Какой арбитражный суд является вышестоящим какой арбитражный суд является нижестоящим
Перейти к содержимому

Какой арбитражный суд является вышестоящим какой арбитражный суд является нижестоящим

  • автор:

"Новый закон объединил Верховный и Высший арбитражный суды. " (интервью с И.Ю. Гусевым, старшим юристом юридической фирмы VEGAS LEX) ("Упрощенка", N 3, март 2014 г.)

В судебной системе России произошло глобальное изменение. 6 февраля 2014 года Президент РФ подписал Закон об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов (Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 4-ФКЗ). Теперь вместо двух высших судов в России будет создан один — Верховный суд РФ. Что явилось предпосылкой такого объединения и каковы его последствия? Эти вопросы мы адресовали автору.

— Если посмотреть глобально, то причин для объединения судов несколько. Первая и самая главная причина — это действующее противоречие в позициях двух высших судов. В частности, ранее зачастую Высший арбитражный и Верховный суды выносили разные решения по одним и тем же делам. Поэтому, чтобы разрешить данное противоречие и выработать единую судебную практику, законодатели решили упразднить суды. И передать функцию по рассмотрению экономических дел от Высшего арбитражного Верховному суду РФ.

Вторая предпосылка — это различная степень открытости судов и различающийся порядок судопроизводства. В частности, Высший арбитражный суд до объединения был более открытый, неоднократно публиковал свои решения. И отличался эффективной системой рассмотрения дел за счет технологий электронного документооборота (возможны были даже заседания в режиме онлайн). Верховный же суд характеризовался неполной публикацией и недоступностью своих судебных актов. Кроме того, электронное производство в нем не было развито. Соответственно, чтобы сделать судебную систему более эффективной, власти пошли на объединение двух высших судов. И создали единый суперсуд.

— Какие функции будут возложены на новый Верховный суд РФ и какие вопросы им будут рассматриваться?

— Верховный суд РФ станет высшим судебным органом по гражданским, административным и уголовным делам, а также по разрешению экономических споров (п. 1 ст. 2 Федерального конституционного закона РФ от 05.02.2014 N 3-ФКЗ, далее — Закон N 3-ФКЗ). В пределах своей компетенции он будет осуществлять следующие основные полномочия.

Во-первых, это надзор за деятельностью нижестоящих судов. Нижестоящими по отношению к Верховному суду РФ будут верховные суды округов, республик и арбитражные суды округов, субъектов и пр. Так вот, новый суд будет выявлять и исправлять допускаемые этими судами ошибки и пересматривать их решения.

Во-вторых, Верховный суд РФ будет рассматривать некоторые особые дела в качестве суда первой инстанции (п. 3-5 ст. 2 Закона N 3-ФКЗ). К числу таких дел относятся административные дела по оспариванию нормативных и ненормативных актов президента, правительства, прекращению деятельности средств массовой информации, политических партий, религиозных организаций и пр. А также дела по разрешению экономических споров между федеральными и региональными структурами власти.

В-третьих, новый суд будет разъяснять нижестоящим судам вопросы применения законодательства, судебной практики и международных договоров (п. 7 ст. 2 Закона N 3-ФКЗ).

Суть вопроса. Верховный и Высший арбитражный суды объединили. Теперь вместо двух высших судов в России будет создан один — Верховный суд РФ. Он будет рассматривать гражданские, уголовные и административные дела. А также дела по разрешению экономических споров (п. 1 ст. 2 Закона N 3-ФКЗ).

— Скажите, а какое место будет отведено в Верховном суде РФ экономическим спорам?

— Разрешением экономических споров, ранее подсудных Высшему арбитражному суду РФ, будет заниматься специальная судебная коллегия в составе нового суда. Она будет называться коллегией по экономическим спорам. И в ее состав войдет 30 судей. Однако более подробно специфика данного подразделения будет известна немного позднее (подп. 7 п. 2 ст. 3 N 3-ФКЗ).

Обратите внимание! Новый Верховный суд будет рассматривать некоторые дела в качестве суда первой инстанции. Это дела по оспариванию нормативных и ненормативных актов президента, правительства, прекращению деятельности СМИ, политпартий, религиозных организаций и пр. А также дела по разрешению экономических споров между структурами власти.

— Изменится ли как-то порядок обращения в новый Верховный суд РФ? Например, можно ли будет обратиться туда напрямую, минуя суды более низкой инстанции?

— В целом порядок не изменится. А значит, миновать суды более низкой инстанции не удастся. По-прежнему сначала нужно пройти нижестоящие суды. А только потом обратиться в Верховный суд РФ.

Например, фирмам и предпринимателям по спорам, связанным с их экономической деятельностью, сначала следует обратиться в арбитражный суд своего субъекта РФ. Если решение их не удовлетворит, то придется идти во вторую инстанцию — арбитражный апелляционный суд. Затем — в ФАС своего округа. И только потом — в Верховный суд РФ, который пересмотрит решение нижестоящего суда в порядке надзора.

Но по тем вопросам, которые Верховный суд будет рассматривать в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, можно будет обращаться в суд напрямую. Перечень таких ситуаций приведен в пунктах 3-5 статьи 2 Закона N 3-ФКЗ.

На заметку. Прийти в Верховный суд РФ минуя нижестоящие инстанции, нельзя. Однако по тем вопросам, которые Верховный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, можно обратиться напрямую.

— А можно оспорить решения Верховного суда РФ?

— Можно, но не все. Те дела, что Верховный суд РФ рассмотрит в качестве суда первой инстанции, можно пересмотреть во второй инстанции — в апелляционной и кассационной коллегиях, которые будут находиться в том же Верховном суде РФ. А вот решения, вынесенные Верховным судом РФ в порядке надзора, обжалованию не подлежат (подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона N 3-ФКЗ).

Однако есть возможность обратиться за защитой своих прав в Европейский суд по правам человека. Этот суд принимает жалобы как от граждан, так и от юрлиц. Но следует учитывать, что Европейский суд не является вышестоящей инстанцией по отношению к внутригосударственным судам и не может отменить либо изменить их позицию по определенному вопросу. Он выносит свое решение. При этом должна быть учтена особая специфика при обращении в этот суд. Так, в жалобе нарушителем интересов следует указывать государство. Обращения, направленные против частных лиц и фирм, Европейский суд не примет. Ну и, конечно, должно быть нарушено именно то право лица, что поименовано в Европейской конвенции по правам человека (Конвенция от 04.11.50).

— Понятно. А имеют ли прецедент решения нового Верховного суда РФ? То есть можно ли его решения, вынесенные в отношении конкретной ситуации, с уверенностью применять и к другим похожим ситуациям?

— Да. Несмотря на то что в России официально прецедент не является источником права (то есть вынесенное решение не распространяется на все аналогичные), суды нижестоящих инстанций могут ориентироваться на разъяснения судов высшей инстанции. В том числе и на разъяснения Верховного суда РФ.

— Когда начнет работать новый суд? И где он будет располагаться территориально?

— Верховный суд будет располагаться в Санкт-Петербурге. В Москве же будет создано его представительство. Оно будет обеспечивать постоянную связь суда с органами госвласти и способствовать в осуществлении судейских полномочий. Причем планируется, что в случае необходимости Верховный суд будет проводить заседания не только по месту своего пребывания, но и в других местах. Однако каким образом такая возможность будет работать, пока неизвестно.

Что касается срока, то теоретически заработать суд должен по истечении шестимесячного переходного периода, отсчитываемого с 15 февраля 2014 года (ст. 3 Закона N 4-ФКЗ). То есть во второй половине августа текущего года. Но как показывает практика, к указанному сроку следует отнестись скептически ввиду массы проблем, связанных с формированием нового судейского состава. А также с необходимостью внесения и принятия корректив в процессуальное законодательство.

Важное обстоятельство. Решения, вынесенные Верховным судом РФ в порядке надзора нижестоящих судов, обжалованию не подлежат.

— Ну и последний, самый, наверное, важный на данный момент вопрос. Куда обращаться за разрешением споров, пока единый Верховный суд не начал свою работу?

— Как я уже отметил, для передачи Верховному суду РФ полномочий Высшего арбитражного суда РФ предусмотрен шестимесячный переходный период. Но вопрос о том, как будет работать ВАС РФ в этот период, еще не разрешен. Поэтому пока предпринимателям и фирмам по вопросам, связанным со своей экономической деятельностью, в порядке надзора следует обращаться в Высший арбитражный суд РФ до его полного упразднения.

"Упрощенка", N 3, март 2014 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Первый журнал для бухгалтера по упрощенной системе налогообложения. На страницах журнала — вся необходимая информация: практические советы в области налогового учета и отчетности при УСН, полезные таблицы, схемы, образцы заполнения документов, арбитражная практика и ответы на вопросы читателей.

2. Система арбитражных судов Российской Федерации: общая характеристика.

Понятие арбитражных судов и их системы. В соответ­ствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляет­ся только судом. Судебная власть осуществляется посредством кон­ституционного, гражданского, административного и уголовного су­допроизводства. Из данного конституционного положения следует, что деятельность арбитражных судов представляет собой форму осу­ществления судебной власти в сфере гражданского и административ­ного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции. В этом плане арбитражные суды являются одновременно судами частного и публичного права, разре­шая споры, возникающие из соответствующих правоотношений.

Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разреше­ния экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению. Ар­битражные суды имеют собственную подведомственность, порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную Арбитраж­ным процессуальным кодексом РФ (далее — АПК). Таким образом, арбитражные суды — это органы судебной власти в сфере пред­принимательской и иной экономической деятельности, рас­сматривающие подведомственные им дела в порядке граждан­ского и административного судопроизводства, установленном Конституцией РФ, АПК РФ и другими федеральными законами.

Конституция РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» относят арбит­ражные суды к федеральным судам. На уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы, наделенные правом разрешения дел, отнесенных к ведению арбитражных судов.

Система арбитражных судов установлена Конституцией РФ, ФКЗ от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» и ФКЗ от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ».

Арбитражный процесс основывается на соблюдении установ­ленных федеральными законами правил судопроизводства, содер­жащихся в АПК и других федеральных законах, в частности в ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, признаются обязательными для исполнения на всей территории РФ, а на основании международных договоров и федеральных законов — и за пределами России.

Статус судей арбитражных судов закреплен в Законе РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в РФ». Система арбитраж­ных судов финансируется из федерального бюджета.

Систему арбитражных судов в РФ в настоящее время составляют:

Высший Арбитражный Суд РФ;

федеральные арбитражные суды округов (арбитражные касса­ционные суды);

арбитражные апелляционные суды;

арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, об­ластях, городах федерального значения, автономной области, авто­номных округах (далее — арбитражные суды субъектов РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным ор­ганом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомст­венных арбитражным судам. ВАС РФ является вышестоящей судеб­ной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. В силу такого правового статуса ВАС РФ осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуаль­ных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики, рассматривает в соответствии с ФЗ дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. ВАС РФ действует в составе Пленума ВАС РФ, Президиума ВАС РФ и двух судебных коллегий — по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и из административных правоотношений.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбит­ражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов. Федеральные арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении ком­пенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за наруше­ние права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Кроме того, федеральный арбитражный суд округа рассматривает также дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Всего образова­но 10 федеральных арбитражных судов округов, распространяющих свое действие на определенное количество субъектов РФ. Например, Федеральный арбитражный суд Уральского округа осуществляет проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Коми-Пермяцкого автономного округа. Удмуртской Республики, Курганской области, Оренбургской области, Пермской области, Свердловской области. Челябинской области. Каждый из федеральных арбитражных судов округов действует в составе президиума и двух коллегий — по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и из административных правоотношений

Арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляци­онной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражны­ми судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам при­нятые им и вступившие в законную силу судебные акты; осуществля­ет другие полномочия в соответствии с ФКЗ и ФЗ.

В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, кра­ев, областей, городов федерального значения, автономной об­ласти, автономных округов. При этом на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитраж­ный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов. Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела в качестве суда, первой инстан­ции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, а также могут быть образо­ваны судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и из административных право­отношений.

Закон допускает также создание так называемых судебных при­сутствий арбитражных судов первой инстанции и арбитражных апелляционных судов, т.е. обособленных подразделений соответст­вующего арбитражного суда вне места постоянного пребывания это­го суда для осуществления его полномочий. Создаются они по реше­нию Пленума ВАС РФ.

В настоящий момент задачи судопроизводства в арбитражных судах нормативно закреплены в ст. 2 АПК.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Упорядоченная законом совокупность судов различных уровней, предназначенная для осуществления правосудия. С. с. установлена Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 дек. 1996 «О судебной системе Российской Федерации». Вопросы организации и деятельности судов регулируются также федеральными конституционными законами от 21 июля 1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 28 апр. 1995 «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 23 июня 1999 «О военных судах Российской Федерации», Законом РФ от 26 июня 1992 «О статусе судей в Российской Федерации», от 7 февр. 2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», федеральными законами от 17 дек. 1998 «О мировых судьях в Российской Федерации», от 30 мая 2001 «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», от 14 марта 2002 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие С. с.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанным федеральным конституционным законом, не допускается.

Правовые формы организации и функционирования органов судебной власти, порядок и процедуры осуществления ими правосудия с учетом характера рассматриваемых дел определяют особенности различных видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Входящие в С. с. судебные органы могут различаться не только предметной компетенцией, но и объемом судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой системы. Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие суды.

Все суды действуют в рамках единой С. с. Единство является одним из главных принципов ее организации и состоит в общем для всех судов подходе к правовому регулированию основ судебной власти, закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования С. с. Изменение системы высших судов РФ возможно лишь путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ осуществляют надзор за судебной деятельностью подведомственных им судов, обеспечивая единство судебной практики путем кассационного и надзорного производства, а также путем разъяснения вопросов применения действующего законодательства и принятия иных мер, направленных на единообразное и правильное применение судами федерального законодательства. Создание системы судебных органов, включающей различные инстанции, обусловлено необходимостью обеспечить конституционное право каждого гражданина на рассмотрение судом его обращения и обжалование судебного решения. Суды соответствующих звеньев С. с. уполномочены на рассмотрение определенного круга дел, отнесенных к их компетенции (подсудности) законом.

Определяющее значение для формирования С. с. и поддержания ее в стабильном состоянии имеет закрепление в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» единых требований к судьям, порядку их назначения, обеспечению их правовых гарантий. Конституцией РФ установлен порядок назначения на должность судей высших федеральных судов РФ по представлению Президента РФ и назначения судей др. федеральных судов Президентом РФ. Единству С. с. служит также финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Арбитражные суды Российской Федерации

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а также в отдельных случаях с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражные суды также рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» система арбитражных судов в РФ состоит из специализированных арбитражных судов, арбитражные суды первой инстанции или арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, а также арбитражных судов округов, или кассационных арбитражных судов.

Высшим судебным органом по делам по разрешению экономических споров и осуществлением судебного надзора является Верховный Суд Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на основании ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

Арбитражные суды округов проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Кассационная инстанция рассматривает жалобы на решения арбитражного суда, вступившие в законную силу и постановления апелляционной инстанции. При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. Кассационная инстанция обладает всеми полномочиями апелляционной инстанции, и дополнительно включает в себя право кассационной инстанции передать дело на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которого отменено.

Арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Суть апелляционного производства состоит в том, что по жалобе лица, участвующего в деле, на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело в полном объеме. Апелляционная инстанция обладает следующими полномочиями: оставить решение без изменения, изменить решение, отменить решение и принять новое решение либо прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации действуют в субъектах Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округов.

В соответствии со Статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» арбитражные суды субъектов Российской Федерации, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов и специализированные арбитражные суды относятся к федеральным судам и составляют систему федеральных арбитражных судов. Указанные суды в соответствии с положением статьи 17 данного закона могут создаваться и упраздняться только путем внесения в статью 4 закона.

Система арбитражных судов Российской федерации

Система арбитражных судов Российской федерации

На основании Статьи 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ основными и наиболее общими применительно к различным судебным инстанциям в системе арбитражных судов являются следующие задачи:

— защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вступившие в законную силу судебные акты — решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

История создания арбитражных судов Российской Федерации

Предшественниками арбитражных судов Российской Федерации являются коммерческие суды, осуществлявшие свою деятельность до 1917 года. Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года коммерческие суды были упразднены, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 29.12.1917 «О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений» было предписано все дела коммерческих судов распределить по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.

В 1922 году, на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 21.09.1922 «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» для решения кономических споров, были учреждены Высшая Арбитражная Комиссия, действующая при Совете Труда и Обороны и Арбитражные Комиссии при Областных Экономических Совещаниях. К компетенции Высшей Арбитражной Комиссии было отнесено разрешение споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральное учреждение, споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии эти не входят в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией. Решения арбитражных комиссий имели силу судебных решений и приводились в исполнение способом, указанном в самом решении. Наблюдение (надзор) за деятельностью Арбитражных комиссий осуществлялся Народным комиссариатом юстиции (Декрет ВЦИК от 01.02.1923). В 1924 году Декретом ЦИК СССР, СНК СССР от 06.05.1924 «Положение об Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза С.С.Р.», из числа имущественных споров, подлежащих разрешению Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны, были исключены споры между государственными учреждениями и предприятиями одного и того же ведомства, споры, возникающие по операциям Государственного Банка и Главного Правления государственного страхования, споры, вытекающие из договоров железнодорожной перевозки, регулируемые Уставом железных дорог, а также споры, вытекающие из договоров о почтовой пересылке, иски по протестованным векселям, иски, вытекающие из договоров общеустановленного типа о пользовании коммунальными услугами, споры возникающие по поводу обложения налогами.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 04.03.1931 Арбитражные комиссии были упразднены, а дела подлежащие разрешению арбитражных комиссий, были переданы в общие судебные учреждения согласно законодательству союзных республик, или на рассмотрение Верховного суда Союза ССР.

Также, в 1931 году Постановлением ЦИК СССР N 5, СНК СССР N 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. В соответствии с указанным положением Государственный арбитраж учреждался при Совете труда и обороны (впоследствии – при СНК) — для разрешения споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральный орган общесоюзного значения, а также споров между центральными органами различных союзных республик, при СНК союзных республик — для разрешения споров, в которых одной из сторон является центральный орган союзной республики или республиканский орган предприятий общесоюзного значения, а также споров между краевыми (областными) органами, при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей — для разрешения всех остальных споров, подлежащих государственному арбитражу. В соответствии с Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.05.1931 «Об учреждении государственного арбитража РСФСР», на территории РСФСР, при СНК РСФСР, совнаркомах автономных республик, краевых (областных) исполкомах и исполкомах автономных областей были учреждены государственные арбитражи.

В Конституции 1977 года Государственный арбитраж был закреплен в качестве органа, разрешающего хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями. В 1979 году законом СССР от 30.11.1979 «О Государственном арбитраже в СССР», была установлена система органов государственного арбитража в СССР, которая состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных республик, государственных арбитражей автономных республик, государственные арбитражи краев, областей.

В 1991 году в РСФСР был принят закон N 1543-1 «Об арбитражном суде». Данным законом была установлена система Арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Система арбитражных судов составляли Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.

Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» с 1 июля 1995 года были определены основные задачи, полномочия, состав и структуру современной системы Арбитражных судов в Российской Федерации.

Госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, взимается с физических лиц и организаций в соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе. Плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Особенности и размеры уплаты государственной пошлины при обращении в Арбитражные суды Российской Федерации определяются с учетом особенности обращения следующими нормативными актами.

Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) — ст. 333.21, ст. 333.22 НК РФ, п. 5.1 Положения «О Федеральной налоговой службе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506

Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата) рассматриваемым в арбитражных судах (прочие поступления) — п. 10 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *