Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения
Об обучении в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней высшего профессионального образования см. пункты 2-6 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ
Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения
1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» — бакалавриат;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» — подготовка специалиста или магистратура.
Информация об изменениях:
Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.
4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:
для получения квалификации (степени) «бакалавр» — четыре года;
для получения квалификации (степени) «специалист» — не менее пяти лет;
для получения квалификации (степени) «магистр» — два года.
Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки, утвержденные приказом Минобразования РФ 13 мая 2002 г. N 1725
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ в пункт 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
5. Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования — программе магистратуры.
Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:
по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;
по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами.
Информация об изменениях:
7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.
Квалификация (степень) «бакалавр», квалификация (степень) «специалист», квалификация (степень) «магистр» при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.
Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 8 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
ГАРАНТ:
См. перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1473
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ в пункт 9 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
9. Экстернат — самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.
Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
ГАРАНТ:
См. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ в пункт 10 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и государственную (итоговую) аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.
Приравнивается ли на сегодняшний день 3 курса института (выдана справка об обучении) к среднему-специальному образованию?
Приравнивается ли на сегодняшний день 3 курса института (выдана справка об обучении) к среднему-специальному образованию?
Здравствуйте. Нет. Не приравнивается. Справка об обучении не является дипломом о среднем профессиональном образовании. После окончания 3 курсов так и остаётся полное среднее образование. 11 классов.
Ирина, к сожалению нет.
Должен быть именно диплом о среднем специальном образовании.
Закон подтверждает это:
Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации (квалификаций):
1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании)
Читайте также:
Я учусь на 3 курсе в вузе Возможно ли приравнять неполное заочное высшее образование к среднему профессиональному?
Я учусь на 3 курсе в вузе Возможно ли приравнять неполное заочное высшее образование к среднему профессиональному? Если можно, то на основании чего?
Очень хочется на должность инженера опыт работы есть, работадателю нужен такой работник, но т.к. гос. учреждение нужно все по закону, а вопрос только в образовании.
Что такое неполное и незаконченное высшее образование
О пользе высшего образования сказано много. Но жизнь не всегда позволяет довести дело до конца. Бывают ситуации, когда студены вынуждены или хотят завершить обучение раньше срока.
Читайте полезные материалы на нашем телеграм-канале, следите за выгодными предложениями в группе. А мы поговорим о том, получит ли студент какое-то подтверждение пройденного обучения в вузе, если сошел с дистанции, не дойдя до диплома.
Неполное/неоконченное высшее образование: что это
Большинство студентов поступает в тот или иной вуз неосознанно, ведь у них еще совсем нет опыта и не с чем сравнить. Не удивительно, что после поступления и какого-то времени обучения становится понятно, что выбранный путь неверный.
Одни решают пройти его до конца. Другие принимают решение уйти задолго до получения диплома. И тут встает вопрос: остается ли на руках у такого студента документ о пройденном обучении?
Понятие «неполное высшее образование» употреблялось в обиходе ранее – до 24.10.2007 года. О нем шла речь, когда студент проучился в вузе не менее 2 курсов. После ухода из вуза без получения диплома бывшему студенту выдавался диплом о незаконченном высшем образовании. Правда, для этого нужно было пройти промежуточную аттестацию.
Этот документ не только свидетельствовал о фактическом обучении в вузе и прохождении какого-то количества часов по определенным предметам, он давал право на восстановление в вузе через какое-то время (каждый вуз сам для себя определяет допустимые сроки восстановления), если студент передумает.
Человек с дипломом о неполном высшем образовании мог поступить в новый вуз. В зависимости от данных в документе, его могли сразу принять на второй, третий и даже четвертый курс нового университета.
Неполное высшее образование с юридической точки зрения не обладает той же силой, что и оконченное высшее согласно Положению №6 к Постановлению Госкомвуза России от 30.11.1994 N 9.
Однако в 2007 году понятие неполного/неоконченного высшего образования исчезли. Теперь независимо от количества промежуточных аттестаций и срока обучения можно получить только академическую справку.
Академическая справка: что это
Иногда диплом о неоконченном высшем путают со справкой. Академическая справка не дает права на ведение профессиональной деятельности, хоть и содержит всю информацию о пройденных предметах и количестве часов на их изучение. Справку выдают тем, кто не прошел базовый курс основной учебной программы по специальности.
У неоконченного высшего образования есть одно весомое преимущество: можно посещать действительно нужные в будущей профессии занятия или на пятом курсе просто не сдавать финальную сессию с государственными экзаменами и написанием/защитой диплома. Это все лишь теоретические виды работ, которые никак не сказываются на итоговом освоении профессии.
Информация, которую указывают в академической справке:
- период обучения;
- название предметов с промежуточными зачетами и экзаменами;
- данные о пройденной практике;
- количество часов по каждому предмету.
Получить ее просто: нужно обратиться с просьбой в деканат.
Академическую справку может получить человек, который:
- не прошел итоговую аттестацию,
- прошел итоговую аттестацию с неудовлетворительными отметками;
- освоил лишь часть образовательной программы;
- был отчислен из вуза.
В некоторых вузах могут выдавать не академическую справку, а справку о прохождении обучения в определенный период со вкладышем, где перечислены пройденные предметы с отметками и количеством часов.
А вот образец справки о незаконченном высшем образовании:
Зачем нужен документ о неполном высшем образовании
Справка о незаконченном высшем образовании – это документ, который покажет, сколько курсов отучился студент, какие предметы прошел и в каком количестве. А это значит, что работодатель сможет увидеть прямое доказательство вашей учебы и определенных знаний.
Он может понадобиться в одном из следующих случаев:
- Нужно внести в трудовую книжку период обучения в вузе. И это подходит не только для полного, но и для неполного высшего образования.
- В будущем студент захочет продолжить обучение. При наличии справки он сможет восстановиться на курс, с которого был отчислен.
- Студент хочет учиться в другом вузе. Наличие справки позволит ему не проходить обучение по уже пройденным дисциплинам.
Относится ли неполное высшее к профессиональному образованию
У студентов часто возникает недопонимание, с какого момента образование начинает считаться полным. Например, чтобы стать бакалавром, достаточно отучиться 4 курса. И в этом случае бакалавриат – это неполное высшее или все же полное?
Специалисты утверждают, что бакалавриат – это уровень пройденной первой ступени высшего образования, и последняя ступень здесь – магистратура. Впрочем, отличия бакалавриата от магистратуры есть и во многом другом. Но помнить нужно только одно: бакалавриат – это законченное высшее образование (согласно Болонской системе).
Стоит отличать бакалавриат и от среднего профессионального образования, после которого в свет выходят полноценные специалисты с квалификацией «рабочих или служащих и специалистов среднего звена». Такие люди потом могут работать по полученному профилю без необходимости получать дополнительную квалификацию. При этом неоконченное высшее не дает вам право ни на какую квалификацию и принимается к рассмотрению только по желанию нанимателя.
В любом случае вы должны помнить: работодатель хоть и смотрит на наличие высшего образования по предмету, но все же ставит практические навыки прежде всего. Но первое впечатление все же создает обложка. Если на этом сложном пути у вас иссякли или вот-вот иссякнут последние силы, если вы потеряли стойкость духа и напористость, не переживайте: сервис студенческой помощи поможет донести эту ношу до конца.
Сколько курсов в университете
Срок получения образования – один из основных критериев выбора факультета. Будущие эксперты соизмеряют время изучения компетенций со сложностью учебных модулей, рассчитывают собственные силы и заранее узнают сколько курсов в университете по конкретной программе. Актуальная информация вывешивается на ознакомительных стендах, презентуется на дне открытых дверей и публикуется на официальном сайте учебного заведения.
Какое количество курсов в вузе
Сколько всего учиться в университете, институте или академии зависит от специальности и направления профессиональной подготовки. Разделение по курсам осуществляется с учетом количества ключевых дисциплин, учебной нагрузки в академических часах, требований ФГОС по организации семинаров и производственной практики.
Сколько курсов на специалитете
Специалитет – расширенная форма получения высшего образования первой ступени, разработанная для освоения профессий, требующих изучения большого количества профильных предметов. Программы охватывают медицинские, инженерные, юридические, экономические и творческие специальности. Общая длительность обучения 4 – 6 лет, количество курсов аналогичное. 4,5 или 5,5 лет полгода приравниваются к полноценному учебного году, итоговую сессию студенты сдают зимой.
Сколько курсов на бакалавриате
Бакалавриат – первый уровень двухуровневой системы получения образования в вузе. Продолжительность учебы бакалавров и разделение по курсам 3 – 5 лет. Дольше всего учиться на робототехника, кибербезопасника, кинооператора, актера, лингвиста, переводчика, программиста искусственных интеллектов, data scientist.
Сколько курсов в магистратуре
Магистры – обучающиеся второй ступени высшего профессионального образования. Выпускники считаются кадрами высокой квалификации, получают доступ к научно-исследовательской и преподавательской работе. Профильные предметы и навыки обучающиеся изучают на углубленном уровне.
Вместе с госэкзаменацией учащиеся защищают магистерскую диссертацию. Длительность магистратуры 2 – 2,5 года, максимум 3 года. Двухгодичное обучение делится на 2 курса, трехгодичное на 3.
Сколько курсов на очном и заочном обучении
Учеба очников и заочников отличается. Во время очного посещения занятий предусмотрена летняя производственная практика. По ряду специальностей на последнем году она состоит из программы стажировки в течение 6 месяцев перед сдачей итоговой сессии. Общее количеству курсов при таком варианте, даже при сдаче аттестации зимой, приравнивается к целому значению. 3,5 года учебы – 4 курса, 4,5 – 5.
Заочникам учится сложнее. Много времени уходит на самостоятельное изучение материала, выполнение практических заданий и проектов, подготовку к промежуточным экзаменам. Для качественного освоения дисциплин требуется на 6 – 12 месяцев больше, чем на получение одноименной специальности очно. Соответственно заочники учатся на 1 курс больше.
Сколько курсов на дистанционном обучении в ВУЗе
Дистанционный формат соизмерим с заочным обучением. Студенты могут составлять индивидуальный график занятий, осваивать материал в собственном темпе. По количеству курсов учеба заочно и онлайн совпадает и в среднем на 1 год дольше очной формы. В зависимости от специальности количество курсов – 4 – 5.
Сколько курсов на ускоренном обучении в ВУЗе
Получение профессии по сокращенной программе доступно абитуриентам после колледжа, желающим продолжить учебу по первичной специальности. Ряд ранее пройденных дисциплин в ссузе совпадает с предметами вуза. По ним можно получить перезачет. Для этого требуется написать соответствующее заявление и досдать возникающие академические задолженности. Расхождение по образовательным программам не должно превышать 25%. Общий срок сокращения учебы возможен на срок 6 – 12 месяцев. Правило – студенты наравне со всеми зачисляются на первый курс и просто не посещают пройденные дисциплины. Исключение происходит только когда из абитуриентов ссуза создается отдельная группа. В ней студенты учатся на год меньше.
Сколько длится один курс
Длительность одного года обучения10 – 11 месяцев. В данный период включается основная часть (лекции и семинары) – 8 месяцев, сессии и производственная практика 2 – 3 месяца. Каникулы – 1 – 2 месяца.
Вопрос об общей длительности обучения не является решающим при выборе направления получения высшего образования. Но будущие специалисты обращают внимание время, проведенное в стенах учебного заведения. Одни студенты готовы годами заниматься научно-исследовательской деятельностью и копить авторские разработки. Другие наоборот стремятся скорее перейти к практике и выполнению должностных обязанностей по профессии. Для каждой категории предусмотрены разные ступени и форматы обучения. Можно с легкостью подобрать программу и факультет подходящий под конкретные запросы обучающихся.