Положение и устав в чем разница
Перейти к содержимому

Положение и устав в чем разница

  • автор:

Юридическая социальная сеть

РейтингРейтингРейтингРейтинг Рейтинг7.4М
РейтингРейтингРейтингРейтинг Рейтинг7.4М

Чем отличается устав от положения?

Когда речь идет о юридических документах, очень важно соблюдать точность и требования, предусмотренные законодательством. Например, организацию с неверно составленными документами ждет масса проблем и сложностей. Без опыта в этом вопросе можно легко перепутать устав и положение.

Что такое устав?

Устав – это документ, содержащий определенные правила, на основе которых действует предприятие (юридическое лицо). Другими словами, это своего рода «конституция» для предприятия, позволяющая ему существовать в правовом поле. Состав:

  • Сведения об организации.
  • Название (полное и краткое), тип, адрес (фактический и юридический), область и цели деятельности.
  • Статус. Информация о том, кто основал организацию, а также перечень прав и обязанностей ее учредителей и остальных участников.
  • Правила выбора должностных лиц, включая срок полномочий. Порядок собрания учредителей. Финансовые вопросы. Распределение прибыли, подготовка отчетов, ведение учетов и т.п.

Воинский устав, созданный Петром I в 1716 году

Это примерные данные, которые должны содержаться в уставе, поскольку все зависит еще и от того, о каком учреждении идет речь. Например, в уставе школы дополнительно прописывается учебная программа, ее направление, уровень образования, который получают ученики и др.

Интересный факт: уставом в качестве разновидности нормативного правового акта пользовались еще во времена Древней Руси (11-12 вв.). Обнаружены различные уставные грамоты этого периода, в которых закреплены вопросы, связанные с налогами, судебной деятельностью, управлением государством, церковью.

Уставы имеют несколько классификаций. Например, юридическое лицо может выбрать один из типовых уставов либо составить индивидуальный. Особенно развита система воинских уставов – нормативно-правовых актов, которые регламентируют деятельность вооруженных сил. В России с 2017 года действуют такие военные уставы:

  • внутренней службы;
  • дисциплинарный; боевые;
  • корабельный; военной полиции;
  • гарнизонной и караульной служб;
  • строевой.

Что такое положение?

Определение и виды Положение – это нормативно-правовой акт, который определяет главные организационные правила, а также деятельность различных органов государственной власти, их структурных подразделений, филиалов предприятий, организаций, временных комиссий и т.п. Кроме того, в положении прописываются особенности их взаимоотношений друг с другом и гражданами. Помимо разделения на индивидуальные и типовые, положения могут иметь разное содержание и в зависимости от этого делятся на виды:

  • О мероприятиях. Определяют, как будут организованы и проведены мероприятия культурные, спортивные, массовые, смотры, конкурсы и прочие.
  • Об отношениях. Трудовых, организационных и т.п.
  • Об учреждениях и их подразделениях. Касательно их формирования, структуры, функциональности, организации.

Типы положений и объекты, которые они регламентируют:

  • организационный документ – должность, организация, коллегиальный орган;
  • планово-учетный документ – финансы, материальные ресурсы;
  • нормативно-методический документ – процесс, работа, операция.

Кроме того, положению свойственны различные реквизиты: название документа, текст, герб, название организации, дата, гриф утверждения, подпись и прочие.

Разница между уставом и положением

Общие особенности устава и положения:

  • Входят в список учредительных документов, на основании которых осуществляет свою деятельность юридическое лицо.
  • Могут быть типовыми и индивидуальными.

Решающим фактором выбора в пользу учредительного документа является организационно-правовая форма юридического лица или организации другого типа. Соответствующие правила указаны в Гражданском кодексе РФ и некоторых законах.

Устав, положение, регламент как основные организационно-правовые документы предприятия

Любая организация в своей работе опирается не только на законодательные, правовые и нормативно-методические документы общегосударственного значения, но и на организационно-правовые документы, разрабатываемые самой организацией. К таким документам относятся: устав, положение, регламент, штатное расписание, инструкции, должностные инструкции.

Рассмотрим понятие, назначение, структуру и особенности устава, положения и регламента предприятия, учреждения, организации.

Устав предприятия, учреждения, организации

В соответствии со ст. 52 ГК РФ «юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида».

Во многих случаях, устав является основным учредительным документом юридического лица.

Под уставом, как организационным документом, понимается свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственного управления, хозяйственной или иной деятельности.[2]

Устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками) и подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Устав относится к обязательным учредительным документам при создании негосударственных коммерческих организаций.

В уставе должны определяться: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Общие требования к порядку составления, оформления и содержания устава юридического лица даны в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и других законодательных актах. Назовем некоторые из них:

  • устав общества с ограниченной ответственностью (ООО) – ст. 89 ГК РФ и ст. 11, 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ;
  • устав общества с дополнительной ответственностью (ОДО) – ст. 95 ГК РФ;
  • устав акционерного общества (АО) – ст. 98 ГК РФ и ст. 11-14 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ;
  • устав учреждения – ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Положение об организации, структурном подразделении, коллегиальном (или совещательном) органе

Положение – это правовой акт, определяющий порядок образования, правовое положение, задачи и функции, права и обязанности, организацию работы учреждений, структурных подразделений, служб.

Положение об организации относится к учредительным документам. Оно определяет статус организации, порядок ее создания, место в системе управления, внутреннюю структуру, функции, компетенцию, обязанности, порядок реорганизации и ликвидации.

Обязательными реквизитами положения об организации являются: наименование вышестоящего органа, наименование организации, наименование вида документа, дата, номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения, оттиск печати.[3]

Положение о структурном подразделении – это правовой акт, определяющий статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений.

Положения о подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений. Индивидуальные положения разрабатываются на основе типовых.

Нормативно установленных требований к содержанию положения о подразделении не существует. Текст положения о подразделении может включать следующие разделы:

  • общие положения;
  • основные задачи;
  • функции
  • права и обязанности
  • ответственность
  • взаимоотношения.[3]

Обязательные реквизиты положения о структурном подразделении: наименование организации, наименование вида документа, дата и номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, подпись, визы согласования документа, гриф утверждения.

Понятие, разделы текста, реквизиты положения о коллегиальном (или совещательном) органе аналогичны понятию и разделам текста и реквизитам положения о структурном подразделении.

Регламент как правовой акт

Регламент — правовой акт, устанавливающий порядок деятельности руководства организации, коллегиального или совещательного органа. [3]

Текст регламента состоит из разделов, имеющих самостоятельные заголовки и разбитых на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами. Регламент коллегиального или совещательного органа определяет:

  • статус этого органа;
  • порядок планирования работы;
  • порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании;
  • внесение материалов на рассмотрение;
  • порядок рассмотрения материалов и принятия решений на заседании;
  • ведение протокола заседания;
  • оформление решений;
  • порядок доведения решений до исполнителей
  • материально-техническое обеспечение заседаний.[3]

В процессе подготовки регламенты проходят стадию обсуждения на заседании членами коллегиального или совещательного органа, стадию согласования с заинтересованными подразделениями и юридической службой, стадию утверждения руководителем организации или руководителем коллегиального органа.

Обязательные реквизиты регламента: наименование организации (наименование коллегиального или совещательного органа, если регламент посвящен данному органу), вид документа, дата, номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, визы согласования документа, подпись, гриф утверждения.

Положение и устав в чем разница

5.2. Уставы, положения, инструкции

5.2.1. Устав организации — нормативный правовой акт, определяющий порядок образования организации, взаимоотношения с другими организациями, права и обязанности в определенной сфере деятельности.

Положение — нормативный правовой акт, определяющий порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы какого-либо органа (комиссии, комитета, совета и т.д.), структурного подразделения или организации в целом.

В отдельную группу выделяются положения о проведении конкурсов, смотров и других мероприятий.

Уставы и положения об организациях утверждаются Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Указанные документы составляются в двух экземплярах и хранятся по месту утверждения и в самой организации.

Положения о структурных подразделениях территориального органа, организации системы МЧС России утверждаются приказом территориального органа, организации системы МЧС России.

5.2.2. В инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения положений законодательных и иных нормативных актов.

Инструкции по основным видам деятельности издаются территориальным органом, воинской частью, организацией системы МЧС России только после согласования с соответствующим департаментом или управлением МЧС России.

5.2.3. Порядок подготовки проекта положения, правил и инструкции соответствует общему порядку подготовки проектов нормативных актов.

5.2.4. Текст проекта положения (правил, инструкции) печатается на стандартном листе бумаги формата A4.

Текст инструкции излагается от третьего лица единственного или множественного числа. В тексте используются слова: «должен», «следует», «необходимо», «запрещается», «не допускается».

Заголовок к тексту инструкции отвечает на вопрос «о чем?»; заголовок к должностной инструкции отвечает на вопрос «кого?».

Констатирующей частью текста положения, правил, инструкции служит раздел «Общие положения», в котором указываются основания разработки, основное назначение нормативного акта и сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил и технологий.

Основной текст положения, правил, инструкции может делиться на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия.

Главы нумеруются римскими цифрами, пункты и подпункты — арабскими цифрами.

16) Организационные документы. Устав, положение, штатное расписание, правила, инструкции.

К организационно-правовым документам относятся устав организации, положение об Организации, положения о структурных подразделениях, положения о коллегиальных и совещательных органах учреждения, регламенты работы коллегиальных и совещательных органов, аппарата управления, штатное расписание, инструкции по отдельным видам деятельности, должностные инструкции работников, правила, памятки и др.

Организационно-правовые документы в обязательном порядке проходят процедуру утверждения уполномоченным на это органом – вышестоящей организацией, руководителем данной организации, коллегиальным органом или руководителем структурного подразделения – в зависимости от вида документа. Также в процессе подготовки организационно-правовые документы в обязательном порядке проходят процедуру согласования со всеми заинтересованными лицами.

С точки зрения срока действии организационно-правовые документы относятся к бессрочным: они действуют впредь до их отмены или до утверждения новых.

Устав – это свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в различных сферах государственного управления, хозяйственной или иной деятельности. Текс состоит из разделов, имеющих заголовки и нумеруемых арабскими ффрами. Устав оформляется на стандартном листе бум аги с всеми необходимыми реквизитами.

Устав утверждается высшим органом организации. Гриф утверждения на уставе заверяется печатью организации, отметка о регистрации – печатью органа государственной регистрации.

Положение – правовой акт, определяющий статус организации, ее задачи и функции, права, ответственность, порядок деятельности. На основании положения действую государственные и муниципальные бюджетные некоммерческие организации. Положение об организации оформляется на общем бланке.

Реквизиты: наименование вышестоящего органа, наименование организации, гриф утверждения, печать, название вида документа, дата, номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись.

Положения могут регламентировать деятельность должностных лиц.

Уставы и положения являются сложными документами. Их структура и содержание, как правило, определяются учреждениями разработчиками.

Штатное расписание – правовой акт, определяющий структуру, численность, должностной состав, оплату труда работников и фонд заработной платы организации в целом.

Реквизиты: наименование организации, гриф утверждения, наименование вида документа, дата, номер, место составления, заголовок к тексту, текст документа (оформляется в табличной форме), подпись. В заголовке к тексту указывается год, на который составлено штатное расписание.

Является обязательным документом. Ответственность несут планово-экономическое подразделение и служба персонала. Визируют руководители подразделений, главный бухгалтер, юрисконсульт, заместители руководителя организации.

Подписывается руководителем подразделения, ответственного за его подготовку, или заместителем руководителя организации, утверждается руководителем организации с проставлением печати организации на грифе утверждения.

Правила – правовой акт, документ, детально регламентирующий вопросы повседневной деятельности организации. Содержание документа должно полностью отвечать нормам и требованиям Трудового Кодекса РФ.

Правила внутреннего трудового распорядка четко структурированы и содержат: общие положения; порядок найма и высвобождения персонала; основные обязанности персонала; основные обязанности администрации; рабочее время и его использование; поощрение за успешные результаты работы; ответственность за нарушения трудовой дисциплины; вопросы командирования сотрудников.

При составлении руководствуются действующими Типовыми правилами трудового распорядка при тщательной корректировке их на соответствие Трудовому кодексу и другим законодательным актам РФ.

Инструкции – это правовой акт, содержащий правила, регулирующие организационные, научно-технические, технологически, финансовые и иные специальные стороны деятельности организации. Издаются в целях разъяснения и определения порядка применения законодательных актов и распорядительных документов.

Заголовок должен четко очерчивать круг вопросов, объектов и лиц, на которые распространяются ее требования. В тексте рекомендуются четкие формулировки с распорядительными словами. Излагается от 3-го лица.

Инструкция может быть отдельным документом или приложением к распорядительному документу. Оформляется на общем бланке организации.

Подписывается руководителем структурного подразделения, разработавшим ее, и утверждается руководителем организации. В процессе подготовки визируются руководителями всех заинтересованных подразделений, юридической службой, заместителем руководителя, курирующим направление деятельности, которого касается инструкция.

Цель разработки всех организационных документов – наиболее рациональное разделение и кооперация труда между организациями, подразделениями и работниками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *