Количество отделений которые должны быть сформированы по адаптированным программам с нарушением речи
Перейти к содержимому

Количество отделений которые должны быть сформированы по адаптированным программам с нарушением речи

  • автор:

Организация образовательной деятельности

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам НОО, ООО и СОО (Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 года № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

Ключевые выдержки:

Утверждён вместо соответствующих Порядков, утвержденных приказом Минпросвещения России от 28 августа 2020 г. № 442 (утратил силу 1 сентября 2021 г.) и приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (утратил силу 1 января 2021 г.), соответственно.

Срок действия: до 1 сентября 2027 года.

7. Обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП), в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее — Организации).

8. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом срок освоения общеобразовательной программы может быть изменен Организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

11. Общеобразовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются Организациями (часть 5 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

12. Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации.

14. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (часть 2 статьи 13 Федерального закона № 273-ФЗ).

16. Общеобразовательные программы реализуются Организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (часть 1 статьи 13 Федерального закона № 273-ФЗ).

Организация может использовать сетевую форму реализации общеобразовательных программ и (или) отдельных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различного вида, уровня и (или) направленности), обеспечивающую возможность освоения образовательных программ обучающимися с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

20. Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов (подпункт 2.10.3 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, далее — Санитарно-эпидемиологические требования и правила).

23. Количество обучающихся в классе (группе) определяется, исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах (подпункт 3.4.14 Санитарно-эпидемиологических требований и правил).

24. В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

25. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются Организацией самостоятельно (пункт 10 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

26. Освоение обучающимися образовательных программ основного общего (ООО) и среднего общего образования (СОО) завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной (часть 3 статьи 59 Федерального закона № 273-ФЗ).

Обучающиеся, освоившие образовательные программы ООО и получившие на ГИА (государственной итоговой аттестации) неудовлетворительные результаты, по усмотрению их родителей (законных представителей), с учетом мнения обучающихся, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) (при их наличии) могут быть оставлены на повторное обучение или получить ООО в форме семейного образования с последующим прохождением ГИА в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 59 Федерального закона № 273-ФЗ).

27. Обучающиеся, не освоившие образовательной программы начального общего (НОО) и (или) основного общего образования (ООО), не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования (часть 5 статьи 66 Федерального закона № 273-ФЗ).

29. Предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) устанавливается в зависимости от нозологической группы:

для глухих обучающихся — 6 человек

для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха — 10 человек

для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха — 6 человек

для слепых обучающихся — 8 человек

для слабовидящих обучающихся — 12 человек

для обучающихся с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) — 12 человек

для обучающихся с НОДА (нарушениями опорно-двигательного аппарата) — 10 человек

для обучающихся, имеющих ЗПР (задержку психического развития) — 12 человек

для обучающихся с РАС ( расстройствами аутистического спектра) — 8 человек

для обучающихся с УО (умственной отсталостью / интеллектуальными нарушениями) — 12 человек

для обучающихся с ТМНР (со сложными дефектами / с тяжелыми множественными нарушениями развития) — 5 человек

Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных Организациях. Количество обучающихся с ОВЗ устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования совместно с другими обучающимися (подпункт 3.4.14 Санитарно-эпидемиологических требований и правил).

30. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ:

для обучающихся с ОВЗ по зрению: адаптация официальных сайтов Организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; обеспечение наличия альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов; обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию Организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;

для обучающихся с ОВЗ по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной — установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода);

для обучающихся, имеющих НОДА (нарушения опорно-двигательного аппарата): обеспечение беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения Организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

32. В Организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для слабослышащих обучающихся (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших обучающихся (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), создаются два отделения:

1 отделение — для обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;

2 отделение — для обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.

33. В Организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, допускается совместное обучение слепых и слабовидящих обучающихся, а также обучающихся с пониженным зрением, страдающих амблиопией и косоглазием и нуждающихся в офтальмологическом сопровождении.

Основой обучения слепых обучающихся является система Брайля.

34. В Организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся, имеющих ТНР (тяжелые нарушения речи), создаются два отделения:

1 отделение — для обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием;

2 отделение — для обучающихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

В составе 1 и 2 отделений комплектуются классы (группы) обучающихся, имеющих однотипные формы речевой патологии, с обязательным учетом уровня их речевого развития.

35. В случае если обучающиеся завершают освоение адаптированных общеобразовательных программ ООО (основного общего образования) до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.

36. В Организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, допускается:

совместное обучение обучающихся с ЗПР (задержкой психического развития) и обучающихся с РАС (расстройством аутистического спектра), интеллектуальное развитие которых сопоставимо с ЗПР;

совместное обучение по образовательным программам для обучающихся с УО (умственной отсталостью) и обучающихся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с УО (не более одного ребенка в один класс).

Обучающимся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с ЗПР, на период адаптации к нахождению в Организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение.

Для успешной адаптации обучающихся с РАС на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 — 8 обучающихся с РАС на одну ставку должности педагога-психолога.

37. В классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы принимаются обучающиеся, окончившие 9 (10) класс.

38. В Организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с УО (умственной отсталостью), создаются классы (группы) для обучающихся с умеренной и тяжелой УО.

В классы (группы), ГПД (группы продленного дня) для обучающихся с умеренной и тяжелой УО принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в Организации, владеющие элементарными навыками самообслуживания.

39. При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице:

учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 — 12 обучающихся с ОВЗ;

учителя-логопеда на каждые 6 — 12 обучающихся с ОВЗ;

педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ОВЗ;

тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 — 6 обучающихся с ОВЗ.

Теоретическое обоснование проектирования адаптированной общеобразовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т. С. Овчинникова

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование проектирования адаптированной общеобразовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи»

психокоррекционной работы», «Организация и содержание работы де-фектолога в условиях реализации ФГОС», «Интегрированное обучение учащихся в ОВЗ в условиях общеобразовательной школы», «Специфика реабилитации учащихся специальных школ в условиях ФГОС».

1. Логинова Е.Т. Формирование профессиональных компетенций у студентов укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» // Развитие профессиональных компетенций студентов педагогического и психологического направлений в условиях разноуровневой подготовки в университете: материалы Всероссийской (с международным участием) науч.-практ. конф. / под ред. Р.А. Самофала. — Череповец: ЧГУ, 2015.

2. Горбик Е.О. Актуальные вопросы организации системы высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование: материалы XI междунар. науч. конф. 22-23 апреля 2015 г. -СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014.

3. Матвеева М.В. Интегрированный учебный план как средство реализации дифференцированной коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ // Проблемы и перспективы развития науки в начале третьего тысячелетия в странах СНГ: материалы VI междунар. науч.-практ. интернет-конф.: сб. науч. тр. — Переяслав-Хмельницкий, 2012. — 184 с. — URL: http://conferences.neasmo.org.ua/ zbirnuk_final_12_2012.pdf

Т. С. Овчинникова

Теоретическое обоснование проектирования адаптированной общеобразовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи

С введением закона об образовании и внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) наметились существенные изменения стратегии и тактики организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОО), направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. ФГОС ДО поставил перед педагогами новые задачи организации образовательного процесса в ДОО, решение которых позволит обеспечить:

• доступность и диверсификацию образовательных услуг для всех категорий детей, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

• вариативность содержания образования на основе индивидуализации и дифференциации образовательных программ;

• реализацию требований к организации полифункциональной образовательной среды согласно образовательным потребностям воспитанников, обучающихся в ДОО.

Новые социальные условия, изменение контингента детей, высокий процент детей с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности делает актуальным поиск наиболее эффективных, экономически целесообразных направлений осуществления образовательного процесса в дошкольных учреждениях.

Согласно ФГОС ДО одним из документов, регламентирующих деятельность ДОО (помимо лицензии), является образовательная Программа, разрабатываемая педагогами ДОО. В статье 99 закона «Об образовании в РФ» провозглашено: «Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных организациях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, в том числе по специально для них разработанным адаптированным программам. ».

В практике коррекционно-педагогической работы с детьми ОВЗ традиционно используются коррекционные программы, составленные для детей одной из категорий дизонтогенеза. В настоящее время для обеспечения полноценного образовательного процесса в группах компенсирующей и комбинированной направленности необходима адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) как нормативно-управленческий документ ДОО, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса.

Введение ФГОС ДО и разработка АООП ДО — сложный и многоплановый процесс. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к его введению, научное и методическое сопровождение, включающее консультирование всех субъектов образовательного процесса.

При проектировании АООП в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) первостепенное значение имеют:

• организация педагогического процесса во всех образовательных областях, адаптированного в соответствии с психофизическими возможностями воспитанников (адаптированная предметно-пространственная развивающая среда, адаптированное содержание обучения и воспитания, адекватные для детей с ТНР технологии обучения);

• организация профессиональной коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений речи у воспитанников;

• единое образовательное пространство «ДОУ — семья», организация интегрированного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, специалистов, родителей).

Приоритетной деятельностью ДОУ в группах для детей старшего дошкольного возраста с ТНР является обеспечение детям равных стар-

товых возможностей для дальнейшего успешного обучения в школе, поэтому адаптация ООП согласно п. 1.6 ФГОС ДО осуществлялась в целевом, содержательном и организационных разделах ПООП.

Цель АООП: создание оптимальных образовательных и коррекци-онно-развивающих условий, максимально обеспечивающих развитие дошкольников с ТНР различного генеза, их позитивную социализацию, личностное развитие, развитие творческих способностей с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение готовности к школьному обучению.

Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, определяемых ФГОС ДО и адаптированных для организации деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития.

Задачи организации образовательной деятельности (ФГОС ДО)

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие.

2. Обеспечение равных стартовых возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3. Обеспечение преемственности программ дошкольного и начального общего образования.

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений самим с собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.

5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.

6. Формирование общей культуры детей, ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности.

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программы с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья воспитанников.

8. Участие в развитии социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.

10. Обеспечение развития детей, их мотивации и способностей на интегративной основе с учетом культурного и исторического наследия.

Задачи организации образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития

1. Одновременная целенаправленная психолого-педагогическая помощь.

2. Адаптация содержания образовательной деятельности в пяти образовательных областях (в непрерывной непосредственной, совместной, самостоятельной деятельностях).

3. Введение специальных разделов в содержание образования, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника (профессиональная коррекционная деятельность, индивидуализация и дифференциация образовательного процесса), которые направлены на решение задач развития ребенка.

4. Использование специфических средств, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка (логоритмика и пр.).

5. Осуществление рефлексивного контроля за уровнем освоения воспитанниками АООП на всех этапах ее реализации.

6. Обеспечение педагогических условий для реализации АООП (кадры, среда, материально-техническое обеспечение).

7. Координация и активное участие в решении образовательных задач всех субъектов образовательного процесса.

8. Обеспечение качества образования на всех уровнях оценки (внешняя оценка родителями, администрации, внутренняя — самооценка педагогами ДОУ).

Программа сформирована на основе ключевых подходов дошкольной педагогики и психологии: культурно-исторического, личностного, системного и деятельностного.

Сложность адаптации программы заключалась в определении методологии, соответствующей основополагающим постулатам общей и коррекционной педагогики. При организации образовательной деятельности в ДОО компенсирующего вида, согласно АООП, необходимо согласовывать общеразвивающие и коррекционные принципы обучения.

❖ полноценное проживание ребенком всех этапов детства;

❖ построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

❖ поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

❖ сотрудничество организации с семьями;

❖ формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• учет этнокультурной ситуации развития детей.

Коррекционные принципы: структурно-системный, комплексности,

дифференциации, концентризма, последовательности, коммуникативности, минимизации, индивидуализации, интенсивности.

При разработке АООП ДОО учитывались специфика контингента воспитанников, региональные и климатические условия осуществления образовательной деятельности.

Так, специфические характеристики организации и комплектования ДОУ: определение учебно-методического комплекса (УМК) во всех образовательных областях только для детей старшего дошкольного возраста; разработка разноуровневой дифференцированной комплексной образовательной деятельности в соответствии с этиопатогенезом дошкольников и их специфическими характеристиками.

Национально-культурные особенности реализации АООП выражались в необходимости отражения в содержании познавательно-речевого развития вопросов истории и культуры Санкт-Петербурга, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького петербуржца.

Учет климатических условий реализации АООП выражался в активном включении мероприятий, направленных на оздоровление детей и предупреждение их утомляемости, поскольку климатические условия Северо-Западного региона имеют свои особенности: недостаточное количество солнечных дней и повышенная влажность воздуха. В режим дня каждой возрастной группы ежедневно включены утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, физкультминутки, подвижные игры.

В содержательном разделе АООП представлены:

• описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

• описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;

• описание модулей коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР различного генеза, описывающих образовательную деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей, предусмотренную программой.

В коррекционный раздел АООП включено содержание программ профессиональной коррекции логопедов, в которых представлены фор-

мы, содержание и последовательность профессиональной коррекции по преодолению речевых нарушений у детей с ОНР, ФФНР, заиканием.

Одна из сложнейших задач индивидуализации и дифференциации обучения — согласование педагогических условий потребностям и возможностям контингента воспитанников:

• выбор технологий и методов обучения и воспитания, адекватных для дошкольников с ТНР;

• обоснование педагогических условий, максимально позволяющих решить коррекционные задачи развития речи детей и подготовки их к обучению в школе;

• учет структуры дефекта и механизма нарушений при определении направлений дополнительной коррекции, необходимой для получения большего эффекта комплексной коррекционной работы, которые представлены технологиями коррекционных специфических мероприятий вариативной части ООП.

Образовательный процесс осуществляется в разных формах образо-

вательной деятельности (в непрерывной, совместной и самостоятельной).

В организационном разделе АООП показаны:

■ механизм организации совместной образовательной деятельности в различных речевых ситуациях, который определяет личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми;

■ система сопровождения и система педагогического мониторинга, которые решают вопросы оценки успешности воспитанников;

■ организация педагогических условий, обеспечивающих потребность детей в игре;

■ механизм инициации самостоятельности детей и формирования культурных практик, который выражается в сбалансированности репродуктивной и продуктивной деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;

■ формы работы с семьей как необходимого условия для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

1. Об образовании: закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 ФЗ.

2. Об образовании в Санкт-Петербурге: закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 г. № 461-83.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ от 17 окт. 2013 г. № 1155.

Количество отделений которые должны быть сформированы по адаптированным программам с нарушением речи

Требования к специальным условиям получения начального общего образования установлены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598):

В структуру адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ включаются обязательные коррекционно-развивающие курсы, которые предусмотрены федеральными государственными образовательными стандартами . Обязательные коррекционные курсы, предусмотренные стандартами, могут быть дополнены образовательной организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК и с учетом ИПРА.

Обязательные коррекционные курсы являются составной частью адаптированной образовательной программы и являются для обучающегося бесплатными.

Обязательные коррекционно-развивающие курсы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Из СанПиНов к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28):

«Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы, состоящей из учебного плана общеобразовательной организации, включающего обязательную часть и часть, формируемую участниками отношений, а также из часов, необходимых для проведения реабилитационно-коррекционных мероприятий, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки обучающихся с ОВЗ.

Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.»

За создание специальных условий для получения образования плата в государственных и муниципальных образовательных организациях не взимается, это для семьи бесплатно. Коррекционные занятия являются составной частью образовательных программ при обучении ребенка с ОВЗ и плата за них также взиматься не может. Если школа требует для предоставления коррекционных услуг, включенных в образовательную программу, заключить договор о платных услугах, обращайтесь в орган образования для разрешения ситуации.

вариант программы 5.2. (дети с тяжелыми нарушениями речи)

Вариант 5.2 предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это дети, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма, и дети, не имеющие общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания. В зависимости от уровня речевого развития в образовательной организации существуют два отделения:

I отделение — для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях.

II отделение — для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи.

Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для обучающихся с ТНР на I отделении обязательной частью учебного плана не предусматриваются часы на изучение учебного предмета "Иностранный язык". Обучение иностранному языку возможно на факультативных занятиях с обучающимися, речевые и психические возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета. Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для продолжения образования на следующем уровне образования, развитие учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Для изучения иностранного языка возможно использовать и часы внеурочной деятельности.

АООП НОО предусматривается создание индивидуальных учебных планов с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ТНР: для обучающихся с I уровнем речевого развития (по Р.Е. Левиной), характеризующихся "отсутствием общеупотребительной речи", имеющих выраженный дефицит сенсорного, языкового развития, ярко выраженные коммуникативные барьеры, препятствующие установлению речевого взаимодействия с окружающими. Основной целью формирования жизненной компетенции этих обучающихся является вовлечение их в речевое и социальное взаимодействие с родителями и сверстниками через интенсивное развитие форм и способов невербальной и доступной вербальной коммуникации. Индивидуальный учебный план разрабатывается самостоятельно организацией на основе АООП НОО с учетом особенностей развития и возможностей групп или отдельных обучающихся с ТНР. Основанием для создания индивидуального учебного плана является заключение консилиума на основе углубленного психолого-медико-педагогического обследования. В этом случае обучающийся может получить образование, уровень которого определяется его индивидуальными возможностями, и основное содержание образования составляют формирование практических навыков, необходимых в типичных социальных и бытовых ситуациях, формирование предпосылок к освоению АООП НОО обучающимися с ТНР, овладение навыками разговорно-обиходной речи.

Количество отделений которые должны быть сформированы по адаптированным программам с нарушением речи

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 августа 2020 г. N Р-75

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

ОБ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Во исполнение пункта 13 плана мероприятий по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2018 — 2020 годы, утвержденного Министром просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой 19 июня 2018 г.:

1. Утвердить прилагаемое примерное Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее — примерное Положение).

2. Рекомендовать руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, при организации работы по обеспечению оказания логопедической помощи обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, руководствоваться настоящим Положением.

от 6 августа 2020 г. N Р-75

ОБ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Общие положения

1.1. Примерное положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельности (далее — Положение) регламентирует деятельность организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее — Организация), в части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее — обучающиеся) и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных).

1.2. Задачами Организации по оказанию логопедической помощи являются:

организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;

организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи;

организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;

консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.

2. Порядок оказания логопедической помощи в Организации

2.1. Логопедическая помощь оказывается Организацией любого типа независимо от ее организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных программ <1>.

<1> Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.2. При оказании логопедической помощи Организацией ведется документация согласно приложению 1 к Положению.

Срок и порядок хранения документов определяется локальным нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи.

Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи.

2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из:

1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья <2> (далее — ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6 — 12 <3> указанных обучающихся;

<2> Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

<3> Приказы Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2020 г., регистрационный N 59599) и от 28 августа 2020 г. N 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2020 г., регистрационный N 60252) с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 655 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2020 г., регистрационный N 61494).

2) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее — ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся;

3) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом Организации, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.

2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения N 2 и N 3 к Положению).

2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.

Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.

По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение N 4 к Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.4 Положения.

2.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.

Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года.

Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.

Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта руководителя Организации.

2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.

2.8. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы Организации <4>.

<4> Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573) (далее — постановление N 28) и от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62297) (далее — постановление N 2).

2.9. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики.

2.10. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение N 5 к Положению).

2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю <5> за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная и иная.

<5> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2015 г., регистрационный N 36204) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 755 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2016 г., регистрационный N 42884) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 234 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2019 г., регистрационный N 54675).

2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников Организации, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся.

Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:

постоянно действующей консультативной службы для родителей;

индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников Организации;

3. Логопедическая помощь при освоении образовательных

программ дошкольного образования

3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных актов Организации.

3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать Организации, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи.

3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.5 Положения.

Для детей, получающих образование вне Организации (в форме семейного образования), а также для детей, не посещающих Организацию, также необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов» <6>;

<6> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 г. N 241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений».

3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:

1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);

2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);

3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.

При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.

3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <7> и составляет:

<7> Постановление N 2.

для детей от 1,5 до 3 лет — не более 10 мин;

для детей от 3 до 4-х лет — не более 15 мин;

для детей от 4-х до 5-ти лет — не более 20 мин;

для детей от 5 до 6-ти лет — не более 25 мин;

для детей от 6-ти до 7-ми лет — не более 30 мин.

3.6 Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:

1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования — не более 12 человек;

2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек;

3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.

4. Логопедическая помощь при освоении образовательных

программ начального общего, основного общего и среднего

4.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования определяются с учетом локальных нормативных актов Организации.

4.2. Учащиеся могут получать логопедическую помощь независимо от формы получения образования и формы обучения.

4.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:

1) для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе общего образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы и составляет (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) не менее трех логопедических занятий в неделю для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и не менее одного-двух логопедических занятий в неделю для других категорий обучающихся с ОВЗ;

2) для учащихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет (в форме групповых и индивидуальных занятий) не менее двух логопедических занятий в неделю;

3) для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленных по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.

4.4. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <8> и составляет:

в 1 (дополнительном) — 1 классах — групповое занятие — 35 — 40 мин, индивидуальное — 20 — 40 мин,

во 2 — 11 (12) классах — групповое занятие — 40 — 45 мин, индивидуальное — 20 — 45 мин.

4.5. Рекомендуемая предельная наполняемость групповых занятий:

1) для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе общего образования, не более 6 — 8 человек;

2) для учащихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, не более 6 — 8 человек;

3) для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.

к Примерному положению

об оказании логопедической помощи

в организациях, осуществляющих

ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

1. Программы и/или планы логопедической работы.

2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).

3. Расписание занятий учителей-логопедов.

4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь.

5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.

6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

к Примерному положению

об оказании логопедической помощи

в организациях, осуществляющих

к Примерному Положению

об оказании логопедической помощи

в организациях, осуществляющих

к Примерному Положению

об оказании логопедической помощи

в организациях, осуществляющих

на обучающегося (ФИО, дата рождения, группа/класс)

— дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

— образовательная программа (полное наименование);

— особенности организации образования:

1. в группе/классе;

2. группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.);

3. класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с . ;

5. в медицинской организации;

6. в форме семейного образования;

7. сетевая форма реализации образовательных программ;

8. с применением дистанционных технологий.

— факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;

— состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок — родственные отношения и количество детей/взрослых);

— трудности, переживаемые в семье.

Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность:

1. Динамика освоения программного материала:

— учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);

— соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).

2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.

3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).

4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов — указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия).

5. Характеристики взросления <9>:

<9> Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением.

— хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний — например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.);

— характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению);

— отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);

— отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);

— характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);

— значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная);

— значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях);

— способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована «на словах»);

— принадлежность к молодежной субкультуре(ам);

— особенности психосексуального развития;

— религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);

— отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена);

— жизненные планы и профессиональные намерения.

Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы.

Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты контрольных работ и другое).

«__» ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________

Учитель-логопед, принявший обращение:

(указать ФИО, должность в ОО)

«__» ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________

к Примерному положению

об оказании логопедической помощи

в организациях, осуществляющих

ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.

В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.

Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.

При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.

2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и сенсомоторную зону.

В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.

Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий, приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами.

При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей обучающихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *