Расширен перечень случаев заключения контрактов жизненного цикла
Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ контракт жизненного цикла — это контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, конструирование товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.
Исходя из приведенного понятия можно сделать вывод о том, что результатом исполнения контракта должно быть что-то овеществлённое, то что можно потрогать руками. Вместе с тем, прогресс не стоит на месте и потребность в долгосрочном развитии информационных систем потребовала включить в перечень случаев заключения контракта жизненного цикла, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла», работы в сфере информационных технологий.
Для достижения указанной цели, с 21 февраля 2021 года Перечень, на основании Постановления Правительства РФ от 11.02.2021 N 160, был дополнен выполнением работ по созданию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации информационных систем, центров обработки данных и программно-аппаратных комплексов.
Как Вы понимаете для информационных технологий, используемая техника и оборудование — это лишь инструмент. Главным результатом будет работа самих информационных систем и баз данных, которые являются по сути программами, т.е. не овеществленными предметами, которые нельзя потрогать руками. При этом в современном мире их работоспособность не менее важна чем работа автомобильных дорог, морских и речных портов и прочих объектов жизнедеятельности. В связи с чем необходимость в их наличии и постоянном обслуживании понятна всем. Контракт жизненного цикла позволит вести работу по созданию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации информационных систем, центров обработки данных и программно-аппаратных комплексов фирмам, отобранным на торгах один раз и на весь срок эксплуатации. При этом не придется менять исполнителей ежегодно, как показывает опыт работы Единой информационной системы в сфере закупок ни к чему хорошему это не приводит.
Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла" (с изменениями и дополнениями)
29 декабря 2015 г., 29 октября 2018 г., 29 июня 2019 г., 21 января, 1 июня 2020 г., 11 февраля 2021 г., 9 мая 2022 г.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что контракт жизненного цикла заключается в следующих случаях:
Информация об изменениях:
Подпункт «а» изменен с 11 июня 2020 г. — Постановление Правительства России от 1 июня 2020 г. N 800
а) выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту и при необходимости по инженерным изысканиям и (или) проектированию) и содержанию автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), включая дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, и (или) работ по их ремонту;
б) выполнение работ по проектированию и строительству инфраструктуры морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков, гидротехнических сооружений портов;
в) выполнение работ по проектированию и строительству аэродромов;
г) выполнение работ по проектированию и строительству объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;
д) выполнение работ по проектированию и строительству объектов инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
е) выполнение работ по проектированию и строительству объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
ж) выполнение работ по проектированию и строительству уникальных объектов капитального строительства;
Информация об изменениях:
Подпункт «з» изменен с 12 мая 2022 г. — Постановление Правительства России от 9 мая 2022 г. N 838
з) закупка железнодорожного подвижного состава, транспортных средств метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники;
и) закупка воздушных судов, морских и речных судов;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1480 пункт 1 дополнен подпунктом «к»
к) выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства в сфере здравоохранения (в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения), включая закупку медицинского оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов капитального строительства;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1480 пункт 1 дополнен подпунктом «л»
л) выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов, предназначенных для проживания военнослужащих и членов их семей, а также объектов хозяйственного, технического, тылового, медицинского назначения, учебно-материальной базы боевой подготовки, воспитательной работы и службы войск, включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1480 пункт 1 дополнен подпунктом «м»
м) выполнение работ по проектированию, строительству и эксплуатации объектов капитального строительства, предназначенных для социального обслуживания граждан, в том числе для стационарного и полустационарного социального обслуживания граждан (домов-интернатов (пансионатов) для детей, престарелых, инвалидов, ветеранов войны, труда и милосердия, психоневрологических интернатов, социально-оздоровительных центров, геронтологических центров, геронтопсихиатрических центров, социально-реабилитационных центров, реабилитационных центров, кризисных центров помощи женщинам, центров психолого-педагогической помощи населению, центров социального обслуживания населения, центров социальной адаптации (помощи), домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц), включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1480 пункт 1 дополнен подпунктом «н»
н) выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства в сфере культуры (театров и амфитеатров, памятников и мемориальных сооружений, музеев, выставочных центров и выставочных комплексов, библиотек, цирков, кинотеатров, концертных залов), включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1480 пункт 1 дополнен подпунктом «о»
о) выполнение работ по проектированию, реконструкции с элементами реставрации и (или) приспособлению для современного использования (при необходимости) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов, в случае признания таких объектов аварийными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (о памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации или нахождения таких объектов в руинированном состоянии;
Информация об изменениях:
Пункт 1 дополнен подпунктом «п» с 9 ноября 2018 г. — Постановление Правительства России от 29 октября 2018 г. N 1281
п) выполнение работ по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая работы по установке приборов (узлов) учета, устройств сбора и передачи данных учета, а также по созданию программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета);
Информация об изменениях:
Пункт 1 дополнен подпунктом «р» с 11 июля 2019 г. — Постановление Правительства России от 29 июня 2019 г. N 835
р) закупка в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, у организации оборонно-промышленного комплекса, включенной в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. N 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса», являющейся стороной — инвестором указанного специального инвестиционного контракта;
Информация об изменениях:
Пункт 1 дополнен подпунктом «с» с 31 января 2020 г. — Постановление Правительства России от 21 января 2020 г. N 27
с) закупка медицинской техники, включенной в коды 26.60.11, 26.60.12, 26.60.13.130, 26.70.22.150, 32.50.12.000, 32.50.21.121, 32.50.21.122 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014;
Информация об изменениях:
Пункт 1 дополнен подпунктом «т» с 21 февраля 2021 г. — Постановление Правительства России от 11 февраля 2021 г. N 160
т) выполнение работ по созданию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации информационных систем, центров обработки данных и программно-аппаратных комплексов.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
28 ноября 2013 г.
Определено, в каких случаях заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).
Это выполнение работ по проектированию и строительству автодорог (их участков), защитных и искусственных дорожных сооружений; инфраструктуры морских и речных портов; аэродромов; объектов коммунального хозяйства; объектов инфраструктуры метрополитена, внеуличного и городского наземного электрического транспорта; объектов инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования; уникальных объектов капстроительства. Закупка ж/д подвижного состава, транспортных средств метрополитена, внеуличного и городского наземного электрического транспорта; воздушных, морских и речных судов.
Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 2 декабря 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 декабря 2013 г. N 49 (часть VII) ст. 6430
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 9 мая 2022 г. N 838
Изменения вступают в силу с 12 мая 2022 г.
Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2021 г. N 160
Изменения вступают в силу с 21 февраля 2021 г.
Постановление Правительства РФ от 1 июня 2020 г. N 800
Изменения вступают в силу с 11 июня 2020 г.
Постановление Правительства РФ от 21 января 2020 г. N 27
Изменения вступают в силу с 31 января 2020 г.
Постановление Правительства РФ от 29 июня 2019 г. N 835
Изменения вступают в силу с 11 июля 2019 г.
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2018 г. N 1281
Изменения вступают в силу с 9 ноября 2018 г.
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1480
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Контракт жизненного цикла 2022: в каких случаях можно заключить
Контракт жизненного цикла (КЖЦ) по 44-ФЗ — это специальные договоры, которые включают комплекс работ от проектирования объекта до его последующего обслуживания в течение периода эксплуатации и утилизации. Иными словами, это сделка «под ключ», при которой победитель тендера берёт на себя обязательства выполнить работы от и до, включая обслуживание.
Контракт жизненного цикла (КЖЦ) по 44-ФЗ — это специальные договоры, которые включают комплекс работ от проектирования объекта до его последующего обслуживания в течение периода эксплуатации и утилизации. Иными словами, это сделка «под ключ», при которой победитель тендера берёт на себя обязательства выполнить работы от и до, включая обслуживание.
Контракт жизненного цикла предусматривает соблюдение общих правил для госконтрактов, а также некоторые особенности, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ. Такой контракт оформляется при закупках нового оборудования и машин, а также в определённых Правительством РФ случаях в отношении общественно значимых объектов инфраструктуры.
Перечень объектов, в отношении которых заключается контракт жизненного цикла определён в ч. 16 ст. 34 закона № 44-ФЗ и постановлении Правительства РФ № 1087 (таблица 1).
Таблица 1. Случаи, в которых заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла
Вид работ/услуг
Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (при необходимости по инженерным изысканиям и (или) проектированию и содержанию автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), включая дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, и (или) работ по их ремонту.
Выполнение работ по проектированию и строительству инфраструктуры морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков, гидротехнических сооружений портов.
Выполнение работ по проектированию и строительству аэродромов.
Выполнение работ по проектированию и строительству объектов коммунальной инфраструктуры и других объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и электроснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации, захоронения бытовых отходов.
Выполнение работ по проектированию и строительству объектов инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Выполнение работ по проектированию и строительству объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Выполнение работ по проектированию и строительству уникальных объектов капитального строительства.
Выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства в сфере здравоохранения, в том числе объектов для санаторно-курортного лечения, включая поставку медицинского оборудования согласно проектной документации.
Выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов для проживания военнослужащих и членов их семей, а также объектов хозяйственного, технического, тылового, медицинского назначения, учебно-материальной базы боевой подготовки, воспитательной работы и службы войск, включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов.
Выполнение работ по проектированию, строительству и эксплуатации объектов капитального строительства, предназначенных для социального обслуживания граждан, в том числе для стационарного и полустационарного социального обслуживания. В перечень объектов входят дома-интернаты для детей, престарелых, инвалидов, ветеранов войны, труда и милосердия, психоневрологические интернаты, социально-оздоровительные, генторологические, геронтопсихиатрические, социально-реабилитационные, реабилитационные центры, кризисные центры помощи женщинам, центры психолого-педагогической помощи населению, центры социального обслуживания населения, центры социальной адаптации, дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы. В закупку входят поставки оборудования согласно проектной документации.
Выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства в сфере культуры: театров и амфитеатров, памятников и мемориальных сооружений, музеев, выставочных комплексов, библиотек, цирков, кинотеатров, концертных залов, включая поставку оборудования согласно проектной документации.
Выполнение работ по проектированию и реконструкция с элементами реставрации и приспособления для современного использования объектов культурного наследия, включая поставку оборудования согласно проектной документации, в случае признания объекта культурного наследия аварийными или нахождении таких объектов в руинированном состоянии.
Выполнение работ по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем учёта энергетических и коммунальных ресурсов, включая установку приборов учёта, устройств сбора и передачи данных учёта, создание программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учёта.
Закупка железнодорожного подвижного состава, транспортных средств метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники.
Закупка воздушных судов, морских и речных судов.
Закупка товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории России по специальному инвестиционному контракту. При этом заказчик заключает контракт по пункту 47 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ с организацией ОПК, включённой в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
Закупка медицинской техники по кодам ОКПД2 26.60.11, 26.60.12, 26.60.13.130, 26.70.22.150, 35.50.12.000, 35.50.21.121, 35.50.21.122.
Выполнение работ по созданию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации информационных систем, центров обработки данных и программно-аппаратных комплексов.
Особые условия, которые нужно учесть при заключении КЖЦ
Контракт жизненного цикла должен соответствовать ряду условий:
- В контракте жизненного цикла должна быть указана как стоимость товара или работы (в том числе при необходимости стоимость работ по подготовке проектной документации, стоимость работ по созданию товара), так и стоимость последующего обслуживания объекта и его утилизации (ч. 16 ст. 34 закона № 44-ФЗ).
- В контрактах, заключённых для федеральных нужд, должно присутствовать банковское сопровождение (п. 3 постановления № 963).
- Контракт можно заключить только после того, как будет предоставлена часть обеспечения в отношении поставки товара/выполнения работ (ч. 4 ст. 96 закона № 44-ФЗ).
- Если срок контракта больше финансового года, нужно учесть ограничения по ч. 2 ст. 72 БК РФ для долгосрочных контрактов.
- Заказчик вправе использовать в качестве критерия оценки заявок участников стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. (ч. 3 ст. 32 закона № 44-ФЗ). Расчёт стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учётом методических рекомендаций, предусмотренных частью 20 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ.
- Контракт жизненного цикла должен содержать условия, предусмотренные ч. 4 постановления Правительства РФ № 563.
Обратите внимание, строительные контракты, заключённые в рамках ч. 56 ст. 112 закона № 44-ФЗ, содержать условие о последующем обслуживании объекта капитального строительства не могут, соответственно, они не относятся к контрактам жизненного цикла. Такое разъяснение дал Минфин РФ в письме от 12.03.2020 № 24-03-08/18966.
Что требуется для заключения контракта жизненного цикла
Чтобы заключить контракт жизненного цикла, потребуется:
- для работы с объектами на федеральном уровне — разрешение правительства или главного распорядителя бюджетных средств, для работы на местном уровне — решение губернатора (главы муниципалитета);
- провести аудит технологического и ценового обоснования инвестиций в объект капитального строительства.
Как определить НМЦК
НМЦК для контрактов жизненного цикла определяется согласно стандартной методике расчёта по госконтрактам (рекомендации расчёта приведены в разделе 8 приказа № 567).
В стоимость контракта жизненного цикла товара или объекта работ необходимо включить все этапы контракта: строительства или поставку, обслуживание и ремонт в течение срока эксплуатации, утилизацию.
При формировании стоимости жизненного цикла контракта нужно учитывать рекомендации ч. 3 ст. 32 закона № 44-ФЗ и в национальном стандарте ГОСТ Р 27.202-2012.
На что обратить внимание в 2022 году
Стоимость товаров и работ на контрактах жизненного цикла в 2022 году нужно детализировать. Расходы на обслуживание объекта прописываются отдельно (Закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ).
Раздельно устанавливается стоимость и порядок обеспечения по поставке и обслуживанию объекта. Исполнитель может сдать объект только после представления обеспечения обязательств по его обслуживанию.
Уточнили порядок изменения условий контракта жизненного цикла. Алгоритм следующий:
- Исполнитель должен уведомить заказчика о том, что в условия контракта необходимо внести изменения. До решения вопроса о внесении таких изменений выполнение работ следует приостановить.
- Заказчик согласует изменения с вышестоящим органом.
- Заказчику нужно внести изменения в проектную документацию и провести повторную экспертизу проекта, получив повторное финансирование на её проведение.
- Если заключение экспертизы положительное, заказчику следует подготовить дополнительное соглашение об изменении контракта жизненного цикла.
Контракт жизненного цикла можно однократно пролонгировать при соблюдении ряда требований:
- сумма соглашения — менее 100 млн рублей;
- зафиксирован факт форс-мажорных обстоятельств либо вина подрядчика;
- подрядчик полностью погасил начисленную неустойку.
При продлении периода контракта следует пересмотреть срок возврата обеспечения (Закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ).
С 2022 года пересмотрели особые условия изменения контрактов на строительные работы, капремонт, реконструкцию и проектирование, снос объектов, сохранение объектов культурного наследия.
Первоначальный объект закупки можно пересмотреть не более чем на 30%, при условиях, что
- срок действия контракта превышает один год;
- цена контракта более 100 млн рублей;
- имели место непредвиденные обстоятельства, и этот факт зафиксирован;
- заказчик представил обоснования изменений в вышестоящую инстанцию.
Если сметная цена по результатам экспертизы окажется ниже стоимости договора, заказчику придётся снизить её.
Узнайте больше об особенностях государственных, муниципальных контрактов, контрактах бюджетных учреждений, унитарных предприятий, контрактах жизненного цикла, этапах исполнения контрактов на курсе повышения квалификации: «Контрактная система в сфере закупок. Правовое регулирование и контроль». Опытные преподаватели, включая представителя ФАС России, разъяснят логику и наиболее важные направления правового регулирования контрактной системы; последние изменения и сложные вопросы, возникающие при применении закона № 44-ФЗ.
Об особенностях заключения, обеспечения и исполнения контрактов жизненного цикла в строительстве поговорим на курсе повышения квалификации: «Закупки строительных работ по закону № 44-ФЗ».
Договор (контракт) жизненного цикла в закупках в ЕАЭС
В последнее время все большую популярность набирает контракт жизненного цикла, представляющий собой соглашение, в котором исполнитель принимает на себя обязательства по проектированию, созданию, обслуживанию, эксплуатации, а в отдельных случаях и утилизации некоторого объекта в течение всего времени его эксплуатации, а заказчик обязуется оплачивать результаты работы исполнителя. Предшественниками контракта жизненного цикла можно назвать две формы долгосрочного взаимодействия государства и частных агентов – контракты DBFO (Design, Build, Finance, Operate – проектирование, строительство, финансирование, эксплуатация/управление), которые применялись в Великобритании, Азии, Европе, и DBFM (Design, Build, Finance, Maintain – проектирование, строительство, финансирование, обслуживание), которые применялись в Великобритании.
Заключение контрактов с частным сектором привлекательно, поскольку, с одной стороны, заказчик (государство) не участвует в непосредственном производстве общественного блага, передавая его в частный сектор, и таким образом решается вопрос эффективности производства; с другой стороны, государство осуществляет финансирование проекта – таким образом решается комплекс проблем, связанных с созданием общественных благ.
Основная ценность контракта жизненного цикла заключается в том, что государство получает возможность использовать полезные свойства объекта, не участвуя не только в его производстве, но и в последующем обслуживании и утилизации. Благодаря этому контракт жизненного цикла набирает все большую популярность 1.
В опыте других стран контракты жизненного цикла представляют собой разновидность взаимовыгодного партнерства публичных субъектов (государство или муниципалитет) и предпринимательских субъектов, в рамках которого компания проектирует, строит, реконструирует, обеспечивает обслуживание какого-либо объекта, а государство ей за это платит.
Такие контракты, как правило, заключаются в отношении автомобильных, железнодорожных дорог/магистралей, тоннелей, больниц и других важных объектов общественной инфраструктуры.
Чаще всего речь идет о платежах после начала эксплуатации объекта. Условия платежей зависят от конкретных обстоятельств – качества оказываемых услуг и качества самого объекта. Таким образом, предмет данного договора составляет обеспечение сервиса в течение «срока жизни» объекта – отсюда становится понятна и логика названия контракта. Другое применимое наименование – сервисный контракт.
Контракт жизненного цикла затрагивает три основных субъекта – государство (заказчик), частную организацию (поставщик услуги) и индивидов (потребители). Больше внимания заслуживают выгоды для государственного сектора, поскольку именно государство выбирает тип заключаемого контракта.
Выгоды контракта жизненного цикла для заказчика (государства).
По сравнению с традиционными госзакупками контракт жизненного цикла обладает рядом преимуществ:
1) высокое качество получаемого объекта и снижение риска оппортунистического поведения (поведения, направленного на уклонение от условий соблюдения контракта в целях получения прибыли за счет партнеров) производителя блага;
2) возможность выбора поставщика по соотношению цена – качество, снижение транзакционных издержек и издержек управления;
3) распределение платежей за объект во времени, облегчение бюджетного планирования.
Высокое качество объекта достигается за счет перекладывания риска некачественного исполнения контракта на поставщика. В данном случае действует принцип перенесения риска, согласно которому с риском должен справляться тот субъект, у которого для этого имеется больше возможностей (ресурсов). Уровень квалификации работников частной фирмы в области проектирования и строительства гораздо выше, чем государственных служащих, поэтому государство формулирует общие требования к техническим характеристикам. Организация-поставщик разрабатывает проект, исходя из заданных характеристик и своих возможностей по его реализации, учитывая, что экономия на начальных этапах может привести к увеличению стоимости эксплуатации, дополнительному ремонту и прочим издержкам, которые согласно контракту жизненного цикла ложатся на поставщика и не входят в стоимость контракта.
Возможность выбора поставщика по соотношению цена – качество характерна для всех контрактов. Именно поэтому проводится конкурсный отбор и заключается договор с частной фирмой. Однако в случае контракта жизненного цикла поставщик выбирается для реализации не одной задачи, а сразу нескольких. За счет этого происходит экономия на транзакционных издержках (проведение одного конкурса вместо трех) и издержках управления, поскольку частная фирма будет заинтересована в наилучшем использовании объекта с наименьшими затратами на управление.
Для региональных бюджетов преимущество состоит в том, что не нужно сразу резервировать большой объем бюджетных средств, так как оплата происходит с момента ввода объекта в эксплуатацию и поэтапно. Контракт жизненного цикла дает возможность развивать социально значимую инфраструктуру при ограниченном бюджете, а фиксированный размер максимальных платежей позволяет планировать расходы, необходимые для исполнения контрактных обязательств. Для республиканского бюджета помимо уже упомянутого облегчения бюджетного планирования выигрыш заключается в том, что в условиях длительных бюджетных дефицитов привлечение долгосрочного частного капитала для реализации капиталоемких проектов способно снизить нагрузку на бюджет в краткосрочном периоде.
Выгоды контракта жизненного цикла для поставщика:
1) доходы поставщика не зависят от конечного спроса на объект;
2) возможность привлечения долгосрочного финансирования, обеспечением которого могут служить аннуитетные платежи (платежи, которые устанавливаются в равной сумме через равные промежутки времени) по контракту;
3) укрепление рыночных позиций фирмы; применение новых технологических и управленческих решений, основанных на кооперации исполнителей.
Независимость доходов от конечного спроса означает, что для фирмы отсутствует риск недостаточного спроса, ее будущие денежные потоки заранее определены и она может использовать их как гарантии при привлечении и обслуживании долгосрочных коммерческих кредитов, а также обеспечить возвратность и доходность инвестиций. Фирма свободна в выборе средств реализации проекта и заинтересована в передовых технологиях, чтобы снизить собственные издержки. Независимость доходов от спроса также означает, что при организации управления объектом фирма будет ориентироваться не на его максимальную эксплуатацию для генерирования наибольшего дохода, но на его оптимальное использование с учетом множества разнообразных факторов, включая ограничения по ремонту вследствие чрезмерного использования.
Выгоды контракта жизненного цикла для конечных потребителей:
1) доступ к качественному общественному благу, отвечающему современным технологическим стандартам;
2) минимальные ограничения доступа к благу.
Оба преимущества вытекают из свойств контракта жизненного цикла – поставщик заинтересован предоставлять качественное общественное благо с минимальными ограничениями по доступности, поскольку именно от этих характеристик зависят его денежные потоки и наличие премий/штрафов в случае нарушения условий оказания услуг потребителям.
Принимая решение об использовании контракта жизненного цикла, государство ориентируется на выгоды, приносимые как контрактацией в целом за счет конкуренции, так и спецификой дизайна контракта жизненного цикла, позволяющего снизить уровень участия государства в непосредственном производстве общественного блага. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов (особенно в стадии экономического спада) контракты жизненного цикла позволяют привлекать частный капитал, снижая краткосрочную нагрузку на бюджет.
Использование контракта жизненного цикла наиболее оправданно в инфраструктурных отраслях и строительстве объектов общественного сектора, для которых особую важность играет не только этап первоначальных инвестиций, но и обслуживание объекта в процессе эксплуатации. Вместе с тем сравнительная эффективность контракта жизненного цикла пока остается под вопросом. В этой области необходимы дополнительные исследования как теоретического, так и прикладного характера.
За последнее десятилетие контракты жизненного цикла стали весьма популярным видом взаимодействия государственного и частного секторов в развитых странах. И хотя их эффективность по сравнению с традиционными госзакупками еще полностью не подтверждена, они могут использоваться для решения определенных задач. В частности, весьма важной целью, которую можно достичь с помощью контракта жизненного цикла, является стимулирование инвестиционной активности в условиях экономического кризиса, особенно при невозможности широкомасштабного применения кейнсианских методов поддержания национальной экономики. Реализуя инфраструктурные проекты, государство одновременно закладывает фундамент для постиндустриального развития и вовлекает частный капитал в инвестиционную деятельность, запуская тем самым мультипликативный процесс экономического роста.
2. Применение контракта жизненного цикла для закупок в странах ЕАЭС
В странах — участницах Договора о ЕАЭС (на сегодняшний день включает Республику Беларусь, Российскую Федерацию, Республику Казахстан, Республику Кыргызстан, Республику Армения) с учетом его норм регулирование в сфере закупок осуществляется по-разному.
2.1. Республика Казахстан
Согласно законодательству Республики Казахстан контракт жизненного цикла – это договор государственно-частного партнерства, предусматривающий полный цикл работ по проектированию, строительству, созданию, реконструкции, модернизации и эксплуатации (включая ремонт и содержание) объекта государственно-частного партнерства, реализации произведенных товаров, работ и услуг, а также обязательства по обеспечению соответствия объекта государственно-частного партнерства установленным технико-эксплуатационным показателям в течение всего срока действия договора государственно-частного партнерства (п. 18 ст. 1 Закона Республики Казахстан от 31.10.2015 N 379-V ЗРК «О государственно-частном партнерстве»).
На сегодняшний день В Казахстане наиболее активно применяется контрактное государственно-частное партнерство, которое реализуется в том числе в виде контрактов жизненного цикла. Проекты государственно-частного партнерства в сфере образования составляют больше половины (55%) от общего количества договоров государственно-частного партнерства. На втором и третьем месте отрасли здравоохранения и ЖКХ соответственно. При этом наиболее крупные проекты реализованы в сфере транспорта и инфраструктуры.
2.2. Кыргызская Республика
Кыргызская Республика не ставит перед собой каких-либо самостоятельных задач относительно реализации контрактов жизненного цикла. Их жизнедеятельность возможна посредством применения Законов Кыргызской Республики от 14.04.2022 N 27 «О государственных закупках» и от 22.02.2012 N 7 «О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике».
2.3. Республика Армения
Республика Армения также не ставит целью самостоятельное выделение контрактов жизненного цикла. Вопросы закупок регулируются Законом Республики Армения от 16.12.2016 N ЗР-21-Н «О закупках» и не предусматривают какого-либо выделения процедур по контракту жизненного цикла.
2.4. Республика Беларусь
В Республике Беларусь принято определенное количество правовых мер (например, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 — 2025 годы, утв. Указом N 292, в которой предусмотрены ряд стратегических направлений, связанных с развитием «зеленой» экономики, предусматривается создать организационные условия). Однако при решении данного вопроса необходимо, прежде всего, учитывать международные обязательства Республики Беларусь, которые сформулированы в Договоре о ЕАЭС, где вопрос решения социально-экономических задач, связанных с реализацией контракта жизненного цикла, допускается посредством проведения госзакупок. Особенности и преимущества контракта жизненного цикла посредством проведения госзакупок определены в п. 24, 25, 40 приложения 25 к Договору о ЕАЭС.
Также постановлением N 710 утвержден Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь на 2021 — 2025 годы (далее — Национальный план), согласно которому внедрение принципов «зеленой» экономики в Беларуси будет способствовать в экономической сфере устойчивому экономическому росту, основанному на инновациях, и повышению конкурентоспособности, в социальной – улучшению качества жизни, а в экологической – снижению нагрузки на окружающую среду и повышению эффективности использования природного капитала. Результатом реализации Национального плана будет обеспечение «зеленого» экономического роста в условиях сохранения природного капитала и повышения занятости, в том числе за счет создания «зеленых» рабочих мест, и, как следствие, достижение Целей устойчивого развития, содержащихся в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 25.09.2015 N 70/1 «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», а также гармонизация экологических, экономических и социальных интересов белорусского общества (ч. 7 гл. 1 Национального плана).
2.5. Российская Федерация
Наиболее удачным примером реализации контракта жизненного цикла из всех стран — участниц Договора о ЕАЭС выступает пример Российской Федерации.
В российских официальных актах контракт жизненного цикла впервые упоминается в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.06.2010 «О бюджетной политике в 2011 — 2013 годах». В 2013 г. термин был введен в ч. 16 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла» (далее — постановление N 1087) установлен перечень работ (проектирование и строительство автомобильных дорог, морских и речных портов, аэродромов и т.д.) и товаров (железнодорожный подвижной состав, воздушные, морские и речные суда и т.д.), закупка которых может производиться на основе контракта жизненного цикла.
Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» термин «контракт жизненного цикла» был вынесен в отдельный пункт (п. 8.2) ст. 3 Закона N 44-ФЗ. В текущей редакции этого Закона дефиниция названного термина звучит следующим образом: контракт жизненного цикла — контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, конструирование товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.
Из комплексного толкования норм Закона N 44-ФЗ (в совокупности с конкурентным законодательством) следует, что, если контракт предполагает действие на весь период существования объекта, это можно сделать только в рамках контракта жизненного цикла. Внесение в другой контракт нескольких видов работ из тех, что должны регулироваться контрактом жизненного цикла, может повлечь ответственность за нарушение норм о защите конкуренции.
Правительство Российской Федерации в постановлении N 1087 определило исчерпывающее количество объектов инфраструктуры, которые могут создаваться и обслуживаться с помощью контракта жизненного цикла. В перечень вошли объекты транспортной инфраструктуры: автодорожные объекты, порты, аэродромы, метро, железнодорожный, внеуличный и электрический транспорт на земле, водные и воздушные суда, а также уникальные объекты капитальной постройки, объекты коммунального хозяйства и прочие.
Тем самым законодатель ясно дал понять, что в России контракт жизненного цикла будет представлять собой не способ совместного сотрудничества государства и частного сектора, а одну из форм госзакупок.
Проблемным для контракта жизненного цикла является и момент применения бюджетного законодательства о финансировании на длительный срок: Бюджетный кодекс Российской Федерации ограничивает оплату государственных контрактов трехлетними сроками. Контракт жизненного цикла не исключение. Положения о контрактах с долгим производственным циклом на контракты жизненного цикла пока не распространены.
За последнее десятилетие контракты жизненного цикла в мире стали весьма популярным видом взаимодействия государственного и частного секторов. Хочется верить, что их использование станет весьма популярным и в Республике Беларусь.