Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации комитетами Совета Федерации и Государственной Думы, Верховным Судом Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными юридическими ведомствами, а также выборными органами судейского сообщества в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и образовательными организациями.
Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.
Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа сенаторов Российской Федерации.
Если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации число судей окажется менее восьми, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального конституционного закона
Кто назначает судей конституционного суда
Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации комитетами Совета Федерации и Государственной Думы, Верховным Судом Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными юридическими ведомствами, а также выборными органами судейского сообщества в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и образовательными организациями.
(часть первая в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.
Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа сенаторов Российской Федерации.
(в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации число судей окажется менее восьми, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.
(часть четвертая в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Часть пятая утратила силу. — Федеральный конституционный закон от 05.04.2005 N 2-ФКЗ.
Порядок назначения Советом Федерации на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, судей Экономического суда Содружества Независимых Государств. Порядок утверждения Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Порядок прекращения Советом Федерации полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, военного кассационного суда, военного апелляционного суда, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий (статьи 172–178 2 )
Статья 172. Полномочия Совета Федерации по назначению на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, судей Экономического суда Содружества Независимых Государств. Полномочия Совета Федерации по прекращению по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов
1. В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации. Судьи Экономического суда Содружества Независимых Государств в соответствии с пунктом 7 Положения об Экономическом суде Содружества Независимых Государств назначаются на должность в порядке, установленном для назначения на должность судей Верховного Суда Российской Федерации.
2. В соответствии с пунктом «л» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
(Статья 172 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 февраля 2021 года № 24-СФ.)
Статья 173. Представление Президентом Российской Федерации кандидатур для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, судей Экономического суда Содружества Независимых Государств
1. Кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, судей Экономического суда Содружества Независимых Государств рассматриваются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
2. Вопрос о назначении на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации и заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации рассматривается Советом Федерации в четырнадцатидневный срок со дня получения представления Президента Российской Федерации. В случае необходимости Председатель Совета Федерации созывает для рассмотрения этого вопроса внеочередное заседание палаты.
3. Вопрос о назначении на должность судей Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств рассматривается Советом Федерации в тридцатидневный срок со дня, следующего за днем получения представления Президента Российской Федерации.
4. Вопрос о назначении на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, судей Экономического суда Содружества Независимых Государств включается в повестку дня заседания палаты в качестве отдельного вопроса.
(Статья 173 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 февраля 2021 года № 24-СФ.)
Статья 174. Обсуждение кандидатур, представленных Президентом Российской Федерации для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, судей Экономического суда Содружества Независимых Государств, в комитетах Совета Федерации
1. Кандидатуры, представленные Президентом Российской Федерации для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, судей Экономического суда Содружества Независимых Государств, предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, который готовит заключение по каждой кандидатуре.
2. Кандидатуры, представленные Президентом Российской Федерации для назначения на должность судей Экономического суда Содружества Независимых Государств, предварительно обсуждаются также в Комитете Совета Федерации по международным делам.
3. Кандидатуры, указанные в части 1 настоящей статьи, на заседаниях комитетов представляет полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации.
4. Кандидаты на должность судей указанных судов могут быть приглашены на заседания комитетов Совета Федерации.
(Статья 174 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 февраля 2021 года № 24-СФ.)
Статья 175. Рассмотрение вопроса о назначении на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, судей Экономического суда Содружества Независимых Государств на заседании Совета Федерации
1. Рассмотрение вопроса о назначении на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, судей Экономического суда Содружества Независимых Государств на заседании Совета Федерации начинается с выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Совете Федерации. Затем слово для доклада предоставляется председателю, первому заместителю председателя либо заместителю председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, а также для содоклада председателю, первому заместителю председателя либо заместителю председателя Комитета Совета Федерации по международным делам по кандидатурам для назначения на должность судей Экономического суда Содружества Независимых Государств.
2. После обсуждения по каждой представленной для назначения Президентом Российской Федерации кандидатуре на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, судей Экономического суда Содружества Независимых Государств проводится тайное голосование с использованием электронной системы. По решению Совета Федерации тайное голосование может быть проведено с использованием бюллетеней.
3. Назначенными на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, судей Экономического суда Содружества Независимых Государств считаются лица, получившие при голосовании большинство голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации.
4. Назначение на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, судей Экономического суда Содружества Независимых Государств оформляется постановлениями Совета Федерации.
5. Если кандидатуры, представленные Президентом Российской Федерации для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, судей Экономического суда Содружества Независимых Государств, не получат при голосовании необходимого количества голосов сенаторов Российской Федерации, они отклоняются, что оформляется постановлениями Совета Федерации. Специального голосования для принятия постановлений не требуется.
6. При отклонении Советом Федерации кандидатур, представленных Президентом Российской Федерации для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации
и судей Верховного Суда Российской Федерации, судей Экономического суда Содружества Независимых Государств, Совет Федерации может принять постановление с предложением Президенту Российской Федерации о проведении консультаций с целью преодоления возникших разногласий. Председатель Совета Федерации направляет в трехдневный срок постановление Совета Федерации Президенту Российской Федерации. Для проведения консультаций Совет Федерации создает группу из сенаторов Российской Федерации либо поручает проведение консультаций Председателю Совета Федерации.
(Статья 175 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 февраля 2021 года № 24-СФ.)
Статья 176. Порядок утверждения Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации
1. В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» Совет Федерации утверждает по представлению Президента Российской Федерации членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.
2. Вопрос об утверждении членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации рассматривается Советом Федерации в тридцатидневный срок со дня, следующего за днем получения представления Президента Российской Федерации.
3. Кандидатуры, представленные Президентом Российской Федерации для утверждения членами Президиума Верховного Суда Российской Федерации, предварительно рассматриваются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, который готовит заключение по каждой кандидатуре.
4. Кандидатуры, представленные Президентом Российской Федерации для утверждения членами Президиума Верховного Суда Российской Федерации, на заседании Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству представляет полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации. На заседание комитета Совета Федерации могут быть приглашены кандидаты, представленные Президентом Российской Федерации для утверждения членами Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
5. Для рассмотрения вопроса об утверждении членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации на заседание Совета Федерации приглашаются Председатель Верховного Суда Российской Федерации и кандидаты, представленные Президентом Российской Федерации для утверждения членами Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
6. Рассмотрение вопроса об утверждении членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации начинается с выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Совете Федерации. Затем слово для доклада предоставляется председателю, первому заместителю председателя либо заместителю председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
7. После обсуждения по каждой кандидатуре, представленной Президентом Российской Федерации для утверждения членом Президиума Верховного Суда Российской Федерации, проводится голосование.
8. Решение об утверждении члена Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации.
(Статья 176 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 февраля 2021 года № 24-СФ.)
Статья 177. Приведение к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
1. После оглашения результатов голосования по кандидатуре, представленной Президентом Российской Федерации для назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Совета Федерации объявляет время приведения к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
2. Приведение к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, проводится Председателем Совета Федерации на заседании палаты в торжественной обстановке при наличии в Зале заседаний Совета Федерации Государственного герба Российской Федерации и Государственного флага Российской Федерации.
3. Председатель Совета Федерации приглашает на трибуну Зала заседаний Совета Федерации лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, для приведения его к присяге.
4. Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу, текст которой предусмотрен частью второй статьи 10 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», вслух, стоя, положив руку на Конституцию Российской Федерации.
5. Присягу судьи Конституционного Суда Российской Федерации все находящиеся в Зале заседаний Совета Федерации заслушивают стоя.
6. Принесение присяги удостоверяется личной подписью судьи Конституционного Суда Российской Федерации под текстом присяги с указанием даты ее принесения. Документ остается на хранении в Совете Федерации.
7. Председатель Совета Федерации поздравляет судью Конституционного Суда Российской Федерации со вступлением в должность, вручает копию постановления Совета Федерации о его назначении и передает ему мантию как символ судебной власти (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 февраля 2021 года № 24-СФ).
8. После принесения судьей (судьями) Конституционного Суда Российской Федерации присяги звучит Государственный гимн Российской Федерации.
Статья 178. Торжественное вручение лицу, назначенному на должность судьи, копии постановления Совета Федерации о его назначении
После оглашения результатов голосования по кандидатурам, представленным Президентом Российской Федерации для назначения на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, судей Экономического суда Содружества Независимых Государств, для утверждения членами Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Совета Федерации вручает каждому лицу, назначенному на должность судьи, утвержденному членом Президиума Верховного Суда Российской Федерации, копию постановления Совета Федерации. Копия постановления Совета Федерации вручается Председателем Совета Федерации на заседании Совета Федерации в торжественной обстановке при наличии в Зале заседаний Совета Федерации Государственного герба Российской Федерации и Государственного флага Российской. Копия постановления Совета Федерации вручается Председателем Совета Федерации на заседании Совета Федерации в торжественной обстановке при наличии в Зале заседаний Совета Федерации Государственного герба Российской Федерации и Государственного флага Российской Федерации.
(Статья 178 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 ноября 2011 года № 443-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ; от 17 февраля 2021 года № 24-СФ.)
Статья 178 1 . Рассмотрение вопроса о прекращении полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, военного кассационного суда, военного апелляционного суда, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий
1. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» Совет Федерации прекращает полномочия Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, военного кассационного суда, военного апелляционного суда, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам (далее – судья) по представлению Президента Российской Федерации в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, в том числе:
несоблюдения ограничений, запретов и требований, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции»;
прекращения гражданства Российской Федерации, приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
нарушения судьей, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи;
в иных случаях, предусмотренных другими федеральными конституционными законами.
2. Вопрос о прекращении полномочий судьи рассматривается Советом Федерации в четырнадцатидневный срок со дня получения представления Президента Российской Федерации. В случае необходимости Председатель Совета Федерации созывает для рассмотрения этого вопроса внеочередное заседание палаты.
3. Представление Президента Российской Федерации
о прекращении полномочий судьи предварительно обсуждается в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, которые готовят заключения.
4. Представление Президента Российской Федерации о прекращении полномочий судьи Суда по интеллектуальным правам предварительно обсуждается также в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
5. Представление Президента Российской Федерации о прекращении полномочий судьи на заседаниях комитетов Совета Федерации представляет полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации.
6. Предварительное обсуждение представления Президента Российской Федерации о прекращении полномочий судьи может проводиться на совместном заседании комитетов Совета Федерации.
7. Заключения Комитета Совета Федерации по обороне
и безопасности и Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре направляются в Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству до начала его заседания, за исключением случая, когда обсуждение проходит на совместном заседании комитетов Совета Федерации.
8. Рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи
на заседании Совета Федерации начинается с выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Совете Федерации. Затем слово предоставляется председателям, первым заместителям председателей либо заместителям председателей Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре для оглашения заключений комитетов.
9. При рассмотрении вопроса о прекращении полномочий судьи на заседания комитетов Совета Федерации и заседание Совета Федерации может быть приглашен судья, полномочия которого прекращаются.
10. В ходе обсуждения сенаторы Российской Федерации вправе задавать вопросы полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации, докладчикам от Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитета Совета Федерации
по обороне и безопасности и Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, судье.
11. После обсуждения вопроса о прекращении полномочий судьи проводится тайное голосование с использованием электронной системы. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием бюллетеней или открытого голосования.
12. Решение о прекращении полномочий судьи принимается большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации
(Статья 178 1 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июля 2014 года № 356-СФ; в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 февраля 2021 года № 24-СФ.)
Статья 178 2 . Рассмотрение вопроса о досрочном прекращении полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации без прекращения его полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
1. В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» полномочия Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации без прекращения его полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
2. Представление Президента Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации без прекращения его полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации предварительно обсуждается в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитете Совете Федерации по обороне и безопасности в порядке, предусмотренном частями 3, 5–7 статьи 178 1 настоящего Регламента.
3. Рассмотрение вопроса о досрочном прекращении полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации без прекращения его полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации на заседании Совета Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном частями 8–12 статьи 178 1 настоящего Регламента
(Статья 178 2 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 февраля 2021 года № 24-СФ.)
Вопрос №85 Судья Конституционного Суда рф: основы статуса, порядок назначения Порядок назначения на должность и статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации
1. Требования к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Судьей КС может быть назначен гражданин РФ, имеющий:
к дню назначения возраст не менее 40 лет;
высшее юридическое образование;
стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.
признанную высокую квалификацию в области права — данное требование является самым неопределенным. По существу, степень квалификации определяют работники Администрации Президента РФ, подбирающие кандидатуры, в конце концов сам Президент.
2. Порядок назначения на должность судьи кс рф
Общий порядок назначения на должность судьи КС состоит в следующем:
Предложения о кандидатах могут вноситься Президенту членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Но эти предложения не связывают Президента, он волен выбрать одну из названных кандидатур, а то и кандидатуру, никем не предлагавшуюся.
Существует Комиссия при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности федеральных судей, она высказывает главе государства свои рекомендации по кандидатам. Обычно Президент предлагает одну кандидатуру на должность судьи Конституционного Суда. В случае неутверждения Советом Федерации кандидата Президент снова вносит кандидатуру. Это может быть либо новый, либо тот же самый кандидат.
Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда назначается на должность Советом Федерации в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.
В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. -ПРАВИЛА О МЕСЯЧНОМ СРОКЕ СЙЧАС НЕ РАБОТАЕТ. А ТОЛЬКО ЕСЛИ ДВУХ ТРЕТЬИХ Судья Конституционного Суда, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.- СУДЬЯ ДОЛЖЕН ИСПОЛНЯТЬ ОБЯЗАННОСТИ ДО НАЗНАЧЕНИЯ НОВОГО СУДЬИ
Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда.
3. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Судья не может:
быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности,
иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности
не может служить уважительной причиной отсутствие на заседании, если на то не дано согласия КС
судья КС не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей
не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию
участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью.
не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение по вопросу, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Судом, до принятия решения по этому вопросу.