Минпросвещения разъяснил, кого можно брать на работу тьютором и ассистентом
Чтобы назначить работников на должности тьютора или ассистента, учтите разъяснения из нового письма Минпросвещения. Многие школы считают, что должностные обязанности тьютора и ассистента аналогичны. Но это ошибка. Поручите специалисту по кадрам проверить, соответствуют ли кандидаты требованиям к их образованию и квалификации.
На заметку
Минпросвещения рекомендует нанимать тьютора и ассистента из расчета одна штатная единица на максимум шесть учеников с ОВЗ с учетом их особенностей (приказ Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015)
Должность тьютора может занять только работник с высшим профессиональным образованием по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стажем педагогической работы не менее двух лет. Ведь тьютор участвует в разработке и реализации образовательной программы.
Должность ассистента, в отличие от тьютора, не относится к должностям педагогических работников. Ассистент по оказанию технической помощи должен обладать образованием не ниже среднего. Также ему необходимо пройти краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте. Еще один вариант – профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья». Требований к стажу работы для ассистента нет.
С тьютором и ассистентом вы можете заключить трудовой договор, трудовой договор с внутренним или внешним совместителем. Также допустимо использовать сетевую форму реализации образовательных программ на основании договора между организациями.
Ответы на часто задаваемые вопросы
об образовании) дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК). Заключение ПМПК является документом, подтверждающим право ребенка на обеспечение специальных условий для получения им образования,
в том числе необходимость предоставления услуг тьютора, ассистента (помощника).
Ассистент (помощник) является работником, который осуществляет помощь в уходе, передвижении, питании и других необходимых действиях
с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Ассистент (помощник)
не является педагогическим работником, к его уровню образования
не предъявляются требования по наличию высшего или среднего профессионального образования. Роль ассистента (помощника) могут выполнять родители (законные представители) ребенка.
Тьютор является педагогическим работником, который обеспечивает индивидуализацию учебного процесса для обучающихся с ОВЗ, участвует
в реализации адаптированной основной общеобразовательной программы, обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимся уровней образования, осуществляет взаимодействие с участниками образовательного процесса.
В соответствии с методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ОВЗ) (направлены письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ») работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.
Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты).
В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.
Согласно ФГОС ОВЗ построение образовательного процесса ориентировано на учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся, предполагается возможность разработки индивидуальных учебных планов. Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора. Нагрузка тьютора определяется исходя из его занятости с каждым ребенком (от 1 до 6 человек).
Тьютор может выполнять следующие функции:
педагога сопровождения, воспитателя, который оказывает помощь, выполняет рекомендации психолого-медико-педагогического консилиума, ведет педагогическую и воспитательную работу, обеспечивает поддержку педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса; включает ребенка с ОВЗ в детский коллектив, организует ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ; помогает всем участникам образовательного процесса осознать, какую помощь можно оказать ребенку с ОВЗ и как правильно это сделать;
специалиста службы сопровождения, обладающего знаниями в области коррекционной педагогики, дефектологии, психологии (психолога, социального педагога, дефектолога).
Исходя из вышесказанного, деятельность тьютора не предполагает нахождение педагога вместе с обучающимся во время учебных занятий. Тьютор организует взаимодействие всех субъектов учебного процесса с учетом рекомендаций для конкретного ребенка, в том числе организует коммуникации
Тьютор в детском саду
Здравствуйте, подскажите, есть ли какая-то законодательная и легальная возможность получить тьютора в детском саду? Какие законы это регламентируют?
Ребёнок с задержкой, проблемы с коммуникацией. В заключении ПМПК – общее тьюторское сопровождение, инвалидности нет. На просьбу (устную) о предоставлении тьютора говорят, что общее тьюторское сопровождение предоставляют все педагоги в саду (воспитатели, дефектолог, психолог), отдельной ставки не предусмотрено. Сад обычный, группа логопедическая комбинированная. Как быть в этой ситуации? Есть ли шанс получить тьютора миром и не настроить против себя и ребёнка весь педколлектив сада? На какие законодательные акты ссылаться?
Категория:
Комментарии
Отвечает юрист Анна Басова:
Во-первых, Вам необходимо не устно, а письменно обратиться к администрации детского сада с просьбой создать условия обучения, рекомендованные в заключении ПМПК.
Рекомендации ПМПК являются обязательными для образовательного учреждения.
В обращении сошлитесь и на Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 февраля 2017 г. N 07-818 «о НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОВЗ», в котором говорится о необходимости «обеспечить введение ставок тьюторов, ассистентов для сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в штатное расписание общеобразовательных организаций исходя из количества рекомендаций ПМПК и с учетом требования приказа N 1015».
Во-вторых, Вы можете запросить у администрации должностные инструкции педагогов – маловероятно, что в их профессиональные обязанности дополнительно входит тьюторское сопровождение. Должность «тьютор» отдельно утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», разработан специальный профессиональный стандарт данной профессии.
Если тьюторское сопровождение не входит в их обязанности – сошлитесь на этот факт и на необходимость обеспечения именно тьютором.
Как вариант можно попросить предоставить услуги не тьютора, а ассистента (помощника) для ребенка, оказывающего в большей степени техническую помощь и присмотр за ним. Данная должность не требует педагогического образования и ассистент может быть предоставлен как по заключению ПМПК, так и по инициативе самого детского сада.
В случае, если в регионе, где Вы проживаете, имеются проблемы с государственным финансированием выделения отдельной ставки тьютора или ассистента для ребенка с ОВЗ, вариантом решения этой проблемы может быть рекомендация Письма Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 о том, что «в штатное расписание могут быть введены штатные единицы помощника воспитателя и младшего воспитателя, на которых будут возложены функции ассистента».
Кому положен тьютор в детском саду закон
Разбираем ситуации, когда ребёнку нужна помощь в поиске себя и постановке целей. Кому положен тьютор в обычной школе и онлайн.
Английское слово tutor переводится как «наставник». Концепт тьюторства может показаться новомодным явлением, но он существовал ещё в XII веке. К студентам Оксфорда и Кембриджа уже тогда прикреплялись специальные люди, которые помогали им выстроить образовательный маршрут и идти по намеченной траектории.
Многие путают тьютора с репетитором или наставником. Принципиальная разница заключается в том, что тьютор помогает определиться с профилем обучения и поставить цели, наставник поддерживает на пути к их достижению, а репетитор занимается непосредственным обучением детей.
Тьютор — полезный помощник для любого ребёнка. Даже взрослые, которые желают заняться собственным образованием, порой обращаются к услугам этого специалиста. Давайте разберёмся, кому положен тьютор в школе.
Как понять, что школьнику нужен тьютор
Вариант 1. Не знает, чего хочет
Бывает, что ученику нравится несколько предметов, мало связанных между собой, например, дисциплины и гуманитарной, и физико-математической, и естественно-научной областей. А бывает, что не даётся ни тот ни другой профиль. Распространённая ситуация: девятиклассники наугад выбирают предметы для сдачи ОГЭ, потому что им сложно понять, в какую сторону двигаться. И ладно ОГЭ — но ведь через пару лет придётся сдавать ЕГЭ, который влияет на дальнейшее поступление в вуз и карьеру. Таким детям будет очень полезно узнать мнение наставника или тьютора.
Если интересы школьника расплывчаты и он не знает, чем заниматься, — тьютор поможет сориентироваться в большом потоке информации. Часто тьюторы дают практические задания — поучаствовать в мастер-классе, представить себя в какой-то профессии, сделать тест. Всё это поможет определиться с будущей специальностью или хотя бы вектором развития. Тьютор поможет определиться с желаемым и найти специальность по душе исходя из склонностей и задатков ребёнка. В Домашней школе «Фоксфорда» тьютор раскрывает сильные стороны ученика. Ребёнок выбирает профиль обучения и фокусируется на нужных предметах.
Вариант 2. Не уверен в будущем
Вполне естественно, что у подростков по мере взросления возникают страх и сомнения по поводу того, какой путь выбрать.
Современная система образования требует, чтобы школьники определились с направлением карьеры довольно рано, даже не достигнув совершеннолетия. Серьёзная ответственность за выбор ложится на плечи детей тяжёлым грузом.
Тьютор задаст вектор развития и подскажет, в каком направлении стоит двигаться, проконсультирует по вопросу выбора будущей профессии.
Вариант 3. Отсутствует интерес к учёбе
Нередка ситуация, когда школьник ходит на занятия как на каторгу. Уроки кажутся скучными, а преподаватели занудными. Ученик считает минуты до конца занятия и смотрит в окно.
Эта проблема разрешима: нужно индивидуализировать процесс исходя из того, что интересно ребёнку. Тьютор может научить учиться, показать ценность образования на практике и подобрать индивидуальную программу.
Это поможет ребёнку загореться учёбой и получать наслаждение от новых знаний. Образовательный процесс превратится в удовольствие благодаря советам тьютора.
Тьютор в школе
Тьюторство проникает в разные сферы образования: дошкольное, школьное, высшее, семейное. Рассмотрим, кому положен и как получить тьютора в школе.
Работа тьютора чаще всего заключается в том, что он курирует развитие назначенных учеников на протяжении нескольких лет учёбы, часто — с первого класса до выпуска.
Многие наслышаны про работу школьных тьюторов в учебных организациях для особых детей: гениальных или с проблемами со здоровьем. Тьюторы для детей с ОВЗ или для одарённых ребят сопровождают их, обсуждают проблемы, корректируют образовательный путь.
Если ребёнок одарённый или нуждается в индивидуальной помощи из-за состояния здоровья, то добиться назначения тьютора будет легче. В школе тьютор должен быть выделен каждому учащемуся, который получил соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). При наличии таких рекомендаций родители могут направить в администрацию школы заявление в письменном виде с просьбой организовать тьюторское сопровождение. Хорошая организация будет заинтересована в том, чтобы пойти навстречу.
Если в школе отсутствует тьюторство, можно выступить с предложением организовать такую практику на родительском собрании, ведь специализация тьютора не ограничивается взаимодействием с ребятами, которые отличаются от остального коллектива.
Как найти тьютора для ребёнка
Сейчас тьюторство начало активно развиваться в России. У родителей, которые решили нанять тьютора, не особо большой выбор хороших специалистов. Вот три места, где можно найти тьютора.
В тьюторском центре
В некоторых городах сейчас открываются тьюторские центры, но многие из них ориентированы только на специалистов, которые хотят повысить свою квалификацию. Если лично обратиться в эти центры, то вам могут помочь найти тьютора для ребёнка.
Самостоятельно
Вы можете разместить объявление в тематических группах в социальных сетях и на сайтах вакансий. Там же можно найти объявления самих тьюторов. Так можно выбрать недорогого специалиста, но будет ли он достаточно компетентен?
В школе
Постепенно тьюторы начинают появляться даже в школах. В основном в частных, но и некоторые традиционные образовательные организации нанимают таких специалистов. Это самый удобный вариант для родителя школьника или ребёнка на семейном образовании. Вторые могут обратиться в школу прикрепления или найти тьютора в частных и альтернативных школах. За качество предоставления услуг такого тьютора отвечает организация, да и найти клиентов легко — наверняка это кто-то из учеников.
В Домашней школе «Фоксфорда» есть тьюторская программа. Ребёнок и тьютор общаются дистанционно — поэтому присоединиться к нашей программе можно из любой точки мира. Программа может состоять из одной, трёх, шести или девяти встреч. В результате работы с тьютором Домашней школы «Фоксфорда» вы сможете построить индивидуальный образовательный маршрут и получить ресурсную карту для дальнейшего развития.
Деятельность тьютора в Домашней школе «Фоксфорда»
Мы уже упомянули, что тьюторство популярно и на семейной форме обучения. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ребёнок может заниматься с тьютором вне зависимости от того, есть ли у него выдающиеся способности или ограничения по здоровью.
В «Фоксфорде» ребёнок уже на первой консультации с тьютором узнает свои сильные стороны и способности, а также какие навыки стоит развивать. В результате можно будет построить индивидуальный образовательный маршрут.
Работа с тьютором индивидуальна, количество встреч будет зависеть от конкретного ребёнка. Программа тьюторского сопровождения может включать в себя до девяти тьюториалов — консультаций с тьютором.
Резюме
Тьютор — соратник школьника. Он сопровождает ребёнка в обучающей среде, помогает ему не терять учебную мотивацию и понимать, что он хочет получить от школы и занятий в целом.
Тех, кому положен тьютор, можно условно разделить на три категории. Одни школьники не знают, чем заниматься в будущем, другие испытывают страхи и сомнения по поводу специализации, а кому-то вообще неинтересно учиться.
То, как получить тьютора, зависит от того, на какой форме обучения находится ребёнок. В обычной школе тьютора чаще прикрепляют к детям с одарённостью или же с заболеваниями. На семейном образовании легче получить услуги тьютора вне зависимости от характеристик ученика.
Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалисту, если ребёнок нуждается в наставничестве и поддержке. Профессиональный тьютор поможет эффективно двигаться вперёд.