Какой государственный орган утверждает профессиональные стандарты
Перейти к содержимому

Какой государственный орган утверждает профессиональные стандарты

  • автор:

Какой государственный орган утверждает профессиональные стандарты

II. Разработка и утверждение профессиональных стандартов

6. Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.

7. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет собственных средств осуществляется разработчиками в инициативном порядке.

8. Сбор и анализ информации, необходимой для разработки проектов профессиональных стандартов, а также для актуализации утвержденных профессиональных стандартов, осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации перечнем профессиональных стандартов, сформированным с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее — Национальный совет), федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству.

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.10.2021 N 1843)

(см. текст в предыдущей редакции)

8(1). Разработка проектов профессиональных стандартов по высшим уровням квалификации работников и актуализация профессиональных стандартов по высшим уровням квалификации работников осуществляются с участием автономной некоммерческой организации «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» (далее — Агентство).

(п. 8(1) введен Постановлением Правительства РФ от 09.02.2018 N 136; в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2021 N 1408)

(см. текст в предыдущей редакции)

8(2). Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по предложениям Агентства и советов по профессиональным квалификациям по соответствующему виду профессиональной деятельности (при наличии) (далее — советы) утверждает перечень профессий, по которым Агентство участвует в разработке и актуализации профессиональных стандартов (далее — перечень профессий).

(п. 8(2) введен Постановлением Правительства РФ от 09.02.2018 N 136; в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2021 N 1408)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Проект профессионального стандарта подлежит обсуждению с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений), советов, Агентства в отношении профессий, включенных в перечень профессий, и других заинтересованных организаций.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.02.2018 N 136, от 25.08.2021 N 1408)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Для рассмотрения проекта профессионального стандарта разработчиком представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проект профессионального стандарта и следующие документы:

а) пояснительная записка к проекту профессионального стандарта;

б) сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;

в) информация о результатах предусмотренного пунктом 9 настоящих Правил обсуждения проекта профессионального стандарта.

(пп. «в» в ред. Постановления Правительства РФ от 09.02.2018 N 136)

(см. текст в предыдущей редакции)

10(1). Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации вправе привлекать федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в целях рассмотрения документов, указанных в подпунктах «а» — «в» пункта 10 настоящих Правил.

(п. 10(1) введен Постановлением Правительства РФ от 27.10.2021 N 1843)

11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отклоняет проект профессионального стандарта, если разработчиком представлен неполный комплект документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, а также если этот проект не соответствует методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2014 N 970)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта информирует разработчика об отклонении проекта профессионального стандарта или о принятии его к рассмотрению.

13. Проект профессионального стандарта размещается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на официальном сайте (www.regulation.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 10 календарных дней со дня его поступления для проведения общественного обсуждения. Информация о размещении проекта профессионального стандарта для проведения общественного обсуждения направляется координаторам сторон, представляющих общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также в государственные компании и государственные корпорации, образованные в соответствии с федеральными законами. Срок общественного обсуждения составляет 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта.

Одновременно проект профессионального стандарта направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, и в Агентство в отношении профессий, включенных в перечень профессий. По итогам рассмотрения указанный федеральный орган исполнительной власти и Агентство направляют в течение 15 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации замечания и предложения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.02.2018 N 136, от 25.08.2021 N 1408)

(см. текст в предыдущей редакции)

При наличии замечаний и предложений Агентства Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проводится согласительное совещание с участием представителей разработчика, Агентства, совета и профессиональных союзов (их объединений).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 09.02.2018 N 136; в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2021 N 1408)

(см. текст в предыдущей редакции)

Информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, и Агентством (при наличии) направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработчику в течение 7 календарных дней со дня поступления в Министерство такой информации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.02.2018 N 136, от 25.08.2021 N 1408)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 13 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2014 N 970)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Проект профессионального стандарта, информация и документы, предусмотренные пунктом 10 настоящих Правил, информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта, информация о результатах рассмотрения проекта профессионального стандарта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Агентством (при наличии) и результаты согласительного совещания, предусмотренного абзацем третьим пункта 13 настоящих Правил, направляются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Национальный совет для проведения экспертизы.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.02.2018 N 136, от 25.08.2021 N 1408)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании экспертного заключения Национального совета в течение 7 календарных дней со дня его получения принимает решение об утверждении проекта профессионального стандарта либо отклонении проекта профессионального стандарта и информирует разработчика о принятом решении.

(п. 15 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2014 N 970)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Утверждение профессионального стандарта осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании экспертного заключения Национального совета с рекомендациями о его одобрении.

(п. 16 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2014 N 970)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Сведения о профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которого осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в установленном им порядке.

(п. 17 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2014 N 970)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Внесение изменений в профессиональные стандарты осуществляется в порядке, предусмотренном для их разработки и утверждения.

(п. 18 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2014 N 970)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации профессиональные стандарты и внесенные в них изменения в течение 10 календарных дней со дня их официального опубликования размещаются на специализированном сайте Министерства (www.profstandart.rosmintrud.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для учета при разработке на их основе (в части профессиональных компетенций) образовательных программ высшего образования и примерных образовательных программ среднего профессионального образования.

(п. 19 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.10.2021 N 1843)

(см. текст в предыдущей редакции)

20 — 24. Утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 23.09.2014 N 970.

Постановление Правительства РФ от 10.04.2023 N 580 "О разработке и утверждении профессиональных стандартов" (вместе с "Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов")

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов.

2. Установить, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения Правил, утвержденных настоящим постановлением.

4. Реализация федеральными органами исполнительной власти полномочий, установленных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.

5. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 апреля 2023 г. N 580

ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов.

2. Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться работодателями и их объединениями, профессиональными сообществами, научными, образовательными, саморегулируемыми и иными некоммерческими организациями (далее — разработчики).

3. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:

а) осуществляет координацию разработки и актуализации проектов профессиональных стандартов;

б) утверждает перечень профессиональных стандартов, сбор и анализ информации для разработки и актуализации которых осуществляется за счет средств федерального бюджета с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее — Национальный совет);

в) организует размещение реестра профессиональных стандартов и информации о разрабатываемых и актуализируемых профессиональных стандартах на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (www.profstandart.rosmintrud.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее — специализированный сайт).

4. Советы по профессиональным квалификациям (далее — советы) ежегодно направляют в федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — институт) информацию об утвержденных ими планах по организации разработки и актуализации профессиональных стандартов.

5. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации вправе привлекать федеральные государственные учреждения, подведомственные Министерству, к следующим мероприятиям:

а) методическое обеспечение развития системы профессиональных стандартов;

б) консультационно-методическое сопровождение работ по разработке и актуализации профессиональных стандартов, включая сбор и анализ информации, необходимой для разработки и актуализации профессиональных стандартов;

в) информационно-методическое сопровождение информационных ресурсов по разработке и применению профессиональных стандартов.

6. Утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации профессиональные стандарты и внесенные в них изменения в течение 10 календарных дней со дня их официального опубликования размещаются на специализированном сайте для учета при разработке на их основе (в части профессиональных компетенций) образовательных программ высшего образования и примерных образовательных программ среднего профессионального образования.

II. Разработка и утверждение профессиональных стандартов

7. Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями по разработке и актуализации профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

8. Разработчик проекта профессионального стандарта на основании протокольного решения совета (решения института при отсутствии совета) об одобрении возможности разработки профессионального стандарта регистрирует уведомление о его разработке на специализированном сайте.

9. Разработка и актуализация профессиональных стандартов по высшим уровням квалификации работников осуществляются с участием автономной некоммерческой организации "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)" (далее — Агентство).

10. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по предложениям Агентства и совета по соответствующему виду профессиональной деятельности (при наличии) утверждает перечень профессий, в отношении которых Агентство участвует в разработке и актуализации профессиональных стандартов (далее — перечень профессий).

11. Проект профессионального стандарта подлежит обсуждению с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений), советов и других заинтересованных организаций, а также Агентства в отношении профессий, включенных в перечень профессий.

12. Для рассмотрения проекта профессионального стандарта разработчик представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сопроводительное письмо с приложением в электронном виде следующих документов:

а) проект профессионального стандарта и пояснительная записка к нему, включающая информацию о результатах обсуждения, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил;

б) выписка из протокольного решения совета (решения института при отсутствии совета), содержащего одобрение проекта профессионального стандарта.

13. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отклоняет проект профессионального стандарта, если разработчиком представлен неполный комплект документов, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил, а также если проект профессионального стандарта и пояснительная записка к нему не соответствуют макету профессионального стандарта и (или) методическим рекомендациям, указанным в пункте 7 настоящих Правил.

14. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 8 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта информирует разработчика о принятии к рассмотрению проекта профессионального стандарта либо о его отклонении.

15. При принятии проекта профессионального стандарта к рассмотрению Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 2 календарных дней размещает его на официальном сайте (www.regulation.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Информация о размещении проекта профессионального стандарта для проведения общественного обсуждения направляется координаторам сторон, представляющим общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также в государственные компании и государственные корпорации, образованные в соответствии с федеральными законами.

Одновременно Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет проект профессионального стандарта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности (далее — федеральный орган исполнительной власти), и Агентство (в отношении профессий, включенных в перечень профессий).

По итогам рассмотрения проекта профессионального стандарта федеральный орган исполнительной власти и Агентство в течение 15 календарных дней со дня поступления указанного проекта направляют в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информацию о согласовании проекта профессионального стандарта либо о замечаниях и предложениях к нему.

16. Информация о замечаниях и предложениях по результатам общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти и Агентством (при наличии) в течение 7 календарных дней со дня поступления в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации такой информации направляется Министерством разработчику. Копия письма направляется в совет, которым организована разработка или актуализация профессионального стандарта.

17. Разработчик в срок, не превышающий 15 календарных дней, представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проект профессионального стандарта, доработанный в соответствии с замечаниями и предложениями, указанными в пункте 16 настоящих Правил, и таблицу учета замечаний и предложений в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и актуализации профессионального стандарта.

18. При наличии неурегулированных разногласий по замечаниям и предложениям федерального органа исполнительной власти, профессиональных союзов (их объединений) работников и работодателей, а также Агентства Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проводит согласительное совещание с участием представителей разработчика, федерального органа исполнительной власти, Агентства, заинтересованных советов (института) и профессиональных союзов (их объединений) работников и работодателей.

19. Для проведения экспертизы и подготовки заключения на проект профессионального стандарта Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации представляет в Национальный совет:

а) проект профессионального стандарта с документами, предусмотренными пунктом 12 настоящих Правил;

б) информацию о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта, предусмотренную пунктом 15 настоящих Правил;

в) информацию о согласовании проекта профессионального стандарта федеральным органом исполнительной власти и Агентством (при наличии) либо об их замечаниях и предложениях к нему;

г) результаты согласительного совещания, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил.

20. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании экспертного заключения Национального совета в течение 7 календарных дней со дня его получения принимает решение об утверждении проекта профессионального стандарта либо отклонении проекта профессионального стандарта. В случае отклонения проекта профессионального стандарта Министерство информирует разработчика, совет, организовавший разработку или актуализацию профессионального стандарта, либо институт о принятом решении.

21. Сведения об утвержденном профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которого осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в установленном им порядке.

III. Актуализация профессиональных стандартов

22. Актуализация профессиональных стандартов осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации посредством изменения содержания профессионального стандарта в связи с изменением законодательства Российской Федерации, профессиональной деятельности и с учетом результатов практики применения профессионального стандарта и (или) посредством внесения технических изменений, включая изменение кодов, наименований групп занятий, областей профессиональной деятельности, направлений подготовки, в том числе в связи с изменением общероссийских классификаторов, а также посредством изменения уровней квалификации, уровней образования, опыта практической работы, редакционных изменений наименований обобщенных трудовых функций и (или) трудовых функций.

Изменение содержания профессионального стандарта осуществляется в порядке, предусмотренном для его разработки и утверждения.

Внесение технических изменений осуществляется без проведения процедур, предусмотренных пунктами 11 — 20 настоящих Правил, с учетом предложений совета, института или федерального органа исполнительной власти.

IV. Источники финансирования мероприятий по разработке,
утверждению и актуализации профессиональных стандартов

23. Разработка и актуализация проектов профессиональных стандартов может осуществляться за счет собственных средств разработчика.

Сбор и анализ информации, необходимой для разработки проектов профессиональных стандартов, а также для актуализации утвержденных профессиональных стандартов, осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации перечнем профессиональных стандартов, сформированным с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета, федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству.

Приложение
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 10 апреля 2023 г. N 580

ПЕРЕЧЕНЬ
УТРАТИВШИХ СИЛУ АКТОВ И ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ АКТОВ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. N 970 "О внесении изменений в Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 39, ст. 5266).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. N 406 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 21, ст. 3002).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2018 г. N 136 "О внесении изменений в Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 8, ст. 1210).

5. Пункт 13 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1439 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 50, ст. 7755).

6. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2021 г. N 1408 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 35, ст. 6317).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2021 г. N 1843 "О внесении изменений в Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 44, ст. 7442).

Профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Профессиональные стандарты разработаны и применяются согласно статье 195.2 и статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации.

В рамках внедрения профессиональных стандартов запланировано решение следующих задач:

  • Совершенствование системы повышения квалификации медицинских работников ОГБУЗ «МИАЦИО»
  • Формирование пакета типовых документов для работы в условиях применения профстандартов
  • Апробация методики оценки соответствия медицинских работников ОГБУЗ «МИАЦИО» уровню, утвержденному профессиональным стандартом
  • Анализ профессиональных затруднений медицинских работников ОГБУЗ «МИАЦИО» и определение возможности их преодоления
  • Повышение престижа медицинской профессии

Вопрос-ответ

  • статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), в соответствии с которой нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и постановлениям Правительства Российской Федерации;
  • статья 57 ТК РФ, предусматривающая, что, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определённым должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;
  • часть 1 статьи 195.3 ТК РФ, согласно которой профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями лишь в части требований к квалификации;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».
  • список не может быть единым для каждой организации, так как его наполнение зависит от кадрового состава, предусмотренного штатным расписанием, установление которого относится к компетенции образовательной организации;
  • в список включаются профессиональные стандарты, утвержденные для различных категорий персонала, а не только педагогических работников;
  • в список не включаются профессиональные стандарты, которые существуют ещё в виде проектов (в частности, проект профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)»;
  • в список не включается профессиональный стандарт, дата вступления в силу которого не наступила.
  • квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах;
  • квалификации кадрового состава организации (то есть уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работников).
  • Приказ Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. № 1245 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования — бакалавриата, направлений подготовки высшего образования — магистратуры, специальностей высшего образования — специалитета, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № 337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1136″.
  • Приказ Минобрнауки России от 5 июня 2014 г. № 632 «Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации oт 29 октября 2013 г. № 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 355».
  • Перечисленные объёмные документы размещены в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» и содержат таблицы соответствия (так называемые перечни соответствия новых и прежних перечней профессий, специальностей и направлений подготовки). Использование данных таблиц позволяет, к примеру, установить, соответствуют ли специальность или направление подготовки, указанные в дипломе об образовании работника, укрупнённым группам направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки».
  • коллективный договор (при необходимости изменения условий и порядка осуществления работодателем подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников);
  • локальный нормативный акт, определяющий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей;
  • дополнительные соглашения к трудовым договорам (в части закрепления обязанности работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определённых видов деятельности);
  • должностные инструкции конкретных работников, являющиеся приложением к трудовому договору (в части изменения требований к квалификации);
  • договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профессиональное образование (статья 197 ТК РФ).
  • разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС), утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н (с учётом изменений);
  • разделом «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования» ЕКС, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н.
  • положения профессиональных стандартов (за исключением требований к квалификации) не являются обязательными, остаются предметом острой профессиональной дискуссии, поскольку содержат неопределенности, необоснованно предоставляющие право работодателю по своему усмотрению применять любые трудовые функции к работникам с различными наименованиями должностей, рекомендуемыми в профессиональных стандартах, что может привести к нарушению прав работников.
  • в настоящее время прорабатывается вопрос о внесении изменений в ряд профессиональных стандартов, в том числе в целях существенной переработки их содержания (в частности, с учётом задачи сопряжения требований профессиональных стандартов с федеральными государственными образовательными стандартами, а также поручения Президента Российской Федерации о формировании национальной системы учительского роста.

Документы

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 года № 584

Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности

Какой государственный орган утверждает профессиональные стандарты

О разработке и утверждении профессиональных стандартов

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2023 г. № 580
МОСКВА
О разработке и утверждении профессиональных стандартов

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов.

2. Установить, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения Правил, утвержденных настоящим постановлением.

4. Реализация федеральными органами исполнительной власти полномочий, установленных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.

5. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 10 апреля 2023 г. № 580

ПРАВИЛА разработки и утверждения профессиональных стандартов
I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов.

2. Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться работодателями и их объединениями, профессиональными сообществами, научными, образовательными, саморегулируемыми и иными некоммерческими организациями (далее — разработчики) .

3. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:

а) осуществляет координацию разработки и актуализации проектов профессиональных стандартов;

б) утверждает перечень профессиональных стандартов, сбор и анализ информации для разработки и актуализации которых осуществляется за счет средств федерального бюджета с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее — Национальный совет) ;

в) организует размещение реестра профессиональных стандартов и информации о разрабатываемых и актуализируемых профессиональных стандартах на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (www.profstandart.rosmintrud.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — специализированный сайт) .

4. Советы по профессиональным квалификациям (далее — советы) ежегодно направляют в федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — институт) информацию об утвержденных ими планах по организации разработки и актуализации профессиональных стандартов.

5. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации вправе привлекать федеральные государственные учреждения, подведомственные Министерству, к следующим мероприятиям:

а) методическое обеспечение развития системы профессиональных стандартов;

б) консультационно-методическое сопровождение работ по разработке и актуализации профессиональных стандартов, включая сбор и анализ информации, необходимой для разработки и актуализации профессиональных стандартов;

в) информационно-методическое сопровождение информационных ресурсов по разработке и применению профессиональных стандартов.

6. Утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации профессиональные стандарты и внесенные в них изменения в течение 10 календарных дней со дня их официального опубликования размещаются на специализированном сайте для учета при разработке на их основе (в части профессиональных компетенций) образовательных программ высшего образования и примерных образовательных программ среднего профессионального образования.

II. Разработка и утверждение профессиональных стандартов

7. Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями по разработке и актуализации профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

8. Разработчик проекта профессионального стандарта на основании протокольного решения совета (решения института при отсутствии совета) об одобрении возможности разработки профессионального стандарта регистрирует уведомление о его разработке на специализированном сайте.

9. Разработка и актуализация профессиональных стандартов по высшим уровням квалификации работников осуществляются с участием автономной некоммерческой организации «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия) » (далее — Агентство) .

10. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по предложениям Агентства и совета по соответствующему виду профессиональной деятельности (при наличии) утверждает перечень профессий, в отношении которых Агентство участвует в разработке и актуализации профессиональных стандартов (далее — перечень профессий) .

11. Проект профессионального стандарта подлежит обсуждению с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) , советов и других заинтересованных организаций, а также Агентства в отношении профессий, включенных в перечень профессий.

12. Для рассмотрения проекта профессионального стандарта разработчик представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сопроводительное письмо с приложением в электронном виде следующих документов:

а) проект профессионального стандарта и пояснительная записка к нему, включающая информацию о результатах обсуждения, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил;

б) выписка из протокольного решения совета (решения института при отсутствии совета) , содержащего одобрение проекта профессионального стандарта.

13. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отклоняет проект профессионального стандарта, если разработчиком представлен неполный комплект документов, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил, а также если проект профессионального стандарта и пояснительная записка к нему не соответствуют макету профессионального стандарта и (или) методическим рекомендациям, указанным в пункте 7 настоящих Правил.

14. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 8 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта информирует разработчика о принятии к рассмотрению проекта профессионального стандарта либо о его отклонении.

15. При принятии проекта профессионального стандарта к рассмотрению Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 2 календарных дней размещает его на официальном сайте (www.regulation.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Информация о размещении проекта профессионального стандарта для проведения общественного обсуждения направляется координаторам сторон, представляющим общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также в государственные компании и государственные корпорации, образованные в соответствии с федеральными законами.

Одновременно Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет проект профессионального стандарта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности (далее — федеральный орган исполнительной власти) , и Агентство (в отношении профессий, включенных в перечень профессий) .

По итогам рассмотрения проекта профессионального стандарта федеральный орган исполнительной власти и Агентство в течение 15 календарных дней со дня поступления указанного проекта направляют в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информацию о согласовании проекта профессионального стандарта либо о замечаниях и предложениях к нему.

16. Информация о замечаниях и предложениях по результатам общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти и Агентством (при наличии) в течение 7 календарных дней со дня поступления в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации такой информации направляется Министерством разработчику. Копия письма направляется в совет, которым организована разработка или актуализация профессионального стандарта.

17. Разработчик в срок, не превышающий 15 календарных дней, представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проект профессионального стандарта, доработанный в соответствии с замечаниями и предложениями, указанными в пункте 16 настоящих Правил, и таблицу учета замечаний и предложений в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и актуализации профессионального стандарта.

18. При наличии неурегулированных разногласий по замечаниям и предложениям федерального органа исполнительной власти, профессиональных союзов (их объединений) работников и работодателей, а также Агентства Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проводит согласительное совещание с участием представителей разработчика, федерального органа исполнительной власти, Агентства, заинтересованных советов (института) и профессиональных союзов (их объединений) работников и работодателей.

19. Для проведения экспертизы и подготовки заключения на проект профессионального стандарта Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации представляет в Национальный совет:

а) проект профессионального стандарта с документами, предусмотренными пунктом 12 настоящих Правил;

б) информацию о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта, предусмотренную пунктом 15 настоящих Правил;

в) информацию о согласовании проекта профессионального стандарта федеральным органом исполнительной власти и Агентством (при наличии) либо об их замечаниях и предложениях к нему;

г) результаты согласительного совещания, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил.

20. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании экспертного заключения Национального совета в течение 7 календарных дней со дня его получения принимает решение об утверждении проекта профессионального стандарта либо отклонении проекта профессионального стандарта. В случае отклонения проекта профессионального стандарта Министерство информирует разработчика, совет, организовавший разработку или актуализацию профессионального стандарта, либо институт о принятом решении.

21. Сведения об утвержденном профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которого осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в установленном им порядке.

III. Актуализация профессиональных стандартов

22. Актуализация профессиональных стандартов осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации посредством изменения содержания профессионального стандарта в связи с изменением законодательства Российской Федерации, профессиональной деятельности и с учетом результатов практики применения профессионального стандарта и (или) посредством внесения технических изменений, включая изменение кодов, наименований групп занятий, областей профессиональной деятельности, направлений подготовки, в том числе в связи с изменением общероссийских классификаторов, а также посредством изменения уровней квалификации, уровней образования, опыта практической работы, редакционных изменений наименований обобщенных трудовых функций и (или) трудовых функций.

Изменение содержания профессионального стандарта осуществляется в порядке, предусмотренном для его разработки и утверждения.

Внесение технических изменений осуществляется без проведения процедур, предусмотренных пунктами 11 — 20 настоящих Правил, с учетом предложений совета, института или федерального органа исполнительной власти.

IV. Источники финансирования мероприятий по разработке, утверждению и актуализации профессиональных стандартов

23. Разработка и актуализация проектов профессиональных стандартов может осуществляться за счет собственных средств разработчика.

Сбор и анализ информации, необходимой для разработки проектов профессиональных стандартов, а также для актуализации утвержденных профессиональных стандартов, осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации перечнем профессиональных стандартов, сформированным с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета, федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству.

_____________

ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению Правительства Российской Федерацииот 10 апреля 2023 г. № 580

ПЕРЕЧЕНЬ утративших силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293) .

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. № 970 «О внесении изменений в Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 39, ст. 5266) .

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. № 406 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 21, ст. 3002) .

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2018 г. № 136 «О внесении изменений в Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 8, ст. 1210) .

5. Пункт 13 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1439 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 50, ст. 7755) .

6. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2021 г. № 1408 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 35, ст. 6317) .

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2021 г. № 1843 «О внесении изменений в Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 44, ст. 7442) .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *