Организация гражданской обороны на объектах
ГО организуется на всех объектах народного хозяйства. К объектам народного хозяйства относятся промышленные и сельскохозяйственные предприятия, учебные заведения, учреждения, организации.
Начальником ГО объекта народного хозяйства является его руководитель. Он несет ответственность за организацию ГО на своем объекте и постоянную готовность ее сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ.
Начальник ГО объекта подчиняется соответствующим должностным лицам ведомства, в ведении которого находится объект, а в оперативном отношении – вышестоящему начальнику ГО по месту расположения объекта.
На крупных предприятиях, как правило, предусматривается штатный заместитель начальника ГО, который в мирное время является основным организатором всех ее подготовительных мероприятий.
Кроме штатного заместителя, приказом начальника ГО назначаются заместители по рассредоточению и эвакуации рабочих и служащих, инженерно-технической части и материально-техническому снабжению. В отличие от штатного заместителя они не освобождаются от выполнения своих основных обязанностей.
Заместителем начальника ГО объекта по рассредоточению и эвакуации назначается обычно заместитель руководителя по общим вопросам. Являясь, как правило, председателем эвакуационной комиссии, он разрабатывает план рассредоточения рабочих смен с места работы, служащих и их семей, организует подготовку мест в загородной зоне, перевозку туда людей, а также доставку рабочих смен к месту работы, руководит службой охраны общественного порядка.
Заместителем начальника ГО по инженерно—технической части назначается главный инженер предприятия. Он непосредственно руководит службами аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытий, а также осуществляет техническое руководство спасательными и другими неотложными работами (СиДНР).
Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению назначается заместитель директора по этим вопросам. Он руководит службой материально-технического снабжения.
На всех объектах, как правило, создаются штабы ГО, которые комплектуются из должностных лиц. Численность штатных работников штаба определяется ведомством, в ведении которого находится объект.
В состав штаба ГО крупного объекта входят: начальник штаба и его заместители (помощники) по оперативно-разведывательной части, боевой подготовке, жилому сектору. В него могут входить и различные специалисты, и представители общественных организаций. На небольших объектах штабы ГО комплектуются из штатных работников и должностных лиц, не освобожденных от их основных обязанностей.
Должность начальника штаба ГО объекта обычно предусмотрена в штатном расписании предприятия. Являясь первым заместителем начальника ГО, начальник штаба имеет право от его имени отдавать приказы и распоряжения. Он организует устойчивое управление и надежно действующую систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирований, осуществляет контроль за выполнением всех мероприятий ГО.
Для решения задач, возлагаемых на ГО, на объектах, располагающих соответствующей базой, создают следующие службы: оповещения и связи, охраны общественного порядка, противопожарную, медицинскую, аварийно-техническую, убежищ и укрытий, энергетики и светомаскировки, противорадиационной и противохимической защиты, материально-технического снабжения, транспорта и другие.
Служба оповещения и связи создается на базе узла связи во главе с его начальником. Ее задачами являются: оповещение о возникновении чрезвычайной ситуации – передача сигнала ГО и сообщений, поддержание связи в постоянной готовности, устранение аварий на сетях и сооружениях связи и др.
Служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений ведомственной охраны во главе с ее начальником. На нее возлагается: обеспечение надежной охраны объекта, поддержание общественного порядка при возникновении чрезвычайной ситуации и во время проведения спасательных и других неотложных работ, наблюдение за режимом светомаскировки.
Служба убежищ и укрытий организуется на базе отделов капитального строительства и жилищно-коммунального. Эта служба занимается разработкой плана размещения рабочих и служащих в защитных сооружениях, организацией строительства, обеспечением готовности убежищ и контролем за правильностью их эксплуатации, участвует в спасательных работах.
Служба противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ) создается на базе химических и центральных заводских лабораторий. Она осуществляет мероприятия по защите рабочих и служащих, источников водоснабжения, пищеблоков, складов продовольствия от радиоактивных и отравляющих веществ, организует и подготавливает противорадиационные и противохимические формирования и учреждения, осуществляет контроль за состоянием индивидуальных и коллективных средств защиты и специальной техники, организует работу поста радиационного и химического наблюдения и осуществляет дозиметрический контроль за обслуживанием и заражением личного состава, проводит мероприятия по ликвидации радиоактивного и химического заражения.
Противопожарная служба организуется на базе подразделений ведомственной пожарной охраны. Она разрабатывает противопожарные мероприятия и осуществляет контроль за их проведением, локализует и тушит пожары, оказывает помощь службе ПР и ПХЗ в дезактивации и дегазации участков заражения.
Аварийно-техническая служба организуется на базе производственного и технического отделов. Она разрабатывает и проводит предупредительные мероприятия, повышает устойчивость основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций, неотложные работы по локализации и ликвидации аварий на них, разборку завалов и спасение людей.
Медицинская служба организуется на базе медицинских пунктов, медсанчастей и поликлиник. Она обеспечивает постоянную готовность медицинских формирований, составляет и проводит санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные учреждения, обеспечивает медобслуживание семей работающих в местах их рассредоточения.
Транспортная служба создается на базе транспортных отделов и гаражей объектов. Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с эвакуацией рабочих, служащих и доставкой их к месту работы; организует подвоз сил и средств к очагу поражения для перевозок рабочих, служащих, эвакуации пораженных, а также для других целей ГО.
Служба материально-технического снабжения организуется на базе отдела материально-технического снабжения объекта. Задачами этой службы являются: разработка плана материально-технического снабжения, своевременное обеспечение формирований всеми видами оснащения, организация ремонта техники и различного имущества, подвоз его к участкам работ, хранение и учет, обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости рабочих и служащих на объекте и в местах рассредоточения.
Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика. Начальник службы – главный энергетик объекта. Служба разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топлива и электроэнергии на объект, проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей различного рода системами и средствами защиты и неотложные аварийно-восстановительные работы на них, планирует мероприятия по светомаскировке и первоочередным восстановительным работам.
В зависимости от специфики объекта и наличия базы могут создаваться и другие службы, например защиты продовольствия и воды, животных и т. д. Количество служб определяется начальником ГО объекта. На небольших объектах народного хозяйства службы ГО не создаются, их обязанности выполняют отделы данного объекта (отдельные лица), которые руководят созданными формированиями ГО (командами, звеньями, постами).
Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
28 февраля 2013 г., 15 октября 2014 г., 14 ноября 2015 г., 25 апреля, 30 сентября 2019 г.
В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о гражданской обороне в Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 г. N 620 «О гражданских организациях гражданской обороны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 24, ст. 2982);
постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 г. N 1266 «О федеральных службах гражданской обороны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 47, ст. 5718);
пункт 44 изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 г. N 475 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3269).
Председатель Правительства
Российской Федерации
26 ноября 2007 г.
Положение
о гражданской обороне в Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804)
С изменениями и дополнениями от:
28 февраля 2013 г., 15 октября 2014 г., 14 ноября 2015 г., 25 апреля, 30 сентября 2019 г.
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.
Информация об изменениях:
Пункт 2 изменен с 29 октября 2019 г. — Постановление Правительства России от 30 сентября 2019 г. N 1274
2. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, местном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.
Обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления осуществляется их соответствующими органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Информация об изменениях:
Пункт 3 изменен с 29 октября 2019 г. — Постановление Правительства России от 30 сентября 2019 г. N 1274
3. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального или местного уровня по гражданской обороне.
Информация об изменениях:
Пункт 4 изменен с 29 октября 2019 г. — Постановление Правительства России от 30 сентября 2019 г. N 1274
4. Порядок подготовки к ведению гражданской обороны:
в федеральном органе исполнительной власти определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти, утверждаемым его руководителем по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
в субъекте Российской Федерации определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, утверждаемым высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с соответствующим территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
в муниципальном образовании утверждается должностным лицом местного самоуправления, возглавляющим местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании, разрабатываемым и утверждаемым Министерством;
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны в субъекте РФ и муниципальном образовании, утвержденные МЧС России 13 декабря 2012 г. N 2-4-87-30-14
в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.
Информация об изменениях:
Пункт 5 изменен с 29 октября 2019 г. — Постановление Правительства России от 30 сентября 2019 г. N 1274
5. Ведение гражданской обороны осуществляется:
в Российской Федерации — на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях — на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
в федеральных органах исполнительной власти и организациях — на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время.
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Выполнение мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Информация об изменениях:
Пункт 6 изменен с 29 октября 2019 г. — Постановление Правительства России от 30 сентября 2019 г. N 1274
6. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, на территории Российской Федерации организуется сбор информации в области гражданской обороны (далее — информация) и обмен ею.
Сбор и обмен информацией осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
Федеральные органы исполнительной власти представляют информацию в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Кроме того, федеральные органы исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, доводят сведения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время до органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют информацию в главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, органы местного самоуправления — в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, организации — в орган местного самоуправления и в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого они относятся или в ведении которого находятся.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. N 1231 в пункт 7 внесены изменения
7. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, являются:
развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны;
создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;
создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;
ГАРАНТ:
См. примерный порядок определения состава учебно-материальной базы для подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, направленный письмом МЧС России от 27 февраля 2020 г. N 11-7-604
пропаганда знаний в области гражданской обороны.
Информация об изменениях:
Пункт 8 изменен с 29 октября 2019 г. — Постановление Правительства России от 30 сентября 2019 г. N 1274
8. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;
создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;
сбор информации и обмен ею.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. N 1231 в пункт 9 внесены изменения
9. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются:
организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
Информация об изменениях:
Пункт 10 изменен с 29 октября 2019 г. — Постановление Правительства России от 30 сентября 2019 г. N 1274
10. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются:
строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по проведению комплексной инвентаризации заглубленных и других помещений подземного пространства для укрытия населения, утвержденные МЧС России 7 августа 2014 г. N 2-4-87-18-35
подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства;
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;
обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;
приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Информация об изменениях:
Пункт 11 изменен с 29 октября 2019 г. — Постановление Правительства России от 30 сентября 2019 г. N 1274
11. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, являются:
определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
Информация об изменениях:
Пункт 12 изменен с 29 октября 2019 г. — Постановление Правительства России от 30 сентября 2019 г. N 1274
12. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:
создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также планирование их действий;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;
разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ;
организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время;
учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. N 1231 в пункт 13 внесены изменения
13. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:
планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;
создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;
предоставление населению коммунально-бытовых услуг;
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;
определение численности населения, оставшегося без жилья;
инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;
предоставление населению информационно-психологической поддержки.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. N 1231 в пункт 14 внесены изменения
14. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, являются:
создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время.
Информация об изменениях:
Пункт 15 изменен с 29 октября 2019 г. — Постановление Правительства России от 30 сентября 2019 г. N 1274
15. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению, являются:
создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения — действующих специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической обстановкой на территории Российской Федерации;
введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению (загрязнению);
совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.
16. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий, являются:
заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;
создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;
организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. N 1231 в пункт 17 внесены изменения
17. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:
создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны;
охрана объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором), принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
Информация об изменениях:
Пункт 18 изменен с 29 октября 2019 г. — Постановление Правительства России от 30 сентября 2019 г. N 1274
18. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, являются:
обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени и планирование их действий;
создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;
создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств.
19. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время, являются:
заблаговременное определение мест возможных захоронений;
создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил;
организация санитарно-эпидемиологического надзора.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. N 1231 в пункт 20 внесены изменения
20. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:
создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;
рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;
создание страхового фонда документации;
повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
ГАРАНТ:
См. Рекомендации по защите основных производственных фондов организации в целях повышения устойчивости функционирования объектов экономики при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов (утв. МЧС России 17 мая 2022 г. N 2-4-71-16-11)
Информация об изменениях:
Пункт 21 изменен с 29 октября 2019 г. — Постановление Правительства России от 30 сентября 2019 г. N 1274
21. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, являются:
создание и оснащение современными техническими средствами сил гражданской обороны;
подготовка сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
планирование действий сил гражданской обороны;
разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.
22. Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках совершенствования деятельности в области гражданской обороны был скорректирован порядок руководства гражданской обороной и ведения гражданской обороны. В частности, были ликвидированы службы гражданской обороны и гражданские организации гражданской обороны, существовавшие в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
В связи с этим признаны утратившими силу постановления Правительства РФ, регламентировавшие деятельность федеральных служб гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны. Одновременно определен порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в РФ.
В целях решения задач в области гражданской обороны федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне. Ведение гражданской обороны осуществляется на основе планов, где определяется объем, организация, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, на территории РФ организуется сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
Определен перечень основных мероприятий по гражданской обороне.
Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 1 декабря 2007 г. N 270, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. N 49 ст. 6165
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2019 г. N 1274
Изменения вступают в силу с 29 октября 2019 г.
Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2019 г. N 497
Изменения вступают в силу с 7 мая 2019 г.
Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. N 1231
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 15 октября 2014 г. N 1054
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2013 г. N 167
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Организация ГО на объекте
Важное место в организационной структуре гражданской обороны занимает гражданская оборона объектов. Под объектом понимают: заводы, фабрики, организации, учреждения, учебные заведения и т.п.
Гражданская оборона на объекте (ГО объекта) организуется по типовой структуре с учетом особенностей производства.
Начальником ГО объекта является руководитель объекта (директор, ректор и так далее). Он несет полную ответственность за организацию и состояние ГО, управляет силами и средствами ГО, а также проведением спасательных и других неотложных работ.
Руководство предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, обеспечивает своих работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, организует проведение эвакуационных мероприятий, создает силы для ликвидации последствий ЧС, обеспечивает их готовность к практическим действиям, выполняет другие мероприятия по гражданской обороне и несет связанные с ними материальные и финансовые затраты в объемах, предусмотренных законодательством.
Начальники ГО радиационно, химически и взрывоопасных объектов дополнительно создают локальные системы выявления угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оповещения сотрудников и населения, проживающего в зонах возможного поражения. НачальникиГО этих объектов отвечают за защиту населения, которое проживает в зонах возможного поражения, от производственных аварий.
Начальник ГО объекта подчиняется начальнику своего министерства (ведомства), а в оперативном отношении — начальнику ГО города (района). Приказом начальника ГО объекта назначаются заместители:
по эвакуации и рассредоточению,
по инженерно-технической части,
по материально-техническому снабжению,
заместитель по оперативным вопросам.
Органом управления у начальника ГО является штаб ГО. Штаб ГО возглавляет начальник штаба, который одновременно является первым заместителем начальника ГО объекта.
Штаб ГО организует и обеспечивает непрерывное управление гражданской обороной на объекте.
Для организации и проведения специальных мероприятий ГО на объекте создаются службы ГО.
Службы ГО создаются на базе соответствующих структурных подразделений (цехов, отделов, лабораторий).
На крупных объектах могут быть созданы следующие службы:
1. Служба связи, оповещения и информации — создается на базе узла связи объекта. Начальником службы является начальник этого узла. На нее возлагается: организация своевременного оповещения об угрозе ЧС, организация связи и поддержание ее в постоянной готовности, постоянное информирование населения о сложившейся обстановке.
2. Служба охраны общественного порядка — создается на базе подразделений ведомственной охраны. Начальником службы является начальник охраны объекта. Служба обеспечивает надежную охрану объекта, общественного порядка при угрозе ЧС и во время проведения СНР. Она содействует своевременному укрытию рабочих по сигналам ГО, осуществляет контроль за соблюдением режима светомаскировки.
3. Противопожарная служба — создается на базе подразделений ведомственной пожарной охраны. Эта служба разрабатывает противопожарные профилактические мероприятия и осуществляет контроль за их проведением, обеспечивает постоянную готовность сил и средств службы, организует локализацию и тушение пожаров.
4. Аварийно-техническая служба — создается на базе производственного и технического отделов или отдела главного механика. Начальником службы является начальник отдела, ни базе которого создана служба. Она разрабатывает и проводит предупредительные мероприятия, которые повышают устойчивость основных сооружений и коммунально-энергетических сетей при возникновении ЧС. Проводит работы по локализации аварий на коммунально-энергетических сетях, занимается разборкой завалов и спасением людей.
5. Служба убежищ и укрытий — создается на базе отдела капитального строительства, жилищно-коммунального отдела или строительных цехов. Она осуществляет расчет укрытий, проводит контроль за эксплуатацией сооружений, обеспечивает своевременное заполнение укрытий по сигналам ГО, участвует в спасательных работах при завалах убежищ и укрытий.
6. Медицинская служба — создается на базе медицинских пунктов и поликлиник объектов. Начальником службы является начальник медицинского пункта или поликлиники. Она обеспечивает постоянную готовность медицинских формирований, проводит санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, оказывает медицинскую помощь пострадавшим.
7. Служба противорадиационной и противохимической защиты — создается на базе лабораторий, цехов. Начальником является начальник лаборатории или цеха, на базе которого создана служба. Эта служба разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите рабочих и служащих, источников воды, пунктов питания, складов продовольствия от радиоактивных и отравляющих веществ. Осуществляет дозиметрический контроль.
8. Транспортная служба — создается на базе транспортных цехов, отделов и гаражей объекта. Служба разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению рассредоточения рабочих и служащих, доставки их к месту работы. Она организует подвоз сил и средств к очагам поражения. Проводит работы по обеззараживанию транспорта. Эта же служба планирует использование автотранспорта для нужд ГО.
9. Служба материально-технического снабжения — создается на базе отдела МТС объекта. Она разрабатывает планы материально-технического снабжения. Своевременно обеспечивает формирования всеми видами материально-технических средств, организует ремонт техники и имущества. Обеспечивает продовольствием и предметами первой необходимости рабочих и служащих на объекте и в местах рассредоточения.
Каждая служба имеет свои формирования, команды, группы, дружины, звенья. На небольших объектах службы ГО не создаются, а их работа поручается отделам данного объекта.
На объектах, которые продолжают работу в военное время, могут создаваться невоенизированные формирования ГО:
сводные спасательные отряды (команды, группы);
спасательные отряды (команды, группы);
разведывательные группы (звенья);
посты радиационно-химического наблюдения;
группы (звенья) связи;
команды (группы) охраны общественного порядка;
аварийно-технические команды (звенья);
группы (звенья) по обслуживанию убежищ и укрытий;
группы (звенья) по обеззараживанию и другие формирования в зависимости от особенностей объекта.
Основными формированиями общего назначения на промышленных объектах являются спасательные и сводные спасательные отряды (команды, группы).
Организация сводной спасательной команды (ССК)
звено связи и разведки;
две спасательные группы (по 3 спасательных звена в каждой, по 8 человек в звене);
группа аварийно-техническая и механизации (в группе 4 звена механизации, электротехническое, водопроводно-канализационных сетей, газовых сетей);
санитарная дружина (5 звеньев по 4 человека).
На объектах химической промышленности основным формированием общего назначения является сводная команда противорадиационной и противохимической защиты (СвК ПР и ПХЗ).
Каков порядок организации и функционирования го на объекте кратко
от 26 ноября 2007 г. N 804
О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.02.2013 N 167,
от 15.10.2014 N 1054, от 14.11.2015 N 1231, от 25.04.2019 N 497,
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.
2. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)
(см. текст в предыдущей редакции)
Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, местном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)
(см. текст в предыдущей редакции)
Обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления осуществляется их соответствующими органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)
3. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального или местного уровня по гражданской обороне.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)
4. Порядок подготовки к ведению гражданской обороны:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)
(см. текст в предыдущей редакции)
в федеральном органе исполнительной власти определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти, утверждаемым его руководителем по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
в субъекте Российской Федерации определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, утверждаемым высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с соответствующим территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.04.2019 N 497)
(см. текст в предыдущей редакции)
в муниципальном образовании утверждается должностным лицом местного самоуправления, возглавляющим местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании, разрабатываемым и утверждаемым Министерством;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)
(см. текст в предыдущей редакции)
в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.
5. Ведение гражданской обороны осуществляется:
в Российской Федерации — на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях — на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
в федеральных органах исполнительной власти и организациях — на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231, от 30.09.2019 N 1274)
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Выполнение мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)
6. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, на территории Российской Федерации организуется сбор информации в области гражданской обороны (далее — информация) и обмен ею.
Сбор и обмен информацией осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231, от 30.09.2019 N 1274)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральные органы исполнительной власти представляют информацию в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Кроме того, федеральные органы исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, доводят сведения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время до органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)
(см. текст в предыдущей редакции)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют информацию в главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, органы местного самоуправления — в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, организации — в орган местного самоуправления и в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого они относятся или в ведении которого находятся.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231, от 30.09.2019 N 1274)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, являются:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)
(см. текст в предыдущей редакции)
развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны;
создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2014 N 1054)
(см. текст в предыдущей редакции)
создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;
пропаганда знаний в области гражданской обороны.
8. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)
(см. текст в предыдущей редакции)
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;
создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)
(см. текст в предыдущей редакции)
установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;
сбор информации и обмен ею.
9. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются:
организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)
(см. текст в предыдущей редакции)
создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
10. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)
(см. текст в предыдущей редакции)
строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)
(см. текст в предыдущей редакции)
приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)
(см. текст в предыдущей редакции)
подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)
(см. текст в предыдущей редакции)
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;
обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;
приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.02.2013 N 167)
11. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, являются:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)
(см. текст в предыдущей редакции)
определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231, от 30.09.2019 N 1274)
(см. текст в предыдущей редакции)
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
12. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)
(см. текст в предыдущей редакции)
создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также планирование их действий;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)
(см. текст в предыдущей редакции)
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;
разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ;
организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время;
учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)
13. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)
(см. текст в предыдущей редакции)
планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;
создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;
предоставление населению коммунально-бытовых услуг;
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;
определение численности населения, оставшегося без жилья;
инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;
предоставление населению информационно-психологической поддержки.
14. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, являются:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)
(см. текст в предыдущей редакции)
создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время.
15. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению, являются:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)
(см. текст в предыдущей редакции)
создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения — действующих специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической обстановкой на территории Российской Федерации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)
(см. текст в предыдущей редакции)
введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению (загрязнению);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)
(см. текст в предыдущей редакции)
совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.
16. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий, являются:
заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;
создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;
организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения.
17. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)
(см. текст в предыдущей редакции)
создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны;
охрана объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором), принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
18. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, являются:
обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени и планирование их действий;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)
(см. текст в предыдущей редакции)
создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;
создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств.
19. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время, являются:
заблаговременное определение мест возможных захоронений;
создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил;
организация санитарно-эпидемиологического надзора.
20. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)
(см. текст в предыдущей редакции)
создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;
рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;
создание страхового фонда документации;
повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
21. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, являются:
создание и оснащение современными техническими средствами сил гражданской обороны;
подготовка сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2015 N 1231)
(см. текст в предыдущей редакции)
планирование действий сил гражданской обороны;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)
(см. текст в предыдущей редакции)
разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.
22. Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.