Сколько отраслей права в рф
Перейти к содержимому

Сколько отраслей права в рф

  • автор:

Лекция 4 Система российского права. Отрасли права.

Правовые нормы не могут создаваться только по субъективному усмотрению законодателей. Содержание правовых актов и необходимость их принятия обусловлены реально существующей системой общественных отношений. Являясь частью этой системы, правовое сознание отражает и воспроизводит на юридическом уровне ее структуру и специфику. Поэтому право также представляет собой определенную систему.

Система права – структурно упорядоченное единство действующих в государстве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой подразделения (отрасли)

Отрасль права – относительно самостоятельная совокупность правовых норм в структуре единой системы права, регулирующая качественно однородный вид общественных отношений. Одним из критериев деления системы права на отрасли права является отличие общественных отношений друг от друга по содержанию, конкретным целям и задачам. В свою очередь отрасли права различаются по предмету правового регулирования.

Предмет правового регулирования качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным объективным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. Например, нормы права, предметом регулирования которых являются отношения между работником и работодателем, составляют одну отрасль права; правовые нормы, предметом регулирования которых являются общественные отношения в сфере имущественных отношений, составляют другую отрасль права; и т.д.

Система права Российской Федерации четко структурирована и имеет свою иерархию.

Ведущей отраслью права является конституционное право. Эта отрасль права устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, права человека, порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Ведущий характер конституционного права состоит в том, что основным его источником является Конституция государства, содержащая базовые нормы для всех остальных отраслей права, где эти нормы находят свое конкретное воплощение и развитие. Именно поэтому конституционное право представляет собой ядро системы права.

Далее система права подразделяется на три основных отрасли, которые составляют первый уровень системы права:

1. Административное право, которое регулирует отношения в сфере государственного управления как между государственными органами, так и между государством и гражданами.

2. Гражданское право, которое регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

3. Уголовное право, которое регулирует отношения охраны общественной безопасности и общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан и нормы которого определяют характер преступлений и устанавливают размеры наказаний.

Каждая из этих отраслей права имеет еще два уровня (второй и третий), на которых располагаются вполне самостоятельные, но все же производные от основных отрасли права.

Гражданское право самое большое по охвату регулирования общественных отношений — содержит определяющие начала для следующих отраслей права:

1. Трудовое право. Регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности людей. Трудовое право могло бы считаться частью гражданского права, если бы нормы трудового права не устанавливали жесткие требования соблюдения трудовой дисциплины и строгую административную зависимость работника от работодателя.

2. Хозяйственное право. Регулирует общественные отношения в сфере хозяйственного и имущественного оборота. Хозяйственное право существенно дополняет и конкретизирует гражданское право.

3. Жилищное право. Регулирует общественные отношения, возникающие в жилищной сфере. Жилые строения относятся к категории недвижимого имущества, приобретение или отчуждение которого также регулируется нормами гражданского права.

4. Земельное право. Регулирует отношения, связанные с использованием и охраной земли.

5. Семейное право. Регулирует имущественные и некоторые неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи

6. Таможенное право. Регулирует отношения, складывающиеся в ходе перемещения товаров, граждан, транспортных средств через таможенную границу государства.

Определяющая роль гражданского права по отношению к указанным отраслям права состоит в том, что в случае пробелов в законодательстве какой-либо из этих отраслей применяются нормы гражданского права.

Близкими к административному праву можно считать финансовое право, банковское право, налоговое право и др. В основном объектами этих отраслей права являются деньги. Но в отличие от гражданского права, в котором государство не вмешивается в действия лиц по перераспределению имущества, в перечисленных отраслях права применяются административные методы регулирования. Например, согласно нормам финансового права, государство определяет размер бюджета и распределяет его.

Второй уровень уголовного права представлен уголовно-исполнительным правом, нормы которого регулируют отношения, связанные с осуществлением правосудия по уголовным делам, определяют порядок отбывания осужденными уголовного наказания.

Третий уровень указанных основных отраслей права представлен следующими отраслями процессуального права:

1) гражданское и арбитражное процессуальное право;

2) административно-процессуальное право;

3) уголовно-процессуальное право. Отрасли процессуального права регулируют порядок судопроизводства по гражданским, административным и уголовным делам.

Существует традиция разделять отрасли системы права на частное право и публичное право. К частному праву относят отрасли права, которые призваны обеспечивать интересы отдельных граждан или организаций: гражданское право, трудовое право, жилищное право, семейное и другие отрасли права. К публичному праву обычно относят конституционное право. Подобное разделение отраслей права носит условный характер.

Отдельно от всех отраслей права стоит международное право, которое также подразделяется на частное и публичное. Нормы международного права регулируют взаимоотношения между государствами, а также между гражданами разных государств.

Представленный вариант системы права не единственный. В других вариантах дается иное представление о связях между отраслями права. Но это не отражается на содержании отраслей права, которые выделяются по трем основным признакам:

а) по предмету что регулируется;

б) по методу – как регулируется;

в) по наличию специальных нормативных актов чем регулируется. По самым скромным подсчетам в системе российского права более двадцати отраслей права.

Понятие «система законодательства» близко к понятию «система права». Иногда эти понятия отождествляют. В то же время система права и система законодательства не совпадают по содержанию Система права более широкое понятие, чем система законодательства Например, если уголовное законодательство – это совокупность всех нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, входящие в компетенцию уголовного права, то собственно уголовное право, как отрасль системы права, охватывает как уголовное законодательство, так и уголовно-правовые отношения Кроме того, уголовное право – это еще и отрасль научного знания, т.е. теоретическая и учебная дисциплина.

Если система права состоит из отраслей права, то система законодательства представляет собой упорядоченную совокупность источников отраслей права.

Источники отраслей права – официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы, призванные регулировать общественные отношения в отдельной отрасли права. В целях упорядочивания и совершенствования правовых норм государство проводит их систематизацию, что и позволяет говорить о системе законодательства.

Формы систематизации законодательства:

кодификация – деятельность правотворческих органов государства по упорядочиванию, корректировке и переработке действующего законодательства в конкретной области общественных отношений с целью создания нового единого и логически непротиворечивого сводного нормативного акта. Обычно выделяют три вида кодифицированных актов: 1) основы законодательства; 2) кодексы; 3) уставы (положения). Наиболее распространенный вид – кодексы (например. Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс и т.п.). Кодифицированные акты рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Их принятие представляет собой шаг вперед в развитии законодательства;

инкорпорация в отличие от кодификации представляет собой объединение действующих нормативных актов в сборники путем их репродуцирования, т.е. без их переработки. Инкорпорация бывает:

а) хронологической, когда нормативные акты в сборниках расположены в зависимости от времени их принятия (например, «Собрание актов Президента и Правительства»);

б) систематической, когда принятые, например, за истекший месяц нормативные акты группируются в сборниках по предметному признаку, т.е. по отраслям права.

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства в целях создания справочников, сборников для отдельных категорий специалистов, работающих на предприятии, в учреждении, организации. На эти сборники нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

Иногда выделяют еще одну форму систематизации законодательства – консолидацию. Это объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. По форме консолидация близка к систематической инкорпорации, так как ничего нового в регулирование общественных отношений не вносит, но по сути консолидация близка к кодификации, так как консолидированный акт является сводным нормативным актом. Обычно консолидация законодательства используется там, где нет необходимости или возможности кодификации.

Каждая отрасль права имеет свою систему законодательства, т.е. систему источников права. Система законодательства также подразделяется на отрасли законодательства. Обычно выделяют три отрасли законодательства:

1. Отраслевое законодательство. Содержит нормы только одной отрасли права. Например, трудовое законодательство содержит нормы только трудового права.

2. Внутриотраслевое законодательство. Содержит нормы лишь определенной части отрасли права. Например, в составе гражданского права можно выделить авторское законодательство, законодательство о предпринимательстве и другие, которые являются внутриотраслевым законодательством, так как регулируют отдельные области гражданско-правовых отношений.

3. Комплексное законодательство (встречается редко). Содержит нормы, относящиеся к ряду отраслей, но входящие в отдельную самостоятельную отрасль права. Например, военное законодательство содержит частично нормы административного права и нормы ряда других отраслей права.

Таким образом, отрасль законодательства по форме может совпадать с отраслью права, но по содержанию отрасль законодательства уже, чем отрасль права.

Сколько всего существует отраслей права?

Отраслей права не так уж много, кроме того выделяют подотрасли права их уже побольше. А если точно отвечать на ваш вопрос. перечисляю:
1. Конституционное право
2. Международное право.
3. Гражданское право
4. Гражданско-процессуальное право
5.Административное право
6. Уголовное право
7. Уголовно-процессуальное право
8. Уголовно-исполнительное право
9. Финансовое право
10.Хозяйственное право

Семейное право, наследтсвенное право, например, являются подотраслями гражданского права;
Банковское, бюджетное право я вляются подотраслями. и т. д.
Существуют еще и прикладные юридические дисциплины, такие как криминалистика, судебная медицина, правовоая статистика

Отрасли российского права.

Отрасль права — это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений.

Классификация отраслей права.

  • Материальное право: публичное и частное.
  • Процессуальное право.

Материальное право – это совокупность отраслей, непосредственно регулирующих общественные отношения.

Процессуальное право устанавливает порядок разрешения споров между субъектами, порядок привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Материальное (публичное и частное) право.

Публичное право — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный интерес.
Отрасли публичного права (главным субъектом в них является государство, наделённое властными полномочиями):

  • конституционное (государственное) право– закрепляет форму правления, государственно-территориального устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функции и взаимоотношения высших органов государственной власти;
  • административное право– регулирует отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, деятельность правительства, министерств, ведомств, местных органов управления;
  • уголовное право — отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться;
  • финансовое право — совокупность юридических норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе финансовой деятельности государства, т. е. формирование и исполнение государственного и местного бюджетов.

Частное право — совокупность отраслей права, регулирующих частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений в их имущественной деятельности и в личных отношениях
определяет взаимоотношения в лично-имущественных, брачно-семейных и тому подобных областях деятельности.

Система права в России, отрасли права

Все отношения, в которых состоят отдельные физические лица, государства, представляют собой тесную взаимосвязь, а также единые целые объединения. Право занимается регуляцией данных общественных отношений, отражает устойчивость их признаков, свойств (например, системность).

Право – это единое образование, система, которая обладает объективным характером, так как указывает на реально имеющуюся систему социальных отношений и не строиться по личному усмотрению людей.

Российское право как система

Систему права зачастую рассматривают, как нормативное формулирование системности тех социальных взаимоотношений, которые подвергаются её регулированию. Помимо этого, ее определяют исторические, религиозные, национально-этнические и другие факторы, а также образ жизни и менталитет жителей.

Система права — это правовая категория, которая является внутренним строением действующего в государстве права какой-либо страны и отражает целостность входящих в него норм, а также их размежевание на взаимосвязанные и взаимодействующие правовые единства.

Какая бы ни была правовая норма, она всегда будет приобретать качество, которое свойственно праву в общем, но только если она будет включена в его всеобщую систему. Таким образом, вопрос о российском праве как системе — это вопрос о внутренних составляющих права, какие элементы и подсистемы оно содержит в себе.

Не стоит путать систему права с иными, похожими, однако не тождественными ей понятиями. А именно с правовой системой и системой законодательства.

Длительное время существовало мнение, что система права – это правовая система. Безусловно, существует большое разнообразие взглядов на определение правовой системы, однако в последние годы было выработано единое определение, которое включает в себя совпадение мнений по основным аспектам этой категории.

Правовая система – это всеобщая правовая жизнь страны, которая подвергается рассмотрению через системность; это комплексная категория, которая отражает всю правовую организацию общества, а также целостность правовой действительности.

Французский правовед Ж. Карбонье трактует правовую систему следующим образом: «вместилище, сосредоточение разнообразных юридических явлений». В ситуации, когда выражение «правовая система» являлось обычным синонимом объективного права, то его трактовка была бы сомнительной.

Вывод вытекает из всего описанного: категория «правовая система» шире, нежели «система права», так как она объясняет помимо системы права все правовое развитие определенной страны, а также структуру и законодательную систему.

Система законодательства – это совокупность нормативно-правовых актов (законов, декретов, указов), которые существуют в любом из государств. Данная система подразделяется согласно разнообразным критериям на качественно установленные составные части (к примеру, на законы и подзаконные акты) и проявляется как внешняя форма отражения правовых норм.

Юридическая наука трактует понятие системы законодательства как явление, которое в большей мере зависит от воли законодателя, которым в свою очередь руководят практические соображения. Если система права формируется в каждом государстве исторически, при этом опосредуется правом общественных отношений, то система законодательства – это результат деятельности законодателя, который его целенаправленно упорядочивает.

Обязательным элементом в рассмотрении расхождения «системы права» и «правовой системы» выступает тот факт, что национальная правовая система имеет общие черты с правовыми системами иных государств, а содержание и динамика правовой системы подвергается влиянию духовной культуры общества. Духовная культура общества может оказывать влияние через религию, философию, мораль, художественную культуру, политику и политическую культуру. Именно поэтому, правовая система — элемент общей социальной системы. Данные факты позволяют сопоставить правовую систему с иными, настолько же широкими системами (экономической, политической, моральной), раскрыть их специфику, возможности, формы взаимодействия как явлений, имеющих единый порядок по своему уровню.

Система права — это внутренняя организация права, которая выражена единством и взаимодействием различных, сравнительно автономных его составляющих. Самая элементарная ячейка права – это юридические нормы. Являясь единым образованием, система права содержит в себе все нормы права, действующие в любой из стран.

Систему права составляют связи 4-х уровней:

  • связь между элементами нормы права;
  • связь между нормами, объединяющимися в правовые институты;
  • связь институтами той или иной отрасли права;
  • связь между отдельными отраслями права.

Правовая норма — это первичная ячейка права, закладывающая независимую программу влияния на отношения, которые можно регулировать и на сознание их участников. Субъекты права сталкиваются зачастую с какими-либо нормами права по отдельности, именно на них они основывают свои права, свободы и обязанности. Не смотря на то, что норма права является простейшим элементом права, ей присуще все признаки права в целом. Важнейшие социальные отношения подвергаются регулировке норм права. Нормы права устанавливают границы возможного поведения субъектов права. Они – мера свободы человека в обществе.

Но, не смотря на это, правовые нормы обладают возможностью предписывания индивиду определенного варианта поведения. При этом они обеспечивают осуществление прав по закону, а также интересов других лиц. Понятие социальной ценности норм права есть стабилизация общественных отношений. Социальная ценность обеспечивает предсказуемость поведения всех участников данных отношений, именно поэтому норма права есть установленное либо санкционированное государством всеобщее правило поведения, которое рассчитывается на неопределенное количество однообразных случаев и неизбежное для каждого в обстоятельствах предусмотренной ситуации. Норма права формулирует общее правило путем определения прав и обязанностей участников отношения этого вида.

Выполняя регулирование общественных отношений, норма права исполняет данные функции:

  • проявляет волю правотворческого органа в виде властного решения, общеобязательного правила;
  • является мерой оценки поведения людей; благодаря ей решаются конфликтные ситуации, правовые споры;
  • определяет границу ответственности за ее несоблюдение или неисполнение.

Безусловно, в первоначальном виде норма права содержит в себе три элемента, обладающих взаимной связью: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза — часть нормы права, которая призвана указывать на условия, при которых эта норма может действовать. Гипотеза может не только описать данные обстоятельства, но также придать им юридическое значение.

Диспозиция — часть правовой нормы, которая указывает на пример необходимого поведения людей, обладая при этом фактическими обстоятельствами, которые были предусмотрены гипотезой.

Санкция — часть нормы права, которая свидетельствует о совокупности мер государственного принуждения, использующихся в случаях, когда кто-либо нарушил данную норму.

Структура правовой нормы

Если рассматривать структуру правовой нормы, которая содержится в ст. 61 ТК «Вступление трудового договора в силу», необходимо будет привести данные ее положения:

  • трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем;
  • работник должен начать исполнять трудовые обязанности со дня, который определен трудовым договором;
  • если в трудовом договоре нет определенного дня начала работы, то работник должен начать работать на следующий рабочий день после того, как договор вступил в силу;
  • если работник не начал выполнение работы в день ее начала, то работодатель может аннулировать трудовой договор. Данный трудовой договор является незаключенным.

Гипотеза этой нормы права указывает на следующие обстоятельства:

  • заключается трудовой договор;
  • договор вступает в силу;
  • наступает день начала выполнения трудовых обязанностей работником, определенный в трудовом договоре, который уже вступил в силу.

Диспозиция данной нормы права полагает правомерное поведение: выполнение работником трудовых обязанностей. Иначе будет применена санкция этой нормы права — аннулирование трудового договора.

Важно отметить, что правовая норма и статья нормативного правового акта не всегда могут совпадать. Время от времени в статью могут быть включены несколько норм, зачастую наоборот: норма излагается в нескольких статьях, порой в разнообразных законах. Случается и так, что в некоторые статьи выделяются санкции каких-либо норм, именно по этой причине, приводя в пример норму права в единстве всех 3-х ее элементов, приходится подвергать анализу несколько статей нормативного правового акта.

Системная организация права группирует нормы права наиболее крупным образом. Группируется институт права, который является объединением норм права, регулирующих относительно независимую совокупность общественных отношений одного рода.

Например, сфера социальных взаимоотношений, которая имеет тесную связь с трудом, содержит в себе институты договора труда (здесь говорится о заключении и расторжении договора труда), трудовой дисциплины (т.е., как привлекать нарушителей трудовой дисциплины к взятию на себя ответственности и пр.).

Свойства института права как важнейшего элемента системы:

  • однородность фактического содержания — любой из институтов каждый институт назначен для регулировки автономной, относительно обособленной группы отношений;
  • юридическое единство – нормы, которые входят в институт права, формируют цельный комплекс, отражаются в общих положениях, правовых принципах, характерных правовых понятиях, что создает специальный, свойственный правовой режим регулировки для данного рода отношений;
  • полнота регулируемых отношений – институт права содержит этакий набор норм, (дефинитивные, управомочивающие, запрещающие нормы), необходимый помочь в обеспечении беспробельности регулируемых им отношений.

Согласно данным свойствам каждый институт права осуществляет характерную только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с прочими структурными элементами системы права.

Существует два вида содержания институтов права. Простое и сложное. Простой институт охватывает юридические нормы одной отрасли права. Например, институт прекращения брака в семейном праве (гл. 4 СК), институт залога в гражданском праве (ст. 334—358 ГК), проведения игр и пари (ст. 1062 ГК).

Сложный, или комплексный, институт права охватывает совокупность норм, которые включены в состав всевозможных отраслей права, однако при этом выполняют регулирование взаимосвязанных родственных отношений.

Например, институт собственности, охватывающий нормы конституционного, гражданского, семейного, административного и других отраслей права. Не смотря на то, что сложный институт содержит в себе нормы разнообразных отраслей права, он характеризуется единым предметом регулировки. Например, отношения по возмещению вреда регулируются нормами гражданского и трудового права. Это означает, что комплексный институт — непроизвольное объединение норм, его существование определено характерными надобностями правового регулирования отдельных видов общественных отношений.

Сложный институт содержит в себе субинституты. К примеру, институт ренты в гражданском праве имеет такие субинституты: постоянную ренту (ст. 589—595 ГК), пожизненную ренту (ст. 596—600 ГК), пожизненное содержание с иждивением (ст. 601—605 ГК).

Правовые институты тесно связаны и формируют качественно другой компонент системы права — отрасль права, которая в качестве целостного образования представляет собой некое единство правовых норм, правовых институтов, которые обеспечивают регулировку сравнительно самостоятельной обширной области, а также область социальных отношений.

Способ деления системы права на отрасли определен наличием у всякой из них характерных предмета и метода правовой регулировки.

Предмет правового регулирования – это те социальные взаимоотношения, которые подвержены правовой регламентации. Другими словами, каждая отрасль права «контролирует» свой особенный участок социальной жизни, единый комплекс однородных коллективных отношений.

Метод правового регулирования — совокупность всевозможных вариантов и техник правового воздействия отрасли права на социальные отношения, которые представляют собой предмет отрасли.

Компоненты, которые входят в метод правового регулирования:

  • последовательность появления прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т.д.);
  • степень независимости субъектов в момент возникновения прав и обязанностей (равенство сторон или же отношения власти—подчинения);
  • варианты регулировки инициативности субъектов права (запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения);
  • варианты обеспечения прав и обязанностей (судебный и прочий порядок).

Именно благодаря различным сочетаниям данных компонентов образуется метод конкретной отрасли права. Структура теории права включает в себя 2 метода правовой регулировки: императивный (авторитарный) и диспозитивный (автономии).

Базой для императивного метода является применение властных юридических установок, не допускающих отступлений от четко определенного правила поведения. Другими словами, лица правоотношений имеют право выполнять лишь разрешенные действия.

Диспозитивный метод (или метод автономии) дает возможность самим участникам правоотношений независимо от кого-либо устанавливать собственное поведение в рамках правовых предписаний. В это время стороны являются равными субъектами, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иными словами, субъекты вправе выполнять любые действия, которые прямо не запрещены законом.

Система российского права: отрасли права

Отрасль права — это объективно обособившаяся внутри системы права совокупность имеющих между собой взаимную связь норм, которые объединены единством предмета и метода правового регулирования.

Важно отметить, что отрасль права может сформироваться только как составная часть системы права. Также она имеет и относительную независимость, что проявляется в единстве ее функций и самостоятельности функционирования.

Юридическая наука подразделяет отрасли права на:

  • профилирующие, т.е. базовые отрасли, которые охватывают:
    • важнейшие правовые режимы: конституционное право;
    • материальные отрасли (гражданское, административное, уголовное право);
    • процессуальные отрасли (гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право). Эта группа содержит в себе главные, первичные с правовой стороны, юридические средства регулировки;
    • право труда,
    • земельное право,
    • право финансов,
    • семейное право,
    • уголовно-исполнительное право;
    • право предпринимательства,
    • право экологии,
    • право коммерции,
    • право прокурорского надзора,
    • морское право.

    Встречаются также довольно-таки крупные отрасли, которые сложны по своему составу. Параллельно с институтами права крупные отрасли включают в себя еще один компонент — подотрасли, представляющие собой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права.

    Например, состав отраслей конституционного права:

    • муниципальное право;
    • избирательное право;
    • парламентское право.

    Гражданское право включает в себя такие подотрасли, как:

    • авторское право,
    • обязательственное право,
    • наследственное право.

    Финансовое право включает следующие подотрасли:

    • бюджетное право,
    • налоговое право.

    Внешнее выражение подотрасли проявляется в наличии в ней группы норм, которая содержит всеобщие принципиальные положения, присущие нескольким (однако не всем) правовым институтам этой отрасли. Некоторые отрасли права, например, процессуальное, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Именно поэтому существует различие между институтом права и подотраслью права в том, что она не есть обязательный компонент всякой отрасли.

    Профилирующие отрасли, которые входят в систему права, отдают центральное место конституционному (государственному) праву. Предмет конституционного права – отношения, у которых есть связь с принципами организации и работы органов государственной власти, государственного суверенитета, правового положения личности. Эта отрасль объединена с осуществлением суверенитета русских жителей во всех его формах, снабжением возможности функционировать институтов представительной и непосредственной демократии. Редчайшей прерогативой конституционного права является обеспечение полновластия народа во всех областях жизнедеятельности общества. Никакая другая отрасль права этим не занимается.

    Основной источник важнейшей роли конституционного права является Конституция РФ, нормы которой являются отправными для всех отраслей права.

    Например, конституционное право, при закреплении различных форм собственности, права собственника, определяет базу гражданского права; при определении бюджетной системы государства, системы налогов, нормы конституционного права утверждают основы финансового права и т.д.

    Гражданское право — это единство правовых норм, которые выполняют регулирование имущественных и объединенных с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорных и иных обязательства, а также связанных с ними личных неимущественных отношений.

    Социальные взаимоотношения, трактующиеся как предмет данной отрасли, опираются не на подчиненность, а на равноправие, независимость воли участников взаимоотношений, их имущественную самостоятельность. Гражданско-правовые нормы устанавливают последовательность возникновения, изменения, прекращения имущественных отношений, осуществляют регулирование отношений собственности, договорных отношений и иных вопросов. Федеральное гражданское законодательство и ГК регулируют отношения в области гражданского права.

    Нормы, призванные выполнять регулировку судопроизводства по гражданским и семейным делам составляют гражданское процессуальное право. Другими словами, нормы гражданско-процессуального права определяют права, и обязанности суда, когда осуществляется правосудие, фиксируют правовой статус субъектов гражданского процесса, регламентируют ход судебного разбирательства и т.д. Основной источник гражданско-процессуального права — ГПК.

    Уголовное право как отрасль – это единство юридических норм, которые выполняют установление преступности и наказуемости деяний, наносящих вред личности, обществу, государству. Преступления определяются нормами уголовного права, которые описывают их круг, виды и размеры наказания за них и т.д.

    Таким образом, нормы уголовного права — это нормы-запреты. Они ставят запрет на социально опасные действия и бездействия людей под угрозой использования особых средств государственного принуждения — уголовного наказания. Источником уголовного права – УК.

    Нормы, которые выполняющие установку порядка производства по уголовным делам, связаны уголовно-процессуальным правом. Нормы этой отрасли выполняют регулировку деятельности правоохранительных органов (суд, следственный комитет, органы дознания и т.д.) и их отношения с гражданами во время расследования, судебного разбирательства и разрешения уголовных дел. Они собраны УПК.

    Административное право осуществляет регулировку управленческих отношений, которые складываются во время организации и деятельности органов исполнительной власти. Нормы административного права призваны регулировать публично-правовые взаимоотношения власти—подчинения, в которых одна из сторон зачастую является исполнительным органом власти (должностным лицом), наделенным государственно-властными полномочиями. Самый важный источник административного права — КоАП.

    Рассмотрение особых отраслей целесообразным образом будет начать с трудового права, которое в свою очередь определяет порядок установления, изменения и прекращения трудовых правоотношений, длительность рабочего времени и времени отдыха, дисциплинарную и материальную ответственность, охрану труда, порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных споров и т.д. ТК – основной нормативный акт права на данный момент.

    Семейное право есть отрасль права, которая призвана регулировать брачно-семейные отношения как имущественного, так и личного неимущественного характера. В нормах семейного права четко указаны права и обязанности, которые должны выполнять супруги, родители и дети в отношении друг друга, а также последовательность вступления в брак и его расторжения. В основе семейного права России лежит СК.

    Финансовое право – это единство юридических норм, которые осуществляют регулирование отношений в области создания государственного и местных бюджетов, их осуществление.

    Нормы данной отрасли контролируют порядок взимания налогов и других платежей в бюджет, а также иные вопросы. В отличие от административно-правовых финансовые правоотношения — это имущественные (денежные) отношения, возникающие во время процесса финансовой деятельности государства по поводу денежных средств. Особо важным моментом права финансов есть присутствие в его содержании подотраслей права: бюджетное, налоговое и банковское право. Нормы права финансов включает в себя Конституция Российской Федерации, БК, НК и иные нормативные правовые акты.

    Существенную роль в системе права представляют собой комплексные отрасли.

    Например, экологическое право — это совокупность норм, которые занимаются регулированием общественных отношений в области взаимодействия социума и природы.

    Это сравнительно «молодая» ветвь права, которая имеет место воздействовать на отношения людей, организаций с целью целесообразного использования природных ресурсов, защиты окружающей среды. Эта отрасль занимается регулированием таких экологических отношений, возникающих вследствие целесообразного использования и охраны природных ресурсов. Это могут быть недра, леса, атмосферный воздух и многое другое. ИК Федеральный закон от 10 января 2002 г. .N’9 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие нормативные правовые акты включают в себя эти самые нормы права экологии.

    Предпринимательское право рассматривает последовательность ведения независимой деятельности граждан и юридических лиц, направленной на приобретение прибыли от осуществленных работ, оказанных услуг и связано с риском автономной имущественной ответственности предпринимателей.

    Земельное право — это отрасль права, которая осуществляет регулирование социальных отношений.

    Объект данных отношений – земля. Земля в данном случае является сразу и природным ресурсом и объектом хозяйствования. Самым существенным источником земельного права является ЗК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *