Как получить статус социально ориентированной некоммерческой организации
Перейти к содержимому

Как получить статус социально ориентированной некоммерческой организации

  • автор:

Как получить статус социально ориентированной некоммерческой организации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 25 июля 2022 г. № 27703-ТИ/Д04и “О порядке включения в реестр СОНКО”

Письмо Министерства экономического развития РФ от 25 июля 2022 г. № 27703-ТИ/Д04и
“О порядке включения в реестр СОНКО”

Минэкономразвития России в связи с поступающими обращениями граждан и организаций по вопросу включения организаций в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный во исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. N 1290 "О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее — постановление N 1290; реестр), просит обеспечить проведение разъяснительной работы с некоммерческим сектором о порядке формирования реестра.

Порядок формирования реестра определен Положением о порядке ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденным постановлением N 1290 (далее — Положение).

В соответствии с пунктом 3 Положения, в реестр включаются некоммерческие организации (далее — НКО), соответствующие одному из следующих критериев:

являющиеся получателями грантов Президента Российской Федерации по результатам конкурсов, проведенных организациями, уполномоченными на предоставление грантов Президента Российской Федерации, или получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, один раз и более в течение 3 лет на дату включения в реестр;

являющиеся исполнителями общественно полезных услуг;

являющиеся поставщиками социальных услуг;

являющиеся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

являющиеся благотворительными организациями, зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке и представившими в Минюст России сообщение о продолжении деятельности или отчетность в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" за 2 года, предшествующие дате включения в реестр;

являющиеся получателями имущественной поддержки, предоставленной федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на срок предоставления такой поддержки, но не более чем на 3 года.

Сведения об организациях, которые включаются в реестр с 1 января 2022 г., вносятся в Подсистему сбора и хранения данных Единого хранилища данных Министерства экономического развития Российской Федерации соответствующим органом власти или организацией, которые уполномочены на предоставление информации о них в соответствии с условиями, определенными пунктами 11-13 Положения.

Так, сведения о НКО-получателях субсидий и грантов, получателях имущественной поддержки вносят федеральные и региональные органы исполнительной власти, о НКО-победителях конкурсов Фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества и Президентского фонда культурных инициатив — указанные организации, о НКО-поставщиках социальных услуг — органы государственной власти субъектов Российской Федерации, о НКО-исполнителях общественно полезных услуг и о благотворительных организациях — Минюст России, об образовательных НКО — Рособрнадзор, о НКО-соответствующих критерию, утвержденному регионом — уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Организация, соответствующая нескольким критериям, включается в реестр на основании каждого критерия.

Если при реорганизации организация является правопреемником, она имеет право обратиться в орган власти или организацию, включившие ее в реестр, для внесения вновь образованной организации и исключения организации, которая ликвидирована.

Минэкономразвития России является органом исполнительной власти, осуществляющим ведение и размещение реестра в открытом доступе, а также осуществляющим методическое обеспечение деятельности органов власти и организаций, уполномоченных на включение НКО в реестр. Подчеркнем, что Минэкономразвития России не уполномочено включать организации в реестр.

Дополнительно отмечаем, что информация о порядке включения организаций в реестр размещена на официальном Интернет-ресурсе Минэкономразвития России — Системе поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, и доступна по ссылке: http://nko.economy.gov.ru/Public/NewsPage/Details.html?id=178.

Т.А. Илюшникова

Обзор документа

Разъяснен порядок включения организаций в реестр СОНКО. Перечислены критерии, которым необходимо соответствовать.

Ведением и размещением реестра в открытом доступе занимается Минэкономразвития. Однако оно не уполномочено включать организации в реестр.

С информацией о порядке включения организаций в реестр можно ознакомиться на официальном интернет-ресурсе Минэкономразвития — Системе поддержки СОНКО.

Порядок включения НКО в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций

Шаг 1. Некоммерческая организация соответствует критерию включения в реестр, определенным постановлением:

— получила грант Президента Российской Федерации;

— получила финансовую поддержку (субсидию или грант);

— получила имущественную поддержку;

— является поставщиком социальных услуг;

— является исполнителем общественно полезных услуг (ИОПУ);

— является благотворительной организацией, сдавшей отчетность в Минюст России;

— является частной образовательной организацией с соответствующей лицензией.

Шаг 2. Уполномоченный орган власти/организация САМОСТОЯТЕЛЬНО включают НКО в реестр (НКО не подают заявлений на включение в реестр):

Критерий по постановлению № 1290

Уполномоченный орган власти/организация, включающий (ая) НКО в реестр

получатель финансовой/имущественной поддержки (субсидий или грантов) на федеральном уровне

федеральный орган власти, оказавший поддержку

получатель финансовой/имущественной поддержки на региональном или муниципальном уровне

уполномоченный региональный орган власти (доступ в систему имеет только один орган от региона)

поставщик социальных услуг

уполномоченный региональный орган власти (доступ в систему имеет только один орган от региона)

получатель грантов Президента Российской Федерации

Фонд Президентских грантов,

Фонд культурных инициатив

исполнитель общественно полезных услуг (ИОПУ)

благотворительная организация, сдавшая отчетность в Минюст России

частная образовательная организация

Шаг 3. В случае, ЕСЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ОТСУТСТВУЕТ В РЕЕСТРЕ, обратиться в уполномоченный орган власти/организацию на федеральном или региональном уровне (см. таблицу выше).

Уполномоченным органом в Белгородской области является Министерство общественных коммуникаций. Для повышения эффективности взаимодействия НКО, в случае если отсутствует в реестре СОНКО, должно обратиться в администрацию муниципального образования или в профильное министерство Белгородской области.

Как получить статус социально ориентированной некоммерческой организации

Статья 31.4. Признание социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 287-ФЗ)

1. В случае, если социально ориентированная некоммерческая организация соответствует требованиям, указанным в пункте 2.2 статьи 2 настоящего Федерального закона, по решению уполномоченного органа или его территориального органа она может быть признана исполнителем общественно полезных услуг и включена в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг.

(в ред. Федерального закона от 14.11.2017 N 320-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Порядок принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, перечень и формы необходимых документов, порядок ведения реестра некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2.1. Оценка качества оказания общественно полезных услуг социально ориентированной некоммерческой организацией, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2.2 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

(в ред. Федерального закона от 18.03.2020 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Оценка результатов реализации социально ориентированной некоммерческой организацией, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2.2 статьи 2 настоящего Федерального закона, проектов по оказанию общественно полезных услуг осуществляется организацией, уполномоченной на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

(абзац введен Федеральным законом от 18.03.2020 N 60-ФЗ)

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 14.11.2017 N 320-ФЗ)

3. Перечень общественно полезных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с приоритетными направлениями, определяемыми Президентом Российской Федерации.

4. Социально ориентированная некоммерческая организация признается исполнителем общественно полезных услуг и включается в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг сроком на два года. По истечении указанного срока социально ориентированная некоммерческая организация может быть вновь признана исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. В случае возникновения обстоятельств, несовместимых в соответствии с пунктом 2.2 статьи 2 настоящего Федерального закона со статусом некоммерческой организации — исполнителя общественно полезных услуг, социально ориентированная некоммерческая организация может быть исключена из реестра некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг и право такой организации на приоритетное получение мер поддержки, предусмотренное пунктом 13 статьи 31.1 настоящего Федерального закона, утрачивается.

Незачет по НКО: чем плох реестр социально ориентированных организаций

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

5 июня для некоммерческого сектора в России произошло очень важное событие. Минэкономразвития опубликовало список социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). Реестр был нужен давно как минимум для отсева действительно социальных НКО от симулякров, созданных только ради получения грантов (в год до 4 тыс. НКО получают президентские гранты на сумму около 9 млрд руб.). Проблему порождало само устройство российского некоммерческого сектора.

Сектор без границ

Закон о некоммерческих организациях был принят еще в 1996 году. С тех пор он не раз менялся, и с 2008 года регистрация и ведение реестра НКО были возложены на Минюст, он же отвечал за прием и публикацию отчетов этих организаций. Фактически роль Минюста свелась к выборочному контролю и надзору за некоммерческим сектором. Параллельно с этим поддержка НКО в форме распределения субсидий по регионам оказалась в ведении Минэкономразвития.

Сам некоммерческий сектор всегда был очень неоднородным. К нему в России относятся не только классические НКО, например благотворительные фонды, но и многочисленные организации, попавшие в этот сектор просто потому, что больше их поместить некуда.

Возможно, поэтому к некоммерческому сектору относятся адвокатские палаты, бюро и коллегии, хотя адвокатов трудно заподозрить в некоммерческой деятельности, как и членов нотариальных палат, которые тоже причислены к НКО.

Другой пример: по российскому закону об образовании образовательная организация может существовать лишь в двух формах — некоммерческая или государственная. На самом деле это одна форма, в обоих случаях организация является некоммерческой, разница лишь в собственнике. Поэтому все частные университеты являются некоммерческими, даже если зарабатывают миллиарды рублей в год.

Как НКО зарегистрированы все госкорпорации, многочисленные профессиональные спортивные клубы и еще многие организации, деятельность которых никак нельзя назвать некоммерческой.

Благотворительные фонды и иные «классические НКО» неоднократно поднимали вопрос о том, как должна быть устроена классификация некоммерческого сектора и господдержка тех, кто действительно выполняет общественно значимые задачи. Дискуссия оживилась, когда в 2017 году изменились правила финансирования НКО и были введены конкурсы с четкими условиями принятия заявок. Критерии отсева НКО установил Фонд президентских грантов. Гранты не могут получить:

  • государственные организации;
  • потребительские кооперативы;
  • политические партии;
  • саморегулируемые организации;
  • объединения работодателей;
  • объединения кооперативов;
  • торгово-промышленные палаты;
  • товарищества собственников недвижимости;
  • адвокатские палаты;
  • адвокатские образования;
  • нотариальные палаты;
  • государственно-общественные и общественно-государственные организации;
  • микрофинансовые организации.

Я не буду утверждать, что эти критерии идеальны, но все же из действующих 335 тыс. НКО фильтр фонда оставляет около 202 тыс. Однако фильтр отсеивает лишь организационно-правовые формы, но не касается видов деятельности. Он не фильтрует научные организации, университеты, крупнейших поставщиков по госзаказу, негосударственные учреждения при РЖД или «Газпроме» (да, они тоже НКО) и, с другой стороны, не содержит исчерпывающего перечня видов социальной деятельности организации.

Выполнить эту задачу как раз и должен был ожидаемый много лет реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.

И вот он появился. И в предложенном виде не выдерживает никакой критики.

Кто попал в реестр

Первая редакция реестра была опубликована 5 июня. Выложенный файл содержал сведения о чуть менее чем 24 тыс. организаций, среди которых присутствовали, например, ОАО «РЖД», ОКБ «Сухой», 13 ведущих банков, включая Сбербанк. Это не говоря о тысячах ошибок форматирования, неверно указанных реквизитах и т.д. К 11 июня появилось обновление реестра, в котором часть наиболее очевидных проблем была исправлена, но самая главная — смысл существования такого реестра — решена не была.

Получилась компиляция базы Фонда президентских грантов, реестров НКО, представленных федеральными органами власти и властями регионов. Ответ на вопрос «Кому давать государственную помощь?» получился такой: давайте тем, кому давали раньше и кому давали другие. Фактически подобный подход блокирует господдержку тех, кто раньше не получал гранты.

Можно привести несколько очевидных примеров организаций, которые включены в реестр необоснованно, а также тех, кто по непонятным причинам не попал туда.

Русская православная церковь

Среди российских НКО есть несколько больших сетевых структур, но крупнейшей является Русская православная церковь (Московский патриархат). В нее входит около 18 тыс. организаций — приходов, благотворительных фондов, мастерских. Все они существуют в форме НКО, но в реестре присутствуют лишь 736, менее чем 4% от общего числа. Они ничем не отличаются от остальных 17 тыс. Получается, что одни приходы признаны социально ориентированными, а другие нет.

Образовательные учреждения

Всего в России 17 914 негосударственных образовательных учреждений, из них 1115 вузов. Из этого числа 2126 организаций попали в реестр СО НКО, в том числе 90 вузов. Например, там оказались Российский новый университет (годовая выручка за 2019 год 965 млн руб.) или университет «Синергия» (годовая выручка на конец 2019 года — 4 млрд руб.).

Вопрос в том, можно ли вообще относить вузы, тем более крупные коммерческие, к социально ориентированным НКО. Конечно, они выполняют ключевую социальную функцию, но у них есть и вполне понятная бизнес-модель.

Другие образовательные организации в реестре СО НКО — это в основном школы. Например, школы РЖД, которых в реестре оказалось 60 штук, а всего их у компании 275. Хочется понять, почему включили эти, а не остальные?

Профессиональные союзы

Профсоюзы — это один из наиболее спорных типов НКО. В России насчитывается 16 417 профсоюзных организаций разного уровня. Они существуют на членские взносы, а их деятельность не предполагает проектной работы, для чего и нужны гранты. Тем не менее гранты профсоюзы получают, хотя и редко. В последние годы они составляли не более 0,5% от общего числа получателей президентских грантов. Тем более странно, что в реестр СО НКО попали 173 профсоюзные организации.

Органы власти

Вот уже много лет наша команда тренируется в выявлении тех НКО, которые были учреждены органами власти и другими госучреждениями. Я писал об этом не так давно и могу лишь добавить, что идентификация таких организаций позволяет выявить и уход из-под регулирования госзакупок, и контрактацию органов власти со своими НКО, и множество других нюансов.

Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

В реестре СО НКО, вполне ожидаемо, оказалось немало на 100% государственных организаций. Например, в него попал Фонд кино, учрежденный российским правительством, или АНО «Парламентская газета» (учредители — Госдума и Совет Федерации), а также еще 136 организаций, созданных федеральными бюджетными учреждениями и органами власти. Сюда же можно отнести АНО «Платформа национальной технологической инициативы» и АНО «Университет НТИ 2035», созданные Агентством стратегических инициатив, в свою очередь, учрежденным правительством.

Получатели средств бюджета

Как минимум три организации в реестре СО НКО являются крупными подрядчиками для госсектора. Это отделения Всероссийского общества слепых в Краснодаре и Омске, а также Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Татарстана. К июню 2020 года у каждой из них было контрактов с государством по 44-ФЗ более чем на 1 млрд руб.

Если взглянуть на контракты с госкомпаниями, то более 1 млрд руб. через корпоративные контракты по 223-ФЗ получили Федерация хоккея России, Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» и футбольный клуб «Оренбург».

Должен ли критерий получения крупных контрактов использоваться для отсечения организаций, претендующих на государственные гранты? Я бы такой критерий не исключал.

Благотворители и общественники

Организации по смыслу и характеру своего существования, наиболее близкие к пониманию социально ориентированных НКО, — это благотворительные фонды и общественные объединения. Однако мы видим, что из 9150 действующих в России благотворительных фондов лишь 1017, то есть около 11%, оказались в реестре СО НКО, а из 58 634 действующих общественных организаций — лишь 10 635, или около 18%.

Неверный указатель

Получается, что Минэкономразвития провело огромную, но бессмысленную работу. В реестр СО НКО были включены государственные организации, крупнейшие частные университеты и поставщики для государственных нужд, но не попали десятки тысяч структур, куда больше подходящих под критерии социальной ориентированности.

Реестр СО НКО так и не стал классификатором, определяющим виды деятельности организаций и дающим четкие критерии оказания господдержки. Очень хочется надеяться, что ошибки в реестре вызваны именно непрофессионализмом, а не более банальными и приземленными причинами.

В качестве послесловия стоит сказать об опубликованном на сайте правительства постановлении от 11 июня 2020 года № 847 о реестре некоммерческих организаций, больше всего пострадавших из-за пандемии. Возможно, этот реестр будет лучше, чем реестр СО НКО, но методическое обеспечение подготовки реестра возлагается на Минэкономразвития. Ну а какой из этого министерства методист, уже понятно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *