Какие работы относятся к работам по сохранению объекта культурного наследия
Перейти к содержимому

Какие работы относятся к работам по сохранению объекта культурного наследия

  • автор:

Какие работы относятся к работам по сохранению объекта культурного наследия

к Положению о лицензировании

деятельности по сохранению

объектов культурного наследия

(памятников истории и культуры)

народов Российской Федерации

РАБОТ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ

КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ)

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П. 1 действует до 01.09.2024.

1. Разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

П. 2 вступает в силу с 01.09.2024.

2. Разработка проектной документации и технический надзор за проведением работ по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также по приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для современного использования, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.

П. 3 действует до 01.09.2024.

3. Разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

П. 4 вступает в силу с 01.09.2024.

4. Разработка проектной документации и технический надзор за проведением работ по ремонту и приспособлению инженерных систем и оборудования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для современного использования и иных работ по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, не включающих реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.

5. Реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем.

6. Реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей.

7. Реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей.

8. Реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора.

9. Реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней.

10. Реставрация, консервация и воссоздание произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

11. Реставрация, консервация и воссоздание живописи (монументальной, станковой).

12. Реставрация, консервация и воссоздание исторического ландшафта и произведений садово-паркового искусства.

П. 13 действует до 01.09.2024.

13. Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

П. 14 вступает в силу с 01.09.2024.

14. Ремонт объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и приспособление инженерных систем и оборудования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для современного использования и иные работы по приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для современного использования, не затрагивающие элементы объекта культурного наследия, представляющие собой историко-культурную ценность.

Какие работы относятся к работам по сохранению объекта культурного наследия? Когда нужна Лицензия Минкульта на реставрацию?

Объекты культурного наследия перечислены в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее Реестр). В отношении работ по сохранению таких объектов законодатель установил специальные правила:

  • работы производятся при наличии разрешения, выданного органом охраны объектов культурного наследия, с учетом проектной документации, согласованной данным органом;
  • к проведению таких работ допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (лицензию Минкультуры на реставрацию).

Подчеркнем, что перечисленные правила применяются в отношении работ, направленных на сохранение физического состояния и историко-культурной ценности объекта. Такая деятельность включают в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. К ним относятся:

  • консервация;
  • ремонт;

При этом под ремонтом объекта культурного наследия понимаются работы, проводимые для поддержания памятника в эксплуатационном состоянии без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. (Предмет охраны представляет собой совокупность количественных и качественных характеристик объекта культурного наследия, отражающих его особенности, послужившие основанием для включения данного объекта Реестр).

  • реставрация;
  • приспособление объекта культурного наследия для современного использования.

Таким образом, работы, не направленные на сохранение физического состояния и историко-культурной ценности объекта, не относятся к работам по сохранению объекта культурного наследия. Например, изменение цвета стен во внутренних помещениях, если это не связанно с восстановлением историко-культурного состояния объекта, не является работой по сохранению объекта культурного наследия.

Требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в Реестр, перечислены в Охранном обязательстве, обязательной частью которого является Паспорт объекта культурного наследия. В этом Паспорте (при его отсутствии — непосредственно в Охранном обязательстве) содержится описание предмета охраны объекта культурного наследия. Собственник объекта культурного наследия, а в определенных случаях лица, которым объект передан на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, обязаны выполнять требования, перечисленные в охранном обязательстве.

Если объект культурного наследия был передан во владение или пользование, в том числе по Договору аренды, новые владельцы должны исполнять Охранное обязательство. Порядок и условия выполнения Охранного обязательства необходимо предусмотреть в Договоре аренды, к которому необходимо приложить копию этого Охранного обязательства. Без этого Договор будет считаться ничтожным. Если на момент заключения Договора аренды Охранное обязательство, еще не утверждено, к нему необходимо приложить следующие охранные документы:

Охранно-арендный договор;
Охранный договор или Охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры;
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия;
Паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).

Таким образом, арендатор объекта культурного наследия обязан соблюдать требования, установленные Охранным обязательством на данный объект.

Подведем итоги. Обязанности по соблюдению специальных требований к производству работ, включая наличие лицензии Минкультуры, возникает в случаях, предусмотренных в Охранном обязательстве. При этом необходимо учесть, что в Охранном обязательстве может быть установлено требование о соблюдении данного порядка, как в отношении только предмета охраны, так и соблюдение данного порядка в отношении всего объекта культурного наследия.

Напомним, Постановление Правительства № 1262 от 17.10.2017 года установило, что лицензии на реставрацию, полученные до 27.10.2017 года, подлежат переоформлению до 27.10.2018 года. Однако подавляющее большинство реставраторов не уложились в установленные сроки, в связи, с чем в Министерстве культуры приняли решение увеличить период для переоформления лицензий и выпустили Постановление, продлившее срок еще на год. Слухи об увеличении установленного периода появились незадолго до опубликования документа.

АО «РИНФИН» оказывает юридическую помощь при оформлении, а также переоформлении различных лицензий. С условиями переоформления лицензий Минкульта вы можете ознакомиться здесь. Кроме того, мы можем предложить вам приобрести готовые фирмы с лицензиями.

Виды и особенности работ по сохранению объектов культурного наследия

Мероприятия по сохранению объектов культурного и природного наследия направлены на содействие сохранению, а в случае необходимости — восстановлению объектов культурного достояния.

В настоящее время существуют четкие законодательные условия регулирующие данную отрасль. Также, работать в этой сфере, компании не могут без наличия соответствующих лицензий. В современных реалиях обеспечение сохранности объектов культурного наследия очень важный аспект для общества.

Основные направления работ

В настоящее время работы по сохранению культурного наследия имеют огромное значение для общества. Существуют регулирующие органы, которые выдают лицензии на выполнение тех или иных работ. Если ваша компания занимается реставрацией памятников культуры или истории, то без соответствующей лицензией вы не сможете работать. Стоит максимально ответственно подойти к вопросам оформления документов. Виды и особенности работ по сохранению объектов культурного наследия:

  • исследования;
  • реставрационные работы;
  • консервация.

Исходя из контекста статьи, проведение мониторинга состояния объектов культурного наследния в городе проводится в двух направлениях: Сохранение объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), в отношении которого принято решение о демонтаже, консервации или реставрации в связи с его аварийностью, утратой его историко-градостроительной ценности, непригодностью для современного использования, неудовлетворительным техническим состоянием и невозможностью использования по назначению. Историко-грамотное решение о проведении мониторинга, к сожалению, часто принимается без должной оценки состояния объектов, скорее в адрес их аварийности, обветшания и невозможности использования по прямому назначению, с целью до поры до времени сохранить памятник для потомков.

На что обратить внимание

Лицензии позволяют выполнять только определенные виды работ на памятниках истории. Стоит более основательно подойти к изучению законодательных актов и вопросов касаемо восстановления памятников культуры. Вы можете воспользоваться юридическими консультациями, что также поможет вам решить все поставленные задачи.

Одной из самых сложных проблем сохранения объектов авторского права является принятие региональных и муниципальных программ по созданию, сохранению и использованию объектов культурного и природного наследия. Это обусловлено, с одной стороны, новизной проблемы, а с другой стороны сложностью её отражения в государственных программах, особенно регионального уровня.

СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Под сохранением объекта культурного наследия понимают осуществление определенной работы, направленной на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия 2 . В исключительных случаях под сохранением объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, осуществляемые с полным или частичным изъятием археологических находок из раскопов. Рассмотрим эти работы (виды деятельности).

Консервация объекта культурного наследия — научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта, в том числе противоаварийные работы.

Ремонт памятника — научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Реставрация памятника или ансамбля — научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

Приспособление объекта культурного наследия для современного использования — научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация пред- [1] [2]

ставляющих историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.

Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Условиями проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является наличие:

  • — письменного разрешения;
  • -задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия,
  • -документации, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;
  • — контроля за проведением работ со стороны органа охраны объектов культурного наследия;
  • — соблюдение порядка выдачи/получения задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение этих работ.

Указанные выше документы принимаются:

  • -в отношении объектов культурного наследия федерального значения — органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия;
  • -в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного значения, выявленных объектов культурного наследия — в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.

Отметим, что задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника (пользователя) объекта культурного наследия.

В соответствии с п. 3 ст. 45 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Лицензирование деятельности по сохранению объектов осуществляется Министерством культуры Российской Федерации. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по сохранению объектов, согласно требованиям п. 4 Положения о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. № 349, являются:

— наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица работников, заключивших с ним трудовые договоры для осуществления деятельности по сохранению объектов по должности в соответствии со штатным расписанием, имеющих профессиональное образование в соответствии с требованиями, установленными соответствующими квалификационными характеристиками, а также стаж работы по специальности не менее 3 лет;

  • -наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя профессионального образования в соответствии с требованиями, установленными квалификационными характеристиками по должностям работников, осуществляющих деятельность по сохранению объектов, а также стаж работы по специальности не менее 3 лет;
  • — проведение лицензиатом работ по сохранению объектов в порядке, установленном ст. 45 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

За предоставление лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с ч. 11 ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения, повлекшие:

  • -возникновение угрозы причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • — причинение вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации.

В целях контроля за осуществлением работ, проверки качества и сроков выполнения ремонтно-реставрационных работ орган охраны объектов культурного наследия субъекта Российской Федерации, выдавший разрешение на производство указанных работ, организует приемку объекта культурного наследия после завершения на нем ремонтно-реставрационных работ.

Для обеспечения контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в процессе осуществления ремонтнореставрационных работ создается комиссия по приемке объекта культурного наследия.

Итогом работы комиссии считается акт приемки объекта культурного наследия, составленный по форме, определенной в письме Министерства культуры Российской Федерации «О приемке объектов культурного наследия» от 9 февраля 2010 г. № 9-01-39/10.

Указанный документ представляется в Министерство культуры Российской Федерации не позднее трех дней после его составления.

Кроме того, работы по сохранению объекта культурного наследия должны проводиться в соответствии с реставрационными нормами и правилами. К их числу относится РНиП 1.02.01-94 — «Инструкция о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении научнопроектной документации для реставрации недвижимых памятников истории и культуры», которая утверждена приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 марта 1994 г. № 219.

Указанная Инструкция регламентирует состав, порядок разработки, согласования и утверждения комплексной научно-исследовательской, изыскательской и проектно-сметной документации для реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособления недвижимых памятников истории и культуры.

Так, научно-проектная документация разрабатывается в соответствии с заданием на разработку научно-проектной документации для реставрации недвижимого памятника истории и культуры. Задание составляется заказчиком, им утверждается после согласования с государственным органом охраны памятников истории и культуры.

Для разработки научно-проектной документации заказчик заключает договор генерального подряда. Разработка научно-проектной документации осуществляется, как правило, в течение всего времени реставрации памятника в связи с тем, что исследование памятника и принятие соответствующих проектных решений производятся как до начала, так и в процессе производства работ по реставрации.

Порядок и условия согласования научно-проектной документации и согласующие инстанции и организации определяются названным выше заданием. Срок согласования научно-проектной документации в одной инстанции или организации установлен до 15 дней.

В соответствии с п. 5 ст. 45 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» физические и юридические лица, осуществляющие разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, проводят:

  • -научное руководство организацией работ по сохранению данного объекта;
  • — технический надзор;
  • — авторский надзор.

После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия физические и юридические лица, осуществлявшие научное руководство проведением указанных работ, сдают в трехмесячный срок со дня выполнения указанных работ в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *