К какой форме труда относится работа авиадиспетчера
Перейти к содержимому

К какой форме труда относится работа авиадиспетчера

  • автор:

Диспетчер управления воздушным транспортом

Тип профессии по предмету труда: основная деятельность авиадиспетчера связана с постоянным общением с людьми, что позволяет отнести ее по предмету труда к типу «Человек – Человек». Также профессию можно отнести к типу «Человек – Знаковая система», так как работа авиадиспетчеров часто связана со схемами и таблицами.

Тип профессии по признаку цели: изыскательский.

Тип профессии по средствам труда: профессия, связанная с применением автоматизированных и автоматических систем.

Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей.

Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия авиадиспетчера связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.

61_03_01.jpg

Диспетчер управления воздушным транспортом – специалист, осуществляющий управление движением самолетов в определенной зоне воздушного пространства, обеспечивающий безопасность и точность полета.

Основные виды деятельности авиадиспетчера связаны с координацией действий между пилотами самолетов, наземными службами, метеослужбами в целях обеспечения безопасного авиадвижения.

К основным обязанностям авиадиспетчера относятся:

  • работа с нормативными документами, справочной литературой и другими источниками информации, регламентирующими организацию и обслуживание воздушного движения;
  • организация и управление работой диспетчерской смены, оптимизация работы путем применения новейших компьютерных и телекоммуникационных средств и технологий;
  • осуществление планирования, координирования и контроля использования воздушного пространства;
  • анализ метеорологической обстановки в зоне ответственности и доведение необходимых рекомендаций до сведения экипажей воздушных судов;
  • своевременная выдача управляющих команд и (или) информационных сообщений экипажам воздушных судов и другим взаимодействующим органам, в том числе и на английском языке;
  • моделирование потенциально возможных вариантов нестандартных ситуаций в организации воздушного движения и наиболее эффективных методов их преодоления;
  • разработка предложений и принятие мер по минимизации влияния человеческого фактора на безопасность полетов.

63_03_02.jpg

Авиадиспетчер должен обладать такими личностными качествами, как ответственность, пунктуальность, педантичность, эмоциональная устойчивость, дисциплинированность.

К профессионально важным качествам авиадиспетчера относятся:

  • способность организовывать свою деятельность в условиях большого потока информации и разнообразия поставленных задач;
  • способность планировать свою деятельность во времени;
  • предусмотрительность;
  • слуховая дифференциальная чувствительность (способность различать тембр, продолжительность, высоту, силу звука, ритм, фоновые шумы);
  • глазомер линейный, угловой, объемный;
  • глазомер динамический (способность оценивать направление и скорость движения предмета);
  • способность к различению фигуры (предмета, отметки, сигнала и пр.) на малоконтрастном фоне;
  • цветовое восприятие;
  • избирательность внимания;
  • аналитическое и стратегическое мышление;
  • оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления;
  • хорошо развитые мнемические способности (свойства памяти);
  • координация движений рук и ног;
  • отсутствие дефектов речи, хорошая дикция;
  • умение четко и кратко формулировать информацию;
  • быстрота реакции;
  • организаторские способности;
  • способность действовать четко в экстремальной ситуации;
  • способность работать в команде.

К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе авиадиспетчером, относятся:

  • заболевания нервной системы;
  • полная или частичная потеря слуха;
  • психические расстройства;
  • расстройства внимания;
  • хронические инфекционные заболевания;
  • нарушения речи.

На сегодняшний день профессия авиадиспетчера является достаточно востребованной. Специалисты в этой области работают в аэропортах.

63_03_04.jpg

Авиадиспечеры работают, как правило, в коллективе, состоящем из нескольких специалистов. Они проводят весь рабочий день в помещении. Работа происходит преимущественно сидя.

Рабочие места сотрудников авиадиспетчерской службы оборудованы персональными компьютерами, жидкокристаллическими мониторами, синтезаторами речи и профессиональными телефонными гарнитурами.

Авиадиспетчеры работают в специальной форме, состоящей из костюма, рубашки, галстука.

Рабочая поза авиадиспетчера – положение сидя, поэтому возможны такие профессиональные заболевания, как боли в спине и шее. Кроме того, работа в постоянном напряжении и стрессовой ситуации может привести к неврозам и депрессии. Постоянная работа с компьютером может вызвать заболевания зрительной системы.

Для того чтобы получить профессию авиадиспетчера, нужно получить среднее профессиональное образование (по специальности «Управление движением воздушного транспорта») либо высшее образование (по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»).

Образовательные организации среднего профессионального образования:

Образовательные организации высшего образования:

    т; ;
  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.

Карьерный рост авиадиспетчера может быть связан с получением высшего образования в области авиационной и ракетно-космической техники. Авиадиспетчер, совершенствуя свои знания и навыки, а также накапливая опыт работы, может стать руководителем группы авиадиспетчеров.

Формы трудовой деятельности: физический и умственный труд

БЖД определяется характером труда, его организацией, организацией раб. мест, наличием опасных и вредных факторов в среде обитания. Цепь «человек – коллектив — общество-орудия труда — производственная среда» находится в полной зависимости.

Характер и организация трудовой деятельности оказывает существенное влияние на изменение функц. состояния организма человека и определяется:

1. физическими перегрузками, в том числе статическими и динамическими, то есть это подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на ноги и суставы, мышцы и кости.

2. физиол недост двигател активностью нервно-психическими перегрузками (умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов)

Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную). Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий:

— соц неэффективность, связанная с низкой производительностью

— необходимость напряжения физических сил и потребность в отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации и треб преим напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активации процессов мышления, эмоциональной среды.

Отрицательным последствием может быть гипокинезия (гиподинамия), то есть значительное снижение двигательной активности, приводит к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.

Длительная, плохо организованная умственная нагрузка является одним из главных факторов формирования сердечно-сосудистой патологии.

В соответствии с существующей классификацией трудовой деятельности различают следующие формы труда:

1. требующий значительной мышечной активности

2. механизированная форма труда

3. групповые формы труда (конвейер)

4. форма труда, связанная с полуавтоматическим и автоматическим производством

5. формы труда, связанные с дистанционным управлением

6. формы интеллектуального (умственного) труда

(1) форма труда, требующая значительной физической и мышечной нагрузки, связанной с повышенными энергозатратами (4-6 тыс ккал в сутки и более)

(2) в условиях механизированного производства ниже объем мышечной деятельности, однообразие простых, локальных действий, малый объем информации приводит к монотонности труда, при этом уменьшается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, скорость р-й и быстро наступает утомление.

(3) Характеризуется дроблением труда на операции, заданные режимом, строгой последовательностью выполнения операций. При этом чем интервал времени, затраченный работником на операцию, тем монотонней работа, проще, но это приводит к преждевременной усталости быстрому нервному истощению.

(4) Человек исключается из процесса обр-ки предмета труда, который целиком выполн механизм. Задача человека сводится к простым операциям по обслуживанию станка, т е подать материал для обработки, запустить механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты такой работы – монотонность, повышенный темп работы и утрата творчества.

(5) Человек становится необходимым оперативным звеном производственного процесса и должен быть постоянно готовым к принятию решения в случае непредвиденной ситуации.

(6) а) управленческие

в) труд медицинских работников, преподавателей, учащихся, студентов.

Указанные виды труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Труд оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Пример: труд авиадиспетчера.

Труд руководителя предприятия – чрезмерным ростом объема информации, дефицитом времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятое решение, вероятностью возникновения конфликтов.

Труд медицинских работников, преподавателей – постоянным контактом с людьми разного роста, дефицитом времени и информации для принятия правильного решения. Поэтому это обуславливает высшую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов – повышенным напряжением психических функций, т е память, внимание, восприятие и наличие стрессовых ситуации.

Творческий труд – наиболее сложная форма, требующая внимания, памяти, напряжения. Это труд научных работников, конструкторов, изобретателей, писателей, архитекторов, композиторов, художников.

При нервно-эмоциональном напряжении наблюдается тахикардия – повышение частоты сердечных сокращений до 100-180 ударов в минуту.

Коррективн эргономика занимается совершенствованием существующих технических средств и оптимизацией деятельности оператора в системе «человек — машина» по отдельным факторам. Проективная предполагает оптимизацию деятельности БЖД оператора в системе «человек — машина» с учетом суммы всех факторов и взаимосвязи между ними.

Инженерная психология – раздел эргономики, где исследуются псхофизиологические возможности человека в процессе его взаимоотношения с «психическими» устройствами в автоматизированных системах управления (АСУ)

В инженерной психологии решается согласование устройств отображения и органов управления с возможностями человека по приему и переработке информации и осуществление этих управляющих воздействий.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряжённости выполняемой работы, необходимой для оптимизации условий труда и рациональной организации.

Тяжесть и напряжённость труда характеризуется степенью функционального напряжения организма, причём это напряжение может быть энергетическим и эмоциональным.

Физическая тяжесть труда — нагрузка на организм с использованием мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения.

Классификация по тяжести труда производится по мощности производимой работы с учётом вида нагрузок (статических и/или динамических), а также с учётом нагружаемых мышц.

Статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с приданием человеку рабочей позы. Если работа требует нахождения в статической позе 10-25% рабочего времени, характеризуется как работа средней тяжести. Если более 50%-тжёлая.

Динамическая работа связана с сокращением мышц, при этом расходуется как на поддержание напряжения в мышцах, так и на механическую часть работы.

Напряжённость труда характеризуется эмоциональной нагрузкой, требуя интенсивной работы мозга и всей ЦНС по получению и переработке информации. Кроме того, учитываются эргономические показатели: сменность труда, поза, число движений, монотонность, артериальное напряжение…

Если один и тот же вид труда по разным критериям попадает в разные категории, то окончательная оценка усредняется по одному обязательному и двум дополнительным критериям. К обязательным критериям относится: по тяжести труда – мощность работы и величина статического усилия: по напряженности труда – внимание, плотность сигнала и эмоциональное напряжение. Таким образом, оба показателя (и тяжесть и напряженность) оцениваются по отдельности, а результат оценки представляется в виде разделения указателя категории тяжести и категории напряженности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

К какой форме труда относится работа авиадиспетчера

ВЗК РФ Статья 52. Понятие авиационного персонала

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 52 Воздушного кодекса РФ

С 01.03.2024 в абз 1 п. 1 ст. 52 вносятся изменения (ФЗ от 03.04.2023 N 107-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 129-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.

(абзац введен Федеральным законом от 08.07.1999 N 150-ФЗ)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 28.07.2012 N 129-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами.

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 129-ФЗ)

Правила организации взаимодействия между уполномоченными органами, а также организациями государственной авиации, имеющими подразделения государственной авиации, в том числе по вопросам организации проверок соответствия специалистов авиационного персонала государственной авиации требованиям, указанным в абзаце четвертом настоящего пункта, и допуска таких специалистов к полетам и руководству полетами, устанавливаются федеральными авиационными правилами, утвержденными уполномоченным органом в области обороны.

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2022 N 458-ФЗ)

2. Авиационный персонал включает в себя авиационный персонал гражданской авиации, авиационный персонал государственной авиации и авиационный персонал экспериментальной авиации.

3. На должности специалистов авиационного персонала, осуществляющих деятельность по организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения, принимаются граждане Российской Федерации.

На должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица:

(в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 547-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

(абзац введен Федеральным законом от 19.12.2022 N 547-ФЗ)

включенные в предусмотренный статьей 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

(абзац введен Федеральным законом от 19.12.2022 N 547-ФЗ)

Проверка сведений, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта и пункте 3.4 настоящей статьи, проводится в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 19.12.2022 N 547-ФЗ)

(п. 3 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 253-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Лица из числа специалистов авиационного персонала проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

На должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, не прошедшие предварительного медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Членам летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчерам управления воздушным движением запрещается без назначения врача принимать лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных препаратов, влияющих на способность выполнять функции члена летного экипажа воздушного судна и диспетчера управления воздушным движением, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 208-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие требований, установленных настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

3.2. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лицом из числа специалистов авиационного персонала может быть расторгнут в случае, если:

1) указанное лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ;

2) указанное лицо не прошло в установленном порядке обязательный периодический медицинский осмотр, а в отношении членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением также в случае, если они не прошли в установленном порядке обязательное медицинское освидетельствование, медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 208-ФЗ)

3.3. Лица из числа специалистов авиационного персонала государственной авиации, лица из числа специалистов авиационного персонала государственной авиации, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, лица, поступающие на военную службу по контракту либо приравненную к ней службу, принимаемые на работу по трудовому договору на должности специалистов авиационного персонала государственной авиации, граждане, поступающие в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала государственной авиации (далее — военно-учебные заведения), либо обучающиеся в военно-учебных заведениях, проходят военно-врачебную экспертизу в целях определения годности к полетам, управлению полетами, управлению беспилотным воздушным судном, парашютным прыжкам, летному обучению. Требования к состоянию здоровья указанных лиц и порядок прохождения ими военно-врачебной экспертизы устанавливаются положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Проведение обязательных диагностических исследований в отношении граждан, поступающих в военно-учебные заведения, граждан, поступающих на военную службу по контракту либо приравненную к ней службу на должности специалистов авиационного персонала государственной авиации, а также в отношении лиц из числа специалистов авиационного персонала государственной авиации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, при призыве их на военные сборы осуществляется в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Специалисты авиационного персонала государственной авиации проходят химико-токсикологические исследования наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов в порядке и с периодичностью, которые устанавливаются уполномоченным органом в области обороны по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченным органам, имеющим подразделения государственной авиации, и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

На должности специалистов авиационного персонала государственной авиации не принимаются лица, не прошедшие военно-врачебной экспертизы или не соответствующие требованиям к состоянию здоровья, предъявляемым к лицам, поступающим на военную службу по контракту либо приравненную к ней службу, или принимаемым на работу по трудовому договору на эти должности, или поступающим в военно-учебные заведения. На должности специалистов авиационного персонала государственной авиации не принимаются также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Финансирование расходов, связанных с проведением военно-врачебной экспертизы, за исключением проведения обязательных диагностических исследований граждан, указанных в абзаце втором настоящего пункта, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченным органам, имеющим подразделения государственной авиации, и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

(п. 3.3 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 208-ФЗ)

3.4. Трудовой договор с лицом из числа специалистов авиационного персонала подлежит расторжению в соответствии с пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в следующих случаях:

1) если указанное лицо включено в предусмотренный статьей 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

2) если указанное лицо имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

(п. 3.4 введен Федеральным законом от 19.12.2022 N 547-ФЗ)

С 01.03.2024 п. 4 ст. 52 утрачивает силу (ФЗ от 03.04.2023 N 107-ФЗ).

4. На работу в службы авиационной безопасности не принимаются лица:

1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в специализированной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;

4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом «О полиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды;

(в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

1.9. Виды и условия трудовой деятельности человека

Наиболее важным с точки зрения психофизиологических возможностей человека, влияющих на безопасность, является вид трудовой деятельности, ее тяжесть и напряженность, а также условия, в которых осуществляется трудовая деятельность.

Трудовую деятельность можно, прежде всего, разделить на физический иумственный труд. Основные виды трудовой деятельности представлены на рис. 2.

Рис. 2. Виды трудовой деятельности человека

Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно- двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности –гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и в конечном счете его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере; труд, связанный с дистанционным управлением и интеллектуальный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20. 25 МДж в сутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; так как он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время их выполнения строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

На полуавтоматическом иавтоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Дляработы оператора характерны большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение.Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению электрокардиограммы, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности определяются интенсивностью мышечной работы, степенью нервно-эмоционального напряжения, а также условиями окружающей человека среды. Суточные затраты энергии для лиц умственного труда составляют 10. 12 МДж; работников механизированного труда и сферы обслуживания – 12,5. 13 МДж, для работников тяжелого физического труда – 17. 25 МДж.

Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы (см. рис. 3) по степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности и опасности производственной среды (Р2.2.755–99. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 1999).

Факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда, – это в основном мышечные усилия и затраты энергии: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочие позы, наклоны корпуса, перемещение в пространстве.

Факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда, – это эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, нагрузка на анализаторы человека (слуховой, зрительный и т. д.), монотонность нагрузок, режим работы.

Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда).

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются: величина внешней механической работы (в кгм), выполняемой за смену; масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза; количество стереотипных рабочих движений в смену, величина суммарного усилия (кгс), прилагаемого за смену для yдepжания груза; удобство рабочей позы; количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы. Величины указанных критериев для женщин на 40. 60 % меньше, чем для мужчин.

Рис. 3. Классификация условий труда по степени тяжести

Например, для мужчин, если масса поднимаемых и перемещаемых тяжестей (не более двух раз в час) до 15 кг – труд легкий; до 30 кг – средней тяжести, более 30 кг – тяжелый. Для женщин соответственно от 5 до 10 кг.

Оценка класса тяжести физического труда проводится на основе учета всех критериев, при этом оценивают класс по каждому критерию, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по наиболее чувствительному критерию.

Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы: оптимальныйнапряженность труда легкой степени, допустимыйнапряженность труда средней степени, напряженный труд трех степеней.

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности; длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов; эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей; монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций; режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.

Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой деятельности, который проводится с учетом всего комплекса факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний и перенапряжений.

Например, труд авиадиспетчера требует большой интеллектуальной нагрузки, связанной с восприятием сигналов с последующей комплексной оценкой взаимосвязанных параметров в условиях дефицита времени и при повышенной ответственности за конечный результат. Труд характеризуется большой длительностью сосредоточенного наблюдения за экраном видеотерминала, плотностью сигналов и числом одновременно наблюдаемых объектов; высокой эмоциональной нагрузкой в связи с очень большой ответственностью и значимостью ошибки для жизни большого числа людей. По этим показателям труд авиадиспетчера можно отнести к напряженному труду третьей степени.

Труд учащихся средних специальных учебных заведений требует решения простых задач по известным правилам и алгоритмам, восприятия информации с последующей коррекцией своих действий, выполнения заданий, длительного сосредоточенного наблюдения, нагрузки на зрительные анализаторы. По этим критериям труд учащихся, в зависимости от организации процесса обучения, продолжительности учебных занятий в день, одно- или двухсменного обучения, можно по напряженности отнести к легкой (оптимальные условия трудового процесса) или средней степени (допустимые условия).

Таким образом, физический труд классифицируется по тяжести труда, умственный – по напряженности.

Труд, требующий физической нагрузки, эмоционального, интеллектуального напряжения, ответственности, напряжения анализаторов и т. д., классифицируется как по тяжести, так и по напряженности труда. К таким видам труда можно отнести труд водителей, наборщиков типографий, пользователей ЭВМ, вводящих в память большие объемы информации, и т. д. Труд людей этих профессий характеризуется стереотипностью рабочих движений с участием мышц пальцев, кистей, рукили плечевого пояса, постоянством рабочей позы, напряжением анализаторов (прежде всего зрения), длительностью сосредоточенного наблюдения и т. д. Труд спасателей характеризуется большими физическими нагрузками, эмоциональным напряжением из-за ответственности за жизнь людей, нерегулярностью работы в любое время суток. Однако особенностью труда спасателя является непостоянство физического и эмоционального напряжения.

Здоровье человека в значительной степени зависит не только от характеристик трудового процесса – тяжести и напряженности, но и от факторов среды, в которой осуществляется трудовой процесс.

На сегодняшний день перечень реально действующих негативных факторов, как производственной среды, так бытовой и природной, насчитывает более 100 видов.

Параметрами производственной среды, которые влияют на состояние здоровья человека, являются следующие факторы:

физические: климатические параметры (температура, влажность, подвижность воздуха), электромагнитные излучения различного волнового диапазона (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное – тепловое, лазерное, микроволновое, радиочастотное, низкочастотное), статическое, электрические и магнитные поля, ионизирующие – радиационные излучения, шум, вибрация, ультразвук, аэрозоли раздражающего действия (пыли), освещенность (отсутствие естественного освещения, недостаточная освещенность);

химические: вредные вещества, в том числе биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты);

биологические: патогенные микроорганизмы, микроорганизмы-продуценты, препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты.

По факторам производственной среды условия труда подразделяются на четыре класса (см. рис. 4):

1 класс – оптимальные условия труда, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для высокой работоспособности. Оптимальные нормативы устанавливаются только для климатических параметров (температуры, влажности, подвижности воздуха);

Рис. 4. Классификация условий труда по производственным факторам

2 класс – допустимые условия труда, которые характеризуются такими уровнями факторов среды, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест, при этом возможные изменения функционального состояния организма проходят за время перерывов на отдых или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия на состояние здоровья работающих и их потомство;

3 класс – вредные условия труда, которые характеризуются наличием факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих воздействие на организм работающего и(или) его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения нормативов подразделяются на 4 степени вредности:

– 1 степень характеризуется такими отклонениями от допустимых норм, при которых возникают обратимые функциональные изменения и риск развития заболевания;

– 2 степень характеризуется уровнями вредных факторов, которые могут вызвать стойкие функциональные нарушения, рост заболеваемости с временной потерей трудоспособности, появление начальных признаков профессиональных заболеваний;

– 3 степень характеризуется такими уровнями вредных факторов, при которых, как правило, развиваются профессиональные заболевания в легких формах в период трудовой деятельности;

– 4 степень – условия производственной среды, при которых могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечаются высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

К вредным условиям труда можно отнести условия, в которых трудятся металлурги, шахтеры, работающие в условиях повышенной загрязненности воздуха, шума, вибрации, неудовлетворительных параметров микроклимата, тепловых изучений; регулировщики движения на магистралях с интенсивным движением, находящиеся в течение всей смены в условиях высокой загазованности и повышенного шума.

Например, при превышении предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны до 3 раз создаются вредные условия труда 1 степени; при превышении от 3 до 6 раз – 2 степени; от 6 до 10 раз – 3 степени; от 10 до 20 раз – 4 степени; при превышении предельно допустимых уровней (ПДУ) шума до 10 дБ (децибел) – 1 степень вредных условий труда; от 10 до 25 дБ – 2 степень; от 25 до 40 дБ – 3 степень; от 40 до 50 дБ – 4 степень;

4 класс – опасные (экстремальные) условия труда, которые характеризуются такими уровнями вредных производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены или даже ее части создает угрозу жизни, высокий риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний. К опасным (экстремальным) условиям труда можно отнести труд пожарных, горноспасателей, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.

Экстремальные условия создаются, например, при превышении ПДК вредных веществ более чем в 20 раз, ПДУ шума – более чем на 50 дБ.

Тяжелый и напряженный труд оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека. Пока человек не может отказаться от таких видов деятельности, но по мере развития технического прогресса необходимо стремиться к уменьшению степени тяжести и напряженности труда путем механизации и автоматизации тяжелых физических работ, передачи функций контроля, управления, принятия решений и выполнения стереотипных технологических операций и движений автоматам и электронно-вычислительным машинам.

Трудовая деятельность человека должна осуществляться в допустимых условиях производственной среды. Однако при выполнении некоторых технологических процессов в настоящее время технически невозможно или экономически крайне затруднительно обеспечить непревышение норм для ряда факторов производственной среды. Работа во вредных условиях должна осуществляться с применением средств индивидуальной защиты и при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов (защита временем).

Работа в опасных условиях допускается в крайних случаях, например: при чрезвычайных ситуациях, локализации и ликвидации аварии, проведении спасательных работ, когда непроведение работы грозит катастрофическими последствиями, человеческими и большими материальными потерями.

В зависимости от тяжести и напряженности труда, степени вредности или опасности условий труда определяется размер оплаты труда, продолжительность отпуска, размер доплат и ряд других устанавливаемых льгот, призванных компенсировать отрицательные для человека последствия трудовой деятельности.

Таким образом, если человек получил от своих родителей нормальный генотип, в течение жизни не подвергался негативным воздействиям, то наступает постепенное старение организма и естественная смерть в определенные эволюцией биологические сроки. Однако таких идеальных условий практически не существует, в течение жизни человек подвергается различным видам отрицательных воздействий, которые часто превышают защитные возможности организма и приводят к нарушению течения естественных жизненных процессов. В результате возникают различные болезни и сокращается срок жизни человека. Заболевания не только сокращают жизнь человека, но снижают функциональные возможности организма, работоспособность, жизненные силы.

Речь не идет о создании для человека «тепличных» условий, более того, такие условия снижают адаптационные возможности организма. Например, статистические данные показывают, что люди, работающие на производствах, требующих абсолютно чистой атмосферы, постоянства микроклиматических условий, близких к комфортным, в значительно большей степени подвержены инфекционным и простудным заболеваниям. Это, в частности, относится к людям, работающим в микроэлектронной промышленности.

Таким образом, речь идет о создании таких условий, при которых негативные воздействия не превышали бы защитных способностей организма.

При выборе профессии человек должен учитывать все обстоятельства, связанные с будущей трудовой деятельностью, уметь правильно соотносить состояние своего здоровья и негативные факторы профессии. Это позволит ему на больший срок сохранить свои жизненные силы и в конечном счете добиться больших успехов в жизни и карьере.

Чрезмерные, или запредельные, формы психического напряжения вызывают нарушения нормального психологического состояния человека, что приводит к снижению индивидуального, свойственного человеку, уровня психической работоспособности. В более выраженных формах психического напряжения снижается скорость зрительных и двигательных реакций человека, нарушается координация движений, могут появляться негативные формы поведения и другие отрицательные явления. Запредельные формы психического напряжения лежат в основе ошибочных действий операторов в сложной обстановке.

В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процесса можно выделить два типа запредельного психического напряжения – тормозной и возбудимый.

Тормозной типхарактеризуется скованностью и замедленностью движений. Работник не способен с прежней ловкостью и скоростью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается память, появляется рассеянность и другие отрицательные признаки, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый типпроявляется в виде повышенной активности, многословности, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные излишние, ненужные действия. Они проверяют состояния приборов, поправляют одежду, растирают руки. В общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Употребление алкоголя снижает работоспособность человека, при этом возрастает опасность несчастного случая из-за действия алкоголя на физиологические и психические функции человека.

В состоянии опьянения у человека нарушается координация движений, уменьшается скорость двигательных и зрительных реакций, ухудшается мышление – человек совершает поспешные и необдуманные действия.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что даже употребление небольшого количества алкоголя значительно повышает возможность несчастного случая.

При употреблении больших количеств алкоголя наступает состояние сильного опьянения, при котором нарушается реальное восприятие внешнего мира, человек становится неспособным сознательно управлять своими действиями и теряет трудоспособность.

Таким образом, какова бы ни была степень опьянения человека, любое, даже незначительное, употребление алкоголя повышает подверженность опасности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *