельства, пoлo­женные в oснoву oпределения суда об освобождении от судебных расходов, не сooтветствуют действитель­нoсти, суд или судья oбязан oтменить свoе oпределение. После этого сooтветствующая стoрoна оплачивает все расхoды пo делу в общем порядке. За представление стороной заведoмo лoжнoй инфoрмации, послужившей основанием для освобождения от уплаты судебных расходов, на нее может быть наложен судебный штраф в размере и порядке, предусмотренных ст. 170 и 171 ГПК.

Разрешение вопроса о предоставлении льгот по уплате государственной пошлины исполнительно-распорядительными органами не регулируется нормами гражданского процессуального законодательства, находится за рамками гражданского судопроизводства и осуществляется путем принятия решения в соответствии с компетенцией этих органов. По поручениям исполнительно-распорядительных органов для решения вопроса о предоставлении льгот по государственной пошлине отдельным плательщикам финансовые органы производят обследование их материального, социального и семейного положения и выносят за­ключения согласно актам проверки.

Гражданский процесс / 25. Основания и порядок освобождения от судебных расходов

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются ФЗ о налогах и сборах.

Судебные расходы — затраты, которые несут участвующие в деле лица в связи с рассмотрением и разрешением гражданского дела.

Цель — возместить затраты, которые несет государство в связи с осуществлением правосудия; дисциплинировать участников материальных правоотношений (лицу, требования которого не были удовлетворены, понесенные расходы не возмещаются; при удовлетворении требований ответчик возмещает истцу расходы, т.е., как правило, судебные расходы несет лицо, своевременно не исполнившее свою обязанность или неосновательно обратившееся в суд).

Законом предусматривается освобождение от уплаты госпошлины по отдельным категориям дел или в зависимости от имущественного положения.

Государственная пошлина — денежный сбор, взимаемый в доход государства за рассмотрение и разрешение гражданских дел.

Госпошлиной оплачиваются исковые заявления, заявления по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений, апелляционные и кассационные жалобы на решения судов, надзорные жалобы по делам, которые не были обжалованы в апелляционном или кассационном порядках, а также заявления о повторной выдаче копии (дубликатов) судебного решения, судебного приказа, определений суда, других документов из дела.

Госпошлина оплачивается в твердой денежной сумме (о расторжении брака, о разделе общей собственности, по искам неимущественного характера или неподлежащего оценке имущественного, по заявлениям на решения и действия органов государственной власти и МСУ, по делам особого производства) или пропорционально стоимости отыскиваемого имущества по прогрессивной шкале (по имущественным спорам, подлежащим оценке), причем процент подлежащей уплате госпошлины с увеличением цены иска увеличивается.

От уплаты госпошлины независимо от процессуального положения и характера спора освобождаются:

a. Герои СССР, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды ВоВ, а также лица, подвергшиеся радиационному воздействию.

От уплаты госпошлины освобождаются:

b. истцы по искам о взыскании сумм оплаты труда и другим требованиям, связанным с трудовой деятельностью;

c. по искам, вытекающим из авторского права; о взыскании алиментов; о возмещении вреда, причиненного здоровью лица или смертью кормильца; возмещении материального ущерба, причиненного преступлением. Также освобождаются лица, обратившиеся в суд за защитой прав других лиц: прокурор, государственные органы, органы МСУ. В этих случаях при удовлетворении исковых требований судебные расходы взыскиваются в доход государства с ответчиков.

Законом предусмотрена возможность отсрочки (установление более позднего срока уплаты), рассрочки (установление периода, в течение которого госпошлина вносится в бюджет частичными платежами) уплаты госпошлины и уменьшения ее размера (установление размера менее предусмотренного ФЗ).

Закон предусматривает также возможность освобождения стороны от уплаты госпошлины судом с учетом имущественного положения (возможно только в отношении гражданина физического, а не юридического лица). В исковом производстве расходы несет сторона, по чьей вине суду пришлось разрешать спор (при частичном удовлетворении — каждая сторона несет расходы пропорционально той части, в которой иск был удовлетворен).

Статья 98. Распределение судебных расходов между сторонами

a. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

b. Правила, изложенные в части первой настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной и кассационной инстанциях.

c. В случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов. Если в этих случаях суд вышестоящей инстанции не изменил решение суда в части распределения судебных расходов, этот вопрос должен решить суд первой инстанции по заявлению заинтересованного лица.

Вопрос о том, кто должен нести расходы окончательно решается судом при вынесении решения:

если никто не освобожден от уплаты: если истец выиграл дело — взыскание с ответчика в пользу истца, если проиграл дело — не возвращается;

если истец освобожден от уплаты и выиграл дело — взыскание с ответчика в пользу государства.

стороне, в пользу которой принято решение — взыскание с другой стороны в любом случае, даже если она освобождена от уплаты пошлины в пользу государства.

Истцу, иск которого об освобождении имущества от ареста был удовлетворен, возмещаются из средств бюджета все понесенные им судебные расходы.

При отказе истца от иска понесенные им судебные расходы ответчиком не возмещаются, а истец возмещает ответчику издержки, понесенные им в связи с ведением дела.

Если действия, подлежащие оплате, производятся по инициативе суда (либо освобожденных от уплате расходов лиц), то оплата — из средств бюджета; эти средства должны быть возмещены бюджету стороной, против которой вынесено решение. Исключение — оплата услуг переводчика, она во всех случаях — из бюджета; в случае, если обе стороны освобождены от расходов — издержки бюджету не возвращаются.

ГПК РФ предусматривает также возможность для взыскания компенсации за потерю времени; два основания:

1. недобросовестное обращение в суд с неосновательным иском,

2. систематическое противодействие правильному и быстрому рассмотрению и разрешению дела.

Размер вознаграждения зависит от фактически потерянного времени, а не только от времени, потерянного в связи с участием в судебных разбирательствах. Предусмотрены случаи, когда госпошлина возвращается из бюджета:

3. не было совершено действие, оплаченное госпошлиной,

4. пошлина уплачена в большем размере, чем надо,

5. в принятии заявления было отказано,

6. заявление или жалоба были возвращены,

7. дело было завершено без вынесения решения по существу.

При отказе в принятии искового заявления госпошлина возвращается из бюджета лицу, ее уплатившему. При прекращении производства по делу госпошлина возвращается из бюджета лицу, обратившемуся в суд, в том случае, когда у лица не было права на обращение в суд, а судья ошибочно принял заявление к своему производству. В случае оставления заявления без рассмотрения госпошлина возвращается, если истцом не соблюден установленный ФЗ для данной категории дела или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора или если заявление было подано недееспособным лицом. Возврат госпошлины производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Статья 333.36. Льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям

См. правовые акты, схемы и комментарии к статье 333.36 настоящего Кодекса

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:

1) истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

2) истцы — по искам о взыскании алиментов;

3) истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

4) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

5) организации и физические лица — за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;

6) стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

7) организации и физические лица — при подаче в суд:

заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами;

частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

8) физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

9) прокуроры — по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

10) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

12) вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче жалоб на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

13) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

14) физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

15) истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — при подаче ходатайства о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления судьи;

17) истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

18) заявители — по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании;

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ подпункт 19 пункта 1 статьи 333.36 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст подпункта в предыдущей редакции

19) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков;

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ пункт 1 статьи 333.36 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 20, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и применяющимся до 1 января 2013 г.

20) физические лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, — при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов.

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

2) истцы — инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

4) истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

5) истцы — пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, — по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

3. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Статья 333.38. Льготы при обращении за совершением нотариальных действий

См. правовые акты, схемы и комментарии к статье 333.38 настоящего Кодекса

От уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом;

2) инвалиды I и II группы — на 50 процентов по всем видам нотариальных действий;

3) физические лица — за удостоверение завещаний имущества в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;

4) общественные организации инвалидов — по всем видам нотариальных действий;

5) физические лица — за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании:

жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты или долей в указанном недвижимом имуществе, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти;

имущества лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка, а также имущества лиц, подвергшихся политическим репрессиям. К числу погибших относятся также лица, умершие до истечения одного года вследствие ранения (контузии), заболеваний, полученных в связи с вышеназванными обстоятельствами;

вкладов в банках, денежных средств на банковских счетах физических лиц, страховых сумм по договорам личного и имущественного страхования, сумм оплаты труда, авторских прав и сумм авторского вознаграждения, предусмотренных законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности, пенсий.

Наследники, не достигшие совершеннолетия ко дню открытия наследства, а также лица, страдающие психическими расстройствами, над которыми в порядке, определенном законодательством, установлена опека, освобождаются от уплаты государственной пошлины при получении свидетельства о праве на наследство во всех случаях независимо от вида наследственного имущества;

6) наследники работников, которые были застрахованы за счет организаций на случай смерти и погибли в результате несчастного случая по месту работы (службы), — за выдачу свидетельств о праве на наследство, подтверждающих право наследования страховых сумм;

7) финансовые и налоговые органы — за выдачу им свидетельств о праве на наследство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

8) школы-интернаты — за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких школах;

9) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным (общественно опасным) поведением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области образования, — за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких учреждениях;

10) воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск — за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности в возмещение ущерба;

11) лица, получившие ранения при защите СССР, Российской Федерации и исполнении служебных обязанностей в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах Российской Федерации, — за свидетельствование верности копий документов, необходимых для предоставления льгот;

Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 284-ФЗ пункт 12 статьи 333.38 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

12) физические лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, — за удостоверение сделок по приобретению жилого помещения, полностью или частично оплаченного за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

13) наследники сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, застрахованных в порядке обязательного государственного личного страхования, погибших в связи с осуществлением служебной деятельности либо умерших до истечения одного года со дня увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, — за выдачу свидетельств о праве на наследство, подтверждающих право наследования страховых сумм по обязательному государственному личному страхованию;

14) физические лица — за удостоверение доверенности на получение пенсий и пособий.

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ в статью 333.39 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 333.39. Льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния

См. правовые акты, схемы и комментарии к статье 333.39 настоящего Кодекса

От уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами, освобождаются:

1) физические лица:

за выдачу свидетельств при исправлении и (или) изменении записей актов о рождении в связи с усыновлением (удочерением), установлением отцовства;

за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния и выдачу свидетельств в связи с ошибками, допущенными при государственной регистрации актов гражданского состояния по вине работников, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния;

за выдачу справок о регистрации актов гражданского состояния для представления в уполномоченные органы по вопросам назначения либо перерасчета пенсий и (или) пособий;

за выдачу свидетельств о смерти при исправлении и изменении записей актов о смерти необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных лиц на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий, а также за выдачу повторных свидетельств о смерти лиц указанной категории;

за выдачу извещений об отсутствии записей актов гражданского состояния для восстановления утраченных записей актов гражданского состояния в установленном порядке;

за государственную регистрацию рождения, смерти, включая выдачу свидетельств;

абзац восьмой утратил силу;

См. текст абзаца восьмого пункта 1 статьи 333.39

2) органы управления образованием, опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

за выдачу повторных свидетельств о рождении детей, оставшихся без попечения родителей, повторных свидетельств (справок) о смерти их родителей, о перемене имени, заключении и расторжении брака умершими родителями, а также за истребование указанных документов с территории иностранных государств;

за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, составленные в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в отношении их умерших родителей, включая выдачу свидетельств.

Статья 333.40. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины

См. правовые акты, схемы и комментарии к статье 333.40 настоящего Кодекса

1. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой;

2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

3) прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;

4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

5) отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца;

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ пункт 1 статьи 333.40 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 6, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

6) направления заявителю уведомления о принятии его заявления об отзыве заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до даты регистрации (в отношении государственной пошлины, предусмотренной пунктом 1 статьи 330.30 настоящего Кодекса).

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ в пункт 2 статьи 333.40 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 3 статьи 333.40 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

4. Освобождение от уплаты судебных расходов

Освобождение от уплаты государственной пошлины производится на основании закона в зависимости от характера спора или от субъекта спора.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются (п. 1 ст. 333.36 НК):

— истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

— истцы — по искам о взыскании алиментов;

— истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

— истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

— организации и физические лица — за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;

— стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

— организации и физические лица — при подаче в суд:

заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

— физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

— прокуроры — по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

— истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

— реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

— уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

— физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

— истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

— Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — при совершении действий, предусмотренных подп. 1 и 3 п. 1 ст. 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;

— истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

— государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в качестве истцов или ответчиков;

— авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений п. 3 ст. 333.36 НК освобождаются:

— общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

— истцы — инвалиды I и II группы;

— ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

— истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

— истцы — пенсионеры, пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, — по искам имущественного характера, к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу (п. 2 ст. 333.36 НК). Лица, перечисленные в п. 2 ст. 333.36 НК, освобождаются от уплаты государственной пошлины, только если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска выше, подлежит оплате пошлина с той суммы, которая превышает 1 млн руб.

Освобождение от уплаты судебных издержек может быть предусмотрено специальным законом. Например, в силу ст. 393 ТК при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *