Какая организация имеет право проводить экспертизу
Перейти к содержимому

Какая организация имеет право проводить экспертизу

  • автор:

Экспертное заключение проектов строительства объектов классов последствий СС2-СС3

Экспертиза проекта строительства – исследование архитектурных объектов, проектной документации и принятых проектных решений на соблюдение требований законодательства в градостроительной сфере.

Экспертиза является финальным этапом разработки архитектурных и строительных проектов и служит основанием для выдачи необходимого разрешения на проведение строительных работ на объекте. При проведении проверок контролирующий орган проверяет соблюдение таких параметров как:

  • прочность, надежность, долговечность и устойчивость сооружения;
  • конструктивная надежность;
  • эксплуатационная безопасность;
  • правильное инженерное обеспечение.

Случаи проведения экспертизы

Обязательной экспертизе подлежат проекты архитектурных объектов, которые относятся к классам последствий СС2-СС3. Проекты строительства сооружений класса последствий СС1 не подлежат прохождению проверки и проводятся по желанию инвестора.

Срок проведения экспертизы колеблется в пределах 15-90 дней.

Право на проведение экспертизы имеют как государственные, так и частные компании, которые имеют удостоверяющие лицензии на право проведения соответствующих работ. Выданные заключения имеют одинаковую юридическую силу.

В процессе проведения проверки к экспертизе могут быть привлечены работники СЭС, МЧС, охраны труда и другие.

Этапы проведения государственной экспертизы

Для получения заключения необходимо пройти несколько этапов:

  • подготовка документации (проект строительства подается в бумажном и электронном виде);
  • обращение в экспертную организацию;
  • заключение договора с экспертной организацией;
  • формирование экспертной комиссии;
  • проведение экспертизы;
  • принятие решения — выдача заключения.

Срок проведения экспертизы — 30 календарных дней. Результат экспертизы – письменный отчет.

Перечень необходимой документации

Основанием для начала проведения работ на строительном объекте является разрешение на выполнение работ, которое будет выдано только после получения положительного заключения в процессе прохождения экспертизы. Для получения юридического обоснования нужно собрать весомый пакет документов и подать его на рассмотрение в КП Киевэкспертиза или ГП Укргосстройэкспертиза либо в любую другую лицензированную экспертную организацию:

  • заявление;
  • проектную документацию;
  • сметную документацию; ;
  • технические условия и заключения;
  • отчет о проведение геологических и геодезических изысканий;
  • согласования соответствующих служб; ;
  • документы, удостоверяющие личность заявителя.

Важно!

Организатором проведения экспертизы является собственник, он же выбирает предприятие, которая будет проводить проверку. Разработчик проекта строительства не может проводить экспертизу.

Проведение экспертиз в Украине. Услуги организаций

Услуги Киевэкспертиза (осуществляет контроль в Киеве):

  • экспертиза проектно-сметной документации на строительные и монтажные работы;
  • строительная экспертиза проектно-сметной документации на ремонтные работы объектов класса последствий СС1;
  • проверка общестроительных и административных расходов и др.

Услуги госпредприятия Госстройэкспертиза (осуществляет аудит на всей территории Украины):

  • проверка градостроительной документации;
  • проверка сметной части проекта строительства;
  • проверка проекта строительства.

Застраховать объект от рисков поможет ТУ Эксперт

В контексте прохождения данного этапа узаконивания строительства и оформления юридических документов – получения экспертного заключения необходимо помнить о том, что экспертиза является своего рода “знаком качества” объекта и страховкой его от непредвиденных рисков. Положительное заключение является гарантом надежности, безопасности и законности организации дальнейших работ на объекте. ТУ Эксперт, понимая всю ответственность данного вопроса, поможет Вам в прохождении экспертизы и получении заключения. Обратившись в ТУ Эксперт, Вы получите:

  • 100% гарантии результата;
  • лояльность в вопросах оплаты;
  • комплексное сопровождение;
  • выполнение работ под ключ;
  • подготовка проектной документации;
  • подготовка обоснований на отклонения от общепринятых строительных норм;
  • юридические строительные документы.

Заказать услугу Вы можете онлайн, для этого воспользуйтесь кнопкой “Заказать”, которая расположена ниже.

Гоструда напоминает, кто имеет право проводить экспертизу состояния охраны труда и промышленной безопасности

Вниманию субъектов хозяйствования, которые намерены получить разрешение на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности согласно порядка утвержденного постановлением КМУ от 26.10. 2011 № 1107 (далее — Постановление № 1107).

Согласно Постановлению № 1107 экспертные организации — экспертно-технические центры, которые принадлежат к сфере управления Гоструда или независимые экспертные организации, которые обеспечивают научно-техническую поддержку государственного надзора в сфере промышленной безопасности и охраны труда и имеют подтвержденную компетенцию для инспекционной деятельности в сфере охраны труда в соответствии с полномочиями.

Требования к экспертным организациям, которые намерены выполнять (выполняют) экспертизу состояния охраны труда и безопасности промышленного производства утверждены приказом Министерства социальной политики от 12.04.2018 №507 и вступили в силу с 5 декабря 2018 года.

Эти Требования являются обязательными для субъектов хозяйствования независимо от формы собственности, которые намерены выполнять (выполняют) экспертизы в сфере охраны труда и безопасности промышленного производства других субъектов хозяйствования (далее — экспертная организация), а именно:

  • экспертизу состояния охраны труда и безопасности промышленного производства субъекта хозяйствования во время выполнения работ повышенной опасности;
  • экспертизу состояния охраны труда и безопасности промышленного производства субъекта хозяйствования во время эксплуатации машин, механизмов, оборудования повышенной опасности;
  • экспертизу относительно соответствия машин, механизмов, оборудования повышенной опасности требованиям законодательства об охране труда и промышленной безопасности с целью получения разрешения на их применение.

Экспертная организация должна, в частности

  • иметь статус юридического лица и материально-техническое обеспечение, необходимое для выполнения своих задач;
  • быть аккредитованной Национальным агентством по аккредитации Украины как орган по инспектированию, который осуществляет инспектирование в качестве третьей стороны;
  • не являться связанной с проектированием, изготовлением, поставкой, приобретением, владением, пользованием (эксплуатацией, введением в эксплуатацию), монтажом, наладкой, техническим обслуживанием, ремонтом, модернизацией, реконструкцией или заменой оборудования, на которое выдается заключение экспертизы;
  • осуществлять деятельность по экспертизе с обеспечением технической компетентности, не поддаваться любому давлению и побуждению, в частности финансового характера, которые могут влиять на ее суждения или результаты ее деятельности, особенно со стороны лиц или групп лиц, заинтересованных в результатах такой деятельности;
  • обеспечить независимость оплаты труда руководителя экспертной организации, его заместителей и экспертов технических от количества проведенных экспертиз или их результатов;
  • осуществлять свою деятельность с учетом области деятельности субъекта хозяйствования, заказывает работы (далее — заявитель), его структуры, технологии производства;
  • иметь достаточное количество компетентного персонала для надлежащего выполнения своих задач (не менее двух экспертов технических по каждому направлению деятельности заявителя).

Аккредитация экспертной организации должна быть выполнена в соответствии с требованиями стандарта ДСТУ EN ISO / IEC 17020: 2014.

Полномочия экспертов и экспертных организаций при контроле (надзоре) с 2021 года

Согласно ст. 33 Закона № 248-ФЗ, статус эксперта подразумевает одновременное соответствие следующим критериям:

  • нет личной заинтересованности в результатах контрольного (надзорного) мероприятия/действия;
  • нет статуса ИП;
  • есть специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности;
  • получен статус эксперта в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством РФ.

Эксперта привлекает контрольный (надзорный) орган для проведения экспертизы.

В свою очередь, экспертной организацией может быть:

  • не заинтересованные в результатах контрольного (надзорного) мероприятия/действия юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель;
  • когда есть аккредитация в соответствии с законодательством РФ о национальной системе аккредитации.

Экспертная организация сама определяет из числа своих работников лиц, которые будут выступать в качестве экспертов.

Аттестация экспертов

Порядок и правила аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2328.

Срок проведения аттестации эксперта – до 60 рабочих дней.

Аттестация может быть:

  • сроком действия не менее 5 лет (общее правило);
  • однократной – на срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
  • бессрочной (при необходимости).

Квалификационный экзамен для аттестации проводится не всегда, а при необходимости.

Одно из оснований прекращения действия аттестации эксперта – подтверждение контрольным (надзорным) органом недостоверности или необъективности результатов его деятельности.

Приостановление действия аттестации эксперта происходит при его поступлении на государственную или муниципальную службу, а также при принятии на работу в контрольный (надзорный) орган, принявший решение о его аттестации.

Права и обязанности экспертов

При проведении экспертизы эксперт, экспертная организация вправе:

  • знакомиться с документами и материалами, относящимися к экспертизе;
  • отказаться после получения документов и материалов, в том числе проб и/или образцов продукции (товаров), от экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне их компетенции, или от ответов на вопросы, не входящие в их компетенцию;
  • запросить письменно в течение 3-х рабочих дней со дня получения документов и материалов для экспертизы дополнительные материалы и документы, в том числе пробы и/или образцы продукции (товаров), необходимые для экспертизы;
  • уточнять поставленные вопросы в соответствии со своими специальными и/или научными знаниями и компетенцией;
  • включать в заключение выводы об обстоятельствах, которые имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия и в отношении которых не были поставлены вопросы.

Одновременно эксперт или экспертная организация обязаны:

  • подготовить заключение на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований;
  • не разглашать сведения, полученные в результате экспертизы, и не передавать их третьим лицам (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ);
  • соблюдать установленные сроки экспертизы.

Ответственность

За дачу заведомо ложного заключения эксперт/экспертная организация несут ответственность, предусмотренную законодательством. Об этом они всегда должны быть предупреждены.

Как работают эксперты

Документы, которые оформляют эксперты, должны быть электронными с усиленной квалифицированной подписью (ч. 1 ст. 21 Закона № 248-ФЗ). Это правило действует с 31 декабря 2023 года. Но Правительство РФ может в рамках отдельных видов госконтроля ввести в действие это правило и ранее.

Положение о виде контроля может устанавливать особенности проведения экспертиз по меньшим срокам, объему.

Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, помимо прочего, обязательно указывают экспертов или наименование привлекаемой экспертной организации.

Экспертам и экспертным организациям возмещают расходы, понесенные ими в связи с участием в контрольных (надзорных) мероприятиях, если порядок возмещения установлен федеральным законом о виде контроля (ст. 35 Закона № 248-ФЗ).

Как выбрать экспертную организацию?

Вопрос о том, как выбрать наиболее компетентную экспертную организацию, достаточно сложный. На рынке экспертных услуг достаточно много учреждений, специализирующихся на оценочной деятельности. Согласно законодательству, застройщик для ряда объектов вправе самостоятельно выбрать, в какую экспертизу (государственную или негосударственную) ему обратиться. Заключения, выданные организацией, аккредитованной на проведение негосударственной экспертизы, имеют равную юридическую силу с заключениями государственной экспертизы. Тем не менее, к вопросу выбора организации нужно подходить тщательно.

Прежде всего, следует знать, что негосударственную экспертизу (заключение которой необходимо для получения разрешения на строительство) имеет право проводить только аккредитованная организация. Структурой, занимающейся аккредитацией, является Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) – организация, подведомственная Минэкономразвития России. В функции Росаккредитации, помимо формирования единой национальной системы аккредитации, входит также контроль над деятельностью аккредитованных организаций.

Требования к аккредитации юридических лиц

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1070 юридическое лицо может быть аккредитовано на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации, негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий или на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации (далее – ЭПД) и результатов инженерных изысканий (далее – РИИ). Соответственно, и проводить организация может только те виды экспертиз, в отношении которых она имеет аккредитацию. В части 2 статьи 50 Градостроительного кодекса РФ содержатся требования к юридическим лицам, имеющим намерение получить аккредитацию. Помимо таких очевидных условий, как наличие сайта в сети Интернет, и регламента проведения негосударственной экспертизы, есть и такие существенные требования, как наличие в штате аттестованных экспертов. Это связано с тем, что негосударственную экспертизу могут проводить только аттестованные эксперты. Итак, одним из требований к юридическим лицам является наличие в штате не менее 5 сотрудников, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации, или не менее 5 сотрудников, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы результатов инженерных изысканий.

Сведения об аккредитованных организациях вносятся в государственный реестр юридических лиц с присвоением регистрационного номера. Сведения реестра являются открытыми. Информация размещена на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в сети Интернет и может быть предоставлена по запросу заинтересованных лиц без взимания платы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 327.

На что нужно обратить внимание при выборе экспертной организации?

В вопросах получения разрешения на строительство есть немало подводных камней, с которыми могут столкнуться застройщики. В данной статье мы затронем основные тонкости, которые нужно знать, прежде чем выбрать экспертную организацию. Перечислим основные вопросы, ответы на которые желательно знать до начала выстраивания договорных отношений.

    1. Аккредитована ли организация?

    Прежде всего, чтобы избежать дальнейших недоразумений, необходимо проверить статус аккредитации. Аккредитация организации на момент выдачи заключения экспертизы является принципиальным вопросом. Судебная практика показала, что основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство или его отмены, в случае если оно было выдано, является отсутствие у организации, выдавшей заключение, действующей на тот момент аккредитации (вне зависимости от того, аккредитация приостановлена или отозвана). А вот если свидетельство об аккредитации приостановлено после выдачи заключения экспертизы, то это уже не является поводом для отказа в выдаче разрешения на строительство.

    Стоит отметить, что при отзыве свидетельства или приостановлении действия аккредитации на момент договорных отношений организации с заказчиком, последний вправе расторгнуть договор на проведение негосударственной экспертизы с возвратом аванса (в случае его уплаты).

      1. По каким направлениям организация имеет аккредитацию?

      Как показала практика, бывают случаи, когда экспертная организация, имеющая право на проведение экспертизы проекта, проводит экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий. Разумеется, что заключение, выданное неуполномоченной организацией, будет основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае же возведения объекта на основании такого разрешения, в соответствии с действующими нормами он будет считаться самовольной постройкой со всеми вытекающими юридическими последствиями.

      Другой вопрос, связанный с выдачей разрешения на строительство, касается перечня необходимых для его получения документов. Все дело в том, что одного положительного заключения экспертизы проектной документации, выданного уполномоченной организацией, недостаточно. В любом случае нужно еще и заключение по результатам инженерных изысканий.

        1. Сколько экспертов в штате организации?

        Как мы уже упоминали, аккредитацию организация может получить в случае, если в ее штате есть не менее 5 сотрудников, аттестованных на право подготовки заключений ЭПД или не менее 5 сотрудников, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы результатов инженерных изысканий. На практике нередки случаи, когда в заключении экспертизы (в описательной ее части) указываются не все разделы проекта, что является нарушением, связанным с несоблюдением формы заключения. Объясняется это просто. Эксперты должны одинаково хорошо разбираться сразу во многих разделах проектной документации. Когда в организации один проект ведут несколько компетентных сотрудников, что, как правило, и происходит на практике, при работе с крупными проектами капитального строительства, когда, например, необходима экспертиза 12 разделов проекта или же 10 для линейных ОКС, проблем не возникает.

        Итак, на что нужно обратить внимание при выборе экспертной организации:

        — наличие свидетельства/свидетельств по аккредитации как на ЭПД, так и на РИИ (может быть указано в одном свидетельстве или в двух отдельных свидетельствах);

        — наличие минимального необходимого количества экспертов в штате (5+5 и более);

        — наличие исполнения требований, указанных в ст. 50 ГРК, предъявляемых к экспертным организациям (сайт в сети Интернет, реестр и иное).

        Забегая вперед, хочется отметить, что в сфере законодательства предусматривается ряд изменений для организаций, проводящих негосударственную экспертизу проектной документации, а именно введение электронного документооборота (Постановление Правительства РФ от 12.06.2017 N 699) с использованием личного кабинета на сайте организации. С 1 января 2018 года проектная документация объектов капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации, а также иные необходимые документы должны будут предоставляться в электронном виде в обязательном порядке.

        При выборе юридического лица можно обратить внимание и на количество регионов, которые охватывают объекты в реестре организации. Широкий географический охват по ним может свидетельствовать о большом опыте экспертов данной компании. Кроме того, это подтверждает и факт высокой оценки заключений, выданных экспертной организацией, как органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство, так и органами строительного надзора.

        Хорошим аргументом в пользу экспертной организации может быть наличие у нее широкой сети филиалов. Подразумевается, что в такой компании имеются специалисты на местах, учитывающие все особенности региона.

        ООО МИНЭКС — межрегиональный институт экспертизы, имеющий широкую сеть филиалов по всей территории Российской Федерации. ООО МИНЭКС имеет аккредитацию на проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. В штат компании входят 140 аттестованных по разным направлениям деятельности экспертов.

        Юридическая сила выдаваемых ООО «МИНЭКС» заключений негосударственной экспертизы подтверждена следующими свидетельствами об аккредитации:

        РОСС RU.0001.610206 – на право проведения экспертизы проектной документации

        РОСС RU.0001.610160 – на право проведения экспертизы результатов инженерных изысканий

        ООО «МИНЭКС» входит в состав Ассоциации экспертных организаций. Главной целью Хартии является оказание поддержки добросовестным экспертным организациям. Включение организации в Ассоциацию экспертных организаций свидетельствует о высокой степени профессионализма ее сотрудников.

        Новости

        Заключения негосударственной экспертизы в формате XML

        Уважаемые заявители!Межрегиональный институт экспертизы сообщает. В соотвествии с требованиями предъявляемыми к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной, в равной степени и негосударственной экспертизы, проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее также — заключение, экспертиза), заключения повторной экспертизы, заключения по результатам проведения оценки соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной, в равной степени и негосударственной экспертизы, проектной документации, требованиям, установленным частью 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в рамках экспертного сопровождения (далее — заключение по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения) и заключения по результатам проведения в случае, предусмотренном частью 3.10 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственной в равной степени и негосударственной экспертизы изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения (далее — заключение экспертизы по результатам экспертного сопровождения), в отношении проектной документации объектов капитального строительства, указанной в частях 1, 2.1, 2.2, пункте 1 части 3.3, частях 3.9-3.11 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указанных в Приказе Минстроя России 341/пр от 8 июня 2018 года,при представлении заявителем документов в электронном виде для проведения экспертизы (в том числе повторной), а также получения заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения и заключения государственной, в равной степени и негосударственной экспертизы, по результатам экспертного сопровождения заключение экспертизы оформляется в виде электронного документа в формате xml. В качестве результата по результатам оказанных услуг заявитель получает файл криптоконтейнера, содержащего ссылку для скачивания человеко-читаемой формы xml-схемы такого заключения с присвоенным уникальным номером заключения, полученной от Оператора ГИС ЕГРЗ, с возможностью самостоятельной распечатки такой формы заявителем (в случаях необходимости). С учетом выше изложенного, с 26.07.2021 выдача заключения экспертизы (заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения, заключения негосударственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения) в формате pdf — прекращена, а воспроизведение на бумажном носителе экспертной организацией в формате копии электронного документа заключения — не осуществляется.

        Работа ООО "МИНЭКС" в режиме карантина

        Работа ООО "МИНЭКС" в режиме карантина

        Уважаемые клиенты и партнеры! Основной состав руководства и экспертов ООО «Межрегиональный институт экспертизы» (ООО «МИНЭКС») продолжает полноценно работать в своем штатном режиме благодаря заранее введенному электронному документообороту на базе своей электронной системы экспертизы. Вы можете звонить по нашим рабочим телефонам в обычном режиме, наша команда на связи! Прием заявлений, заключение договоров, выдача замечаний, консультации, выдача заключений, загрузка в ЕГРЗ, бухгалтерские документы, всё это доступно в электронном виде! Обращайтесь по многоканальному телефону 8 800 707 8157 (звонок по всей России для вас бесплатный) или отправляйте ваши вопросы, заявки на e-mail адрес: info@minexpert.ru

        Минстрой опубликовал перечень документов, необходимых для подтверждения стажа инженера для внесения сведений в НРС

        В правовой департамент Минстроя поступило обращение с просьбой разъяснить возникший вопрос об исчислении трудового стажа на инженерных должностях. На его основании департамент подготовил письмо от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02, разъясняющее, какими документами инженер может подтвердить свой трудовой стаж.Согласно письму Минстроя, данные о трудовом стаже должны подтверждаться сведениями, содержащимися в трудовой книжке, после получения диплома о высшем образовании по специальности, необходимой для возможности занимать инженерные должности. Кроме того, направление подготовки должно быть включено в перечень, утвержденный приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 г. N 688/пр.Трудовой стаж на инженерных должностях относится к видам специального стажа работы и включает в себя периоды трудовой деятельности в организациях, специализирующихся на выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, капремонте и сносе объектов капитального строительства.Кроме вышеуказанной документации, стаж работы на инженерных должностях может быть подтвержден следующими документами: выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в которой содержатся сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, осуществляемых его работодателем, лицензией, свидетельством о допуске работодателя к выполнению работ; трудовой договор, которым определены трудовые функции работника согласно статье 56 Трудового кодекса РФ; должностной регламент, должностная инструкция, содержащие сведения о должностных обязанностях государственного или муниципального служащего согласно статье 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статье 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; выписка из личного дела, послужного списка физлица, прошедшего военную службу; документация, подтверждающая стаж работы с правом страны, на территории которой физическим лицом осуществлялась трудовая деятельность. Подтверждение стажа работы на инженерных должностях необходимо для включения сведений в НРС в области строительства, проектирования и инженерных изысканий.Стоит отметить, что при применении данного письма необходимо учитывать тот факт, что оно носит информационно-разъяснительный характер и не является нормативно-правовым актом. Письмо правового департамента Минстроя от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02

        База знаний

        Когда нужна повторная экспертиза проектной документации, получившей положительное заключение

        Согласно письму Минстроя №42269-ОД/08, проектная документация получившая положительное заключение, и в которую были внесены изменения, должна проходить повторную экспертизу.С 4 августа 2018 года утратили силу части 3.5 — 3.7 статьи 49 ГрК РФ, регламентирующие порядок признания проектной документации модифицированной, как случай, при котором повторное прохождение экспертизы не требуется.В письме Минстроя отмечается, что порядок проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации, и результатов инженерных изысканий, устанавливается Правительством РФ, в том числе, в случае внесения изменений в проектную документацию, согласно Федеральному закону N 342-ФЗ от 03.08.2018.Также, Минстрой уточнил, что согласно части 55 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ повторное прохождение экспертизы проектной документации получившей положительное заключение не требуется, если изменения в такую проектную документацию были внесены до 4 августа 2018 года и не затрагивают конструктивных и иных характеристик безопасности объекта капитального строительства. Письмо Минстроя России N42269-ОД08

        Строительство и реконструкция линейного объекта: требуется ли подготовка документации по планировке территории?

        Одним из основополагающих документов при проведении экспертизы проектной документации является проект планировки территории. Это следует из Постановлении Правительства РФ №87 от 16.02.2008 года, в котором говорится о необходимости указывать в проектной документации (Раздел 1 Пояснительная записка) для линейных объектов реквизиты ППТ. Исключения из требований об обязательной подготовке документов Существует ряд условий, которые создают исключения из общего правила подготовки документации по планировке территории. Они определены Постановлением Правительства РФ №269 от 07.03.2017 года «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории». Такая возможность предусмотрена для строительства и реконструкции объектов по подключению (технологическому присоединению) к существующим электрическим сетям, сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, если они соответствуют определенным характеристикам. Также действие перечня распространяется на строительство и реконструкцию капитальных объектов, входящих в состав существующих линейных объектов, если их показатели не превышают указанные в Постановлении нормативы и если они расположены в пределах полосы отвода или охранной зоны. Кроме того, затрагиваются некоторые виды инженерных сетей, которые находятся внутри одного квартала, одного микрорайона. Упомянутый Перечень действует с 1 июля 2017 года. Следовательно, для всех проектов линейных объектов, разработанных до этой даты, ППТ является обязательным. Это важно учитывать при подготовке и подаче документов на экспертизу проектной документации.

        Срок давности результатов инженерных изысканий

        Инженерные изыскания являются одними из основных исходных данных для принятия технических решений в ходе разработки проектной документации. В процессе подготовки к строительству ситуация на земельном участке может меняться, поэтому необходимо учитывать сроки действия результатов инженерных изысканий. Действующим законодательством они строго не регламентированы, однако рекомендуемый срок актуальности составляет 2-3 года.Согласно п.5.2 СП 11-105-97«Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ» возможность использовать материалы прошлых лет должна определяться с учетом произошедших изменений рельефа, гидрогеологических условий, техногенных воздействий и так далее.В том числе, инженерные изыскания выполняются на картах различного масштаба. Согласно п.5.60 и пп.5.189-5.199 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» инженерно-топографические планы в масштабах 1:10000, 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500, 1:200 должны создаваться на основе топографических съемок или материалов съемок более крупного масштаба со сроками выполнения, как правило, не старше 2 лет. Указанный свод правил по умолчанию относится к документам добровольного применения. Однако, если на него ссылается задание на проведение изысканий или договор оказания услуг — а, как правило, это именно так — то эти рамки становятся обязательными! Таким образом, фактически утрачивают силу не сами изыскания, а их картографическая подоснова.Согласно п.5.16 СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» инженерно-экологические изыскания увязываются с инженерно-геологическими изысканиями. В свою очередь, п.6.11 говорит о необходимости выполнять экологические изыскания с детальностью, отвечающей принятым масштабам инженерно-геологической съемки. Таким образом требуется использовать топографическую подоснову аналогичную п. 5.16 СП 11-102-97.На ряду с этим, согласно п.4.17 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» предусматривается, что для оценки степени загрязнения воздуха на соответствие нормам ПДК должны использоваться значения максимально-разовых, среднесуточных и среднегодовых концентраций загрязняющих веществ не менее чем за 2 последних года.Учитывая, что все остальные виды инженерных-изыскания в той или иной мере связаны с участком, то указанные сроки по аналогии следует применять и к ним.Необходимо учитывать «сроки годности» результатов инженерных изысканий не только для этапа проектирования, но и для экспертизы проектной документации и строительства. По разным причинам обращение в экспертную организацию и/или начало строительных работ может произойти спустя несколько лет после начала проектирования. В этом случае должна быть произведена актуализация материалов с предоставлением отчетов, у которых дата полевых работ не более 2-3 лет.

        Задать вопрос эксперту

        Подпишитесь на рассылку экспертных материалов

        Мы в соцсетях:

        Похожие материалы

        Государственная и негосударственная экспертиза: результаты 2016 года

        Негосударственная экспертиза Сектор негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в Российской Федерации согласно реестру Федеральной службы по аккредитации (по состоянию на 31.01.2017) составляют 564 организации. Из них 507 организаций аккредитованы на право проведения негосударственной экспертизы (далее – организации негосударственной экспертизы), 57 организаций уполномочены на проведение государственной экспертизы и аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы. Количество выданных заключений – 26,2 тыс. Доля аттестованных экспертов – 27%. Наибольшее количество юридических лиц (рис.1) аккредитованы на территории Центрального федерального округа. Лидирующее место среди субъектов РФ в Центральном федеральном округе занимают Москва (129 организаций) и Санкт-Петербург (44 организации). Далее следуют Приволжский, Северо-Западный, Сибирский, Южный и Уральский федеральные округа. На долю Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов приходится приблизительно по 3% организаций от общего числа юридических лиц. Рис.1. Количество аккредитованных на проведение негосударственной экспертизы юридических лиц в федеральных округах Российской Федерации (Источник: https://gge.ru) Максимальный совокупный объем услуг в течение 2016 года также приходится на долю организаций негосударственной экспертизы Центрального федерального округа (рис.2). Далее следует уральский федеральный округ, приволжский и южный. В дальневосточном федеральном округе организациями выдано наименьшее количество заключений. В Российской Федерации есть субъекты, в которых не зарегистрированы юридические лица, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы (по состоянию на 31.01.2017). К ним относятся Псковская и Курганская области, Республика Коми, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Камчатский край, Еврейская автономная область. Рис.2. Объем услуг негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (Источник: https://gge.ru) В совокупном объеме услуг по количеству выданных заключений экспертизы доминирует негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий (90%). На долю негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий приходится порядка 10% от совокупного объема услуг экспертизы. Стоит отметить, что численность персонала организаций негосударственной экспертизы в 80% случаев не превышает 30 человек. Из всех организаций около 27% имеют менее 10 штатных специалистов. Государственная экспертиза Сектор государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в Российской Федерации составляет 91 организация. Количество выданных заключений – 53,8 тыс. Количество аттестованных экспертов –2,3 тыс. чел. Из 91 организаций государственной экспертиза 6 организаций осуществляют свою деятельность на всей территории страны: ФАУ «Главгосэкспертиза России»; Минобороны России (Управление государственной экспертизы Минобороны России с отделами в военных округах и на флотах); ФСБ «России»; ФСО «России»; Росгвардия; Управление государственной экспертизы, государственного строительного надзора и разрешительной деятельности государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Кроме указанных организаций, на территории каждого субъекта Российской Федерации действуют региональные организации государственной экспертизы субъектов Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством уполномоченные осуществлять государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Доминирующую позицию в структуре услуг ФАУ «Главгосэкспертиза России» занимает государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. В региональных организациях она сопоставима по объему с проверкой сметной стоимости. Из всего объема выданных ФАУ «Главгосэкспертиза России» заключений 24% приходится на долю отрицательных заключений. В региональных организациях государственной экспертизы этот показатель существенно ниже и составляет 6% от всех выданных заключений.

        Правила формирования ЕГРЗ: что изменится с 1 января 2018 года

        В целях реализации норм Федерального закона от 3 июля 2016 года N 368-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" Минстроем России внесено Постановление от 24 июля 2017 года № 878. Постановлением утверждены Правила формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства . Единый государственный реестр заключений экспертизы будет содержать сведения как государственных, так и негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в области экспертизы. Таким образом, создаются необходимые условия для внедрения института единого государственного реестра заключений экспертизы. В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона N 368-ФЗ Градостроительный Кодекс дополнен статьей 50.1, предусматривающей ведение единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (далее – ЕГРЗ). В ЕГРЗ будут включаться сведения о заключениях экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, о представленных для проведения такой экспертизы документации, о проектной документации повторного использования (включая экономически эффективную документацию). Ведение ЕГРЗ возложено на Минстрой России. Также законом предусмотрена передача полномочий подведомственному министерству учреждению. Доступ к сведениям из ЕГРЗ обеспечивается заинтересованным лицам на бесплатной основе. Требования к порядку, структуре и срокам включения сведений в ЕГРЗ устанавливаются Правительством РФ. Часть 7.1 статьи 49 Градостроительного кодекса не допускает выдачу заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до включения в реестр сведений о таком заключении. Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона N 368-ФЗ выдача заключений экспертизы допускается без включения сведений о таком заключении в ЕГРЗ в двух случаях: До определения Правительством РФ правил формирования ЕГРЗ; Установления Минстроем порядка ведения ЕГРЗ и предоставления содержащихся в нем сведений и документов. Таким образом, существует переходный период, допускающий выдачу заключений без включения сведений о нем в реестр. На данный момент времени первый документ уже издан- это постановление Правительства РФ от 24 июля 2017 г. № 878. Правила формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства вступают в силу с 1 января 2018 года. Согласно постановлению, формирование реестра осуществляется в электронном виде с использованием государственной информационной системы "Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства". Для каждого заключения экспертизы в реестре создается раздел, который идентифицируется номером заключения экспертизы. Создание нового раздела реестра, а также внесение изменений в раздел реестра осуществляется оператором (Минстроем или подведомственным ему учреждением) на основании проекта раздела или части раздела реестра. Проект раздела (часть раздела) формируется экспертной организацией или Минстроем России. Подготовку проекта раздела реестра осуществляет экспертная организация в срок не позднее рабочего дня со дня утверждения заключения экспертизы. Не позднее рабочего дня после регистрации проекта раздела в государственной информационной системе оператор включает сведения и документы в реестр. В случае отрицательного заключения экспертизы, сведения также заносятся в реестр, за исключением сведений о функциональном назначении объекта, сметной стоимости, а также сведений о природных и иных условиях территории. Стоит отметить, что созданы условия своевременного перехода организаций, осуществляющих негосударственную экспертизу, к новому формату работы с учетом требований законодательства. Нововведения направлены на создание прозрачности системы архитектурно-строительного проектирования. Кроме того, ЕГРЗ, как предполагается, будет одним из критериев оценки эффективности работы субъектов РФ. Предоставление сведений из ЕГРЗ Сведения реестра, как мы отмечали выше, будут доступны всем заинтересованным лицам в форме открытых данных в сети Интернет. Эта услуга является бесплатной. Согласно постановлению Правительства РФ от 24 июля 2017 г. № 878 можно получить следующие сведения из ЕГРЗ: а) о номере заключения экспертизы; б) о дате заключения экспертизы; в) о результатах проведенной экспертизы (положительное или отрицательное заключение экспертизы); г) о форме экспертизы (государственная, негосударственная); д) сведения об объекте экспертизы (проектная документация и результаты инженерных изысканий); е) о наименовании адреса объекта капитального строительства; ж) сведения об экспертной организации; з) сведения о застройщике (техническом заказчике); и) сведения об индивидуальных предпринимателях и (или) юридических лицах, подготовивших проектную документацию; к) сведения об использовании при подготовке проектной документации проектной документации повторного использования (в том числе экономически эффективной); л) сведения о признании проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования.

        Необходимость экспертизы проектов проектной документации

        До начала строительных работ каждый объект, который строится на территории РФ, в обязательном порядке проходит экспертизу проектной документации. Это обязательное мероприятие для всех строительных компаний. Где можно получить заключение экспертизы проектной документации? В настоящее время, согласно действующего российского законодательства РФ, заключение можно получить как в государственной организации, так и в коммерческой. Соответственно это может быть государственная экспертиза или негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий. Заказчик сам определяется со своим выбором, если это не объект, который подлежит, согласно законодательства РФ, обязательной государственной экспертизе. Экспертное заключение – это обязательный документ для получения разрешения на строительство, без него не возможно реализовать строительство объекта. Одновременно это еще и гарант надежности, качества и безопасности объекта. Экспертиза проектов проектной документации включает в себя контрольные мероприятия, направленные на соответствие действующим нормам, правилам, регламентам и другим нормативным актам. Как правило, все строительные объекты выше трех этажей и площадью свыше 1500 м2 обязаны для получения разрешения на строительство проходить экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий. Это правило установлено российским законодательством. Одновременно в законодательстве РФ определены объекты государственной экспертизы проектной документации не подлежащие обязательному проведению государственной экспертизы проектной документации. Статья 49 Градостроительного кодекса РФ перечисляет эти объекты капитального строительства: Жилые дома, высота которых не превышает 3 этажа, при условии проживания в нем одной семьи. Жилой дом, высота которого не превышает 3 этажа, расположенный на отдельном земельном участке и имеющий выход к территории общего пользования, при условии, что дом, согласно проектной документации, имеет не более 10 секций, каждый блок имеет одну или несколько общих стен с соседними блоками, и в каждой секции проживает отдельная семья. Многоквартирный жилой дом, высота которая не превышает 3 этажа, который согласно проектной документации имеет от одной до четырех секций-блоков, при условии, что в каждой из секций расположено несколько квартир, а также помещений общего пользования, есть собственный подъезд и выход на территорию общего пользования. Отдельно стоящие объекты не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, с количеством этажей не более чем два. Общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров. За исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными. Объекты производственного назначения для которых нет необходимости создавать санитарно-защитные зоны, либо с установленными санитарно-защитными зонами, за исключением особо опасных, сложных с технической точки зрения и уникальных объектов, при условии, что строения имеют не более двух этажей в высоту, а их суммарная площадь не превышает 1500 квадратных метров. Существует еще ряд ситуаций, при которых не требуется государственная экспертиза: для объектов, которые уже ранее получили положительное заключение, речь идет о типовых документах; объекты при строительстве или реконструкции которых применяется модификация проектной документации. Это актуально при условии, что в вышеперечисленных случаях не затрагиваются серьезные конструктивные решения и другие характеристики безопасности объектов строительства. По собственной инициативе Застройщик или технический заказчик может направить проектную документацию для объектов капитального строительства, в отношении которых согласно федерального законодательства РФ процедура экспертизы не является обязательной, на экспертизу. Причем он может выбрать как государственную, так и негосударственную экспертизу. Однако, надо обратить внимание на то, что для всех этих ситуаций, в которых объекты не подлежат обязательной экспертизе, разработка технической, проектной и сметной документации обязательна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *