Коммуникативные умения, необходимые юристу.
Однако знание норм и правил профессионального общения принесет успех в том случае, если эти знания основаны на профессионально важных личностных качествах, о которых шла речь ранее.
Какими личностными качествами должен обладать юрист, чтобы успешно организовать общение?
Во-первых, знание психологии другого человека. Что значит знать психологию партнера по общению? Главным образом это знание ценностных ориентаций, которые находят свое выражение в потребностях, мотивах, интересах. Это то, что человек считает для себя принципиально важным и значимым. Юристу необходимо быть ориентированным на людей. К сожалению, часто бывает ориентация на исполнение документа. В результате действия негативных факторов в профессиональной деформации некоторые юристы ориентируются на недостатки других людей, в первую очередь на слабости, ошибки.
Во-вторых, качествами, которые определяют особенности психических познавательных процессов, предполагающие:
- • достаточно большой объем внимания, умение его распределить по всему внешнему облику партнера по общению;
- • наблюдательность, способность фиксировать изменение в настроении и поведении и связывать это с существенными явлениями в личности партнера по общению;
- • особенности памяти, и в первую очередь памяти на лица, имена, факты биографии партнера по общению, на особенности эмоциональных реакций и т.п.;
- • особенности мышления, способность анализировать поступки человека, видеть мотивы его поведения и прогнозировать поступки в различных ситуациях;
- • интуицию и воображение. Воображение в данном случае проявляется в умении ставить себя на место другого человека.
У людей без развитого мышления и воображения часто встречается типичная ошибка — приписывание партнеру по общению своих мыслей, намерений, состояний.
В-третьих, эмоционально-волевая устойчивость, эмоциональная воспитанность. От этого зависит, может ли человек сопереживать другим людям. Такое качество называется эмпатией.
В-четвертых, умение человека выбирать оптимальный стиль общения, т.е. способ обращения с партнером. Часто неправильный способ общения порождает поступки, нежелательные для делового общения. Например, грубость порождается бестактностью, неисполнительность — попустительством, капризность — излишней уступчивостью.
Личностные черты определяют общий стиль общения. Общение — это социально-психологическое явление, которое детерминировано конкретно-историческими и личностными особенностями людей, их социальным положением, целями и задачами деятельности. Эффективность делового общения юриста определяется как структурой и этапами процесса общения, так и развитием у него профессионально важных качеств, навыков, умений.
Кроме всего прочего, в профессиональном общении юрист должен также учитывать возрастные, профессиональные и индивидуальные особенности личности.
Давайте более подробно остановимся на характеристике процесса восприятия человека человеком. Формирование представления о другом человеке обеспечивают психические познавательные процессы, в первую очередь ощущение, восприятие, память, воображение, мышление.
Каковы особенности формирования образа партнера?
- 1. Восприятие партнера носит предметный характер. Эта конкретность выражается в восприятии трех основных характеристик образа: физических данных; экспрессии, т.е. особенности самовыражения партнера; внешнего оформления. Поэтому юристу при получении информации целесообразно придерживаться этих показателей.
- 2. Целостность образа. Например, целостный образ возникает постепенно в зависимости от приближения к объекту. Для людей с нормальным зрением возможно выделить человека от фона на расстоянии 2 км, общий контур — 1 км, движения рук и ног — с 700 м, голову, плечи, овал лица — с 300 м, лицо — 200 м, глаза, пальцы — 60 м.
Причем на дальних расстояниях характерно завышение роста, а верхние части фигуры распознаются лучше нижних. Кроме удаленности важное значение имеет ракурс.
- 3. Константность образа. По мере накопления сведений образ объекта остается постоянным.
- 4. Осмысленность. В образ включаются обобщенные данные о категории людей, к которой принадлежит объект восприятия.
В данном случае особенно велика роль социальной установки наблюдателя.
Основным исходным психологическим механизмом формирования внешнего образа партнера является узнавание. Характерно, что порог узнавания людей ниже порога узнавания вещей.
Основная закономерность узнавания состоит в том, что идет рассматривание фигуры сверху вниз. Верх головы, волосы, лоб и глаза являются исходной точкой отсчета. Поэтому наиболее легко затем воссоздаются (портретируются) именно эти элементы.
Другая закономерность формирования образа — целесообразность. В поле зрения попадают те элементы внешности, которые определяются целью наблюдения.
Третья закономерность — особенности стимулирования при построении образа партнера. При положительной стимуляции образ партнера описывается более привлекательно и полнее. Таким образом, подкрепление также участвует в конструировании восприятия человека человеком. Поэтому юристу при проведении процессуальных действий следует воздерживаться от своих оценок личности объекта деятельности.
Четвертая закономерность — эмоциональное состояние партнера (свидетеля). В состоянии эмоционального возбуждения партнеру дается также неполная и непривлекательная оценка.
Пятая закономерность — характер взаимоотношений между партнерами. Дезорганизует восприятие и последующее портретирование чувство страха или взаимной антипатии.
Отражение партнера обусловлено восприятием содержания личности человека. Для людей при составлении образа партнера элементы внешности распределяются примерно следующим образом.
- 1. Физический облик — 82,5% элементов внешности человека: рост (длина тела); глаза (цвет); нос; особенности телосложения; цвет волос. Рост, цвет глаз и волос выполняют роль опорных признаков, с которыми затем связываются все остальные элементы внешности. Важными признаками физического облика также являются контур тела и форма лица. Но они выделяются не в первую очередь.
- 2. Экспрессия — внешние особенности выражения чувств и поведения. К элементам экспрессии, которые чаще всего воспринимаются в первую очередь, относятся: общее выражение лица; выражение глаз; особенности голоса и речи; жесты. Экспрессивные особенности портретируемого лица обычно составляют около 14% информации о нем. Включение черт экспрессии характерно при описании облика хорошо знакомых людей. Следует учесть, что большинство людей во внешнем облике партнера быстрее отмечают те особенности, которые являются отклонением от общепринятой нормы.
- 3. Внешнее оформление — одежда, прическа, косметика, украшения и т.п. Эти данные обычно не превышают 5% общей информации.
Соотношение этих трех групп элементов образа партнера у различных профессиональных и возрастных групп различно, тем не менее общие зависимости приблизительно таковы:
- • женщины дают более точную оценку образа партнера;
- • для подростков характерна слабая фиксация экспрессии и сосредоточенность на внешнем оформлении портретируемого лица;
- • для взрослых типична сосредоточенность на экспрессии.
Особенности восприятия у различных групп людей зависят от
уровня культуры и образования, от целей и задач деятельности, от жизненного опыта.
Наиболее образованные и проницательные обращают внимание на особенности экспрессии, другие — на физические черты и оформление внешности.
Их описания внешнего облика партнера можно свести в три группы.
- 1. Суждения, которые имеют четко определенное описание и применялись для обозначения конкретных элементов (70%).
- 2. Суждения на основе штампов обыденного сознания или сходства с чьей-то внешностью. Сюда можно отнести суждения, в которых приводятся аналогии с психическими особенностями, — «умный лоб», «волевой подбородок», «чувственные губы» (11%).
- 3. Суждения, характеризующие «выразительное поведение», — «угрюмое лицо», «печальные глаза», «виноватая походка» и т.п. (4%).
Таким образом, отражая облик одних и тех же людей, партнеры по общению преломляют их через ту систему образов и понятий, которая у них уже сложилась. Поэтому и характер осмысления облика одних и тех же людей всегда различен. Люди с развитым образным мышлением, пожилые, необщительные, эмоционально неустойчивые успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния. Практически любые эмоциональные состояния опознают люди с образным мышлением, эмоционально подвижные, экстраверты.
Общение с людьми составляет основу профессиональной деятельности юриста любой специализации. Поэтому знание социально-психологических закономерностей общения является непременным условием его высокой квалификации.
Специфика профессионального общения юриста требует от него высокоразвитых коммуникативных качеств, навыков и умений, которые формируются как в процессе обучения, так и в процессе самообразования и практики. Особую роль в развитии этих качеств играет самоанализ, упражнения и психологические тренинги.
Слово не воробей: как юристу улучшить свои коммуникативные навыки
Коммуникативная компетенция – это способность вести беседу устно и письменно, получать из общения максимум полезной информации, понимать и проникать во внутренний мир коммуниканта. Не менее важно умение убеждать и менять точку зрения клиента, изложив собственную позицию, выстраивать доверие и находить компромиссы.
Налаженная система снижает до минимума возможность межличностных конфликтов и одновременно способствует укреплению престижа и карьерному продвижению. Боле того, четкие вопросы и установление эмоциональной связи помогут юристу получить все необходимые детали.
Коммуникативные навыки неотъемлемы при представлении интересов клиента в суде. Юрист должен уметь четко и аргументированно выражать свои мысли перед оппонентами, обладать способностью ясно объяснить свою позицию и убедить аудиторию в правоте своих аргументов.
Помимо этого, юридическая практика предполагает взаимодействие с коллегами, экспертами, свидетелями и другими профессионалами. Работа в команде и способность обмениваться информацией и идеями с другими специалистами помогает достичь наилучших результатов.
По словам управляющего партнера Legal House, руководителя инсорсинговых направлений ГК ITGLOBAL.COM Ольги Звагольской, коммуникативные навыки играют важную роль и при приеме на работу. Спикер отмечает, что при собеседовании соискатель обращает внимание на технику речи и дар убеждения. Письменные экзамены, к которым пришла система образования, породили серьезную проблему в коммуникации именно среди юристов. Многие отлично пишут, но им сложно говорить и выступать, быть услышанными и понятыми, поэтому техника речи — важный софт скил, который необходимо прокачивать юристу в любом возрасте.
Прокачать себя
Именно первые секунды общения формируют отношение к юристу на любом судебном заседании или встрече. Но одними выступлениями, как это было раньше, качественному специалисту уже не ограничиться. Чтобы шагать в ногу со временем и не выпадать из медийного поля, успешные юристы как можно чаще принимают участие в больших конференциях, саммитах, форумах, выступая там перед многотысячной аудиторией. Такой способ коммуникации требует хорошей подготовки.
Приобрести или улучшить навык публичных выступлений можно, пройдя курс ораторского искусства. Там можно научиться уверено аргументировать свою позицию, развить силу голоса, управлять вниманием слушателей, работать в кадре и прочее.
Работа на публике также заставляет ассоциировать юристов с актерами, которые выходят на сцену, убедительно играя свою роль. На этом фоне многим служителям Фемиды не помещало бы поучиться у артистов различным техникам. Курсы актерского мастерства можно пройти даже на онлайн-платформах или взять индвидуальные уроки.
Встречают по интервью
Адвокат, партнер Юридической группы Гришин, Павлов и и партнеры Полина Павлова не менее важным навыком юриста считает консультирование клиентов, в частности этап интервьюирования. На курсе «Коммуникативные навыки адвоката» на площадке LegalAcademy она поделилась лайфхаками по определению типов и специфике работы с «трудными» клиентами, а также подходах к первому интервью.
Интервьюирование — это беседа, проводимая адвокатом или юристом, с целью сбора информации и выяснения характера запроса клиента, а также его ожиданий и интересов. Основная задача здесь — обеспечить благоприятную обстановку для установления контакта и взаимопонимания с клиентом.
«Как правило, к адвокату обращаются с какой-то проблемой, и если клиент приходит в помещение, где ему некомфортно, где, например, есть посторонние лица, он зажимается. Поэтому важно создать приятную и комфортную обстановку. Также в начале лучше разговорить клиента, побеседовать на отвлеченные темы, а затем перейти к основному диалогу», — отметила Павлова.
Тихий кабинет, спокойствие, предложение выпить чай или кофе — все это обеспечит доверительность. Затем можно переходить к этапу сбора информации. Юрист должен выяснить все как о фактах дела и клиенте, так и об иных участниках проблемы. Важно понять ожидания и интересы потенциального клиента, а только затем определить характер и вид требуемой помощи.
Виды интервьюирования:
- Первичное интервьюирование. Является важным этапом, который помогает юристу понять, насколько дело имеет юридическую основу, и определить дальнейшие шаги для оказания помощи клиенту.
- По существу дела. Оно может быть основным, дополнительным и повторным. Например, основное включает в себя психологическую часть (налаживание контакта), информационно-аналитическую (сбор фактов), организационную (четкий план беседы с клиентом, тайминг).
Советы и рекомендации при интервью:
- Не навреди. Когда клиент приходит с одним запросом, но после беседы их становится больше, а вопросы остались без ответа, это плохо характеризует специалиста.
- Адвокат не в праве оказывать помощь, если она имеет заведомо незаконный характер.
- Позиция адвоката не должна противоречить позиции и интересам доверителя.
- К каждому интревью необходимо тщательно готовиться.
Важно понимать, что коммуникативные навыки для юриста играют не менее важную роль, чем правовые знания и аналитические способности. Умение общаться, идти навстречу клиенту, способность сглаживать конфликты посредством диалога гарантировано поможет в продвижении по карьерной лестнице.
4 Коммуникативные умения, необходимые юристу
Речевые умения — связаны с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения. К ним относятся следующие умения: грамотно и ясно сформулировать свою мысль; достичь желаемой коммуникативной цели; осуществить основные речевые функции (подтвердить, возразить, усомниться, одобрить, согласиться, предложить, узнать, пригласить и т.д.); говорить выразительно (выбрать правильный тон разговора, расставить логические ударения, найти точную интонацию и т.д.); высказываться «целостно», т.е. достигать смысловой целостности высказывания
Социально-психологические умения — связаны с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимопроявлений и взаимовлияний. Это умения: психологически верно в соответствии с ситуацией вступить в общение; поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров; психологически точно определить «точку» завершения общения; максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии; прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение
Психологические умения — связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования. Это умения: преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излишнее напряжение; мобилизовать психофизический аппарат на овладение инициативой в общении; эмоционально настраиваться на ситуацию общения; психологически и физически «пристраиваться» к партнеру по общению;
Умения использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией. Это умения: реализовать ситуативные нормы обращения и привлечения внимания; организовать знакомство с партнерами; использовать ситуативные нормы поведения; адекватно ситуации выразить просьбу; высказать совет, предложение, упрек, сочувствие, пожелание.
Умения использовать невербальные средства общения. К ним относятся: паралингвистические средства общения (интонация, пауза, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика); экстралингвистические средства (смех, щум, аплодисменты и т.п.); кинетические средства общения (жест, мимика); проксемические средства общения (поза, движения, дистанция общения).
6. Умения взаимодействовать: на уровне диалога — с личностью или группой; на уровне полилога — с массой или группой; на уровне межгруппового диалога.
(1) Знание психологии другого человека.
(2) Качества, которые определяют особенности психических познавательных процессов:
• достаточно большой объем внимания, умение его распределить по всему внешнему облику партнера по общению;
• наблюдательность, способность фиксировать изменение в настроении и поведении и связывать это с существенными явлениями в личности партнера по общению;
• особенности памяти, и в первую очередь памяти на лица, имена, факты биографии партнера по общению, на особенности эмоциональных реакций и т.п.;
(3) Эмоционально-волевая устойчивость, эмоциональная воспитанность. От этого зависит, может ли человек сопереживать другим людям. Такое качество называется эмпатией.
(4) Умение человека выбирать оптимальный стиль общения, т.е. способ обращения с партнером. Часто неправильный способ общения порождает поступки, нежелательные для делового общения. Например, грубость порождается бестактностью, неисполнительность — попустительством, капризность — излишней уступчивостью.
Личностные черты определяют общий стиль общения. Общение — это социально-психологическое явление, которое детерминировано конкретно-историческими и личностными особенностями людей.
Общение с людьми составляет основу профессиональной деятельности юриста любой специализации. Поэтому знание социально-психологических закономерностей общения является непременным условием его высокой квалификации.
Специфика профессионального общения юриста требует от него высокоразвитых коммуникативных качеств, навыков и умений, которые формируются как в процессе обучения, так и в процессе самообразования и практики. Особую роль в развитии этих качеств играет самоанализ, упражнения и психологические тренинги.
Коммуникативная компетентность — это знание юристом норм и правил общения, а также владение его технологией. Она невозможна без развитых способностей юриста к общению с другими людьми — коммуникативных способностей, т.е. способностей владеть инициативой в общении, проявлять активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, формировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и взаимной стимуляции в общении.
Кроме потребностей юридической практики, общение обеспечивает удовлетворение социальных потребностей личности. К таким потребностям относятся: стремление человека к взаимодействию, любви и поддержке; потребность к самоутверждению; потребность к самовыражению и самореализации; потребность в эмоциональной поддержке и признании.
4Языком принято называть совокупность или систему каких-либо знаков, с помощью которых люди мыслят, познают бытие и закрепляют знания, обмениваются информацией, общаются и взаимодействуют. Язык — одно из эффективных средств накопления и передачи социального опыта, довольно и увидеть осуществления исторической преемственности поколений, воспроизводства материальной и духовной культуры. В современном обществе существуют различные языки: математические, технические, языки естественных и гуманитарных наук; языки жестов, мимики и др. Важнейшим из языков человеческой жизнедеятельности является вербальный (словесный) язык. Это система слов, словосочетаний и других форм внутренней и внешней (интонационно-звуковой) речи. Слова и совокупности слов составляют главные единицы речи как способности человека выражать свои мысли себе и другим людям каким-либо вербальным языком.
Язык права — система вербальных и других знаков, наделенных конкретным объемом, содержанием, смыслом и значениями в зависимости от отражаемых элементов и признаков права, правовых принципов, норм и законов. Многие слова и словосочетания в языке права многозначны. Поэтому важно в разговорной речи и в языках правовых наук уточнять (пояснять) смысл и значение тех или иных слов и словосочетаний.
В языке права исторически сформировалась особая иерархия вербальных форм. Во-первых, существуют слова и словосочетания разговорного правового языка, а также более точного и систематизированного — языка правовых наук, норм, принципов и юридических законов. Во-вторых, сложилась своя терминология в сферах и областях права. Можно указать на философско-правовую, социально-правовую, материально-правовую, политико-правовую, духовно-правовую, военно-правовую сферы языка права. Существует терминология общей теории права, видовых правовых наук и теорий: язык естественного, частного, семейного, экологического, финансового права и др. Важнейшими элементами языка права в Российской Федерации выступает терминология конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Слова-значения, термины, понятия и категории выступают главными речевыми формами языка права как в разговорной, не всегда точной по используемым словам и словосочетаниям речи, так и в абстрактно-логической, научно-теоретической речи, когда основными формами выступают понятия, суждения и умозаключения. Например, выражение «Российское государство нарушает права личности» является формой разговорного языка права. В нем не точно выражены объект и субъект правового взаимодействия. Суждение «Правоохранительные органы нарушили 8 ноября 1999 года в Москве право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания и митинги (ст. 31 Конституции Российской Федерации), запретив собрание молодежи на Васильевском спуске, является точным по употребляемым понятиям и терминологии, по объектам и субъектам правового взаимодействия.
Язык права постоянно развивается. Особое внимание следует уделять изучению юридических понятий, использующихся в текстах Конституции страны, в других законах и подзаконных актах. Важно подчеркнуть, что собственно юридическую терминологию официально нельзя пояснять и комментировать каждому субъекту по своему усмотрению. Право пояснения (комментирования) основных законов и юридической терминологии предоставлено в каждой стране конкретным органам и лицам судебной иерархии.
Так, в Российской Федерации толкование ее Конституции может давать только Конституционный Суд (ст. 125, п. 5 Конституции РФ). Пояснения и теоретическая разработка правовой терминологии в научных исследованиях, в средствах массовой информации и других сферах не являются официальными и не требуют обязательного исполнения в судопроизводстве.
Коммуникативная компетенция как ядро профессиональной деятельности юриста Текст научной статьи по специальности «Право»
Описываются теоретические основы формирования коммуникативной компетенции у студентов юридического факультета; уточняется понятие «компетенция», а также структура коммуникативной компетенции применительно к юридической деятельности; определяются и обосновываются педагогические условия эффективного формирования коммуникативной компетенции юристов .
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Климова Ольга Владимировна
Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетенция как ядро профессиональной деятельности юриста»
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ЯДРО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА
Троицкий филиал Челябинского государственного университета г. Троицк
Описываются теоретические основы формирования коммуникативной компетенции у студентов юридического факультета; уточняется понятие «компетенция», а также структура коммуникативной компетенции применительно к юридической деятельности; определяются и обосновываются педагогические условия эффективного формирования коммуникативной компетенции юристов.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, юрист, коммуникативная компетентность, педагогические условия.
Укрепление российской государственности, коренное изменение правосознания граждан, реформирование судебной системы, радикальные перемены в содержании форм и методов деятельности юристов предъявляют высокие требования к их профессиональной подготовке, деловым качествам, психологопедагогической, этической культуре, а также речевому мастерству.
Юрист в современном обществе — специалист, профессионально обученный разрешать социальные конфликты с позиции права, то есть справедливо, на разумной основе и с применением одинакового для всех масштаба в поведении. Развитие новой системы взаимоотношений между государством, организациями и гражданами требует более широкого использования различных способов речевой деятельности, и вопрос о коммуникативной подготовке юристов приобретает еще большую актуальность.
Проблема коммуникативной компетентности современного юриста представляется крайне важной, прежде всего, с практической точки зрения, поскольку именно качественная коммуникативная подготовка предопределяет успех деятельности юриста любой специализации. Однако целенаправленное формирование этого параметра затрудняется из-за отсутствия однозначной его трактовки. Поэтому мы считаем необходимым уточнить, как само понятие «коммуникативная компетенция юриста», так и сопутствующие ему понятия «коммуникация», «коммуникативная компе-
тентность» и «профессиональная деятельность юриста».
Анализ работ М.С. Кагана, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Б.Н. Головина, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, А.С. Золотняковой позволяет нам сделать заключение, что проблемами коммуникации занимаются представители разных наук — философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи. Каждый из них рассматривает этот процесс с позиций своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формулирует определение.
Термин «коммуникация» первоначально в англоязычной литературе понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, что само по себе является синонимом термина «общение» [5]. В свою очередь, слово «общение» обозначает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональными переживаниями между людьми. В таком случае, действительно, нет разницы между коммуникацией и общением.
Кроме того, существует точка зрения, согласно которой базовой категорией является коммуникация, которая между людьми протекает в форме общения как обмен знаковыми образованиями (сообщениями). Но существует и противоположная трактовка соотношения понятий «коммуникация» и «общение», в которой основной категорией считается общение, а в структуре последнего выделяются коммуникация (обмен информацией), интеракция (организация взаимодействия и воз-
действия) и перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопонимания). При этом коммуникация выступает своего рода посредником между индивидуальной и общественно значимой информацией. Следовательно, общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. В отличие от него коммуникация — это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств.
В последнее время в педагогической литературе при описании готовности к коммуникативной деятельности часто используются термины компетенция и компетентность. Анализ современной научной литературы позволяет нам говорить о компетенции как о междисциплинарном феномене, в определении которого отсутствует четкая стандартизация. Причинами неопределенности толкований данной категории, как и границ самого понятийного поля, можно назвать: во-первых, многоаспект-ность рассматриваемой категории, которая, с одной стороны, характеризуется самостоятельностью ее составляющих, с другой — в совокупности представляет собой ансамбль личностных качеств, типов поведения, индивидуализации протекания коммуникативного акта; во-вторых, особенности перевода данного термина — в отечественном научном сознании английское «competence» обозначается как «компетенция» и одновременно «компетентность». Кроме того, слово «competence» в английском языке употребляется во множественном числе, что и отразилось в не очень четких отечественных переводах [9].
Ориентация на усвоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности является ведущей в работах многих ученых, но каждый из них по-своему определяет эти интегративные единицы. Так, по-мнению Э.Ф. Зеера [10], понятие «компетентность» шире понятия «знания» или «умения», или «навыка». Оно включает в себя не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, а также результаты обучения в виде знаний и умений, системы ценностных ориентаций, привычек и пр. Что же касается
определения термина «компетенция», то под компетенциями подразумевается интеграция знаний, умений, опыта с социальнопрофессиональной ситуацией, то есть с конкретной реальной действительностью.
В свою очередь С.Е. Шишов [11] под компетенцией понимает общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность. Он считает, что компетенции являются важным педагогическим условием достижения цели образования, так как благодаря им учащиеся выступают в качестве активных носителей субъективного опыта. Поэтому понятие «компетенции» включает в себя и понятие «компетентность», т.е. определенную сумму знаний и умений, и одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений с условиями конкретной деятельности.
Таким образом, под компетентностью подразумевается содержательное обобщение теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений. Компетенции же — это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Следовательно, коммуникативная компетентность -это содержательное обобщение теоретических и практических знаний в области коммуникации, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений и ситуаций, необходимых для успешного речевого взаимодействия.
Рассмотрим указанные выше конструкты применительно к теме исследования.
Так как юриспруденция — это многопрофильная профессия, и каждая из специальностей имеет свои особенности, то юристу по роду своей деятельности приходится не только оперировать законом, но и разъяснять, объяснять, доказывать, убеждать и переубеждать. Поэтому он должен быть «профессиональным коммуникантом», т.е. уметь активно использовать специальные приемы воздействия на людей, позволяющие ему достигнуть коммуникативных целей с меньшими временными и энергетическими потерями [13].
Кроме этого, юрист должен хорошо владеть навыками публичной речи. Представите-
лям этой профессии нередко приходится выступать на собраниях, заседаниях, конференциях, симпозиумах, перед населением по правовым и иным вопросам, принимать участие в различного рода торжественных и скорбных мероприятиях. Юристы выступают с лекциями, докладами, научными сообщениями, с агитационными и приветственными речами. Все это требует хорошего знания основ ораторского мастерства и большого опыта публичных выступлений.
К тому же юристу по роду своей профессиональной деятельности, независимо от того, в какой сфере он трудится, постоянно приходится кого-то в чем-то убеждать, доказывать и аргументированно отстаивать свою точку зрения, опровергать неверные утверждения, т.е. юрист должен обладать полемическим мастерством, особенно при составлении судебных речей. А.Ф. Кони [15] писал, что «деятели судебного состязания не должны забывать, что суд, в известном отношении, есть школа для народа, из которой, помимо уважения к закону, должны выноситься уроки служения правде и уважения к человеческому достоинству, школа, где главным оружием на протяжении всего действия остается язык». Как отмечают специалисты, при прочих равных условиях, в конечном счете, больше дел выигрывают те судебные ораторы, которые умеют с помощью слов «нарисовать более яркие картины, иллюстрирующие их взгляд на дело» [2]. Следовательно, коммуникативную компетентность юриста можно определить как содержательное обобщение как теоретических, так и практических знаний в области профессиональной коммуникации, представленных в форме специфических юридических понятий, принципов, смыслообразующих положений и ситуаций, необходимых для успешного речевого взаимодействия в процессе профессиональной деятельности. Учитывая сложный характер понятия «коммуникативная компетенция юриста», отраженный в его определении, мы считаем целесообразным выделить компоненты этой категории.
Опираясь на труды Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и системные обобщения, сделанные в этой сфере Э.Ф. Зее-ром, мы вслед за ними будем считать, что коммуникативная компетенция включает следующие компоненты: мотивационный (потребность в общении, мотивация к успеху); когнитивный (знание психологических основ общения, знания в области построения пуб-
личной речи, знания основ полемического мастерства, мышление); личностный (толерантность, коммуникабельность, эмпатия), а также деятельностный (коммуникативные умения и способности, умение выступать в судебных прениях, умение излагать свои мысли) компоненты. Реализация на практике этих компонентов, их интеграция и составляют основу коммуникативной компетенции юриста.
Развитие общества, науки, образования вносило свои изменения в представления педагогов о том, каким должен быть юрист. Однако, все они сходились в одном: «это должен быть прекрасный оратор, обладающей достаточно высоко сформированной коммуникативной культурой, в основании деятельности которого лежит необходимость доказывать и убеждать, т.е. необходимость склонять слушателей присоединиться к своему мнению при помощи профессиональных знаний, навыков, умений, внутренних размышлений, постоянной практики общения и большого круга чтения» [4].
В настоящее время формирование коммуникативной компетенции предполагает широкое использование различных средств и форм обучения, предусмотренных педагогическими планами и стандартами. Осуществление данного процесса возможно, по мнению А.А. Бодалева, только «при соблюдении таких педагогических условий, которые могли бы оказать непосредственное влияние на становление будущего юриста, т.е. помочь преподавателям в рамках определенных дисциплин уже на младших курсах подготовить коммуникативно-адекватного мастера слова, который в будущем сможет в полной мере отвечать запросам современного общества в плане своей профессиональной подготовки».[3]
Уточнение понятия и определение его структуры позволило нам выявить систему педагогических условий, способствующих успешному формированию обозначенного параметра. При этом мы опирались на гуманистический, аксиологический и деятельностный подходы.
Гуманистический подход способствует изучению и развитию личности студента юридического факультета как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления его духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъективности и своей профессиональной жизни. Гу-
манистический подход предполагает формирование у будущих правоведов способности к саморазвитию, культивирование импульса к самосовершенствованию, субъектом и движущей силой которого является такая высшая ценность, как личность и ее профессиональная деятельность.
Личность человека, смысл и ценности его профессиональной деятельности, вопросы общения и творчества становятся ключевым моментом при формировании коммуникативной компетенции студентов юридического факультета с использованием аксиологического подхода. Суть правовой аксиологии определяется спецификой юридической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Аксиологические характеристики деятельности юриста отражают ее гуманистический смысл. В самом деле, ценности профессии юриста — это те особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности будущего правоведа, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.
С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что в облике личности выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны личности; но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в единстве личности. Деятельность способствует яркому проявлению и развитию человека. Эта закономерность и положена в основу деятельностного подхода. Использование деятельностного подхода при формировании коммуникативной компетенции будущих правоведов способствует превращению студента из объекта в субъекта деятельности, а также освоению будущим правоведом содержания образования при наличии внутренней потребности и активно-положительной мотивации для такого освоения.
Опора на указанные подходы, анализ пси-холого-педагогической литературы и обобщение практического опыта позволили нам прийти к следующему выводу. Формирование коммуникативной компетенции юристов в вузе будет происходить эффективно, если:
• формирование коммуникативной компетенции студентов будет происходить непрерывно, начиная с первого курса, в рамках дисциплин психолого-педагогического цикла,
построенных на основе гуманистического подхода в сочетании с аксиологическим и деятельностным подходами;
• разработана система упражнений, направленных на развитие компонентов коммуникативной компетенции юристов;
• интеграция компонентов коммуникативной компетенции осуществляется в рамках деловых игр, построенных на принципах профессиональной направленности, активизации творческой активности, рефлексивности, учета личностных особенностей студентов.
Эксперимент по проверке эффективности предлагаемых нами педагогических условий проводился в Троицком филиале ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет». С 2002 года по 2007 год в эксперименте приняли участие 352 студента юридического факультета и 5 преподавателей. Анализ полученных данных показал, что по всем четырем критериям (мотивационный, личностный, деятельностный, когнитивный) наблюдались значительные изменения в экспериментальных группах (18-28%) по сравнению с контрольными (6-9 %).
Полученные данные служат доказательством того, что выявленные и реализованные педагогические условия являются эффективным средством формирования у студентов юридических специальностей профессиональной коммуникативной компетенции.
1. Андреев, В.И Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития /В.И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
2. Андреевский, С.С. Воспоминания из Библии / С.С. Андреевский. — М.: ЮРИСТЪ, 2004. — С. 45-65.
3. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Мо-дэк», 1996. — С. 16-49.
4. Васильев, В.Л. Адвокаты золотых лет. Письма и воспоминания / В.Л. Васильев. -М., 2004.-С. 22-98.
5. Головин, Б.Н. Коммуникация и общение /Б.Н. Головин. — М., 2001. — С. 15—26.
6. Горохов, В. М. Слагаемые мастерства /В.М. Горохов. — М.: Мысль, 1982. -144 с.
7. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкуль-турной коммуникации: учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 352 с.
8. Жалинский, А.Э. Профессиональная деятельность юриста/А.Э. Жалинский. -М., 1997. — С. 45-78.
9. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностям подход / Э. Ф. Зеер // Наука и образование. -2004. -М3. -С. 35-43.
10. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: науч.-метод. пособие / Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. —245 с.
11. Зимбардо, Ф. Социальное влияние /
Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. — СПб, 2000. -196 с.
12. Зимняя, НА. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / НА. Зимняя. — М., 2004. — С. 45-87.
13. Золотнякова, А. С. Личность в структуре общения / А.С. Золотнякова. -Ростов н/Д.: РГПИ, 1999. — С. 87-124.
14. Ивакина, Н.Н. Профессиональная речь юриста /Н.Н. Ивакина. — М., 1997. — С. 56-61.
15. Кони, А.Ф. Собрание сочинений: в 8 т. /А.Ф. Кони. -М., 1967. -Т.4-521 с.