Законодательство ДНР
Будьте правдивы. Пишите и хорошее, и плохое, но ничего не выдумывайте.
Добавить отзыв
Будьте правдивы. Пишите и хорошее, и плохое, но ничего не выдумывайте.
Добавить комментарий
Пишите и хорошее, и плохое.
Добавить комментарий
Пишите и хорошее, и плохое.
Ваш отзыв будет опубликован после прохождения модерации
Пишите только сами!
Автоматическая проверка находит любые копии и рерайты, автор блокируется навсегда.
Написать нам
заказать звонок
Оставьте свой контактный номер телефона — мы обязательно перезвоним в удобное для Вас время!
Написать нам
Напишите нам подробно описав свою ситуацию. Мы обязательно свяжемся с Вами!
Адвокатуру предложено прописать в главе 7 Конституции, посвященной судебной власти и прокуратуре
4 февраля пресс-служба ФПА опубликовала заявление президента Федеральной палаты Юрий Пилипенко, которое касается внесения изменений в Конституцию, предложенных Президентом России: «Если изменение Конституции неизбежно, то стоит обратить внимание на “запретное слово” современного Основного Закона России. Это – адвокатура».
Место адвокатуры в Конституции
Он пояснил, что в 1993 г. законодатели торопились, и им было не до адвокатуры, поэтому она упоминается только в той части текста Конституции, где речь идет о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами.
По словам Юрия Пилипенко, само название главы 7 «Судебная власть и прокуратура» является не идеальным и более правильно было бы называть ее «Судебная власть, прокуратура и адвокатура». «Добавить в главу 7 упоминание адвокатуры – крайне важно», – считает президент ФПА.
В связи с этим Федеральная палата адвокатов предлагает включить в главу 7 Конституции РФ следующее положение: «Адвокатура является независимой самоуправляемой частью правосудия, функции и организация которой определяются федеральным законом».
«Этого вполне достаточно, чтобы и эта глава, и в целом Конституция перестали иметь в некотором смысле “обвинительное звучание”. Ведь принцип состязательности, прямо указанный в п. 3 ст. 123, не может быть реализован без института, его обеспечивающего, то есть без адвокатуры», – подчеркнул Юрий Пилипенко.
Также он отметил, что суд присяжных, указанный в главе 7 в следующем пункте, не может выполнять свои задачи, если нет состязания между обвинением (прокуратурой) и защитой (адвокатурой). «В тексте Конституции достаточно подробно сказано о суде, указана прокуратура, и лишь адвокатуре, без которой правосудие невозможно, отказано в упоминании ее роли. Это надо срочно исправить», – заключил президент ФПА.
Свою позицию ФПА РФ намерена направить в рабочую группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ и в Государственную Думу.
Поправки Андрея Клишаса и Павла Крашенинникова
Между тем 4 февраля Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству сообщил о поступлении поправок сенатора Андрея Клишаса и депутата Павла Крашенинникова ко второму чтению президентского законопроекта, которые также касаются изменения главы 7 Конституции. Отмечается, что предложенные изменения переносят на конституционный уровень некоторые положения, касающиеся судебной системы, а также уточняют ряд конституционных норм в целях обеспечения большей ясности и точности.
В частности, предлагается дополнить ч. 3 ст. 118 Конституции положениями, раскрывающими, что судебную систему Российской Федерации составляют: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ.
В ст. 125, посвященную Конституционному Суду, предлагается внести несколько уточняющих изменений. Во-первых, предложено уточнить, что КС может разрешать дела о соответствии Конституции не только федеральных законов и иных нормативных актов, но и федеральных конституционных законов.
Во-вторых, уточняются положения ч. 4 этой статьи – о проверке конституционности законов и иных нормативных актов по жалобам граждан и по запросам судов. Предлагается указать, что по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан КС проверяет конституционность законов и иных нормативных актов, которые были применены в конкретном деле, в случае если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты. Либо по запросам судов – тех законов и актов, которые только подлежат применению в конкретном деле.
В-третьих, предложено дополнить ч. 6 ст. 125 указанием на то, что признанные конституционными акты или их отдельные положения в истолковании, данном Конституционным Судом, не подлежат применению в ином истолковании (сейчас это предусмотрено только в федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде»).
Также предлагается внести в ст. 126, посвященную Верховному Суду, уточняющую правку, конкретизировав суды, которые осуществляют судебную власть посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В ч. 3 ст. 128 предусмотрено внесение дополнения о том, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда и других федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Помимо этого закрепляется, что порядок осуществления гражданского, административного и уголовного судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством.
Предлагается распространить предложенный Владимиром Путиным порядок назначения региональных прокуроров на приравненных к ним прокуроров военных, природоохранных и иных специализированных прокуратур, а также на Генерального прокурора РФ и его заместителей. Соответствующие изменения подготовлены в ст. 129 Конституции.
Ранее сообщалось, что поправки к законопроекту необходимо представить до 6 февраля, а второе чтение было запланировано на 11 февраля. Однако в связи с серьезностью вопроса и большим количеством поступающих предложений эти сроки были сдвинуты – сейчас поправки к проекту можно представить вплоть до 14 февраля, а дата второго чтения не обозначена. Сегодня Владимир Путин высказался о том, что срок рассмотрения поправок в Конституцию займет около 3,5 месяцев.
Сравнительная таблица поправок в Конституцию РФ от 2020 года. Глава 7
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.
1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации
4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционным прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя.
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации
4. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет:
а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;
б) по запросам судов — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле.
5.1 Конституционный Суд Российской Федерации:
а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации законов до их подписания Президентом Российской Федерации;
б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;
в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъектов Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании.
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
2. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.
2. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
4. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
5. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.
Судебная власть и прокуратура
Независимая и эффективная судебная власть — один из главных признаков правового государства, важнейшая гарантия защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, единообразного понимания и применения требований закона на всей территории государства.
Исходя из содержания ст. 10 и 11 Конституции РФ, судебная власть в России признается разновидностью государственной власти (наряду с законодательной и исполнительной), и ее органы обладают самостоятельностью.
Статья 118 Конституции РФ устанавливает, что правосудие в России осуществляется только судом, а сама судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов на территории государства не допускается.
Основная задача судебной власти — осуществление правосудия. Правосудие — это деятельность судов по рассмотрению в судебных заседаниях гражданских, административных и уголовных дел, их законному, обоснованному и справедливому разрешению при неуклонном соблюдении Конституции и законодательства Российской Федерации.
К важнейшим демократическим принципам правосудия можно отнести следующие: законность, осуществление правосудия только судом, независимость судей и подчинение их только закону, несменяемость и неприкосновенность судей, осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечение права граждан на судебную защиту, обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда, презумпцию невиновности, обеспечение обвиняемому (подозреваемому) права на защиту, состязательность и равноправие сторон, гласность судебного разбирательства, возможность использования национального языка при судопроизводстве, участие граждан в отправлении правосудия, охрана чести и достоинства личности, непосредственность и устность судебного разбирательства.
Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Судьями могут быть граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет (ст. 119 Конституции РФ).
Правовой статус судьи характеризуется следующими конституционными установками: судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону; судьи несменяемы и неприкосновенны; полномочия судьи не могут быть прекращены или приостановлены, а сам судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законодательством.
В ст. 123 Конституции РФ установлено, что разбирательство дел во всех судах открытое, а слушание дела в закрытом заседании, равно как и заочное разбирательство, допускаются только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
К важнейшим гарантиям самостоятельности судебной власти относится тот факт, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124 Конституции РФ).
Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением всех законов, действующих на территории РФ.
Органы прокуратуры не относятся к судебной системе России, а служба в органах прокуратуры является разновидностью федеральной государственной службы.
Наряду с другими органами государственной власти прокуратура призвана содействовать обеспечению верховенства закона и укреплению законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В этих целях в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет:
- — надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, другими физическими и юридическими лицами;
- — надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- — уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
- — координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- — возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования.
Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории России законами (ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ.
Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в России и о проделанной работе по их укреплению.