Статья 23. Назначение референдума
1. Референдум назначает Президент Российской Федерации. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации. Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию.
Информация об изменениях:
Федеральным конституционным законом от 24 апреля 2008 г. N 1-ФКЗ статья 23 настоящего Федерального конституционного закона дополнена частью 1.1
1.1. Порядок, установленный частью 1 настоящей статьи, не изменяется в случае, если Конституционный Суд Российской Федерации рассматривал запрос Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с частью 17 статьи 15 настоящего Федерального конституционного закона.
2. Если Конституционный Суд Российской Федерации признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума соответствующей Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда Российской Федерации назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации.
3. При назначении референдума Президент Российской Федерации определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
4. При назначении референдума в соответствии с международным договором Российской Федерации могут быть установлены иные, чем указанные в части 3 настоящей статьи, сроки проведения референдума.
5. Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой по проведению референдума, другая инициативная группа по проведению референдума выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу (иным вопросам), голосование по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день.
6. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации.
Кто назначает референдум в рф
Статья 23. Назначение референдума
1. Референдум назначает Президент Российской Федерации. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации. Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию.
1.1. Порядок, установленный частью 1 настоящей статьи, не изменяется в случае, если Конституционный Суд Российской Федерации рассматривал запрос Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с частью 17 статьи 15 настоящего Федерального конституционного закона.
(часть первая.1 введена Федеральным конституционным законом от 24.04.2008 N 1-ФКЗ)
2. Если Конституционный Суд Российской Федерации признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума соответствующей Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда Российской Федерации назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации.
3. При назначении референдума Президент Российской Федерации определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
4. При назначении референдума в соответствии с международным договором Российской Федерации могут быть установлены иные, чем указанные в части 3 настоящей статьи, сроки проведения референдума.
5. Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой по проведению референдума, другая инициативная группа по проведению референдума выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу (иным вопросам), голосование по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день.
6. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации.
34. Порядок назначения референдума рф. Вопросы референдума рф.
1. Референдум назначает Президент РФ. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу референдума. КС РФ направляет свое решение Президенту РФ, решение КС подлежит незамедлительному опубликованию.
2. Если КС РФ признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу соответствующей Конституции РФ, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения КС РФ назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения КС РФ.
3. Президент определяет день голосования (только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума; не может быть предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем). Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.
4. При назначении референдума в соответствии с м/н договором РФ могут быть установлены иные сроки проведения референдума.
5. Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой, другая инициативная группа выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу, голосование по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день.
6. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории РФ.
татья 6. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум
1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации.
2. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором Российской Федерации.
3. Вопросы государственного значения, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выносятся на референдум исключительно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.
4. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
5. На референдум не могут выноситься вопросы:
1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
6) о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;
7) о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
9) об амнистии и о помиловании.
6. Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции Российской Федерации, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
7. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
8. Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.
9. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятствующим проведению референдума по данному вопросу, за исключением случая, предусмотренного частью 27 статьи 15 настоящего Федерального конституционного закона.
10. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с международным договором Российской Федерации подлежит обязательному вынесению на референдум, не допускается.
11. Проведение референдума в случаях, порядке и сроки, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, международным договором Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, является обязательным.
Референдум в РФ
Референдум в Российской Федерации — это форма непосредственного волеизъявления граждан России, выражающегося посредством голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.
В соответствии со статьей 3 Конституции нашей страны референдум, который представляет собой выбор определенного решения, считается довольно важным выражением власти народа нашей страны. Референдум может быть проведен как на федеральном, так и на местном уровне.
Правила организации и проведения волеизъявления граждан регулируются федеральным законом нашей страны «О референдуме в Российской Федерации» от 28 июня 2004 года.
Референдум проводится на всей территории нашей страны на основе всеобщего и прямого волеизъявления, при условии, что голосование будет тайным, ответ и выбор того или иного человека будут недоступны для прочтения посторонними лицами. Участие в референдуме в нашей стране подразумевает, что человек должен оставить один голос, выбрав один какой-то определенный пункт из всех предложенных ему вариантов. Гражданин нашей страны самостоятельно голосует на референдуме, организованном Российской Федерацией. Само участие в референдуме всегда бесплатное, контроль над волей граждан не допускается.
На референдуме никто не может быть вынужден высказывать свои взгляды и убеждения или отвергать их. Вопросы, которые направлены на подготовку и реализацию референдума в Российской Федерации, открыто и публично рассматриваются специальными комиссиями, а также органами власти государства и различными органами местного самоуправления.
Любая личность, которая достигла совершеннолетнего возраста, обладает правоспособностью, законно проживает в нашей стране, имеет документ, удостоверяющий личность и подтверждающий место жительства, имеет право принимать участие в референдуме. Стоит отметить, что референдум не может проводиться одновременно с выборами, во время чрезвычайного или военного положения или в последний год правления конкретного президента или Государственной Думы нашей страны. Тот вопрос, который выносится на референдум, должен быть закрыт после голосования людей.
Согласно российскому законодательству, не могут быть подвергнуты референдуму следующие темы:
- об изменении статуса учредительных единиц Российской Федерации;
- о выборах, президентских мандатах, парламенте;
- о кадровых вопросах с участием должностных лиц и федеральных исполнительных органов;
- о вопросах, связанных с организациями или должностными лицами, назначенными в соответствии с международными договорами нашей страны;
- о немедленных мерах по обеспечению общественного здравоохранения и безопасности;
- об исключительной юрисдикции федерального правительства.
Порядок проведения референдума в Российской Федерации
Для того, чтобы провести российский референдум, жители одного из учредительных образований Российской Федерации должны сформировать инициативную группу, так называемую региональную группу будущих инициатив. Количество участников группы должно составлять не менее 100 человек, постоянно проживающих в конкретном регионе. Группа проводит заседание, на котором заранее оглашается состав избирательной комиссии по определенному вопросу. В частности, группа должна утвердить вопросы, представляемые на референдум. Затем выбранные уполномоченные лица этой группы обращаются в избирательную комиссию с просьбой зарегистрировать свою группу, а затем отдает список сформированных вопросов.
Избирательная комиссия региона направляет все запросы в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) Российской Федерации, которая в течение 10 дней принимает конкретное решение.
На основании решения ЦИК региональная избирательная комиссия регистрирует инициативную группу или отказывает ей в регистрации (закон выделяет 15 дней на решение данного вопрос с даты подачи заявки). После регистрации первой региональной подгруппы в течение двух месяцев в более чем половине учредительных подразделений Российской Федерации должны быть созданы аналогичные организации граждан.
В то же время две инициативные группы по одному и тому же вопросу не могут зарегистрироваться на референдуме в одном регионе. Предпочтение отдается первому лицу, подавшему документы. Позже и иные региональные подгруппы должны обратиться в ЦИК с просьбой зарегистрировать инициативную группу референдума и сформулировать вопросы по этому вопросу. В течение 10 дней ЦИК принимает решение.
Этапы референдума включают в себя:
Сбор подписей. Согласно закону, инициативная группа должна собрать определенное количество подписей избирателей в течение 45 дней. Подписанные бумаги передаются в ЦИК, которая в течение 30 дней проверяет не менее 40% быстро отобранных подписей. Количество неправильных или схожих подписей должно составлять менее 5% от проверенного числа. На основании результатов экспертизы ЦИК в течение пяти дней принимает решение о результатах инициативной группы по проведению референдума и направляет его президенту страны для информирования об этом обеих палат парламента.
Назначение референдума. Стоит отметить, что сам референдум назначается всегда президентом Российской Федерации.
Возможность апелляции. Получив заявление, глава государства в течение 10 дней подает апелляцию в Конституционный суд, чтобы привести в порядок запросы инициативной группы референдума в соответствие с основным законом страны. В случае положительного решения суда президент назначает дату проведения всероссийского референдума не позднее чем через 15 дней. Если суд считает инициативу несогласованной с Конституцией, процедура ее реализации заканчивается.
Подведение итогов референдума. Голосование считается действительным, если в нем участвует более половины избирателей. Результаты референдума определяются большинством голосов участников.