С какой целью осуществляют правоприменение
Перейти к содержимому

С какой целью осуществляют правоприменение

  • автор:

«Понятие правоприменительной деятельности, её виды и принципы»

Правоприменительная деятельность на сегодняшний день остается единственной из всех распространенных форм юридической деятельности государства, которая обеспечивает претворение правовых норм в жизнедеятельности людей и общества, то есть имеет под собой практическое значение, от которой во многом зависит нормальное функционирование различных государственных структур, развитие общества и его институтов, а также правовой системы в целом. Не является случайностью и то, что данному виду юридической деятельности всегда уделялось особо пристальное внимание в юридической науке и практике.

Применение права непосредственно связана с действием нормативно-правовых актов, логикой и структурой правовых норм и это не случайно, поскольку правоприменительная деятельность не может быть эффективной, если нормативно-правовые акты имеют слабое распространение в обществе, а изучение права и его государственно-властное претворение в жизнь являются областью исследования и предметом профессиональной деятельности узкого круга лиц.

На сегодняшний день органы государственной власти издают ежегодно огромный массив правовых актов. Уже данный факт заставляет детальнее взглянуть на возможные и уже возникшие проблемы в правоприменительной деятельности. Для правильного понимания и анализа различных вопросов правоприменения необходимо, прежде всего, выявить понятие, признаки и функции правоприменения, рассмотреть и проанализировать стадии правоприменительного процесса.

Данное обстоятельство имеет под собой наиболее важное для государства значение в вопросах регулирования существующих общественных отношений, посредством ведения правоприменительной деятельности. Кроме того, стоит отметить, что общественные отношения довольно разнообразны, и разрешение их должно происходить правовым способом, в противном случае может происходить возникновение конфликтных ситуаций, а также возможной несправедливости и беспорядочности.

Поскольку право, как один из главных регуляторов общественных отношений, включает в себя наиболее практичные и эффективные методы воздействия, а также закрепляет равные возможности, субъективные права и юридические обязанности.

Именно правоприменительная деятельность, основанная на общепринятых принципах права, позволяет разрешить абсолютно любое юридическое дело законным и справедливым способом. В этой связи, государство является самостоятельным и независимым гарантом прав и законных интересов субъектов общественных отношений от возможных нарушений.

Целью исследования данной курсовой работы является изучение понятия правоприменительной деятельности, её видов и принципов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— определить понятие, признаки и принципы правоприменительной деятельности;

— рассмотреть виды и стадии правоприменительной деятельности.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с применением права как организационно-правовой формой государственно-властной деятельности, направленной на реализацию правовых предписаний в решении конкретного юридического дела, определенной правовой ситуации.

Предметом исследования выступает правоприменительная деятельность, которая обеспечивает упорядочение юридический связей и отношений между различными субъектами права посредством разработки и фактического осуществления организационных мер, направленных на обеспечение претворения предписаний правовых норм в жизнь.

Основным методом исследования является общенаучный, а именно диалектический, он предполагает изучение правовых явлений с точки зрения законов диалектики. При анализе теоретических источников использовались индуктивный и дедуктивный методы. К числу частнонаучных методов можно отнести социологический, формально-юридический, сравнительный, исторический, логический, системный, нормативный, функциональный.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.

1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие правоприменительной деятельности

Несмотря на всеохватывающий признак действия права, в нем можно выделить — правоприменение, как вид особой формы её реализации. В отличии от других форм реализации, правоприменение невозможно в бездействии индивида, иначе говоря, пассивная форма поведения не влечет за собой применение права; как например при обычном соблюдении правовых норм, где предоставляется право, или же есть непосредственное указание на воздержание от совершения активных действий, то есть пассивная форма поведения.[21, с. 145]

Правоприменение, как отмечает Т.Н. Радько, — это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации; приложение правовых норм к конкретным лицам и обстоятельствам. [12, с. 272]

По своему содержанию понятие «правоприменение», раскрывают и иные правоведы. В частности, по мнению В.С. Бялта, под применением права понимается активная, властная деятельность государства в лице его компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела. [5, с. 202]

Исходя из приведенных выше понятий, более общим и абстрактным является мнение Т.Н. Радько, где целью правоприменения является принятие конкретного решения по какому-либо обстоятельству, однако В.С. Бялт приводит более точное и конкретизированное понятие, отметив в нем субъектный состав ее участников и инициированное государственное регулирование по решению конкретных дел.

Ряд других ученых-правоведов, представляют правоприменение как организационно-правовую форму государственной деятельности, направленную на реализацию правовых предписаний в жизнь. [2, с. 7]

К тому же, анализируя понятие «правоприменение», возможным представляется выделение «правоприменительной деятельности». На первый взгляд данные дефиниции не имеют различий, однако, в правовой науке бытует мнение об их разграничении.

Правоприменительную деятельность следует рассматривать исходя из двух взаимосвязанных аспектов:

во-первых, правоприменительная деятельность — это организационно-правовая форма осуществления применения права, выражающаяся в комплексе правоприменительных действий по реализации юридических предписаний;

во-вторых, правоприменительная деятельность, с функциональной точки зрения, является особым видом юридической деятельности компетентных субъектов, обладающих властными полномочиями, осуществляемой в строгом соответствии с процессуально-процедурными регламентами, с целью разрешения конкретного юридического дела.

Получается, что правоприменение само по себе является более широким и абстрактным понятием в правовой науке, нежели понятие правоприменительной деятельности.

В науке теории государства и права принято выделять две основные формы применения права: правоохранительную и оперативно-исполнительную. Каждая из них имеет обособленные содержание и смысл, а также преследует соответствующие цели и направлены на решение определенных задач. [22, с. 163]

Так, например, правоохранительная деятельность – это деятельность уполномоченных на это органов государственной власти по охране правовых норм от возможных нарушений. Ее целью является контроль за соответствием деятельности субъектов права установленных государством предписаниям, за ее правомерностью и законностью, а в случае обнаружения каких-либо правонарушений, — принятие соответствующих мер реагирования для восстановления нарушенного правопорядка, в совокупности с возможностью применения государственного принуждения к правонарушителям, а также создание дополнительных условий для предупреждения совершения правонарушений.

В свою очередь, оперативно-исполнительная форма применения права представляет собой властную оперативную деятельность государства, в лице ее государственных органов, по реализации предписаний правовых норм посредством создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на их основе. Данная форма деятельности является основным способом организации исполнения диспозитивных велений права в целом.

Само же право на правоприменительную деятельность сливается воедино с возложением обязанности по ее осуществлению определенными субъектами права. Отсюда следует, что правоприменение носит некий производный характер, так как сама его цель состоит в непосредственном обеспечении реализации права третьими лицами.

В этом случае, применение определенных правовых норм одновременно требует исполнения, соблюдения и использования другими.

Таким образом, правоприменение представляется как комплексная правореализующая деятельность. Это означает, что она включает в себя все остальные формы реализации права: использование, исполнение и соблюдение.

Таким образом, правоприменительная деятельность представляет собой властную, организационно-правовую форму деятельности государства, в лице его компетентных органов, по разрешению конкретного юридического дела, посредством претворения правовых предписаний в жизнь.

1.2 Признаки правоприменительной деятельности

Приводя в пример мнения различных правоведов о правоприменении, и анализируя их, можно сделать вывод о том, что данная дефиниция с одной стороны выступает как функциональная, и представляет собой властную деятельность государства в лице его компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, а с другой, как организационно-правовая форма государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Исходя из этого, наиболее правильным и приемлемым является понятие применения права, в котором находят свое отражение функциональная и организационно-правовая ее характеристики.

Также следует определить значение таких понятий как «компетенция» и «властная деятельность государства».

«Компетенция» — это круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений. Полномочия в свою очередь, предполагают наделение субъекта определенных правоотношений комплексом соответствующих прав и обязанностей, посредством которых происходит разрешения конкретного юридического дела. Также, стоит отметить, что субъект правоотношений наделен не просто правами и обязанностями, которыми наделяются все государственные органы, а только теми, которые определяют направление его деятельности, функциональные цели и задачи. [15, с. 91]

Властная деятельность государства представляет собой способность, или же средство управления обществом, которое опирается на авторитет силы и легитимности. Она тесно связана с направлением ведения своей деятельности, иначе говоря, — своей политики, которая определяет круг задач, вопросов и целей, на разрешение и регулирование которых происходит возложение полномочий, то есть компетенции на определенные государственные органы, которые в свою очередь, будут являться инструментом по регулированию общественных отношений. Следовательно, важным моментом в таком «инструменте» по регулированию общественных отношений станет вопрос правоприменения. [19, с. 126]

Кроме того, возможно выделение ряда признаков, присущих применению права. К таким можно отнести, например:

властно-организационную деятельность государства, в лице его компетентных органов, через которую происходит процесс упорядочивания общественных отношений и установление четких и однозначных организационных и функциональных начал взаимоотношений между разнообразными субъектами правоотношений;

применение права находит свое отражение в границах только конкретных правоотношений, именуемые правоприменительными;

деятельность по правоприменению осуществляется в особых процедурных формах, установленных процессуальным законодательством;

применение права, представляемая как особая форма реализации права, является довольно сложной конструкцией, так как ее осуществление тесно связано со взаимным проникновением с другими формами реализации, то есть с исполнением, соблюдением и использованием;

применение права, представляет собой определенный процесс, включающий в себя набор точно и четко определенных последовательных стадий;

применение права сопровождается всегда с вынесением индивидуально-определенного правового акта, так называемого акта применения права, который исходит от соответствующего субъекта правоприменения.

Таким образом, правоприменительная деятельность, с одной стороны, выступает как функциональная деятельность, и представляет собой властную деятельность государства в лице его компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, а с другой, как организационно-правовая форма государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.

1.3 Принципы правоприменительной деятельности

Будучи особой формой правореализации, правоприменение должно соответствовать определенным требованиям. Данные требования в юридической литературе также именуются принципами.

Необходимо отметить, что эти принципы свойственны не только для правоприменительной деятельности специально уполномоченных органов Российской Федерации, напротив, они присущи правоприменению в любом демократическом правовом государстве и находят свое отражение в нормах законов и подзаконных актов.

К основным из них относятся: законность, обоснованность, целесообразность и справедливость. Можно с уверенностью утверждать, что только при условии соответствия вышеуказанным требованиям правоприменительный акт будет отвечать духу и смыслу закона и достойно представлять его на конечном этапе правового регулирования – в конкретных, реальных правоотношениях. Данные требования находятся в неразрывном единстве, однако каждый из них при любых обстоятельствах сохраняет свое самостоятельное значение.

Требования законности пронизывают все без исключения стадии применения права. Под законностью в юридической литературе принято понимать строгое и неуклонное следование закону в процессе правоприменения компетентных органов и должностных лиц.

Исполнимость требования законности находится в зависимости от следующих правил:

а) правоприменители используют норму в пределах своей компетенции и подведомственности в соответствии с ее смыслом. В связи с этим исследователи отмечают, что отход от нормы может привести к вредным последствиям. Вместе с тем практике известно и такое применение нормы права, при котором субъект строго придерживался буквы закона, не вникая в его смысл [3, с. 5];

б) незаконная подмена одних правоприменительных органов другими является недопустимой;

в) при рассмотрении дела, его квалификации и вынесении правоприменительного акта должны быть соблюдены и процессуальные нормы. В качестве механизма достижения законности в правоприменительной деятельности выступает процессуальная форма;

г) принимать юридические акты в установленной форме, соответствующие духу и смыслу применяемой нормы.

Сама по себе законность является многоплановым понятием, однако в контексте рассматриваемого вопроса она выступает особым состоянием деятельности, выражающимся в свойствах юридической правомерности последней.

Необходимо отметить, что законность самым непосредственным образом зависит от качества законов и подзаконных актов, принятых во исполнение законов. Обоснованной представляется точка зрения ученых о том, что для успешного выполнения своих функций нормативные акты, и прежде всего законы, в процессе своей разработки, обсуждения, принятия и вступления в силу должны соответствовать ряду требований юридической техники. Это требование системности, предполагающее гармоничное взаимодействие всех нормативных актов; требование доступности, предполагающее свободный доступ к содержанию текстов источников права, понятность и простоту их уяснения даже для лиц, не обладающих юридическим образованием; требование конкретности, не позволяющее актам быть двусмысленными, содержать расплывчатые или не в полной мере точные правила поведения; требование непротиворечивости, при котором нормативные акты ликвидируют пробелы, устраняют коллизии; требование достаточности, предполагающее количественную оптимальность и достаточность для поддержания законности и достижения правопорядка. [7, с. 6]

Таким образом, если закон отвечает вышеобозначенным требованиям и общественным потребностям и выступает действенным регулятором социальных отношений, то и правоприменение, базирующееся на основе и во исполнение таких законов, будет, несомненно, осуществлено гораздо эффективнее.

В контексте рассматриваемого вопроса необходимо отметить, что знание норм и принципов действующего законодательства, глубокое понимание содержания законодательной нормы выступают первичными элементами, необходимыми для решения поставленной задачи. В обратной ситуации будут иметь место неправомерные действия и законность будет нарушена.

Так, анализ ошибочных правоприменительных актов приводит к выводу о том, что первопричиной ошибок являются пробелы в знаниях о межотраслевых понятиях: системе права, предмете и методах правового регулирования, видах норм права, связи их с принципами права, элементах правоотношений, юридических фактах, стадиях правоприменительной деятельности, обоснованности и законности правоприменительного акта и т.д. Проблема не в кризисе юридических понятий, а в ненаучности, обывательском уровне правоприменительной деятельности.

В юридической литературе неоднократно справедливо отмечалось, что уровень законности в определенных исторических условиях находится в зависимости от экономических условий, личной культуры граждан, профессиональной культуры правоприменителей, степени осознания ими законности и справедливости. Особенно важно, чтобы справедливость была заложена в самом законе. [9, с. 167]

Справедливость является еще одним принципом правоприменительной деятельности. Она выступает не только в качестве требования, идеала, цели, но и фактических условий жизни.

На многогранность проявления принципа справедливости в правоприменительной деятельности неоднократно указывалось в юридической литературе.

Одним из таких проявлений принципа справедливости является нормативно закрепленное право на справедливое судебное разбирательство для каждого. Данное положение получило свое закрепление не только во внутринациональном законодательстве, но и в многочисленных международных договорах в области защиты прав и свобод человека.

Кроме того, отражение принципа справедливости в правоприменительной деятельности имеет место в судебных решениях, а особенно отчетливо проявляется в приговорах судов.

Справедливость как основополагающий нравственный принцип права раскрывается в данном случае как соразмерность между противоправным деянием и наказанием с учетом целей наказания, общественной опасности деяния, личности преступника и других значимых обстоятельств.

Справедливость правоприменительного акта – это понятие, которое по определению может существовать только в единственном числе. Если двое судей по-разному толкуют одно правоположение, это свидетельствует не о том, что оба толкования справедливы, а о том, что кто-то из судей не нашел единственно верного справедливого решения. Задача правоприменителей заключается в том, чтобы находить и реализовывать это единственно верное решение.

Для утверждения справедливости правоприменение должно, во-первых, сохранять уровень справедливости, реализованный в законе, и, во-вторых, углублять законодательную справедливость.

Учитывая, что правоприменительный процесс предполагает, помимо прочего, выбор и толкование нормы права, следовательно, важное значение имеет правильное толкование юридических норм. Именно правильное толкование правовых норм правоприменителем способно реализовать ту справедливость, которая заложена законодателем в самих правовых нормах, поскольку в современных демократических государствах одним из предназначений закона является утверждение справедливого отношения к человеку. В связи с этим будет неверным ограничивать процесс толкования только буквальным ввиду того, что такое толкование не всегда способно раскрыть истинный смысл правовой нормы.

Так, действующее уголовное законодательство в целях индивидуализации наказания и вынесения справедливого решения предусматривает относительно определенные, альтернативные и кумулятивные санкции, а кроме того, предусматривает перечень как смягчающих, так и отягчающих обстоятельств. Таким образом, справедливым будет признано такое правоприменительное решение, «которое было принято беспристрастно, в соответствии с истиной, на законных и честных основаниях».

Справедливость выступает в качестве одного из ведущих принципов правоприменительного процесса, находящихся в тесной взаимосвязи с другими принципами. В связи с этим можно согласиться с мнением, высказанным в юридической литературе, что «справедливость, необходимым условием которой являются законность и обоснованность, оказывается тесно связанной с принципом целесообразности, понимаемым как соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы в конкретной жизненной ситуации».

Обоснованность правоприменительного решения выступает в качестве еще одного принципа правоприменительной деятельности.

Правоприменительный акт должен содержать изложение фактических обстоятельств именно так, как они происходили в реальной жизни. Непроверенные, недоказанные, сомнительные обстоятельства, а также такие факты, которые были получены с нарушением действующего законодательства, должны быть исключены из доказательственной цепи, все сомнения должны быть устранены.

Фактические обстоятельства должны быть не только правильно собраны, но и квалифицированы, т.е. выбранная норма права должна соответствовать этим обстоятельствам.

Акт применения права, содержащий в своей основе не надлежащим образом установленные фактические обстоятельства, должен быть
отменен.

Представляется возможным согласиться с мнением исследователей, указывающих, что обоснованность правоприменительной деятельности должна рассматриваться комплексно, как требование фактического обоснования совершаемого действия или издаваемого (принимаемого) правоприменительного акта и как требование их юридического обоснования. [9, с. 168]

Требования законности и обоснованности неразрывны и находятся в диалектическом единстве.

Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает выбор наиболее оптимального варианта осуществления юридических предписаний в тех или иных конкретных жизненных обстоятельствах, а также учет конкретных условий применения того или иного нормативного правового акта.

Требование целесообразности предполагает принятие такого решения, которое оптимально будет соответствовать смыслу и духу применяемого в деле закона, несмотря на предоставленную правовой нормой вариативность при принятии решения.

Именно требование целесообразности позволяет исключить формальный подход при разрешении конкретных дел.

В юридической литературе полемика относительно соотношения законности и целесообразности имеет довольно длительную историю. Не вызывает сомнения, что оба эти требования являются крайне важными, однако принятие незаконных правоприменительных актов под предлогом их целесообразности является недопустимым.

Таким образом, базирующаяся на принципах законности, обоснованности и целесообразности правоприменительная деятельность является сложным процессом, включающим в себя ряд взаимосвязанных стадий. Данный процесс протекает во времени посредством различных действий, осуществляемых различными правоприменительными органами, по определенной процедуре.

2. ВИДЫ И СТАДИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Виды правоприменительной деятельности

Правоприменительная деятельность осуществляется значительным кругом субъектов, которые наделены законодательством соответствующими полномочиями на правоприменение.

К субъектам правоприменительной деятельности относит органы государственной власти, органы местного самоуправления, администрации предприятий и учреждений, должностные лица различных органов, в отдельных случаях, общественные организации, действующие по поручению государства.

С учетом действующего законодательства Российской Федерации, субъектами правоприменительной деятельности можно считать только:

органы законодательной, исполнительной, судебной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (в частности, согласно ст. 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в России осуществляют органы государственной власти);

органы местного самоуправления;

должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Общественные организации, администрации предприятий и учреждений субъектами правоприменительной деятельности признаваться не могут. Поскольку правоприменение носит государственно-властный характер, субъектами правоприменения являются только и исключительно государственные органы и должностные лица государства. Хотя в советский период настолько категорично круг субъектов правоприменительной деятельности не сужался. Субъектами признавались и отдельные общественные организации. В их числе профсоюзы, Центросоюз, товарищеские суды и др.). Но при этом всегда предполагалось, что на осуществление правоприменительной деятельности они уполномочены государством.

Определение субъектов правоприменительной деятельности позволяет прийти и к пониманию правильности выделения такого основного основания деления правоприменительной деятельности на виды как ее субъекты. Исходя из субъектного состава правоприменительной деятельности, необходимо различать:

правоприменительную деятельность органов законодательной власти, но не отдельных должностных лиц данных органов, в силу коллегиального характера органов, осуществляющих деятельность по созданию законов;

правоприменительную деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц;

правоприменительную деятельность судебных органов, но не отдельных судей, поскольку государственные суды выносят решения и приговоры суда хотя и в единоличном составе в случаях, предусмотренных законодательством, но как орган государственной власти от имени Российской Федерации. [13, с. 217]

В то же время, спорным представляется не отнесение некоторыми авторами судов субъектов Российской Федерации к субъектам правоприменительной деятельности.

Правоприменительные акты имеют собственную классификацию на определенные виды по различным основаниям. Так, выделяют следующие критерии выделения правоприменительных актов:

1. По форме внешнего выражения правоприменительные акты подразделяются на:

акты-действия. Словесные, устные распоряжения руководителя органа государственной власти и конклюдентные – соответствующие жесты сотрудника ГИБДД по регулированию дорожного движения.

акты-документы. Таковыми выступают указы, постановления, распоряжения, представления, предостережения.

2. По субъектам, применяющим правовые нормы, то есть деление по правоприменителям:

акты представительных (законодательных) органов власти (Федеральное Собрание Российской Федерации);

акты органов исполнительной власти (Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств);

акты правоохранительных органов (МВД РФ, ФСБ РФ и др.);

акты государственного контроля (ФНС РФ, ФТС РФ и др.);

акты органов местного самоуправления.

Необходимо отметить, что органы местного самоуправления, согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации, не входят в систему органов государственной власти. Однако, органы местного самоуправления могут наделяться государственными полномочиями с последующей подконтрольностью государству (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ). Они осуществляют свою власть в пределах своих границ территорий, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ). Что позволяет сделать вывод о способности органов местного самоуправления решать различные вопросы местного значения посредством издания соответствующих правоприменительных актов.

3. Деление по функциональным признакам:

акты регламентирующего характера, которые выполняют функции по определению субъектов определенного правоотношения, указывают объем их субъективных прав и юридических обязанностей, предусматривают моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития, а также прекращения;

конкретные правоприменительные акты, обеспечивающие реализацию правоотношений и достижение целей правового регулирования, то есть правообеспечительные акты.

4. По предмету правового регулирования, иначе говоря, по отраслевой направленности:

акты конституционного права;

акты административного права;

акты уголовного права;

акты гражданского права;

другие акты в зависимости от их отраслевой принадлежности.

Кроме того, целесообразным будет являться и деление по отраслевому принципу не только через нормы материального права, но и нормы процессуального права. Так, можно выделить:

акты гражданского процессуального права;

акты уголовного процессуального права;

акты арбитражного процессуального права;

другие акты в зависимости от их отраслевой процессуальной принадлежности.

5. В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним правовых норм правоприменительные акты подразделяются на:

охранительные, которые устанавливают меру ответственности и наказание за совершенное правонарушение (приговор суда, протокол о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения);

регулятивные, которые устанавливают субъективные права и юридические обязанности (приказ руководителя государственного органа об увольнении государственного служащего).

6. По способу принятия акты применения права можно систематизировать по следующим группам:

принятые коллегиальным составом участников правоотношений;

принятые единолично, одним должностным лицом государственного органа.

7. По характеру содержащегося в них решения акты правоприменения подразделяются на:

8. По своему юридическому значению правоприменительные акты подразделяются на:

основные, которые содержат завершенное, конечное решение по конкретному юридическому делу. Например, решение или приговор суда, протокол о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения;

вспомогательные, которые содержат определенные предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля).

Однако, при этом не исключается возможность обжалования принятого решения, будь то основой, либо вспомогательный акт правоприменения.

9. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты подразделяются на:

акты однократного действия. Например, наложение административного штрафа;

акты длящегося характера. Например, регистрация брака, назначение пенсии, назначении на должность.

10. Подразделение в зависимости от наименования правоприменительного акта:

Таким образом, что в приведенной совокупности критериев выделения, правоприменительные акты могут подразделяться на различные группы по различным основаниям. Данное положение помогает определить субъектов правоприменительной деятельности, а также сущность различных изданных правоприменительных актов с учетом особенностей каждого из них.

Представляется, что данные основания классификации не являются исчерпывающими, и появление иных может быть обусловлено различными обстоятельствами.

Дифференцировать правоприменительную деятельность на виды можно и по таким основаниям как сферы, в которых производится правоприменительная деятельность, например, на:

конституционную правоприменительную деятельность, осуществляемую в результате обеспечения прямого или косвенного применения конституционных предписаний;

экологическую правоприменительную деятельность, осуществляемую при реализации экологического законодательства;

налоговую правоприменительную деятельность, осуществляемую в рамках налогового процесса, и другие. [13, с. 218]

В зависимости от функций правоприменительной деятельности, как направлений производства правоприменения, думается можно говорить и о правоприменительной деятельности восстановительно-компенсационного характера, правоприменительной деятельности превентивного характера, правоприменительной деятельности юридико-обеспечительного характера, и др.

В развитие идеи о классификации правоприменительной деятельности по критерию сфер ее применения, можно выделить применительно к сфере правообеспечения механическое и творческое, факультативное и обязательное, юрисдикционное, контрольно-надзорное, оперативно-исполнительное правоприменение.

Однако, необходимо понимать, что есть сферы правового регулирования, где правоприменительная деятельность не может осуществляться. В частности, в сфере непосредственной разработки и принятии конституции страны.

Можно сформулировать общий вывод, что правоприменительная деятельность как особый вид государственный деятельности, связанный с активной реализацией различных норм права посредством осуществления уполномоченными субъектами властных полномочий, по своему видовому составу представляется закономерно многообразной.

2.2 Стадии правоприменительной деятельности

Применение права является особой формой реализации правовых норм, которые имеют отличительные черты от иных форм реализации права по характеру деятельности и поставленным целям. Однако, включая в себя присущие правовым нормам свойства, применение права обязательно должно реализовываться в определенном процедурно — процессуальном порядке. [6, с. 199]

Процессуальный порядок правоприменения, как и нормы материального права должны иметь определенное формальное закрепление, соответствующего положениям норм права. Так, для применения права характерно наличие процессуального законодательства, закрепляющее процедурно-процессуальный порядок его реализации, другими словами наличие указаний и правовой регламентации по использованию правовых норм при разрешении конкретного юридического дела. [18, с. 124]

Следовательно, применение права представляет собой единый сложный процесс, состоящий из целого ряда самостоятельных и взаимосвязанных между собой действий.

Исходя из сущности применения права, то есть из направленности реализующей функции норм материального права и опосредованности норм процессуального законодательства, представляется, что правоприменение имеет двойственную юридическую природу.

С юридической точки зрения правоприменительный процесс представляет собой единый сложный и взаимосвязанный правоприменительный комплекс, в котором имеет место выделение соответствующих правоприменительных циклов. Каждый из этих циклов непосредственно направлен на разрешение конкретной жизненной ситуации, например, производство обыска, совершение задержания, осмотра, досмотра и других юридических действий, регламентированных нормами УПК РФ; и в конечном итоге завершается принятием соответствующего акта применения права, таковыми могут являться соответственно постановления, протоколы, определения и другие.

Каждый отдельный правоприменительный цикл, в свою очередь, имеет в своей структуре несколько логически связанных между собой стадий. В каждой конкретной стадии разрешаются свои исследовательские, организационные, а также иные задачи по реализации соответствующей правовой нормы.

По общему правилу, в процессе правоприменения выделяют четыре основные стадии:

установление фактической основы юридического дела;

установление юридической основы дела, то есть определение юридической квалификации;

принятие соответствующего решения по данному юридическому делу;

фактическое исполнение акта применения. [24, с. 52]

Каждую из вышеизложенных стадий представляется возможным проанализировать и дать им объективную характеристику.

Поскольку применение права связано с возникновением определенных жизненных обстоятельств, то данные обстоятельства образуют в своей совокупности фактическую основу юридического дела. Поэтому правоприменительный процесс всегда должен начинаться с установления и всестороннего исследования обстоятельств дела, которые являются фактической основой, в отношении которой уже и будет применяться соответствующая правовая норма. [8, с. 93]

Целью данной стадии правоприменительного процесса является достижение фактической объективной истины по юридическому делу. Именно поэтому законодатель уделяет особое внимание процессу доказывания, в ходе которого фиксируются обстоятельства, нуждающиеся в доказывании, и наоборот, которые не нуждаются в доказывании, например, общеизвестные, преюдициальные, то есть обстоятельства, установленные вступившими в законную силу решением или приговором суда, и в частности обстоятельства, доказывание которых строго связано с применением определенных средств, например, связанные с проведением какой-либо экспертизы, предусмотренной процессуальным законодательством.

Представляется, что в ходе данной стадии происходит установление и всестороннее исследование только тех фактов и обстоятельств, которые непосредственно предусмотрены и регламентированы в правовой норме, а также являющиеся юридически значимыми – независимо от того, являются ли они правомерными, либо неправомерными, так как право, по своей сути, не может применяться к обстоятельствам, которые не имеют юридического характера.

Установление и анализ фактических обстоятельств дела, которые являются необходимыми для разрешения данного дела, осуществляются не какими-либо, и не всеми любыми средствами, а только при помощи доказательств и фактов, признанных юридически значимыми, например, — показания свидетелей и очевидцев, предметов, документов и так далее, и что достаточно немаловажным является, – приобщение и закрепление их только в установленном законом процессуальном порядке и форме. Такую форму, как в установленном законом процессуальном порядке, можно выделить как одно из свойств и требований, предъявляемым к доказательствам, то есть требование о законности этого доказательства. [24, с. 53]

Также к доказательствам предъявляются и другие требования, свидетельствующие о возможности использования данных доказательств в качестве таковых. К таким требованиям, предъявляемым к доказательствам, относят относимость, допустимость, достоверность и полноту.

Каждое из требований требует для себя достижения определенных условий, при удовлетворении которых доказательство будет обладать соответствующими свойствами, а также будет выступать в качестве такового.

Полнота доказательств — характеристика доказательств, определяющая совокупность доказательств, способных доказать значимые для всестороннего изучения юридического дела обстоятельства.

Именно всестороннее и полное исследование всех фактических обстоятельств, которые собраны в соответствии с требованиями процессуального законодательства, способствует достижению объективной истины по делу и принятию правильного и справедливого решения по юридическому делу.

Далее на стадии установления юридической основы дела правоприменительного процесса дается юридическая оценка уже установленным фактическим обстоятельствам данного юридического дела. Здесь решается вопрос о том, распространяется ли на конкретное обстоятельство или случай правовая норма, и подпадает ли данный факт под ее непосредственное действие.

Изначально установление юридической основы дела происходит с поиска и выбора правовой нормы, которая впоследствии будет подлежать применению. При этом уполномоченный орган государственной власти или его должностное лицо сначала определяет соответствующую отрасль права, которая регулирует подобные отношения, а затем в уже определенной отрасли права отыскивает конкретную норму, осуществляя при этом проверку правильности текста, которая распространяет свое действие на данный жизненный случай.

После определения отрасли права и конкретной правовой нормы происходит процесс проверки выбранной нормы на предмет ее действия в пространстве, во времени, а также по кругу лиц. В частности, на данном этапе правоприменительного процесса, устанавливают:

действует ли выбранная правовая норма на момент разрешения конкретного юридического дела;

действует ли выбранная правовая норма на той территории, где происходит процесс разрешения юридического дела;

распространяется ли действие выбранной нормы права на субъектов, являющихся участниками уже возникшего правоотношения. [24, с. 54]

Также, необходимо руководствоваться таким положением, что закон обратной силы иметь не может, согласно данному правилу применять правовую норму категорически нельзя, хотя и действующую в данный момент времени, но которая еще не была создана, когда рассматриваемые правоотношения возникли или прекратились. Кроме того, нельзя также применять норму права, которая еще не вступила в законную силу. [23, с. 382]

В конечном итоге, осуществляя последнюю проверку выбранной правовой нормы, следует установить ее подлинный текст, а для этого необходимо использование официального текста нормативно-правового акта, опубликованного в официальных источниках, например в «Российской газете», в «Собрании законодательства Российской Федерации», в «Парламентской газете», а также на официальном интернет-портале правовой информации «pravo.gov.ru».

Следующим этапом является принятие решения по юридическому делу. На данной стадии осуществляется применение права в его собственном смысле слова, в то время как предшествующие стадии правоприменительного процесса ведут подготовку предварительных условий и необходимых материалов для вынесения окончательного решения по юридическому делу.

В нем воплощается властное действие примененной нормы права на факт, определяющей субъективные права и юридические обязанности конкретных субъектов возникшего правоотношения. Именно в принятом решении правовая норма приобретает индивидуально-определенный властный характер, устанавливающий окончательную связь правовой нормы с конкретным обстоятельством, которое подлежит правовому разрешению, то есть правовому регулированию.

Соответствующее принятое решение по юридическому делу сопровождается, одновременно, с изданием уполномоченным на то органом государственной власти или же должностным лицом индивидуально-определенного правового акта, то есть акта применения права, который в свою очередь будет являться юридическим фактом и может служить основой для возникновения других правоотношений.

Правильно принятое решение по юридическому делу обеспечивает законность, также имеет место укрепление правопорядка в целом, с одной стороны, — поддерживает государственные и общественные интересы, а с другой, — охраняет и обеспечивает права граждан и занимается воспитанием уважительного отношения к закону.

Заключительной стадией является исполнение акта правоприменения. На данной стадии ведется контролирующее воздействие достигнутого результата, в том числе ведется проверка по правильности уже установленных фактических обстоятельств юридического дела, правовая квалификация соответствующих действий правоприменителя, как одного из участников данного правоотношения, определяется порядок и сроки исполнения акта применения, а также круг лиц, на которых возложена ответственность по реализации, то есть исполнения решения.

В заключении необходимо отметить важное значение стадий правоприменительного процесса. Данный процесс правоприменения должен протекать последовательно друг за другом, иначе невозможно достигнуть нужного результата по разрешению конкретного юридического дела. Каждая стадия процесса правоприменения включает в себя комплекс задач и условий, выполнение которых обусловлено объективными и субъективными причинами.

Далее, посредством установления и исследования обстоятельств дела, на стадии установления юридической основы дела будет дана правовая оценка, а также решаться вопрос о том, имеет ли свойство распространения на конкретное обстоятельство или случай правовая норма, и подпадает ли данный факт под ее непосредственное влияние. Также возможны случаи возникновения ситуаций, при которых данное правоотношение регулируют две и более нормы права несовпадающего или противоречивого характера, то есть происходит возникновение юридической коллизии, которую необходимо преодолеть с помощью принятия соответствующего решения. Даже если возникает пробел в праве, выражающийся отсутствием нормы права, которая должна регулировать данные правоотношения, возможно использование института аналогии, помогающий преодолеть сложившуюся ситуацию.

На стадии принятия решения по делу происходит процесс воплощения властного действия примененной нормы права на факт, определяющий субъективные права и юридические обязанности конкретных субъектов возникшего правоотношения.

Именно здесь, в принятом решении правовая норма приобретает индивидуально – определенный властный характер, устанавливающий окончательную связь правовой нормы с конкретной ситуацией, которая подлежит правовому регулированию.

Последней стадией является исполнение правоприменительного акта. Здесь ведется контролирующее следствие достигнутого результата, ведется проверка по правильности уже установленных фактических и юридических обстоятельств дела, определяется процессуальный порядок и сроки исполнения, а также круг лиц, которые ответственны за исполнение принятого решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в данной курсовой работе исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

Правоприменительная деятельность представляет собой властную, организационно-правовую форму деятельности государства, в лице его компетентных органов, по разрешению конкретного юридического дела, посредством претворения правовых предписаний в жизнь.

Правоприменительная деятельность, с одной стороны выступает как функциональная, и представляет собой властную деятельность государства в лице его компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, а с другой, как организационно-правовая форма государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.

В курсовой работе выделен ряд признаков, присущих правоприменительной деятельности:

властно-организационную деятельность государства, в лице его компетентных органов, через которую происходит процесс упорядочивания общественных отношений и установление четких и однозначных организационных и функциональных начал взаимоотношений между разнообразными субъектами правоотношений;

правоприменительная деятельность находит свое отражение в границах только конкретных правоотношений, именуемых правоприменительными;

деятельность по правоприменению осуществляется в особых процедурных формах, установленных процессуальным законодательством;

правоприменительная деятельность, представляемая как особая форма реализации права, является довольно сложной конструкцией, так как ее осуществление тесно связано со взаимным проникновением с другими формами реализации, то есть с исполнением, соблюдением и использованием;

правоприменительная деятельность представляет собой определенный процесс, включающий в себя набор точно и четко определенных последовательных стадий;

правоприменительная деятельность сопровождается всегда с вынесением индивидуально-определенного правового акта, так называемого акта применения права, который исходит от соответствующего субъекта правоприменения.

Базирующаяся на принципах законности, обоснованности и целесообразности правоприменительная деятельность является сложным процессом, включающим в себя ряд взаимосвязанных стадий. Данный процесс протекает во времени посредством различных действий, осуществляемых различными правоприменительными органами, по определенной процедуре.

Процессуальный порядок правоприменения, как и нормы материального права должны иметь определенное формальное закрепление, соответствующего положениям норм права. Так, для применения права характерно наличие процессуального законодательства, закрепляющее процедурно-процессуальный порядок его реализации, другими словами наличие указаний и правовой регламентации по использованию правовых норм при разрешении конкретного юридического дела.

Правоприменительный процесс представляет собой единый сложный и взаимосвязанный правоприменительный комплекс, в котором имеет место выделение соответствующих правоприменительных циклов.

В процессе правоприменения выделяют четыре основные стадии:

установление фактической основы юридического дела;

установление юридической основы дела, то есть определение юридической квалификации;

принятие соответствующего решения по данному юридическому делу;

фактическое исполнение акта применения.

Так, на начальной стадии правоприменительного процесса установления фактической основы дела необходимо установить и исследовать все обстоятельства и доказательства, имеющие непосредственное отношению к делу, что впоследствии на следующей стадии поможет дать юридическую оценку всем обстоятельствам по делу.

Далее, посредством установления и исследования обстоятельств дела, на стадии установления юридической основы дела будет дана правовая оценка, а также решаться вопрос о том, имеет ли свойство распространения на конкретное обстоятельство или случай правовая норма, и подпадает ли данный факт под ее непосредственное влияние.

Также возможны случаи возникновения ситуаций, при которых данное правоотношение регулируют две и более нормы права несовпадающего или противоречивого характера, то есть происходит возникновение юридической коллизии, которую необходимо преодолеть с помощью принятия соответствующего решения.

Даже если возникает пробел в праве, выражающийся отсутствием нормы права, которая должна регулировать данные правоотношения, возможно использование института аналогии, помогающий преодолеть сложившуюся ситуацию.

На стадии принятия решения по делу происходит процесс воплощения властного действия примененной нормы права на факт, определяющий субъективные права и юридические обязанности конкретных субъектов возникшего правоотношения.

Именно здесь, в принятом решении правовая норма приобретает индивидуально-определенный властный характер, устанавливающий окончательную связь правовой нормы с конкретной ситуацией, которая подлежит правовому регулированию.

Последней стадией является исполнение правоприменительного акта. Здесь ведется контролирующее следствие достигнутого результата, ведется проверка по правильности уже установленных фактических и юридических обстоятельств дела, определяется процессуальный порядок и сроки исполнения, а также круг лиц, которые ответственны за исполнение принятого решения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с изменениями на 21 июля 2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Агабекян А.С. Понятие и принципы применения права в современной российской юридической науке // Фестиваль права: сборник трудов 4-й Всероссийской научной конференции. — М., 2016. — С. 7 — 8.
  3. Алексеева Л.А. Принципы правоприменительной деятельности как особой формы правореализации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2018. — № 4. — С. 3 — 8.
  4. Баранов А.В. К вопросу о понятии правоприменительной деятельности // Правоприменительная деятельность в России: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: сборник статей. – М., 2017. — С. 6 — 9.
  5. Бялт В.С. Применение права: понятие и особенности // Современное состояние и тенденции развития законодательства: сборник статей Международной научно-практической конференции. — М., 2016. — С. 202 — 205.
  6. Калужских И.В. О некоторых стадиях процесса применения права // Будущее науки. Сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции. — М., 2016. — С. 199 — 202.
  7. Кондратьева А.А., Николаев Д.А. Применение права как особая форма его реализации // Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в современных условиях. Материалы ХVI Всероссийской научно-практической конференции. — М., 2016. — С. 54 — 56.
  8. Кулабина, С.А. Основные проблемы применения права // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2017. — № 2. — С. 91 — 94.
  9. Матюков В.В. Понятие, признаки и принципы правоприменительной деятельности // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – М., 2019. С. 166 — 169.
  10. Мельников С.А. Применение права как коллективная форма реализации права // Современное общество и право. — 2016. — № 1. — С. 14 — 17.
  11. Палий В.М. Применение права как условие и форма реализации принципов гражданского общества в Российской Федерации // Общество и право. — 2016. — № 3. — С. 20 — 22.
  12. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т.Н. Радько, В.В. Лазарев, Л.А. Морозова. — М.:Проспект, 2015. — 576 с.
  13. Романова В.И. Виды правоприменительной деятельности // Сборник статей Международной научно-практической конференции. — М., 2017. — С. 216 — 219.
  14. Самусенко Т.М. Правоприменительная деятельность: понятие и особенности // Перспективы развития юридической науки, практики и образования: сборник статей. – М., 2018. — С. 109 — 114.
  15. Сафронов Е.В. Теория государства и права / Е.В. Сафронов, А.Ю. Кузубова, Л.Л. Соловьева. — М.:ИНФРА-М, 2016. — 195 с.
  16. Смоленксий М.Б. Теория государства и права: учебник / М.Б. Смоленский. — М.:ИНФРА-М, 2015. — 272 с.
  17. Старков О.В. Теория государства и права: учебник / О.В. Старков. — М. : Дашков и К, 2015. — 372 с.
  18. Стельмах Т.В., Стельмах С.В. Проблемы применения права и пути их решения // Проблемы и перспективы современного права. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — М., 2015. — С. 123 — 126.
  19. Стругова Е.В. Применение права как особая форма реализации права // Реализация принципов уголовного судопроизводства в правоприменительной практике в Российской Федерации. Сборник научных трудов. — Рязань, 2017. — С. 124 — 128.
  20. Ударцев И.О. К вопросу о понятии «применение права» // Правовые проблемы укрепления российской государственноcти: сборник статей. — Томск, 2014. — С. 52 — 53.
  21. Хахалев К.Р. К вопросу о способах применения права // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 21. — С. 145 — 147.
  22. Хахалев К.Р. Специфика юрисдикционного способа применения права // Новая наука: Современное состояние и пути развития. — 2017. — № 3. — С. 161 — 164.
  23. Шагиев Р.В. Теоретические проблемы применения норм процессуального права // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения. Материалы IV международной научно-практической конференции. — М., 2014. — С. 380 — 385.
  24. Шафиков Ю.С. Применение права // Новый университет. Серия: Экономика и право. — 2015. — № 8. — С. 50 — 54.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Правоприменение

Правоприменение – это одна из организационно-правовых форм деятельности государства, которая направлена на реализацию предписаний правового характера в действительности.

Можно говорить о том, что в форме такого правоприменения государство ещё раз (после утверждения и обнародования нормативно-правового акта) непосредственно подключается к процессу правового регулирования общественных отношений.

Правоприменение наиболее часто требуется в тех случаях, когда правовая норма не может быть реализована без содействия со стороны государства через органы государственной власти различного уровня. На сегодняшний день среди таких случаев можно выделить следующие:

  • возникновение необходимости установления на официальном уровне юридически значимых обстоятельств. Например, в качестве подобных случаев можно назвать признание гражданина умершим или пропавшим без вести;
  • невозможности реализации диспозиции норами права без индивидуального государственно-властного веления (например, право на пенсию);
  • реализация санкции.

Среди признаков правоприменения на сегодняшний день можно выделить следующие:

  • в качестве особого субъекта правоприменения признается орган государственной власти или некоторое должностное лицо. Однако, в виде исключения в качестве субъекта правоприменения может быть привлечен и общественный орган;
  • носит государственно-властный характер;
  • признается в качестве деятельности по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;
  • является одной из форм государственной деятельности управленческого характера;
  • реализуется в конкретных процедурных формах, т.е. порядок правоприменения в обязательном порядке регламентируется особыми юридическими нормами. Следует отметить, что на сегодняшний день существуют целые процедурные отрасли, среди которых, например, можно выделить гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;
  • результаты правоприменения в обязательном порядке должны быть оформлены соответствующим актом — актом применения права.

Таким образом, с учётом перечисленных признаков, правоприменение на сегодняшний день следует рассматривать в качестве деятельности государства, которая осуществляется компетентными субъектами в строго регламентированных процедурных формах и направлена прежде всего на содействие в реализации юридических норм посредством вынесения конкретных решений.

На современном этапе развития можно выделить две разновидности правоприменения, а именно:

  • Позитивное правоприменение. Такое правоприменение осуществляется не по поводу правонарушения, а в качестве обязательного условия наиболее эффективной реализации некоторых регулятивных норм. Например, на сегодняшний день в форме позитивного правоприменения осуществляется назначение пенсии, выделение земельного участка. Таким образом, можно сказать, что позитивное применение представляет собой применение диспозиций правовых норм;
  • Юрисдикционное правоприменение. Такое правоприменение подразумевает применение санкций, т.е. норм охранительного характера в случае нарушения диспозиций.

Таким, образом, позитивное применение права используется всегда, но характерно не для всех норм, а юрисдикционное может затрагивать любые юридической нормы, но исключительно в случае их нарушения.

Среди наиболее важных требований, которые предъявляются в отношении правоприменительной деятельности, можно выделить следующие:

  • обоснованность, в рамках которой подразумевается, что все факты, относящиеся к делу, в обязательное порядке должны быть выявлены, детально проанализированы, изучены и признаны достоверными;
  • законность, в рамках которой подразумевают, что при решении любого случая правоприменительный орган должен в обязательном порядке базироваться на конкретной норме права;
  • справедливость, под которой понимают соответствии мнения общества о принятом
  • решении непосредственно решению, т.е. существование согласованности содержания принимаемого решения с моральными нормами, принятыми в обществе.

Стадии правоприменения

Правоприменение, выступая в качестве самодостаточного процесса, реализуется в несколько этапов, под которыми на сегодняшний день понимают отрезок какого-либо процесса, характеризующийся определенной задачей, в связи с чем приобретающий относительную самостоятельность и завершенность.

В качестве наиболее общих этапов правоприменения можно выделить следующие:

  • определение и выявление фактических обстоятельств дела;
  • формирование юридической основы рассматривается дела;
  • непосредственно решение дела.

Также в качестве дополнительного этапа правоприменения можно рассматривать государственно-принудительную реализацию акта правоприменительного характера.

Первый и второй этап носят в большей степени подготовительный характер, а их разделение носит условный характер. Как правило, в действительности они протекают чаще всего параллельно, так как правоприменитель обращается то к фактической стороне дела, то к юридической. Этап формирования фактической основы проходит как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, непосредственно имеет отношение именно к этому этапу право применения. Второй этап правоприменения, получивший название «формирования юридической основы дела» включает в себя следующие правоприменительные действия:

  • установление юридической нормы, которая может быть применена;
  • проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве;
  • проверка корректности текста нормативно-правового акта;
  • верное толкование содержания нормы права.

Третий этап правопреемник представляет собой не одномоментный акт, а процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный. Результатом данного этапа является вынесение решения суда или другого уполномоченного органа в отношении рассматриваемого дела.

45. Понятие, виды и цели правоприменения.

Правоприменение — осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.

Иногда в литературе правоприменение определяется как особая форма правореализации, которая представляет собой властную деятельность уполномоченных законом субъектов по осуществлению управленческого воздействия на общественные отношения путем издания индивидуально-правовых предписаний и актов.

Данная форма реализации права предусматривает участие государства, которое как бы запрограммировано.

Правоприменение как особая форма реализации права характеризуется следующими особенностями:

1) это властная деятельность, государство управомочивает специальные органы на осуществление данного вида деятельности;

2) она связана с разрешением конкретных ситуаций, требующих профессиональных знаний и навыков. Ими обладают специальные субъекты правоприменительной деятельности. Граждане не являются субъектами данного вида деятельности, так как не наделены властными полномочиями;

3) всегда осуществляется в рамках конкретных правоотношений, но правовое положение сторон в этих правоотношениях различно. Активная роль принадлежит субъекту, обладающему властными полномочиями, которые он использует в интересах другой стороны;

4) осуществляется в определенной процессуальной форме, установленной законодательством;

5) сопровождается вынесением индивидуального акта, который принимается правоприменителем и обязателен к исполнению. Посредством индивидуального акта правоприменитель осуществляет казуальное правовое регулирование общественных отношений. При этом требования абстрактной правовой нормы преобразуются в конкретные правоположения, относящиеся именно к данной ситуации. Таким образом, продолжается процесс правового регулирования, начатый правотворческим органом (должностным лицом). Он дополняется индивидуальным регулированием общественных отношений путем уточнения прав и обязанностей субъектов права, их правового положения и т. д.;

6) правоприменение всегда носит подзаконный (поднормативный) характер, так как осуществляется на основе действующего законодательства и в его пределах.

Реализация права в форме правоприменения возможна в случае возникновения определенных обстоятельств, установленных законом. К числу такого рода обстоятельств и условий относятся:

— совершение правонарушения, влекущего применение к правонарушителю определенной меры наказания или воздействия, что может сделать только субъект, имеющий на то соответствующие полномочия;

правоприменительный акт, без которого не может возникнуть соответствующее правоотношение;

— обязательный контроль со стороны государства за определенными правоотношениями ввиду важности возникающих последствий, например нотариальное удостоверение, государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом;

— регулирование взаимоотношений в государственных органах, например назначение на определенную должность, снятие с должности;

ненадлежащее исполнение полномочий или обязанностей или наличие препятствий для их реализации;

возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению; и др.

Правоприменительную деятельность можно классифицировать по различным основаниям:

— по органам, осуществляющим правоприменение;

— по отраслям материального права, вызывающим соответствующий вид правоприменения, и т.д.

Наибольшее теоретическое и практическое значение имеет классификация правоприменения в зависимости от выполняемых им функций, решаемых задач.

1. Оперативно-исполнительная правоприменительная деятельность (правонаделительная) заключается в реализации норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе этих норм. Устанавливаются конкретные участники, они наделяются субъективными правами, на них возлагаются

2. Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, решение дел о правонарушениях, применение правовых санкций или отказ от их применения, а также принятие специальных мер по предупреждению правонарушений в будущем. Данная деятельность осуществляется судом и иными компетентными органами.

В связи с широким и многообразным назначением правоохранительной деятельности ее подразделяют на:

— деятельность по обеспечению исполнения норм права (правообеспечение);

— деятельность по разбирательству правовых споров и дел о правонарушениях;

— деятельность по исполнению (реализации) государственного принуждения.

В зависимости от органов, осуществляющих правоприменение, формы правоприменения, его целей выделяют следующие типы правоприменения: 1) судебный; 2) управленческий (правоприменитель находится в служебном или организационном отношении с адресатами решения, заинтересован в связи со служебным положением в вынесении решения, решение выступает как средство управления); 3) административный (правоприменитель не находится в служебном или организационном отношении с адресатами решения, имеет место в случае правонарушений, конфликтов, жалоб и заявлений, цель — осуществление юрисдикционных функций государства в отношении граждан и организаций).

Цели: 1. точное, справедливое, обоснованное и законное применение правовых предписаний, обеспечение действия права, устранении имеющегося препятствия в реализации правовых норм определенными субъектами;

2. удовлетворение интересов сторон в конкретном юридическом деле. Не всегда интересы участников правоприменительного процесса совпадают. Поэтому независимый и незаинтересованный в исходе дела правоприменяющий орган стремится к устранению социального конфликта.

Стадии и виды применения норм права

Применение норм права заключается во властной деятельности органов государства и других органов, которые имеют на это соответствующие полномочия. Деятельность заключается в рассмотрении конкретных юридических вопросов, дел и вынесения по ним индивидуального решения, которое обязательно для адресатов.

Осуществление применения права происходит тогда, когда недостаточным является соблюдение, исполнение и использование права с целью полной реализации юридических норм. По этой причине появляется потребность вмешательства в данный процесс компетентного органа (должностного лица), которое наделено полномочиями в рамках, установленных законодателем.

Так, невозможно начать получать пенсию до тех пор, пока нет решения отделения пенсионного фонда. Невозможно и получить пособие по рождению ребенка (документ о получении материнского капитала), пока соответствующим образом не будет оформлена документация в органах социальной защиты.

Для применения права предусмотрено несколько особенностей. Во-первых, его производят органы государства, их должностные лица и прочие уполномоченные лица, что отражает то, что в качестве субъектов применения права чаще всего выступают государственные органы.

Только в исключительных ситуациях и при наличии воли государства полномочием применять некоторые нормативно-правовые акты наделяются общественные органы. Так, профсоюз может быть наделен правом использовать определенные нормы трудового законодательства.

Во-вторых, правоприменение обладает властным характером. Это говорит о том, что органы. осуществляющие его, имеют государственно-властные полномочия. По этой причине их решения являются обязательными для тех, на кого они направлены. Исполнение актов обеспечивает принудительная сила государства.

Отличительная черта применения права заключается также в том, что действия правоприменителя основаны исключительно на интересах граждан (объединений граждан). Можно сказать, что властный характер правоприменения характеризуется тем, что определенный правоприменитель, который наделен властью, с помощью вынесения правоприменительных актов, способен подтвердить наличие у граждан субъективных прав. Он способствует определенным образом их реализации, а также может осуществить восстановление нарушенного права. Для этой цели кроме властных полномочий в области принятия правоприменительных актов, один из компетентных органов (должностное лицо) может быть наделен правовыми инструментами воздействия на лиц или органы, в адрес которых должен использоваться соответствующий акт.

Например, для исполнения решения суда, представляющего собой правоприменительный акт, могут быть привлечены судебные приставы (исполнители). Это происходит в ситуации, когда акт не исполняется гражданином (организацией) добровольно.

Помимо этого, правоприменительные акты обязательны для субъектов, которые определенным образом имеют отношение к рассмотрению дела (эксперт, который должен обязательно явиться в суд; свидетели; предоставление для следствия банком документации на основании постановления о выемке).

Еще одна особенность заключается в индивидуальном характере правоприменительного акта. Он может быть вынесен только по конкретному юридическому делу.

Принципы правоприменения

Понятие «правоприменение» означает использование абстрактной правовой нормы в отношении конкретного случая, определенной жизненной ситуации в соответствующих условиях. Оно заключается в вынесении решения, которое обладает конкретным, определенным характером.

Любой правоприменительный акт рассчитан на одноразовое использование. Он может прекращает свое действие после того, как были реализованы конкретные права и обязанности.

Правоприменение характеризуется принятием индивидуального правового решения. В его процессе устанавливаются конкретные субъективные права, юридические обязанности, ответственность, наступающая за их нарушение. Например, президентский указ о помиловании или судебное решение о восстановлении на рабочем месте незаконно уволенного работника может быть вынесено только в адрес конкретного лица в рамках конкретного дела.

Правоприменение регламентируется с помощью процессуальных норм, определяющих порядок осуществления в рамках правоприменения тех или иных действий.

Особую роль подобный порядок играет при применении норм уголовного и административного права, что обеспечивает последовательное проведение законности, всестороннее и глубокое рассмотрение обстоятельств дела.

В состав принципов применения права можно включить:

  • законность,
  • объективность,
  • целесообразность,
  • социальную справедливость и обоснованность решений, которые принимаются в процессе правоприменения.

Принцип законности характеризуется строгим и неуклонным следованием государственных органов и должностных лиц закону в ходе осуществления правоприменительной деятельности.

Требование соблюдения законов представляет собой не только следование букве, но и духу применяемого закона. Органы, осуществляющие правоприменение, должны осуществлять действия только в пределах своей компетенции. Они должны стрим образом придерживаться порядка правоприменительной деятельности, установленного процессуальными нормами. Также органы выносят юридические акты, обладающие определенной формой (например, постановления, приговоры, протоколы и др.).

Объективность заключается в беспристрастности лица, которое осуществляет правоприменение. Решение может являться объективным только в случае, когда его вынесение было произведено на основе правовых норм с опорой на конкретные факты. Помимо этого, объективность правоприменения можно достичь с помощью установки порядка и определенной процедуры правоприменения.

Целесообразность также характерна для правоприменительной деятельности. Этот принцип состоит в необходимом учете конкретных условий использования тех или иных нормативных правовых актов. В этом процессе происходит выбор самого лучшего варианта реализации правовых требований в соответствующей ситуации. Отметим, что целесообразность не может быть противопоставлена законности решений. Правоприменитель способен выбрать самое целесообразное решение лишь в законно определенных рамках в случае, когда законодатель допускает несколько вариантов решения.

Принцип социальной справедливости — это деятельность правоприменительных органов, которая осуществляется в интересах не только физических лиц и их объединений, но и в общественных интересах.

Его формулировка была дана еще Аристотелем, что произошло более 2000 лет назад. Аристотель писал, что добродетель государства отражается в том, что лица, принимающие участие в государственном управлении, обладают добродетелью. Самым главным при любом государственном строе является устроение дела таким образом, чтобы с помощью законов и остального распорядка ни одно должностное лицо не имело возможность наживаться.

В «Конституционном кодексе» И. Бентам называет данный принцип «совпадением интересов». Он считал, что добродетель в рамках государства должна быть выгодной и гражданам страны, главным образом должностным лицам. При этом учреждения должны быть устроены так, чтобы, при наличии стремления к собственному благу, правители не могли бы одновременно не служить общему благу.

В рамках правового государства и правоприменения рассматриваемый принцип должен представлять собой непременной условие работы органов государственной власти и должностных лиц.

Обоснованность правоприменительной деятельности в качестве принципа характеризуется обнаружением, изучением и использованием всех материалов, которые имеют отношение к делу. Решение должно приниматься лишь на основе достоверной, проверенной, не подлежащий сомнению информации. Этот принцип является основой других принципов, а его нарушение при принятии правоприменительных актов может быть основой для отмены.

Функции правоприменения

Правоприменение тесным образом относится к выполнению 2 базовых функций: организационная и правоохранительная.

Первоначально применение права требуется для организации действий граждан и их объединений в ходе реализации предоставленных им субъективных прав или обязанностей. Здесь они сами не способны урегулировать данный процесс.

Наряду с организационной функцией, важная функция применения права заключается в обеспечении охраны и защиты прав и свобод граждан и юридических лиц в ходе и в результате правоприменения.

В качестве субъектов правоприменения выступают лица, имеющие специальные полномочия. При этом оно преследует разные цели, производится в процессуальной форме, которую установил закон. В качестве итога правоприменительной деятельности выступает акт применения права, который обладает обязательной силой для того, на кого он направлен.

В соответствии с данными признаками правоведы рассматривают несколько основных типов правоприменения:

  • Судебный тип правоприменения характеризуется тем, что в качестве субъекта применения права выступает суд, который не находится в каких-либо служебных или организационных отношениях с адресатом. Ни один судья не должен быть лично заинтересован в решении, при этом заинтересованность проявляют остальные субъекты применения права. Судом рассматриваются дела в зависимости от подсудности, которая вытекает из характера дела. Работа суда строго регламентируется с помощью процессуальных кодексов и федерального законодательства. Применение заключается в определении правовых последствий, которые вытекают из установленных фактов и норм права. Для суда характерна минимальная свобода усмотрения и наличие индивидуального решения.
  • Для управленческого типа правоприменения характерно то, что субъект правоприменения находится в организационных (управленческих) отношениях с адресатом. Он имеет личный интерес в вынесении решения, что основано на его служебном положении. Компетенция правоприменителя опирается на место, служебное положение, а частично на характер дела. Решение представляет собой средство оперативного управления, при этом здесь значительной является свобода усмотрения. Решение можно отнести к одному субъекту или к группе лиц.
  • Административный тип правоприменения характеризуется тем, что субъект правоприменения не может находиться в служебных или организационных отношениях с адресатом, которым может быть гражданин или организация. Регулирование рассмотрения дела происходит с помощью законодательных и подзаконных актов (ведомственных инструкций). Решение может быть принято при наступлении конфликтов и споров, поступлении жалоб и заявлений, а также осуществлении других правонарушений. Свобода усмотрения рассматривается в соответствии с характером дела. Само решение предназначено для осуществления функций государства в отношении предприятий и физических лиц.

Применение права — длящийся во времени процесс. Его регламентируют процессуальные нормы (например, уголовно-процессуальный кодекс или кодекс об административных правонарушениях).

Нормами предусматривается определенная последовательность юридически значимых действий, которые совершают субъекты применения права в ходе рассмотрения юридического дела. Нормы объединяются в относительно обособленные группы, называемые стадиями применения права.

Стадии применения права

Принято выделять несколько стадий процесса правоприменения:

  • установление фактических обстоятельств дела;
  • осуществление выбора и анализа правовых норм, которые подлежат использованию в конкретной ситуации;
  • вынесение решений по делам, включая их документальное оформление.

Некоторые исследователи предусматривают еще одну стадию применения в виде исполнения решения.

Данная стадия очень важна для завершения правоприменения, но с позиции теории права эта стадия также может состоять из нескольких этапов. Это обусловлено тем, что исполнение решений не всегда происходит в один момент.

Должник может уклоняться от уплаты долга даже после того, как вынесено решение суда. Здесь необходимо привлечь судебных приставов, которые помогут осуществить принудительное исполнение судебного решения. Они могут найти имущество должника и произвести опись или взыскание и др.

До исполнения решения суда стадии правоприменения могут быть пройдены неоднократно.

Первая стадия заключается в установлении фактических обстоятельств дела, которые представляют собой жизненные ситуации или происшествия, формирующие реальную основу для использования норм права. Здесь речь может идти об установке юридических фактов, которые играют роль в данном конкретном юридическом деле.

В частности, к таким юридическим фактам можно отнести:

  • лиц, которые совершили правонарушение;
  • обстоятельства, мотивы и инструменты совершения правонарушения;
  • стоимость участка, который подлежит оспариванию (характерно для гражданского права);
  • состав трудового спора, включая его участников (в рамках трудового права) и др.

Юридические факты, установление которых происходит на 1 стадии правоприменения, уже имели место в прошлом. По этой причине их подтверждение производят посредством доказательств, которые представляют собой факты, данные, установка которых необходима в соответствии с законодательством для того, чтобы определить истину по юридическому делу. Они обладают юридическим значением для определенного дела и могут быть представлены свидетельскими показаниями, документами, предметами и др. Так, виды доказательств в уголовном судопроизводстве перечисляются в 74 статье УПК РФ.

На этой стадии определяются фактические обстоятельства, приводящие в действие конкретные правовые нормы. Например, для использования нормы права, которая предусмотрена ч. 3 ст. 12.16 (Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением) КоАП РФ устанавливает несколько юридических фактов:

  • достижение субъектом, который совершил правонарушение, возраста, необходимого для привлечения к административной ответственности, включая степень его вменяемости;
  • возможность лица управлять транспортным средством;
  • наличие крайней необходимости при совершении правонарушения.

Только когда установлены перечисленные обстоятельства возможным становится использование данной нормы КоАП РФ. В этой ситуации, как и в большинстве других, выделяют еще несколько фактических обстоятельств, которые важно установить. Однако в ходе правоприменения нужно установить факты, с которыми в правовой норме будет связано наступление определенного юридического последствия. Процесс установки подобных фактов происходит в ходе доказывания.

Доказывание представляет собой работу в области обнаружения, сбора и фиксации доказательств, включая их анализ на предмет достаточности для установления истины по делу.

Для установления фактических обстоятельств дела должна соблюдаться законность и обоснованность, что достигается с помощью всестороннего и достаточно глубокого исследования событий, выявления их истинности, объективной достоверности и допустимости.

В ходе доказывания участие принимают многие субъекты, включая прокурора, следователей, судью, защитника, истеца и ответчика. Они обладают соответствующей компетенцией, благодаря чему вправе осуществлять поиск, сбор и представление доказательств. Основное значение в окончательной оценке полученных доказательств имеет правоприменительный орган.

В отношении доказательств предъявляется несколько требований:

  • полнота и всесторонность (при доказывании важно установить все обстоятельства, которые играют роль в деле);
  • относимость (принимаются и анализируются только те доказательства, которые имеют значение, они могут быть положены в основу решения, то есть имеют отношение к исследуемому обстоятельству);
  • допустимость (использование средств доказывания, которые определены процессуальным законодательством, они должны быть собраны без нарушения материального и процессуального права).

Доказательства могут выступать в качестве информации о фактах, так и в качестве самих фактов (например, совершение кражи). Также это могут быть источники информации о них (например, экспертное заключение). Для источников информации о фактах необходимы определенные процессуальные формы закрепления и удостоверения (например, экспертное заключение в обязательном порядке должно включать сведения о квалификации специалиста, подпись и печать экспертного учреждения).

на второй стадии происходит выбор и анализ юридических норм, которые будут применяться. их применению. Здесь важно решить вопрос, на основе какой правовой нормы будет решаться рассматриваемое дело. Это может быть правовая квалификация фактических обстоятельств дела, которая предполагает правовую оценку всех фактических обстоятельств дела с помощью соотнесения конкретного случая с соответствующими правовыми нормами.

После того как найдена правовая норма, которая будет использоваться в конкретных условиях, необходимо осуществить ее анализ.

Правовую норму проверяют на предмет аутентичности, то есть происходит установка того, что она не отменена, не изменена и у нее нет дополнений. Она должна действовать именно в таком виде, в каком будет осуществлено ее применение.

Правовую норму подвергают толкованию, в ходе которого происходит установление ее точного смысла посредством использования всех необходимых методов толкования. Здесь же происходит проверка ее во времени, пространстве и по кругу лиц. Это значит, что в ходе применения нормы устанавливается:

  • действует ли она в то время, когда на ее основе необходимо решить конкретное дело;
  • действует ли норма на той территории, в рамках которой решается дело;
  • распространено ли ее действие на субъектов, в отношении которых ее будут применять.

На этой же стадии происходит разрешение коллизий (противоречий), которые могут возникнуть между правовыми нормами. Рассматривают несколько правил, используемых для разрешения коллизий:

  • в случае обнаружения противоречий между правовыми нормами, которые предусматривает федеральное законодательство и законодательство субъекта федерации, необходимо использовать федеральное законодательство;
  • в случае выявления коллизии между правовыми нормами, которые исходят от разных государственных органов, применению подлежит норма, которую принял вышестоящий орган;
  • в случае противоречия между нормами, которые приняты одним и тем же органом, но в разное время, применению подлежит норма, которую приняли позже;
  • при наступлении коллизии между общей и специальной нормой должна использоваться специальная норма.

Третий этап заключается в вынесении решения по конкретному юридическому делу, включая его документальное оформление. На ней правоприменитель должен принять окончательное решение по делу и оформить акт, который имеет письменную, документальную форму. Акт определяет права и обязанности лиц, в адрес которых он направлен.

Отметим, что часто процесс вынесения решения безальтернативен (например, когда статья закона предусматривает только одну санкцию за совершенное правонарушение). Но в большинстве случаев принятие решения представляет собой довольно сложный и альтернативный процесс.

Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа 1000 – 5000 рублей. В этом случае суд должен принять решение о размере штрафа. Здесь важно принять ко вниманию смягчающие и отягчающие обстоятельства, характеристики субъекта и другие условия.

На рассматриваемой стадии правоприменитель должен дать окончательную юридическую квалификацию фактических обстоятельств дела. Здесь важно учесть все условия и обстоятельства, что должно быть отражено в правоприменительном акте.

Особенными считаются случаи, когда правоприменитель не смог определить правовую норму, на основе которой необходимо дать правовую оценку определенного действия (события). В этой ситуации говорят о наличии пробела в законе. Если такой обнаружен, то правоприменитель может действовать по-разному. 3 статья УК РФ решает такой вопрос следующим образом: «Применение уголовного закона по аналогии не допускается». Недопустимо использование по аналогии и административного законодательства, что говорит о том, что при отсутствии нормы права, которая квалифицирует соответствующие деяния, может приниматься решение об отказе в возбуждении дела.

Что касается гражданского законодательства, то оно допускает и признает проявление гражданских прав и обязанностей на основе общих начал и смысла гражданского законодательства. В таких случаях отказать в правосудии не считается возможным. Пробел преодолевается путем использования аналогии закона или права.

Аналогию закона используют, когда отношения сторон не урегулированы напрямую законодательством или соглашением сторон. Также это возможно для случаев, когда нет применимого к ним обычая делового оборота, но в правовом акте присутствует правовая норма, регулирующая аналогичные правоотношения. Эту норму и следует использовать.

Если невозможно использовать аналогию закона, то права и обязанности сторон могут быть определены на основе общих начал и смысла гражданского законодательства и требований, представляющих собой добросовестность, разумность и справедливость (использование аналогии права).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *