Как стать наблюдателем на выборах 2023
Перейти к содержимому

Как стать наблюдателем на выборах 2023

  • автор:

Стать наблюдателем на выборах — один из немногих легальных способов показать российской власти, что она все еще не абсолютна (хотя тоже рискованный) Инструкция «Медузы» к единому дню голосования 10 сентября

10 сентября 2023 года — единый день голосования в России. В 85 регионах пройдут выборы глав субъектов (включая мэра Москвы), депутатов законодательных органов, а также довыборы в Госдуму. К сожалению, в условиях развязанной против Украины войны, репрессий и цензуры трудно надеяться на то, что выборы повлияют на политику государства или отдельного региона. И все же право побыть наблюдателем на избирательном участке может стать своеобразной психотерапией, а в лучшем случае поможет предотвратить фальсификации (или хотя бы снизит их риск). При этом риски существуют и для самих наблюдателей — и достаточно серьезные. Рассказываем, как подготовиться к единому дню голосования и чего ожидать от силовиков, если вы решите бороться с фальсификациями на избирательном участке.

Для начала напомним базовые вещи — зачем вообще нужны наблюдатели

Наблюдатели следят за действиями членов избирательной комиссии, которые выдают избирателям бюллетени, ездят на надомное голосование с переносным ящиком, участвуют в погашении бюллетеней и подсчете голосов.

Члены избиркома делятся на две категории — с правом решающего голоса (ПРГ) и правом совещательного голоса.

Статус ПРГ присуждается человеку партией, зарегистрированной общественной организацией (у которой есть участники, руководящий орган и устав) или вышестоящей избирательной комиссией и имеет юридическую силу. Так, если на заседании УИК будут обсуждаться компетенции избиркома, поднимется вопрос о недобросовестном выполнении обязанностей членами комиссии и голоса разделятся пополам, мнение ПРГ, как следует из названия, может стать решающим — и действия ИК будет проверять вышестоящая комиссия.

Человек с правом совещательного голоса участвует только в обсуждениях (четкого перечня обязанностей у него нет), а сейчас этот статус и вовсе упразднили в окружных, территориальных и участковых комиссиях. Должность члена УИК с правом совещательного голоса сохраняется только на уровне ЦИК России и ИК субъектов РФ — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Существует много ситуаций, когда члены избирательной комиссии могут недобросовестно выполнять свою работу и пытаться фальсифицировать результаты. Для того чтобы этого не произошло, как раз и нужны наблюдатели. В идеальной ситуации они контролируют все, что происходит на участке, фиксируют нарушения и обращаются в суд, чтобы оспорить результаты выборов.

А теперь — сама инструкция. В первую очередь оцените все риски и решите, готовы ли вы к ним

Важно понимать, что власти сегодня могут преследовать россиян за занятие практически любой политической деятельностью. В середине августа по делу об организации деятельности «нежелательной» организации арестовали Григория Мельконьянца, сопредседателя движения «Голос» . Причем силовики пришли с обысками не только к Мельконьянцу, но и к 14 его коллегам в восьми регионах.

Вот что думает об аресте сам Мельконьянц:

Этим делом наверняка хотят запугать многих независимых наблюдателей, чтобы они либо отказались наблюдать, либо помалкивали о том, что видят на выборах, по принципу: о выборах либо хорошо, либо ничего. Такое время. Такая страна.

«Даже системные люди в шоке. Дальше могут пройтись и по ним» Арестован Григорий Мельконьянц. «Медуза» рассказывает историю одного из главных людей в российском движении наблюдателей (очень важном для оппозиции)

«Даже системные люди в шоке. Дальше могут пройтись и по ним» Арестован Григорий Мельконьянц. «Медуза» рассказывает историю одного из главных людей в российском движении наблюдателей (очень важном для оппозиции)

Риск, что полицейские придут и за рядовыми наблюдателями, действительно есть. Как объяснила «Медузе» А., специалист в области уголовно-процессуального права , есть несколько факторов, которые могут спровоцировать особый интерес силовиков:

  • личность самого наблюдателя — в частности, его участие в митингах и других политических проектах и акциях, а также связи с известными активистами;
  • сотрудничество с «Голосом» и другими «иноагентами» и «нежелательными организациями»;
  • «неудобные» случаи на участке — конфликты с членами УИК/ТИК, в том числе с привлечением полиции;
  • активность наблюдателя после выборов — обжалование результатов в суде, выступления в СМИ и другая огласка нарушений.

«Наказать» наблюдателей могут по-разному — от административного иска о защите чести и достоинства до объявления «иностранным агентом». Согласно последнему закону об «иностранных агентах», этот статус могут присвоить, если вы занимаетесь:

  • деятельностью, направленной на «получение определенного результата на выборах или референдуме»;
  • наблюдением за проведением выборов или референдума;
  • формированием избирательных комиссий.

«Иноагенту» при этом даже не обязательно получать «иностранное финансирование» — достаточно получать иностранную «поддержку» или находиться «под иностранным влиянием в иных формах». На практике «иностранным влиянием» могут счесть что угодно.

Поздравляем! С сегодняшнего дня вы — «иноагент». И должны сами сообщить об этом российским властям Простите, что?

По словам Н., социолога и адвоката российской правозащитной организации , обезопасить себя можно, если наблюдать за ходом дистанционного голосования — наблюдение в таком случае проводится в онлайн-формате. Наблюдателям предоставляют доступ к базе данных со списком избирателей. Но копировать и распространять эти данные запрещено. Фактически дистанционное наблюдение позволяет только проверять, сколько избирателей внесено в базу и сколько бюллетеней реально использовали, а потом сверить эти данные и потребовать акт. К сожалению, пользы от такого наблюдения практически нет.

Самыми защищенными от давления властей ожидаемо можно считать наблюдателей от «Единой России». Но обычно это «свои» наблюдатели, которые не вмешиваются в процесс голосования, закрывают глаза на фальсификации и в целом не создают неудобств для избиркома: не жалуются, не идут в суд и не требуют огласки. Опрошенные «Медузой» эксперты советуют не регистрироваться наблюдателем от «Единой России»: партия вряд ли поддержит вас, если вы обнаружите фальсификации и решите обратиться в суд или СМИ.

Это не значит, что от других партий вы гарантированно получите поддержку, — но все же шансы на это выше.

Если вы готовы рискнуть — выберите один из трех путей, чтобы зарегистрироваться

Согласно ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», стать наблюдателем может любой совершеннолетний дееспособный гражданин.

Однако есть исключения: такого права нет у заключенных, людей со статусом «иноагента», депутатов, чиновников, судей, прокуроров и членов избирательной комиссии с правом решающего голоса (ПРГ).

Сейчас по закону попасть на участки можно несколькими путями:

  • стать наблюдателем от кандидата или партии;
  • стать наблюдателем от Общественной палаты своего региона — это организация, которая избирается каждые три года и должна помогать гражданам взаимодействовать с властями, защищать свои права и интересы и контролировать исполнительную власть;
  • прийти в качестве журналиста.

Одна организация или объединение может назначить в каждую ИК не более трех наблюдателей. А один человек может быть наблюдателем только в одной ИК.

Чтобы стать наблюдателем от кандидата или партии, нужно выбрать тех, кого вы поддерживаете (вполне возможно, что в нынешних условиях придется выбрать наименее неприятных для вас политиков), и обратиться в их штаб. Перечень кандидатов, участвующих в выборах, можно посмотреть на сайте регионального избиркома. Вот, например, Ростовская область. А по этой ссылке можно ознакомиться с кандидатами на должность мэра Москвы. Чтобы стать наблюдателем, нужно зайти на сайт штаба партии (к примеру, в случае той же Ростовской области — Ростовского областного комитета КПРФ) и позвонить или написать по указанным там контактам.

Как отмечает аналитик «Голоса» Станислав Андрейчук, «у кандидатов и партий всегда не хватает людей, чтобы закрыть УИК, [поэтому] вам могут даже предложить какое-то денежное вознаграждение». Оплата за работу наблюдателем не нарушает российских законов.

Другой вариант — обратиться в Общественную палату (например, в Москве от имени организации действует специальный Корпус наблюдателей). Туда можно попасть двумя способами: лично или будучи членом любой зарегистрированной в Минюсте общественной организации. Организации могут быть разными: муниципальными образованиями, профессиональными или творческими союзами, объединениями работодателей или их ассоциациями, любыми другими НКО по защите интересов профессиональных и социальных групп.

Можно даже основать собственную организацию

Для этого нужно обратиться в Минюст (можно оставить заявку на «Госуслугах») и предоставить:

  • заявление;
  • устав объединения в трех экземплярах;
  • выписку о создании объединения, утверждении устава и формировании руководящих органов;
  • сведения об учредителях;
  • подтверждение уплаты госпошлины;
  • сведения об адресе, по которому можно связаться с объединением;
  • для международного, общероссийского или межрегионального объединения — протоколы учредительных съездов;
  • если в названии используется имя гражданина или защищенная законодательством РФ символика — документы, подтверждающие право на их использование.
  • Для организаций алгоритм такой: объединение подает в Общественную палату заявление о назначении наблюдателя в избирком, копию своего устава и сведения об организации, анкету кандидата, его согласие быть наблюдателем, согласие на обработку персональных данных и копию паспорта.
  • Можно обратиться в Общественную палату и лично. Для этого нужно предоставить заявление о согласии быть наблюдателем и согласие на обработку персональных данных, анкету и копию паспорта.

Списки наблюдателей — с указанием их ФИО, места жительства, наименования ИК и номера участка — кандидаты и организации направляют в территориальную избирательную комиссию (ТИК). Списки нужно подать не позднее чем за три дня до наступления первого дня голосования. Соответственно, будущему наблюдателю обязательно нужно успеть подать все документы до 7 сентября, а в идеале — сделать это заранее, хотя бы за неделю до выборов . После этого наблюдателя назначают либо отклоняют его заявку — если кандидат не подходит по требованиям (например, уже числится в избиркоме, избран депутатом или объявлен «иноагентом»).

Журналисты также могут присутствовать на выборах. При этом они не считаются наблюдателями и не имеют права знакомиться со списками избирателей, вмешиваться в процесс голосования и обжаловать действия избиркома. Однако аккредитованный ЦИК журналист может работать на любом участке страны — тогда как наблюдатель прикреплен к конкретному УИК.

Чтобы получить аккредитацию ЦИК, журналисту нужно заполнить заявку в электронном виде, предоставить скан заполненной заявки с подписью главного редактора и печатью СМИ и свою фотографию 3×4.

На участке журналисту нужно предоставить удостоверение, в котором указаны персональные данные, наименование юрлица, выпускающего СМИ, его название, сведения о госрегистрации, дата выдачи и срок действия, подпись главного редактора, печать юрлица и подпись представителя. А еще на всякий случай лучше взять с собой редакционное задание .

Изучите свои права и соберите все нужные вещи и документы

Назначенные наблюдатели получают от своей организации письменное направление, в котором указаны их полномочия. Стоит помнить, что оно действительно только при предъявлении паспорта.

Также рекомендуем взять с собой ручку, блокнот, бумагу, смартфон с камерой (или фотоаппарат, если с ним вам удобнее) и калькулятор. Поскольку наблюдателю придется находиться на участке целый день, рекомендуем взять с собой еду — паек, воду, чай и шоколадку.

Наблюдатели могут находиться на избирательном участке с момента открытия и до завершения подсчета голосов, а также присутствовать при надомном голосовании. Они вправе знакомиться с книгами и сведениями об избирателях, проверять отметки избирателей на бюллетенях, считать, сколько пришло избирателей и сколько выдали бюллетеней.

Еще наблюдателям можно следить за составлением протокола об итогах голосования. Обязательно нужно получить его заверенную копию — для того, чтобы обжаловать действия избирательной комиссии в суде.

Наконец, наблюдатели могут вести фото- или видеосъемку на избирательном участке — но перед этим нужно уведомить председателя, заместителя председателя или секретаря УИК (место проведения съемки определяют они). Можно устно сообщить о том, что вы собираетесь вести съемку, но лучше составить уведомление письменно в двух экземплярах, заверить, отдать председателю УИК и получить запись о приеме документа. Закон таких действий не требует, но в таком случае у комиссии не будет возможности обвинить наблюдателя в том, что он не предупреждал о съемке.

Запрещено снимать в местах заполнения бюллетеней (то есть в кабинках для голосования), а также нельзя фиксировать на фото или видео сами заполненные бюллетени до начала подсчета голосов. Избирателей можно снимать только с их согласия.

Также наблюдатель имеет право вести любые записи — что происходит, есть ли нарушения — и фиксировать действия и объявления председателя УИК.

Важно помнить, что наблюдатели не вправе выдавать избирательные бюллетени (это делают ПРГ), расписываться в получении бюллетеня или заполнять его вместо избирателя. Смотреть за тем, как голосует отдельный человек, как-либо комментировать его выбор или агитировать тоже нельзя. За нарушение этих требований УИК или прокурор могут подать административное исковое заявление об удалении наблюдателя из помещения для голосования.

Формально удалять наблюдателя может только суд. Но на практике бывают случаи, когда члены УИК вызывают полицию (например, обвиняя наблюдателя в хулиганстве), — и тогда силовики увозят наблюдателя до решения суда. Потом, как правило, его отпускают и он может даже вернуться на участок, но за время отсутствия может произойти все что угодно.

Чего опасаются власти перед грядущими выборами?

Будьте внимательны на участке

Наблюдатель должен занять место, которое утвердила УИК (его нужно уточнить у председателя на участке). С него должны быть хорошо видны места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования, ящики для голосования, а также комплексы обработки избирательных бюллетеней или электронные урны — в случае их использования.

До начала голосования нужно проверить наличие:

  • стенда с информацией о кандидатах и избирательных объединениях, образцами заполненных бюллетеней (они не должны содержать фамилии реальных кандидатов и наименования избирательных объединений, участвующих в выборах) и информацией об ответственности за нарушение законодательства о выборах;
  • специально оборудованных мест для тайного голосования;
  • незаполненной формы протокола об итогах голосования;
  • пустых стационарных и переносных ящиков для голосования.

В ходе голосования нужно следить за тем, чтобы бюллетени выдавали избирателям лично по паспорту гражданина РФ с проставлением подписи в списке избирателей, а голосование проводилось тайно (бюллетени должны заполняться избирателями в уединенной кабинке).

Голосование на дому тоже нужно контролировать. Его должны проводить либо не менее двух членов УИК, либо один член УИК в присутствии двух и более наблюдателей. К избирателю нужно прийти с реестром со сведениями об избирателе и обращении о надомном голосовании или его заверенной копией (в него вносятся паспортные данные и подпись о получении бюллетеня), пустыми бюллетенями, пронумерованным и опечатанным переносным ящиком для голосования и письменными принадлежностями.

Во время голосования бюллетени помещаются в стационарные ящики. После этого их перемещают в специальные сейф-пакеты. Проводят эту процедуру члены УИК — без подсчета бюллетеней и с сохранением тайны голосования. Как только бюллетени оказались в сейф-пакете — отдельном для каждого ящика, — их запечатывают с помощью индикаторной ленты и подписывают члены УИК (не менее двух). Затем составляют акт — его копию вправе получить наблюдатель.

Перемещение сейф-пакетов должно осуществляться в зоне видеонаблюдения. Наблюдатели также могут снимать процесс на фото или видео. Место хранения сейф-пакетов (отдельный сейф) должно находиться под круглосуточным видеонаблюдением (либо должна быть организована съемка с помощью видеорегистраторов). Присутствовать при этом могут члены УИК и наблюдатели, в том числе выезжавшие на надомное голосование, и другие люди, имеющие право присутствовать в помещении для голосования (например, журналисты).

Если на вашем участке были нарушения или фальсификации — сообщите об этом правозащитникам и попробуйте привлечь виновных к ответственности

Кому-то может показаться, что никакой пользы от наблюдателей нет — ведь им почти ничего нельзя, а за всем не уследишь. Но иногда для борьбы с фальсификациями достаточно самого наличия наблюдателей: людям может быть психологически трудно ставить галочки за избирателей или заниматься другими противоправными действиями, если на участке есть кто-то «чужой» и может наступить ответственность.

По закону она действительно может наступить:

  • Подделка избирательных документов карается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, принудительными работами или лишением свободы на срок до четырех лет.
  • За подделку подписей или бюллетеней предусмотрен штраф в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей, принудительные работы или лишение свободы на срок до трех лет.
  • За фальсификацию итогов голосования, незаконную выдачу и получение избирательных бюллетеней предусмотрен штраф в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей, принудительные работы или лишение свободы на срок до четырех лет.
  • Также в России существует административная ответственность за нарушение прав наблюдателей — то есть за лишение возможности наблюдать за выборами или своевременно получать информацию и копии избирательных документов. Правда, штрафы за это несущественные: 500–1000 рублей для обычных граждан и 1000–2000 рублей для должностных лиц. За выдачу наблюдателю копии протокола об итогах голосования с ложными данными предусмотрен штраф от 1500 до 2000 рублей.

У наблюдателей есть право обжаловать действия избирательной комиссии. Они могут обратиться к членам ИК, присутствующему на участке сотруднику полиции, в вышестоящие ИК или в суд.

Если наблюдатель обнаружил мелкое нарушение, которое не грозит ходу выборов, он может обратиться к председателю УИК. Если нарушение можно быстро устранить, о нем стоит сообщить устно — члены УИК в этом случае будут обязаны принять меры (что в реальности, конечно, происходит далеко не всегда).

Если же наблюдатель подозревает, что выборы пытаются фальсифицировать (кто-то вбросил бюллетень, неоправданно удалили избирателя, наблюдателя или члена комиссии с участка, запрещают фото- или видеосъемку), нужно писать жалобу — лучше всего в двух экземплярах. Примеры обращений можно посмотреть по ссылке. Эксперты рекомендуют приложить к жалобе свои записи, фото- или видеоматериалы, сделанные в день выборов, и сослаться на подходящий к ситуации закон (например, статью 142 УК РФ «Фальсификация избирательных документов, документов референдума, документов общероссийского голосования»).

Один экземпляр жалобы нужно отдать председателю, его заместителю или секретарю комиссии (и перед этим на всякий случай сфотографировать документ). Потребуйте поставить на втором экземпляре жалобы отметку о ее получении — с датой, временем, подписью и наименованием должности — и оставьте его себе. Если второго экземпляра нет, потребуйте соответствующую расписку.

Если заявление не принимают или отказываются поставить отметку о приеме на вашем экземпляре — это причина подать дополнительную жалобу.

Комиссия обязана рассмотреть жалобу и принять решение немедленно, в день голосования и в присутствии заявителя. Если нарушения требуют дополнительной проверки, решение должно быть вынесено в течение 10 дней. Решение принимается на заседании комиссии, с извещением всех ее членов, в том числе тех, у кого есть право совещательного голоса. Несоблюдение этого правила тоже можно обжаловать.

Если УИК отказывается принимать жалобу, не рассматривает ее или еще каким-либо образом нарушает закон, можно обратиться в ТИК или в суд (это могут быть верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов).

Также стоит позвонить в штаб кандидата, партии или организации, которая назначила вас наблюдателем, и оповестить их о нарушении. Если организация заинтересована в честном исходе выборов — она может помочь вам составить жалобы и исковые заявления.

Еще можно обратиться в такие организации, как «Голос», «Гражданин наблюдатель» (всероссийская горячая линия 8-800-555-61-46), Общественный штаб по наблюдению за выборами, Ситуационный центр Общественной палаты. Они предоставляют обучающие материалы для наблюдателей, сведения об УИК и ИК, бланки жалоб и заявлений, публикуют инструкции и памятки, а также консультируют по правовым вопросам.

Кроме того, горячие линии есть у партий:

  • «Яблоко» — 8-800-333-88-18
  • КПРФ — 8-495-692-87-42
  • ЛДПР — 8-800-200-33-33
  • «Новые люди» — 8-800-550-10-39

А еще можно воспользоваться горячей линией ЦИК — 8-800-200-00-20 — или позвонить по номеру телефона избиркома вашего региона. Найти его можно на сайте ИК (выбрать нужную можно в поиске внизу страницы).

Как стать наблюдателем на выборах 2023

Статья 33. Наблюдатели

1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, или его доверенным лицом, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии и территориальные избирательные комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, назначившие наблюдателей в окружные избирательные комиссии не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в окружную избирательную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 15.02.2016 N 29-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию, территориальную избирательную комиссию и окружную избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ст. 33 (в ред. ФЗ от 29.05.2023 N 184-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 29.05.2023.

5. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, субъект общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию, территориальную избирательную комиссию и окружную избирательную комиссию (за исключением случая возложения полномочий окружной избирательной комиссии на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации) не более трех наблюдателей (в случае принятия решения, предусмотренного частью 1 статьи 80.1 настоящего Федерального закона, о голосовании в течение нескольких дней — из расчета не более трех наблюдателей на каждый день голосования), которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования, помещении, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протоколов территориальной избирательной комиссии, окружной избирательной комиссии об итогах голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ, от 29.05.2023 N 184-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;

(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;

7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

8) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия — к лицу, его замещающему;

9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;

12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

7. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;

4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;

Оплата работы наблюдателем на выборах 2023: условия и возможности заработка

Выборы — это важное событие в жизни любого государства, и качество их проведения непосредственно зависит от активного участия граждан. Одним из способов внести свой вклад в процесс голосования является работа наблюдателем. Но какие условия и возможности существуют для заработка в качестве наблюдателя на выборах в 2023 году?

Прежде всего, стоит отметить, что наблюдатель — это лицо, активно следящее за ходом выборов, соблюдающее правила и процедуры и докладывающее обо всех недочетах и нарушениях. Такая работа требует от человека ответственности, внимательности и честности. Поэтому оплата работы наблюдателя осуществляется в соответствии с его ролью и вкладом в обеспечение честных и прозрачных выборов.

Определить точную сумму оплаты работы наблюдателя на выборах 2023 года невозможно, так как она может зависеть от ряда факторов, включая регион, в котором проводятся выборы, и роль, которую выполняет наблюдатель. Однако, можно ожидать, что оплата будет поощряться и подразумевать компенсацию затрат на подготовку, присутствие на учебных программах и временную непосредственную работу в день выборов.

Важно отметить, что работа наблюдателем на выборах 2023 года открывает возможности не только для заработка, но и для приобретения ценного опыта и знаний. Участие в таком важном процессе помогает лучше понять принципы демократии и влияние гражданского общества на формирование политической системы страны.

Таким образом, работа наблюдателем на выборах 2023 года это не только способ заработка, но и возможность активного участия в жизни общества, обеспечение законности и прозрачности выборов. Плюс к тому, наблюдение за процессом голосования может стать интересным и полезным опытом для тех, кто интересуется политикой и хочет лучше понять ее механизмы.

Возможности заработка наблюдателем на выборах 2023

Наблюдение за выборами 2023 года предоставляет возможность заработка для тех, кто желает принять активное участие в политическом процессе и обеспечить прозрачность голосования. Работа наблюдателем на выборах предполагает оплату, которая зависит от нескольких факторов:

Фактор Влияние
Регион Оплата может различаться в зависимости от региона проведения выборов. В некоторых мегаполисах оплата может быть выше из-за более высокой стоимости жизни и большего количества избирательных участков.
Тип наблюдателя Оплата может различаться в зависимости от статуса наблюдателя. Например, наблюдателям с ограничением права голоса может быть предложена меньшая оплата по сравнению с наблюдателями, имеющими полные права.
Обязанности Оплата может зависеть от объема и сложности выполняемых обязанностей. Подробное наблюдение на избирательных участках может предусматривать дополнительную оплату.
Время работы Оплата может зависеть от длительности времени, которое вы готовы уделить наблюдению. Чем больше времени вы готовы провести на выборах, тем больше возможностей заработка.

Важно отметить, что оплата за работу наблюдателем на выборах может различаться в зависимости от организации, которая занимается подбором и обучением наблюдателей. Поэтому перед тем, как приступать к работе, рекомендуется ознакомиться с условиями оплаты и выбрать наиболее подходящую организацию.

Работа наблюдателем на выборах 2023 года не только предоставляет возможность заработка, но и является важным вкладом в развитие демократических процессов в стране. Участие в наблюдении выборов помогает обеспечить прозрачность и законность голосования, а также поддерживает веру граждан в справедливость и честность выборов.

Роль наблюдателя на выборах: ответственность и возможности

Наблюдатель на выборах играет важную роль в обеспечении честности и прозрачности избирательного процесса.

Он следит за соблюдением порядка на избирательных участках, проверяет правильность оформления избирательных бюллетеней и законность действий участковых комиссий.

Ответственность наблюдателя заключается в следующем:

  • Документирование всех наблюдаемых нарушений и проявлений коррупции;
  • Предоставление свидетельских показаний в случае обнаружения серьезных нарушений;
  • Содействие в защите избирательных прав граждан и выявлении противоправных действий;
  • Сообщение обо всех наблюдаемых нарушениях участковым и вышестоящим избирательным комиссиям, а также общественным организациям;
  • Участие в работе избирательных комиссий на предоставленных гражданам возможностях.

Необходимо отметить, что наблюдатель на выборах не имеет права интерферировать в ход голосования и не может заменять членов избирательных комиссий.

Возможности для наблюдателей на выборах:

  • Ознакомление с документами и участие в работе участковой избирательной комиссии;
  • Наблюдение за подготовкой и проведением голосования;
  • Проверка правильности оформления избирательных бюллетеней;
  • Наблюдение за подсчетом голосов и установлением результатов голосования;
  • Участие в работе органов власти и общественных организаций по предоставлению помощи участковым комиссиям и агитации на выборах.

Позитивный вклад наблюдателей на выборах помогает создать условия для проведения честных, свободных и справедливых выборов, а также защищает избирательные права граждан.

Требования к наблюдателям на выборах 2023

Для участия в наблюдении за выборами 2023 года есть ряд требований, которые необходимо соблюдать:

Правовой статус и гражданство: Наблюдателем может стать гражданин России, достигший 18 лет. Также в области наблюдения приветствуется прошлый опыт участия в выборах или образовательное учреждение.

Регистрация: Для участия в качестве наблюдателя необходимо зарегистрироваться в соответствующем избирательном участке, предоставить паспортные данные и заполнить специальную форму. При этом требуется соблюдать сроки, установленные избирательной комиссией.

Независимость: Наблюдатели должны обладать независимостью и не быть членами политических партий или кандидатов. Также они не могут быть связаны с избирательной комиссией или кандидатами на выборах.

Этические принципы: Наблюдатели должны соблюдать высокую этическую культуру поведения, быть объективными и не вмешиваться в избирательный процесс. Они обязаны соблюдать весьма строгие правила поведения и конфиденциальности.

Права и обязанности: Наблюдатели имеют право на свободу передвижения по избирательным участкам, доступ к информации, а также на фото- и видеосъемку в определенных рамках. Однако, они также обязаны выполнять указания избирательной комиссии и соблюдать законы и правила выборов.

Соблюдая эти основные требования, наблюдатели смогут активно участвовать в выборном процессе и вносить вклад в обеспечение его прозрачности и справедливости.

Работа наблюдателя на выборах: основные положения

Обязанности наблюдателя:

  • Наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов;
  • Защита прав избирателей;
  • Проверка соблюдения избирательных процедур;
  • Создание акта о нарушении избирательного законодательства, если таковое имело место.

Права наблюдателя:

  • Свободный доступ на территорию избирательного участка;
  • Наблюдение за деятельностью членов участковой избирательной комиссии;
  • Участие в проверке голосов;
  • Получение копии протокола голосования и других документов;
  • Размещение замечаний и предложений в акте о работе избирательной комиссии;
  • Обжалование нарушений и предоставление свидетельств в суд.

За работу наблюдателя на выборах предусматривается оплата. Сумму оплаты и условия заработка наблюдателя определяются избирательной комиссией. Вознаграждение может выплачиваться почасово или за выполнение конкретных задач. Важно отметить, что наблюдатель не может быть членом избирательной комиссии и не может замещать служебную должность в политической партии или общественной организации.

Работа наблюдателя на выборах – это ответственное задание, требующее внимательности, точности и обязательного соблюдения законодательства. Наблюдатель играет важную роль в обеспечении честных и прозрачных выборов, способствуя укреплению демократии в стране.

Подготовка к работе наблюдателем на выборах

Работа наблюдателем на выборах требует тщательной подготовки и знания основных правил и процедур. В этом разделе мы расскажем о том, как правильно подготовиться к работе наблюдателем и быть готовым к любым ситуациям.

1. Изучите законодательство и избирательное право

Первым шагом в подготовке к работе наблюдателем на выборах является ознакомление с законами и правилами, регулирующими избирательный процесс. Изучите Основной закон Российской Федерации, Закон о выборах, законодательство вашего региона и другие соответствующие нормативные акты.

2. Пройдите обучение и подготовку

Для успешной работы наблюдателем рекомендуется пройти специальное обучение, предлагаемое избирательной комиссией или другими организациями. В ходе обучения вы узнаете о своих правах и обязанностях, о том, какие документы и снаряжение необходимы, а также получите практические навыки.

3. Зарегистрируйтесь в качестве наблюдателя

Для участия в качестве наблюдателя на выборах необходимо зарегистрироваться. Обратитесь в избирательную комиссию вашего региона или к другим организациям, занимающимся наблюдением, для получения всех необходимых документов и инструкций по регистрации.

4. Подготовьте необходимые документы и снаряжение

Перед началом работы убедитесь, что у вас есть все необходимые документы и снаряжение. Прежде всего, возьмите с собой удостоверение личности, документы, подтверждающие ваше право на наблюдение, и копии всех необходимых документов. Также не забудьте организовать себе питание и необходимую одежду для работы на выборах.

5. Будьте готовы к любым ситуациям

Работа наблюдателем на выборах может столкнуть вас с различными ситуациями. Будьте готовы к возможным нарушениям, конфликтам и обращайте внимание на все происходящее вокруг вас. В случае обнаружения нарушений следует собирать доказательства и вести записи о происходящем.

6. Обратитесь за помощью при необходимости

В случае возникновения проблем или требующих срочного решения ситуаций не стесняйтесь обращаться за помощью. Свяжитесь с избирательной комиссией, другими наблюдателями или организациями, занимающимися наблюдением, чтобы получить необходимую поддержку и консультацию.

Правильная подготовка к работе наблюдателем на выборах поможет вам эффективно выполнять свои обязанности и оказывать важную помощь в соблюдении законности и прозрачности избирательного процесса.

Процесс регистрации наблюдателя на выборах

Чтобы принять участие в наблюдении на выборах, необходимо пройти процесс регистрации. Это важный шаг, который позволит получить статус официального наблюдателя и получить возможность заработка.

Для регистрации вам понадобятся следующие документы и информация:

1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
2. Адрес регистрации по месту жительства.
3. Контактная информация (номер телефона, адрес электронной почты).
4. Согласие на обработку персональных данных.

После подготовки всех необходимых документов и информации, можно приступать к самому процессу регистрации. Обычно он проходит в следующем порядке:

  1. Обращение в избирательную комиссию вашего района или города, где вы желаете наблюдать.
  2. Предъявление документов и заполнение заявления на регистрацию. Заявление обычно выдается в избирательной комиссии или доступно для скачивания на её сайте.
  3. Получение удостоверения наблюдателя. Это документ, подтверждающий ваш статус и позволяющий вам свободно передвигаться по избирательным участкам во время голосования.

Важно отметить, что на выборах могут действовать различные ограничения и требования, в зависимости от избирательной комиссии и региона. Поэтому перед регистрацией стоит ознакомиться с требованиями конкретного региона и получить всю необходимую информацию от организаторов выборов.

После прохождения процесса регистрации вы будете готовы приступить к наблюдению на выборах и получить возможность заработка за свою работу.

Объекты наблюдения и зоны проведения выборов

Кроме того, в рамках выборов будут созданы специальные выборные округа и избирательные участки, распределенные по территории страны. Наблюдатели также будут работать в этих зонах для контроля соблюдения законодательства и предотвращения возможных нарушений избирательных процедур.

Зонирование выборов позволяет эффективно организовать работу наблюдателей и обеспечить полный контроль за каждым этапом избирательного процесса. Каждому наблюдателю будет приписана определенная зона или избирательный участок, где он следит за правильностью и справедливостью выборов.

Таким образом, объектами наблюдения на выборах 2023 года являются избирательные участки, выборные округа и всё, что связано с процедурами голосования, учета и пересчета голосов. Наблюдатели будут активно контролировать работу избирательных комиссий, предотвращать фальсификацию результатов и обеспечивать соблюдение избирательных прав граждан.

Обязанности наблюдателя на выборах

Наблюдатель на выборах выполняет ряд важных обязанностей, направленных на обеспечение прозрачности и законности проведения выборов. Вот основные обязанности, которые возлагаются на наблюдателей:

1. Наблюдение за процессом подготовки и проведения выборов. Наблюдатели следят за тем, чтобы избирательные участки были правильно организованы, голоса избирателей учитывались, а все избирательные процедуры соблюдались в соответствии с законодательством.

2. Регистрация на избирательном участке. Прежде чем начать свою работу, наблюдатель должен зарегистрироваться на избирательном участке и получить удостоверение наблюдателя. Только зарегистрированный наблюдатель имеет право находиться на избирательном участке и следить за ходом голосования.

3. Ведение наблюдательного журнала. Наблюдатели обязаны фиксировать все нарушения и противоправные действия, которые они замечают на избирательном участке. Для этого они ведут специальный наблюдательный журнал, куда записывают все выявленные нарушения.

4. Осуществление контроля за соблюдением избирательного процесса. Наблюдатели следят за тем, чтобы все избирательные процедуры соблюдались в соответствии с законом. Если они обнаруживают нарушения, они имеют право обратиться в избирательную комиссию или в суд с ходатайством о принятии мер.

5. Подача жалоб и апелляций. Если наблюдатель замечает нарушения, он имеет право подать жалобу в избирательную комиссию или в суд. Он также может обжаловать решения избирательной комиссии или прокурора в случае их неправомерности.

Важно отметить, что наблюдатели на выборах имеют право на свободу совести и объективное восприятие. Их обязанностью является сообщение о всех нарушениях и противоправных действиях, которые они замечают. Наблюдатели не имеют права вмешиваться в работу избирательных комиссий или иных органов государственной власти, а также в поведение избирателей. Их основная задача — обеспечение честности и прозрачности избирательного процесса.

Условия оплаты работы наблюдателя на выборах

Оплата работы наблюдателя на выборах 2023 предусматривает следующие условия:

Условие Описание
Компенсация расходов Наблюдателям предоставляется возможность компенсировать расходы, связанные с участием в работе на выборах. Это может включать расходы на проезд, проживание, питание, а также приобретение необходимого оборудования и материалов.
Оплата за время В случае работы наблюдателем на полный рабочий день, предусматривается оплата за проведение наблюдения в течение всего рабочего дня. Размер оплаты устанавливается организацией, привлекающей наблюдателей.
Дополнительные вознаграждения За выполнение определенных функций или дополнительные услуги, которые могут быть связаны с работой наблюдателя на выборах, предусматривается дополнительное вознаграждение или бонусы.
Условия оплаты Условия оплаты работы наблюдателя на выборах могут различаться в зависимости от организации, привлекающей наблюдателей. Обычно оплата производится после выполнения работ и предоставления отчета о проведенном наблюдении.

Все условия оплаты должны быть урегулированы договором или соглашением между наблюдателем и организацией, которая нанимает его на выборы.

Типы вознаграждений наблюдателей

Наблюдатели на выборах могут рассчитывать на различные типы вознаграждений за свою работу:

  1. Финансовое вознаграждение. Наблюдатели, принимающие участие в выборах, обычно получают оплату за свою работу. Сумма вознаграждения может варьироваться в зависимости от региона и типа выборов. Обычно она составляет фиксированную сумму за определенное количество часов работы. Точные условия оплаты обычно устанавливаются в предварительных соглашениях.
  2. Компенсация расходов. Некоторые наблюдатели могут получать компенсацию за понесенные ими расходы во время работы на выборах. Это может включать оплату за проезд, проживание, питание и другие необходимые расходы. Условия компенсации обычно также определяются в предварительных соглашениях.
  3. Бонусы и премии. В некоторых случаях наблюдатели могут быть вознаграждены бонусами или премиями за выполнение своих обязанностей на высоком уровне. Такие вознаграждения могут быть установлены для стимулирования наблюдателей к более активной работе и обеспечению качественного контроля выборов.
  4. Доступ к дополнительным возможностям. В качестве вознаграждения наблюдатели могут получать доступ к дополнительным возможностям, которые могут быть полезными для их профессионального роста или развития. Это может включать участие в тренингах, конференциях, семинарах и других мероприятиях, связанных с электоральным процессом.

Итоговая сумма вознаграждения для каждого наблюдателя может быть разной в зависимости от различных факторов, включая уровень опыта, продолжительность работы и сложность задачи. Поэтому важно обсуждать условия вознаграждения заранее и уточнять все детали, чтобы избежать недоразумений и конфликтов.

Подача документов о выполненной работе

После окончания работы наблюдателя на выборах 2023 необходимо предоставить документы, подтверждающие выполненную работу.

В первую очередь, необходимо заполнить специальную форму, которую можно получить в избирательной комиссии или скачать с их официального сайта. Форма должна быть заполнена четко и полностью, указав все необходимые данные о наблюдателе и проведенной работе.

Помимо заполнения формы, нужно приложить все собранные материалы, которые подтверждают присутствие наблюдателя на выборах и выполнение его задач. Это могут быть фотографии, видеозаписи, свидетельства других наблюдателей или протоколы совещаний.

Важно также сохранить копии всех собранных материалов и документов, так как они могут потребоваться в случае проверки или анализа деятельности наблюдателей.

Документы о выполненной работе нужно будет сдать в избирательную комиссию в установленный срок. Если наблюдатель работал по заказу партии или другой организации, то чаще всего эти документы сдаются представителю этой организации, а он уже передает их в избирательную комиссию.

В случае, если наблюдатель самостоятельно работал и не имеет приписки к какой-либо организации, то он должен самостоятельно подать документы в избирательную комиссию. Для этого необходимо узнать место и время приема документов у избирательной комиссии вашего региона.

Подача документов о выполненной работе – важный этап, поскольку именно на основе этих документов происходит расчет заработной платы наблюдателю. В случае возникновения споров или недоверия к предоставленным документам, могут быть проведены дополнительные проверки.

Сроки оплаты работы наблюдателя на выборах

Оплата работы наблюдателя на выборах предусматривается в соответствии с установленными правилами и процедурами. Сроки оплаты зависят от организации, проводящей выборы, и могут варьироваться.

Обычно, после завершения выборов и окончания работы наблюдателя, выплата его вознаграждения производится в течение определенного периода времени. Важно отметить, что сроки оплаты могут быть различными для разных регионов и организаций.

Организаторы выборов обычно предоставляют наблюдателям информацию о сроках оплаты в рамках инструкций или договора на наблюдение. Наблюдатели должны следовать указаниям и согласованным условиям, чтобы получить свою оплату вовремя.

В случае задержки выплаты вознаграждения, наблюдатели имеют право обратиться к организаторам выборов или соответствующим инстанциям для разрешения данного вопроса.

Другие блага и привилегии для наблюдателей

Наблюдатели на выборах 2023 года не только получают оплату за свою работу, но и имеют право на другие блага и привилегии.

Во-первых, наблюдателям предоставляется бесплатная питание и размещение на время проведения выборов. Это позволяет избежать дополнительных затрат на проживание и питание, особенно в случае, если выборы проводятся в другом городе или регионе.

Также наблюдатели получают возможность свободного доступа на избирательные участки и возможность наблюдать за всеми этапами выборов – от открытия участка до подсчета голосов и составления протоколов. Это помогает гарантировать прозрачность и честность выборов и дает наблюдателям возможность непосредственно участвовать в этом важном процессе.

Кроме того, наблюдатели имеют право получать информацию о ходе выборов и предоставлять рекомендации по их улучшению. Их мнение учитывается при разработке новых законодательных и нормативных актов, регулирующих проведение выборов, что позволяет улучшить систему выборов и обеспечить более демократические и справедливые результаты.

В целом, наблюдательская деятельность на выборах 2023 года не только является источником заработка, но и открывает дополнительные возможности для участия в процессе выборов, повышения своих знаний и опыта и влияния на улучшение избирательной системы в стране.

Расчетная стоимость работы наблюдателя на выборах

Оплата работы наблюдателя на выборах 2023 происходит согласно установленным нормам и стандартам. Расчетная стоимость работы наблюдателя зависит от нескольких факторов, таких как:

  • количество смен наблюдения;
  • длительность каждой смены;
  • сложность задачи, связанной с конкретным районом или избирательным участком;
  • регион, в котором проводятся выборы;
  • профессиональный опыт и квалификация наблюдателя.

Стоимость работы наблюдателя обычно фиксируется в трудовом договоре или соглашении. В ряде случаев, оплата может быть предоставлена в виде фиксированной ставки за каждую смену наблюдения. Кроме того, наблюдатели могут получать дополнительные выплаты за выполнение дополнительных задач.

Важно отметить, что стоимость работы наблюдателя на выборах может быть разной в разных регионах и варьироваться в зависимости от условий и требований выборов. Перед началом работы наблюдателя рекомендуется ознакомиться с действующими законодательными актами и требованиями к оплате работы.

В целом, стоимость работы наблюдателя на выборах должна быть справедливой и соответствовать трудозатратам и ответственности, связанным с выполнением данной задачи. Предоставление адекватной оплаты наблюдателям является важным фактором для повышения качества наблюдения и обеспечения честности выборов.

Организация питания и проживания наблюдателей

Организация питания наблюдателей обычно осуществляется за счет организации выборов. Наблюдателям предоставляются горячие обеды и ужины, а также перекусы. Возможно предоставление питьевой воды или других напитков для обеспечения комфорта наблюдателей. Все блюда готовятся в соответствии с диетическими и гигиеническими требованиями.

Проживание наблюдателей также организуется и оплачивается организацией выборов. Обычно для наблюдателей предоставляются гостиничные номера или специально выделенные помещения. Организация обеспечивает комфортабельные условия проживания, включая наличие кроватей, постельного белья, полотенец и необходимой техники.

Наблюдатели также могут воспользоваться услугами транспорта для перемещения от места проживания к избирательным участкам и обратно. Такие услуги также предоставляются на платной основе за счет организации выборов.

Важно отметить, что организация питания и проживания наблюдателя зависит от конкретных условий выборов и места их проведения. При оформлении заявки на участие в качестве наблюдателя следует получить полную информацию о предоставляемых услугах и условиях проживания, чтобы быть готовым к работе на выборах.

Важные детали о трудоустройстве наблюдателя на выборах

Перед приступлением к работе наблюдателя на выборах необходимо пройти специальное обучение, чтобы ознакомиться со всеми правилами и требованиями, предъявляемыми к данной должности.

Требования Возможности заработка
1. Гражданство РФ. 1. Оплата труда производится почасово.
2. Возраст от 18 лет. 2. Стоимость часа работы может варьироваться в зависимости от региона и уровня ответственности.
3. Отсутствие судимости. 3. Также может предоставляться компенсация за дополнительную работу по подготовке и оформлению отчетности.
4. Наличие электронного ключа для доступа к информационным системам. 4. Кроме оплаты труда, наблюдатель может получить дополнительные льготы или компенсации, например, питание или компенсацию за проезд.

Отметим, что точные условия и возможности заработка могут различаться в зависимости от каждого конкретного избирательного участка и региона. Поэтому перед приступлением к работе наблюдателем на выборах необходимо ознакомиться с информацией, предоставленной организаторами выборов.

Важно помнить, что работа наблюдателем на выборах требует серьезного отношения и соблюдения законодательства и этических норм. Нарушение правил может привести к неправильной оценке выборного процесса и санкциям со стороны организаторов и государства.

Часто задаваемые вопросы о работе наблюдателем на выборах

Вопрос

Ответ

Как стать наблюдателем на выборах?

Для того чтобы стать наблюдателем на выборах, необходимо обратиться в избирательную комиссию по месту жительства и подать заявление. Заявление можно подать в электронной форме или лично в приемной комиссии. В заявлении нужно указать свои персональные данные и организацию, в которой вы представляете интересы.

Какие требования нужно соблюдать для работы наблюдателем на выборах?

Для работы наблюдателем на выборах необходимо быть гражданином Российской Федерации, иметь достигший 18-лет возраст и не иметь судимости за преступление против избирательных прав.

Какие функции выполняет наблюдатель на выборах?

Наблюдатель на выборах выполняет следующие функции: контроль соответствия проведения выборов требованиям законодательства, получение информации о ходе выборов, регистрация нарушений избирательного процесса и их документирование. Наблюдатель также может задавать вопросы членам избирательной комиссии и просить объяснений по вопросам, которые его интересуют.

Какие права имеет наблюдатель на выборах?

Наблюдатель на выборах имеет следующие права: свобода передвижения по избирательному участку, ознакомление с избирательными бюллетенями и документами, получение копий актов и протоколов, участие в подсчете голосов и протоколировании результатов выборов.

Каким образом наблюдатель может сообщить о нарушениях на выборах?

Наблюдатель на выборах может сообщить о нарушениях, с которыми он столкнулся, органам надзора и избирательной комиссии. Для этого необходимо составить соответствующий акт или заявление и передать его ответственным лицам.

Как стать наблюдателем на выборах?

Аватар автора

Думаю стать наблюдателем на выборах. Расскажите, пожалуйста, как это сделать, какой план действий? Еще хочется понять, какие полномочия есть у наблюдателей: что можно делать, а что нельзя? Действительно ли наблюдатели могут, например, препятствовать фальсификациям?

Аватар автора

был наблюдателем и членом УИК с правом решающего голоса

Наблюдатели действительно могут препятствовать фальсификациям на выборах: психологически сложно действовать незаконно, если за тобой пристально следят. При этом важно число наблюдателей — хотя бы 2—3 : кто-то остается на избирательном участке, а кто-то ходит с членами УИК на надомное голосование.

Расскажу подробнее о полномочиях наблюдателя и как им стать.

Кто такие наблюдатели

Наблюдатели — это граждане, которые следят за соблюдением закона на выборах или референдумах. Они присутствуют на избирательном участке, например в районной школе или детском саду, и в территориальной или окружной избирательной комиссии — районной администрации, управе района и т. п . Наблюдатели должны контролировать все происходящее на избирательном участке и фиксировать возможные нарушения.

Наблюдателем может стать совершеннолетний, дееспособный гражданин России, если он не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Есть и другие ограничения — например, наблюдателями не могут быть:

  • депутаты;
  • чиновники;
  • судьи;
  • прокуроры;
  • члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, ПРГ, — именно за их действиями и нужно наблюдать.

Члены избирательной комиссии с ПРГ выдают бюллетени, ездят с переносным ящиком на надомное голосование, участвуют в погашении бюллетеней, подсчете голосов, сортировке и подсчете бюллетеней и т. д . Поэтому простор для фальсификаций у членов избирательной комиссии с правом решающего голоса широкий, и за их работой нужно тщательно следить.

Обложка статьи

Полномочия наблюдателей

У наблюдателей исчерпывающий список полномочий — он закреплен законом. Наблюдатели вправе:

  1. Знакомиться с книгами и сведениями об избирателях, списками избирателей, голосующих на дому. Например, по книгам можно определить, сколько реально пришло человек и сколько выдали бюллетеней.
  2. Находиться на избирательном участке с открытия до завершения подсчета голосов.
  3. Присутствовать при голосовании на дому. Такое голосование — один из случаев, когда в урне может оказаться слишком много бюллетеней за определенного кандидата. Поэтому следить за надомным голосованием нужно особенно тщательно.
  4. Следить за подсчетом голосов и проверять отметки избирателей на бюллетенях. Это нужно для проверки, совпадает ли отметка избирателя с тем, что произносит вслух член избирательной комиссии.
  5. Наблюдать за составлением протокола об итогах голосования и получить его заверенную копию — это позволяет подстраховаться на случай, если комиссия решит сделать другую версию протокола, с «правильными» результатами. Еще экземпляр протокола нужен, чтобы обжаловать результаты выборов.
  6. Вести фото- или видеосъемку на избирательном участке. Предварительно об этом необходимо уведомить председателя и секретаря избирательной комиссии.
  7. Обжаловать действия избирательной комиссии в вышестоящую комиссию или в суд.

А вот что наблюдатели делать не могут:

  1. Выдавать избирательные бюллетени.
  2. Расписываться за избирателя в получении бюллетеня по его просьбе или заполнять бюллетень.
  3. Нарушать тайну голосования — смотреть, как проголосовал избиратель, и озвучивать его выбор.
  4. Принимать участие в подсчете голосов — трогать бюллетени — можно только следить.
  5. Препятствовать работе избирательной комиссии — например, не давать членам комиссии выдавать бюллетени избирателям.
  6. Заниматься агитацией — призывать голосовать за конкретного кандидата или партию.
  7. Участвовать в принятии решений избирательной комиссии.

То есть наблюдатели могут лишь следить за процессом выборов и контролировать голосование. Но это не значит, что их работа бесполезна. На практике в 95% случаев сам факт наличия наблюдателей предотвращает фальсификации: больше всего нарушители боятся, что их увидит кто-то «чужой». А еще это отличная отговорка для начальства: мол, не можем вбросить бюллетени, потому что за нами следят.

Если наблюдатель видит, что совершается преступление из главы 19 УК РФ — например, член избирательной комиссии ставит галочки в бюллетенях и пытается вбросить их в урну для голосования — это обязательно нужно зафиксировать на камеру, сообщить о нарушении в вышестоящую избирательную комиссию и написать заявление в правоохранительные органы.

Обложка статьи

Как стать наблюдателем

Есть несколько способов стать наблюдателем.

Через партию или кандидата. Наблюдателей может назначить политическая партия, которая зарегистрировала федеральный список кандидатов, или кандидат, зарегистрированный по одномандатному округу.

Чтобы стать наблюдателем, нужно связаться с избирательным штабом кандидата или партии. Обычно штабы проводят предварительный тренинг наблюдателей. Можно и не ходить самостоятельно по избирательным штабам, а обратиться в общественную организацию, которая поможет с оформлением документов и подскажет, как действовать на выборах. Например, в общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей «Голос».

Движение «Голос» внесено Минюстом в реестр иноагентов

На участке разрешено присутствовать 1—2 наблюдателям от каждой партии или кандидата. Удалять их с участка можно только по решению суда.

Через субъект общественного контроля. Также, чтобы стать наблюдателем, можно обратиться в общественную палату субъекта, в котором проводятся выборы. Еще можно самостоятельно создать субъект общественного контроля и от его лица назначать наблюдателей. К таким субъектам относятся: общественные объединения, профессиональные и творческие союзы, объединения работодателей и т. д.

Порядок назначения наблюдателей довольно простой:

  1. Партия, кандидат или субъект общественного контроля должны выдать наблюдателю направление по форме.
  2. Одновременно подается список наблюдателей в территориальную комиссию.
  3. Наблюдатель приходит в свою комиссию с направлением и паспортом.

Назначают наблюдателей не позднее чем за три дня до голосования — список назначенных наблюдателей предоставляют в соответствующую территориальную комиссию.

Дополнительный способ — через удостоверение журналиста. Еще один способ стать наблюдателем, если партия, кандидат или субъект общественного контроля отказали, — обзавестись удостоверением журналиста. Никаких формальных требований к такому удостоверению нет. Но в практике сложилось, что в нем должны быть указаны:

  1. Название и номер документа.
  2. Наименование юрлица, выпускающего СМИ.
  3. Наименование СМИ.
  4. Сведения о госрегистрации СМИ.
  5. ФИО представителя СМИ.
  6. Дата выдачи, срок действия.
  7. Подпись главреда.
  8. Печать юрлица.
  9. Фотография представителя СМИ.

Некоторые избирательные комиссии требуют редакционное задание и распечатанное свидетельство о регистрации СМИ. Поэтому их тоже лучше взять с собой.

Стоит ли становиться наблюдателем

Я был наблюдателем на выборах в Московскую городскую Думу в 2014 году и пошел в надомное голосование: показалось, что это интереснее, чем целый день сидеть на участке. Не зря: мне удалось пресечь как минимум одно нарушение.

Один пожилой избиратель, получив бюллетень, спросил: «А за кого голосовать-то ?» И член УИК с ПРГ не постеснялся порекомендовать ему кандидата. Я сказал члену избирательной комиссии, что он нарушил закон, а избирателю объяснил, что он сам должен принять решение. После этого члены УИК, с которыми я ходил, молчали до возвращения на участок.

Я убежден, что участок, на котором работают наблюдатели, — это еще один участок без фальсификаций. Например, во время проведения референдума в Татарстане в ноябре 2017 года отчетливо видна зависимость между наличием и отсутствием наблюдателей.

Результаты референдума по самообложению в поселении Пестречинское Республики Татарстан в 2017 году
Избирательный участок Явка Наблюдатели
2400 19% Есть
2401 23% Есть
2402 21% Есть
2403 61% Нет
2404 21% Есть
Избирательный участок № 2400
Явка 19%
Наблюдатели Есть
Избирательный участок № 2401
Явка 23%
Наблюдатели Есть
Избирательный участок № 2402
Явка 21%
Наблюдатели Есть
Избирательный участок № 2403
Явка 61%
Наблюдатели Нет
Избирательный участок № 2404
Явка 21%
Наблюдатели Есть

Источник: «Голос», движение внесено Минюстом в реестр иноагентов

Еще стать наблюдателем стоит, чтобы посмотреть, как выглядит процесс голосования изнутри, узнать, как голосуют люди за 80 на надомном голосовании и как распределяется поток избирателей.

«Для меня это был очень интересный опыт, что-то вроде экскурсии за кулисы»

была наблюдателем на выборах в Госдуму в 2011 году

Я была наблюдателем на выборах в Государственную думу в декабре 2011 года и членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на президентских выборах в марте 2012 года. Оба раза от КПРФ: они занимали кабинеты в юракадемии, где я училась, и радовались всем желающим.

Избирательный участок и на тех, и на других выборах был в лицее неподалеку от моего дома — там 2300 избирателей, но в основном приходили пенсионеры.

Работа наблюдателя — наблюдать. Мы считали на листке количество реально пришедших избирателей и следили, чтобы члены комиссии не советовали, за кого голосовать. Еще я ходила с группой, которая организовывала надомное голосование для людей с инвалидностью.

Когда я была членом избирательной комиссии, то проверяла паспорта, выдавала бюллетени и подписывала итоговые бланки с результатами.

В 2011 году я была настроена следить за фальсификациями и раскрывать преступления. Но оказалось, что если нарушения и были, то отследить их было сложно. На участке стояли электронные комплексы обработки избирательных бюллетеней, которые отказывались принимать сложенные вдвое бюллетени и благодарили за каждый бюллетень. Это исключало возможность вбросить стопку.

А в 2012 году впервые появилась онлайн-трансляция с участков. Избиратели рассказывали, что предварительно смотрели, чем мы тут занимаемся. Одна пожилая женщина, которая заказывала надомное голосование, даже возмутилась, что мы к ней не дошли, потому что кто-то из комиссии читал билеты по вождению вместо работы.

Оба раза участия в выборах для меня были интересным опытом, что-то вроде экскурсии за кулисы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *