Как рассчитать ставка платы за размещение отходов
Перейти к содержимому

Как рассчитать ставка платы за размещение отходов

  • автор:

Изменения в правилах расчета платы за НВОС с 1 сентября 2023 года.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС) – это ежегодная финансовая компенсация вреда, нанесенного окружающей среде при проведении хозяйственной и иной деятельности на территории России. Согласно российскому законодательству, любая деятельность априори наносит такой вред, поэтому юридические лица и ИП должны вносить плату в государственный бюджет.

Содержание

Обязанность для бизнеса вносить платежи указана в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ему, плата вносится за такие виды воздействия, как выбросы в атмосферный воздух, сбросы в воду и хранение, захоронение отходов.

С недавних пор в платёжную базу включаются побочные продукты, в том числе продукты животноводства, признанные отходами, а также вскрышные и вмещающие горные породы, не использованные в целях, предусмотренных техническим проектом на их использование.

Ставки платы за НВОС приводятся в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».

В документе даются ставки на 2016-2018 годы, а далее к ценам на 2018 год прибавляются коэффициенты индексации, которые принимаются почти ежегодно.

В 2023 году постановлением Правительства от 20.03.2023 № 437 такой коэффициент установлен в размере 1,26. Кроме того, при расчете платы используется ряд других коэффициентов от 0 (применяется при внедрении наилучших доступных технологий и утилизации отходов) до 100 (если нарушены установленные технологические нормативы).

В 2022 году законодательно урегулирован вопрос признания побочных продуктов отходами, и в случае, если на предприятии «побочка» признана отходом и отправлена на объект захоронения отходов, то к ставке платы будет добавлен коэффициент 52.

Расчет платы представляется в виде декларации, которая составляется на основе требований Приказа Минприроды России от 10.12.2020 № 1043.

Изменения в правилах расчета платы за НВОС с 1 сентября 2023 года.

С 1 сентября 2023 года вступит в силу новый документ, регламентирующий Правила исчисления и взимания платы за НВОС – Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 881.

Оно заменит старое Постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 255. Расчёт платы по новым правилам будет производиться за 2023 год в марте 2024 года.

В новых Правилах есть несколько серьезных новшеств, о которых мы кратко расскажем ниже.

Главное нововведение – в Правилах теперь четко разделены требования к порядку расчёта платы для лиц, осуществляющих деятельность на объектах разных категорий НВОС.

Те лица, у которых есть объекты I категории НВОС, рассчитывают плату следующим образом:

  • если соблюдается НДВ, НДС, лимиты на отходы и технологические нормативы – расчет идет как сумма произведений количества выбросов, сбросов разных веществ, отходов на ставку платы с учетом обычных коэффициентов территории, индексации, стимулирующих коэффициентов к отходам и т.д. Для ТКО расчет представляет сумму произведений количества ТКО, принятого у сторонних лиц, на ставку платы и ТКО, образованного в собственном производстве, на ставку платы с учетом коэффициентов. Если размер лимитов превышен, добавляется коэффициент 25;
  • если установлены временные нормативы выбросов и сбросов – платежная база в виде количества сбросов, выбросов умножается на ставку платы и на коэффициент 25;
  • если установленные НДВ, НДС, НООЛР, ТН и временные нормативы нарушены – к рассчитанным произведениям платежной базы на ставку платы и обычные коэффициенты добавляется коэффициент 25 для сверхлимитных отходов и 100 для сверхнормативных выбросов;
  • если отсутствует КЭР – плата за размещение отходов и ТКО рассчитывается для ТКО с учётом повышающего коэффициента 25, для выбросов и сбросов – с учетом коэффициента 100.
  • если выбросы, сбросы и отходы укладываются в показатели, указанные в ДОВОС – расчет идет как сумма произведений количества выбросов, сбросов разных веществ, отходов на ставку платы с учетом обычных коэффициентов;
  • если установлены временные нормативы выбросов и сбросов – платежная база в виде количества сбросов, выбросов умножается на ставку платы и на коэффициент 25;
  • если указанные в ДОВОС НДВ, НДС, НООЛР или временные нормативы нарушены – к рассчитанным произведениям платежной базы на ставку платы и обычные коэффициенты добавляется коэффициент 25 для того количества отходов, которое вышло за рамки установленных НООЛР. Для выбросов, сбросов, вышедших за рамки ДОВОС, применяется коэффициент 100;
  • если ДОВОС вовремя не подавалась – плата считается для фактического объема выбросов, сбросов с учетом коэффициента 100, для отходов – с коэффициентом 25.

При этом если нормативы и лимиты превышены – к рассчитанным произведениям платежной базы на ставку платы и обычные коэффициенты добавляется коэффициент 25 для сверхлимитных отходов и 100 для сверхнормативных выбросов и сбросов (для I категории).

Для объектов III категории выбросы, сбросы и отходы учитываются по факту, указанному в отчёте о производственном экологическом контроле:

  • если выбросы, сбросы, отходы находятся в пределах количества, указанного в отчёте о ПЭК, то расчет идет как сумма произведений количества выбросов, сбросов разных веществ, отходов на ставку платы с учетом обычных коэффициентов;
  • если количество выбросов, сбросов, отходов, указанное в отчете о ПЭК, превышено, то плата рассчитывается с учетом коэффициента 100 для выбросов и сбросов и 25 для отходов.
  • если отчет о ПЭК не представлен – плата считается для фактического объема выбросов, сбросов, отходов с учетом коэффициента 25.

Для них по объектам III категории расчет идет следующим образом:

  • если соблюдается НДВ, НДС – расчет идет по обычной формуле без повышающих коэффициентов;
  • если установлены временные нормативы выбросов и сбросов – расчет платы проводится с учетом коэффициента 25;
  • если установленные НДВ, НДС или временные нормативы нарушены, также используется 25.

Кроме описания алгоритма платы для разных категорий, в новых Правилах прописан отдельный механизм расчета платы для объектов, которые актуализировали категорию с более низкой на I категорию.

Для них дается 9 месяцев на получение КЭР или подачу ДОВОС либо получение разрешений на выбросы и сбросы, и за этот временный переходный период они рассчитывают плату по старым разрешительным документам для более низкой категории.

Если же актуализация привела к изменению категории с III на II категорию, то дается 3 месяца на подачу ДОВОС, а до этого можно проводить расчет платы по-старому, после подачи – по-новому.

Помимо этого, в Правилах регламентирована процедура корректировки платы за НВОС, вычета затрат на природоохранные мероприятия, механизм внесения авансовых платежей, механизм зачета излишне уплаченных сумм в счет будущих платежей, а также алгоритм проверки декларации о плате Росприроднадзором.

Плата за негативное воздействие за 2022 год — расчет

Плательщиками сбора за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух через стационарные источники, в водные объекты или занимаются хранением и захоронением (размещением) отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 есть полный перечень видов деятельности и других критериев отнесения объектов к I–IV категориям воздействия на окружающую среду, при которых организация должна платить за НВОС. В частности, к ним относятся добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны твердых бытовых отходов.

Если предпринимательская деятельность ведется только на объектах IV категории, то плату за негативное воздействие вносить не надо (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ).

К IV категории относятся объекты, на которых:

  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и окружающую среду, поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
  • есть сбросы загрязняющих веществ, образующихся в результате использования воды для бытовых нужд;
  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество — не более 10 тонн в год;
  • имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Так, использование в предпринимательской деятельности автотранспорта не приводит к необходимости платить за негативное воздействие, поскольку плата вносится только за стационарные объекты, к которым он (автотранспорт) не относится (п. 1 ст. 16 закона № 7-ФЗ).

ВАЖНО! Обязанность по внесению платы не зависит от налогового режима, применяемого организаций или ИП, которые являются плательщиками сбора за негативное воздействие, а также от того, на собственных или арендованных объектах осуществляется деятельность, которая приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

Плательщики сбора должны подать заявку в Росприроднадзор по каждому загрязняющему объекту и получить свидетельство о постановке на учет с указанием загрязняющей категории от I до IV.

ВАЖНО! Если в процессе деятельности образуются только отходы производства и потребления и нет других негативных воздействий, то заявка на постановку на учет по НВОС не подается (письма Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354). Поскольку при осуществлении торговой деятельности и оказании услуг, функционировании офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т. п., как правило, образуются только отходы производства и потребления, можно сделать вывод, что вставать на учет у них в качестве плательщика НВОС нет необходимости.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду не надо путать с экологическим сбором. Это разные платежи. Прочитать об отличиях можно тут.

Данные, на которых базируется расчет платы

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (или платы за ее загрязнение) зависит от многих факторов:

  • характера источника загрязнения;
  • вида загрязняющего вещества (или класса его опасности);
  • объемов фактических выбросов;
  • факта отсутствия средств измерения объема выбросов;
  • наличия превышения над установленными нормативами загрязнения;
  • факта нахождения загрязняемого объекта или территории под особой охраной;
  • имевших место расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия.

По первым 2 показателям определяется величина используемой в расчете ставки. Умножением ее на объем фактических выбросов (если он не выходит за предельно допустимый) определяется сумма платы за загрязнение. К величине ставки применяются коэффициенты:

  • повышающие, если речь идет об отсутствии средств измерения объемов выбросов, превышении допустимых нормативов загрязнения или нахождении объекта (территории) под особой охраной;
  • понижающие, зависящие от класса опасности размещаемых отходов, способа их возникновения и размещения.

Максимальный повышающий коэффициент (120) может возникнуть в ситуации отсутствия средств для измерения объемов. Превышение нормативов приводит к применению коэффициентов, равных 5 (если превышение происходит в период осуществления планового снижения сбросов) или 25. Для объекта (территории), находящегося под особой охраной, действует коэффициент 2.

Конкретный размер понижающего коэффициента может определяться совокупностью влияющих на него факторов и находиться в пределах от 0 до 0,67.

Наличие расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия позволяет снизить величину начисленной платы.

Также на размер сумм, подлежащих оплате по итогам года, влияет факт перечисления в течение года авансов по платежам за загрязнение.

Ставки, применяемые для расчета за 2022 год

Ставки, с использованием которых осуществляется расчет платы за загрязнение, установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (с изменениями от 24.01.2020). В нем приведены ставки на 2016-2018 год. А в 2022 году применяются ставки 2018 года с коэффициентом 1,19 (постановление Правительства РФ от 01.03.2022 № 274).

Как рассчитать плату за НВОС по итогам года, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

В зависимости от вида загрязняющего объекта они делятся на 3 группы, относящиеся к объектам:

  • стационарным, производящим выбросы в атмосферу;
  • осуществляющим сбросы в водные объекты;
  • дающим отходы производства и потребления.

Для первых 2 групп конкретные значения ставок указаны по отношению к каждому из наименований загрязняющего вещества. По отходам величина ставки привязана к определенному классу опасности.

В целях стимулирования юрлиц и ИП к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы применяются коэффициенты, указанные в пп. 5 (с 2020 года) и 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ.

Форма отчетности и сроки ее сдачи

Вся процедура расчета платы за загрязнение отражается в декларации, оформляемой 1 раз за год, по его завершении. За 2022 год этот отчет составляется по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 (приложение № 2).

ВАЖНО! С 01.03.2022 будет действовать новый бланк декларации согласно приказу Минприроды России от 21.09.2022 № 624. По сравнению с актуальным в 2022 году бланком в новый добавили строки для сведений о плате за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами.

  • из титульного листа, отражающего сведения об отчитывающемся лице;
  • раздела, в котором итоговые расчетные величины платежей, сформированные по разделам, сводятся в единую сумму, которая последовательно корректируется до значений, подлежащих оплате или возврату плательщику, за счет учета в ней расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы;
  • трех разделов, выделяемых по основным видам источников загрязнения, в которых, собственно, и осуществляется сам расчет платежей по каждому из источников.

Таблицы разделов, предназначенных для расчета, предусматривают отражение в них всех необходимых для вычисления суммы платы данных:

  • допустимого и фактического объемов с выделением сумм превышения;
  • ставки;
  • применяемых коэффициентов;
  • составных частей расчетной суммы платы и ее итоговой величины.

Каждый из разделов, выделяемых в зависимости от вида источника загрязнения, заполняется только в случае наличия у отчитывающегося лица данных для этого.

Правила, которых следует придерживаться при внесении сведений в декларацию, детально изложены в тексте приказа Минприроды России от 10.12.2020 № 1043, в примечаниях к форме утвержденного им бланка. В них же можно найти значения необходимых коэффициентов и способы проверки правильности внесения данных для каждого из разделов. Кроме того, процедура расчета для каждого вида загрязняющего объекта подробно описана в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Пошаговую инструкцию по заполнению декларации см. в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к правовой системе и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Срок сдачи декларации установлен п. 8 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Крайняя его дата определена как 10 марта года, наступающего после отчетного. В 2023 году это рабочий день, поэтому никаких вопросов со сроком сдачи декларации за 2022 год не возникнет. А вот если этот день приходится на выходной, нужно учитывать, что возможности переноса срока закон № 7-ФЗ не устанавливает. Поэтому сдавать декларацию нужно накануне. Например, так было в 2019 году. 10 марта было воскресеньем, а пятница накануне нерабочим праздничным днем (8 марта). Поэтому отчитаться за 2018 год следовало не позднее четверга 07.03.2019.

Ошибки, допущенные в сданной декларации и выявленные самим плательщиком, могут быть исправлены им путем подачи откорректированного отчета. Но сделать это без последствий можно только до истечения срока, установленного для сдачи исходной декларации, то есть до 10 марта. Поэтому не следует откладывать представление отчетности на последние дни.

О том, как подать уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, вы можете узнать из Готового решения от экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатно пробный доступ к системе и переходите к рекомендациям.

Порядок платы за негативное воздействие

По итогам расчетов, приведенных в разделе декларации, отражающем корректировку расчетных величин платы, осуществляется оплата суммы по итогам года. То есть ее величина определяется как общая сумма платы за год за вычетом расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы. Сделать такую оплату надо до 1 марта года, наступающего после отчетного (п. 3 ст. 16.4 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Исходя из общей суммы произведенной в 2022 году оплаты за негативное воздействие, могут определяться величины авансовых платежей на 2023 год. Сумма каждого из них может быть равна ¼ части от общей величины платы за негативное воздействие, фактически внесенной за 2022 год.

Но это только один из способов платить авансы. С 2020 года их также можно определять:

  • в размере 1/4 суммы платы, исчисленной исходя из объема или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах нормативов, временно разрешенных выбросов (сбросов) или лимитов на размещение отходов производства и потребления;
  • умножением платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов (сбросов) или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале, на соответствующие ставки платы за НВОС с применением предусмотренных законом коэффициентов.

Уплачивают авансовые платежи 3 раза в год, по завершении каждого из первых трех кварталов года, не позднее 20-го числа месяца, наступающего после очередного квартала.

ВАЖНО! Субъекты малого предпринимательства авансовые платежи не платят (п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие окружающей среды осуществляется по следующим КБК:

Название платежа

КБК в 2021-2022 годах

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, за исключением образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01010 01 6000 120

Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

048 1 12 01030 01 6000 120

Плата за размещение отходов производства

048 1 12 01041 01 6000 120

Плата за размещение твердых коммунальных отходов

048 1 12 01042 01 6000 120

Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01070 01 6000 120

С 07.09.2019 определен порядок зачета или возврата переплаты по НВОС, а также бланки необходимых для этого документов. До указанной даты с этим были проблемы.

За нарушение сроков оплаты за негативное воздействие предусмотрен административный штраф. Для организаций он варьируется в размерах от 50 000 до 100 000 руб., а для должностных лиц — от 3000 до 6000 руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

ВАЖНО! Уплата за НВОС НЕ регулируется Налоговым кодексом РФ, поэтому нововведения 2023 года в виде единого налогового платежа и единого налогового счета не относятся к плате за НВОС.

Признание расходов на НВОС

В бухучете

Плата за НВОС, согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н), включается в состав издержек по обычным видам деятельности и отображается по дебету счетов учета расходов (20, 23, 25, 26, 44).

Плата за НВОС не является налоговым платежом, поэтому для отражения в учете счет 68 «Расчеты с бюджетом» не используется. Возникновение и погашение обязательств по «негативному воздействию» фиксируется по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

В налоговом учете

Плата за НВОС в пределах нормативов относится к материальным расходам (подп. 7 п.1 ст. 254 НК РФ).

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В письме от 07.06.2018 № 03-03-06/1/39148 Минфин РФ отмечает, что Налоговым кодексом не установлен срок для признания материальных расходов в виде платы за НВОС. Предприятиям и ИП, находящимся на общей системе налогообложения, чиновники рекомендуют признавать расходы в виде платы за НВОС на последнее число налогового периода, за который она производится. Квартальные платежи чиновники также рекомендуют признавать в расходах на последнее число отчетного периода, за который они вносятся (письма Минфина РФ от 15.08.2016 № 03-03-06/1/47690, от 08.08.2016 № 03-03-06/1/46432).

Для организаций и ИП на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» плата за НВОС (в пределах нормативов) может быть учтена в составе материальных доходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Расходы в виде платы за НВОС признаются в момент списания с расчетного счета (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Итоги

Процедура расчета годового размера платы за загрязнение по итогам 2022 года осталась такой же, как и в 2021 году. Сам расчет делается в специально отведенных для этого разделах декларации, выделяемых в зависимости от вида загрязняющего объекта. Начисленная по этим разделам плата затем корректируется на величину расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на суммы уплаченных в течение года авансов. С 01.03.2023 применяется новый бланк декларации.

Новый размер ставок НВОС в 2023 году для платежей за негативное воздействие на окружающую среду

Новый размер ставок НВОС в 2023 году для платежей за негативное воздействие на окружающую среду

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Опубликованный 30.03.2023 нормативный акт действует для всех хозяйствующих субъектов с 20.03.2023 года и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2023 года.

Повышающий коэффициент

Главным нормативно-правовым документом по защите природы и основанием взимания платы за НВОС является № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 2002 года. Перечень загрязняющих веществ принят распоряжением Правительства в 2015 году.

В этом списке находятся 254 вредных вещества для атмосферы, 249 – для воды и 63 – для почвы. Для большей части указанных веществ установлена базовая ставка платы за НВОС постановлением Правительства № 913 от 2016 года с изменениями и дополнениями.

После принятия рассматриваемого здесь постановления № 437 базовые ставки остаются на прежнем уровне. При этом введен коэффициент, на который нужно умножать ставки при расчете платы за НВОС. Размер повышающего коэффициента равен 1,26.

Дополнительные коэффициенты платы за НВОС в 2023 году

При расчете нужно также учитывать предусмотренные законами и подзаконными актами дополнительные коэффициенты:

при работе предприятий в заповедниках, на объектах и территориях, находящихся под особым контролем на основе федеральных законов, применяется коэффициент 2 (п. 2 постановления № 913 от 2016 года); иначе говоря, базовая ставка умножается на 2, а затем на 1,26;

для мотивации организаций уменьшать уровень выброса и сброса вредных веществ за счет проведения модернизации производств и постройки систем очистных сооружений коэффициент снижается до нуля согласно ст. 16.3 № 7-ФЗ; также по данной статье юридическое лицо должно применять повышающие коэффициенты 25 или 100 при превышении предельно допустимых норм;

с 1 марта 2023 после вступления в действие изменений в № 7-ФЗ предприятие вправе отнести часть сырья и материалов, оставшихся после хозяйственной деятельности, к побочному продукту согласно новой ст. 51.1 в законе, где применяется коэффициент 0 при условии использования побочного продукта в дальнейшем производстве или при продаже третьим лицам для переработки;

в случае хранения побочного продукта в местах для отходов взимается плата по базовой ставке с коэффициентом 52, если нарушение длилось больше 11 месяцев и базовой ставке с коэффициентом 1, если длительность хранения была меньше периода в 11 месяцев.

Правительство разрабатывает в данный момент перечень веществ, которые можно отнести к побочным продуктам. До момента его принятия организации и ИП определяют их принадлежность к отходам или побочному продукту самостоятельно, с учетом законодательства.

Сроки платы за НВОС

Срок платежа за НВОС установлен не позднее 1 марта после отчетного периода в календарный год (ст. 16.4 № 7-ФЗ). Авансовые ежеквартальные платежи должны быть направлены в бюджет не позднее 20 апреля, 20 августа и 20 октября. По итогам года делается окончательный платеж.

Следующие лица производят оплату раз в год:

организации малого и среднего бизнеса;

вновь зарегистрированные юридическое лица или ИП;

лица, которые платят за размещение отходов под видом побочных продуктов;

предприятия горной промышленности за отходы согласно № 343-ФЗ от 14.07.2022, который начнет действовать с 01.09.2023.

Закон № 343-ФЗ вносит изменения в закон о недрах от 1992 года.

Резюме

Таким образом, постановление Правительства № 437 вводит новый повышающий коэффициент 1,26, на который нужно умножить базовую ставку. С учетом этого коэффициента нужно произвести авансовые ежеквартальные платежи за НВОС в 2023 году и произвести окончательный расчет с бюджетом до 01.03.2024 года.

Подпишитесь на электронную газету

Отправим на почту полезные материалы для руководителей бизнеса, бухгалтеров и кадровиков. Без спама, не чаще 1 раза в месяц.

Как рассчитать ставка платы за размещение отходов

от 3 марта 2017 г. N 255

Правила применялись с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).

ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.03.2017 N 255,

от 29.06.2018 N 758, от 09.12.2019 N 1624, от 27.12.2019 N 1904,

1. Настоящие Правила устанавливают порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения (далее соответственно — плата, контроль за исчислением платы), а также исчисления квартальных авансовых платежей.

(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 17.08.2020 N 1250)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);

б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);

в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее — размещение отходов).

3. Особенности исчисления и взимания платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. N 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа» (далее — постановление N 1148).

4. Контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также — администратор платы).

5. Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.

При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

При размещении твердых коммунальных отходов лицами, обязанными вносить плату, являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

6. При размещении отходов на объектах размещения отходов, исключающих негативное воздействие на окружающую среду и определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, плата за размещение отходов не взимается.

7. Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

8. Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы, определенной по итогам отчетного периода (далее — платежная база), по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р (далее — перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, применяемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2019 г. N 39 «О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее соответственно — постановление N 39, постановление N 758, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» и постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее — стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).

Величина платежной базы для расчета размера квартальных авансовых платежей определяется лицом, обязанным вносить плату, в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил.

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 17.08.2020 N 1250)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля:

а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ;

б) в отношении каждого класса опасности отходов.

10. При определении платежной базы учитываются:

а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов либо технологических нормативов;

(в ред. подпункта «а» п. 1 Изменений, утв. данным Постановлением)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее — лимиты на выбросы и сбросы);

(в ред. подпункта «б» п. 1 Изменений, утв. данным Постановлением)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, выбросы и сбросы (включая аварийные), указанные в подпункте «б» настоящего пункта;

(в ред. подпункта «в» п. 1 Изменений, утв. данным Постановлением)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

11. Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору платы в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее — декларация о плате), порядок представления и форма которой устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

11(1). При исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

В отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, такие лица используют формулу, указанную в пункте 17 настоящих Правил.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 N 1904)

(п. 11(1) введен пунктом 2 Изменений, утв. данным Постановлением)

11(2). Лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, в отношении выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 21 настоящих Правил, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

При непредставлении отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля такие лица для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 21(1) настоящих Правил.

(п. 11(2) в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 N 1904)

(см. текст в предыдущей редакции)

11(3). При исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. В отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, такие лица используют формулу, указанную в пункте 17 настоящих Правил.

(п. 11(3) введен Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 N 1904)

11(4). Лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, в отношении выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 21 настоящих Правил. Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 19 настоящих Правил.

(п. 11(4) введен Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 N 1904)

12. При отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов — формулу, указанную в пункте 18(2) настоящих Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.08.2020 N 1250)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положение настоящего пункта не применяется в случае, установленном пунктом 12(1) настоящих Правил.

(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 N 1904)

(см. текст в предыдущей редакции)

12(1). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, получившие до 1 января 2019 г. разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, в пределах установленных лимитов на размещение отходов используют формулы, указанные в пунктах 17, 18 и 18(1) настоящих Правил. Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 настоящих Правил.

При превышении установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20 и 21 настоящих Правил.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, с 1 января 2019 г. получившие или переоформившие в установленном порядке разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, до получения комплексных экологических разрешений при исчислении платы в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, в пределах установленных лимитов на размещение отходов используют формулы, указанные в пунктах 17, 18 и 18(1) настоящих Правил. Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 настоящих Правил. При превышении нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также при отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20, 21 и 21(1) настоящих Правил.

В формулах, указанных в пунктах 17, 19 и 21 настоящих Правил, при применении их лицами, указанными в настоящем пункте, нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы признаются соответственно предельно допустимыми выбросами или сбросами загрязняющих веществ и лимитами на выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

(п. 12(1) введен Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 N 1904)

13. Лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, в отношении объема или массы отходов производства и потребления (за исключением твердых коммунальных отходов), указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 18 настоящих Правил, а в отношении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов), превышающих объем или массу отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 20 настоящих Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 N 1904)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Лица, обязанные вносить плату за размещение твердых коммунальных отходов, при исчислении платы за размещение твердых коммунальных отходов используют формулы, указанные в пунктах 18(1) и 18(2) настоящих Правил.

(п. 14 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 N 1904)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. При сбросе загрязняющих веществ в водные объекты платежная база определяется их объемом или массой, который(ая) поступил(а) в водный объект в результате использования воды, и рассчитывается как разница между объемом или массой содержащихся в сточной воде загрязняющих веществ и объемом или массой этих веществ, содержащихся в воде, забранной для использования из того же водного объекта.

16. Для отходов V класса опасности, образованных при добыче полезных ископаемых, в том числе при дроблении, измельчении, просушке, сортировке, очистке и обогащении руд (для урановой и ториевой руд — при первичном обогащении таких руд), включая выщелачивание металлических руд, очистку и обогащение руд и песков драгоценных металлов, очистке и обогащении угля, агломерации железных руд и твердого топлива, при исчислении платы за размещение отходов производства и потребления применяются ставки платы в соответствии с постановлением N 39 для отходов V класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.12.2019 N 1904, от 17.08.2020 N 1250)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Плата в пределах (равных или менее) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, технологических нормативов, либо в соответствии с декларацией о воздействии на окружающую среду, либо в соответствии с отчетом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории (Пнд) рассчитывается по формуле:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *