Почему высшее образование должно быть платным
Высшее образование в России можно получить бесплатно или на платной основе. На первый взгляд кажется, что бесплатное обучение — это то, к чему надо стремиться, но, оказывается, есть свои проблемы.
В статье рассказываем, когда в России высшее образование стало платным, и почему высшее образование на платной основе иногда лучше, чем бюджет.
Последние события из мира образования читайте на нашем телеграм-канале. Еще там вас ждут приятные бонусы для учебы.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Почему высшее образование в России платное
Учеба в высших учебных заведениях и колледжах в России не всегда была платная, до 1923 года она была полностью бесплатная. Потом в некоторых регионах стала вводиться частичная оплата. А 26 октября 1940 года правительство приняло закон, согласно которому учеба в высших учебных заведениях СССР и в 9 и 10 классах становилась платной. Его ввели из-за улучшений финансового благополучия населения. В обществе появились недовольства, а количество студентов сократилось, ведь не все могли учиться даже в старших классах. Летом 1956 года вышло постановление об отмене платы за обучение.
В 1992 году ввели новый закон об обучении. На основании его вузы на свое усмотрение могли самостоятельно регулировать плату за получение образования. Так и появилась современная система учебы в вузах — бюджетная основа и платная. В этом же году стали появляться и коммерческие вузы.
Мифы о платном высшем образовании
Есть много заблуждений, связанных с обучением на платной основе:
- Если студент учится платно, значит у него низкий показатель подготовленности. Это заблуждение. Во-первых, есть такие специальности в вузах, на которые можно попасть только платно. Во-вторых, иногда у абитуриентов не хватает каких-то полбалла, чтобы поступить на бюджет, и он поступает в вуз платно. Но это вовсе не означает, что у него низкий уровень знаний, ведь результаты ЕГЭ не всегда отражают реальную картину, и даже обычное волнение может отрицательно сказаться на результате.
- Учиться платно легче. Существует заблуждение, что студенты-платники учатся не в полную силу, потому что у них есть поблажки. Однако, в любом учебном заведении есть определенные требования к студенту, и если он их нарушает или не справляется с учебой, то его могут отчислить. И неважно, за деньги учится студент или нет.
- Учиться платно — это дорого. На самом деле, оплата за обучение даже на одну и ту же специальность может очень сильно отличаться в зависимости от региона и вуза. Например, учиться на программиста в Москве намного дороже, чем, например, в Саратове. К тому же, во время пандемии стало популярно дистанционное обучение. Стоимость обучения на этой форме намного ниже, чем на очной.
- Если студент учился платно, то после окончания вуза будет сложнее трудоустроиться. В действительности, в дипломе не указано, какая форма обучения была у выпускника, и у него такие же шансы устроиться на работу, как и у бюджетников.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Почему высшее образование должно быть платным
Несмотря на то, что многие студенты в РФ стремятся поступить на бюджет, платное обучение имеет свои преимущества:
- Если студент учится платно, то, скорее всего, обучение оплачивается из семейного бюджета, а это накладывает большую ответственность. Зачастую «платники» стараются усиленно учиться, чтобы деньги, вложенные в их образование, не пропали впустую в случае отчисления за неуспеваемость.
- Иногда специальность, на которую хочет попасть студент, есть только на платной основе. И перед абитуриентом встает вопрос: пойти учиться на другую специальность, но бесплатно или платить и стать тем, кем действительно хочешь.
- Поступить на бюджет сложнее, чем на платную основу. Иногда конкурс на платную форму обучения может быть ниже в несколько раз, чем на бесплатную, поэтому поступить на желаемую специальность проще платно.
- Многие говорят: чтобы начать заниматься фитнесом, надо оплатить годовой абонемент. Ведь когда деньги уже заплачены, у человека появляется больше мотивации. Так и с учебой: если студент проучился несколько курсов платно, ему будет сложнее бросить учебу, ведь деньги в этом случае будут потрачены впустую.
- Часто в жизни получается так: то, что досталось бесплатно ценится не так сильно, как то, что досталось за деньги. Очень часто выпускники вузов, которые учились платно, побыстрее стремятся пойти работать, начать зарабатывать хорошие деньги и продвигаться по карьерной лестнице. Ведь деньги за годы обучения потрачены немаленькие, и выпускники стремятся побыстрее окупить свое образование.
- Выпускники вузов, которые учились платно, могут сами решать, куда пойти работать. Бюджетники же должны отработать положенный срок и порой совсем не там, где бы они хотели.
Конечно, у платной формы обучения есть и свои недостатки. Главный из них — это, конечно, стоимость образования, не у всех есть возможность учиться платно. Второй существенный недостаток — это нефиксированная плата за учебу. В некоторых университетах могут повышать плату за всю учебу несколько раз, а это может вызвать трудности с оплатой.
Кстати, в США нет такого понятия как «бесплатное обучение». За учебу надо платить всем: и американцам, и иностранным гражданам. Правда за хорошую учебу можно получать стипендию, но она не покроет всю стоимость обучения. Другой вариант — подработка студентов в самом вузе. Это может быть работа в кафетерии, библиотеке. Но сумма оплаты тут тоже низкая. По этой причине большинство студентов в США учатся в кредит, который приходится выплачивать много лет после окончания учебы.
Выбирая между платным образованием и бюджетным, стоит ориентироваться на свои возможности и цели. И помните, какую бы вы форму обучения не выбрали, у вас всегда будет верный помощник в учебе — студенческий сервис.
- Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
- Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
- Курсовая работа от 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
- Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость
«Ты — хозяин своих слов, пока не высказал их. Когда высказал, то уже они — твои хозяева.» Думаю, что пишу, и пишу, о чем думаю.
Почему высшее образование стало платным?
В наше время (а это семидесятые годы уже прошлого столетия) из каждого выпускного класса обычной средней общеобразовательной школы в высшее учебное заведение поступало не более 5-6 человек, и это были лучшие из лучших (в нашем классе поступивших в вузы было 17 человек. но что это был за класс!:-) Остальные шли в ПТУ, техникумы. и были в стране специалисты (многие из них — профи) со средним-специальным образованием, которых очень дополняли люди с высшим образованием, считавшиеся избранными. не деньгами, а своими мозгами!
Сегодня мы наблюдаем такую картину, что куда ни плюнь, везде человек с высшим образованием. Многих из тех, кто это высшее образование имеет, специалистами можно назвать с большой натяжкой. А уж об их грамотности и вообще говорить не приходится: она оставляет желать лучшего. Что касается специалистов-профи (в любой профессии), так таких сегодня днём с огнём не сыскать!
Вот и спрашивается, зачем нужно бесплатное и доступное всем без исключения высшее образование? Хочешь его получить, плати деньги (или зарабатывай его своими мозгами: в нашей стране — это бюджетные отделения вузов, а в других странах — это различные стипендии и гранты для получения высшего образования). Так что, всё закономерно!
Психология свободы: Должно ли высшее образование быть бесплатным?
По всему миру — от близкого к полному коллапсу ЮАР до благополучных Чили и Великобритании — студенты всё чаще решаются на радикальный протест против высоких цен на высшее образование. В этих протестах рождается не очень новый, но важный лозунг: каждый человек должен иметь право на высшее образование, следовательно, необходимо сделать его бесплатным. Но так ли это на самом деле? Возможно ли и необходимо ли бесплатное высшее образование для всех и каждого?
доктор философских наук, заведующий сектором истории западной философии ИФ РАН
Для успешного движения в будущее у людей должна быть возможность выбора. В системе образования необходимо наличие альтернативных форм получения знаний, нужно практиковать разные стили и методы обучения, чем больше образовательных программ, тем больше шансов у молодых людей понять себя, верно почувствовать, угадать свои интересы и склонности, выбрать именно ту профессиональную жизнь, которая даст шанс максимально полно реализовать себя в жизни, стать собой.
В идеале именно платное образование и должно предлагать альтернативные формы получения знаний, давать простор экспериментированию, поиску новых подходов к обучению, может способствовать получению новых знаний в течение всей жизни, а не только в юные годы. Есть немало молодых людей, которые не вписываются в общепризнанные вузовские рамки, причём не всегда причиной этому является недостаток способностей, довольно часто причина совсем в другом — в их переизбытке. В этом случае индивидуальный план занятий в системе платного образования может быть неплохим решением.
Однако платное образование ни в коей мере и никогда не должно заменять собой образование бесплатное. При отсутствии или незначительной доле бесплатного образования страна обречена на гибель. Способные люди рождаются в равной мере как в семьях, способных и готовых платить за обучение, так и в малообеспеченных, в многодетных семьях, где плата за образование может быть непосильным бременем. Мой опыт преподавания как в государственных вузах (РГГУ, ГАУГН), так и в частных (Международный университет в Москве) говорит о том, что «платные» студенты не более и не менее талантливы и не больше и не меньше мотивированы, чем те, которые обучаются за государственный счёт.
В России должно быть много разных университетов; наряду с ограниченным числом элитных должно быть немало вузов второго и третьего регистров (платных и государственных), чьи бакалаврские дипломы котируются невысоко, но дают возможность выпускникам работать по специальности или двигаться дальше, совершенствуя при желании квалификацию. Чем больше молодых людей получит образование, тем меньше будет непонимания и напряжённости в обществе, выше гражданское самосознание.
Высшее образование — огромная ценность и благо, но, с другой стороны, поскольку все люди различаются по способностям, образу жизни и идеалам, то обществу вовсе ни к чему ориентировать каждого гражданина на получение высшего образования во что бы то ни стало.
кандидат исторических наук, департамент теоретической экономики ВШЭ
Плюсы и минусы платного высшего образования достаточно очевидны: с одной стороны, оно существенно расширяет контингент обучаемых, что довольно сложно сделать в условиях последовательно урезаемого бюджетного набора, а с другой стороны, к сожалению, качество предоставления платных образовательных услуг в России оставляет желать лучшего, если мы не говорим о признанных лидерах в этой области — МГУ, НИУ ВШЭ, МГИМО и других. Собственно, сам разрыв в качестве предлагаемых образовательных услуг в разных вузах — серьёзная проблема, стандарты в этой области на институциональном уровне довольно размыты.
Платные формы обучения — это только возможность, весь вопрос в том, как ею воспользоваться. Мы же не задаёмся вопросом: топор — это хорошо или плохо? Зависит от того, в чьих он руках, верно? Вот и в этом случае как общество воспользуется предоставленной возможностью, так и задаст векторы собственного развития. Сам факт наличия платных форм, если они существуют параллельно с бюджетным набором, — положительный момент, так как должен усиливать конкуренцию на рынке.
Человек должен иметь право на высшее образование и, как правило, такое право имеет, хотя, конечно, это в большей степени зависит от спектра его возможностей. Скажем, если взять даже неблагополучную экономически страну, где каждый не может позволить себе высшее образование, возможности его получить за рубежом всё равно существуют, хотя и требуют изрядных усилий, причём не всегда финансовых — в настоящее время существует огромное количество благотворительных фондов, предоставляющих на различных условиях оплату обучения конкурентоспособным абитуриентам.
Исследования в области экономики говорят о том, что в условиях конкуренции качество предоставляемых услуг должно повышаться, так как вузам жизненно важно заполнить платные образовательные программы — от этого зависит наполняемость доходной части университетского бюджета, что довольно критично, поскольку определяет размеры заработной платы и надбавок ППС. Платное высшее образование должно существовать при условии его соответствия определённым стандартам и удовлетворённостью студентов его качеством, поскольку заставляет вузы постоянно мониторить рынок образовательных услуг и улучшать их качество в условиях жёсткой конкуренции. Кроме того, сомневаюсь, что без платного образования большинство российских вузов вообще сможет выжить. Платное образование — и реальность настоящего, и неизбежное будущее.
старший научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии, кандидат психологических наук
Минусы платного высшего образования состоят в том, что в таких условиях высшее образование перестаёт быть социальным лифтом для молодёжи, и доступ к нему талантливой, но малообеспеченной молодёжи весьма затруднён. К тому же в российских реалиях коммерческое высшее образование часто превращается в покупку диплома в рассрочку, когда вуз настолько боится потерять платежеспособного студента, что идёт ему навстречу, закрывая глаза на академические задолженности и неподобающее поведение.
В идеале необходимость платить за своё образование должна способствовать более осознанному выбору профессии, в реальности же, во-первых, человек действует не всегда рационально. Во-вторых, высшее образование получают не всегда для того, чтобы потом работать по этой профессии. Осознанность и правильность выбора профессии — это вопрос, в большей мере связанный с системой профориентации, которая у нас развита слабо, чем с платностью/бесплатностью высшего образования. Экономическое поведение человека при выборе товаров и услуг иррационально и подвержено влиянию целого ряда факторов: реклама, мода, существующие стереотипы, боязнь риска, нелогичность суждений и так далее. Также не нужно забывать о том, что высшее образование получают не только вчерашние школьники, но и взрослые люди, а также люди так называемого третьего возраста, и их доля среди учащихся высших учебных заведений будет расти. В этой категории учащихся будет встречаться познавательный и даже развлекательный мотив получения высшего образования наряду с мотивом приобретения новой профессии.
На Западе больше развита гражданская активность, поэтому неудивительно, что вспыхивают студенческие бунты в защиту прав молодёжи, в том числе молодые люди отстаивают и право на обучение на бюджетной основе. У нас сейчас такое вряд ли возможно. Студенческие движения возникли давно и были связаны не только с нарушением интересов студентов, но также и с социально-политическими проблемами, молодёжь всегда жаждала перемен в обществе и была движима идеалистическими устремлениями. Чем выше численность молодёжи в обществе, тем чаще его сотрясают бунты. Действия государства должны быть направлены на профилактику такого рода конфликтов и их урегулирование, но всё же оно не должно идти на поводу у толпы.
Возможность получить образование должна быть у всех, но нужен отбор по интеллектуальным возможностям, иначе создаётся ситуация, когда мы в вузе учим тех, кому место в техникуме или колледже, и уровень преподавания вынужденно снижается до возможностей аудитории. Высшее образование само по себе является благом, но для обществ разного типа желателен разный процент населения, имеющего высшее образование. Если мы строим общество думающих людей с высокотехнологичной экономикой, это одно, если нам нужно много рабочих рук — другое. В этой связи убеждена, что важной задачей является работа над уровнем среднего специального образования и подъём престижа соответствующих учебных заведений.
кандидат социологических наук, декан факультета социальных наук МВШСЭН, главный редактор журнала « Социология власти»
Есть такая старая шутка: если вы что-то получили в интернете и не заплатили за это, не обольщайтесь — вы не потребитель, вы — товар. С образованием действует та же логика. В России студент куда больше является товаром, чем потребителем. Подобно морской свинке, которая не имеет ничего общего ни с морем, ни со свиньями, модель «образование как общественное благо» не имеет ничего общего ни с обществом, ни с благом. Почему? Несколько лет назад мы пр1в13и2и исследование образовательных барьеров с Аланом Кантроу из Гарвардского университета, который как раз накануне закончил большой проект по изучению социальных предпосылок американского ипотечного кризиса. После очередного обсуждения полевых материалов он заметил: «У вас с образованием такая же история, как у нас с жильём. Знаешь, почему у нас все рухнуло? Потому что американская экономика — это экономика фетишизма. И главный фетиш в ней — маленький домик с лужайкой в благоустроенном пригороде. Благодаря мифологии Великой американской мечты спрос на такие домики всегда превышает предложение: его символическая ценность не связана с экономической стоимостью. Ведь если у тебя есть такой дом, ты не лузер, ты средний класс, ты общаешься с правильными людьми и работаешь на правильной работе. Влезая в ипотеку на четверть века, люди инвестировали не в своё будущее, они инвестировали в самоуважение и уважение соседей. У вас сегодня тоже есть такой фетиш — университетское образование. В российских семьях зародыш не считается полностью сформировавшимся, пока не получит диплом. Вот только оплачивают этот фетишизм не родители, а все российские налогоплательщики».
Алан был либертарианцем, экономцентристом и идеалистом, а потому его прогнозы всегда внушали мне сомнение. Но в одном он оказался прав: российские университеты сегодня ведут себя так, как американские банки накануне кризиса: худшие из них паразитируют на массовой мифологии и фетишизме, лучшие — спекулируют человеческим капиталом, действуя как футбольные клубы (то есть «прокачивают» и продают игроков). Возьмём маленький элитный негосударственный вуз — британский образовательный бутик в России. Себестоимость обучения одного студента в нём (с выездными школами, тренингами, стажировками и британским дипломом) — около полумиллиона рублей в год. Те, кто учится за деньги, оплачивают примерно половину этой суммы. Остальные — а их большинство — не платят ничего. Частично расходы покрывает российское государство (оно платит символические суммы даже негосударственным вузам, если те учат студентов бесплатно), частично — доноры и спонсоры университета. Но расходы на образование всё равно выше любых доходов от него. Как такая система может существовать? Очень просто — вуз зарабатывает на исследованиях, консалтинге, экспертизе и других внешних проектах. Заработанное на исследованиях он вкладывает в образование. Потому что основной корпус исследователей — недавние выпускники, уже «заточенные» под рынок, умеющие работать с литературой, обсчитывать огромное количество данных, хорошо пишущие и говорящие. Три-четыре таких выпускника позволяют университету покрыть обучение ещё десяти магистрантов. Поэтому одна магистерская программа может позволить себе набирать 25 человек, а выпускать пять-шесть (учеба напряжённая, читать и писать приходится очень много, дотягивают до финиша, разумеется, не все). Эксплуатация? Несомненно. Лучшие выпускники получают допуск на академический и экспертный рынок, делают себе имя, становятся частью клуба. А клуб благодаря им продолжает жить. К слову, тот исследовательский проект с Аланом Кантроу и его гарвардской командой я получил благодаря своему выпускнику, ушедшему в «Сколково». Откровенно говоря, он же сделал и большую часть исследовательской работы в проекте.
В ситуации бесплатного всеобщего высшего образования хорошие университеты становятся главными распорядителями человеческого и социального капитала, получая с него ренту, а плохие функционируют как неэффективные госкорпорации. И именно они — а вовсе не студенты — больше всего выигрывают от сложившихся правил игры. Потому что на одного по-настоящему звёздного выпускника, которому посчастливилось найти место в жизни именно благодаря своему университету, приходится несколько тысяч тех, кто, как говорят наши коллеги-психологи, просто «комфортно прожил очередной жизненный этап». Студент не может сказать университету: я потребитель, потребитель всегда прав. Потому что он не потребитель, он начинающий игрок, которого могут выставить на поле, а могут и не выставить. Государство не может сказать университету: ты не выполняешь мой заказ. Оно может его закрыть, но студентов всё равно учить придётся — образовательный фетишизм российских семей никуда не исчезнет от аннулирования нескольких вузов. В конечном итоге, если в стране никто не платит за образование, значит, за него платят все.
GuruTest
3 причины, по которым вам обязательно нужно платить за образование
Большинство полагает, что образование (в особенности высшее) должно быть абсолютно бесплатным. И хотя такое желание вполне понятно (деньги на обучение есть не у всех), лучше все-таки платить за образование: тому есть три причины.
К сожалению, на сегодняшний день далеко не все могут позволить себе платить за обучение: мало кто может без особого ущерба для семейного бюджета устроить своего ребенка в хорошую частную школу, а затем заплатить за все годы обучения в университете. В частности, именно из-за тотальной нехватки средств большинство полагает, что образование должно быть полностью бесплатным: и дополнительные курсы, и колледжи, и университеты не должны стоить ни копейки. Вам такая идея тоже может показаться хорошей и правильной, но в действительности это не так: мы нашли три причины, по которым вам обязательно нужно платить за образование.
Причина первая: информация, за которую вы заплатили, усваивается лучше
Именно к такому выводу пришла независимая группа ученых: выяснилось, что большинство людей гораздо лучше усваивают информацию, за которую пришлось заплатить. То, что досталось бесплатно, порой ценится куда меньше: взяв книгу в библиотеке, вы можете запросто забыть о ней вплоть до того дня, когда ее потребуется сдавать, но вот купленной в магазине, скорее всего, займетесь практически сразу. Точно так же обстоят дела с всевозможными курсами и даже с высшим образованием: вполне логично, что те, кто с трудом заработал деньги, которые пришлось потратить на учебу, будут стараться гораздо усерднее тех, кому повезло попасть на «бюджет».
Причина вторая: платное образование качественнее бесплатного
Наверное, ни для кого не будет секретом, что платное образование гораздо качественнее того, что можно получить бесплатно. Конечно, иногда платные курсы могут в чем-то проигрывать бесплатным, но в большинстве случаев ситуация все же иная: за деньги у вас есть шанс получить куда более качественные знания. Для сотрудников частных предприятий не жалеют денег, если требуется повышение квалификации, а в бюджетных учреждениях с подобным финансированием могут быть трудности. Кроме того, из-за проблем с бюджетом на бесплатных курсах (например тех, которые предоставляет биржа занятости) вам могут предложить оборудование похуже, вследствие чего вы не получите необходимых вам навыков: потеряете время, но ничему полезному не научитесь.
Причина третья: платное образование позволяет сэкономить время
Поступлением на заветный «бюджет» грезит большинство будущих студентов, но для того, чтобы набрать необходимое количество баллов на экзамене, требуется очень серьезная подготовка. Можно, конечно, готовиться к экзаменам самостоятельно, но велик риск упустить важные изменения в структуре заданий или же пустить все на самотек из-за недостатка дисциплины. Решением проблемы может стать репетитор, но их услуги недешевы: сумма занятий с педагогом за год может шокировать. Кроме того, ни один репетитор не сможет гарантировать, что подготовленный им ученик успешно сдаст экзамен: человек может перенервничать, поспешить, попросту не справиться с неожиданно сложным заданием, которое не встречалось ему раньше. В результате – практически напрасно потраченные деньги и необходимость пересдавать экзамен в следующем году. Платная же учеба, в отличие от бюджета, не так строга к будущим студентам: зачастую для того, чтобы учиться на договорной основе, на экзамене достаточно набрать минимальные баллы.
Как видите, даже такая, казалось бы, благородная идея, как бесплатное образование, на самом деле не так уж и полезна. В большинстве случаев люди не ценят того, за что им не приходится платить, да и качество подобного «образования» может быть очень низким: есть риск напрасно потратить время. Впрочем, далеко не все виды образования так уж необходимы: ранее мы уже рассказывали о том, почему самообразование гораздо лучше большинства институтов. Расскажите, что думаете вы: какое образование, на ваш взгляд, эффективнее? Стоит ли вообще за него платить?
На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!