Красный восьмиугольник: почему у знака STOP такая форма
Как известно, красный восьмиугольник с белой надписью STOP, он же знак приоритета 2.5, обязывает водителя остановиться у стоп-линии, а при ее отсутствии — у края пересечения проезжей части. Впервые о необходимости подобного знака еще в 1900-м году заговорил Уильям Фелпс Эно, богатый уроженец Новой Англии, который тем самым пытался справиться с хаосом на дорогах. В результате первый знак обязательной остановки был установлен в Детройте в 1915 году на пересечении улиц Касса и Клиффорда.
Чтобы не потеряться и всегда быть на связи, читайте нас в Яндекс.Дзене и не забывайте подписаться на нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках!
Идея понравилась далеко не всем. Один государственный советник сказал, что «ни один водитель не остановится на углу, если там не будет полицейского, который его остановит». Фотографий самого первого знака STOP не сохранилось, но есть снимок точно такого же знака, установленного в том же 1915 году в Детройте на пересечении улиц Вудворда и Джефферсона. Не очень-то он похож на нынешний восьмиугольник, правильно?
Какой формы знак остановки движение без остановки запрещено
Как известно, красный восьмиугольник с белой надписью STOP, он же знак приоритета 2.5, обязывает водителя остановиться у стоп-линии, а при её отсутствии — у края пересечения проезжей части. Впервые о необходимости подобного знака ещё в 1900-м году заговорил Уильям Фелпс Эно, богатый уроженец Новой Англии, который тем самым пытался справиться с хаосом на дорогах. В результате первый знак обязательной остановки был установлен в Детройте в 1915 году на пересечении улиц Касса и Клиффорда.
Идея понравилась далеко не всем. Один государственный советник сказал, что «ни один водитель не остановится на углу, если там не будет полицейского, который его остановит». Фотографий самого первого знака STOP не сохранилось, но есть снимок точно такого же знака, установленного в том же 1915 году в Детройте на пересечении улиц Вудворда и Джефферсона. Не очень-то он похож на нынешний восьмиугольник, правильно?
Дело в том, что в январе 1923 года Федеральное управление автомагистралей Министерства транспорта США провело совещание в Чикаго, где было решено внедрить более единообразные форматы дорожных знаков. Там знак STOP и получил восьмиугольную форму, которая, по мнению экспертов, должна была привлекать внимание водителя. А вот цвет ему назначили… жёлтый. Впрочем, в 1924 году на Национальной конференции по безопасности улиц и шоссе эксперты передумали и решили сделать его красным.
И это стало… проблемой! Потому что стойкой жёлтой краски, которая могла бы не выцветать и не смываться на протяжении многих лет, у американцев было полным-полно, а вот аналогичной красной краски ни у кого не было. Решение проблемы нашли в Калифорнии — инженеры придумали использовать для знаков STOP фарфоровую эмаль. С тех пор знак «Движение без остановки запрещено» закрепился в нормативных документах как красный восьмиугольник с белыми буквами высотой минимум в треть знака.
Знак “STOP” или “Движение без остановки запрещено”
Дорожный знак приоритета, предписывающий водителям совершить обязательную кратковременную остановку перед ним, прежде чем продолжать движение, уступив дорогу всем транспортным средствам и пешеходам. Впервые использован в США в 1915 году. Как правило, имеет восьмиугольную форму, реже — круглую, но во всех странах мира имеет преобладающий красный цвет в окраске. Фактически является более «строгим» вариантом знака Уступите дорогу.
История знака
Первый знак STOP появился в американском городе Детройт (штат Мичиган) в 1915 году. Он представлял собой чёрную надпись STOP в белом квадрате длиной 61 сантиметр (2 фута).
Постепенно он начал распространяться на дорогах США, и в 1922 году Американская ассоциация служащих государственных автодорог и транспорта стандартизировало этот дорожный знак. В 1935 году характеристики знака STOP были закреплены в документе Manual on Uniform Traffic Control Devices. С 1924 по 1954 год знак имел чёрную надпись на жёлтом фоне.
Еще в 1924 году на Национальной конференции по безопасности улиц и шоссе эксперты решили сделать его красным. И это стало… проблемой! Потому что стойкой жёлтой краски, которая могла бы не выцветать и не смываться на протяжении многих лет, у американцев было полным-полно, а вот аналогичной красной краски ни у кого не было. Решение проблемы нашли в Калифорнии — инженеры придумали использовать для знаков STOP фарфоровую эмаль. С тех пор знак «Движение без остановки запрещено» закрепился в нормативных документах как красный восьмиугольник с белыми буквами высотой минимум в треть знака.
В 1968 году Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах рекомендовала два типа знака STOP, один из них в четырёх вариациях. Первый тип — красный восьмиугольник с надписью STOP белого цвета по центру. Второй тип — красный круг, внутри которого расположен красный правильный треугольник вершиной вниз, внутри надпись STOP. Для второго типа допустимы вариации: фон — белый или жёлтый, надпись STOP — чёрная или тёмно-синяя. Конвенция ООН о дорожных знаках и сигналах добавила, что слово «СТОП» может быть написано не обязательно на английском языке, а возможно на официальном языке той страны, где знак расположен, либо на английском и местном языке совместно.
В СССР впервые знак STOP появился в 1973 году согласно вступившему в силу ГОСТу 10807–71 и стал 106-м по счёту дорожным символом в Правилах дорожного движения
Размеры и размещение
Венская конвенция предложила диаметр знака в 60, 90 или 120 сантиметров. В Великобритании и Новой Зеландии используются знаки STOP трёх размеров: 75, 90 и 120 сантиметров в зависимости от его местоположения и ограничения скорости на данном участке дороги. В США этот знак чаще всего имеет диаметр красного поля 75 сантиметров, плюс 2 сантиметра белая кайма и высоту букв в 25 сантиметров. Реже используются знаки большего или меньшего размера.
Знак STOP обычно размещается на перекрёстках повышенной опасности: в зоне плохо просматриваемых пересечений проезжих частей, перед железнодорожными переездами и карантинными постами, закрытыми и приграничными зонами.
Цвет и форма
Почему красный? На этот вопрос существует простой ответ. Согласитесь, что красный цвет выделяется из всех каким-то особенным образом? Так же красный свет имеет свойство не смешиваться с другими объектами на переднем плане. Самое интересное то, что красный цвет хорошо воспринимают на дороге даже те люди, которые имеют проблемы со зрением.
Благодаря интересным свойствам красного цвета восьмиугольный знак “Стоп” данного цвета виден издалека. Его может быть видно по прямой на расстоянии до 1-го км.
Красный цвет нашим мозгом на подсознательном уровне ассоциируется с цветом крови, что вызывает у нас чувство опасности.
А согласно проведенным исследованиям красный цвет влияет еще и на послушание человека.
Единственный среди всех дорожных знаков имеет восьмиугольную форму (в большинстве стран), что облегчает его идентификацию, даже если он нечитаем: например, закрашен вандалами, испачкан грязью, занесён снегом.
Дорожный знак СТОП – 2.5 «Движение без остановки запрещено»
Красный восьмиугольник со словом «STOP» известен всем, имеющим водительское удостоверение. Его требование очевидно и понятно – необходимо остановиться. Вроде бы, что может быть сложного – увидел знак, остановился, оценил ситуацию, определил момент безопасного продолжения движения, поехал.
Однако, как только доходит до практики, возникает масса нюансов: где именно необходимо остановиться, на какое время, при каких условиях – и, что немаловажно, взгляды на одни и те же нормы у водителей и сотрудников ГИБДД расходятся порой кардинально.
Что означает знак 2.5 с надписью «STOP»?
Знак СТОП – это определяющий приоритет дорожный знак, требующий обязательной остановки перед продолжением движения, если не существует отдельных аргументов, отменяющих это требование (например, сигнал светофора или регулировщика). В соответствии с ПДД РФ, знак СТОП именуется «Проезд без остановки запрещен».
Именно параметры остановки перед знаком и являются наиболее сложными в ситуации, т.к. зависят от сопутствующих обстоятельств. Далее мы подробно остановимся на различных случаях применения «STOP», а пока поясним, что знак может быть установлен:
- Без каких-либо сопровождающих требований.
- Со светофором.
- Вместе со знаком 6.16 , определяющим стоп-линию.
- Вместе с разметкой 1.12 , указывающей стоп-линию.
- С табличкой 8.13 , обозначающей главную дорогу и второстепенную на перекрестке.
От этого, а также от места установки, и будут зависеть места необходимой остановки, не соблюдения которых могут привести к штрафу. Это и будет являться основной темой данной статьи, однако сначала определимся с внешним видом знака 2.5.
Как выглядит знак «Движение без остановки запрещено»?
Внешний вид знака 2.5 определен ГОСТ Р 52290-2004. Это восьмиугольник преимущественно красного цвета с белой каймой и белой надписью «STOP» в центре.
Знак 2.5 — Движение без остановки запрещено
Впервые аналогичный знак в отечественных ПДД появился в 1973 году, и с тех пор кардинально не менялся. СТОП в России соответствует одной из установленных разновидностей знаков, утвержденных Венской конвенцией 1968 года, поэтому во многих странах мира аналогичный знак выглядит похоже, однако есть и серьезные исключения.
Пара слов об иностранных знаках
Данная статья о российских правилах, но немало россиян пользуется транспортными средствами и за рубежом. Мы не будем подробно рассказывать об отличиях в правилах дорожного движения, но для общего понимания картины предоставим несколько знаков СТОП, разительно отличающихся от привычного, некоторые из них даже на белом фоне:
Армения | ![]() |
Бангладеш | ![]() |
Израиль | ![]() |
Иран | ![]() |
Канада (франкоязычная часть) | ![]() |
Китай | ![]() |
Куба | ![]() |
Турция | ![]() |
Эфиопия | ![]() |
Где устанавливается знак «СТОП»? Зона действия
Знак 2.5 является устанавливающим приоритет и обозначает необходимость действия в конкретном месте. Поэтому формулировка «зона действия» к нему напрямую неприменимо. Но можно (и нужно) говорить о местах применения знака.
Из ПДД РФ и других нормативно-правовых актов вытекает, что «Проезд без остановки запрещен» может находиться:
- Перед перекрестком любого типа.
- В случае сложных развязок, внутри перекрестка, если там имеется место для остановки.
- Перед ЖД-переездом.
- Перед карантинным пунктом или иным особым местом.
Существуют и нормы расположения знака 2.5 , которые рассмотрим далее.
Правила установки знака по ГОСТу
Один из ГОСТов, связанных с данным знаком, уже упоминался выше. Однако он устанавливал параметры изготовления (размер / размеры, внешний вид, описание). Правила установки регулируются другим НПА — ГОСТ Р 52289-2019. Это достаточно сложный набор различных вариаций, связанных с условиями дороги, сопутствующими знаками и пр.
Мы предоставим выдержку из документа, касающуюся интересующей темы:
Условия расположения знака 2.5 | Расстояние до объекта |
---|---|
При наличии светофора над проезжей частью | За 10 – 20 метров до стоп-линии или пересечения проезжих частей |
Светофор расположен сбоку от проезжей частью | 3 – 5 метров до линии / пересечения дорог |
Светофор регулирует движение по выделенной полосе для общественного транспорта | 1 – 3 метра |
Перед пешеходным переходом | 1 метр до перехода |
На регулируемых (шлагбаум, светофор) железнодорожных переездах | 5 метров |
Нерегулируемые ЖД-переезды | 10 метров |
Где нужно останавливаться перед знаком «СТОП» и как проезжать?
Мы подошли к главному, но все вышеописанное имеет к правилам остановки непосредственное отношение. Определим, в зависимости от условий установки знака СТОП, место, остановка в котором не будет считаться нарушением.
Еще раз о приоритетах. Вспомним стандартную формулу первоочередности выполнения требований, в случае разногласий (от высшего приоритета к низшему): регулировщик – светофор – знак – разметка. То есть, к примеру, на перекрестке, при наличии разрешающего сигнала светофора, действие знака STOP может быть проигнорировано (можно проезжать без остановки), а при «мигающем желтом» или отсутствии светофора – обязано быть выполнено (при отсутствии регулировщика).
Перекресток
Взглянем на гипотетический перекресток, на котором могут быть:
- регулировщик или работающий светофор,
- знак 2.5 «Движение без остановки запрещено»,
- табличка 8.13 «Направление главной дороги»,
- знак 6.16 «Стоп-линия»,
- разметка стоп-линии 1.12 .
Теперь рассмотрим различные варианты их использования, и место требуемой остановки:
Ситуация при наличии знака 2.5 | Место остановки, приоритет движения |
---|---|
Регулировщик разрешает проезд | Остановка не требуется, несмотря на наличие или отсутствие знаков, табличек и разметки |
Регулировщика нет, но работает светофор, горит зеленый свет, разрешающий движение | |
Светофора нет / не работает, но имеется разметка 1.12 (стоп-линия) | Остановка обязательна до линии разметки. Дальнейшее движение в соответствии с приоритетами, установленными ПДД, в т.ч. табличкой 8.13 , указывающей на главную дорогу |
Нет светофора, нет разметки, но имеется знак 6.16 | Остановка обязательна до условной линии, образуемой местом установки знака 6.16 , проведенной от него через проезжую часть, перпендикулярно движению. Дальнейшее движение по ПДД, включая табличку 8.13 |
Нерегулируемый перекресток, отсутствует и разметка, и знак 6.16 , и табличка 8.13 | Остановка необходима, а произведена она должна быть перед границей проезжей части, пересекающей линию движения. Далее – по ПДД РФ. |
Несколько слов надо рассказать о пересечении стоп-линии. Мы уже подробно разбирались с ситуацией, когда говорили о красном свете светофора, но напомним и здесь: пересечением будет считаться не наезд колес на линию 1.12 или линию, образуемую табличкой 6.16 , а ее пересечение любым элементом кузова, выступающим вперед наиболее сильно (чаще всего, бампером). Особенно это принципиально при фиксировании нарушения камерой. Вот, к примеру, фото установленного камерой нарушения:
Фиксация на камеру пересечения условной стоп-линии
Как видите, разметка 1.12 отсутствует, и речь идет только об условной линии, обозначенной знаком 6.16 «Стоп-линия». Тем не менее, камера зафиксировала ошибку.
Переезд, карантинный пункт
В целом, параметры схожи. При знаке «Проезд без остановки запрещен»:
- При наличии регулировщика или светофора, действуют их сигналы.
- При наличии знака 6.16 – линию остановки, пересекать которую нельзя, устанавливает он.
- Стоп-линия, указанная разметкой 1.12 , не пересекается, при отсутствии других параметров.
Однако существует принципиальное отличие в ситуациях, когда нет ничего, дополняющего знак STOP. В соответствии с ПДД России (пункт, описывающий знак «Проезд без остановки запрещен») перед переездом или карантинным пунктом, где стоп-линия не обозначена, она устанавливается местом расположения самого знака СТОП.
Еще раз, в похожей ситуации на перекрестке линией будет являться граница проезжей части перпендикулярного потока. При переезде – сам знак СТОП.
Типичные ситуации
Рассмотрим сказанное еще раз, но уже на более конкретных примерах. Для лучшего понимания сделаем их в виде теста, с вариантами ответов, из которых лишь один является верным.
Какой из знаков требует обязательной остановки?
Как действовать в указанной на фото ситуации?
-
Остановиться, пропустить поезд и тут же проехать переезд
Где должна быть произведена остановка на данной схеме?
-
До знака «Проезд без остановки запрещен»
Где именно необходимо остановиться в указанных на схеме условиях?
-
Возле знака СТОП
Каковы действия водителя в данной ситуации при движении прямо?
-
Остановиться до стоп-линии
До какого из указанных мест необходимо остановиться?
Какой штраф за проезд под знак «СТОП»?
В Административном законодательстве России существует часть 2 статьи 12.12 КоАП РФ, устанавливающая штраф в 800 рублей за несоблюдение ПДД по остановке перед стоп-линией, обозначенной знаком или разметкой. Однако в статье прямо указано, что произойти это должно при запрещающем сигнале светофора или регулировщика.
Выше указано, что именно и при каких условиях будет считаться пересечением стоп-линии, и при красном свете или соответствующем указании регулировщика, применима ч.2 ст.12.12 КоАП.
Но что, если ни регулировщика, ни светофора нет, а знак СТОП присутствует? Тогда имеют значение обстоятельства:
- В самом простом случае укажут ч.1 ст.12.19 КоАП РФ – нарушение правил остановки: 500 рублей, а для МСК и СПб – 2500 рублей (ч.5).
- Если в результате машина выедет на пешеходный переход или остановку общественного транспорта – 1000 рублей, для МСК и СПб – 3000 рублей (ч.3 и 3.1 ст.12.19 КоАП, а по МСК и СПБ – ч.6).
- То же, но на трамвайные пути – 3000 рублей для столиц (ч.6 ст.12.19) и 1500 рублей для остальных регионов (ч.3.2 ст.12.19).
- Если создастся препятствие для движения других ТС или в тоннеле, то 2000 рублей или 3000 рублей для МСК и СПб (ч.4 и ч.6 ст.12.19).
Отдельно надо рассматривать случаи на переезде. В этой ситуации в лучшем случае применима ч.2 ст.12.10 КоАП (нарушение правил переезда), предполагающая штраф в 5000 рублей, но могут интерпретировать и первую часть (остановка на переезде), что может привести не только к пятитысячному штрафу, но и к лишению прав на срок от 3 до 6 месяцев, а при повторном подобном нарушении – на 1 год.
Какие еще знаки запрещают дальнейшее движение без остановки?
Существует много знаков, предполагающих возможность остановки в зависимости от обстоятельств, но только знак STOP однозначно такую остановку требует (если регулировщик / светофор не говорят иного).
Например, знак 2.4 «Уступи дорогу» предполагает остановку ТС для пропуска другого автотранспорта, однако при отсутствии машин, движение может быть продолжено. Под знак 2.5 «Проезд без остановки запрещен» остановиться придется и при отсутствии других машин.
Еще несколько вопросов и ответов, наиболее часто появляющихся у читателей, разберем подробно:
Знак СТОП – всего лишь один из многих, но очевидно, что нюансов его применения огромное количество, и каждый из них, при неверной интерпретации, может вылиться в штраф, а иногда и в более серьезное наказание.
Если для защиты своих прав вам требуется профессиональный адвокат по автомобильным делам, наши специалисты всегда готовы помочь. Для связи используйте телефонный номер, указанный на сайте, или отправьте электронное сообщение через специальную форму.