Специалитет это какое образование в россии
Перейти к содержимому

Специалитет это какое образование в россии

  • автор:

Куда поступать: что лучше — специалист или бакалавр

История профессионального образования в России

Двухуровневое высшее профессиональное образование появилось в России в 2011 г. после присоединения к Болонскому процессу в 2003 г. Цель процесса — сформировать единое европейское образовательное пространство, дать дополнительные возможности для участия вузов в европейских проектах и академических обменах. Болонская система включает в себя три ступени — бакалавр, магистр, доктор наук.

В советское и некоторое постсоветское время студенты учились в специалитете.

Специалитет — это уровень квалификации высшего образования, который даёт право дальнейшего обучения и трудоустройства на территории России. Но специалитет — это не международный формат. Для образования и работы за границей нужно иметь квалификацию бакалавра или магистра, если только это не диплом специалиста топового вуза. Диплом российского бакалавра за рубежом эквивалентен bachelor’s degree, диплом магистра — master’s degree. Диплом специалитета в России приравнивается к диплому магистра, но за границей он, вероятно, будет засчитан как диплом бакалавра.

Диплом специалистов, получивших образование в топовых вузах, которые включены в международные рейтинги университетов, не теряет ценности и признаётся зарубежными работодателями и университетами.

Уровни образования в России

Теперь в России на государственном уровне приняты обе системы обучения: Болонская (бакалавриат и магистратура) и специалитет.

  • Бакалавриат. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени бакалавра составляет четыре года.
  • Магистратура. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени магистра составляет два года на базе бакалавриата.
  • Специалитет. Нормативный срок обучения не менее 5 лет, сохранился лишь по некоторым специальностям, перечень которых утверждён Правительством РФ.Некоторые специальности могут требовать большего срока обучения — например, медицинские.

Чем отличается диплом бакалавра от специалиста

Продолжительность обучения, перспективы обучения и работы за рубежом, возможность изменить профессию, возможность поступить в аспирантуру — это критерии, исходя из которых можно выбирать между бакалавриатом и специалитетом. Сравниваем:

Что лучше — бакалавр или специалист

Какой диплом больше ценится при трудоустройстве

В России уровни подготовки магистра и специалиста признаются примерно равными.В крупных компаниях и за границей степень магистра ценится больше. На западе бакалавриат и специалитет воспринимаются как одинаковый уровень. А вот уровень магистра считается более высоким уровнем знаний, компетенций и осознанности.В то же время специалитет топового вуза, участника российских и международных рейтингов, ценится выше магистратуры вуза среднего уровня.

На каком уровне обучения можно продолжить учёбу в Европе

  • Во время обучения в бакалавриате отучиться 1–2 года в российском вузе → перевестись в университет за рубежом (с потерей 1–2 курсов).
    Сразу после окончания школы поступить в бакалавриат нельзя: для европейского образования стандартный срок обучения в школе — 12–13 лет, и в российском аттестате о среднем образовании зафиксировано недостаточное количество часов.
  • Поступить на магистерские программы после бакалавриата и специалитета.
    Это наиболее популярный и выгодный формат для россиян. Европейский бакалавриат имеет общий характер, а в российских вузах студенты уже на первых курсах изучают профильные предметы и получают неплохую подготовку. Кроме того, для магистров и аспирантов предусмотрено больше стипендий, компенсирующих расходы на образование в странах Европы, чем для бакалавров.
  • Перейти в докторантуру и получать степень доктора наук после магистратуры. Докторантура соответствует нашей аспирантуре и длится от 2 до 6 лет.

Как выбрать уровень обучения

  • Определиться, в какой сфере ребёнок хочет работать, выбрать специализацию и посмотреть программы подготовки. Возможно, по выбранной программе подготовки будут программы и бакалавриата, и специалитета. Выбирать надо по качеству образования, которое вы получите в том или ином вузе.
  • Посмотрите представленность вузов в рейтингах университетов и в отраслевых рейтингах по выбранной сфере.
    Российские: рейтинги «Интерфакс», «Форбс», РА «Эксперт».
    Международные: QS World University Rankings, Academic Ranking of World Universities (ARWU), Times Higher Education World University Rankings (THE WUR), «Три миссии университета».
  • Изучите, какие преподаватели обучают на программах, какой у них уровень материально-технической базы, какие достижения.
  • Узнайте о наличии программ двойных дипломов.
  • Посмотрите рейтинг вузов с точки зрения востребованности выпускников вуза у компаний-работодателей.

После этого принимайте решение — куда поступать. А подготовку уже можно начинать вместе с нами!

В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра?

Бакалавриат, специалитет и магистратура являются уровнями профессионального высшего образования, отличающимися по содержанию и продолжительности обучения. Для освоения программ бакалавриата или специалитета необходимо иметь среднее общее образование, для программ магистратуры — высшее образование. В дальнейшем бакалавр может продолжить обучение и получить степень магистра.

Бакалавриат, специалитет и магистратура как уровни профессионального высшего образования

В настоящее время в РФ установлены, в частности, следующие уровни профессионального высшего образования (п. п. 2, 3 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):

При этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Прием на обучение осуществляется отдельно по каждой из этих программ (пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

К освоению указанных программ допускаются лица, имеющие соответствующее образование. Так, для программ бакалавриата или специалитета необходимо иметь среднее общее образование, для программ магистратуры — высшее образование любого уровня (ч. 2, 3 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

В материале не рассматривается реализация пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования, установленного Указом Президента РФ от 12.05.2023 N 343.

Особенности специалитета, бакалавриата и магистратуры

Специалитет — это привычная для РФ система образования. Специалистов готовят для профессиональной деятельности в отдельной отрасли. Срок получения первого высшего образования составляет, как правило, пять лет. Однако многие вузы перешли на болонскую (двухуровневую) систему образования, что предполагает подготовку и выпуск бакалавров и магистров.

Лицо, намеренное получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему образования, поступает на бакалавриат. При условии успешного прохождения итоговой аттестации ему присваивается квалификация "бакалавр" и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).

Бакалавры могут продолжить обучение и получить степень магистра. При этом необязательно поступать в магистратуру в том же вузе. Прием на обучение по программам магистратуры осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Условно степень бакалавра можно охарактеризовать как базовое высшее образование, а степень магистра — как дальнейшую специализацию (ч. 3, 5, 6 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

В отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301).

Также одним из отличий программ бакалавриата и специалитета от программ магистратуры является осуществление при освоении программ бакалавриата и специалитета воспитания обучающихся на основе включаемых в образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (п. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 12.1 Закона N 273-ФЗ).

Существенное отличие между бакалавром, специалистом и магистром заключается в продолжительности обучения, которая устанавливается федеральными государственными образовательными стандартами. Как правило, для получения диплома специалиста обучаются пять лет, диплома бакалавра — четыре года, диплома магистра — два года (ч. 4 ст. 11 Закона N 273-ФЗ; п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1173; п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 N 943; п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.08.2015 N 827).

Связанные вопросы

"Электронный журнал "Азбука права", актуально на 22.08.2023

Другие материалы журнала "Азбука права" ищите в системе КонсультантПлюс.

Чем отличаются бакалавриат и специалитет

Абитуриенты часто задаются вопросом: что выбрать — бакалавриат или специалитет? Мы разобрались, чем эти программы отличаются друг от друга кроме сроков обучения, и выяснили, почему вообще произошло разделение.

�� История понятий

Специалитет появился в СССР, когда задачей была подготовка специалиста в конкретной области, например врача.

Бакалавр и магистр — квалификации, которые пришли в Россию из Болонской системы в 2003 году. Цель Болонской системы — облегчить признание дипломов разных стран.

Но не все специальности получилось уместить в программу бакалавриата. Поэтому в ряде случаев остался специалитет

⏳ Срок обучения

Бакалавриат: от 3 до 5 лет по очной форме
Специалитет: от 4 до 6 лет по очной форме

В большинстве случаев бакалавры получают диплом после 4 лет обучения. Специалисты — после 5 лет. Точный срок указан в Федеральном государственном образовательном стандарте, утвержденном для каждой специальности.

Если обучение ведется не по очной форме, как правило, срок увеличивается на год

�� Содержание учебных программ

Бакалавриат: примерно 240 зачетных единиц
Специалитет: примерно 300 зачетных единиц

Зачетная единица — единица измерения трудоемкости работы. В них измеряются дисциплины, практики и прохождение государственной итоговой аттестации.

Обычно зачетная единица равна 36 академическим часам. Например, на освоение бакалаврской программы по юриспруденции у студента уйдет 8640 академических часов. На специалитете зачетных единиц примерно на треть больше, а значит, программа насыщеннее

�� Количество направлений

Бакалавриат: 187 направлений подготовки
Специалитет: 103 специальности

Направление подготовки — это программа бакалавриата. А специальность — программа специалитета.

Для будущих бакалавров выбор направлений почти в 2 раза шире.

При этом есть сферы, где бакалавриат практически не встречается, вроде медицины. Также специалитет остался в актерском и режиссерском искусстве и железнодорожном транспорте

�� Процесс поступления

Для бакалавров и специалистов основания и сроки поступления на очную форму одинаковые.

Квалификация не влияет на величину проходного балла — в отличие от требуемой комбинации ЕГЭ, репутации вуза, престижности специальности и баллов за дополнительные экзамены. Поступить на бюджет, например, на юриста одинаково сложно и для бакалавриата, и для специалитета.

Дополнительные вступительные испытания встречаются при поступлении и на бакалавриат, и на специалитет. Специальности и направления, по которым можно проводить испытания, отмечены в специальном перечне

�� Стоимость обучения

Цена платного обучения не сильно отличается для обоих уровней. Например, средняя стоимость очной формы обучения в Москве и для бакалавров, и для специалистов — 300 тысяч рублей в год.

Скидки чаще бывают на программах бакалавриата: их больше и они популярнее у абитуриентов.

На актерские и художественные специальности скидки встречаются редко. Есть программы специалитета, где все бюджетные места отданы под квоту целевого приема, — такое встречается среди врачебных специальностей

�� Диплом

И бакалавры, и специалисты получают дипломы о высшем образовании по окончании вуза, но квалификации у них разные. Квалификация — это то, что написано в дипломе о высшем образовании.

Бакалавриат — почти всегда «бакалавр». Специалитет — указывается для каждой специальности отдельно, например «экономист». Полный перечень квалификаций есть в приказе № 1061 Минобрнауки

��‍�� Продолжение обучения

Специалитет, по сути, равен оконченным бакалавриату и магистратуре — после него можно сразу идти в аспирантуру. После бакалавриата — сначала в магистратуру, потом в аспирантуру. На магистратуре все бакалавры могут претендовать на бюджет, а для специалистов все несколько сложнее.

Если студент поступил в вуз до 30 декабря 2010 и имеет диплом с конкретной квалификацией, например «инженер», то он может претендовать на бюджетное место в магистратуре. Если же он поступил позже обозначенной даты или в его дипломе квалификация «специалист» — то только на платное, потому что для нынешних специалистов магистратура считается вторым высшим

�� Целевое обучение

И бакалавры, и специалисты в зависимости от специальности могут заключить договор о целевом обучении с правом поступления в рамках квоты целевого приема.

Эту квоту ежегодно утверждает правительство. На 2022 год квота еще не утверждена. Информация о квотах на 2021 год есть в распоряжении правительства

�� Требования работодателей

С формальной точки зрения у специалистов больше возможностей после окончания учебы.

ФГОС поколения 3++ утверждаются с учетом профстандартов. В них есть примерный перечень профессий, по которым можно работать после окончания той или иной специальности.

Выпускникам-бакалаврам доступны не все должности: например, они не могут руководить научной организацией. Для такой работы нужно образование не ниже специалиста или магистра.

Как правило, конкретные квалификации имеют значение при устройстве в госструктуры. В частном найме важнее резюме и портфолио

�� Признание за границей

Лучше уточнять для каждой страны отдельно. Например, для Франции диплом специалиста соответствует диплому магистра, так же и для Эстонии. А для Британии решает организация UK ENIK: она сопоставляет российский диплом и британские стандарты. В России документы сопоставляет Рособрнадзор.

Соглашения о признании документов об образовании между Россией и другими странами есть на сайте Главэкспертцентра

�� Как быть взрослым

Если не уверены, что хотите поступать, почитайте эти статьи:

Загрузка

Алексей, уж сколько лет учатся в МФТИ по системе 4+2 и никто не умер. Или они тоже недоинженеры?

Лиза, после МФТИ — переинженеры.
Даже на относительно инженерных факультетах (например, ФРТК, который я сам закончил) гигантский улон в научно-теоретическую часть.

Как студент 5-го курса специалитета, отговариваю вас от этой фигни, особенно мальчиков. (Потому что в спину дышит армия). Возьмите бакалавриат, если специальность понравится- пойдёте на магу.

Если не понравится специальность- сможете получать магистратуру по чему-то другому.

Иван, >> Потому что в спину дышит армия

Расписание болезней в помощь

Anton, денег стоит!

По факту.Бакалавр+ магистратура и специалитет.Все это одно и тоже,программу в высших учреждений поменяли,но не сильно.А в некоторых и не меняли.
От себя скажу разницы между Бакалавром+Магистр и Специалистов в области Архитектуры нет.
Считать Бакалавров неудочками,поспешный вывод.
Я склоняюсь к выводу образование это лишь базис.
А главное,что вы собственно из себя представляете,количество выполненых проектов и ваши ценные навыки.
Сравнивать образование и дальнейшую работу это как-выучить теорию в автошколе,но ни разу не сеть за руль на практике.

Сначала отучился на специалитете, потом год послужил, а после пошел в магистратуру. Есть ощущение, что провел в универе лишний год и потратил какое-то количество лишних нервов, потому что бакалаврскую работу написать сильно проще, чем диплом специалиста.
С другой стороны работал с первого курса, в том числе и в университете, так что в принципе ни о чем не жалею.

Григорий, а откуда у вас информация, что бакалаврскую работу легче написать, чем работу спациалиста?

Лиза, сужу строго по своему факультету — Биофак, — и по людям с бакалавриата, с которыми близко общался. Темы работ были сложнее и требовали больших ресурсов, преподаватели спрашивали строже. Диплом у специалиста был конкретной мощной работой с серьезной защитой, а бакалаврская — немногим сложнее курсовой, люди справлялись за месяц, никто их по лесам не гонял и в лаборатории не запирал.

Как у других не могу знать. Еще важно понимать, что дело было в 2008 году, а с тех пор много воды утекло.

Алексей, глупость написали.

Особенно "А магистр — это типа учёный, и тоже не инженер. У него нет необходимых компетенций, чтобы быть конструктором. Он не делал курсовых проектов, не изучал технологию, он «научной работой» два года занимался."

Я могу сравнить своё образование МФТИ (магистратура, специализация "телекоммуникационные системы и сети") и других своих коллег, вышедших с Физтеха, с коллегами, получившими специалистов в МТУСИ.
Сказать, откуда лучше инженеры? Или сами догадаетесь?

Закончил специалитет, при эмиграции мне его оценили как магистра и это здорово помогло. С бакалавром я бы банально не прошел конкурсный отбор. Впрочем, для моей специальности иных вариантов и не было, так что не то чтобы я целенаправленно выбрал специалитет.

Выбора особо и не было, потому что в крупных компаниях, где я хотел работать, бакалаврам карьерный рост не светил. Ну и на 5 курсе университета знаний ощутимо прибавилось, поэтому ничуть не пожалел, что учился на год больше. А ещё появляется дополнительное время, чтобы решить призывной вопрос.

ziltoid, а на кого учились, если не секрет?

Лиза, строительство в топливно-энергетической отрасли

В Голландии тоже есть свой "специалитет" и в Италии тоже. В ЮК у юристов вообще тихий адок с количеством программ, которые надо закончить для признания в профессии. Про другие страны не знаю, но вполне возможно, что обязательный "специалитет" для врачей, ветеринаров, стоматологов, художников, актеров и юристов есть везде. Просто есть дисциплины, которые в бакалавриат/магистратуру загонять бессмысленно. И "сравнивать", как делают в этой статье, тоже смысла особого не имеет: есть направления, где кроме специалитета ничего нет (и нет проблемы выбора), а для остального все идут и учатся по системе бакалавр/магистр. Такие дела.

Алексей, для подай принеси не обязательно учиться 4 года))

Доучиваюсь на шестом курсе специалиста, специальность "компьютерная безопасность", срок обучения 5,5 лет.

В нашем институте (теперь мы красиво называемся институт кибербезопасности) есть ещё два направления специалитета и одно бакалавриата (ещё две магистратуры и аспирантура, а так же диссовет для кандидатов и докторов наук).

Первые два года разницы между бакалавриатом и специалитетом нет, вся программа совпадает. Дальше начинаются различия, но бакалавриат от специалитетов отличается одним-двумя предметами в семестр.

Отношение преподавателей примерно одно и то же что к бакалаврам, что к специалистам, разве что иногда могут быть безобидные шутки, но в основном бакалавры идут в магистратуру, поэтому разница совсем нивелируется.

При этом моя специальность достаточно сильно углубляется в одну из областей и это углубление не преподают ни в бакалавриате, ни в магистратуре. Мне это углубление нравится, поэтому о выборе не жалею, хотя некоторые переходят в группу бакалавров, чтобы быстрее получить диплом (для мальчиков это чревато проблемами с призывом, потому что отсрочка "сгорает").

Тут, видимо, какая-то ошибка:
"Если студент поступил в вуз до 30 декабря 2010 и имеет диплом с конкретной квалификацией, например «инженер», то он может претендовать на бюджетное место в магистратуре. Если же он поступил позже обозначенной даты или в его дипломе квалификация «специалист» — то только на платное, потому что для нынешних специалистов магистратура считается вторым высшим".

У меня диплом юриста — специалитет.
В 2014 году я сдала вступительный экзамен и поступила на бюджетное место в магистратуру на факультет экономики и управления.

Алиса, ну всё верно. Если вы поступили в магистратуру в 2014, то в специалитет поступали явно ранее 30.12.2010 года, и имеете диплом дипломированного специалиста (юрист). Поэтому для вас магистратура не является получением второго высшего, вы имели право на бюджетное место магистратуры.

Алиса, а в каком году вы поступили в вуз?

Екатерина, я поняла, что мне не хватило уточнения о поступлении именно в первый вуз)))

У нас было забавно — поступили на специалиста (инженера) а на 4м курсе нам сказали что шли б мы на бакалавриат а в магистратуру нас возьмут, места есть. И даже не обманули — перевели всех, даже с довольно средним баллом. В магистратуре какой-то "научности" в программе обучения не прослеживалось — кто знает где граница между Information technology и Computer science. Зато нагрузка, по сравнению с последним курсом специалитета, была сильно больше и в конце не дипломная работа а целая "Диссертация" (:
За гуманитариев не скажу, а для технарей, ИМХО, бакалавриат — хорошая штука. Всё равно на 5-6 курсе специалитета народ в основном много работает (больше за еду) и мало учится, а так можно после 4го "забрать диплом" и идти, собственно, работать и получать бесценный опыт. Или в магистратуру.

Расскажу немного про свой опыт. Я учился на 2х специальностях, по программе специалитета и по программе Бакалавриат + Магистратура. Сразу с вопроса про армию, — у меня была военная кафедра, была она только на специалитете и по магистерской программе не предполагалась — это единственно фактическое отличие в процессе обучения.
Разницы в процессе обучения не заметил. Но после мытарств могу точно сказать, что правильный выбор специальности и кафедры, где интересная для вас программа и преподаватели — в тысячу раз важнее, чем модель, по которой эта самая кафедра работает.
Иными словами, если кафедра не выпускает, например, магистров но вам нравится специальность — всё равно идите.

Хорошая статья, но начало лучше подправить.
"Специалитет появился в СССР" — это очень корявое утверждение. Вы ещё старшему поколению попробуйте объяснить, что у них был этот зверь. Они в свое время даже слова такого не слышали.

На специалитете. Пожалел, что выбрал специальность инженера связи. В связи с этим на 5 курсе понял, что не мое, отчислился, потом восстановился через три года, когда поработал по этой специальности, доучился, получил диплом, 10 лет проработал инженером, и вновь разочаровался. Теперь в 38 лет думаю, а не потерял ли я чего то?

Я не очень поняла такой момент. Если специалитет до 2011 года это бакалавр плбс магистратура то почему пишут что поступать в магистратуру можно на бюджет,если типа его уже должны засчитать?? Разве не в аспирантуру тогда можно идти?

Ирина, можно в аспирантуру, можно в магистратуру

Алексей, А в 4 года обучения бакалавра мы ну очень старались впихнуть шестилетний курс специалиста, но не преуспели

Ну историю КПСС надо выкинуть и прочие там философии и матаны. И сразу появится время выучить инженера за 4 года. Дочь училась и на бакалавра и магистра, а реальные навыки получила за полгода стажировки в ЕПАМе

А вот теперь хочется пожелать хорошего настроения всем тем кто тут до искр из глаз спорил, о том что бакалавриат, это недоучки, а специалист прям высшая каста, друзья! болонская система отменена в нашей стране, и слава богу, и бакалавриат как и специалитет обсалютно идентичны по весу и значимости своего диплома. Так что уважаемые специалисты иди в лес, хватит понтить, и людей в заблуждение вводить. Если вам было по кайфу ещё год сидеть в универе то молодцы, у нормальных людей на это времени нет, да и вообще на бакалавра учат на заочке тоже 5 лет

Слава, то, что равнозначно, это и до отмены было, но работодатели, особенно в бюджетной сфере, что тогда, что сейчас глядят в диплом, и тому, у кого написано "диплом специалиста" отдают больший приоритет, чем "диплом бакалавра" при прочих равных. Так что не зазнавайтесь сильно, эта отмена болонки ничего фактически не меняет

Бакалавриат и специалитет – плюсы, минусы, перспективы

Чем отличаются? Бакалавриат и специалитет – две разные формы обучения. Первая предполагает получение общего образования за четыре года, вторая получение диплома по конкретной специальности (срок обучения 5-6 лет). Диплом бакалавра признается за границей и дает больше возможностей для трудоустройства, чем диплом специалиста.

Что лучше? Каждая из форм имеет свои плюсы и минусы, поэтому, прежде чем выбирать, нужно проанализировать, какие возможности и перспективы вам откроются.

В статье рассказывается:

Суть бакалавриата

Бакалавриатом называется один из уровней в иерархии высшего образования, на которой основана Болонская система. В РФ бакалавриат был принят только в 2003 году.

Имейте в виду, что обучение на бакалавра занимает четыре года, по окончании которых студент забирает свой официальный бакалаврский диплом, а затем либо ищет работу, либо продолжает обучение в вузе уже на магистерской программе. Итогом этой следующей ступени обучения становится магистерская диссертация.

Окончив бакалавриат, вы можете учиться дальше — как в российских, так и в зарубежных вузах.

Важный момент здесь заключается в том, что можно поступить в магистратуру не только в другой университет, но и сменив при этом специальность (правда, скорее всего, вам придётся досдавать некоторые экзамены). К примеру, можно отучиться на экономиста и, получив бакалаврский диплом, дальше учиться на магистра по специальности, связанной с нефтедобычей, что откроет вам очень интересные перспективы.

Как правило, при наличии выбора именно бакалавриат предпочитают абитуриенты. Во-первых, в России сегодня крайне сложно найти обучение в формате специалитета — в 2023 году почти везде остался только бакалавриат. Во-вторых, с дипломом бакалавра у выпускника вуза будет намного больше перспектив, что особенно важно для тех, кто собирается уезжать за границу либо менять профессию в будущем.

Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов - исполнительный директор Geekbrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

Преимущества и недостатки бакалавриата по сравнению со специалитетом:

Преимущества Недостатки
Учёба длится всего четыре года Бакалавриат не даёт возможности упрощённого поступления в аспирантуру
Бакалавр может поступить в магистратуру и учиться на бюджете Не во всех сферах диплома бакалавра достаточно, чтобы устроиться на работу (в образование и государственные органы, например, нельзя)
Простота смены профессии: не придётся учиться с нуля, магистратура может быть выбрана в совершенно другом направлении Есть ещё вторая и третья ступени обучения, которые нужно будет пройти, если вы захотите углубить свои знания
Дипломы бакалавров легче подтвердить в других странах, а это открывает возможности не только для дальнейшей учёбы, но и для работы
Обучение на бакалавра, а затем на магистра — это шесть лет отсрочки от службы в армии

Суть специалитета

Специалитетом называется квалификационный уровень в системе высшего образования, характерный для СССР и, в течение некоторого времени, постсоветской России. Цель подготовки студентов — дать им не только полную теоретическую подготовку, но и базовые практические навыки.

Окончив обучение в формате специалитета, выпускник получает диплом специалиста, подтверждающий его специальность (точная формулировка которой всегда указана в документе).

Специалитет от бакалавриата отличается тем, что является полным, оконченным высшим образованием. С дипломом специалиста можно сразу устраиваться на работу в РФ (но можно и продолжать учёбу). А вот поступить в зарубежный вуз или найти работу за пределами России с таким дипломом трудно: в большинстве стран требуется либо бакалаврская, либо магистерская квалификация.

Отличия бакалавриата от специалитета

Перед подачей документов в тот или иной вуз абитуриент должен понять, бакалавриат или специалитет ему подходят больше, учтя их различия и собственные планы на будущее.

  • Бакалавриат даёт учёную степень, но не несёт глубокой профессиональной подготовки и полноценной квалификации. Для этого есть специалитет.
  • Учиться на специалиста нужно пять-шесть лет, а на бакалавра всего четыре года.
  • В обоих случаях возможно продолжение высшего образования:и после бакалавриата, и после специалитета можно поступать в аспирантуру, магистратуру. Однако выпускник вуза с дипломом специалиста не может больше учиться на бюджетной основе, поскольку магистратура для него станет вторым высшим образованием, и нужно будет за него платить. У бакалавра есть возможность бесплатного обучения в магистратуре, если он пройдёт по конкурсу. Специалист, однако, может сразу же подавать документы в аспирантуру, едва выпустившись, а бакалавр должен сначала получить степень магистра.

Но в самом начале между учёбой на специалитете и на бакалавриате нет особой разницы: студенты проходят одни и те же общие учебные программы, получают базовые знания. Различия образовательных программ становятся заметны несколько позже: будущих специалистов нацеливают на конкретную профессию и готовят именно к ней.

Законодательство об отмене бакалавриата

21.02.2023 г. президент России Владимир Путин обратился к Федеральному собранию с призывом вернуть традиционный для РФ специалитет как основной формат подготовки учащихся в высшей школе. На специалиста надо будет учиться четыре-шесть лет (смотря какое направление подготовки выбрано). Это предложение вскоре примет форму поправок в законы, которые предстоит разработать правительству и парламентариям. По поводу грядущих перемен уже высказывают свои мнения работники науки и образования. Их точки зрения разнятся.

Комментируя отказ от бакалавриата в пользу специалитета, министр высшего образования и науки В. Фальков отмечает, что в этом случае магистратура станет бесплатной для обладателя любого диплома о высшем образовании. Сейчас поправки в законодательство ещё не составлены и не приняты, однако план таков, что специалисты смогут подаваться на бюджетные конкурсные места в магистратуре наряду с бакалаврами. И магистратура, и ординатура будут обозначаться новым термином: углублённое (специализированное) высшее образование.

Для тех, кто уже учится на бакалавриате или специалитете, ничего не изменится: ни сроки обучения, ни программы. По заверениям Правительства РФ, ранее выданные дипломы бакалавров, специалистов и магистров не будут пересматриваться. Президент утверждает, что возвращённый специалитет объединит все лучшие наработки советского образования и современный, актуальный опыт в этой сфере, а также подчёркивает, что изменение программ должно быть постепенным процессом и приносить новые возможности, а не трудности. По словам Валерия Фалькова, и студенты, и преподаватели ощутят лишь минимальные изменения в своей деятельности из-за изменения системы высшего образования.

Выход из Болонской системы активно обсуждался летом 2022 г. Виктор Садовничий, являющийся главой Российского союза ректоров и лично возглавляющий МГУ, всегда был последовательным противником разделения на бакалавриат и магистратуру и ратовал за специалитет, как оптимальный вариант обучения для большинства направлений. Он опирается не только на российский и советский, но и на зарубежный опыт.

Бакалавриат сегодня, пока от Болонской системы в России ещё не отказались, является начальной стадией академической квалификации так же, как и в других странах, которые участвуют в Болонском процессе. Универсальная система необходима для того, чтобы вузы разных государств обеспечивали студентам более или менее одинаковые квалификации.

С тех пор, как в Болонский процесс включилась в 2003 г. Россия, она в какой-то мере адаптировала эту систему под свои реалии. Однако в некоторых вузах продолжали готовить только специалистов, не выдавая приложений европейского образца к дипломам. 06.06.2022 г. Министерством науки и образования было объявлено, что из Болонского процесса исключаются все высшие учебные заведения РФ.

Возрождение специалитета и новая модель высшего образования в России

До того, как Россия внедрила Болонскую систему, студенты учились только на специалитете, в рамках которого готовили полностью квалифицированные кадры. Возрождение специалитета в вузах — это одно из главных изменений, вызванных отказом от Болонской системы. Быстрая перестройка образовательных процессов под мировые стандарты не удалась. Поэтому России нужен гибридный подход, объединяющий бакалавриат и специалитет: лучшие критерии образования будут взяты как из национальных образовательных наработок, так и из Болонской системы и других образовательных систем мира. Среди критериев этой новой системы называют:

  • Нацеленность высшего образования на кадровые потребности основных сфер российской экономики.
  • Реформирование советского специалитета, чтобы он соответствовал текущим реалиям внутри страны и за её пределами.
  • Слияние двух степеней Болонской системы — магистратуры и бакалавриата — с целью сформировать новую сквозную ступень: нечто среднее между классическими специалитетом, бакалавриатом, магистратурой.
  • Выработка новых учебных стандартов, призванных сохранить будущих работников и максимально повысить их уровень квалификации и потенциал.

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»

Чтобы зарегистрироваться на бесплатный интенсив и получить в подарок подборку файлов от GeekBrains, заполните информацию в открывшемся окне

По мнению экспертов, у нового подхода к высшему образованию есть масса преимуществ:

  • Фокус на фундаментальном образовании, которое обеспечивает специалитет. В результате этого исчезнут программы бакалавриата и магистратуры, останется единая ступень образования.
  • Создание новых параметров для оценки результатов обучения студентов, более современных методов профессионального отбора абитуриентов. Результатом может стать отказ от тестирований, вернее, полный пересмотр методологии и привычных способов оценивать знания учащихся.
  • Изменение ФГОС, учебных планов, программ образовательных учреждений под разные направления профессиональной подготовки.

Впрочем, моментально отменить Болонскую систему тоже невозможно, поскольку вузы страны уже выпустили миллионы магистров и бакалавров, и на ближайшие несколько лет уже утверждены плановые показатели набора в учебные заведения на бакалаврские и магистерские программы. Российские образовательные стандарты будут меняться медленно, весь процесс займёт годы.

Оптимальный вариант для современного высшего образования в РФ — это модель “2+2+2”, при котором первая ступень высшего образования будет состоять из двух частей. Это позволит постепенно знакомить студентов с выбранной ими профессией и давать им самостоятельно определять своё дальнейшее направление подготовки по мере того, как будет осваиваться образовательная программа.

Это означает, что станет меньше «двоечников», которые не доучились на бакалавров, отчислившись после нескольких курсов. У учащихся будет больше возможностей выбирать, пробовать себя в будущей профессии, сравнивать все преимущества и недостатки различных направлений, активнее искать собственное призвание и дело жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *