Нормативно правовой акт как источник права
Перейти к содержимому

Нормативно правовой акт как источник права

  • автор:

3. Нормативно – правовой акт как источник права: понятие, признаки, виды

Нормативно-правовой актэто официальный письменный документ особой формы принятый в четко обозначенном процедурном порядке правотворческим (компетентнымфициальный письменный документ особой формы принятый в четко обозначенном процедурном порядке правотворческим ()) органом государства и содержащий нормы права.

Имеет форму официального письменного документа и реквизиты: наименование, дату принятия, орган принявший, подпись соответствующего должностного лица;

Нормативно-правовой акт – это систематизированный документ;

Принимается в четко обозначенном процедурном порядке компетентным правотворческим органом государства или в соответствии с Конституцией непосредственно населением путем референдума;

Содержит нормы права, которые этим нормативно-правовым актом устанавливаются, изменяются или отменяются;

Охраняются государством от нарушения;

Нормативно-правовой акт является господствующим источником права в странах с Романо-германской правовой системой (Россия, Германия, Австрия. Испания и т.д.).

Виды нормативно-правовых актов

Наибольшее распространение, а также научный и практический смысл имеет деление нормативно-правовых актов по уровню их юридической силы на законы и подзаконные акты.

Закон как нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды, место и роль в системе нормативно-правовых актов

Закон это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке (по особой процедуре) или непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.

Закон занимает ведущее положение в системе нормативно-правовых актов.

Признаки закона:

Это нормативно-правовой акт, так как он содержит нормы права;

Обладает высшей юридической силой. Его не может отменить никакой другой орган, кроме принявшего, его содержанию не должны противоречить все иные нормативно-правовые акты. Все другие нормативно-правовые акты издаются на основе закона и во его исполнение.

Принимается по особой процедуре высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или в порядке референдума. Конституцией государства устанавливается четкая процедура принятия законов, отличающаяся сложностью по сравнению с процедурой принятия подзаконных нормативно-правовых актов.

Регулирует наиболее важные и устойчивые общественные отношения.

Является фундаментальным юридическим документом. Служит базой, основой, ориентиром деятельности государственных органов.

Должен выражать волю и интересы народа.

Виды законов по их юридической силе:

Конституция (закон законов) – это основополагающий учредительный политико-правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и форму государственного устройства, систему и полномочия государственных органов. Конституция занимает верховное место в иерархии системы законодательства, все другие нормативно-правовые акты не могут ей противоречить.

Федеральные конституционные законы (в некоторых зарубежных странах, например, во Франции, их называют органическими). Это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией. Они являются своеобразным продолжением Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (например, федеральные конституционные законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека, о референдуме Российской Федерации, о судебной системе, об арбитражных судах, о военных судах, о государственном гербе, о государственном флаге, о государственном гимне и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия. Органический закон, в некоторых странах именуется фундаментальный закон или конституционный закон — термин юриспруденции, возникший во Франции и существующий в основном в странах, испытавших влияние французской правовой системы. Охватывает законодательство, регулирующее основы государственного строя. Важнейшим из органических законов является конституция. Законодательство России не использует термин «органический закон»; вместо него используются термины конституционное право (в самом узком смысле — Конституция и прямо вытекающие из неё нормы), «государственное право» (законодательство, регулирующее деятельность государственных органов) и «административное право» (в самом широком смысле — законодательство и подзаконные акты, регулирующие отношения внутри публичной сферы, а также пределы вмешательства сферы публичной в сферу частную).

Правильное определение — Органический закон, это такой вид закона, который находится между Обычным законом и Конституцией. Используется в некоторых странах.

Органические законы США

Органические законы США включены в Кодекс США. Указанные законы включают следующие:

Декларация независимости США,

Статьи Конфедерации и вечного союза,

en:Northwest OrdinanceСеверо-западный ордонанс

Все перечисленные документы в совокупности образуют первую часть Кодекса США, где описываются основы государственного устройства Соединённых штатов Америки.

Согласно действующей Конституции Франции, «органические законы» — это краткий фиксированный перечень законов, существование которых предусмотрено в самом тексте Конституции. Указанные специальные уставы определены рамками конституционных положений, в особенности в связи с преамбулой, касающейся соблюдения прав личности, и наряду с Конституцией имеют конституционную силу, то есть имеют приоритет перед обычными законами и постановлениями, хотя они принимаются, как и обычные законы, не на референдуме, а Парламентом Франции, с тем отличием, что на принятие органического закона требуется согласие Конституционного совета Франции.

Данный механизм обеспечивает Французской конституции необходимую гибкость. Такие положения, как процесс принятия бюджета и социальное страхование, отнесены к сфере органических законов, и для их изменения нет необходимости в той же сложной процедуре, что требуется для изменения Конституции.

Важной категорией органических законов являются законы о бюджетной системе.

Органические законы также предусмотрены законодательством ряда латиноамериканских стран (например, Перу).

Федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и др.).

Законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, закон Нижегородской области о фармацевтической деятельности и т.д.).

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

по субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);

по предмету правового регулирования или по отраслям права (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

по сроку действия (постоянные законы и временные (принимаются на определенный срок, например, законы о бюджете РФ)) и т.д.

по характеру (текущие и чрезвычайные);

по сферам действия (общефедеральные и региональные);

по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

по степени систематизации (обычные и кодификационные). В кодификационном законе обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Основы законодательства и др.). Кодексы регулируют достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, семейные);

по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные). Порядок принятия обыкновенных законов более простой. В частности, в Российской Федерации они считаются принятыми, если за их утверждение подано более половины голосов от общего состава депутатов Государственной Думы;

по объему регулирования (общие и специальные). Общие законы посвящены целой сфере общественных отношений, например, кодексы. Специальные законы регулируют более узкие области общественных отношений, например, ФЗ «О судебных приставах», ФЗ «О полиции» и т.д. ;

Нормативно-правовой акт как источник права

Источник права – это форма внешнего выражения нормы права.

Ряд ученых отождествляет источник и форму выражения права, другие же проводят между ними разницу, определяя источник как явление, которое порождает норму права. Нормативно-правовой акт является одним из важнейших источников права, он издается компетентным органом или принимается всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливая, отменяя или изменяя нормы права.

Данный источник права создает основу для четкости и стабильности правового регулирования, возможности ознакомления с правовыми предписаниями. С помощью любого документа возможно облегчение надзора за исполнением юридических предписаний, их толкованием, систематизацией и учетом. Нормативно-правовой акт имеет письменную форму, строго документирован и имеет особый процессуальный порядок принятия.

Издавать нормативные акты имеют право только особые органы, которые наделены законодательными полномочиями. Данные акты регламентируют определенный вид деятельности, категорию общественных отношений, которые распространяют свое действие на определенный круг лиц, органов. Применение нормативно-правовых актов осуществляется в отношении широкого круга. Этим нормативные акты отличаются от правовых актов индивидуального значения, в том числе приговоров суда.

Все нормативно-правовые акты находятся в строгой иерархии, от которой зависит юридическая сила данных актов. Так, нижестоящие акты не могут противоречить вышестоящим. Все нормативные акты должны соответствовать Конституции РФ, иные законы (конституционные и обыкновенные) также не могут противоречить основному закону. Например, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ должны в полном объеме соответствовать нормам действующего законодательства.

Закон – это нормативный правовой акт, который принят в особом порядке высшими представительными органами законодательной власти или путем непосредственного волеизъявления населения за счет референдума, регулируя наиболее важные общественные отношения. Закон – это основа правовой системы государства, но не единственный ее источник. Источниками права также могут быть обычай, правовой прецедент, правовая доктрина, нормативный договор.

Рисунок 1. Источники права. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Признаки нормативно-правового акта

Нормативно-правовой акт имеет следующие признаки:

  • Представляет собой высшую форму выражения государственной воли народа. Он фактически является воплощением суверенитета. Иные нормы права развивают положения данного закона. Высшая юридическая сила закона означает невозможность другого законодательного органа издавать данные юридические акты. После принятия нового закона неизбежно происходит отмена предыдущего, внесение изменений во все другие акты по тому же вопросы, которые противоречат его содержанию.
  • Нормы права, которые содержатся в нем, регламентируют определенные общественные отношения. Должна быть соблюдена законодательная процедура, которая распадается на ряд стадий. В частности, необходимо соблюсти процедуру подготовки законопроекта, законодательной инициативы, обсуждения законопроекта, принятия закона и его дальнейшего обнародования.
  • Акт — это официальный письменный документ. Документ является официальным и должен иметь специфические реквизиты, в том числе наименование, дату вступления в законные силу, реквизиты и номер документа. *Акт принимается в ходе творческой (правотворческой деятельности), заниматься которой могут только спецсубъекты, имеющие соответствующую компетенцию.
  • Нормативно-правовые акты имеют государственно-властный характер, они обязательны для исполнения всеми субъектами, которым нормативный акт адресован. Акт рассчитан на многократную реализацию, на тот период, пока он действует.
  • Нормативно-правовой акт может установить, изменить или отменить нормы права.
  • Закон направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений. Незначительные отношения (например, бытовые) не подлежат правовому регулированию.

Если принятый нормативный акт нарушает права и свободы человека и гражданина, противоречит уже имеющимся нормам, в том числе Конституции РФ, то он подлежит отмене. Принятый закон может быть проверен на предмет соответствия Конституции РФ, а Конституционный Суд РФ может признать его незаконным, причем как полностью, так и в части, и прекратить действие закона полностью или в части.

Специфика нормативного акта как источника права

Источник права – это объективная реальность. Право должно быть облачено в материальную форму, например, в печатную форму закона, кодифицированный акт и т.д. Однако не все источники права имеют материальную форму. Так, правовой обычай может быть не закреплен нормами права.

Нормативный акт отличается от такого источника, как прецедент, по следующим признакам:

  • Нормативный акт состоит из норм права, адресованных широкому кругу лиц. В свою очередь, судебный прецедент представлен решением суда, которое применяется к конкретным правоотношениям.
  • Судебный прецедент не является источником права в странах с романо-германской системой права, где определяющую роль играет именно нормативный акт. Судебный прецедент используется в странах с прецедентной (англо-саксонской) системой права.

Акт распространяется на тот круг лиц, которому он адресован. Действие нормативного акта также может быть ограничено территорией. Существуют принципы действия нормативного акта во времени, в пространстве, по кругу лиц. Так, закон не имеет обратной силы, если на то не имеется ссылки в нем.

Неоднократное применение нормативно-правовых актов предполагает возможность его регулярной реализации. Различные субъекты общественных отношений применяют нормы права, когда у них возникает такая необходимость. Нормативный характер акта заключается в том, что он направлен на многократное применение норм права.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

Он позволяет быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни, нормативные акты могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены. Нормативные акты исходят из единого центра, они объединены Конституцией Российской Федерации и не должны ей противоречить. Такая их особенность позволяет направить развитие общества в целом в единое русло и с большей эффективностью установить порядок. Нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, поскольку являются письменным источником права. Это обеспечивает надлежащую определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, преградой для местничества. И если выражение юридических норм в обычае и прецеденте имеет казуистический и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

Нормативно-правовой акт – официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом государства; устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Во всех правовых системах под нормативным актом понимается акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Этими признаками нормативный акт отличается как от актов применения права (приложение нормы к конкретному случаю, конкретному лицу), так и от актов толкования права (разъяснение того, как нужно понимать уже действующую норму).

Нормативный акт имеет определенные преимущества перед другими источниками права: государственные органы имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса. В силу определенных правил изложения нормативный акт является лучшим способом оформления устоявшихся норм. На него легко ссылаться при разрешении дела, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.

Переход к нормативному регулированию посредством нормативных актов осуществлялся постепенно. Вначале они применялись для регламентации тех сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативно-правовых актов расширилось. Они стали использоваться и в других областях общественной жизни, становясь преобладающей формой правового регулирования.

Гражданский кодекс — основной законодательный акт, объединяющий нормы частного права, включая те из них, которые отражают особенности регулирования предпринимательской деятельности. Это нормативный акт, относящийся к основной отрасли законодательства — гражданскому.

Закон и подзаконные нормативные акты — подразделение нормативных актов по юридической силе. Значение такого деления заключается в том, что в случае расхождения закона и подзаконного нормативного акта действует закон. Например, арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом (ст. 11 АПК).

Законы принимаются только органами законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ). Другие ветви власти не могут: органы исполнительной власти занимаются организацией исполнения законов, а органы судебной — разрешают правовые конфликты.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и другие федеральные законы (ст. 76 Конституции РФ). При этом федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой, чем иные федеральные законы.

По масштабу действия нормативные акты коммерческого законодательства могут быть подразделены на нормативные акты централизованного регулирования, принятые теми или иными государственными органами или органами местного самоуправления, и локальные нормативные акты. В свою очередь, нормативные акты государственных органов и органов местного самоуправления подразделяются на: нормативные акты федеральных органов власти и управления РФ; нормативные акты органов власти и управления республик в составе РФ; нормативные акты органов власти и управления автономной области, автономных округов в составе РФ; нормативные акты органов власти и управления краев, областей, городов федерального значения РФ (Москвы и Санкт-Петербурга); нормативные акты органов местного самоуправления. Такое распределение означает распределение компетенции в регулировании отношений между названными выше органами.

Из всех известных истории источников (форм) права применительно к Российской Федерации можно говорить о видах: о правовом обычае, нормативном договоре и нормативном акте. Каждый из этих видов источников отличается по своему значению и имеет разную сферу применения.

Наиболее характерным для Российской Федерации правовым актом является нормативный акт. Правом на издание нормативных актов обладают не все государственные органы. В Российской Федерации такие акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти. При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ и т.д.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию.

Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в государственном механизме. Ведущее место в системе нормативных актов занимают законы. Акты остальных видов издаются на основе и во исполнение законов и потому называются подзаконными.

Высшей юридической силой среди нормативных актов обладает Конституция Российской Федерации, которая определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, федеративных отношений, основные права и обязанности граждан. Конституция Российской Федерации представляет собой юридическую базу для всего действующего законодательства. Основополагающие установления Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. Причем все они, от какого бы органа ни исходили, должны соответствовать Конституции. В противном случае любой акт (или его часть) признается недействующим.

Вторыми по значимости нормативными актами являются законы. В юридическом смысле закон — нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законы в Российской Федерации принимаются высшими представительными органами как самой Федерации, ее субъектов, так и соответственно народным голосованием (референдумом). Этим обусловлено верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые, как уже говорилось, считаются подзаконными и не могут противоречить закону. Принятие нового закона обычно влечет за собой необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по урегулированному новым законом вопросу. Сам же закон может быть отменен лишь той инстанцией, которая этот закон приняла. Закон, принятый на референдуме, обладает высшей юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждается.

Важной отличительной чертой закона является то, что в нем всегда содержатся юридические нормы. Этим он отличается как от актов других органов, так и от иных видов актов высшего представительного органа — постановлений, деклараций, посланий, обращений.

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона "О языках народов РСФСР" в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Среди нормативных актов Российской Федерации особое место занимают указы Президента Российской Федерации. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства. Центральными органами исполнительной власти согласно Закону Российской Федерации о Правительстве Российской Федерации являются министерства, государственные комитеты и ведомства. Их акты обычно регулируют отношения, складывающиеся внутри систем этих органов.

Кроме актов федеральных органов представительной и исполнительной ветвей власти правовым актом являются нормативные акты, принимаемые на уровне субъектов федерации.

Кроме того, многие отрасли законодательства (административное, жилищное, земельное, водное, законодательство об охране окружающей среды и т.д.) отнесены Конституцией РФ к сфере совместного ведения федерации и ее субъектов.

Действие нормативных актов во времени продолжается от момента вступления их в силу до момента ее утраты. Акты вступают в силу: 1) с момента их принятия; 2) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (например, с момента опубликования); 3) по истечении определенного срока после их опубликования (обнародования). В зависимости от вида нормативного акта в российском законодательстве установлены разные сроки вступления нормативных актов в силу после их опубликования.

Особенности нормативно-правового акта как источника российского права Текст научной статьи по специальности «Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лысенко Виктория Александровна, Крамской Иван Сергеевич, Рязанова Наталия Александровна

В статье рассмотрены научные исследования и юридическая практика, посвященная анализу общих признаков , характеризующих нормативно-правовой акт , а также отграничивающих его от других сходных правовых явлений.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лысенко Виктория Александровна, Крамской Иван Сергеевич, Рязанова Наталия Александровна

Particularities of Regulatory Legal Act as a Source of Russian Law

The paper dwells upon scientific research and legal practice aimed at analysis of common and differentiating features of regulatory legal acts.

Текст научной работы на тему «Особенности нормативно-правового акта как источника российского права»

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Особенности нормативно-правового акта как источника российского права

Кандидат юридических наук, доцент,

заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина

Кандидат юридических наук, заместитель начальника учебного отдела Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина

Кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина

В статье рассмотрены научные исследования и юридическая практика, посвященная анализу общих признаков, характеризующих нормативно-правовой акт, а также отграничивающих его от других сходных правовых явлений.

Ключевые слова: нормативно-правовой акт, источник права, закон, признаки.

В российской правовой системе в течение длительного периода нормативно-правовой акт являлся основным, если не единственным, источником права и на сегодняшний день играет ведущую роль в регулировании общественных отношений. Это определяет внимание к изучению понятия «нормативно-правовой акт» и его признаков (особенностей). Если обратиться к анализу научных исследований и юридической практике по данной проблеме, то можно констатировать, что на сегодняшний день не сложилось единого подхода к определению исследуемой категории и ее содержания.

Раскрытие понятия «нормативно-правовой акт» требует описания общих признаков, характеризующих обозначаемые им акты, и признаков, отграничивающих их от множества иных сходных явлений, 204

определения совокупности предметов, в отношении которых используется указанный термин [1, с. 58].

В юридической литературе в качестве признаков, характеризующих нормативно-правовой акт,

чаще всего выделяют следующие свойства: письменная форма объективизации, принятие уполномоченным субъектом (народ, органы государственной власти и органы местного самоуправления), официальный, государственно-волевой характер и содержание, юридическая сила, иерархизированность, дифференцироваванность, систематизированность, особый порядок принятия, наличие установленных формы и структуры, обеспечение принудительной силой государства, нормативность, общеобязательность, многократность применения, неперсонифи-цированность, установление, изменение или отмена

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

правовых норм, действие во времени, пространстве и по кругу лиц и др.

Сходной позиции придерживаются:

Л.А. Морозова считает, что нормативным правовым актам присущи следующие признаки: а) письменная форма; б) содержание составляют нормы права, т.е. правила поведения; в) исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их; г) принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»; д) иерархическая подчиненность актов [2, с. 273].

С.В. Бошно выделяет следующие признаки: волевое содержание; официальный характер; вхождение в единую систему; нормативность; письменный документ; принимается по специальной процедуре; принимается компетентными органами; регулирует общественные отношения; гарантируется принудительной силой государства [3].

В течение длительного периода ученые исследовали колоссальное число признаков и свойств нормативного правового акта. Мы обратим внимание на те, которые являются наиболее значимыми и актуальными в современный период.

Большинство авторов указывают на официальный, государственный характер нормативно-правовых актов. Под официальным, государственным характером нормативно-правового акта в юридической литературе понимается прямая и непосредственная его связь с государством, посредством закрепления его воли. Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» официальные документы — документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер [4].

В законе указывается, что официальный характер могут иметь не только нормативно-правовые акты, но и иные правовые акты. Главное отличие нормативно-правового акта в том, что он всегда имеет официальный характер [5, с. 56].

Следует обратить внимание на вопрос о том, чью волю отражает и чьим интересам служит нормативно-правовой акт, так как именно он является спорным. Спектр мнений по данной проблеме — разнообразный. От утверждения, что акт отражает волю лиц, непосредственно принимавших участие в его создании, до признания его отражением всеобщего интереса, воли народа [6, с. 237]. При этом замечают, что степень проявления воли народа в различных нормативно-правовых актах неодинакова. Всякий нормативно-правовой акт по своей сущности должен отражать сбалансированную волю общества. Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений. В ней должны найти необхо-

димое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы. Все зависит от специфики общественных отношений, в одних может превалировать социальный или государственный, в других — личный интерес. При нарушении необходимого паритета этих интересов снижается эффективность правового регулирования. Поэтому волевой источник юридической силы нормативно-правового акта заключается не столько в принудительной его реализации и полномочиях правотворческого органа, а прежде всего в согласовании, координировании воль субъектов права.

C.B. Бошно усматривает проявление официального характера нормативно-правового акта в его официальном опубликовании. Хотя размещение текста акта в официальном издании еще не делает его официальным. Поэтому справедлив вывод о том, что именно официальный характер нормативно-правового акта обусловливает необходимость его опубликования, а не наоборот.

Особого внимания заслуживает вопрос о том, какие именно органы могут быть управомочены на издание (принятие) нормативно-правовых актов. Следует заметить единство мнения по данному вопросу, где в качестве таких субъектов называют прежде всего органы государственной власти. Важность вопроса состоит в том, кто еще помимо указанных субъектов может принимать нормативно-правовые акты. В большинстве случаев употребляется формулировка, согласно которой нормативно-правовые акты принимаются уполномоченными субъектами [3, с. 250]. Хотя именно установление видов уполномоченных субъектов играет весомую роль для определения понятия нормативно-правового акта. Потому что именно от субъектов правотворчества зависит и юридическая сила нормативно-правовых актов. Т.В. Кашанина выделяет правотворчество народа, государственных органов, корпоративное правотворчество [1, с. 147-148].

В других случаях признается, что нормативноправовые акты принимаются государственными органами, органами местного самоуправления, а также общественными органами или организациями с предварительной или последующей санкции государственных органов или же от имени органа, организации или государства [7, с. 14]. В ст. 4 проекта Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» указываются следующие субъекты правотворчества: граждане Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации, должностные лица Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Организации, созданные, в соответствии с федеральными законами,

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

в организационно-правовой форме государственного учреждения или государственной корпорации, вправе принимать нормативные правовые акты в установленной сфере [8].

Как мы видим, в большинстве случаев в качестве уполномоченных субъектов называются народ, органы государственной власти, должностные лица, органы местного самоуправления, организации, созданные в соответствии с федеральными законами. Хотя и здесь следует оговориться относительно того, что не все государственные органы и должностные лица наделены правом принимать нормативно-правовые акты. Такое право должно быть четко определено в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе или подзаконном акте.

Например, таким правом (на принятие нормативно-правовых актов) не обладают органы судебной власти. В юридической литературе высказаны различные точки зрения относительно природы этих актов. Одни ученые склонны считать данные акты источниками права, например, акты толкования конституционных норм Конституционным Судом Российской Федерации. Другие исследователи полагают, что этими актами не устанавливаются, не изменяются и не отменяются какие-либо нормы права, поэтому они не являются правотворческими. Поэтому полномочия высших судов по разъяснению действующего законодательства нельзя относить к правотворческой деятельности, так как принимаемые ими акты обладают специфической сущностью, что не позволяет их отнести к нормативно-правовым.

В большинстве случаев фундаментальное свойство, через которое рассматривается данная юридическая форма, это — нормативность. Нормативно-правовой акт должен непременно содержать юридические нормы, обязательные для неопределенного числа лиц (неперсонифицированные), рассчитанные на многократное применение.

В.М. Сырых указывает, что правовая норма обладает нормативностью, характеризующей «юридические свойства нормы, ее способность выступать регулятором общественных отношений. Нормативность означает, что юридическая норма как государственное властное веление закрепляет общие, основные черты, признаки общественных отношений и подлежит обязательному исполнению или соблюдению субъектами конкретных правоотношений. Если какие-либо предписания, содержащиеся в тексте нормативно-правового акта, не обладают свойством нормативности, то они, соответственно, не могут использоваться в качестве регулятора общественных отношений» [9, с. 115, 122].

Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов. Подчеркивается его феноменальная, неоспоримая законность и защита со стороны государства. Что же такое нормативность? Это свойство является основным для права 206

в целом, т.к. именно через него осуществляется социальная ценность права, реализуются его регулятивные особенности. Нормативность показывает всеобщность содержания и воздействия акта, который фиксирует порядок отношений, действующих непрерывно.

Один и тот же нормативный акт может включать как нормативные предписания, так и положения ненормативного характера. Возникает вопрос, к какому виду правовых актов надлежит отнести такие акты. К нормативно-правовым актам следует отнести все документы, содержащие юридические нормы, независимо от числа данных норм.

Для выявления характерных черт нормативного правового акта большой смысл имеет его документарная форма. В научной литературе высказано мнение о тройственной природе нормативного правового акта, который выступает и как источник, и как форма права, и как акт-документ [3]. Если попробовать систематизировать мнения ученых по этому вопросу, то следует выделить узкий и широкий подходы. Узкий подход к уяснению и определению юридической техники можно назвать документальным. Его придерживаются наши светила в сфере юридической техники, такие как С.С. Алексеев и А.Ф. Черданцев. С.С. Алексеев указывает, что юридическая техника — это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов [10, с. 483]. Аналогичного мнения придерживается А.Ф. Черданцев, который считает, что юридическая техника — это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета [11, с. 366]. Широкий подход еще именуют деятельностным, его поддерживают большинство юристов. Наиболее содержательно это понятие раскрывает В.И. Червонюк, по его мнению, юридическая техника есть применение апробированных практикой научно обоснованных рациональных юридических способов, средств и процедур внедрения права в сознание, поведение и деятельность отдельного вида и социальных общностей [12, с. 368]. Из этого определения видно, что В.И. Червонюк идентифицирует юридическую технику с правовым регулированием.

В самом деле, особенная юридическая природа и назначение нормативных правовых актов вызывают необходимость четкого определения формы документа. В юридической науке принято выделять внешнюю и внутреннюю форму нормативного правового акта. Внешняя форма предназначается для аутентификации нормативно-правового акта, которая позволяет отличать его от других правовых актов. Такие опознавательные признаки называются реквизитами нормативного акта. Внутренняя форма, т.е структурализация, которая предполагает рас-

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

пределение нормативного материала в установленном порядке, его логическую градацию. Речь идет о структурном, нормативном, системном построении и отраслевой типизации.

Правовой акт-документ предполагает письменную форму, это — своеобразное текстовое произведение, созданное с соблюдением требований к таким актам, обычно имеющее особую структуру и реквизиты.

Таким образом, нормативный правовой акт — это документ, выраженный в письменной форме, обладающий внутренней структурой, четко отвечающий правилам юридической техники. Его отличает употребление специальных терминов, наличие определённых реквизитов (вид, дата, номер, наименование, и т.п.).

Все нормативные акты должны быть иерархизи-рованы и дифференцированы, так как государственный механизм располагает разветвленной системой органов с установленными правотворческими полномочиями и существенным объемом иных функций, которые осуществляются с помощью издания правовых актов.

Нормативно-правовой акт является элементом целостной системы, с помощью которой осуществляется правовое регулирование общественных отношений, исходя из приоритетов и задач государства и общества на конкретном историческом этапе его развития. Иерархическое построение представляет не столько признак отдельного акта, сколько характеризует систему актов. Тем не менее этот признак представляется существенным, так как только в связи с ним нормативные правовые акты и могут реализовывать стоящие перед ними задачи. Н.М. Марченко считает, что сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности [13, с. 344]. Исходя из иерархичности, может проводиться идея юридической силы нормативных правовых актов, без которой их система не в состоянии функционировать. Все нормативные правовые акты обладают юридической силой и их юридическая сила различна. Но существует общее правило, согласно которому нормативные акты, имеющие меньшую юридическую силу, должны, соответствовать нормативным актам большей юридической силы и не должны им противоречить. Поэтому юридическая сила показывает уровень подчиненности данного акта другим нормативным актам и устанавливает его роль и место в иерархии нормативных правовых актов.

Верной является точка зрения, согласно которой юридическая сила нормативного правового акта определяется не только компетенцией органа, его издавшего. Например, федеральные конституци-

онные законы основываются на Конституции Российской Федерации и не могут ей противоречить. Рассматривая вопрос об иерархии форм права, В.А. Толстик выделяет семь факторов, которыми доказывается юридическая сила форм права: степень непосредственности выражения воли народа, степень общности (абстрактности) норм права, значимость регулируемых общественных отношений, кодифицированный характер акта, делегирование нормотворческих полномочий, надведомственный характер компетенции, совместное нормотворчество [14, с. 100]. Нормативный правовой акт, принимаемый в порядке референдума, должен иметь большую юридическую силу чем нормативный акт, принятый законодательным органом того же уровня (федерального, регионального, муниципального). Вышестоящие нормативно-правовые акты должны включать более фундаментальные, социально-значимые нормы, чем нижестоящие.

Необходимая иерархичность имеет место в случае наличия ясных законодательных оснований классификации нормативных правовых актах по основаниям, включая юридическую силу. Система законодательства включает нормативные правовые акты в строгой последовательности. Таким образом, иерархическое построение системы в большей степени характерно для совокупности нормативно-правовых актов, чем для иных источников права.

Нормативный правовой акт регулирует общественные отношения. Правовое регулирование — сложное и тонкое дело. В нем используются многообразные способы, методы, приемы. Это достигается путем установления запретов, возложения обязанностей и предоставления возможностей. Для характеристики нормативных правовых актов значимы адресаты их предписаний, так как их отношения выступают предметом правового регулирования. Очевидно, что общественные отношения могут возникать между индивидами и их коллективами. Поэтому правовое регулирование основывается на системе юридических норм, в которых закрепляется модель желаемого общественного порядка, т.е. с помощью правового регулирования отношения между субъектами облекаются в определенную правовую форму, имеющую изначально государственновластный характер.

Не все отношения нуждаются в правовом воздействии и далеко не все могут поддаваться нормативно-организационному воздействию. В сферу правового регулирования должны входить те отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил, эти отношения требуют соблюдения правил, обя-

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

зательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

С учетом сказанного можно сформулировать определение нормативного правового акта — это официальный документ, принятый (изданный) в установленном законом порядке и форме, уполномоченным субъектом (народ, органы государственной власти и органы местного самоуправления) в рамках его компетенции, содержащий нормы права, т.е. неперсонифицированные правила поведения общего характера, рассчитанные на многократное использование, направленные на регулирование наиболее важных, социально-значимых общественных отношений, требующих государственного воздействия. Ему присущи следующие признаки: официальный характер, волевое содержание, иерархичность, нормативность, принятие (издание) уполномоченным субъектом в рамках определенной процедуры, объективируется в установленной законом форме и имеет определенную структуру, регулирует общественные отношения, гарантируется принудительной силой государства.

Таким образом, понятие и признаки нормативного правового акта находятся в постоянном развитии. Сохраняются коренные признаки исследуемого феномена, например, его непосредственная связь с государством. Все это указывает на необходимость создания новых доктринальных подходов к нормативным актам. Для достижения этого результата существует острая необходимость в принятии Федерального закона о нормативных правовых актах в Российской Федерации, регламентирующего систему нормативных правовых актов и правотворческий процесс.

1. Кашанина Т.В. Юридическая техника: учеб. -М.: Норма, 2011. — 496 с.

2. Морозова Л.А.Теория государства и права: учеб.

— М.: «Юристъ», 2002. — 414 с.

3. Бошно С.В. Нормативный правовой акт в условиях современной российской теории и практики // Ваш налоговый адвокат. — 2008. — № 11. — С. 27-29.

4. Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об обязательном экземпляре документов». — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_5437/

5. Джоусе-Иванина М. Нормативно-правовой акт в системе источников российского права: дис. . канд. юрид. наук. — М., 2010. — 182 с.

6. Теория государства и права: Хрестоматия: в 2 т. Т. 2. Право / Автор-составитель М.Н. Марченко.

— М.: ОАО «Издательский дом», 2004. — 640 с.

7. Котелевская И.В., Тихомиров Ю.А. Правовые акты: учеб.-практ. пособие. — М.: Юринформ-центр, 1999. — 381 с.

8. Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Единый портал раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. -URL: http://regulation.gov.ru

9. Сырых В.М. Теория государства и права. — М.: Юстицинформ, 2000. — 592 с.

10. Алексеев С.С. Общая теория права. — М.: Проспект, 2009. — 576 с.

11.Черданцев А. Ф.Теория государства и права: учеб. — М.: Юрайт, 1999. — 429 с.

12. Червонюк В. И. Правовые технологии (правовая инженерия), или прикладная юриспруденция // Вестник Московского университета МВД России. — 2010. — № 6. — С. 195-198.

13. Теория государства и права: Хрестоматия: в 2 т. Т. 2. Право / Автор-составитель М.Н. Марченко.

— М.: ОАО «Издательский дом», 2004. — 640 с.

14. Толстик В.А. Иерархия источников российского права. — Н. Новгород: Общество Интелсервис, 2002. — 215 с.

Particularities of Regulatory Legal Act as a Source of Russian Law

V.A. Lysenko, I.S. Kramskoi, N.A. Riazanova Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation

named after I.D. Putilin

The paper dwells upon scientific research and legal practice aimed at analysis of common and differentiating features of regulatory legal acts.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *