Резерв универсального обслуживания что это
Перейти к содержимому

Резерв универсального обслуживания что это

  • автор:

Резерв универсального обслуживания что это

(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 9-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.

2. Средства резерва универсального обслуживания в полном объеме поступлений от источников его формирования расходуются исключительно на цели, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Отчисления в резерв универсального обслуживания

Понятие Универсальных услуг связи и принцип организации универсальных услуг связи установлен Законом Российской Федерации “О связи” от 07.07.2003 № 126 – ФЗ (ст. 57 – 61).

К универсальным услугам связи относятся:

  • услуги телефонной связи с использованием таксофонов;
  • услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети “Интернет” с использованием пунктов коллективного доступа.

Оказание универсальных услуг связи осуществляется операторами универсального обслуживания, отбор которых осуществляется по результатам конкурса, который проводится в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (от 22 апреля 2005 г. № 248) или в порядке назначения из числа существенных операторов связи в сети связи общего пользования, если на конкурс не поступило ни одной заявки.

В соответствии со ст. 59 Закона “О связи”

“В целях обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, формируется резерв универсального обслуживания.”

В соответствии п. 1 ст. 60 Закона “О связи”

“Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники.”

Владимир Путин на заседании Совета безопасности Российской Федерации от 25.07.2007 года указал, что “…в России целенаправленно проводились меры по росту информатизации экономики и в целом общественной жизни. Мы стали конкурировать лучше в этом спектре экономике и в мире, стали больше концентрировать ресурсов и сил на этих важнейших направлениях… Отмечу, что к 2009 году в России не останется ни одного нетелефонизированного населенного пункта, не должно не остаться ни одного. Надеюсь, что эти планы будут реализованы (а еще совсем недавно у нас было таких населенных пунктов более 40 тысяч)”.

Авторы стратегии, разработанной в Совете Безопасности, четко изложили ориентиры, к которым должна прийти Россия в 2015 году. Так, число точек общественного доступа к сети Интернет должно быть не менее четырех на 10 тыс. населения. При этом 80% городов должны иметь доступ к официальным сайтам государственных органов. На настоящий момент официальные данные о надлежащем исполнении поручения Президента РФ отсутствуют.

Целями настоящей статьи является правовая квалификация отчислений в резерв универсального обслуживания, а также выявление рисков операторов связи, которые по ряду причин не исполняют своей обязанности по таким отчислениям.

За оказание данных услуг из резерва универсального обслуживания операторам связи возмещаются понесенные ими убытки от проведения этой общественно полезной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом “О связи” (далее ФЗ “О связи”) оказание универсальных услуг связи осуществляется на конкурсной основе, но на случай отсутствия заявок на участие в конкурсе или невозможности выявления победителя оказание таких услуг возлагается на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования. Данный оператор не вправе отказаться от возложенной на него обязанности (абз. 3 и 4 п. 2 ст. 58).

При этом убытки, причиняемые оказанием универсальных услуг связи, возмещаются операторам из резерва универсального обслуживания (ст. 59 ФЗ “О связи”).

Данная мера направлена на перспективное развитие отрасли связи и расширение возможностей операторов по оказанию не только универсальных услуг связи в отдаленных районах, но и иных услуг связи, получению прибыли, реализации свободы предпринимательской деятельности.

В соответствии с ст. 59 ФЗ “О связи” оператор сети связи общего пользования производит отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.

Правительство РФ утвердило “Правила формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания” (Постановление Правительства РФ №243 от 21.04.2005 г., в редакции от 29.11.2007 г.).

Ст. 60 ФЗ “О связи” (в редакции от 29.12.2006 г.) устанавливает: (i) ставку обязательного отчисления и базу расчета (ставка устанавливается в размере 1,2%; (ii) базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования; (iii) оплата производится в течение 30 дней после окончания каждого квартала.

Ранее (до 29.12.2006 г.) ст. 60 ФЗ “О связи” не содержала положений о существенных условиях, касающихся взимания сбора (в частности по порядку формирования резерва, порядку оплаты и пр.). Необходимые нормы были установлены Правительством РФ в “Правилах формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания”.

Постановление Конституционного суда РФ от 28.02.2006 г. №2-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений федерального закона „О связи“ в связи с запросом думы Корякского автономного округа” (далее Постановление Конституционного суда) в т.ч. установило, что необходимые условия по формированию резерва универсального обслуживания в соответствии с Конституцией РФ должны содержаться не в Постановлениях Правительства, а в Законе.

На основании данного Постановления Конституционного суда были внесены необходимые поправки в ФЗ “О связи”. В частности, ст. 60 была дополнена положениями о порядке формирования резерва универсального обслуживания.

Комментарии

Маргарита Зобнина, доцент НИУ-ВШЭ

“Необходимость привлечения денежных средств в резерв универсального обслуживания за счет отчислений операторов неочевидна. Предложение Мининформсвязи о включении обязанности денежных отчислений в резерв универсального обслуживания в лицензии операторов связи трудно оценить однозначно. С одной стороны, конечно же, необходимо поддерживать универсальные услуги связи и восполнять соответствующие затраты отдельных операторов. Поэтому существование обязанности пополнять резерв универсального обслуживания оправдано. В то же время, непременная необходимость отчисления денежных средств участниками рынка воспринимается негативно. Ведь эти средства компании могут инвестировать в развитие собственных сетей, что положительно как для самих операторов, так и для их абонентов”.

Владислав Кочетков, президент-председатель правления ИК “Финам”

“Отчисления в резерв универсального обслуживания участники рынка могут использовать в качестве мотивации для повышения тарифов. Инициатива Мининформсвязи о включении в лицензии операторов обязанности денежных отчислений в резерв универсального обслуживания была ожидаема. На сегодняшний день, хоть и в другом порядке, операторы уже перечисляют средства на поддержку предоставления универсальных услуг связи. Однако в целом подобные действия вполне логично оцениваются компаниями негативно, так как участников рынка обязывают поддерживать социальные инициативы государства. Стоит отметить, что в дальнейшим данное обязательство операторы могут включить в обоснование повышения собственных тарифов на связь”.

Реквизиты счета Россвязи

Получатель: Межрегиональное операционное УФК (для Федерального агентства связи)

Пять типичных заблуждений об отчислениях в резерв универсального обслуживания

В 2019 году отчислениям в резерв универсального обслуживания было уделено особое внимание. В начале апреля Минфин обнародовал законопроект о включении данного платежа в Налоговый кодекс. Пока документ находится на стадии обсуждения, развернувшаяся дискуссия – хороший повод вспомнить об отчислениях в резерв и обобщить типичные заблуждения практикующих специалистов о порядке начисления и внесения этого платежа.

Заблуждение 1: интернет-кафе отчисления не осуществляют

В соответствии со ст. 59 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон № 126-ФЗ) резерв универсального обслуживания формируется в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров. Отчисления в резерв производятся операторами сети связи общего пользования.

На практике перечень видов деятельности, которые осуществляют хозяйствующие субъекты, достаточно широк. Поэтому у практикующих специалистов могут возникать вопросы о необходимости производить отчисления в конкретных ситуациях.

Типичный пример – интернет-кафе (интернет-клуб). Организация предоставляет пользователям доступ к Интернету либо за отдельную плату (почасовую), либо бесплатно (входит в стоимость услуг). Попробуем разобраться, должны ли интернет-кафе делать отчисления в резерв универсального обслуживания.

Основные положения в отношении расчета сумм отчислений утверждены ст. 60 Закона № 126-ФЗ.

Плательщиком обязательных отчислений является оператор связи общего пользования – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

К сведению: сеть связи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории России (п. 1 ст. 13 Закона № 126-ФЗ). Соответственно, доходы от оказания услуг связи общего пользования – это доходы от деятельности по оказанию услуг электросвязи в России неограниченному кругу лиц (любому пользователю).

В соответствии с п. 2 ст. 57 Закона № 126-ФЗ к универсальным услугам связи относятся услуги по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету:

с использованием средств коллективного доступа;

с использованием точек доступа.

Таким образом, хозяйствующий субъект, оказывающий данные услуги, является оператором связи общего пользования.

Распространено следующее заблуждение: достаточно изменить наименование интернет-кафе, например, на «компьютерный клуб», оформить оказание услуг по предоставлению доступа в Интернет как «предоставление компьютера» и не придется получать соответствующую лицензию оператора связи и перечислять отчисления в резерв универсального обслуживания.

Однако практика показывает, что контролирующие органы в таких ситуациях все равно настаивают на том, чтобы оператор связи надлежаще оформил вид деятельности. Например, в Решении Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.07.2014 по делу № А25-869/2014 указано, что на основании материалов проверок, размещенных на сайте прокуратуры Тульской области (old.prokuror-tula.ru), по постановлению прокурора Зареченского района г. Тулы Арбитражный суд Тульской области оштрафовал ООО «Оптимум» на 30 000 руб.

К тому же за неуплату отчислений в резерв установлена ответственность.

Если операторы сети связи общего пользования не осуществили обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания, инспекция может взыскать пени за их несвоевременную или неполную уплату (п. 6 ст. 60 Закона № 126-ФЗ). Пени за каждый день просрочки рассчитываются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений по ставке, равной 1/300-й ключевой ставки ЦБР, действующей на день начисления пеней (ст. 68 Закона № 126-ФЗ).

К сведению! Статья 13.38 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несвоевременную или неполную уплату оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. Речь идет о наложении административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 руб.

Заблуждение 2: переплату по отчислениям в резерв универсального обслуживания вернуть нельзя

Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в РФ порядке ведения бухгалтерского учета (п. 2 ст. 60 Закона № 126-ФЗ). Расчет производится организацией самостоятельно по ставке обязательного отчисления в размере 1,2%.

Если оператор сети связи общего пользования неправильно рассчитает сумму обязательного отчисления, вернуть переплату можно. Однако иногда приходится обращаться в судебные инстанции.

Так, по материалам одного дела на протяжении трех лет (2014 – 2016 годы) оператор ошибочно определял базу расчета обязательных отчислений: учитывал доходы организации от всех видов деятельности (а не только от оказания услуг связи общего пользования). В итоге у него образовалась переплата в резерв универсального обслуживания на сумму более 4 млн руб.

Оператор неоднократно обращался в Федеральное агентство связи с заявлением о возврате излишне уплаченных обязательных отчислений, но переплата не была возвращена.

В соответствии с п. 6 ст. 60 Закона № 126-ФЗ в тех случаях, когда обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания в установленные сроки не осуществлены или осуществлены в неполном объеме, контролирующий орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за их несвоевременную уплату. Однако обратная ситуация (переплата) в Законе № 126-ФЗ прямо не предусмотрена.

Тем не менее первая, апелляционная, кассационная инстанции организацию полностью поддержали. Установив, что оператор связи ошибочно определял базу расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания, они указали, что излишне уплаченные денежные средства подлежат возврату (Решение Арбитражного суда Москвы от 20.06.2018 по делу № А40-71407/17-82-448).

Заблуждение 3: если крайний срок уплаты отчислений приходится на выходной, платить нужно заранее

Периодом для расчета и оплаты отчислений в резерв является срок не более 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы от оказания услуг связи (ст. 60 Закона № 126-ФЗ). Никаких исключений для ситуаций, когда крайний срок уплаты отчислений приходится на выходной или нерабочий праздничный день, в Законе № 126-ФЗ не предусмотрено.

В соответствии со ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Однако согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Это исключает применение данной нормы в рассматриваемой ситуации.

Аналогичное правило установлено в действующем налоговом законодательстве РФ. В соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый выходным или нерабочим праздничным, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Однако положения НК РФ на отчисления в резерв, осуществляемые операторами связи, пока не распространяется.

Вместе с тем некоторая судебная практика подтверждает, что если крайний срок уплаты отчислений приходится на выходной, произвести платеж можно в ближайший следующий рабочий день (решения Арбитражного суда Красноярского края от 12.12.2018 по делу № А33-28279/2018, Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18.07.2017 по делу № А58-4041/2017 и др.).

Заблуждение 4: нулевая отчетность по отчислениям в резерв не сдается

Согласно п. 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного Приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41, оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально представляет в Россвязь сведения о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания по установленной данным приказом форме. Сделать это нужно не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала.

В норме речь идет обо всех хозяйствующих субъектах, имеющих лицензию на оказание услуг связи общего пользования. Соответственно, не установлено никаких исключений для операторов, которые временно деятельность не ведут.

Подтверждают данную точку зрения и суды. Например, в Решении Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2016 по делу № А32-46156/2015 указано, что названный порядок не освобождает от предоставления сведений о нулевом или отрицательном балансе для подтверждения невозможности обязательных отчислении, не содержит положений, прямо предусматривающих освобождение оператора связи от обязанности представлять сведения о базе расчета, потому что он не оказывает услуги связи.

Заблуждение 5: сумму отчислений в резерв можно включить в расходы при УСНО

Порядок учета сумм отчислений в резерв универсального обслуживания зависит от системы налогообложения, которую применяет оператор связи.

При применении общей системы налогообложения данные затраты можно учесть на основании п. 46 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В норме прямо указаны отчисления в резервы, создаваемые в соответствии с законодательством РФ, регулирующем деятельность в области связи.

Перечень расходов, которые можно признать при «упрощенке», строго ограничен. Он приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, в котором не предусмотрены отчисления в резерв универсального обслуживания, производимые в соответствии со ст. 59 и 60 Закона № 126-ФЗ. Поэтому такие платежи (отчисления) в расходах не учитываются. Подтверждает данную правовую позицию Письмо Минфина РФ от 10.07.2007 № 03-11-04/2/175.

Расчет обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания

Резерв универсального обслуживания формируется на основе обязательных отчислений (которые также называются неналоговыми платежами), распространяющихся на всех операторов сети связи. Также учитываются и другие источники, которые разрешены законодательными актами. В качестве базы для расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания используются доходы, которые получены в течение квартала с момента начала оказания услуг связи оператором. Суммы налогов при этом не учитываются. Калькуляция доходов осуществляется на основе установленного в РФ порядка ведения бухучета.

Обязательное отчисление для операторов сети связи общего пользования составляет 1,2% от квартальной выручки оператора. Вычисление размера неналогового платежа возложено на плечи операторов. Отчет сдается один раз в квартал не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором были оказаны услуги по соответствующим лицензиям. Данные предоставляются по каждой из лицензии, по которой велась деятельность и была получена выручка в отчетный период. Оплата производится также не позднее 30 дней после окончания квартала. Если оператор не сдал отчет и не произвел отчисление в резерв универсального обслуживания (не внес полную сумму или не уложился в установленные сроки), то в таком случае Минцифры РФ может обратиться в суд.

Зачастую операторы упускают из виду необходимость выплаты обязательных отчислений, вследствие чего письмо, полученное от Минцифры РФ с требованием уплатить обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания, является для операторов полной неожиданностью. Данный пункт об обязательности выплат в резерв универсального обслуживания отражен в лицензии связи.

Отчетность требуется предоставлять даже в том случае, если срок начала оказания услуг наступил, а лицензиат пока еще не начал их оказывать. Если отчетность не будет передана, лицензиат будет считаться нарушителем.

Обязательные отчисления были утверждены Постановлением Правительства РФ №23. В том случае, если оператор проигнорирует выплату неналоговых платежей, ему может грозить штраф от 30 до 40 тыс. рублей. В самых серьезных случаях Роскомнадзор передает дело в суд, который может принять решение об аннулировании действия лицензии оператора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *