Как стать участником сэз в крыму пошаговая инструкция
Статья 13. Участник свободной экономической зоны
1. Лицо, намеревающееся получить статус участника свободной экономической зоны, должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя либо иметь филиал на указанных территориях, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, в зависимости от места реализации инвестиционного проекта представляет в высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя заявление в письменной форме о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне (далее — заявитель) с приложением следующих документов:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 466-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) копии учредительных документов (для юридических лиц);
2) копия документа, подтверждающего факт внесения записи о государственной регистрации заявителя в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1) копия документа, подтверждающего факт создания филиала на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, в случае, если юридическое лицо зарегистрировано за пределами свободной экономической зоны;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ)
3) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
4) инвестиционная декларация по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Инвестиционная декларация должна содержать следующие сведения:
1) цель инвестиционного проекта;
2) виды деятельности с учетом требований, установленных частями 2 и 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;
3) технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта;
(в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1) количество планируемых для создания рабочих мест, в том числе в первые три года реализации инвестиционного проекта, и размер средней заработной платы;
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
4) общий объем капитальных вложений, планируемый в рамках инвестиционного проекта и предусматривающий, в частности, объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне в сумме:
а) не менее шести миллионов рублей для лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 466-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) не менее шестидесяти миллионов рублей для иных лиц;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 466-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) график осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые три года реализации инвестиционного проекта;
5.1) график получения предусмотренных нормативными правовыми актами заключений, согласований и (или) разрешений уполномоченных органов (в случае, если реализация инвестиционного проекта связана с необходимостью проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства, для осуществления которых требуется получение указанных заключений, согласований и (или) разрешений;
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
5.2) график создания новых рабочих мест в первые три года реализации инвестиционного проекта;
(п. 5.2 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
6) осуществление реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя.
3.1. График, указанный в пункте 5 части 3 настоящей статьи, должен предусматривать осуществление капитальных вложений в размере не менее 30 процентов общего объема капитальных вложений в первый год реализации инвестиционного проекта в случае, если реализация инвестиционного проекта не связана с необходимостью проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства, для осуществления которых требуется получение предусмотренных нормативными правовыми актами заключений, согласований и (или) разрешений уполномоченных органов.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
4. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, указанные в части 2 настоящей статьи, представляются заявителем. Высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым и высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя не вправе требовать у заявителя документы, указанные в пунктах 2 и 3 части 2 настоящей статьи, если указанные документы или сведения, содержащиеся в них, находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления, за исключением случаев включения указанных документов в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым и высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя самостоятельно запрашивают указанные документы или сведения, содержащиеся в них, в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Документы, указанные в части 2 настоящей статьи, принимаются высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым и высшим исполнительным органом государственной власти города федерального значения Севастополя по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных документов направляется заявителю.
6. В день получения всех документов, указанных в части 2 настоящей статьи, высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя уведомляет заявителя о принятии одного из следующих решений:
1) принятие к рассмотрению документов;
2) отказ в принятии к рассмотрению документов.
7. Решение об отказе в принятии к рассмотрению документов допускается только в случае непредставления лицом документов, указанных в части 2 настоящей статьи.
7.1. При рассмотрении представленных заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, орган управления свободной экономической зоной проводит оценку инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта в соответствии с критериями и методикой такой оценки, которые определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
8. В случае, если инвестиционной декларацией предусматривается осуществление участником свободной экономической зоны объема капитальных вложений в сумме менее ста миллионов рублей, высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты подачи заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляет рассмотрение представленных заявителем документов и принимает решение о заключении с заявителем договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне или об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне. В день принятия соответствующего решения высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя направляет заявителю подписанный договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне или решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне с указанием мотивированных оснований такого отказа.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. В случае, если инвестиционной декларацией предусматривается осуществление участником свободной экономической зоны объема капитальных вложений в сумме более ста миллионов рублей, высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя в срок, не превышающий семи дней с даты приема документов, направляет представленные заявителем документы, а также проект договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне соответствующему экспертному совету по вопросам свободной экономической зоны на рассмотрение.
10. В срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней со дня получения документов, указанных в части 9 настоящей статьи, соответствующий экспертный совет по вопросам свободной экономической зоны рассматривает полученные документы и проект договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне и принимает одно из следующих решений:
(в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) о заключении с заявителем договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне;
2) об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне с указанием причин отказа.
11. Решение экспертного совета по вопросам свободной экономической зоны о заключении с заявителем договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне также может содержать одно обязательство или несколько обязательств по внесению изменений в инвестиционную декларацию, исполнение которых возлагается на заявителя в соответствии с настоящим Федеральным законом и учитывается высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым или высшим исполнительным органом государственной власти города федерального значения Севастополя при заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
12. В день принятия решения соответствующий экспертный совет по вопросам свободной экономической зоны информирует высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя о результатах рассмотрения документов и проекта договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, а также о принятом решении.
13. В день получения решения, указанного в части 10 настоящей статьи, высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя подписывает и направляет заявителю договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне или решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне с указанием мотивированных оснований такого отказа.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне принимается в случаях несоответствия требованиям, указанным в части 1 настоящей статьи, или в случае признания соответствующим органом управления свободной экономической зоной по результатам оценки инвестиционной декларации, проведенной в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, инвестиционного проекта неэффективным.
(часть 14 в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Отказ в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне может быть обжалован в судебном порядке.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16. Договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне вступает в силу со дня его подписания.
17. Высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя в день получения от заявителя заключенного договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти копию указанного договора.
(часть 17 в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
17.1. Высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым, высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя и заявитель несут ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в заключенных договорах об условиях деятельности в свободной экономической зоне, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть 17.1 введена Федеральным законом от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
18. В течение трех рабочих дней со дня получения от высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым или высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения Севастополя копии заключенного договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вносит в единый реестр участников свободной экономической зоны запись о включении заявителя в указанный реестр либо запись о заключении с заявителем, имеющим статус участника свободной экономической зоны, другого договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, а также направляет или передает иным способом, свидетельствующим о дате получения:
1) участнику свободной экономической зоны свидетельство о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны. При заключении лицом, имеющим статус участника свободной экономической зоны, нескольких договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне свидетельство о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны не выдается;
2) в адрес федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, выписку из единого реестра участников свободной экономической зоны, содержащую информацию, предусмотренную настоящей частью, и копию заключенного договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
(часть 18 в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
19. Лицо приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны.
20. Участник свободной экономической зоны вправе реализовывать инвестиционный проект в свободной экономической зоне с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
20.1. К деятельности юридических лиц — участников свободной экономической зоны, а также их филиалов, осуществляемой за пределами свободной экономической зоны и не связанной с реализацией инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне не применяется.
(часть 20.1 в ред. Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
21. Участник свободной экономической зоны реализует инвестиционный проект в свободной экономической зоне в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
22. Хозяйственная деятельность, не связанная с реализацией инвестиционного проекта, предусмотренного договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне, может осуществляться участниками свободной экономической зоны без применения особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, в том числе без применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
(часть 22 в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
22.1. В случае, если участник свободной экономической зоны, реализующий инвестиционный проект в свободной экономической зоне, намеревается реализовать новый инвестиционный проект на территории другого субъекта Российской Федерации, указанного в статье 8 настоящего Федерального закона, с ним заключается договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым или высшим исполнительным органом государственной власти города федерального значения Севастополя в зависимости от места реализации такого инвестиционного проекта в порядке, установленном настоящей статьей.
(часть 22.1 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 466-ФЗ)
23. Участник свободной экономической зоны подлежит исключению из единого реестра участников свободной экономической зоны в случае:
1) расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по соглашению сторон или по решению суда, за исключением случая, если участником свободной экономической зоны заключено несколько договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне;
(в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) прекращения деятельности участника свободной экономической зоны в связи с ликвидацией, реорганизацией или исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, прекращения деятельности всех филиалов такого юридического лица, расположенных на территории свободной экономической зоны (в случае регистрации юридического лица за пределами свободной экономической зоны), либо в связи с прекращением физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или его исключением из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) окончания срока действия договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, на который он был заключен, за исключением случая, если участником свободной экономической зоны заключено несколько договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
23.1. При расторжении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда в связи с нарушением участником свободной экономической зоны условий указанного договора лицо, утратившее статус участника свободной экономической зоны, обязано уплатить штраф в размере, предусмотренном указанным договором.
(часть 23.1 введена Федеральным законом от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
23.2. Высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя в день наступления хотя бы одного из случаев, предусмотренных частью 23 настоящей статьи, направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти уведомление о наступлении такого случая, содержащее в том числе информацию о выполнении участником свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
(часть 23.2 введена Федеральным законом от 25.12.2018 N 485-ФЗ; в ред. Федерального закона от 18.03.2023 N 84-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
24. Исключение участника свободной экономической зоны из единого реестра участников свободной экономической зоны осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти путем внесения соответствующей записи в указанный реестр на основании уведомления высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым или высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения Севастополя о наступлении хотя бы одного из случаев, предусмотренных частью 23 настоящей статьи, в течение трех рабочих дней со дня получения такого уведомления.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
25. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти направляет выписку из единого реестра участников свободной экономической зоны об исключении участника свободной экономической зоны из указанного реестра и копию уведомления, указанного в части 23.2 настоящей статьи, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в течение одного рабочего дня, следующего за днем внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны соответствующей записи.
(в ред. Федеральных законов от 25.12.2018 N 485-ФЗ, от 18.03.2023 N 84-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
25.1. Представление документов и сведений, предусмотренных пунктом 2 части 18 и частью 25 настоящей статьи, в таможенный орган осуществляется в электронной форме в рамках информационного взаимодействия в автоматизированном режиме без направления запросов о представлении таких документов и сведений. Формат и структура представления документов и сведений, предусмотренных пунктом 2 части 18 и частью 25 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
(часть 25.1 введена Федеральным законом от 18.03.2023 N 84-ФЗ)
25.2. Представление иных сведений и документов, не предусмотренных пунктом 2 части 18 и частью 25 настоящей статьи, в целях таможенного контроля осуществляется путем направления запросов о представлении таких сведений и документов, а также ответов на указанные запросы в форме электронных документов.
(часть 25.2 введена Федеральным законом от 18.03.2023 N 84-ФЗ)
26. Право участника свободной экономической зоны осуществлять предпринимательскую и иную деятельность с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности прекращается со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи об исключении участника свободной экономической зоны из указанного реестра.
27. По соглашению сторон в договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне могут быть внесены изменения в порядке, установленном настоящей статьей для заключения такого договора. При внесении изменений в указанный договор оценка инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта не проводится.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 466-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
28. Основанием для отказа во внесении изменений в договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне является:
1) изменение цели инвестиционного проекта;
2) осуществление видов деятельности, не соответствующих требованиям частей 2 и 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;
3) снижение общего объема капитальных вложений;
4) изменение графика осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые три года реализации инвестиционного проекта в случае, если это повлечет за собой увеличение сроков реализации инвестиционного проекта;
Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Крым
Существующая в Республике Крым система взаимодействия с инвесторами предусматривает две отдельные процедуры:
предоставление льготного режима налогообложения и других государственных преференций в рамках деятельности на территории свободной экономической зоны, что урегулировано статьей 13 Федерального закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
предоставление земельных участков и объектов недвижимости под капитальные вложения, что урегулировано Порядком рассмотрения обращений инвесторов и заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 24.08.2016 № 412.
В данном случае речь идет о получении статуса участника свободной экономической зоны для чего следует обратиться в Министерство экономического развития Республики Крым (далее – Министерство) с письменным заявлением о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне с приложением следующих документов:
копии учредительных документов (для юридических лиц);
инвестиционной декларации по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 № 856 «Об утверждении формы инвестиционной декларации».
копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (в случае непредставления указанных в данном абзаце документов Министерство самостоятельно их запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия).
В день получения всех указанных выше документов Министерство экономического развития Республики Крым уведомляет заявителя о принятии одного из следующих решений: принятие к рассмотрению документов; отказ в принятии к рассмотрению документов.
В случае, если инвестиционной декларацией предусматривается осуществление участником свободной экономической зоны объема капитальных вложений в сумме менее ста миллионов рублей, в срок, не превышающий семи дней с даты подачи заявителем документов, Министерством направляется заявителю подписанный договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне или решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне с указанием мотивированных оснований такого отказа.
В случае, если инвестиционной декларацией предусматривается осуществление участником свободной экономической зоны объема капитальных вложений в сумме более ста миллионов рублей, документы рассматриваются на Экспертном совете по вопросам свободной экономической зоны на территории Республики Крым в течении 15 дней со дня получения всех документов, которые направляются ему на рассмотрение Министерством в течении 7 дней со дня према документов.
Решение Экспертного совета по вопросам свободной экономической зоны о заключении с заявителем договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне также может содержать одно обязательство или несколько обязательств по внесению изменений в инвестиционную декларацию, исполнение которых возлагается на заявителя и учитывается Министерством при заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
В день принятия решения Экспертный совет информирует Министерство о результатах рассмотрения документов и проекта договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, а также о принятом решении.
Министерством в день получения решения подписывается и направляется заявителю заключенный договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне или решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне с указанием мотивированных оснований такого отказа.
Начальник отдела по надзору
за соблюдением прав предпринимателей
управления по надзору за исполнением
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Республики Крым
Прокуратура Республики Крым
1 ноября 2016, 13:54
Порядок получения статуса участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым
Существующая в Республике Крым система взаимодействия с инвесторами предусматривает две отдельные процедуры:
предоставление льготного режима налогообложения и других государственных преференций в рамках деятельности на территории свободной экономической зоны, что урегулировано статьей 13 Федерального закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
предоставление земельных участков и объектов недвижимости под капитальные вложения, что урегулировано Порядком рассмотрения обращений инвесторов и заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 24.08.2016 № 412.
В данном случае речь идет о получении статуса участника свободной экономической зоны для чего следует обратиться в Министерство экономического развития Республики Крым (далее – Министерство) с письменным заявлением о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне с приложением следующих документов:
копии учредительных документов (для юридических лиц);
инвестиционной декларации по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 № 856 «Об утверждении формы инвестиционной декларации».
копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (в случае непредставления указанных в данном абзаце документов Министерство самостоятельно их запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия).
В день получения всех указанных выше документов Министерство экономического развития Республики Крым уведомляет заявителя о принятии одного из следующих решений: принятие к рассмотрению документов; отказ в принятии к рассмотрению документов.
В случае, если инвестиционной декларацией предусматривается осуществление участником свободной экономической зоны объема капитальных вложений в сумме менее ста миллионов рублей, в срок, не превышающий семи дней с даты подачи заявителем документов, Министерством направляется заявителю подписанный договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне или решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне с указанием мотивированных оснований такого отказа.
В случае, если инвестиционной декларацией предусматривается осуществление участником свободной экономической зоны объема капитальных вложений в сумме более ста миллионов рублей, документы рассматриваются на Экспертном совете по вопросам свободной экономической зоны на территории Республики Крым в течении 15 дней со дня получения всех документов, которые направляются ему на рассмотрение Министерством в течении 7 дней со дня према документов.
Решение Экспертного совета по вопросам свободной экономической зоны о заключении с заявителем договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне также может содержать одно обязательство или несколько обязательств по внесению изменений в инвестиционную декларацию, исполнение которых возлагается на заявителя и учитывается Министерством при заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
В день принятия решения Экспертный совет информирует Министерство о результатах рассмотрения документов и проекта договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, а также о принятом решении.
Министерством в день получения решения подписывается и направляется заявителю заключенный договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне или решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне с указанием мотивированных оснований такого отказа.
Как стать участником сэз в крыму пошаговая инструкция
Подготовка документов
- заявление в письменной форме о заключении договора скачать
- копии учредительных документов (для юридических лиц)
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе
- копия документа, подтверждающего факт внесения записи о государственной регистрации заявителя в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей
- инвестиционная декларация по утвержденной форме скачать
Срок получение статуса участника СЭЗ
- по проектам с объемом капитальных вложений до 100 млн. рублей — в течение 10 рабочих дней
(решение о заключении договора принимается Министерством экономического развития Республики Крым); - по проектам с объемом капитальных вложений свыше 100 млн. рублей – в течение 22 рабочих дней
(документы подаются в Министерство экономического развития Республики Крым и, в течение 7 дней, с проектом договора направляются на рассмотрение экспертного совета по вопросам СЭЗ; решение о заключении договора принимается экспертным советом по вопросам СЭЗ в течение 15 дней); - внесение информации о договоре в единый реестр участников СЭЗ – в течение 3 рабочих дней
(в день заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ Министерство экономического развития Республики Крым направляет копию заключенного договора в Министерство экономического развития Российской Федерации для включения заявителя в указанный реестр); - лицо приобретает статус участника СЭЗ — со дня внесения записи о включении в единый реестр участников СЭЗ
Варианты подачи документов
- в электронной форме
- почтовым отправлением или нарочно/ лично или через представителя (отсылка– Министерство экономического развития Республики Крым, почтовый адрес: 295005, Республика Крым, г. Симферополь, пр. Кирова, 13)
Телефоны для уточнения процедуры подачи документов: +7 (3652) 500-858 затем добавочный номер 551 или 552.
Как стать участником СЭЗ в Крыму, является ли крымская свободная экономическая зона оффшором?
Свободная экономическая зона в Крыму была создана практические сразу после возвращения Республики Крым в состав Российской Федерации, Крымская СЭЗ действует на всей территории Крыма и города федерального значения Севастополя. Изначально Свободная Экономическая Зона в Крыму создана сроком на 25 лет, но в соответствии с Федеральным законом N 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 29.11.2014 возможно продление периода действия СЭЗ на полуострове.
С 1 января 2015 года в Крыму начали действовать льготные условия налогообложения, особенный режим осуществления государственного контроля за бизнесом, перемещения товаров и услуг внутри новой свободной экономической зоны. За прошедшие годы в экономику республики благодаря СЭЗ привлечено более 157 миллиардов рублей инвестиций, а в качестве участников СЭЗ зарегистрировано более 1700 хозяйствующих субъектов, запустивших реализацию около 1800 инвестиционных проектов в различных отраслях и секторах крымской экономики.
Стоит отметить, что подавляющее число участников Крымской СЭЗ представляют собой субъекты малого и среднего бизнеса, и крупный бизнес занимает лишь около 10%, что может быть обусловлено политическими рисками, из-за которых крупные игроки, имеющие иностранных инвесторов, не рискуют заходить в экономику Крыма напрямую.
Но что дает участие в Крымской свободной экономической зоне? Попробуем разобраться с преимуществами, глядя на цифры и льготы, которые получают участники.
Налоговые выгоды крымской СЭЗ
- Взносы на фонд оплаты труда работников (ФОТ) составляют всего 7,6% вместо 30,2% обычных.
- Налог на прибыль в федеральный бюджет = 0% (на 10 лет).
- Налог на прибыль в региональный бюджет:
- 6% — по видам осуществляемой деятельности в СЭЗ, указанным в Приложении к Закону РК №61-ЗРК/2014 от 29 декабря 2014 года (сельское хозяйство, производство, образование, медицина и т.д);
- 13,5% — по всем видам осуществляемой деятельности в СЭЗ, за исключением видов деятельности, указанных в Приложении к Закону РК №61-ЗРК/2014.
Сводная таблица налоговых льгот для участников СЭЗ Крым
Льготы по социальным отчислениям Общероссийский тариф Тариф для участников СЭЗ Крым Срок Взносы в ПФ 22% 6% до 2039 Взносы в ФСС 2,9% 1,5% до 2039 Взносы в ФМС 5,1% 0,1% до 2039 Льготы по налогу на прибыль Общероссийский тариф Для участников СЭЗ Крым Срок Федеральный бюджет 2% 0% 10 лет Местный бюджет 18% 6% до 2039 18% 13,5% до 2039 Такие льготные налоговые ставки могут применяться при условии ведения раздельного учета доходов (расходов) от деятельности, осуществляемой в качестве участника СЭЗ, и доходов (расходов) от иной деятельности, в том числе за пределами Крыма.
Льготы Свободной экономической зоны в Крыму
Помимо льготных налоговых ставок для предпринимателей предусмотрены дополнительные льготы Свободной экономической зоны в Крыму:
- Участники СЭЗ на 10 лет освобождаются от уплаты налога на имущество организаций — данная льгота действует в отношении имущества, используемого в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в крымской СЭЗ (им имущество должно быть учтено на балансе участника СЭЗ).
- Льготная ускоренная амортизация основных средств — коэффициент ускоренной амортизации собственных основных средств не должен превышать 2.
- Участники СЭЗ на 3 года освобождаются от уплаты земельного налога — такая налоговая льгота действует в отношении земельных участков, расположенных на территории Крыма и города Севастополь и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности внутри крымской СЭЗ, с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.
- Участники СЭЗ имеют право на получение земельных участков в аренду без торгов — земля, необходимая для реализации инвестиционного проекта внутри свободной экономической зоны, предоставляется предпринимателям в аренду без проведения стандартной процедуры торгов.
Обратите внимание, что в Крыму для участников СЭЗ действует свободная таможенная зона — благодаря применению льготной таможенной процедуры предприниматели освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов на оборудование, помещенное участником СЭЗ под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и введенное в эксплуатацию, а также на товары , помещенные под процедуру свободной таможенной зоны и использованные для создания объектов недвижимости на территории Крыма и Севастополя.
Условия вступления в Свободную экономическую зону Крыма
Чтобы получить статус участника СЭЗ и зарегистрировать своё предприятие в крымской свободной экономической зоне бизнесменам нужно внимательно подойти к определению направления своих инвестиций — они должны быть непосредственно связаны с будущей деятельностью юридического лица, ведь льготный налоговый режим для участника СЭЗ распространяется только на те виды предпринимательской деятельности, которые обеспечены соответствующими инвестициями, и будут согласованы с Минэкономразвития Республики Крым.
Условий вступления в СЭЗ Крыма несколько:
- Местонахождение юридического лица (АО, ООО, ИП) на территории Республики Крым или города Севастополя;
- Реализация инвестиционного проекта непосредственно на территории Республики Крым или города Севастополя;
- Объем капитальных вложений по утвержденному инвестиционному проекту в первые 3 года работы должен составлять не менее:
— 3 000 000 рублей — для субъектов малого и среднего предпринимательства;
— 30 000 000 рублей — для крупного бизнеса. - При этом 30% от суммы заявленных инвестиций должны быть освоены в первый год реализации проекта внутри СЭЗ.
Важно: если компания вновь созданная, то она относится к категории малого и среднего предпринимательства, таким образом требуемый объем инвестиций устанавливается в размере от 3 миллионов рублей в первые 3 года.
Для справки: под капитальными вложениями в данном случае подразумевается: инвестиции в основные средства, в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, строительство и/или модернизацию объектов основных средств, расходы на приобретение соответствующих машин, оборудования, инструментов и инвентаря. При этом к капитальным вложением не относятся затраты на приобретение земельных участков в Крыму, а также на приобретение легковых автомобилей и их техническое обслуживание.
Этапы получения статуса участника СЭЗ Крым
Чтобы получить статус участника СЭЗ в Крыму необходимо пройти по следующим четырем шагам:
Шаг 1. Подача документов в Минэкономразвития Республики Крым
Претендент на получение статуса участника крымской СЭЗ обязан подать необходимый пакет документов в Министерство экономического развития Республики Крым (уполномоченный орган Совета министров Республики Крым при заключении договоров об условиях деятельности в СЭЗ по проектам с объемом инвестиций ДО 100 миллионов рублей). Обратите внимание, что документы в обязательном порядке принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема должна быть направлена в адрес заявителя.
Шаг 2. Принятие к рассмотрению уполномоченным органом
Министерство экономического развития Республики Крым в день получения соответствующих документов уведомляет заявителя о принятии к рассмотрению документов или об отказе в принятии к рассмотрению ( уполномоченный орган может отказать в рассмотрении только в том случае когда заявитель подал неполный пакет требуемых документов ).
Шаг 3. Рассмотрение документов и принятие решения
Министерство экономического развития Республики Крым осуществляет рассмотрение полученных документов в срок не более 10 дней с дня получения документов и принимает решение о заключении с заявителем договора об условиях деятельности в СЭЗ или об отказе в заключении такого договора. В день принятия соответствующего решения уполномоченный орган (Минэкономразвития Республики Крым) обязан направить заявителю подписанный договор об условиях деятельности в СЭЗ или решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в крымской свободной экономической зоне с указанием мотивированных оснований отказа.
Шаг 4. Получение статуса участника крымской СЭЗ
В день заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ Минэкономразвития Республики Крым, являясь уполномоченным органом направляет в Министерство Российской Федерации по делам Крыма копию договора, заключенного с новым участником свободной экономической зоны. В течение 3 дней со дня получения копии соответствующего заключенного договора Министерство Российской Федерации по делам Крыма вносит в единый реестр участников свободной экономической зоны запись о включении заявителя в указанный реестр и направляет:
- В адрес нового участника СЭЗ свидетельство о включении его в единый реестр СЭЗ;
- В адрес уполномоченных органов ФНС, ФСС и ФТС выписку из единого реестра участников свободной экономической зоны Крыма и города Севастополь о включении участника СЭЗ в указанный реестр.
Важно: юридическое лицо или индивидуальный предприниматель приобретает статус участника крымской свободной экономической зоны со дня включения его в единый реестр участников СЭЗ.
Какие банки работают в Крыму
В Крыму на текущее время полноценно работают 6 банков:
- АО «Генбанк»
- ПАО «Российский национальный коммерческий банк» (РКНБ)
- АО «Акционерный Банк Россия»
- АО «Севастопольский Морской Банк»
- ОАО «Черноморский банк развития и реконструкции»
- АО «Индустриальный Сберегательный Банк» (КБ ИС Банк)
Крупные российские кредитные организации из-за рисков санкций не рискуют открывать на полуострове свои отделения.
Является ли оффшором Свободная Экономическая Зона в Крыму?
Чтобы ответить на вопрос является ли оффшором Свободная Экономическая Зона в Крыму необходимо рассказать о принципиальных отличиях оффшорных зон и свободных экономических зон как таковых. К классическим оффшорам можно отнести такие страны и территории как Маршалловы острова, Белиз, Сейшелы, Британские Виргинские Острова, Багамы, Невис, Острова Кука, Самоа, Гибралтар и ряд других; при этом под определение свободных (особых) экономических зон подпадают такие провинции как Джабаль-Али, Шарджа, Дубай в ОАЭ, или, например СЭЗ Шеньджень на юге Китая, как и Зона Франко Монтевидео в Уругвае и другие территории. Страны и провинции из этих двух групп обладают различиями в принципах налогового и административного функционирования. Классические оффшоры привлекают инвесторов тем, что налоговые льготы предоставляются юридическим лицам, НЕ ВЕДУЩИМ деятельность на их территории, а вот в свободных (особых) экономических зонах льготы положен ровно наоборот — компаниям, которые ВЕДУТ свою экономическую деятельность на территориях СЭЗ. Мало того, получение налоговых льгот внутри СЭЗ ограничено ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ВИДАМИ БИЗНЕСА, которые устанавливает государственное законодательство, пытаясь привлечь капитальные вложение в тот или иной регион.
Еще одним отличием оффшорных стран является (как правило) отсутствие налога на прибыль, вместо которого компании платят фиксированную пошлину, вне зависимости от сроков ведения бизнеса (а в СЭЗ льготы, обычно, предоставляются лишь на определенный период, хотя бывают исключения, когда льготный налог на прибыль для резидентов свободной экономической зоны устанавливается навсегда). А вот внутри СЭЗ налоги всё-таки существуют, хотя налоговые ставки значительно снижены, чтобы обеспечить преимущество на старте бизнеса, однако, в отличии от оффшоров компаниям приходится вести полноценный бухгалтерский учет.
Исходя из этого СЭЗ Крым нельзя назвать оффшором в полном смысле этого слова , хотя последние законодательные инициативы направлены на приближение к такому статусу. Например, премьер-министр Медведев в 2019 году подписал Постановление Правительства Российской Федерации № 729 «Об определении случаев, в которых доступ к содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц сведениям (документам, содержащим сведения) о юридическом лице может быть ограничен» от 06.06.2019. Таким образом с 2020 года решать вопрос о закрытии доступа к данным компаний и организаций из ЕГРЮЛ будет сам участник СЭЗ Крым. Предполагается, что с помощью подобного ограничения доступа к сведениям из ЕГРЮЛ может быть снижен риск политических санкций против крымских предпринимателей со стороны ЕС и США, что может позволить крупным российским компаниям зайти в Крым и развернуть бизнес-активность на полуострове. Для этих целей внутри крымской СЭЗ созданы «особые административные районы» (ОАР) — на территории которых будет действовать особый правовой режим, сохраняющий их конфиденциальность для компаний в Крыму. Минэкономразвития Российской Федерации уже разработало законопроект о введении особого правового режима для ОАР на территориях Республики Крым и Севастополя.
Участниками ОАР внутри свободной экономической зоны Крыма и Севастополя могут стать российские компании, зарегистрированные в любых регионах, но без филиалов и представительств за пределами Крыма, хотя к участникам ОАР требования по объему инвестиций выше, чем для рядовых участников СЭЗ — капитальные вложение должны быть не менее 150 млн рублей (для участников СЭЗ Крым всего лишь от 3 000 000 рублей). При этом зарегистрированные участники ОАР будут пользоваться теми же льготами и преимуществами, что и обычные участники крымской свободной экономической зоны.
Мне кажется, автору небезынтересно будет узнать как идея СЭЗ в Крыму эволюционирует: https://www.bfm.ru/news/464186
В статье авторы и эксперты очень осторожно оценивают негативные последствия предложения МЭР о введении на полуострове особого правового режима.
Моя же оценка последствий и успеха данного проекта колеблется в спектре от «опасно» до «смешно».Но если подходить конструктивно, то для оценки перспектив любого «оффшорного проекта» следует иметь в виду следующие вопросы:
1) На какой ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ сегмент будущей целевой аудитории ориентирован создаваемый «оффшорный проект»
— Если на ИНОСТРАННЫЙ, то здесь сразу становится очевидна провальность данного замысла по «геополитическим» соображениям. Каждый иностранный инвестор понимает токсичность подобных инвестиций в контексте его экономической деятельности в своей стране, в свете санкций, связанных с любыми хозяйственными операциями в непризнанном мировым сообществом полуостровом.
Если все-таки предположить, что китайские инвесторы (как, пожалуй, единственные «аполитичные» игроки) все-таи проявят интерес к Крыму, то скорее всего, они будут решать этот вопрос точечно, через прямые контакты на уровне государств, а для такого сотрудничества нет необходимости учреждать специальный налоговый режим
В мире есть несколько аналогичных геополитических прецедентов, эволюцию которых целесообразно проследить в качестве возможной модели. Первый из них – Северный Кипр, оккупированный турками в 1973 году до сих пор «выживает» лишь силами турецких и случайных иностранных (в том числе российских) инвесторов без каких-либо перспектив на массовость инвестиций вследствие юридической «повязанности» своим непризнанным статусом. Менее известные примеры из этой серии – Восточный Тимор, Западная Сахара и другие территории— Если на РОССИЙСКИЙ, то перспективы, хотя и больше чем в предыдущей нише, но они также не блестящие, хотя бы потому что в РФ есть несколько альтернативных «офшоров» УЖЕ работающих и не вызывающих значительный риск международных санкций в случае статуса резидента СЭЗ. В то время как крупнейшие российские бренды избегают присутствия в Крыму или же делают это через аффилированные компании.
«Кстати, также поступают несколько крупнейших банковских брендов на Северном Кипре. Как-то мне пришлось проехать по новому кварталу «турецкой» Никосии, и там мне бросились в глаза логотипы двух европейских банков (голландского и французского). Что любопытно – на них присутствовали лишь визуальные образы, но НЕ АББРЕВИАТУРЫ, которые содержат зашифрованные названия банковских институтов. Что это было – не знаю до сих пор. Намеренная «стилизация» или тайная экспансия.»
2) Выбор модели. ОФФШОР vs СЭЗ
Прежде всего следует определиться с принципами предоставления налоговых льгот:
А) Льготы при условии ведения бизнеса ЗА ПРЕДЕЛАМИ полуострова и РФ. (оффшорная модель)
Б) Льготы при условии ведения бизнеса НА ТЕРРИТОРИИ полуострова (Свободная Экономическая Зона)
В) Льготы при условии ведения бизнеса В РФ, но ЗА ПРЕДЕЛАМИ полуострова (смешенная модель)На самом деле успешной могла бы быть только последняя схема. Это доказал успех СЭЗ «Ингушетия» и СЭЗ «Калмыкия» в конце 90-х годов. Однако и они были ликвидированы вследствие противоречий федерального и регионального налогового законодательства. Понятно, что сейчас, подобная модель тем более не имеет шансов
«Сейчас уже мало кто помнит, но тогда, в середине 90-х существовала не только СЭЗ «ИНГУШЕТИЯ», действовашая по второй модели, которая была сверхуспешной потому что давала не только освобождения от части федеральных налогов, так и 50% льготы по таможенным платежам, но и ЦЕНТР МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА ИНГУШЕТИЯ, действующий по первой модели. Вот он прекратил свое существование, кажется не зарегистрировав ни одной компании». Отсюда следующий критерий
3) Концепция и Нюансы оффшорного законодательства
В мире насчитывается несколько десятков государств и их автономных территорий, которые все с меньшим успехом практикуют оффшорное законодательство. Другими словами – конкуренция между странами за место под тропическим солнцем в мире УЖЕ такая, что новичку практически не остается никаких шансов.
«Пятнадцадь лет назад мы разговорились с одним оффшорным юристом-англичанином, который был советником правительства Сент Киттса и Нэвиса, где у него неформально поинтересовались – «что необходимо предпринять чтобы продвинуть Нэвис на международной арене?» Его ответ был: «Разбомбить Британские Виргинские Острова»
Двумя инструментами достижения конкурентоспособности оффшорной зоны в мире являются следующие очень сомнительные критерии:
A) ДЕМПРИНГ
B) НИЗКИЙ КОМПЛАЕНСПо первому критерию – очень сомнительно, что власти полуострова согласятся зарабатывать не более 200 долларов в год с каждой новой компании. А именно ТАКИЕ цены сейчас присутствуют в международной оффшорной индустрии, которая и без того испытывает глобальные трудности.
По второму критерию – ситуация еще хуже: низкими требованиями по комплаенс процедурам очень легко стать прибежищем разнообразных мошенников и авантюристов (я даже не говорю о террористах и уголовных преступниках, которые будут привлечены отсутствием проверок), что понизит и без того сомнительную репутацию территории
«Два года назад к нам обращалась группа международных инвесторов с задачей по написанию оффшорного законодательства для Кубы. Проект так и остался неосуществленным вследствие этих и других причин»
4) КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ в обмен на льготы
Такой подход безусловно ожидает успех. Особенно среди самого неблагонадежного сегмента предпринимательской среды. Вопрос – а стоит ли оно того?