Использование ненормативной лексики
Ненормативная лексика, основные факторы ее употребления
Гришева, К. А. Ненормативная лексика, основные факторы ее употребления / К. А. Гришева, М. В. Кондратей, В. В. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 654-658. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10707/ (дата обращения: 24.11.2022).
Рассмотрены исторические тенденции формирования ненормативной лексики, выявлены основные факторы, влияющие на употребление ненормативной лексики. Приводятся результаты социологического опроса старшеклассников г.Новый Уренгой.
Ключевые слова:ненормативная лексика, нецензурные выражения.
The historical trends shaping profanity, the main factors affecting the use of profanity. The results of a poll of senior Novy Urengoy.
Keywords: Profanity, obscenities
Бурные общественно-политические сдвиги в России последнего десятилетия привели к коренному изменению общественного уклада российского общества, что, естественно, не могло не сказаться на развитии и функционировании русского языка. Специфика нынешнего состояния языковой ситуации в России в том, что подавляющее большинство изменений в языке связано с изменениями в обществе, точнее, основные изменения в языке и общении являются прямым следствием общественных изменений [2].
Ненормативная лексика — сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (непристойные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию. К ненормативной лексике относятся территориальные диалекты, просторечия, матерщина и грубые жаргоны (например, сленг).
Самый популярный миф, повсеместно распространенный, гласит, что бранные слова — это тяжкое вековое наследие татаро-монгольского ига. Между тем, большинство ученых сходится в том, что корни явления все-таки славянские. Как отмечают историки, ругань племен славян была сплошной невинностью, и их ругательства заключались скорее в сравнении с домашними животными. Традиционно историю нецензурной лексики связывают с языческими обрядами, игравшими важную роль в земледельческой магии. С приходом христианства как обряды, так и обозначавшие их “термины” попали в опалу и сохранились только в фольклоре.
Есть ещё одна версия, связанная с тем, что ненормативная лексика пришла в русский язык после появления выражения послать к матери. Практически, это одно из первых выражений, ставших неприличным. После появления именно этого словосочетания многие слова, существовавшие и ранее в языке, стали относить к бранным и неприличным. Вообще, надо отметить, что, практически, до 18 века те слова, которые мы сейчас относим к ругательным, таковыми вовсе не являлись. Слова, ставшие неприличными, обозначали ранее или какие-то физиологические особенности (или части) человеческого тела, или вообще были обыкновенными словами. Ругательные слова несли функцию обычных слов. Их можно в изобилии встретить в сочинениях протопопа Аввакума и патриарха Никона и много еще где. А вот в письме запорожцев султану, написанному специально, чтобы оскорбить адресата, ни единого похожего слова нет.
Ругательные выражения в языческие времена был мистическим оружием, и применять его без определенного умения было опасно, можно было загубить не только себя, но и весь свой род [4].
Ненормативная лексика прочно вошла в нашу жизнь. Большинство граждан России не представляют свою речь без нецензурного выражения. Даже нашлись специалисты, которые смогли подсчитать, сколько раз в жизни человек прибегает к помощи слов, относящихся к ненормативной лексике. Оказывается, в течение своей жизни каждый из нас употребляет ругательное слово около 230 тысяч раз. Хотя, судя по результатам проведенных опросов, 29 % населения страны вообще не ругается нецензурными словами. При этом, по данным ФОМ от 2012г.: 70 % из них прибегают к помощи ненормативной лексики весьма регулярно [6].
Основными социально-политическими и психологическими факторами, определяющими на настоящий момент развитие распространение ненормативной лексики, являются следующие:
1) Современное российское общество — это общество, в котором реально осуществлены принципыполитической свободы. Исчезла жесткая регламентация жизни членов общества со стороны государства, административно-командной системы. Мышление и политическая деятельность человека раскрепощены, существуют возможности для самостоятельной и независимой общественной и политической деятельности всех членов общества. Все слои общества получили возможность активно проявить себя в политических организациях, в рыночных отношениях, люди проявляют активность в общественной жизни. С другой стороны, подавленная ранее тоталитарным государством активность большинства членов общества в период реформирования страны нашла взрывной выход, что привело к выбросу не только активности (деловой и политической), но и к выбросу у части общества агрессивности и грубости. Сдерживавшаяся ранее активность многих членов общества выплеснулась наружу, в том числе и в форме агрессивности, грубости, вызывающего, неконтролируемого поведения.
2) Свобода словастала наиболее заметной политической реальностью в современном российском обществе.
3) Отмена политической цензурыпривела и к исчезновению языковой цензуры, что, в свою очередь, привело к проникновению в печать, на экраны телевизоров, на радио, в кино и литературу большого объема сниженной, жаргонной, вульгарной и даже ненормативной лексики.
4) Нестабильность вполитическом и экономическом положении страны,низкий уровень жизни значительной части населения, инфляционные процессы, безработица и дороговизна в России переходного периода являются причинами стресса, в котором живут сегодня многие россияне самых различных социальных и возрастных групп.
5) Интенсивноетехническое перевооружение быта россиян может быть названо технической революцией, и связано оно, прежде всего, с широким распространением в повседневной жизни сложной бытовой и офисной техники, преимущественно зарубежного производства.
6) Современный мир — это глобализованный мир. Мир, в котором нет четких этнических и культурных границ. Развитие технологий позволяет за пару секунд переслать информацию из одного конца Земли в другой. В результате стирания границ, смешения языков «растворяется» культурное наследие каждой нации. Это напрямую связано с употреблением ненормативной лексики. В сознании человека исчезает табу на употребление бранной лексики, несущее историко-культурный характер [3].
7) Культурная дезинтеграция: интенсивные модернизационные процессы, некритичное заимствование извне и насильственное внедрение экономических, политических и культурных моделей, разрушение базовых ценностей христианской культуры и экспансия нетрадиционных религий, манипулирование с помощью СМИ общественным сознанием, целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения и стилей жизни, проявляющееся в низком уровне цивилизованности, в упадке трудовой этики, растущей агрессивности, росте преступности.
Отношение к ненормативной лексике среди наших сограждан всегда было неоднозначным. Так, одни считают, что она засоряет и обедняет речь, уже не говоря о том, что дурно влияет на нравы, демонстрирует общее падение морали и нравственности. Другие же уверены, что ругань помогает сбросить негативные эмоции, «выпустить пар» и т. д. Судя по результатам исследования, изредка вставляют в свою речь нецензурные слова 48 % россиян. 14 % опрошенных считает, что нецензурная брань — это отличный способ снять напряжение и достучаться до некоторых людей [7].
Геннадий Чеурин, руководитель Екатеринбургского центра экологического выживания и безопасности, в свое время высказал гипотезу о пагубном влиянии ненормативной лексики на психофизическое состояние живых организмов. Он утверждал, что матерные слова очень активно воздействуют на организм человека, со временем губя всё живое. Эту гипотезу проверяли несколько научно-исследовальских институтов. И вот что выяснилось. Зёрна, поливавшиеся водой, которую ругали бранью, проросли лишь на 49 %. Вода, при этом, показала результат получше — 53 % проросшей пшеницы. Зато вода, над которой читали молитвы, подняла всхожесть семян до 96 %! Результат исследований поразительный, хотя только и подтвердил народную мудрость, известную всем дачникам: если сквернословить при посадке, урожая не будет [2].
Доктор биологических наук академик двух российских академий — Медико-технических наук и Естественных наук — директор Международного центра волновой генетики Пётр Горяев подчеркивает: «Надо помнить, что любое произнесённое слово — волновая генетическая программа, которая влияет на живой организм» [3].
Выступая на Всероссийских Иринарховских чтениях, академик Петр Горяев сообщил, что многолетние научные исследования, проведённые учёным в Сибирской академии наук и научных центрах Канады, позволили доказать, что наш генный аппарат (молекулы ДНК) есть ни что иное как длинный ряд слов, осмысленный текст, являющийся речью нашего Творца, Создателя Вселенной. Таким образом, учёный подтверждает истинность Евангелия, что «вначале было Слово, и Слово было у Бога». Так что не удивительно, что сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. При помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат.
Академик Горяев, считая долгом ученого говорить правду, заявил, что распространение блудного греха, безнравственность приводят к уродству в потомстве и тотальному вырождению нации. Из сказанного им, к сожалению, можно сделать сразу два печальных вывода. Во-первых, широкая распространённость сквернословия уже сама по себе является показателем низкого уровня нравственности. А во-вторых, что ещё хуже, она является питательной средой для дальнейшего распространения, расширяя горизонты вседозволенности для подрастающих поколений.
Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современной речи и удовлетворённого её состоянием. По существу, речь человека — лакмусовая бумажка его общей культуры, а владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности личности.
В последнее время ведутся дискуссии, свидетельствующие о возрастающем интересе к языку, в частности, к культуре речи, являющейся звеном современного научного мировоззрения [1].
С целью изучения отношения старшеклассников к употреблению ненормативной лексики в марте 2014 г. было проведено исследование с использованием метода социологического опроса, который выступил в качестве сбора первичной информации, основанной на вербальном взаимодействии интервьюера и респондента, в форме анкеты.
Объектом исследования выступили учащиеся 11-х классов общеобразовательных школ г.Новый Уренгой. Всего было опрошено 50 человек.
Результаты исследования позволяют установить, что, по мнению старшеклассников, применение ненормативной лексики допустимо в кругу друзей, так считают 60 % респондентов (рис. 1). Нецензурные выражения признаются большинством «легитимными» только в определенных местах и ситуациях. К примеру, в стрессовых обстоятельствах, когда человек обуреваем сильными эмоциями, и нецензурное выражение — способно снять стресс. Однако, более половины опрошенных (56 %) относится отрицательно к употреблению ненормативной лексики вообще, 44 % из которых составляют девушки. И всего лишь 6 % респондентов относятся положительно к употреблению ненормативной лексики, среди них лишь юноши.
Рис. 1. Мнения старшеклассников о допустимом употреблении ненормативной лексики
Статус нецензурных выражений в сегодняшней российской культуре амбивалентен. С одной стороны, их употребление, особенно публичное, остается табуированным. С другой, бранные слова занимают видное место не только в повседневной жизни и светской культуре, но и в публичном пространстве и культурном производстве: художественные произведения с употреблением ненормативной лексики имеют определенный круг почитателей; в рекламе популярны эвфемизмы матерных выражений; ряду публичных деятелей употребление ненормативной лексики служит едва ли не «визитной карточкой».
Стоит заметить, что 46 % респондентов считают, что употребление бранных слов более характерно для мужчин, из них 30 % девушек. Посчитали, что употребление бранных слов не зависит от пола 44 % респондентов, из них 30 % девушек. И 2 % юношей считают, что употребление бранных слов более характерно для женщин.
Так же мы просили указать, какая возрастная группа, по их мнению, чаще всего употребляет бранные слова. Респонденты считают, что чаще всего употребляют бранные слова молодежь, подростки и взрослые люди. На вопрос: «В каких социальных группах, по Вашему мнению, чаще всего употребляют ненормативную лексику?». Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что чаще всего употребляют ненормативную лексику учащиеся ПТУ и техникумов, работающие люди без образования, люди без образования и безработные.
Кроме того, перед нами стояла задача, определить, считают ли старшеклассники допустимым употребление ненормативной речи в семье. Проанализировав данные, мы получили следующее: в 70 % случаев родители не употребляют при детях ненормативную лексику, в 24 % иногда и в 6 % случаев употребляют. Статистика вполне благоприятная. Далее опрос показал: абсолютное большинство респондентов (92 %) считают недопустимым употребление ненормативной лексики в семье, а 8 % не думали об этом.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые положительные результаты опроса, ненормативная лексика прочно вошла в разговорную речь большого количества русских людей. Проведенный анализ литературы и опрос подтвердили актуальность данной проблемы и необходимость ее решения на государственном уровне.
В результате теоретического анализа и результатов проведенного исследования нами была условно разработана модель основных факторов, влияющих на употребление ненормативной лексики (рис. 3), позволяющая наглядно продемонстрировать взаимосвязь элементов — среды и факторов употребления ненормативной лексики в обществе.
Рис. 3. Модель основных факторов, влияющих на употребление ненормативной лексики в обществе
2. Стернин И. А. Социальные факторы и развитие современного русского языка [Текст] / И. А. Стернин. — Воронеж, 2000.
3. Стернин И. А. Сделаем шаг в сторону гласности (о жаргоне партаппарата) [Текст] / И. А. Стернин // Воронежские вести. 1995.
Основные термины (генерируются автоматически): ненормативная лексика, слово, употребление, Мнение старшеклассников, нецензурная брань, нецензурное выражение, респондент, Россия, повседневная жизнь, русский язык.
Способы устранения ненормативной лексики из речи детей дошкольного возраста
Королева, М. В. Способы устранения ненормативной лексики из речи детей дошкольного возраста / М. В. Королева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 790-792. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15267/ (дата обращения: 24.11.2022).
В статье рассматриваются причины употребления ненормативной лексики детьми дошкольного возраста. Представлены способы устранения ненормативной лексики из речи дошкольников.
Ключевые слова: речь, ненормативная лексика, нецензурная брань, дети дошкольного возраста.
Речь — форма общения людей посредством различных элементов языка. Речь является, пожалуй, самой важной составляющей нашей жизни. Всем известен тот факт, что речь есть отражение интеллектуального развития человека. Несмотря на внешние качества человека, при общении мы обращаем внимание именно на его речь. Недаром в народе существует пословица «Встречают по одежке, провожают по уму». Таким образом, мы делаем вывод не только об умственном развитии собеседника, но и уровне культуры.
Один из аспектов речи — эстетический. Правильная речь, богатая различными стилистическими окрасками, выразительностью доставляет эстетическое удовольствие, способствует повышению уровня культуры человека. Причиной же неприятия речи становится не только ее бедность и монотонность, но и ненормативная лексика. Соответственно из неприятия речи следует и неприятие человека в целом.
Употребление ненормативной лексики, а именно нецензурной брани, — актуальная во все времена проблема. Следует отметить, что данное явление как проблему способны осознать те, для кого употребление нецензурной брани неприемлемо и недопустимо. Это та малая часть общества с высоким уровнем культуры, которая неравнодушна к данной проблеме и ищет пути по её устранению и повышению уровня культуры людей. Стоит заметить, что в современном обществе литературным языком владеют немногие, однако ненормативной лексикой большинство владеет в совершенстве. Мы вынуждены констатировать тот факт, что употребление ненормативной лексики становится приемлемым и популярным у подростков. Причем при многократных исследованиях было выявлено, что значение некоторых самых оскорбительных слов подростки не знают, однако активно употребляют их в речи со сверстниками. Напрашивается вопрос: «Что же тогда подростки считают оскорбительным?» [5, c.61].
Употребление нецензурной брани — глобальная проблема, решение которой можно найти только совместными усилиями общества нашей страны. По эстетическим и этическим представлениям, нецензурная брань представляется как «грязь» и «мусор», встречающиеся в речи большинства людей, подрывающие эстетические эталоны. От такого «мусора» необходимо избавляться, тем самым «очищая» общество нашей страны и повышая уровень культуры.
Все нецензурные выражения являются ругательством и оскорблением. Их употребление в речи говорит о безнравственности, агрессивности, легкомыслии, неуверенности в себе, иногда и жестокости. Таким образом, складывается соответствующий имидж конкретного человека.
Необходимо выделить тот факт, что употребление нецензурной брани можно встретить уже в речи детей в детском саду. Это связано со многими причинами. Одной из таковых является открытое и безнаказанное употребление нецензурной брани в СМИ: это и в различных телепередачах, в видео роликах по интернету, в современных песнях, в кинематографе, и даже в современной литературе. Общество пытается устранить эту проблему так называемым «запикиванием» брани по телевизору. Однако этому подвергаются далеко не все ненормативные, нецензурные слова. Многие бранные слова настолько вошли в активный словарь общества, что в последнее время уже становятся нормой. И настораживает тот факт, что нормой они становятся не только в разговорной, но и порой деловой речи [4, c. 134].
Другая причина — употребление ненормативной лексики родителей и ближайшего окружения. Это оказывает самое мощное воздействие на дошкольников. Всем известно, что ребенок впитывает всё то, что сознательно или бессознательно вкладывают в него родители. Что должно быть в ребенке, если его родители буквально разговаривают нецензурной бранью?
Важно начинать работу по устранению нецензурной брани в речи в дошкольном возрасте. Однако главное не в том, чтобы устранить употребление нецензурной брани, а в том, чтобы донести до ребенка бесценность этих слов. У детей не должно быть мотивов и желания в употреблении ненормативной лексики. Если же в детском саду не проводить такую работу, употребление нецензурной брани закрепится у ребенка как норма, и он перенесет это и во взрослую жизнь.
Начиная с младшего дошкольного возраста дети, услышав где-либо бранное незнакомое слово, тут же пытаются его повторить, не понимая значения данного слова. В дальнейшем ребенок, как правило, употребляет его в речи, если взрослые закрепили это слово в активном словаре малыша. Таким образом, ребенок, являясь «носителем» нецензурной лексики, «заражает» других детей в группе детского сада. Впоследствии многие родители удивляются, откуда их ребенок знает нецензурную брань, ведь мама и папа никогда не употребляют ненормативную лексику.
Работая с ребенком по устранению из его активного словаря ненормативной лексики, следует начать с поиска причин появления нецензурной брани в его лексиконе. В основном, причиной тому является употребление нецензурной брани ближайшим окружением ребенка: родителями, близкими родственниками, друзьями и т. д. Другой причиной может быть совместный просмотр с родителями телепередач, кинофильмов, в которых присутствует ненормативная лексика. Третий причиной, как правило, является следующее: часто родители совместно с ребенком слушают музыку (например, в машине), не обращая внимания на слова песен, в которых также может присутствовать ненормативная лексика. Также ещё одной причиной может быть совместное посещение родителей (чаще отца) с ребенком различных баров. Такие случаи чаще встречаются в семьях, где мало внимания уделяется воспитанию ребенка. Следовательно, выяснив причины появления в словаре ребенка нецензурной брани, необходимо эти причины устранить. С этой целью следует проводить систематические беседы с родителями. В беседе воспитатель или психолог преследует две цели. Во-первых, по речи родителей психолог может определить, употребляют ли ненормативную лексику родители ребенка. Во-вторых, он призывает родителей обратить внимание на телепередачи, которые могут смотреть их дети; на речь бабушек и дедушек, а также старших братьев и сестер (если они есть), которые также часто являются носителями ненормативной лексики. Следовательно, воспитатель призывает родителей принять меры по устранению ненормативной лексики из окружения ребенка [5, c. 62].
Следующий шаг в работе с детьми младшего дошкольного возраста — это обогащение активного словаря ребенка и, тем самым, вытеснение из его словаря ненормативной лексики. С этой целью необходимо читать дошкольникам художественную литературу, обогащать детей впечатлениями от прогулок, походов в выставочный зал, различных экскурсий, праздников и утренников. Прогулки не должны проходить «сухо». Всё, что привлекло внимание дошкольников, следует прокомментировать. Всё это способствует обогащению словаря ребенка. Также полезно призывать детей делиться впечатлениями от выходных со сверстниками под контролем и с помощью воспитателя. Так дети научатся составлять рассказы, не употребляя ненормативную лексику. Важно отметить, что если младший дошкольник всё же произнес нецензурную брань, не следует придавать значение этому слову, чтобы не закрепить его в словаре ребенка.
Начиная с 4–5 лет, дошкольники уже сознательно начинают употреблять ненормативную лексику. С данной категорией детей необходимо проводить систематическую работу. Причинами сознательного употребления нецензурной брани ребенком могут быть следующие: это может быть формой проявления вербальной агрессии; способ привлечь внимание взрослых; подражание взрослым, которые употребляют ненормативную лексику. Работу следует начать с ребенком-«носителем» ненормативной лексики. Такого ребенка во время бурной эмоциональной вербальной агрессии следует отстранить от других детей. Можно отвести ребенка в зону уединения в группе, чтобы он успокоился. В этой зоне можно дать ребенку предметы, действие с которыми позволит выплеснуть агрессию (порвать бумагу, смять глину или пластилин). Затем необходимо провести беседу с дошкольником и объяснить, что употребление нецензурной брани — показатель невоспитанности, неуважения к другим. Ребенок должен усвоить, что это плохие слова, и если их употреблять, то сверстники не будут общаться с таким ребенком. В качестве наказания можно применять временное отстранение от сверстников. Однако такому дошкольнику необходимо уделять больше внимания, проявить любовь и уважение, придать значимость ребенка в группе. Это можно сделать каким-либо небольшим поручением. При выполнении поручения, необходимо похвалить дошкольника в присутствии других детей, тем самым придавая значимость ребенка среди сверстников [1, c. 32], [3, c.93].
Старшим дошкольником следует объяснить, что нецензурную брань можно заменить множеством других слов, употребление которых не будет оскорбительным для собеседников. Здесь можно провести игру «Слова», где необходимо подобрать синониму к какому-либо слову. Так дети научатся разносторонне описывать какую-либо проблему, не употребляя ненормативной лексики. Полезным окажется также составление рассказов на какие-либо темы по образцу воспитателя, что способствует не только обогащению словаря детей, но и совершенствованию связной разговорной речи. Педагог должен ежедневно знакомить детей с различными стилистическими окрасками. Можно также моделировать различные проблемные, конфликтные ситуации, где дети смогут не только потренироваться в продуктивном разрешении конфликтов, но и в уместном применении нормативных слов, избегая нецензурной лексики. Следует использовать театрализацию, где дети смогут взять на себя различные роли и выучить тексты разного стиля и с различными стилистическими окрасками. Это также способствует обогащению активного словаря ребенка. Важно поощрить всех дошкольников, но порицать необходимо только лично. При порицании не должно быть действий, оскорбляющих ребенка или унижающих его достоинство [2, c.37].
Некоторые психологи предлагают методику по устранению ненормативной лексики из словаря ребенка «Коробочка ругательств». В данной методике ребенку предлагается изготовить коробочку, в которую при неудерживающим желании необходимо говорить все плохие слова в укромном месте, затем закрыть эту коробочку, чтобы слова остались в ней. И так, каждый раз ребенку можно обращаться к этой коробочке при желании выругаться. Эффективность данной методики в том, что дошкольник не будет употреблять ненормативную лексику при других детях. Методика проводится систематически, пока ребенку не захочется больше употреблять в собственной речи ненормативную лексику. Впоследствии необходимо совместно с ребенком избавиться от этой коробочки (по возможности лучше сжечь), мотивируя это тем, что ребенок справился с проблемой и больше не будет употреблять нецензурную брань. Целесообразно поощрить ребенка за успехи.
Следует упомянуть ещё один способ устранения нецензурной брани из словаря детей, популярный в Америке, — промывание рта с мылом. Такой способ практикуют во многих семьях и в России. Суть данного способа в том, что если ребенок произнес какое-либо нецензурное слово, то в наказание родители промывают ребенку рот с мылом (нецензурное слово — это «грязь», и её необходимо смыть). Такое наказание в нашей стране в детском саду недопустимо, так как промывание рта с мылом — вид физического наказания. Психологи ставят под сомнение эффективность этого наказания и расценивают его не только как физическое, но и психологическое насилие над ребенком, так как такие действия унижают достоинство ребенка, способствует появлению тревожности, или же наоборот агрессивности. К тому же, нет гарантии того, что дошкольник не будет употреблять ненормативную лексику при сверстниках и воспитателе, которые не могут применять такой вид наказания по отношению к ребенку.
Необходимо помнить, что работа будет эффективной только в том случае, если она проводится в системе. Единые требования к ребенку со стороны воспитателя и родителей — важный аспект в работе, без которого результативность будет минимальной. К тому же единство требований — важный принцип в работе с детьми, который способствует профилактике тревожности и агрессивности и сохранению психологического здоровья детей.
Таким образом, существует множество способов устранения ненормативной лексики из активного словаря детей дошкольного возраста: беседа с родителями как неотъемлемая часть работы, обогащение словаря, словесные игры, составление рассказов, моделирование проблемных ситуаций, театрализация. Эту работу необходимо проводить с дошкольниками, чтобы употребление ненормативной лексики не закрепилось в дальнейшем. Главное в работе с детьми — уважать достоинство ребенка и помнить, что причину нужно искать не в ребенке, а в его окружении. Это позволит не только правильно выстроить работу, но и достичь высоких результатов.
1. Анисимов, В. Обойдемся без выражений!: сквернословие как проявление вербальной агрессии / В. Анисимов // Здоровье детей. — 2009. — № 1. — С. 31–33.;
2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974. — 96 с.;
3. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. — М.: Сфера, 2003. — 176 с.;
4. Жельвис В. И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема. Москва, 1997. — 352 c.;
5. Кузина, Н. На каком «языке» говорят наши дети: ненормативная лексика — мода и пошлость / Н. Кузина // Библиотека. — 2010. — № 6. — С. 60–62.
Основные термины (генерируются автоматически): ненормативная лексика, ребенок, нецензурная брань, брань, употребление, детский сад, дошкольный возраст, родитель, слово, словарь ребенка.
Феномен сквернословия: взгляд религии и науки
Положенкова, Е. Ю. Феномен сквернословия: взгляд религии и науки / Е. Ю. Положенкова, С. В. Нотченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 865-869. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24763/ (дата обращения: 24.11.2022).
Употребление матерных слов значительной частью российского населения, негативно влияющее на духовно-нравственное состояние общества, — одна из актуальных проблем современной культуры. Недаром российское правительство вводит меры по борьбе с этим социальным явлением, принимает законы о запрете использования нецензурной брани. Сегодня ненормативную лексику (или мат) в своей речи используют многие люди, особенно мерзко звучит нецензурная брань в устах молодежи, причем в равной степени, как юношей, так и девушек. Мат в народе неслучайно называют сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. Даля: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, что мерзит плотски и духовно» [1, c. 68].
Инвективная (оскорбительная) и непристойная лексика есть во многих языках и культурах. Именно такие слова и содержит мат. К нему относятся слова и выражения, употребление которых в культурном обществе запрещено. В эту группу входят: наименования человеческого тела, прежде всего гениталий, физиологических отправлений, полового акта, а также производные от них слова. Сюда же относятся некоторые оскорбительные выражения наподобие слова, означающего название распутной и гулящей женщины, но чаще используемые в междометной функции — при выражении всей гаммы человеческих эмоций: от гнева и возмущения до радости и удивления [2, с. 32].
Существует множество версий происхождения сквернословия. Согласно одной из них, мат занесли на нашу землю татаро-монголы. Но, с точки зрения ряда историков, это мнение является ошибочным. Русские летописные источники, написанные до татаро-монгольского нашествия, говорят о том, что мат был распространен на Руси еще до ордынского ига. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты XII века, найденные в Новгороде и Старой Руссе [3]. По мнению лингвистов, корни матерных слов есть во многих индоевропейских языках, но почему-то основное распространение они получили только на нашей земле.
Еще существует версия о том, что мат считается частью языческих обрядов, существующих в разных языковых традициях народов. Такие выражения использовались в заклинаниях для отпугивания нечистой силы или призвания ее на помощь. Поэтому иногда нецензурную лексику называют инфернальной лексикой (т. е. адской).
Также есть версия и о том, что само слово «мат» происходит от слова «мать». «На Руси говорили, что у человека четыре матери — кровная мать, что на свет породила. Родина-мать, что хлебом кормила, матушка Церковь Божия да Пресвятая Богородица» [4, с.33]. Даже на Карфагенском соборе сквернословие было осуждено: «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других». Получается, что человек, употребляющий мат в своей речи, оскорбляет не только собеседника, но и посягает на честь матери его и своей, а также оскверняет свою родину и то, что для других людей очень ценно. Таким образом, нет единой точки зрения происхождения мата.
Почему же люди используют мат в своей речи? Как показывают социологические опросы, причины очень разные. Люди могут материться по любому поводу — от радости до горя, матерятся просто так, без повода, мат используют для связки слов. С помощью него пытаются передать эмоции — как позитивные, так и негативные. Некоторые пытаются таким образом снять напряжение, стресс, тревогу. Другие ругаются, чтобы показать принадлежность к данной компании, группе или по принципу — «как все, так и я».
Этическую рефлексию феномена сквернословия и глубоко негативное отношение к нему можно обнаружить уже в религии как древнейшей форме мировоззрения. Так, во всех мировых религиях сквернословие является большим грехом, нарушением заповеди Божьей. То, что мы произносим, говорит о состоянии нашей души. Нельзя верить в Бога и допускать слова, неугодные ему. Слова Господа Иисуса Христа: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36–37) говорят нам о том, что наши же слова в итоге осудят нас или оправдают. За каждое свое сказанное слово человек будет отвечать перед Господом. Библия нам повествует: «Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается» (Пр. 11:11). Это говорит о том, что ругательства влияют не только на тех, кто злословит, но и на всех окружающих. Те, кто сквернословит — «Царства Божия не наследуют» — учит апостол Павел. (1 Кор. 6, 10). «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших (Еф. 4, 29)». «А блуд и всякая нечистота… не должны даже именоваться у вас» (Еф. 5, 3), т. е. люди не должны сквернословить и даже мыслей об этом не должны иметь. Бранные слова влияют на нас даже тогда, когда мы их просто слушаем или читаем. «В нас разрушается охранительное чувство стыда». А стыд, по словам святых отцов, способен предотвратить совершение греха. Он и «есть самый лучший наставник в добре», — говорит святитель Амвросий Медиоланский. Иоанн Златоуст говорил, что человек, который ругается матом, «тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает и Сама отступает», сам себя на проклятие обрекает, так как «мать свою ругает и горько ее оскорбляет» [5, c. 59].
Произнося нецензурные слова, человек (пусть даже непреднамеренно) призывает дьявола и участвует в языческом культе. Считается, что «Ангел Хранитель, который даруется каждому христианину от Господа при Крещении, непременно отходит от человека и не вмешивается в происходящее», если человек сквернословит [6, с. 26]. Привыкший сквернословить попадает в зависимость от своей вредной привычки. Как говорил Иисус: «всякий, делающий грех, есть раб греха»(Ин. 8, 34). Те, кто считают, что они независимы от своей вредной привычки, пускай попытаются хотя бы несколько дней не ругаться матом. Судя по всему, перестать сквернословить не легче, чем бросить пить или курить.
В буддизме выделяют 10 неблагих деяний, которые делятся на деяния тела, мыслей и речи. К деяниям речи относится: ложь, злословие, пустословие, и сквернословие. Сквернословие — использование грубых слов, которые могут ранить человека духовно и принести страдание. В буддизме считается, что лучше уж промолчать, чем сказать что-то грубое и обидное [7]. Чтобы достичь мудрости Всеведения, прийти к гармонии в жизни, миру и счастью, достичь духовного равновесия, нужно отказаться от этих неблагих деяний, в том числе не употреблять грубых слов.
В исламе аль-баз’а — это сквернословие. Имам аль-Газали сказал: «Сквернословие — это когда человек говорит о непристойных вещах открытым текстом». Некоторые думают, что сквернословие — это только когда человек ругается матом. На самом деле любой разговор, даже пусть будет по вопросам религии (например о том, как очищаться после справления нужды или как брать омовение и. т.д.) или по вопросам науки (например анатомия человека), будет считаться сквернословием, если при нем будут употребляться нецензурные названия тех или иных органов. [8, с.130] Сквернословие — это не простой грех в Исламе, его значимость растет в зависимости от того, в адрес кого совершается. Чем ближе человек или чем больше он имеет на нас права, тем более значимо окажется сквернословие, например, в адрес родителей, родственников или соседа и. т.д. Посланник Аллаха также сказал: «Верующий не порочит, не проклинает, не совершает ничего непристойного и не сквернословит» (Ат-Тирмизи).
Итак, с точки зрения религиозного мировоззрения, сквернословие есть грех, повреждение души, свидетельствующее об отходе человека от Бога.
Наука, используя свои способы познания, также приходит к выводам о разрушительном воздействии сквернословия на душевное и телесное здоровье человека. Они не только делают людей духовно нищими, унижают и оскорбляют других, но и портят жизнь людей, приводя к различным заболеваниям. Ученые неоднократно предпринимали попытки исследования влияния сквернословия на жизнедеятельность различных материальных объектов, хотя данные эксперименты не признаются в качестве подлинно-научных всеми представителями научного сообщества, но тем не менее имеют место быть.
Как показывают многочисленные опыты, злоупотребление матерными словами действительно негативно сказывается на здоровье человека.
Возьмем опыт японского исследователя Масару Эмото, который изучал свойства воды, ее изменение под воздействием окружающей среды, музыки и слов. Например, над каждой пробиркой он произносил разные слова, а после их воздействия на воду, замораживал её и фотографировал. Фото слов, сказанных с добрым умыслом, таких как «ангел», «любовь», «душа», «благодарю», «мать Тереза», «красота», отличаются утончённым и изящным узором. Кристаллы получались красивыми и гармоничными. Слова же с негативной окраской: «Я тебя убью», «Ты дурак», «Мне больно» оказали вовсе противоположное действие. Кристаллы получились тусклыми и несимметричными по форме. Таким образом, данные опыты доказывают, что негативные слова влияют на структуру воды, а так как наш организм состоит на 80 % из воды, можно сделать вывод, что подобные изменения происходят и в нашем организме [9].
Российский ученый Геннадий Чеурин, проводя опыты, поливал зерна пшеницы разной водой. Одна вода слышала только ругательства, а другая — только молитвы. В итоге семена, которые поливались первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. А другие, что поливались водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Соответственно, если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а затем выпить, то эффект от воды будет таким же, как и в случае с семенами. Все это еще раз подтверждает негативное влияние сквернословия на человека и его здоровье. Следующая группа ученых во главе с доктором биологических наук И. Б. Белявским доказала, что «у матерщинников “со стажем” гораздо быстрее наступают возрастные изменения и появляются различные болезни. Внешне они выглядят намного старше и «изношеннее» своих сверстников, которые не сквернословят» [6, с. 12].
Более того было установлено, что злоупотребление матом вызывает не только гормональный дисбаланс в организме (особенно у женщин, которые со временем теряют женственность и красоту — как внешнюю, так и духовную), но и мутацию молекул ДНК [6, с. 10]. Эксперименты учёных показали: «бранное слово приводит к мутации генов, подобно радиационному облучению». Генетик П. П. Гаряев создал аппарат, который преобразует слова в электромагнитные колебания. Если человек часто употребляет мат или слышит ругань, то его хромосомы изменяют структуру, начинает вырабатываться «отрицательная программа», направленная на самоликвидацию, а это передаётся будущим поколениям. Было также отмечено, что молекулы ДНК могут получать световую информацию, то есть даже если человек мысленно читает текст, его смысл всё равно «доходит» по электромагнитным каналам до генетического аппарата. При этом, добрые слова пробуждают резервные возможности генома, а слова же, сказанные с негативом, вызывают заболевания. Но стоит отметить, что с данным феноменом связано еще одно необычное явление. Известный врач Леонид Китаев-Смык много лет занимался проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей. И он заметил, что мат снимает стресс у тех, кто использует нецензурные выражения. Если же ситуация не стрессовая, то регулярное использование нецензурной лексики может указывать на скрытые проблемы со здоровьем или начало их развития.
Таким образом, и наука, и религия как формы познавательной деятельности своими средствами исследования феномена сквернословия убеждают нас в деструктивной силе его воздействия на человека.
- Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля. В 4тт. Т. 4: С—V. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 576 с.
- Сквернословие / С.Виноградов // Журнал «Наука и жизнь» / под ред. Лозовской Е. Л. — 1993. — № 4 — с. 32
- Зализняк А. А. Поправки и замечания к чтению ранее опубликованных берестяных грамот // Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1990–1996 гг. — М.: Русские словари, 2000. — С. 99–100.
- О сквернословии / О. Ю. Тимонина // Журнал «Воспитание школьников» / под ред. Семенова Г. С. — 2010. — № 9 — С. 32–34.
- Священник Павел Гумеров. Малая Церковь. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 240 с.: ил. — (Кафедра). (Безобидно ли сквернословие?(урок в школе))
- «Правда о русском мате». Епископ Митрофан (Баданин). — Санкт-Петербург — Мурманск: Изд. Библиополис, 2014. — 32 с.: ил.
- http://www.liveinternet.ru (Далай-Лама: размышления о десяти неблагих деяниях)
- «Нравы мусульманина». Часть вторая. Камаль Эль Зант. — Казань — М.: филиал ОАО «ТАТМЕДИА» «ПИК «Идеал-Пресс». — 215 с.
- Любовь и вода. Эмото М. — М.: София, 2008. — 123 с.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, мат, сквернословие, вредная привычка, выражение, нецензурная лексика, Русь, том.
Значение словосочетания «ненормативная лексика»
- Ненормативная лексика — лексика, не унормированная в литературном языке. Включает диалектизмы, жаргонизмы, варваризмы, неправильные и выдуманные слова (авторские неологизмы) и обсценную лексику, но не ограничивается ими.
Все неологизмы поначалу бывают ненормативными, но затем некоторые интегрируются в язык становясь нормативными, то есть литературными.
ненормативная лексика
1. совокупность слов, находящихся за пределами литературной нормы ◆ Шоковый спектакль «Игра в жмурики» поставлен по пьесе Михаила Волохова, на 80 процентов состоящей из совсем ненормативной лексики. «Афиша», 13 октября 1997 г. // «Столица» ◆ При этом действует так называемый принцип пирамиды, когда ненормативная лексика спускается от вершины к основанию и человек, услышав тюремное слово по радио, телевидению, прочитав в газетах или журналах, начинает бездумно употреблять его в своей речи. Михаил Грачёв, «Интервенция криминального языка», 2009 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: орский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Обсценная лексика
Специалисты называют различные функции употребления обсценной лексики в речи:
-
повышение Научные изыскания [ ]
Ненормативная лексика с времён «христианизации» обрядах или во время боя, как устрашение во время позывных и в традициями законов праведных» не существовало. В этот период создалась легенда о вреде ругательств и влияния демонов и злых сил природы на сознание 2004 году за проверку фактов взялся исследователь словесности, поэт, писатель и А. Н. Погребной-Александров. Воспользовавшись статусом 2009 году , продемонстрировали, что брань это универсальное лингвистическое 2007 году британские ученые выяснили, что сквернословие на работе укрепляет корпоративный Ненормативная лексика в русском языке [ ]
Разновидностью обсценной лексики, получившей большое распространение в русском языке, является Ненормативная лексика и общество [ ]
Советский агитационный плакат «Наше условие — долой сквернословие!», автор — Константин Иванов, 1981
Жёсткий запрет на публичное употребление обсценной Прецедент «Ароян против Киркорова» [ ]
Использование ненормативной лексики в искусстве и СМИ [ ]
Табуирование обсценной лексики — явление сравнительно позднее: ещё в документах и переписке петровского времени она встречается сравнительно свободно. Однако ко второй половине Пушкина, Лермонтова и других авторов ими самими не публиковались и вообще в России обнародованию не подлежали (политические эмигранты из России начали публиковать их в Европе лишь во второй половине XIX века).
Первые попытки снять табу с обсценной лексики были предприняты в 1920-е гг. и не носили массового характера; интерес к матерным словам у большинства авторов не был в это время самодовлеющим и увязывался в основном со стремлением свободно говорить о сексуальной сфере.
В советский период общественный запрет на обсценную лексику действовал очень последовательно, что не мешало (и до сих пор не мешает) подавляющему большинству населения охотно употреблять эту лексику в частной жизни. Задачи художественного освоения обсценной лексики поставили перед собой писатели русского Юза Алешковского .
С 1990-х гг. , когда цензурные запреты исчезли, обсценная лексика шире проникает в литературу, используясь в различных функциях. Самая простая из этих функций — реалистическая передача разговорной речи: если в жизни люди матерятся, то было бы странно, если бы в книгах точно такие же люди этого не делали. У некоторых авторов персонажи не злоупотребляют обсценной лексикой (так в книгах Баяна Ширянова из жизни наркоманов герои, в соответствии с принципом жизненной правды, не стесняются в выражениях). В ряде других случаев писатели используют обсценную лексику с более сложными целями: так в поэзии Исследователи русской ненормативной лексики [ ]
Как отмечалось в статье В. М. Мокиенко «Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное» (1994), активными теоретическими исследованиями русской обсценной лексики в ХХ веке занимались в основном зарубежные исследователи. Начиная с конца 1970-х годов, на Западе был опубликован целый ряд статей и монографий на эту тему. С началом перестройки несколько лексикографических справочников было выпущено в США — их характеризовала уже практическая направленность, стремление «пополнить лексический багаж» студентов-русистов, обучающихся на стандартных литературных русских текстах, облегчить для них живое общение с русскими.
Критическому анализу словарей русского мата посвящена статья А.Плуцера-Сарно «Матерный словарь как феномен русской культуры» (http://plutser.ru). Здесь же приводится библиография лексикографических источников за период 1970—1996. А также большое количество других материалов по русской обсценной лексике, в том числе материалы «Словаря русского мата» в 12-ти томах.
Начало российским исследованиям в этой сфере положили работы Б. А. Успенского и В. Быкова, которые также вышли за рубежом.
В 1997 появилась первая в России научная монография, посвященная проблемам сквернословия, написанная доктором филологических наук профессором В. И. Жельвисом «Поле брани. Сквернословие как социальная проблема» (переиздана в 2001).
В 2001 и 2005 гг. Алексей Плуцер-Сарно издал 1 и 2 тома 12-томного «Словаря русского мата», который он составляет в течение 25 лет:
- А. Плуцер-Сарно. Материалы к словарю русского мата. Т. 1. Лексические и фразеологические значения слова «хуй». СПб: Лимбус Пресс, 2001—392 с (ISBN 5-8370-0161-1) Материалы словаря публикуются автором в интернете по адресу http://plutser.ru
- Плуцер-Сарно А. Материалы к словарю русского мата. Т. 2. Опыт построения справочно-библиографической базы данных лексических и фразеологических значений слова «пизда». 801 фразеологическая статья. (Серия: «Plutser`s dictionary»). СПб.; М.: Лимбус Пресс, 2005. 538 c. (ISBN 5-8370-0395-9) Материалы 2 тома также публикуются автором в интернете по адресу http://plutser.ru
Происхождение русской обсценной лексики [ ]
«Основные „три кита“ русского мата… этимологически расшифровываются достаточно прилично: праславянское *jebti первоначально значило ‘бить, ударять’, *huj (родственный слову хвоя) — ‘игла хвойного дерева, нечто колкое’, *pisьda — ‘мочеиспускательный орган’».
Те же праформы (правда, с некоторым сомнением по поводу *huj) приводятся в [3].
Интересно отметить, что семантические изменения современного эвфемизма «трахать» практически повторяют историю слова *jebti.
Категоризация русской бранной лексики [ ]
А. В. Чернышев распределяет «ключевые термины матерного лексикона» на три группы:
Обсценная лексика в государственном языке России [ ]
В одобренном варианте проекта Федерального закона «О русском языке как государственном языке Российской Федерации» говорится о недопустимости использования нецензурных слов в русском языке как государственном языке России:
Статья 3 Часть 2. При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается употребление оскорбительных слов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, политических и иных убеждений граждан, употребление нецензурных слов и выражений, а также иностранных слов и словосочетаний при наличии соответствующих аналогов в русском языке.[4]
Неформальная лексика народов мира [ ]
История [ ]
Заблуждения [ ]
Зачем нам это знать? [ ]
Часто можно услышать ханжеское мнение — «запретить», или возгласы из толпы — «зачем нам знать, или по что учить ругательствам». Но если откинуть недопонимание сокральности прошлого и ханжество в русофобии, под прикрытием борьбы за «чистоту русского языка», но навязывая народу слова иностранного происхождения с тем же значением и смыслом что и исконно руссие слова прошлого, можно выделить несколько причин:
- Во-первых, это интелектуальность и знане своей истории и истории своего языка общения;
- Во-вторых, не знание сленга может привести к плачевным результатам и повлечь к смертельному исходу, что уже не раз было (к примеру, в 90-х годах, во неформальная лексика народа имеет свою примечательную историю, заблуждения, навязанное мнение церкви (которой зомбированы и вы), исключительность и особенности эмоционального применения (о чём необходимо указывать и учить, а не запрещать);
- В-пятых, «запретный плод сладок» и ни вы, ни правители, ни церковь, ни учителя… никто не смог уничтожить сакральную лексику прошлого, дошедшую до наших дней в устах народа, а значит —она имеет право на внимание и жизнь;
- В-шестых, знания желательно получать из проверенных источников, а не на улице в додумках и пересказах приятелей;
- В-седьмых, на данную тему защищено не мало учёных степеней и филологи могли бы внести свои интересные дополнения;
- В-восьмых, разъясняя значение лексики и её смысл, а также моменты и возможность использования, мы можем постараться пояснить, что по-телевизору или по-радио, а также на улице не всегда желательно и есть возможность использовать эти слова; это же будет понятно и для иностранных читателей и переводчиков нашего словаря, и не случится такого, что вновь какой-нить иностранец (выступая в эфире) произнесёт неформальное слово, не очень-то понимая его значение, а народ с радостью и восторгом будет аплодировать ошибке, смеясь над ханжеством ведущих;
- И в-девятых (последних), зная значение и произношение неформальных слов, вас уже никто не сможет провести или подшутить над вами: на вопрос — как будет на том или ином языке обращение к девушке для знакомства (к примеру) никто не сможет вам сказать «блядь, пойдём пое*ся» или что-либо в этом роде.
Примеры [ ]
Английский [ ]
Cлова произносятся нагло-отрывисто, без затягивания гласных.
- Fuck (ф’ак) — ебать
- Fuck you (ф’ак ю) — ебал вас
- Fuck off (ф’ак-оф) — отъебись
- Fuck off me (ф’ак-оф ми) — отъебись от меня
- Suck (с’ак) — сосать
- Ass (ас) — жопа
- Asshole (асхол) — пидор (проходная жопа)
- Dick (дик) — хуй (есть и имя)
- Pusy (пуси) — пиздёнка (кошечка)
- Yo (ё’) — ты
- Bitch (б’ич) — проститутка (блядь)
- Bitches (б’ичес) — бляди (проститутки)
- Gаy (гей) — гей, «голубой» (весёлый)
- Lesby (лесби) — лесбиянка
- Bi (байя) — би (бисексуал)
- Trans (транс) — транссексуал
И ещё: [ ]
Английский, американский [ ]
- Ass (arse) — /аc (arc)/ — жопа
- Ass hole — /ac хол / — жопа
- Faggot — /фЭгот / — педик
- Fucking ass — /факинг ас/ — ебаная жопа
- Kick ass — /кик ас/ — послать на хуй
- Kiss my ass — /кис май ас/ — поцелуй меня в жопу
- My ass! — /май ас/ — ещё чего! (щас!)
- Move ass — /мув ас/ — шевелить жопой
- Motherfucher — /мазафакэ/ — мудак
- Balls — /болз/ — яйца
- Show balls — /шоу болз/ — быть крутым
- Bitch — /беч/ — сука
- Bitch around — /беч эраунд/ — выебываться
- Son of a bitch — /сан оф э беч/ — сукин сын
- Boomboom — /бУмбум/ — ебаться
- Boongies — /бУнгиз/ — ягодицы
- Butts (buttocks) — /батс(батокс)/ — задница
- Bollocks — /бОлокс/ — 1)Яйца. 2)Хуйня
- Bull shit — /булшит/ — Хуйня
- Cut the bull shit — /кат зе булшит/ — хватит пороть хуйню!
- Chicken shit — /чикен шит/ — трус
- Сherry — /чЕри / — целка
- Сосk — /кок/ — хуй
- Suck the cock — /сак зе кок/ — сосать хуй
- Suck my dick — /сак май дик/ — отсоси
- Crack — /крэк/ — пизда(багамск.)
- Crabby — /краби/ — пизда (багамск.)
- Cunt — /кант/ — пизда
- Clad — /клад/ — пизда (ямайск.)
- Boomboom сlad — /бумбум клад/ — ебаная пизда
- Damn! — /Дамн!/ — Блядь ! (воскл.)
- Dick — /дик/ — хуй
- Dick sucker — /дик сакэ/ — членосос
- Dickhead — /дикхэд/ — придурок
- Fuck — /фак/ — ебаться
- Fuck around — /фак эраунд/ — ебаться со всеми
- Fuck (away)off — /фак оф / — отъебаться, съебаться
- Fuck up — /фак ап/ — заебаться, обломить (ся)
- Fuck with — /фак уиз/ — связываться с
- Fuck yourself — /фак юселф/ — пошёл на хуй
- Fucking idiot — /факИнг Идиот/ — ебаный идиот
- Whore — /хор/ — шлюха
- Who gives a fuck — /ху гивс э фак/ — кого ебёт?
- Hooker — /хукер/ — шлюха
- Gooner — /гунер/ — мудак
- Jack (Jerk) off — /джэк (джерк) оф/ — дрочить
- Knob — /ноб/ — член
- I don`t give a fuck — /aй дoнт гив э фак/ — мне пoeбaть
- Pimp — /пимп/ — сутенер
- Piss off — /пис оф/ — охуеть
- Pissflaps — /писфлэпс/ — хуйня
- Pussy — /пуси/ — пизда
- Eat pussy — /ит пуси/ — лизать пизду
- Queer — /куир / — педик
- Sissy — /сиси/ — педик
- Screw (up) — /cкрю (ап)/ — выебать
- Squeeze — /скуиз/ — выебать
- Shit — /шит/ — говно, бля
Итальянский [ ]
- Batona — /БатОна/ — Блядь (шлюха)
- Сazzo — /кАцо/ — хуй
- Сazzo di caccare — /кАцо ди какаре/ — сраный хуй
- Neanche cazzo — /неАнке кАцо/ — ни хуя
- Ten’cazzo — /тен кАцо!/ — хуй тебе!
- Сulo — /кУло/ — жопа
- Va fa’n’culo — /ва фан кУло/ — пошел в жопу
- Fessa — /фЕса/ — пизда
- Fica — /фИка/ — пизда
- Figa — /фИга/ — пизда
- Leccare la figa — /лекАре ла фИга/ — лекарить
- Va fa’n’fica! — /ва фан фИка!/ — пошел в пизду!
- Merda — /мЕрда/ — говно
- Pezzo di merda — /пЕцо ли мЕрда/ — кусок говна
- Putana — /путАна/ — сука
- Figlio di putana — /ФИльо ди путАна/ — сукин сын
- Puzza — /пУца/ — вонючка
- Scappare — /скапАре/ — ебать
- Vattone! — /ВАтоне!/ — Отъебись!
- Va fa bocca — /Ва фа Бока/ — ебать в рот
Французский [ ]
- La bitte — /ля бит/ — хуй
- la queue — /ля кю/ — хуй
- la verge — /ля вepж/ — хуй
- le zob — /ле зоб/ — хуй
- la pine — /ля пин/ — хуй
- le con — /ле кон/ — мудак
- fils de pute — /фис дёпЮт/ — сукин сын
- nique ta mere — /никта мер/ — «ебать твою мать»
- ta mere la pute — /тамер ла пют/ — «твоя мать шалава»
- encule — /ёнкюле/ — «урод» или «пидар»
- suse ma bite — /сюс ма бит/ — «отсоси мой хуй» или просто «отсоси»
Французские ругательства (малая часть) [ ]
- putain — / пютА/ — «блядь», используется и в квебекском
- et ta s?ur! — /ытасЁр!/ — буквально «твою сестру!», по смыслу «твою мать!»
- bordel de merde — /бордэль дёмЭрд/ — буквально «сраный бардак», по смыслу «полный пиздец»
- enfant de pute — /анфА дёпЮт/ — «сукин сын»
Китайский [ ]
- лау ар — хуй
- кау ан — яйца
- пи ку — жопа
- Ни сы + — ты + любое из выше перечисленных
- Ган ни ня! — ёб твою мать!
Тайский [ ]
- Джан лай/ай хиа/ай сат — сукин сын
- Хи/хой/тжим — пизда
- Коуй/Хам/Кадо/Чу — хуй
- Ет/Ау/Пи — ебать
- Док Тонг/Гали — блядь
- На хи — твоё лицо как пизда
- Чанг ет — ебать тебя слоном (к женщине)
- На чет хи — ебать твоё лицо
- На тет — ебальник
- Ет по/ме мынг — еб твоего отца/мать
- Кот по/ме мынгтай — чтоб твой отец/мать отбросили коньки
- Ай дела чан — иди ебись (со всеми)
- Ай на ту мия — мудак
Большая просьба, эти словечки не употреблять где попало: — на юге, на Самуи, Пукете и в Патани, Ялла и так далее, за такие слова у вас могут быть большие проблемы на полном серьезе.
Арабский [ ]
- шармУта — проститутка
Иврит [ ]
- зонА — шлюха
- бэн зонА — сукин сын
- зАйн — хуй
- кус — пизда
- леасОт ба яд — дрочить
- лех тиздаен — иди на хуй
- кус амак — бля, твою мать, ебать и прочее…
- тАхат — жопа
- Омо — пидор
Белорусский мат [ ]
В Беларуси царит двуязычие (русский язык в ходу наравне с белорусским). Поэтому в «синеокой» существует 2 вида мата.
а). Мат русскоязычных белорусов мало отличается от мата рязанских или томских мужиков (баб). Хоть он и имеет свои фонетические особенности.
Так белорусы скажут: «пізьдзец», «блядзь» (или «бляць»), «ябаць», «ідзі ў (читаеться как английское „w“) пізду!», «Хуйня, блядзь, поўная!».
б). Белорусско-язычные же белорусы имеют свой неповторимый, сочный мат (или по-белорусски «лáянку»).
- выблядак — урод
- выдыгáцца — выёбываться
- гамóн — пиздец. Популярно также «капéц», слово помягче.
- дýпа — жопа.
- Ідзі ты да ліхамáтары! — Иди на хуй!
в). Стоит заметить, что белорусы чаще не посылают, а проклинают. Например, «Каб ты здох!» (сокращённо — «Каб ты!»), «Каб цябе
Ненормативная лексика — это?
Ну какой русский не любит крепкого словца? Мат, или ненормативная лексика, прочно обосновался в языковых основах, имея двоякое значение — это и культурно устоявшийся вариант нормы, и признак абсолютной невежественности в то же время. Парадокс? Возможно, впрочем обо всем по порядку…
В основе своего понятия, ненормативная лексика — это форма вербальной агрессии, выражающаяся в словесной скабрёзности по отношению к кому-либо. По семантической базе мат — унизительное обращение, по сути сопоставляющая объект внимания с чем-либо непристойным — половыми органами, актами совокупления и пр. Изобретенные матерные словоформы также нередко указывают на недалекие умственные способности кого-либо, непрофессионализм или иные негативные оттенки личности, неодушевленного предмета.
Говоря иначе, мат — это в буквальном смысле ругань, переступающая моральные нормы социума. Речевой или письменный ненорматив также называют обсценной лексикой — безнравственной и вульгарной формой обращений или высказываний. Психологи обоснованно считают мат условно допустимым способом эмоциональной разрядки, а поборники высокой морали называют его признаком необразованности, недалекого ума и ограниченного словарного запаса. И те, и другие определения равноценно аргументированы. Синонимы ненормативной лексики — мат, брань, похабщина и пр.
История возникновения
Ненормативная лексика в русском языке обосновалась во времена седой древности — филологи находят свидетельства ее использования еще в старославянские вехи. Историческими корнями мат уходит и в индоевропейские традиции, но лишь частично. Современная ненормативная лексика русского языка словарь формировала преимущественно из собственных выражений, заимствуя лихие высказывания крайне редко — фольклорная активность исторически снимала потребность в подобных «пришельцах» из других культур. Мало того, исконно русский мат и теперь можно считать самым развитым в мире по словарным единицам.
Что такое ненормативная лексика в культуре? Это тот же мат, допускавшийся классиками литературы и используемый современными авторами для придания произведению эмоционально завершенной формы. Кинематограф тоже порой стремится «быть более понятным» публике, поэтому использует ненормативную лексику в ограниченном объеме. В противном случае произведение (книга, фильм и пр.) лишается права на упоминание в СМИ и свободное тиражирование (либо получает классификацию 18+) . Х/ф «Изображая жертву», 2006 г. или некоторые произведения В. Пелевина — ярчайшие тому примеры. Если для исполнителя современной музыки ненормативная лексика — закон, его творчество считается авангардным или запрещенным (гр. «Ленинград», «Красная плесень» и пр.).
Ненормативная лексика и закон
Отрицать художественную ценность мата бессмысленно. Циклопедия, или словарь ненормативной лексики, находит оправдание обсценных фразеологизмов в культуре. Но вот за неразумное употребление крепкого словца можно получить вполне ощутимое наказание. Если в повседневном обиходе мат условно допустим, то в публичном применении он серьезно карается по закону. Как таковой статьи «за мат» в УК не существует, но его использование в общественных местах подпадает под регулирование нормами ФЗ 20 п. 1 КоАП — мелкое хулиганство. Так за публичное произношение матерных выражений, подтвержденное свидетелями, можно получить:
- До 15 сут. заключения или денежный штраф до 1000 руб. за «безобидное» употребления мата;
- Штраф до 2500 руб., арест или исправительные работы за оскорбления официальных лиц;
- До 40 000 руб. за унижение чести и достоинства частного лица, служащего или представителя СМИ.
Дело в том, что ненормативную лексику закон нередко классифицирует именно как оскорбление чести и достоинства, что регулируется уже другим юридическим положением — ФЗ 5 п. 61 КоАП. Совокупность статей, вмененная оскорбителю, может повлечь более суровые формы преследования — тюремное заключение до года и выплату судебно утвержденной компенсации морального вреда потерпевшему лицу. Употребляя ненормативную лексику со средств массовой информации, такое наказание получить несложно.
День борьбы с ненормативной лексикой
3 февраля — всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Его с размахом отмечают в Великобритании, России, Нидерландах, США и др. странах. В день борьбы с ненормативной лексикой школы проводят «дни вежливости», а общественные организации инициируют мероприятия по повышению культуры языка.
В день борьбы с ненормативной лексикой история праздника отступает на второй план перед разнообразием мероприятий: письма вежливости, благотворительные балы, образовательные семинары. Борьба с ненормативной лексикой обсуждается на политическом уровне в рамках программ повышения культурного уровня населения.
Употребление мата в средствах массовой информации
Ненормативная лексика, мат или скабрёзные высказывания в СМИ недопустимы — это закон. Негласное правило соблюдается и на телевидении, и в прессе, и на радио. В этом отношении показательны советские традиции, когда только за ошибку в ударении, не говоря уже о матерном словце, могли сослать на каторгу и навсегда лишить права заниматься журналистикой. Сегодня ситуация с матом на ТВ менее категорична — телеканал отделается крупным штрафом, но при систематическом злоупотреблении лишится вещательной лицензии. В официальной прессе ненорматив практически исключен — здесь нет прямых эфиров и пр.
Тем не менее, ненорматив в СМИ сегодня присутствует на «законных» основаниях — телеканалы старательно «запикивают» крепкие высказывания, успешно избегая юридического преследования. Аналогично действуют радиостанции. Мат в соцсетях, в том числе написанный рядовыми пользователями, также может считаться нарушением закона. Хотите знать, как пишется ненормативная лексика обывателями без уголовных последствий? Из бранного слова необходимо исключить хотя бы один символ, проставив вместо него «звездочку» или нижний подчерк — законных оснований для преследования в этом случае не будет. Впрочем стоит ли вообще использовать мат, владея богатством столь великого и могучего русского языка?