За какой период проводится налоговый мониторинг
НК РФ Статья 105.26. Общие положения о налоговом мониторинге
1. Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) — организацию (далее в настоящем разделе — организация).
Предметом налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.
При этом не является предметом налогового мониторинга в отношении ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков правильность определения другими участниками консолидированной группы налогоплательщиков полученных доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.
Предметом налогового мониторинга в отношении организации, признаваемой налогоплательщиком — участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, также является проверка фактических затрат, по которым Федеральным законом «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» предусмотрено предоставление мер государственной поддержки.
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 225-ФЗ)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 240-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга.
3. Если иное не установлено настоящим пунктом, организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:
(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых и страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, составляет не менее 100 миллионов рублей.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 240-ФЗ, от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При определении совокупной суммы налогов, указанных в настоящем подпункте, учитываются налоги, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента.
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 240-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 29.12.2020 N 470-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 миллиарда рублей;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 миллиарда рублей.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), а также для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, для принятия решения о проведении налогового мониторинга в соответствии со статьей 105.27 настоящего Кодекса выполнение условий, установленных настоящим пунктом, не является обязательным.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для организации, признаваемой налогоплательщиком — участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, выполнение условий, установленных настоящим пунктом, не является обязательным.
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 225-ФЗ)
Для организации, являющейся участником промышленного кластера, соответствующего требованиям к промышленным кластерам, установленным Правительством Российской Федерации, выполнение условий, установленных настоящим пунктом, не является обязательным.
(абзац введен Федеральным законом от 18.03.2023 N 64-ФЗ)
4. Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 5 ст. 105.26 (в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 470-ФЗ) применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), в т.ч. уточненных, представленных за налоговые (отчетные) периоды, наступившие после 01.07.2021.
5. Срок проведения налогового мониторинга за период, указанный в пункте 4 настоящей статьи, начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за указанным периодом.
В случае представления в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, срок проведения налогового мониторинга по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа продлевается не более чем на три месяца.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
В случае представления в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за шесть месяцев до окончания срока проведения налогового мониторинга уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (акцизу), в которой сумма налога заявлена к возмещению, за налоговый период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, срок проведения налогового мониторинга по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа продлевается не более чем на шесть месяцев.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
Решение о продлении срока проведения налогового мониторинга принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа до окончания срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
В случае продления срока проведения налогового мониторинга налоговый орган направляет организации решение о продлении срока проведения налогового мониторинга в течение пяти дней со дня принятия такого решения.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
В случае представления налоговой декларации (расчета) или уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проведен налоговый мониторинг, такая налоговая декларация (расчет) или уточненная налоговая декларация (уточненный расчет) проверяется в рамках проведения налогового мониторинга, срок проведения которого не окончен.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(п. 5 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 6 ст. 105.26 (в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 470-ФЗ) в части представления документов (информации) по телекоммуникационным каналам связи не применяется при проведении налогового мониторинга за периоды начиная с 2026 г.
6. В регламенте информационного взаимодействия указываются в частности:
1) сроки и порядок представления налоговому органу документов (информации), связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и (или) порядок предоставления доступа к таким документам (информации) через информационные системы организации по выбору такой организации;
2) порядок ознакомления должностных лиц налогового органа с подлинниками документов, указанных в подпункте 1 настоящего пункта;
3) время доступа к указанным в подпункте 1 настоящего пункта документам (информации) в течение срока проведения налогового мониторинга за соответствующий период и следующих трех лет со дня окончания срока его проведения (в случае предоставления доступа к таким документам (информации) налоговому органу через информационные системы организации).
(в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Организация, признаваемая налогоплательщиком — участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, в течение срока проведения в отношении указанной организации налогового мониторинга представляет налоговому органу документы (информацию) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через свои информационные системы предоставляет доступ к документам (информации), относящимся к фактическому осуществлению затрат, по которым Федеральным законом «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» предусмотрено предоставление мер государственной поддержки. При этом документы (информация) или доступ к документам (информации), относящиеся к осуществлению таких затрат за период со дня заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений до 1 января года, на который приходится первый период, за который проводится налоговый мониторинг, представляются в течение срока проведения налогового мониторинга за первый период, за который проводится налоговый мониторинг;
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 225-ФЗ)
4) состав и структура раскрытия показателей регистров бухгалтерского и налогового учета, используемых в информационных системах организации, а также сведения о системе внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия, порядок внесения изменений (дополнений) в регламент информационного взаимодействия, требования к информационным системам организации, в том числе к порядку получения и обработки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, формат документов, к которым предоставляется доступ налоговому органу, и порядок получения доступа к таким информационным системам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (далее в настоящей главе — система внутреннего контроля) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, оценки, минимизации и (или) устранения рисков неправильного исчисления (удержания), неполной и (или) несвоевременной уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов организации в целях выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Как проходит налоговый мониторинг?
Налоговый мониторинг охватывает один календарный год — с 1 января по 31 декабря. Срок проверки деятельности компании за выбранный период – 1 год 9 месяцев.
Мониторинг проводится на основе данных бухгалтерского и налогового учета организации через выбранный способ информационного взаимодействия. Организация может предоставить доступ налоговой инспекции к своей информационной системе, либо аналитической «витрине данных» или передавать документы по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (данный способ взаимодействия будет отменен с 1 января 2024 года).
При проведении мониторинга налоговый орган вправе истребовать у компании документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов; требовать письменные пояснения по существу запроса; привлекать специалистов и проводить осмотры. Организация обязана предоставить необходимые пояснения в течение пяти дней, документы — в течение 10-ти дней. Если времени на предоставление документов недостаточно, можно попросить отсрочку. Повторно запрашивать одни и те же документы запрещено.
В ходе мониторинга налоговый орган совместно с компанией проводит комплексный анализ рисков, оценивает эффективность работы системы внутреннего контроля, формирует план проведения налогового мониторинга и определяет объём контрольных мероприятий.
ЧТО ТАКОЕ МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ?
Если при проведении налогового мониторинга выявлены противоречия или несоответствия между представленными сведениями, налоговый орган сообщает об этом организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести исправления. Если пояснения не опровергнут факт нарушения, либо не будут представлены, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение.
В этом случае организации в течение десяти дней направляется уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения. В ответ в течение 15 дней компания вправе представить в налоговый орган необходимые пояснения или внести исправления.
Если выявленные налоговым органом факты нарушения с учетом представленных пояснений, либо при их отсутствии, свидетельствуют о неправильном исчислении или несвоевременной уплате налогов, сборов, страховых взносов, налоговый орган составляет мотивированное мнение. Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в течение всего срока проведения налогового мониторинга.
Организация может сама направить запрос о составлении мотивированного мнения при возникновении сомнений в правильности налогообложения совершенных или планируемых сделок. Налоговый орган обязан подготовить мотивированное мнение в течение месяца. При отсутствии необходимых документов срок составления мотивированного мнения может быть продлен еще на месяц.
После получения мотивированного мнения в течение месяца организация либо соглашается с позицией налогового органа и вносит исправления, либо представляет разногласия. При получении разногласий налоговый орган в течение трех дней обязан направить все документы в ФНС России для инициирования взаимосогласительной процедуры. По ее результатам Служба принимает решение об изменении или оставлении без изменения мотивированного мнения.
Мотивированное мнение обязательно для исполнения налоговыми органами и организацией в ходе проведения налогового мониторинга за исключением случаев, когда оно основано на неполной или недостоверной информации. Невыполнение организацией мотивированного мнения станет основанием для проведения выездной налоговой проверки. В течение двух месяцев после окончания мониторинга налоговая инспекция должна уведомить компанию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений.
ПРОВОДЯТСЯ ЛИ В ПЕРИОД МОНИТОРИНГА КАМЕРАЛЬНЫЕ И ВЫЕЗДНЫЕ ПРОВЕРКИ?
В период проведения налогового мониторинга камеральные и выездные проверки не проводятся, за исключением случаев, прописанных в Налоговом кодексе.
Поводом для камеральной проверки налоговой декларации, представленной за периоды, наступившие после 1 июля 2021 года, может стать только досрочное прекращение налогового мониторинга.
Камеральная проверка в отношении налоговых деклараций, представленных за периоды до 1 июля 2021 года, будет проведена не только при досрочном прекращении налогового мониторинга; но и в случае предоставления компанией декларации позже 1 июля 2021 года; предоставления декларации по НДС или акцизам, в которой заявлено право на возмещение налога; подачи уточненной декларации, в которой отражено уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка.
Поводом для выездной проверки может стать проведение контрольных мероприятий вышестоящего налогового органа за деятельностью инспекции, проводящей мониторинг; досрочное прекращение проведения налогового мониторинга и невыполнение мотивированного мнения в срок до 1 декабря года, следующего за годом налогового мониторинга. Также проверку проведут, если в году, за который мониторинг не проводится, представлена уточненная декларация за период проведения мониторинга, где уменьшена сумма налога к уплате в бюджет, увеличена сумма возмещения НДС и акцизов, либо увеличена суммы убытка.
КОГДА МОНИТОРИНГ ПРЕКРАЩАЕТСЯ ДОСРОЧНО?
Мониторинг могут прекратить досрочно, если организация нарушает регламент информационного взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, систематические не отвечает на запросы налогового органа. Налоговый орган в течение 10 рабочих дней после выявления нарушений уведомляет организацию о возможном прекращении мониторинга. Такой же срок дается компании на устранение нарушений и предоставление необходимых документов или пояснений. На основании полученных данных Служба принимает решение о прекращении мониторинга или уведомляет об отсутствии оснований для его прекращения.
КОГДА ПРОДЛЕВАЕТСЯ СРОК ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА?
Налоговый орган вправе продлить мониторинг самостоятельно, не более чем на 3 месяца, если участник мониторинга представит уточненную декларацию менее чем за 3 месяца до окончания срока проведения мониторинга. Мониторинг продлится на полгода, если компания менее чем за 6 месяцев до окончания срока проведения мониторинга представит уточненную декларацию по НДС (акцизу) с суммой налога к возмещению, за налоговый период года проведения мониторинга.
КАК ПРИНИМАЕТСЯ РЕШЕНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД?
Если компания до 1 декабря года проведения мониторинга не представила в налоговый орган заявление об отказе в его проведении, налоговый орган принимает решение о проведении налогового мониторинга в отношении следующего периода. Заново подавать документы на проведение мониторинга не требуется.
Налоговый мониторинг: с июля действуют обновленные правила
Налоговый мониторинг – форма налогового контроля, применяемая только к крупным организациям, причем на их добровольной основе (по заявлению при утвердительном решении налогового органа). Но для того чтобы попасть под этот вид контроля, необходимо соблюсти определенные условия, прописанные в разд. V.2 НК РФ.
С июля 2021 года они заработают в обновленном виде – соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ (далее – Закон № 470-ФЗ). Об этом поговорим далее и напомним основные моменты по теме.
Какова суть налогового мониторинга?
Налоговый мониторинг предоставляет возможность налогоплательщику взаимодействовать с налоговым органом в режиме реального времени: первый раскрывает информацию, второй, получая доступ к данным бухгалтерского и налогового учета организации, проводит анализ. Обнаружив нарушение, инспекция составляет мотивированное мнение (а не решение о привлечении к ответственности!). Мотивированное мнение может быть составлено и по заявлению налогоплательщика.
Таким образом, налоговый контроль ведется непрерывно.
Кто может участвовать в налоговом мониторинге?
Согласно п. 3 ст. 105.26 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ перейти на налоговый мониторинг могут организации, у которых по итогам года, предшествующего году представления заявления о проведении налогового мониторинга, будут выполнены следующие условия в совокупности:
общая сумма НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ и страховых взносов составляет не менее 100 млн руб. (прежде – 300 млн руб.);
доходы по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности составили не менее 1 млрд руб. (прежде – не менее 3 млрд руб.);
балансовая стоимость активов (на 31 декабря) составляла не менее 1 млрд руб. (прежде – не менее 3 млрд руб.).
Обратите внимание: в расчет общей суммы налогов и страховых взносов включаются налоги, которые уплачивает (перечисляет) как налогоплательщик, так и налоговый агент.
А вот НДС и акцизы, которые нужно уплатить при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, в расчет не включаются.
Все эти условия должны выполняться, если на момент подачи заявления мониторинг не проводится.
Для организации, уже «включившейся» в налоговый мониторинг, а также для организации, являющейся участником КГН (в том числе ответственным участником этой группы), выполнение названных условий для принятия решения о проведении мониторинга в соответствии со ст. 105.27 НК РФ не является обязательным.
Как подать заявление на проведение налогового мониторинга?
Заявление о проведении налогового мониторинга организация представляет в налоговый орган по месту своего нахождения (по месту ее учета – для крупнейших налогоплательщиков) не позднее 1 сентября (ранее – не позднее 1 июля) года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг (п. 1 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).
Для перехода на налоговый мониторинг с 2021 года рекомендуется использовать заявление, направленное Письмом ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@.
Обратите внимание: организация, подавшая заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом соответствующего (положительного либо отрицательного) решения может отозвать его на основании письменного заявления. При таких обстоятельствах заявление не считается представленным (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).
Какие еще документы (информацию) нужно представить?
С заявлением о проведении налогового мониторинга также представляются (п. 2 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ):
регламент информационного взаимодействия (его содержание представлено в п. 6 ст. 105.26 НК РФ; в случае неполного информирования налоговый орган не позднее месяца со дня получения заявления сообщает об этом организации с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения и (или) внести соответствующие изменения в регламент);
информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 %;
учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, включающая информацию о порядке отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета;
внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.
К сведению: для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе для достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, оценки, минимизации и (или) устранения рисков неправильного исчисления (удержания), неполной и (или) несвоевременной уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов организации в целях выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации (п. 7 ст. 105.26 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).
Как налоговый орган принимает решение о проведении налогового мониторинга?
По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов (информации), представленных организацией, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимает одно из следующих решений (п. 4 ст. 105.27 НК РФ):
1) о проведении налогового мониторинга;
2) об отказе в проведении налогового мониторинга. Такое решение должно быть мотивированным. Основания для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга перечислены в п. 5 ст. 105.27 НК РФ.
Каковы сроки проведения налогового мониторинга?
В силу п. 4 ст. 105.26 НК РФ налоговый мониторинг проводится за календарный год (продлевать его можно неограниченное количество раз). Этот срок начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за этим периодом (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).
Когда налоговый орган вправе продлить налоговый мониторинг?
В Налоговом кодексе закреплено право на автоматическое продление налогового мониторинга на следующий год в случае, если налогоплательщик не представил до 1 декабря года, за который проводится налоговый мониторинг, заявление об отказе в его проведении (п. 7 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ). Таким образом, подавать каждый год заявление не нужно.
Особые положения для продления налогового мониторинга предусмотрели и при подаче уточненной декларации. О таком решении (оно принимается руководителем налогового органа или его заместителем до окончания срока, указанного в абз. 1, – 1 октября года, следующего за годом проведения мониторинга) налоговый орган уведомляет организацию в течение 5 дней со дня принятия решения.
В частности, налоговый орган вправе продлить налоговый мониторинг (п. 6 ст. 105.26 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ):
не более чем на 3 месяца – если налогоплательщик представит в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за 3 месяца до окончания срока проведения мониторинга уточненную налоговую декларацию (уточненный расчет) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен мониторинг;
не более чем на 6 месяцев – если налогоплательщик представит в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за 6 месяцев до окончания срока проведения мониторинга «уточненку» по НДС (акцизу) с суммой налога к возмещению, за налоговый период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг.
К сведению: в случае представления налоговой декларации (расчета) или «уточненки» (декларации, расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проведен налоговый мониторинг, такая отчетность проверяется в рамках проведения налогового мониторинга, срок проведения которого не окончен.
При каких обстоятельствах налоговый мониторинг прекращается досрочно?
Случаи досрочного прекращения налогового мониторинга указаны в ст. 105.28 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ):
1) неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия;
2) выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе мониторинга;
3) систематическое (2 раза и более) непредставление или несвоевременное представление налоговому органу в ходе мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном ст. 105.29 НК РФ.
Обратите внимание: налоговый орган уведомляет (в электронной форме) организацию о наличии основания для досрочного прекращения мониторинга в течение 10 дней со дня установления обстоятельств для этого.
Последующие 10 дней (со дня получения уведомления) отводятся организации для принятия ею мер по устранению указанных обстоятельств (разумеется, если такая возможность имеется) и уведомления налоговиков об этом либо представления пояснений и документов (при наличии), подтверждающих отсутствие оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга (п. 1.1 ст. 105.28 НК РФ, введенный Законом № 470-ФЗ).
Пояснения и прилагаемые к ним документы (при наличии) представляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС и (или) посредством предоставления доступа к таким документам через информационные системы организации в случае получения к ним доступа налогового органа.
По результатам рассмотрения уведомления об устранении обстоятельств для досрочного прекращения налогового мониторинга или пояснений с документами либо (при отсутствии таковых) налоговый орган в течение 10 дней со дня истечения срока для представления документов принимает решение о досрочном прекращении налогового мониторинга или уведомляет (в электронной форме) организацию об отсутствии оснований для досрочного прекращения мониторинга.
Каков порядок устранения выявленных в ходе мониторинга нарушений?
Если при проведении мониторинга выявлены противоречия между представленными сведениями либо несоответствия между представленными и имеющимися у налогового органа сведениями, он сообщает об этом организации – той отводится 5 дней, чтобы представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).
Если таковые не дали результатов и факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов, будет установлен, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение. Организацию уведомят (в течение 10 дней) о наличии оснований для составления мотивированного мнения в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ (п. 2.1, введенный в ст. 105.29 НК РФ Законом № 470-ФЗ).
Обратите внимание: в уведомлении указываются документально подтвержденные факты, свидетельствующие о нарушениях, выявленные в ходе мониторинга, а также выводы и предложения налогового органа по устранению выявленных нарушений.
Организация в течение 15 дней со дня получения такого уведомления вправе представить налоговикам необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, сообщив об этом налоговому органу в электронной форме по ТКС и (или) через свои информационные системы, к которым предоставлен доступ налоговому органу. И только если после этого нарушения останутся, инспекция составит мотивированное мнение.
Обратите внимание: мотивированное мнение направляется организации в течение 5 дней со дня его составления. Оно может быть составлено в течение срока проведения налогового мониторинга (п. 3 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).
При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (п. 3 ст. 105.29 НК РФ). Такая информация может быть передана в электронной форме или через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу. Не запрещено представлять документы и на бумажном носителе (в виде заверенных организацией копий), которые могут быть переданы в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов). Истребуемые информация или пояснения могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (п. 4 ст. 105.29 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).
Обратите внимание: в ходе проведения мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией (ее представителем) копий на бумажном носителе или в электронной форме, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью организации (ее представителя).
Вправе ли организация составить запрос о предоставлении мотивированного мнения?
Организация может направить запрос в налоговый орган о представлении ей мотивированного мнения при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации (п. 2 и 4 ст. 105.30 НК РФ). К запросу могут быть приложены копии документов, подтверждающих указанную в нем информацию.
К сведению: запрос о предоставлении мотивированного мнения в отношении сделки (совокупности взаимосвязанных сделок), операции (операций), а также иных фактов хозяйственной жизни может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, в котором они были совершены.
Запрос о представлении мотивированного мнения и прилагаемые к нему документы (при их наличии) направляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу (п. 4.3, введенный в ст. 105.30 НК РФ Законом № 470-ФЗ).
Мотивированное мнение по запросу организации должно быть направлено ей в течение месяца со дня получения налоговиками запроса. Вместе с тем указанный срок может быть продлен на месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения. Об этом налоговый орган сообщает организации в электронной форме в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения (п. 5 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).
Если организация согласна с мотивированным мнением, в течение месяца с даты его получения она должна сообщить об этом и подтвердить (в том числе документально) выполнение указаний инспекцией (п. 6 ст. 105.30 НК РФ). Организации также следует уведомить налоговый орган, который составил мотивированное мнение в отношении планируемых сделок (операций) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), о начале совершения (об отказе от совершения) таких сделок (операций) не позднее месяца со дня начала их совершения (отказа от их совершения) (п. 6 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).
К сведению: уведомление и прилагаемые к нему документы (при их наличии), подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения, представляются в налоговый орган в электронной форме либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение (п. 8 ст. 105.30 НК РФ). После этого проводится взаимосогласительная процедура.
Как проверяют участников налогового мониторинга?
В силу п. 1.1 ст. 88 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ) при представлении в течение срока проведения налогового мониторинга налоговой декларации (расчета) или «уточненок» за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится. Исключение – случай досрочного прекращения мониторинга менее чем через 3 месяца со дня представления такой декларации (расчета). При этих обстоятельствах «камералка» проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга.
Налоговые органы не вправе проводить и выездные налоговые проверки (ВНП) за период, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика. Исключением являются следующие случаи (п. 5.1 ст. 89 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ):
1) проведение ВНП вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
2) досрочное прекращение налогового мониторинга;
3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. В этом случае решение о проведении ВНП выносится налоговым органом не позднее 2 месяцев со дня истечения указанного срока;
4) представление налогоплательщиком в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, «уточненок» (декларации, расчета) за период, когда он проводился, с уменьшением суммы налога или взносов, увеличением суммы возмещения НДС и акцизов либо увеличением суммы убытка.
В статье освещены основное моменты налогового мониторинга с акцентом на изменения, которые вступят в силу с 01.07.2021. Переход на этот вид контроля упрощается: снижаются лимиты по доходам и активам с 3 млрд до 1 млрд руб., по уплаченным налогам – с 300 млн до 100 млн руб.
Взаимодействие налоговых органов и участников системы налогового мониторинга будет осуществляться не только через личный кабинет налогоплательщика, но и через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
Исключаются основания для проведения камеральных налоговых проверок, что обеспечит непрерывность налогового мониторинга.
Что такое налоговый мониторинг и как его проводят
Налоговый мониторинг – это вид налогового контроля (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 № 348-ФЗ).
Что такое налоговый мониторинг
Суть налогового мониторинга в том, что организация добровольно в режиме реального времени, то есть в онлайн-режиме, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации.
Это позволит контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. И организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.
Это следует из положений раздела V.2 Налогового кодекса РФ.
В каких случаях проводят налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг – дело добровольное, но не для всех желающих. Поэтому, если организация заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям. И если соответствует, подать в инспекцию заявление о проведении налогового контроля.
Основанием для проведения налогового мониторинга будет положительное решение инспекции на поданное заявление.
Это следует из положений пунктов 1, 2, 3 статьи 105.26 Налогового кодекса РФ.
Всем ли организациям доступен налоговый мониторинг? К сожалению, нет. Провести налоговый мониторинг могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). О том, какие именно установлены ограничения, см. Условия, при которых возможен налоговый мониторинг.
Если организация уже охвачена налоговым мониторингом, соответствие установленным критериям нужно подтверждать только через два года после того, как она перешла на эту форму налогового контроля.
Это следует из абзаца 2 подпункта 3 пункта 3 статьи 105.26 и пункта 7 статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.
За какой период проводят налоговый мониторинг
Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.
Если вы впервые решили воспользоваться налоговым мониторингом, это удастся только со следующего года. Дело в том, что в рамках этой процедуры инспекции должны контролировать деятельность организаций с 1 января по 31 декабря включительно. Но перед этим организация должна подать заявление о проведении налогового мониторинга и получить из инспекции положительное решение.
Например, если подать заявление в 2017 году (допустим, в июне), то при положительном решении проверяемым периодом будет период с 1 января по 31 декабря 2018 года. Закончить мониторинг этого периода инспекция должна 1 октября 2019 года.
Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.26 Налогового кодекса РФ.
участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе применить положения раздела V.2 части 1 Налогового кодекса РФ с 1 января 2016 года.
То есть в 2016 году они могли подать заявление о проведении налогового мониторинга в 2017 году (п. 2 ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 № 348-ФЗ).
Как подать заявление о налоговом мониторинге
Чтобы инспекция приступила к мониторингу со следующего года, заявление о его проведении нужно подать:
- не позднее 1 июля текущего года, если в организации не проводится налоговый мониторинг;
- не позднее 1 сентября текущего года, если за последние три календарных года (включая текущий) в организации проводится налоговый мониторинг.
Об этом сказано в пунктах 1 и 1.1 статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.
Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 21 апреля 2017 № ММВ-7-15/323.
К заявлению о проведении мониторинга приложите:
- регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 21 апреля 2017 № ММВ-7-15/323;
- информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в вашей организации, если доля такого участия составляет более 25 процентов;
- учетную политику для целей налогообложения организации на текущий год;
- внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля.
Это следует из положений абзаца 3 пункта 6 статьи 105.26 и пункта 2 статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.
Требования к организации системы внутреннего контроля утверждены приказом ФНС России от 16 июня 2017 № ММВ-7-15/509.
Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно. Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 21 апреля 2017 № ММВ-7-15/323.
Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.
Принять решение налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором вы подали ей заявление. И в течение пяти дней после этого вам должны направить:
- либо решение о проведении налогового мониторинга. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 21 апреля 2017 № ММВ-7-15/323;
- либо мотивированный отказ в проведении такой процедуры. Форма решения об отказе в проведении налогового мониторинга утверждена приказом ФНС России от 21 апреля 2017 № ММВ-7-15/323.
Отказать в проведении налогового мониторинга инспекция может в трех случаях:
- если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
- если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
- если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.
Это следует из положений пунктов 4, 5 и 6 статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.
Если в организации уже проводится налоговый мониторинг и ее устраивает этот вид налогового контроля, то заявление о проведении мониторинга каждый год подавать не нужно. Следующие два года после года, в течение которого мониторинг в организации проводился впервые, инспекция будет его продолжать.
Если вы хотите отказаться от налогового мониторинга, то до 1 декабря года, предшествующего следующему периоду проведения мониторинга, подайте заявление об отказе в его проведении.
Хотите продлить налоговый мониторинг на четвертый год? Тогда подайте в инспекцию новое заявление о его проведении. Сделать это нужно не позднее 1 сентября года, в котором действие процедуры мониторинга заканчивается. В этом случае инспекция будет вновь проверять организацию на соответствие условиям, при которых возможен налоговый мониторинг.
Например, первое заявление о проведении налогового мониторинга организация подала в 2016 году. На основании этого заявления ИФНС проводит мониторинг в 2017 году. Если организация планирует применять мониторинг и в дальнейшем, то в 2017 году ей заявление подавать не нужно. Инспекция будет его продолжать и в 2018, и в 2019 годах. На 2020 год придется подать повторное заявление.
Срок – до 2 сентября 2019 года. Если же организация планирует отказаться от мониторинга с 2018 года, она должна подать заявление об отказе в его проведении до 1 декабря 2017 года.
Это следует из положений пунктов 1.1, 7 статьи 105.27 и абзаца 2 подпункта 3 пункта 3 статьи 105.26. Аналогичные разъяснения есть в письме ФНС России от 4 июля 2016 № ЕД-4-15/11937.
Когда инспекция может прервать налоговый мониторинг
Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг посреди года, если организация:
- нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейший мониторинг будет невозможным;
- в ходе информационного обмена представит недостоверные сведения;
- дважды (или более) откажет инспекции в представлении документов (информации), пояснений.
О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.
Такой порядок предусмотрен статьей 105.28 Налогового кодекса РФ.
Как инспекция проводит налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг инспекция проводит на своей территории на основании имеющихся у нее:
- деклараций (расчетов) по налогам;
- документов, представленных вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга;
- других документов, содержащихся в базе данных инспекции.
Помимо этого инспекция вправе запрашивать дополнительные документы (информацию), связанные с расчетом и уплатой налогов, требовать письменные или устные пояснения, а также привлекать к мониторингу экспертов и специалистов. Все это следует из положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 105.29 Налогового кодекса РФ.
Если инспекция затребовала в ходе мониторинга документы, то вы можете представить их на бумаге (копии или подлинники) или же в электронном виде. Последнее возможно, если документы, которые затребованы у организации, составлены в электронном виде по установленным форматам.
Передать такие документы в инспекцию можно разными способами:
- выслать в инспекцию по почте;
- вручить лично представителю инспекции (инспектору, который непосредственно проводит налоговый мониторинг, или сотруднику канцелярии инспекции);
- направить по телекоммуникационным каналам связи (если документы составлены в электронном виде по установленным форматам).
Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.29 Налогового кодекса РФ.
Порядок представления документов по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 № ММВ-7-2/168.
Как оформляют результаты налогового мониторинга
В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения.
Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 21 апреля 2017 № ММВ-7-15/323.
Мотивированное мнение направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.
Это следует из положений пункта 1 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ.
Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).
И организация, и инспекция обязаны исполнять мотивированное мнение. Кроме случаев, когда изменились существенные условия сделки, организация представила неполную или недостоверную информацию или изменились нормы законодательства.
Об этом сказано в пункте 7 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ.
Инициатива инспекции
Если в ходе налогового мониторинга сотрудники инспекции не нашли ошибок в расчете или уплате налогов, то мотивированное мнение они не составляют и о таких результатах организации не сообщают. Если же, по мнению проверяющих, нарушения есть, то они оформят мотивированное мнение.
Составить такой документ они должны не позднее чем за три месяца до окончания налогового мониторинга. То есть не позже 1 июля года, следующего за тем, который был охвачен мониторингом. Направить свое мнение в организацию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после его составления.
Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ.
Инициатива организации
Вы вправе самостоятельно обратиться в инспекцию за письменными разъяснениями, если засомневались в том, правильно ли рассчитали или заплатили налог по совершенной или планируемой сделке (операции), их совокупности, а также по другим совершенным фактам хозяйственной деятельности.
Обращаться нужно письменно. Запрос о предоставлении мотивированного мнения должен содержать:
- описание деловой цели и основные условия сделки;
- информацию о деятельности контрагентов или других участников сделки. В частности, укажите государства, налоговыми резидентами которых являются участники;
- позицию организации по вопросам расчета и уплаты налогов по данной сделке.
К запросу приложите копии документов, которые подтверждают информацию, указанную в запросе.
Отправьте запрос не позднее 1 июля года, следующего за периодом, в котором были совершены сделки, операции, факты хозяйственной жизни.
При подготовке мотивированного мнения инспекция вправе запросить у организации дополнительные документы и сведения.
В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. При условии что запрос вы подали не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом. В ответе инспекция опишет свою позицию по ситуации из запроса.
Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Такой порядок предусмотрен пунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ.
Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо возразить.
Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление. К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).
Если же вы придерживаетесь иной точки зрения и не следуете рекомендациям инспекции, представьте в инспекцию письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.
Сообщите в инспекцию о начале совершения планируемых сделок и операций, в отношении которых было составлено мотивированное мнение. Направьте уведомление не позднее, чем через месяц со дня начала их совершения. К уведомлению приложите документы, которые могут подтвердить выполнение мотивированного мнения.
Такой порядок предусмотрен пунктом 6 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ.
Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.
Это следует из положений пунктов 6, 7 и 8 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ.
Инспекция не позднее 1 декабря года, следующего за годом проведения налогового мониторинга, уведомит организацию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений. При условии что такие мнения (разъяснения, указания) были ей направлены (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).
Как действовать, если ФНС России инициировала взаимосогласительную процедуру
Взаимосогласительная процедура сводится к тому, что специалисты ФНС России рассматривают доводы организации и налоговой инспекции по спорному вопросу. И решают, на чьей они стороне. Если на стороне организации, то изменят мотивированное мнение инспекции. А если на стороне своих коллег – все останется без изменений.
Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с вами и с вашей налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).
О своем решении ФНС России сообщит организации. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения вам выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.
Организация в течение одного месяца со дня получения такого уведомления должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией налоговой инспекции или нет.
Такой порядок следует из положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 105.31 Налогового кодекса РФ.
Плюсы налогового мониторинга
Основной плюс налогового мониторинга в том, что благодаря ему организация будет избавлена от налоговых проверок. Ведь за периоды, которые попали под налоговый мониторинг, инспекции не могут проводить ни камеральные, ни выездные проверки.
Исключение составляют:
1) камеральные проверки, которые проводятся:
- если организация представила налоговую декларацию (расчет) позже 1 июля года, следующего за годом мониторинга;
- если организация представила декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
- при досрочном прекращении налогового мониторинга;
- если организация подала уточненную декларацию (расчет), в которой отразила уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка.
Это следует из положений пункта 1.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ;
2) выездные проверки, которые проводятся:
- вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
- при досрочном прекращении налогового мониторинга;
- если организация не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
- если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.
Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 Налогового кодекса РФ.