Косгу 345 что относится к мягкому инвентарю
Перейти к содержимому

Косгу 345 что относится к мягкому инвентарю

  • автор:

Косгу 345 что относится к мягкому инвентарю

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Учреждению необходимо приобрести спортивную одежду для детской команды в рамках участия в спортивных соревнованиях. Программой мероприятия предусмотрена экипировка команды за счет учреждений-участников. Эта одежда будет выдана детям — участникам соревнования и останется у них в качестве поощрения за участие после окончания соревнований.
По какой подстатье КОСГУ отразить приобретение спортивной одежды: 345 или 346?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приобретение спортивной одежды в рассматриваемой ситуации может быть отражено как по подстатье 345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» КОСГУ, так и по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ. Соответствующее решение учреждение должно принять самостоятельно и закрепить его в учетной политике.

Обоснование вывода:
Руководствуясь Порядком N 209н, отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ следует осуществлять по целевому (функциональному) назначению приобретаемых материальных запасов (также смотрите письма Минфина России от 08.05.2019 N 02-08-10/34105, от 07.06.2019 N 02-08-10/43803).
По общему правилу согласно п. 118 Инструкции N 157н спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.) относятся к мягкому инвентарю. Расходы на оплату договора о приобретении мягкого инвентаря относятся на подстатью 345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» КОСГУ.
В рассматриваемой ситуации спортивная одежда приобретается для участия детской команды в соревнованиях, то есть тот факт, что по итогам проведения соревнований одежда остается у спортсменов, не позволяет рассматривать это материальные ценности приобретаются в целях награждения, дарения, то есть нет оснований для отражения расходов на приобретение одежды по подстатье 349 КОСГУ.
В нормативных документах применение кодов КОСГУ в рассматриваемой ситуации не регламентируется. Также отсутствуют запреты на применение той или иной подстатьи КОСГУ при приобретении спортивной формы для детской команды в рамках участия в спортивных соревнованиях.
Учитывая специальное назначение спортивной формы, затраты по их приобретению учреждением образования могут вполне обоснованно быть отнесены на подстатью 345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» КОСГУ, предназначенную для отражения расходов на покупку мягкого инвентаря. Вместе с тем в зависимости от формата мероприятия и учитывая, что форма выдается не на длительный срок, учреждением может быть принято решение об учете таких материальных запасов в составе прочих материальных запасов с отражением расходов на их приобретение по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ. Обращаем внимание, такое решение следует закрепить в учетной политике учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Таблица соответствия КВР и КОСГУ для госзакупок

Заказчики проводят закупки по определенным кодам. По коду бюджетной классификации выделяют финансирование и проводят расходы. А коды КОСГУ и КВР нужны, чтобы определить назначение платежа по контракту и отразить операцию в бухучете.

Как расшифровывается КОСГУ, и когда его применяют

Приказом Минфина № 209н утверждены КОСГУ в 2023 году для бюджетных учреждений ( Приказ № 209н от 29.11.2017 ). Классификацию операций сектора государственного управления (КОСГУ) используют для группировки операций по их экономическому содержанию. КОСГУ имеет важное значение для бюджетного учета и составления отчетности: группы аналогичных операций отражаются на одном счете учета, что позволяет контролерам следить за исполнением бюджета.

Раньше КОСГУ входил в расходные КБК — операционный код определяли по последним трем цифрам кода бюджетной классификации. В 2016 году код операций поменяли на коды вида расходов: КОСГУ с изменениями по 209н на 2023 год теперь учитывают в увязке с КВР. А последние три цифры расходных КБК — это код вида расходов ( Приказ Минфина № 82н от 24.05.2022 ).

Несмотря на исключение КОСГУ из структуры бюджетной классификации, бюджетники продолжают использовать кодировку операций сектора госуправления в повседневной деятельности при:

  • планировании бюджета: доходов, расходов, составлении бюджетной росписи;
  • формировании бюджетных смет и планов финансово-хозяйственной деятельности;
  • составлении обоснований расходов к смете и ПФХД;
  • планировании закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ : подготовке планов-графиков и планов закупок;
  • проведении торгов, регистрации госконтрактов и принятии договорных обязательств;
  • расчетах с бюджетом, оплате поставщикам, подрядчикам, исполнителям;
  • составлении периодической и итоговой отчетности по исполнению бюджета и закупкам.

Эксперты КонсультантПлюс собрали в один материал ключевые изменения для бухгалтера в бюджетной сфере. Используйте эти инструкции бесплатно.

Памятка КонсультантПлюс: изменения для бухгалтера в бюджетной сфере

Главные распорядители бюджета (ГРБС) доводят бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до получателей средств (ПБС) по КОСГУ — в разрезе операций сектора госуправления. По группам экономических операций заполняют два бюджетных отчета ( Приказ Минфина № 33н от 25.03.2011 ):

  • форму 0503721 (0503121 для казенных учреждений) — отчет о финансовых результатах деятельности учреждения;
  • форму 0503723 (0503123 для казенных учреждений) — отчет о движении денежных средств учреждения.

Ф. 0503721 о финансовых результатах деятельности учреждения

Какие КОСГУ используют в работе

КОСГУ — это трехзначный код. Расшифровка КОСГУ: первая цифра кодировки показывает принадлежность к группе операций, вторая обозначает подгруппу, третья — операцию.

В таблице — все группы КОСГУ, которые применяются в 2023 г.:

  • 111 — налоги;
  • 112 — госпошлины и другие сборы

Доходы от платных услуг

  • 211 — заработная плата;
  • 212 — прочие выплаты;
  • 213 — налоги и взносы

Оплата работ, услуг:

  • 221 — услуги связи;
  • КОСГУ 222 — транспортные услуги;
  • 223 — коммунальные услуги;
  • 225 — работы и услуги по содержанию здания;
  • 226 — прочие работы, услуги

Как применять КВР

КВР, или код вида расходов, состоит из трех символов. Кодировку используют, чтобы сгруппировать расходные операции по экономическому содержанию. Фактически КВР — это еще один код для исполнения бюджета: по нему проверяют направления расходования выделенных средств.

КВР входит в состав кода бюджетной классификации. Последние три цифры двадцатизначного КБК — это код вида расходов. Классификация расходов бюджета утверждена Приказом Минфина № 82н от 24.05.2022 , а коды на 2023 год — Приказом № 75н от 17.05.2022 .

Все группы кодов вида расходов на 2023 г. отражены в таблице:

Группа расходов Экономическое содержание операции
100 Расходы на выплаты персоналу
200 Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
300 Социальное обеспечение, иные выплаты населению
400 Капитальные вложения в объекты государственной и муниципальной собственности
500 Межбюджетные трансферты
600 Предоставление субсидий бюджетным, автономным и другим некоммерческим организациям
700 Обслуживание государственного и муниципального долга
800 Иные бюджетные ассигнования

Как работать с кодами КВР и КОСГУ

И КВР, и КОСГУ группируют показатели по экономическому содержанию, но это не одно и то же. По КОСГУ отражают и доходные, и расходные операции госсектора, а по КВР — только расходы.

Но КВР и КОСГУ работают в увязке: каждому коду вида расхода соответствует несколько кодов операций госсектора. Коды сопоставляют по специальной таблице соответствия. Ее ежегодно обновляет Минфин: действующую таблицу соответствия КВР и КОСГУ утвердили еще в 2022-м, а в 2023 году увязки уточнили (Информация Минфина от 14.06.2022, от 31.01.2023).

Инструкция, как выбрать нужный код для проведения закупок:

  1. Открыть актуальный приказ по формированию КБК. Напоминаем, что в 2023-м действует Приказ Минфина № 82н.
  2. Выбрать раздел с кодами видов расходов классификации расходов бюджетов (приложение № 3 к Приказу № 82н).
  3. Найти подходящий расходный КВР. Он состоит из трех цифр — группы, подгруппы, элементы.
  4. Открыть таблицу соответствия Минфина на текущий финансовый год. Найти в ней нужный КВР.
  5. В столбце с КОСГУ подобрать код операции, который подходит заказчику для конкретной закупки.

По этим кодам и надо отражать закупку сначала в плане-графике (если для заказа требуется КБК), а затем — в бухучете.

КОСГУ 226 в 2023 году для бюджетных учреждений соответствует многим КВР. Допустим, заказчику необходимо заказать ПСД для текущего ремонта здания. Такой заказ относится к закупкам товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, их проводят по КВР 240.

Находим в таблице код 240. Разработку ПСД проводят по коду 241. Ему соответствует КОСГУ 260. КВР 241 включите в КБК. А по КОСГУ 226 в увязке с КВР 241 отразите контрактные обязательства в бухучете.

Еще один пример.

  • подарков;
  • сувенирной продукции;
  • других материальных ценностей для дарения или награждения.

Особые правила действуют для учета закупок по КОСГУ 310 и 340. Рассмотрим их в таблице:

У статьи 340 по матзапасам восемь подстатей. Их используют для детализации затрат:

  • 341 — лекарственные препараты и медицинские материалы;
  • 342 — продукты питания;
  • 343 — ГСМ;
  • 344 — стройматериалы;
  • 345 — мягкий инвентарь;
  • 346 — прочие матзапасы;
  • 347 — матзапасы для капитальных вложений;
  • 349 — матзапасы однократного применения

Увязки КВР и КОСГУ в закупках

Минфин обновляет таблицу соответствия каждый год. Сейчас применяются увязки на 2023 год (Информация Минфина от 14.06.2022). Отличий по сравнению с 2022 годом немного:

  • добавили увязку нового КВР «Единые субсидии» с подстатьями КОСГУ 251, 254;
  • убрали соответствие КВР 863 и КОСГУ 226.

В 2023 году в таблицу внесли ряд уточнений (Информация Минфина от 31.01.2023). Добавили увязки:

  • КВР 247 с КОСГУ 343 — это соответствие отражает плату за заполнение газгольдеров заказчика с помощью специального автотранспорта;
  • КВР 244 с КОСГУ 252 и 255 — это соответствие используют для отражения закупок нефинансовых активов, которые собираются безвозмездно передать наднациональным организациям или правительствам иностранных государств.

Соотношение КВР 113 и КОСГУ 226 теперь применяют при возмещении затрат любым физлицам, которых направили на мероприятия от учреждения.

Основные увязки КВР и КОСГУ по госзаказу приведены по коду расходов 200. Есть закупочные соответствия и в других КВР.

Мы собрали все увязки КВР и КОСГУ для закупочной деятельности в таблице:

Вид расходов

КОСГУ

Примечания

Код

Наименование

Код

Наименование

200 Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд

210 Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.

Приобретение вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества, иных товаров, работ и услуг в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

Прочие работы, услуги

Услуги, работы для целей капитальных вложений

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости материальных запасов

Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

Прочие работы, услуги

Услуги, работы для целей капитальных вложений

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости материальных запасов

Поставка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в области геодезии и картографии в рамках государственного оборонного заказа

Оплата работ, услуг

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости нематериальных активов

Увеличение стоимости прочих материальных запасов

Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости материальных запасов

Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

Работы, услуги (РУ) по содержанию имущества

УС основных средств

УС материальных запасов

Фундаментальные исследования в интересах обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

УС нематериальных активов

Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

УС нематериальных активов

Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

УС нематериальных активов

Поставка продукции (работ, услуг) в целях обеспечения заданий государственного оборонного заказа

УС основных средств

УС материальных запасов

220 Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны

Обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов

Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа

Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.

Увеличение стоимости продуктов питания

Увеличение стоимости прочих материальных запасов

В части расходов по оплате кормов для животных

Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа

Вещевое обеспечение в рамках государственного оборонного заказа

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости мягкого инвентаря

Увеличение стоимости прочих материальных запасов

230 Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва

Закупка товаров, работ и услуг в целях формирования государственного материального резерва в рамках государственного оборонного заказа

Поступление нефинансовых активов

Закупка товаров, работ и услуг в целях обеспечения формирования государственного материального резерва, резервов материальных ресурсов

Поступление нефинансовых активов

240 Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

Прочие работы, услуги

Увеличение стоимости нематериальных активов

Закупка товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Услуги, работы для целей капитальных вложений

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости нематериальных активов

Увеличение стоимости прочих материальных запасов

Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений

Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения

В части бланков строгой отчетности

Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Услуги, работы для целей капитальных вложений

Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

Иные выплаты текущего характера физическим лицам

Возмещение (компенсации), предусмотренное сводным сметным расчетом стоимости капитального ремонта

Иные выплаты текущего характера организациям

В части платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений

Иные выплаты капитального характера организациям

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости строительных материалов

Увеличение стоимости прочих материальных запасов

Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений

Прочая закупка товаров, работ и услуг

Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме

В части отражения операций по приобретению молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда

Оплата работ, услуг

В том числе в части расходов по доставке (пересылке) пенсий, пособий и иных социальных выплат населению

Перечисления текущего характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств

Операции по закупке объектов нефинансовых активов (за исключением относящихся к категории основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов) в целях безвозмездной их передачи наднациональным организациям и правительствам иностранных государств

Перечисления капитального характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств

Операции по закупке объектов нефинансовых активов, относящихся к категории основных фондов, в целях безвозмездной их передачи наднациональным организациям и правительствам иностранных государств

Социальные компенсации персоналу в натуральной форме

Иные выплаты текущего характера организациям

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости нематериальных активов

Увеличение стоимости материальных запасов

Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов

Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа

Оплата работ, услуг

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости нематериальных активов

Увеличение стоимости прочих материальных запасов

Закупка товаров, работ и услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Услуги, работы для целей капитальных вложений

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости нематериальных активов

Увеличение стоимости материальных запасов

Закупка энергетических ресурсов

В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, теплоснабжение, оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется)

Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов

В части поставок газа не по газораспределительным сетям (заполнение специализированным автотранспортом газгольдеров заказчика), подлежащего учету в составе материальных запасов

400 Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности

Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями

Работы, услуги по содержанию имущества

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

Прочие работы, услуги

Услуги, работы для целей капитальных вложений

Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

Налоги, пошлины и сборы

Иные выплаты капитального характера физическим лицам

Иные выплаты капитального характера организациям

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости непроизведенных активов

Увеличение стоимости материальных запасов

410 Бюджетные инвестиции

Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность в рамках государственного оборонного заказа

Прочие работы, услуги

Иные выплаты текущего характера физическим лицам

Иные выплаты текущего характера организациям

Иные выплаты капитального характера физическим лицам

Иные выплаты капитального характера организациям

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости непроизведенных активов

Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность

Прочие работы, услуги

Иные выплаты текущего характера физическим лицам

Иные выплаты текущего характера организациям

Иные выплаты капитального характера физическим лицам

Иные выплаты капитального характера организациям

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости непроизведенных активов

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Услуги, работы для целей капитальных вложений

Налоги, пошлины и сборы

Иные выплаты текущего характера физическим лицам

Иные выплаты текущего характера организациям

Иные выплаты капитального характера физическим лицам

Иные выплаты капитального характера организациям

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости непроизведенных активов

Увеличение стоимости материальных запасов

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Услуги, работы для целей капитальных вложений

Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

Налоги, пошлины и сборы

Иные выплаты текущего характера физическим лицам

Иные выплаты текущего характера организациям

Иные выплаты капитального характера физическим лицам

Иные выплаты капитального характера организациям

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости непроизведенных активов

Увеличение стоимости материальных запасов

Бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями

Увеличение стоимости основных средств

450 Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам

Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам в объекты капитального строительства

Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов

Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам, за исключением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства

Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов

Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам в объекты капитального строительства дочерних обществ

Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов

Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа

Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов

Как накажут за ошибки КВР и КОСГУ

Ошибки в кодах, некорректный выбор КВР и КОСГУ, неправильная увязка приводят к нецелевому использованию бюджетных средств. За это грозит административная ответственность по ст. 15.14 КоАП РФ . По нецелевым расходам наказывают:

  • должностных лиц — штраф от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификация от 1 до 3 лет;
  • организации — штраф от 5 до 25 % от средств, которые потратили по нецелевому назначению.

Внимательно планируйте бюджет и закупки, проверяйте все увязки. Если обнаружили ошибку в документах планирования, то сразу же сообщите распорядителям бюджетных средств и сделайте корректировку. Внесите изменения в план-график и опубликуйте в ЕИС актуальную версию с правильными кодами.

Таблица КВР и КОСГУ для госзакупок

Бюджетники используют в работе универсальные кодификаторы КОСГУ и КВР. Коды применяются не только в бухучете, но и в планировании, бюджетировании и закупочной деятельности госсектора. Увязки КВР и КОСГУ на 2023 год обновили.

Скачать Приказ Минфина РФ 209н от 29.11.2017 из КонсультантПлюс
Скачать Приказ Минфина РФ № 82н от 24.05.2022 из КонсультантПлюс
Скачать таблицу соответствия КВР и КОСГУ на 2023 год
Скачать сопоставительную таблицу целевых статей расходов и кодов видов доходов с изменениями на 2023 год

Что такое КОСГУ

В бюджете КОСГУ — это классификация операций сектора государственного управления. Специфический кодификатор позволяет сгруппировать аналогичные по содержанию операции. Присвоение КОСГУ существенно упрощает ведение учета и составление отчетности госсектора.

Как теперь применять виды расходов в КОСГУ по 209н с изменениями на 2023 год:

  1. Безвозмездные поступления разграничили на текущие и капитальные: в Приказе № 209н уточнили условия отнесения поступлений к указанным категориям (п. 7 порядка № 209н). Если на капвложения предусмотрено 80% и больше от общего объема средств, перечисления относят к капитальным. Если нельзя достоверно определить долю средств на капвложения и текущие расходы, перечисления признают текущими.
  2. Изменили доходные коды. В группе 100 «Доходы» скорректировали подстатьи 129, 139 и 174.
  3. Изменили расходные коды. Изменения коснулись статей 240, 280, 320 и 460, подстатей 224, 226, 264, 296 и 462.
  4. Скорректировали коды по поступлению и выбытию финансовых активов. В описание статей 510 и 610 включили операции по возврату и перечислению денег по обеспечению заявки на участие в закупке, исполнение контракта.

С 1 января 2023 года арендаторы относят расходы по возмещению арендодателю (собственнику) стоимости услуг связи, коммунальных услуг по договорам аренды, безвозмездного пользования недвижимости на подстатью 224 КОСГУ. Раньше эти затраты отражали по подстатьям КОСГУ 221 и КОСГУ 223, а на подстатью 224 относили возмещение расходов на уплату налогов на имущество и землю.

Оплату за участие в электронных торгах и закрытых электронных процедурах с участника или лица, с которым заключается контракт, плату за проведение торговых процедур с заказчика теперь отражают на подстатье 226. А расходы на оплату договоров на модернизацию нематериальных активов показывают на статье 320.

Код КОСГУ представляет собой три знака в формате «ХХХ». Первая цифра кодификатора обозначает принадлежность к конкретной группе операций, второй и третий символы кода детализируют подгруппу и содержание операции. Представляем действующие коды в таблице КОСГУ на 2023 год (по группам):

Доходы, в том числе прибыль учреждений госсектора

110 — налоговые доходы

112 — госпошлины и другие сборы

130 — доходы от оказания платных услуг

180 — прочие доходы

Расходы, группа которых включает в себя все категории затрат учреждения

212 — прочие денежные выплаты персоналу

221 — услуги связи

222: расшифровка КОСГУ 222 — транспортные услуги

223 — коммунальные услуги

225 — работы и услуги по содержанию здания

226: расшифровка КОСГУ 226 в 2023 году для бюджетных учреждений — прочие работы и услуги

228 — работы для целей капитальных вложений

290 — прочие расходы

Поступление нефинансовых активов

310 — увеличение стоимости основных средств

320 — увеличение нематериальных запасов

330 — увеличение непроизводственных активов

340 — увеличение материальных запасов

341 — увеличение лекарственных препаратов

342 — увеличение стоимости продуктов питания

343 — увеличение горюче-смазочных материалов

344 — увеличение строительных материалов

345 — увеличение мягкого инвентаря

346: расшифровка КОСГУ 346 — увеличение стоимости прочих материальных запасов

347 — увеличение стоимости материальных запасов для капитальных вложений

349: расшифровка КОСГУ 349 в 2023 году для бюджетных учреждений — увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения

Выбытие нефинансовых активов (отражаются операции по выбытию НФА)

410 — уменьшение стоимости основных средств

411 — амортизация основных средств

420 — уменьшение стоимости нематериальных активов

421 — амортизация нематериальных активов

440 — уменьшение стоимости материальных запасов

Поступление финансовых активов (операции по увеличению денежных остатков на расчетных счетах и в кассе учреждения)

510 — поступление денежных средств и их эквивалентов

520 — увеличение стоимости ценных бумаг

530 — увеличение стоимости акций

Выбытие финансовых активов, то есть расходование денежных средств и иных финансовых инструментов

610 — выбытие денежных средств и их эквивалентов

620 — уменьшение стоимости ценных бумаг

630 — уменьшение стоимости акций

Увеличение обязательств. Отражает суммы принятых к исполнению обязательств

710 — увеличение задолженности по внутренним привлеченным заимствованиям

720 — увеличение задолженности по внешним привлеченным заимствованиям

730 — увеличение прочей кредиторской задолженности

Уменьшение обязательств. Фиксирует суммы исполненных обязательств

810 — уменьшение задолженности по внутренним привлеченным обязательствам

820 — уменьшение задолженности по внешним привлеченным обязательствам

830 — уменьшение прочей кредиторской задолженности

Еще в 2015 году все затратные операции в бюджете классифицировались по КОСГУ. Кодификатор являлся неотъемлемой частью кода бюджетной классификации. 20-значный КБК каждой расходной операции заканчивался тремя символами — КОСГУ. Но уже с января 2016 года правила поменялись, и бюджетная классификация по КОСГУ не формируется. Вместо классификации операций сектора государственного управления в КБК указывают код вида расходов, или КВР.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как применять КВР без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.

Применение КОСГУ на практике

После исключения КОСГУ из структуры расходных кодов бюджетной классификации кодификатор не утратил актуальности. Бюджетники обязаны классифицировать операции по КОСГУ. Например, казенные учреждения и сектор управления работают только по кодификатору. Они используют КОСГУ в следующих случаях:

  • в планировании доходов и расходов бюджета, составлении росписи, кассового плана;
  • при составлении бюджетных смет для казенной организации;
  • при составлении обоснований расходов к бюджету и бюджетной смете;
  • лимиты и ассигнования доводятся до получателей бюджетных средств в разрезе кодификатора КОСГУ;
  • при составлении плана закупок и плана-графика;
  • при расчетах с бюджетом;
  • при составлении некоторых отчетных форм;
  • при принятии обязательств (бюджетных, денежных);
  • в иных случаях, предусмотренных БК РФ и Приказом № 209н.

Не стоит забывать про бюджетную отчетность. Некоторые формы предусматривают структурирование информации в разрезе КОСГУ: отчет о финансовых результатах деятельности и отчет о движении денежных средств.

КОСГУ в закупочной деятельности

Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.

К примеру, по КОСГУ 296 проводят иные выплаты текущего характера физлицам. Но закупок эта кодировка не касается. А по КОСГУ 346 отражают увеличение стоимости прочих материальных запасов:

  • запчасти для ремонта машин и оборудования;
  • спецоборудование для НИОКР;
  • семена, удобрения, посадочные материалы;
  • реактивы, химическая посуда, радиодетали;
  • материальные запасы специального назначения и др.

Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.

Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.

Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.

Работаем с КВР правильно

Код вида расходов — это трехзначный шифр, используемый для группирования однородных операций по расходованию бюджетных средств. Причем классификация операций производится непосредственно по их содержанию с целью эффективного управления бюджетным процессом и контроля над законным исполнением. Этот специфический кодификатор используется при составлении кода бюджетной классификации. А значит, шифр применяется практически во всех сферах финансовой деятельности.

Классификатор КВР имеет группировку:

Группировка в классификаторе КВР

Как применять код 247

Минфин ввел специальный закупочный КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». Порядок применения нового кода расходов Минфин разъяснил в письме № 02-05-10/10752 от 17.02.2021. Код используют независимо от даты заключения договора или отражения кредиторской задолженности.

В таблице показали случаи применения кодов 244 и 247 по правилам Минфина.

  • коммунальные услуги по счетам, выставленным управляющими компаниями в многоквартирных домах;
  • компенсация стоимости коммуналки от арендодателей и ссудодателей;
  • любые виды топлива, за исключением природного газа, полученного по газораспределительной сети;
  • водоснабжение и горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу;
  • энергосервисные договоры.
  • оплата поставки и транспортировки по сетям электроэнергии, газа, теплоэнергии и теплоносителя для отопления.

Порядок определения КВР и КОСГУ

С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:

  1. Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
  2. Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
  3. Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
  4. Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.

Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.

Как работать с кодами КВР и КОСГУ и таблицей соответствий

Допустим, госучреждение планирует провести ремонт оборудования. Ремонтные работы, в соответствии с Приказом № 209н, следует относить на статью расхода 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества».

Теперь анализируем тип планируемого ремонта оборудования и тип самого оборудования. К примеру, оборудование не относится к информационно-коммуникационным направлениям. Тогда следует выбрать КВР 244. Если оборудование ИКТ, то код — 242 (не используется БУ и АУ). Тип ремонта тоже влияет на вид затрат. К примеру, текущий ремонт относим в группы 244 или 242, а если ремонт капитальный, то КВР — 243.

КВР 242 не используется бюджетными и автономными учреждениями. Для таких госучреждений все виды затрат отправляются на код 244 или 243, независимо от привязки к ИКТ.

Бюджетное учреждение заключило договор на проведение периодического медицинского осмотра водителей. Такие затраты относим на подстатью 226 КОСГУ. В эту категорию следует относить все виды работ и услуг, которые не включены в подстатьи 221-225, 227-229 КОСГУ.

Расходы на оплату медосмотра водителей отразите по подстатье 226 КОСГУ в увязке с кодом вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 10.2.6 порядка № 209н, порядок № 82н).

Учреждение заказывает проектно-сметную документацию по реконструкции здания. Анализируем операцию. Подготовка ПСД не является прямыми расходами на капитальное строительство или ремонт. Следовательно, услуги, работы для целей капитальных вложений относим на подстатью КОСГУ 228 в увязке с КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».

Бухгалтеры часто путаются в кодах КОСГУ при отражении расходов на приобретение основных фондов и материальных запасов. Прежде чем определить точную подстатью КОСГУ и КВР, необходимо понять, к какой группе нефинансовых активов относятся приобретенные объекты.

Как правильно определить кодификатор:

Если учреждение приобретает актив, который отвечает характеристикам ОС и используется как самостоятельный объект

Если учреждение закупает актив для замены, установки, монтажа, при условии, что актив не используется как самостоятельный объект и отвечает признакам МЗ

Отражайте расходы на подстатье 310 и КВР 244.

Отражайте расходы в подгруппе 340 по КВР 244 (либо по КВР 243, если расходы связаны с капитальными вложениями).

На подстатье 310 «Увеличение стоимости основных средств» отражайте расходы на строительство, приобретение (изготовление), реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) объектов основных средств и операции по их поступлению (принятию к учету).

Статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ детализирована подстатьями 341-347, 349 КОСГУ. По этим подстатьям отражайте расходы на приобретение (изготовление) объектов, признаваемых материальными запасами, и операции по их поступлению (принятию к учету).

Статья 344 «Увеличение стоимости строительных материалов».

Увязки КВР и КОСГУ на 2023 год в закупках

Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Остальные виды расходов КОСГУ по 209н найдете в единой таблице в начале статьи.

Бюджетные статьи расходов с расшифровкой

210 Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

Прочие работы, услуги

Услуги, работы для целей капитальных вложений

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости материальных запасов

Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

Прочие работы, услуги

Услуги, работы для целей капитальных вложений

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости материальных запасов

Поставка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в области геодезии и картографии в рамках государственного оборонного заказа

Оплата работ, услуг

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости нематериальных активов

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости материальных запасов

Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости материальных запасов

Фундаментальные исследования в интересах обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

Прочие работы, услуги

Увеличение стоимости нематериальных активов

Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

Прочие работы, услуги

Увеличение стоимости нематериальных активов

Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

Прочие работы, услуги

Увеличение стоимости нематериальных активов

Поставка продукции (работ, услуг) в целях обеспечения заданий государственного оборонного заказа

Оплата работ, услуг

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости материальных запасов

220 Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны

Обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

Прочие работы, услуги

Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов

Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа

Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме

Прочие работы, услуги

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

Увеличение стоимости продуктов питания

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

В части расходов по оплате кормов для животных

Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа

Прочие работы, услуги

Вещевое обеспечение в рамках государственного оборонного заказа

Прочие работы, услуги

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости мягкого инвентаря

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

230 Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва

Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва в рамках государственного оборонного заказа

Оплата работ, услуг

Поступление нефинансовых активов

Закупка товаров, работ, услуг в целях обеспечения формирования государственного материального резерва, резервов материальных ресурсов

Оплата работ, услуг

Поступление нефинансовых активов

240 Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Прочие работы, услуги

Увеличение стоимости нематериальных активов

Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Услуги, работы для целей капитальных вложений

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости нематериальных активов

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений

Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения

В части бланков строгой отчетности

Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Услуги, работы для целей капитальных вложений

Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

Иные выплаты текущего характера физическим лицам

Возмещения (компенсации), предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости капитального ремонта

Иные выплаты текущего характера организациям

В части платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений

Иные выплаты капитального характера организациям

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости строительных материалов

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений

Прочая закупка товаров, работ и услуг

Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме

В части отражения операций по приобретению молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда

Оплата работ, услуг

В том числе в части расходов по доставке (пересылке) пенсий, пособий и иных социальных выплат населению

Социальные компенсации персоналу в натуральной форме

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости нематериальных активов

Увеличение стоимости материальных запасов

Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов

Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа

Оплата работ, услуг

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости нематериальных активов

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Услуги, работы для целей капитальных вложений

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости нематериальных активов

Увеличение стоимости материальных запасов

Закупка энергетических ресурсов

223 Коммунальные услуги

В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, за теплоснабжение и оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется)

Ответственность за ошибки КВР и КОСГУ

За допущенные ошибки при определении кодификаторов предусмотрена административная ответственность.

Как избежать наказания: действия бухгалтера

Использованная увязка кодификатора КВР-КОСГУ не предусмотрена действующим законодательством

  • штраф на должностное лицо (20 000-50 000 рублей) или дисквалификация (1-3 года);
  • штраф на юридическое лицо — 5-25% от суммы средств, израсходованных не по целевому назначению

Если в госучреждении планируется сделка, которой нет в новом Приказе Минфина № 82н, подготовьте запрос в Министерство финансов с требованием дать пояснения. До получения официального разъяснения не рекомендуется использовать несуществующую увязку

Код ВР определен по неточному, то есть по предполагаемому описанию (предназначению) товара

Планирование и(или) осуществление закупок по кодам, которые не отвечают документальному описанию (предназначению) товаров, работ или услуг, не допускаются. Это нарушение требований БК РФ и 44-ФЗ. Прежде чем совершить сделку, ознакомьтесь с технической или иной документацией к приобретаемому товару либо уточните технические характеристики аналогичных позиций товаров

На группу кодификатора КВР 200 отнесены затраты, не связанные с осуществлением закупок

Нарушения часто связаны с подотчетными расходами работников госучреждений. Чтобы не допустить ошибок, необходимо точно разграничить цель затрат: закупки на нужды организации или иные виды издержек

Применен КВР, который не соответствует типу учреждения (казенное, автономное или бюджетное)

Перед проведением «проблемной» сделки перепроверьте себя. Сравните выбранный КВР с утвержденными кодами из Приказа Минфина № 82н

К какому КОСГУ относить тюль и портьеры?

Л.В. Сологубова,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению в бюджетных организациях

ВОПРОС

К какому КОСГУ относить тюль и портьеры?

Тюль и шторы — это 345 КОСГУ «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» в соответствии с приказом Минфина России от 29.11.2017 №209н.

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно п.99 приказа Минфина России от 01.12.2010 №157н учет таких активов ведется с использованием счета 10500 «Материальные запасы», группа «Мягкий инвентарь» (п.118).

Следует помнить, что на предметы мягкого инвентаря должна быть нанесена маркировка с указанием наименования учреждения, а при выдаче предметов в эксплуатацию – дополнительная маркировка с указанием года и месяца выдачи их со склада. Пропишите данный вопрос в учетной политике.

Тюль и шторы — это 345 КОСГУ «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» в соответствии с приказом Минфина России от 29.11.2017 №209н.

Решение об отнесении объектов к предметам мягкого инвентаря либо иному виду имущества принимается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов на этапе планирования закупок или по факту поступления объектов.

Можно, конечно, исходить из того, что шторы и тюль предполагается использовать в течение срока более 12 месяцев и не относятся к постельным принадлежностям, одежде и прочему мягкому инвентарю (п. 118 Инструкции № 157н), то расходы на их приобретение отражаются по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств». Если планируемый срок использования объектов менее 12 месяцев, то расходы на приобретение отражаются по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Еще раз подчеркиваю, что отнесение материальных ценностей к соответствующей группе (основные средства или материальные запасы) — компетенция учреждения (п. 34 Инструкции № 157н). Все свои нюансы пропишите в учетной политики.

Л.В. Сологубова,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению в бюджетных организациях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *