Задачи социального обслуживания
Социальное обслуживание населения – это часть системы социальной защиты населения, целью которой является осуществление постоянной и единовременной помощи населению с целью улучшения условий его жизнедеятельности.
Основная цель социального обслуживания населения кроется в его определении – осуществление помощи населению, организация разнообразных форм помощи для граждан, испытывающих необходимость в ее оказании, содействие в преодолении трудных жизненных ситуаций.
Задачи социального обслуживания
Задачи социального обслуживания определяются видами социальных услуг, предоставляемых в рамках ФЗ «Об основах социального обслуживания населения» и заключается в следующем:
- поддержка жизнедеятельности населения, нуждающегося в оказании помощи, в быту;
- осуществление поддержки, сохранения и улучшения здоровья категории населения, нуждающегося в предоставлении социальных услуг, посредством ухода и оказания помощи в получении и проведении оздоровительных мероприятий, проведения диспансеризации с целью периодического наблюдения за здоровьем нуждающейся категории и выявлении отклонений в их здоровье;
- содействие в сохранении психологического баланса, оказание поддержки при нормализации и корректировке психологического состояния клиентов социальных служб для приспособления к условиям социальной среды в том числе посредством создания анонимного телефона доверия;
- профилактика отклоняющегося поведения и негативных факторов развития личности клиента социальных учреждений, создание положительных интересов, содействие в усвоении социальных норм и приобщении к культуре общества, организация досуга, содействие семье в обучении и воспитании детей;
- содействие в поиске, подборе и устройстве на работу, оказание помощи в трудовой адаптации;
- оказание юридической помощи, заключающейся в консультировании населения по правовым вопросам как платно, так и бесплатно, защита прав и интересов клиентов социальных учреждений;
- оказание услуг по реабилитации и адаптации людей с ограниченными возможностями, включая детей-инвалидов.
Помимо того, в сферу задач органов социальнго обслуживания входит оказание срочных социальных услуг, включающих такие услуги как бесплатное предоставление горячего питания и корзины продуктов, снабжение одеждой и обувью, предметами первой необходимости, оказание помощи в получении временного жилого помещения, оказание экстренной психологической помощи, организация работы психологов и священнослужителей для оказания психологического консультирования
Еще одной важной миссией социальных служб является социальное сопровождение родителей, опекунов и иных законных представителей прав и интересов несовершеннолетних посредством оказания помощи медицинского, психологического, педагогического, юридического и социального характера, но не относящейся к перечню социальных услуг.
Последняя задача органов социального обслуживания — осуществление превентивных мер в отношении обстоятельств, которые вызывают необходимость в получении социальных услуг посредством проведения мероприятий по обследованию условий жизни клиента социальной службы, выявление причин и факторов, вызывающих ухудшение условий жизни гражданина и разработка системы мероприятий по нейтрализации и ликвидации условий, негативно влияющих на уровень жизни человека.
Задачи комплексных центров социального обслуживания населения
В целях осуществления задач социального обслуживания, создаются комплексные центры социального обслуживания населения, т.е учреждения, осуществляющие деятельность по социальному обслуживанию населения в рамках поставленных федеральных законодательством целей и задач.
С какой целью предоставляются социальные услуги гражданам
Статья 3. Цели оказания государственной социальной помощи
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
С 01.01.2024 в абз. 2 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 24.07.2023 N 342-ФЗ). См. будущую редакцию.
поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
адресного использования бюджетных средств;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
С какой целью предоставляются социальные услуги гражданам
Детская мастерская «Самоделкин и Ко» 01.04.2023 12:00-13:00 Центральная городская детская библиотека
Hand – made студия «Мастерилки» Работа с бумагой 01.04.2023 13:00-14:00 Библиотека-филиал №6
«Здоровым – все здорово!» Час вопросов и ответов 06.04.2023 14:00-15:00 ЦБиблиотека-филиал № 6
Открытие выставки волжских художников «Весеннее настроение» 07.04.2023 14:00-15:00 ЦИК Центральная городская детская библиотека
Детская мастерская «Самоделкин и Ко» 08.04.2023 12:00-13:00 ЦИК Центральная городская детская библиотека
Hand – made студия «Мастерилки» Работа с бумагой 08.04.2023 13:00-14:00 Библиотека-филиал №6
«Праздников праздник и торжество из торжеств» Пасхальные посиделки 13.04.2023 14:00-15:00 Библиотека-филиал №6
Hand – made студия «Мастерилки» Работа с тканью 15.04.2023 13:00-14:00 Библиотека-филиал №6
Детская мастерская «Самоделкин и Ко» 15.04.2023 12:00-13:00 Центральная городская детская библиотека
Бенефис книги «Аленький цветочек»(165 лет книге С.Аксакова. К Международному дню детской книги) 20.04.2023 12:30-13:30 Библиотека-филиал №3
Детская мастерская «Самоделкин и Ко» 22.04.2023 12:00-13:00 ЦИК Центральная городская детская библиотека
Hand – made студия «Мастерилки» Работа с нитками 22.04.2023 13:00-14:00 Библиотека-филиал №6
Hand – made студия «Мастерилки» Работа с биссером 29.04.2023 13:00-14:00 Библиотека-филиал №6
Детская мастерская «Самоделкин и Ко» 30.04.2023 12:00-13:00 ЦИК Центральная городская детская библиотека
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!
Вы можете присоединиться к мероприятиям в наших группах в социальных сетях:
Право на социальное обслуживание
Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.
Социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Государство гарантирует гражданам право вне зависимости от пола и возраста на получение социальных услуг в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации.
Статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» закрепляет следующие принципы социального обслуживания граждан, в том числе оказания им социальной помощи:
1) адресности (в соответствии с которым государственная социальная помощь направлена на оказание поддержки конкретной категории лиц);
2) доступности (предполагающий равноправие на оказание государственной социальной помощи, государственное гарантирование по основным видам помощи, возможность получения помощи на дому);
3) добровольности (состоящий в том, что граждане могут согласиться или отказаться от социального обслуживания без принуждения их к его получению);
4) гуманности (в соответствии с которым граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на уважительное отношение к ним при оказании социальных услуг);
5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
6) конфиденциальности (заключающийся в том, что личная информация, полученная работниками социальных учреждений, составляет профессиональную тайну);
7) профилактической направленности (в соответствии с которым оказание государственной социальной помощи ориентировано, прежде всего, на сохранение здоровья человека).
Формы предоставления социального обслуживания:
— стационарная форма (в стационарных организациях социального обслуживания, например, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.). – предоставляется получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг;
— полустационарная форма – предоставляется получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток;
— форма социального обслуживания на дому является наиболее востребованной гражданами формой предоставления социальных услуг, приближенной к их потребностям и одновременно экономически выгодной. Ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек. Такая форма социального обслуживания должна компенсировать отсутствие родственного ухода, невозможность для членов семьи предоставлять уход и попечение своим старшим родственникам, но при этом сохранить проживание им в привычной для них среде.
При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:
1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;
2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;
5) оказание иных видов посторонней помощи.
Виды социальных услуг, представляемые гражданам (с учетом их индивидуальных потребностей):
— социально-бытовые;
— социально-медицинские;
— социально-психологические;
— социально-педагогические;
— социально-трудовые;
— социально-правовые;
— услуги в целях повышения коммуникативного потенциалаполучателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
— срочные социальные услуги – включают в себя:
1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) содействие в получении временного жилого помещения;
4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
6) иные срочные социальные услуги.
Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг.
При необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение). Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия
В каждом субъекте РФ установлен конкретный перечень предоставляемых гражданам социальных услуг.
Категории граждан, имеющих право на социальное обслуживание
Право на социальное обслуживание имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, беженцы случае наличия следующих обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности:
— полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
— наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
— наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
— отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
— наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
— отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— отсутствие работы и средств к существованию;
— наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании принимает уполномоченный орган субъекта РФ (в большинстве регионов – это органы социальной защиты населения).
Основания для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания:
— заявление, поданное в уполномоченный орган субъекта РФ гражданином или его законным представителем;
— обращение в уполномоченный орган субъекта РФ в интересах гражданина иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений.
Документы, которые необходимо предоставить в уполномоченный орган субъекта для получения социальных услуг гражданами:
— документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг и представителя (при обращении представителя);
— документ, подтверждающий полномочия представителя (при обращении представителя);
— документ, подтверждающий место жительства и (или) пребывания, фактического проживания получателя социальных услуг и представителя (при обращении представителя);
— документы (сведения), подтверждающие наличие у получателя социальных услуг обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, послуживших основанием для признания гражданина нуждающимся в социальных услугах в стационарной форме социального обслуживания;
— заключение уполномоченной медицинской организации об отсутствии медицинских противопоказаний для получения социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
— документы об условиях проживания и составе семьи (при ее наличии) получателя социальных услуг, доходах получателя социальных услуг и членов его семьи (при наличии), принадлежащем ему (им) имуществе, необходимые для определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;
— индивидуальная программа (при наличии действующей индивидуальной программы).
Условия предоставления социальных услуг:
Стационарная форма социального обслуживания.
Бесплатно социальные услуги предоставляются: несовершеннолетним детям; лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов; иным категориям граждан, которые установлены нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Для остальных категорий граждан размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Полустационарная форма социального обслуживания и предоставление социальных услуг на дому. Бесплатно социальные услуги предоставляются: несовершеннолетним детям; лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов; гражданам, среднедушевой доход которых на дату обращения за предоставлением социальных услуг ниже или равен полуторной величине прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ; иным категориям граждан, которые установлены нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Для остальных категорий граждан социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и на дому предоставляются за плату или частичную плату. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальных услуг и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.
Права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг
В соответствии со ст. 9 федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получатели социальных услуг имеют право на:
1) уважительное и гуманное отношение;
2) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;
3) выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;
4) отказ от предоставления социальных услуг;
5) защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством РФ;
6) участие в составлении индивидуальных программ;
7) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;
8) свободное посещение законными представителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
9) социальное сопровождение.
Согласно ст. 10 федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получатели социальных услуг обязаны:
1) предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта РФ сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;
2) своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;
3) соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.
Поставщики социальных услуг имеют право:
1) запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания;
2) отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем;
Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату (ст. 11 федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).
Поставщики социальных услуг обязаны:
1) осуществлять свою деятельность в соответствии с законом;
2) предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг;
3) предоставлять срочные социальные услуги;
4) предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;
5) осуществлять социальное сопровождение;
6) обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством РФ порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
7) выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
8) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг;
9) исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.
Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:
1) ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
2) применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
3) помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот (ст. 12 федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).
Порядок предоставления социального обслуживания
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.
На каждого гражданина социального услуг оформляется индивидуальная программа, которая является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
Гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.
Учреждения социального обслуживания
Организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание.
Виды учреждений социального обслуживания определяют в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставляемых услуг.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – специализированное государственное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:
— приемное отделение; — группа длительного пребывания; — отделение диагностики и социальной реабилитации; — отделение социально-правовой помощи; — семейная воспитательная группа; — отделение перевозки несовершеннолетних; — социальная гостиница.
Социальный приют для детей – специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. В состав приюта могут входить следующие структурные подразделения:
— приемное отделение; — отделение диагностики и социальной реабилитации; — отделение социально-правовой помощи; — отделение перевозки несовершеннолетних; — семейная воспитательная группа; — социальная гостиница.
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, – специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от 3 до 18 лет), и оказания содействия в их дальнейшем жизненном устройстве с использованием различных форм передачи на воспитание в семьи граждан.
В состав центра могут входить следующие структурные подразделения: — приемное отделение; — отделение диагностики и социальной реабилитации; — отделение социально-правовой помощи; — группа длительного пребывания; — семейная воспитательная группа.
Детский дом-интернат для умственно отсталых детей – государственное медико-социальное реабилитационное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания детей в возрасте от 4 до 18 лет с аномалиями умственного развития, нуждающихся по состоянию здоровья в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой адаптации.
В состав дома-интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие размещение воспитанников и предоставление им всех видов социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых).
Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками – государственное реабилитационное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с сохранным интеллектом в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также в социально-трудовой адаптации с одновременным обучением их по программе общеобразовательной школы.
В состав дома-интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие размещение воспитанников и предоставление им всех видов социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых).
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями – государственное учреждение, осуществляющее социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются.
В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:
— отделение медико-социальной реабилитации;
— отделение профессиональной реабилитации; — отделение психолого-педагогической помощи; — отделение дневного пребывания; — стационарное отделение.
Центр социальной помощи семье и детям – государственное учреждение, предназначенное для оказания семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
В состав центра могут входить следующие структурные подразделения, обслуживающие семьи или отдельных граждан:
— организационно-методическое отделение; — отделение приема граждан; — консультативное отделение; — отделение социально-экономической помощи; — отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями; — отделение психолого-педагогической помощи; — стационарное отделение; — отделение срочного социального обслуживания; — отделение дневного пребывания несовершеннолетних; — отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; — отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
Комплексный центр социального обслуживания населения – государственное комплексное учреждение, предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов и содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:
— организационно-методическое отделение; — консультативное отделение; — отделение срочного социального обслуживания; — отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан; — отделение дневного пребывания детей и подростков; — отделение психолого-педагогической помощи семье и детям; — отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения); — специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения); — отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов; — отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов (может находиться в качестве самостоятельного структурного подразделения при органе социальной защиты населения); — отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; — отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями.
Центр психолого-педагогической помощи населению – государственное учреждение, предназначенное для обеспечения психологической защищенности населения, поддержки и укрепления его психического здоровья, создания благоприятных социально-педагогических и социально-психологических условий для семейного воспитания детей и их социальной защиты.
В состав центра могут входить следующие структурные подразделения: — организационно-методическое отделение;
— отделение приема граждан; — консультативное отделение; — отделение психолого-педагогической помощи.
Центр экстренной психологической помощи по телефону – государственное учреждение, предназначенное для предоставления экстренной психологической помощи различным категориям и группам населения. Помощь по телефону предоставляется центром круглосуточно и бесплатно.
Кризисный центр помощи женщинам – государственное учреждение, предназначенное для оказания помощи и социальной реабилитации женщин, подвергшихся физическому или психическому насилию, потерявших жилье или работу, оказавшихся в экстремальных психологических и социально-бытовых условиях. В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:
— отделение дневного пребывания; — стационарное отделение.
Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов – государственное комплексное учреждение, осуществляющее организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг.
В состав центра могут входить следующие структурные подразделения: — отделение социального обслуживания на дому; — специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому;
— отделение дневного пребывания; — отделение срочного социального обслуживания; — социально-реабилитационное отделение; — социальная столовая.
Дом-интернат (отделение) милосердия для престарелых и инвалидов – государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, а также для организации питания, ухода и посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
В состав дома-интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему, размещению клиентов, предоставлению им всех видов социальных услуг, а также карантинное отделение, изолятор, морг и ритуальный зал.
Специальный дом-интернат (специальное отделение) для престарелых и инвалидов – государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, из числа:
— освобождаемых из мест лишения свободы; — ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка; — занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством; — систематически и грубо нарушающих правила внутреннего распорядка в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа государственной системы органов социальной защиты населения.
Психоневрологический интернат – государственное специализированное медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания и обслуживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (старше 18 лет), страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также для обеспечения соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности и оказания всего комплекса социальных услуг.
Специальный дом для одиноких престарелых – государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного проживания одиноких граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар из их числа, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей.
Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов – государственное (муниципальное) специализированное учреждение, предназначенное для проведения в стационарных условиях социально-оздоровительных и профилактических мероприятий в целях продления возможности самореализации гражданами пожилого возраста (мужчинами старше 60 лет и женщинами старше 55 лет) и инвалидами, сохранившими способность к самообслуживанию и активному передвижению, своих жизненно важных потребностей путем укрепления здоровья, повышения физической активности, а также нормализации психического статуса.
Геронтологический центр – государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), в том числе инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, а также для организации питания, ухода и посильной трудовой деятельности, осуществления научно-практической и организационно-методической работы в области геронтологии и гериатрии, а также для проведения работы по повышению квалификации кадров учреждений социального обслуживания.
Учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий – это дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации и другие. Указанные учреждения являются государственными специализированными учреждениями социальной помощи, предназначенными для предоставления временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам старшего возраста и инвалидам, а также для оказания содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы) к условиям жизни в обществе.
В состав учреждений могут входить структурные подразделения, обеспечивающие:
— предоставление для временного пребывания или ночлега отдельного койкоместа каждому клиенту с комплектом постельных принадлежностей и предметами личной гигиены; — оказание первой доврачебной помощи, проведение санитарной обработки, направление нуждающихся на лечение в учреждения здравоохранения; — предоставление талонов на одноразовое (в сутки) бесплатное питание; — содействие в обеспечении нуждающихся протезами, слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями; — содействие в трудовом устройстве, в том числе в самом учреждении; — содействие в оформлении документов, удостоверяющих личность; — оказание разносторонней помощи, в том числе в виде консультаций по юридическим вопросам, бытовых услуг и предоставление других видов социального обслуживания.
Геронтопсихиатрический центр (отделение) – специализированное учреждение (отделение), предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин до 60 лет и женщин до 55 лет), в том числе инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также для создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, организации питания, ухода и посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга, осуществления научно-практической работы в области психиатрии у лиц старших возрастных групп и проведения работы по повышению квалификации работников психоневрологических домов-интернатов.
Дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов – специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также для создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечения питания и ухода, организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда – специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания ветеранов войны и труда, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также для создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечения питания и ухода, организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Порядок оформления пожилого человека в организацию социального обслуживания
1. Выбор желаемого типа организации социального обслуживания.
Существует несколько типов подобных организаций, например:
1. Дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов – учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов I и II групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, и предоставления им необходимых социальных услуг.
2. Дом-интернат (отделение) милосердия для престарелых и инвалидов – учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания пожилых граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов I и II групп, находящихся на постельном режиме или передвигающихся с посторонней помощью, и предоставления им необходимых социальных услуг.
3. Геронтологический центр – учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан старческого и престарелого возраста, в том числе инвалидов, предоставления им социальных услуг, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности и осуществляющее научно-практическую и организационно-методическую деятельность в области геронтологии и гериатрии.
2. Обращение за предоставлением социального обслуживания.
Обратиться в уполномоченный орган субъекта РФ (управление или отдел, занимающийся вопросами социальной защиты) с заявлением о предоставлении социального обслуживания может как сам пожилой гражданин, так и его законный представитель. Основанием для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании является, в частности, полная или частичная утрата возможности самостоятельно себя обслуживать, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу возраста, заболевания или инвалидности (ст. ст. 14, 15 Закона № 442-ФЗ). К заявлению необходимо приложить комплект документов, перечень которых устанавливается законодательством субъекта РФ:
1) паспорт нуждающегося гражданина и паспорт его законного представителя, если гражданин является недееспособным;
2) документ, содержащий сведения об обстоятельствах, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина;
3) документ, подтверждающий обстоятельства, препятствующие выполнению членами семьи или близкими родственниками не способного к самообслуживанию гражданина обязанностей по уходу за ним (например, отдаленность проживания, длительные командировки и т.д.);
4) заключение медицинской организации о состоянии здоровья гражданина, в том числе об отсутствии заболеваний, являющихся противопоказаниями к социальному обслуживанию. Противопоказания установлены п. 11 Временного положения о доме-интернате (отделении) милосердия для престарелых и инвалидов, утв. Приказом Минсоцзащиты России от 11.10.1993 № 180, и Приказом Минздрава России от 29.04.2015 № 216н;
5) справка учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности (при наличии);
6) заключение врачебной комиссии психоневрологического диспансера или больницы с диагнозом и указанием рекомендуемого типа организации социального обслуживания;
7) решение суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным (при наличии);
8) сведения о доходах гражданина и членов его семьи за последние 12 месяцев (за исключением сведений о размерах пенсии по инвалидности и (или) по старости).
Решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в нем должно быть принято в течение пяти рабочих дней и сообщено заявителю.
3. Получение индивидуальной программы.
Гражданину, признанному нуждающимся в получении социальных услуг, выдается индивидуальная программа, в которой указываются форма (формы) социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, перечень рекомендуемых организаций социального обслуживания (поставщиков социальных услуг). Для гражданина программа носит рекомендательный характер (ст. 16 Закона № 442-ФЗ). Индивидуальная программа выдается в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления.
4. Заключение договора о предоставлении социальных услуг.
После получения индивидуальной программы необходимо обратиться в рекомендованную организацию социального обслуживания для заключения договора о предоставлении социальных услуг. Договор между гражданином или его законным представителем и организацией социального обслуживания должен быть заключен в течение одного дня с даты предоставления индивидуальной программы в данную организацию (ст. 17 Закона № 442-ФЗ).
Материал подготовлен с использованием СПС «Консультант плюс».
Что такое социальное обслуживание и кому оно положено
Ситуации, когда пожилой беспомощный человек остается один на один со своей проблемой, к сожалению, встречаются нередко. Дети далеко, у внуков своя жизнь, выход один — господдержка и помощь соцработника. Расскажем, кому и что положено.
«Да у нас не только пенсионеры нуждаются в помощи», — скажете вы, и будете правы. Действительно, есть многодетные семьи или тяжелобольные люди, которым физически не все доступно. Им и еще ряду категорий граждан также можно рассчитывать на социальное обслуживание.
Социальное обслуживание: что это и чем подкреплено на законодательном уровне
Социальное обслуживание — это государственная поддержка отдельных категорий граждан. Ее суть в предоставлении социальных услуг тем, кто остро в них нуждается. Помощь могут оказывать на постоянной или периодической основе, а также разово (когда ситуация требует срочности).
Кому и какие виды социальных услуг можно получить, регламентирует федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.2013. Его приняли в начале 2015 года, он кардинально изменил подход в социальном обслуживании населения:
- Расширили список поставщиков социальных услуг. До этого момента соцпомощь оказывали исключительно госучреждения, но с 1 января 2015 года таким правом наделили и негосударственные организации — ИП, коммерческие и некоммерческие компании, которыми пополнили реестр поставщиков.
- Пересмотрели обязанности учреждений соцобслуживания. Если ранее они занимались признанием граждан нуждающимися в соцподдержке, то теперь их лишили этих полномочий и вменили им функции поставщика соцуслуг.
Право признавать граждан нуждающимися в социальном обслуживании перешло специальной комиссии.
- Изменили тактику в оказании соцпомощи населению. Теперь основной упор сделан на профилактику и индивидуальный подход. Также появилось нововведение — «социальное сопровождение», т. е. ведомства оказывают гражданам юридическую, медицинскую и иную помощь, не относящуюся к соцуслугам ( ст. 22 ФЗ-442).
- Обозначили основание, при котором граждан можно признать нуждающимися в соцобслуживании. Это возникновение обстоятельств, которые негативно влияют на условия жизнедеятельности человека.
- При расчете платы за услуги в полустационарных условиях и на дому стали учитывать уровень среднедушевого дохода человека, получившего соцпомощь. Организовали адресный подход к гражданам — теперь такие услуги смогут получить бесплатно те, у кого среднедушевой доход не превышает 1,5 прожиточных минимума в конкретном регионе. Также законодательно закрепили предельный размер платы за соцуслуги.
Как оформить пособие по уходу за инвалидом
Со стороны Минтруда разработали документы, регламентирующие примерный порядок предоставления социальных услуг:
- Приказ №939н от 24.11.2014 г. — социальное обслуживание на дому;
- Приказ №938н от 24.11.2014 г. — в полустационарных условиях;
- Приказ №935н от 24.11.2014 г. — стационарная помощь.
О формах социального обслуживания (на дому, стационар или полустационар) сказано и в ст.19 ФЗ-442.
Регионы вправе устанавливать свой порядок оказания соцпомощи (естественно, считаясь с федеральным законодательством). Поэтому в названии приказов Минтруда фигурирует словосочетание «примерный порядок».
Чтобы точно знать, какие услуги можно получить в конкретном субъекте РФ, необходимо проштудировать местное законодательство.
Когда в семье живет тяжелобольной человек, на его лечение уходит львиная доля дохода семьи. И отказаться в этом случае от каких-то лекарств или процедур, к сожалению, нельзя. Но есть возможность снизить нагрузку на бюджет — воспользоваться рассрочкой на лечение с картой «Халва». Это не только беспроцентная рассрочка на несколько месяцев, но и возврат кешбэка за оплату товаров и медуслуг.
Иногда здоровье требует немедленных вложений. Нужно попасть на прием к врачу, заменить очки, вылечить зуб, купить лекарства или тонометр? Умная карта «Халва» позаботится о вас. Перед вами откроют двери лаборатории, частные клиники, стоматологии и ортопедические салоны. Халва предлагает оплатить товары и услуги в рассрочку равными долями до 24 месяцев. Рассрочка беспроцентная, поэтому размер переплаты составит 0%. Безусловные плюсы волшебной карты: до 15% начислений на остаток по карте, до 10% кешбэка за покупки и бесплатное обслуживание. Будьте здоровы!
Виды социальных услуг
Их регламентируют два документа:
-
от 28.12.2013 г. — прописаны виды социального обслуживания; от 24.11.2014 г. — каждый вид услуг из статьи №20 раскрыт детальнее.
И снова в формулировке названия Постановления №1236 есть слово «примерный». Значит, разработка точного перечня отдана на откуп регионам.
Какие виды социальных услуг могут предоставить населению:
- Медицинские — помощь в измерении давления, контроль за приемом лекарств, наблюдение за здоровьем и консультации по возникающим вопросам, занятия по адаптивной физкультуре и т. д.
- Психологические — консультирование, психологическое попечительство, предоставление анонимной помощи.
- Педагогические — обучение по уходу за тяжелобольным родственником (получателем соцпомощи), занятия с родителями по обучению навыкам самообслуживания и общения у детей-инвалидов, проведение праздников и т. д.
- Социально-бытовые услуги — покупка и доставка на дом продуктов питания, прессы, книг, средств гигиены и ухода, промтоваров первой необходимости, оплата платежек ЖКХ (все расходы несет получатель услуги).
Помощь в приготовлении и приеме пищи, проведении гигиенических процедур, уборке, ремонте, недлительном присмотре за детьми, отправке почтовой корреспонденции и т. д.
- Правовые — помощь в оформлении и восстановлении утраченных документов, защита прав и интересов, консультации по юридическим вопросам (в т. ч. бесплатные).
- Социально-трудовые — помощь в получении профобразования (в т. ч. детьми-инвалидами), трудоустройстве и трудовой адаптации.
- Срочные — снабжение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, одеждой, обувью, помощь с временным жильем, поддержка в получении экстренной психологической помощи и т. д.
- Улучшение коммуникативных навыков у людей с ограничениями, в т. ч. у детей-инвалидов — обучение компьютерной грамотности, развитие навыков поведения в быту и общественных местах, занятия с инвалидами по освоению средств ухода за собой и использованию технических средств реабилитации.
Кто вправе получать от государства социальные услуги
Поводом обратиться за помощью может быть не только одинокая старость или наличие в семье ребенка с инвалидностью. Как мы уже говорили, рассчитывать на господдержку могут люди, в чьей жизни обстоятельства привели (или вскоре приведут) к ухудшению условий жизнедеятельности.
Что это за обстоятельства:
- Частичная или абсолютная потеря возможности обслуживать себя, передвигаться без посторонней помощи из-за травмы, заболевания, инвалидности и в силу преклонного возраста.
- Имеющиеся в семье люди с инвалидностью (в т. ч. дети), которым требуется постоянный уход.
- Дети (в т. ч. приемные и усыновленные) со сложностями в социальной адаптации.
- Отсутствие ресурсов для должного ухода за ребенком или инвалидом.
- Нездоровая обстановка в семье, в которой происходят конфликты с лицами, имеющими психические расстройства, игровую, наркотическую и алкогольную зависимость, а также случаи применения насилия.
- Отсутствие жилья, в т. ч. у граждан, не достигших 23 лет и являющихся выпускниками учреждений для детей-сирот.
- Отсутствие работы и денег на жизнь.
- Другие причины, которые российское законодательство относит к обстоятельствам, снижающим условия жизни человека.
Полный перечень обстоятельств, при которых человека признают нуждающимся в соцобслуживании, прописан в ст. 15 Федерального закона №442-ФЗ.
В помощь регионам Минтруд России разработал рекомендации по определению индивидуальной потребности граждан в соцуслугах. Они собраны в Приказе №500н от 30.07.2014.
Льготным категориям граждан государство, помимо пенсий, выплачивает субсидии и иные социальные выплаты. Получать их на карту «Халва» (на базе платежной системы «Мир») не только удобно, но и выгодно. Владелец карты вправе пользоваться всеми преимуществами Халвы: возвращать кешбэк за покупку и получать доход в виде начисления на остаток денег.
Удобно, когда все средства приходят на одну карту, и Халва предлагает такую возможность! Если у вас уже есть Халва на базе платежной системы «Мир», вы можете предоставить ее реквизиты для получения субсидий, пенсии и других соцвыплат. А если ваша карта работает на базе Visa и Mastercard, то вы можете открыть виртуальную Халву с национальной платежной системой и получать максимум выгоды.
Кому соцобслуживание положено бесплатно
За человеком могут признать право получать социальные услуги, но это не значит, что их предоставят абсолютно бесплатно.
В ст. 31 ФЗ-442 прописаны льготные категории граждан, которые не должны платить за социальное обслуживание на дому, в стационарных или полустационарных условиях:
- дети до 18 лет;
- пострадавшие в чрезвычайных ситуациях и вооруженных конфликтах;
- участники и инвалиды ВОВ, инвалиды боевых действий, граждане, награжденные знаками отличия;
- граждане, чей среднедушевой доход ниже предельной величины, установленной в регионе для бесплатного соцобслуживания — не менее 1,5 прожиточных минимума (оплату не возьмут лишь за услуги на дому и при полустационаре).
Регионы вправе дополнять этот перечень иными категориями граждан.
В остальных случаях получатели соцобслуживания должны платить за предоставленные услуги, но стоимость будет ниже стандартной. В ст. 32 Федерального закона №442-ФЗ прописаны правила их расчета.
О бдительности
Речь идет о семьях, которым положено социальное обслуживание на дому. То есть к ним периодически будет приходить сотрудник из ЦСО (это центр социального обслуживания населения) и помогать по хозяйству.
Обычно там, где есть возможность попасть в чужую квартиру, всегда найдутся нечистые на руку люди. Кого стоит опасаться? Доброхотов, которые вдруг появляются на пороге и под видом социального работника чуть ли не уговаривают принять помощь.
Настоящие соцработники по самую маковку загружены обязанностями и точно не станут ходить по квартирам, не зная, где бы еще себя применить. Поэтому важно убедиться, что заявка на получение соцпомощи была отправлена в настоящий, а не липовый ЦСО. Его представитель начнет оказывать соцпомощь только после того, как будет заключен официальный договор.
К сожалению, чаще всего жертвами злоумышленников становятся самые незащищенные и доверчивые категории населения: пожилые люди и инвалиды.
Несчастные случаи, временная потеря трудоспособности и даже инвалидность — застраховать свое здоровье и не переживать о возможных тратах на лечение поможет страхование здоровья от Совкомбанка. Что бы ни случилось, вы не окажетесь один на один со своей проблемой!
Говорят, никто не застрахован от несчастного случая. На самом деле это не так. Обладатели полиса «Несчастный случай» от Совкомбанк Страхования застрахованы от травм, потери трудоспособности, инвалидности и других рисков. Выплаты от 30 тысяч до 30 млн рублей. В жизни бывает всякое, всегда лучше подстраховаться заранее!
Подача документов
Осталось разобраться, куда подавать заявление и какие к нему приложить документы.
Подавать заявление можно в электронной форме, лично или через законного представителя. Есть несколько способов подачи документов: в личном кабинете на Госуслугах, через многофункциональный центр (МФЦ), в уполномоченный орган субъекта РФ (его назначают местные органы власти).
Какие документы необходимо предоставить вместе с заявлением:
- Паспорт получателя соцуслуг или его представителя.
- Справка о регистрации по месту жительства по утвержденной форме.
- Документ, доказывающий наличие обстоятельств, которые влияют на условия и качество жизни человека.
- Заключение о состоянии здоровья.
- Заключение врача о том, что у человека нет заболеваний, препятствующих получению услуг (к примеру, больному туберкулезом не окажут соцпомощь на дому).
- Решение суда о недееспособности.
- Справка об инвалидности с указанной группой.
- Справка о составе семьи, условиях проживания и доходах.
- Документ, доказывающий невозможность со стороны родственников обеспечить уход (тяжелые заболевания, проживание в другом городе и т. д.).
Что происходит дальше: уполномоченный орган субъекта РФ решает, предоставлять ли соцпомощь или отказать в ней. Для оценки всех обстоятельств у него есть пять рабочих дней с момента подачи заявления. Если необходимы срочные соцуслуги, то решение принимают немедленно.
Причины, по которым гражданину могут дать от ворот поворот, указаны в ст.18 ФЗ-442. Но отказ — не повод сложить руки. Решение всегда можно обжаловать в суде.
Для граждан, за которыми признали право на соцобслуживание, составят программу предоставления соцпомощи. В ней укажут форму оказания соцуслуг, периодичность и сроки, виды социального обслуживания и мероприятия, которые необходимо провести.