Почему частное право не может существовать без публичного
Перейти к содержимому

Почему частное право не может существовать без публичного

  • автор:

Соотношение частного и публичного права

Из истории возникновения частного и публичного права

Частное право — это право, регулирующее разные отношения касательно принадлежности к использования имущества, основанные на юридическом равенстве субъектов правоотношений, автономии их воли и имущественной обособленности.

Гражданское (частное) право является основной отраслью права, регулирующей частные (имущественные и неимущественные) взаимоотношения граждан, созданных ими юридических лиц, формирующиеся по инициативе их участников и преследующие цели удовлетворения частных (собственных) интересов.

Как социальное явление право зародилось в древнем мире, в то время все право считалось частным, имеющим название гражданское право. Термин «гражданское право» возник в Древнем Риме и означал исключительно национальное право, которое распространялось только на римских граждан. Позже, совместно с правом римлян, начало формироваться право народов.

Для Древнего Рима право было единым. Публичного права в современном понимании не было, наблюдались отдельные уголовно-правовые элементы: при совершении преступления лицо само решало, наказать ли ему обидчика самостоятельно или обратиться с соответствующей жалобой к власти. Господство частного права было обусловлено главным образом тем, что в обществе доминировали интересы и частные начала отдельных семей. Основной хозяйственной единицей была самостоятельная и замкнутая семья.

Частное право начало формироваться несколько тысячелетий назад. Совместное существование частного и публичного права насчитывает несколько столетий. В XII-XIII вв. общество приходит к осознанию необходимости развитого права, способного обеспечить безопасность и порядок, являющиеся обязательным условием прогресса. Развитию права способствовали расширяющиеся политические и экономические связи между некоторыми феодальными ячейками (графствами, княжествами и т.д.).

В XVII-XVIII вв. в Западной Европе стала осуществляться систематизация норм частного права по институциональному принципу. Первоначально деление права на частное и публичное возникло в науке и долгое время выступало только ее предметом.

История публичного права начинается с 1789 года, и связана она с началом буржуазной революции во Франции. В некоторых европейских странах существовала доктрина, провозглашавшая наличие естественных прав человека. Взаимоотношения между властью и гражданами начинают регулироваться путем установления закона. По мере развития товарно-денежных отношений публичные нормы права начинают распространяться на иные сферы общественных отношений.

В процессе своего развития частное и публичное право начинают специализироваться. В публичном праве выделяют следующие отрасли: конституционное, административное, уголовное, финансовое и др. Частное право включает гражданское, наследственное, семейное, авторское, изобретательское право. Отдельно из гражданского права выделилось трудовое право, складывается предпринимательское право.

Отрасли частного права в определенной степени имеют публично-правовые элементы, а некоторые отрасли публичного права сдержат элементы частного права.

Соотношение частного и публичного права

Различие частного и публичного права основано на принципиальном различии частных и публичных интересов, легших в основу их первоначальной дифференциации. Частное право связано с самостоятельностью и инициативностью субъектов хозяйственной деятельности, реализующих свои частные интересы. В публичном праве преобладают принудительные, властно-организационные начала, которые связаны с осуществлением государственных и публичных интересов.

Теоретики права выделяют частное и публичное право в зависимости от регулирования ими разных видов общественных отношений. В публичном праве обособляется та часть норм, которая определяет строение государства, правила, на которых базируется организация государственной власти. Публичное право — это государственное право. Государственная власть соприкасается с населением через свои структуры, подчиненные ей и действующие на основании норм, исходящих от государственной власти. Отношение органов управления к гражданам и друг к другу основано на праве, эта часть норм имеет юридический характер. Наука государственного права включает в себя международное государственное право и государственное право конкретной страны.

Публичное право направлено на регулирование деятельности публичных институтов власти, государства, различных органов власти и управления (прокуратуры, надзорных, контрольных органов и др.). Деятельность государства направлена на обеспечение прав и интересов граждан, ее цель — создание порядка общественной жизни, соответствующего интересам общества и граждан.

Отрасли публичного права:

  • конституционное право;
  • административное право;
  • муниципальное право;
  • уголовное право;
  • финансовое право;
  • гражданско-процессуальное право;
  • уголовно-процессуальное право;
  • экологическое право;
  • международное публичное право.

Частное право тесно связано с наличием частной собственности, является продуктом частногражданских отношений. Частное право основано на:

  • свободных рыночных отношениях;
  • юридической защищенности и юридической поддержке субъектов рыночных отношений;
  • обеспечение участников правоотношений необходимыми правами.

Это обеспечивается правовыми нормами, регулирующими такие отношения, где определяющим является экономическая свобода, равноправие сторон, предприимчивость и личная свобода граждан и др.

Частное право — это совокупность норм права, обеспечивающих, регулирующих и охраняющих отношения частных собственников в процессе производства и владения, распоряжения и пользования материальными объектами. В настоящее время к частному праву относятся следующие отрасли права: гражданское, трудовое, коммерческое, предпринимательское, земельное, семейное, международное частное право и др.

Теоретические концепции деления права на частное и публичное

За все время формирования и становления права, касательно его деления на частное и публичное было выдвинуто несколько групп основных теорий:

Вопросы соотношения публичного и частного права

Вопрос о соотношении частного и публичного права не является только общетеоретическим вопросом, а носит отчетливо выраженный прагматический характер, поскольку от его решения зависит право государства на вмешательство (пределах такого вмешательства) в частную жизнь граждан, в экономическую, предпринимательскую и иные сферы деятельности общества.

Несмотря на давность употребления, сам критерий разграничения публичного и частного права до сих пор является спорным, поэтому самой важной проблемой остается поиск критериев, позволяющих провести отделение публичного права от частного, а также отнести ту или иную отрасль, отдельный институт и даже конкретную норму права к публичному либо частному праву.

Одновременно с этим ни одна из существующих теорий в отдельности не позволяет провести четкое разграничение между публичным и частным правом. Бесполезность или ненужность такого деления с точки зрения общей систематизации права отмечал создатель нормативистской школы в праве Г. Кельзен, исследователь идей юридического социализма А. Менгер, сторонники теории социальных функций Л. Дюги, Вебер, Зинцгеймер; основоположники теории хозяйственного права немецкие юристы Гедеман, Гольдшмидт, Румпф, Нассбаум и др.

Долгое время юриспруденция довольствовалась тем определением этого различия, которое было дано еще Ульпианом: изучение права распадается на две части: публичное и частное.

Одновременно с этим публичный и частный интерес неразрывно связаны между собой, и с этой стороны многие публичные органы государства применяют институты частного права, вследствие чего правовой науке пришлось выдвигать новые теории. Согласно теории предмета правового регулирования (также по материальному критерию) различие между публичным и частным правом заключается в самой материи, в самом содержании регулируемых отношений. Довольно распространенным было некоторое время воззрение, что единственной теоретически правильной сферой гражданского права является сфера имущественных отношений (К. Д. Кавелин, Д. И. Мейер). Однако Д. И. Мейер предлагал ограничиться исключением из гражданского права личных семейных отношений, но соглашался, что регулируемые имущественные отношения должны быть частноправовыми, в то время как К. Д. Кавелин предлагал пересмотреть классификацию отраслей права и включить в гражданское право налоговые отношения, отношения по пенсионным выплатам и любые другие имущественные отношения, входящие в предмет других отраслей, объединить их в одной отрасли.

Однако, анализируя данное мнение, нельзя забывать, что он предлагал заменить саму классификацию в целом. По его мнению, если функциональное единство правового регулирования делает точное разделение права на публичное и частное невозможным, то это и нецелесообразно (но из этого вовсе не следует, что такого разделения вообще не существует). Таким образом, основным делением права является его деление на имущественное и неимущественное, в каждом из которых присутствуют как элементы частные, так и публичные. При этом первые определяют меру свободы деятельности отдельного лица в имущественных или неимущественных отношениях, а вторые — условия и основания правильно организованного сожительства людей в обществе и государстве в тех же отношениях.

К формальным теориям следует отнести теорию метода правового регулирования. Суть теории метода правового регулирования сводится к тому, что на первый план выдвигается вопрос не о защите правом какого-либо интереса, а о методе (способе) такой защиты (по формальному критерию).

Сторонники формального критерия разграничения частного и публичного права придерживаются также весьма существенно друг от друга отличающихся точек зрения, которые могут, однако, быть сведены к трем основным направлениям.

Общей чертой всех этих теорий является то, что они принимают за основу разграничения сам способ регулирования или построения правоотношений. Одна группа представителей формального критерия понимает вопрос о том, как регулируют те или иные нормы в смысле вопроса, кому предоставлена инициатива защиты права в случае его нарушения. Публичное право — право, которое охраняется по инициативе государственной власти в порядке уголовного или административного суда, а частное право — право, которое охраняется по инициативе частного лица, его обладателя, в порядке гражданского суда.

Другие представители формальных теорий берут правоотношение само по себе и усматривают различие между публичным и частным правом в том или ином положении субъекта (субъектов) в правоотношении активного и пассивного, то есть субъекта права и субъекта обязанности. Согласно этой теории, существо дела сводится к следующим положениям: частное право является совокупностью правоотношений между лицами, подчиненными стоящей над ними власти и в этом смысле равными друг другу. Публичное право представляет собой совокупность правоотношений, где непосредственным или посредственным субъектом права или обязанности является государство, как организация, обладающая принудительной властью. При этом нельзя не подчеркнуть, что для публично-правового отношения существенно важным выступает не то, что субъектом в нем является государственная власть, а сам характер вступления этой последней в правоотношение.

На основании рассмотренных теорий разграничения частного и публичного права можно сделать вывод о том, что каждая из этих теорий достойна права на существование. В этом отношении до известной степени правы сторонники объединения материального и формального критерия. Их ошибка, на наш взгляд, заключается только в том, что они стремятся использовать оба критерия одновременно для одной и той же цели, в том время как каждый из них имеет совершенно самостоятельное значение и область применения. Для сравнительной оценки и уяснения удельного веса материального и формального критерия необходимо также иметь в виду историческую изменчивость границ между частным и публичным правом, а также и отсутствие резкой демаркационной линии между этими двумя правовыми областями в отдельно взятое время. То, что в один исторический период представляет из себя сферу публично-правового регулирования, в другой момент может оказаться в области частного права. Поэтому каждый их этих двух типов правового регулирования эффективен только тогда, когда он применяется к тем общественным отношениям, которые по своей природе нуждаются в данном типе правового регулирования.

Исторический опыт демонстрирует, что самое эффективное развитие отношений в сфере производства происходит тогда, когда к ним применяется частноправовой тип правового регулирования. Предпринятые в России попытки публично-правового регулирования этих отношений потерпели неудачу. Идейно-теоретическим обоснованием публично-правового регулирования в экономической сфере послужило известное высказывание В. И. Ленина о том, что «мы ничего частного не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное».

По мнению Черепахина Б. Б., в связи с неустойчивостью исторических границ между частным и публичным правом и переплетением их элементов в каждый исторический момент при догматическом изучении прав единственно приемлемым являются формальные критерии разграничения, а из этих последних — положение субъекта в правоотношении и признак централизации и децентрализации правового регулирования. Наоборот, материальные критерии имеют существенное значение для вопроса о целесообразности отнесения той или иной области жизненных отношений к частному или публичному праву.

Таким образом, в основу разделения права на частное и публичное должен быть положен формальный критерий разграничения, которое должно проводиться исходя из способа построения и регулирования юридических отношений, присущего системе частного и системе публичного права. Критерии деления права на частное и публичное особенно ярко проявляются при рассмотрении отдельных институтов (в первую очередь гражданского права), а не отраслей права.

Частноправовое отношение построено на принципах юридического равенства и автономии воли субъектов независимо от усмотрения государственной власти. При этом государственная власть обязана признавать, конституировать и принудительной силой поддерживать эту юридическую значимость и обеспечивать решение всех спорных вопросов независимым судом. Частное право также представляет собой систему децентрализованного регулирования общественных отношений.

Публично-правовое отношение построено на принципе власти-подчинения одной стороны правоотношения другой стороне в силу указания закона и представляет собой систему централизованного регулирования общественных отношений.

Взаимодействие публичного и частного права

Несмотря на признаки, закладывающиеся правоведами в содержание понятия частного права, объем данного понятия представляется большинством из них как практически неизменный либо как неизменно включающий отдельные постоянные элементы.

Критерий различения публичного и частного права представляется в том, что публичное право регулирует отношения государства, его органов с гражданами и иными субъектами права. При этом государственные органы выступают в качестве носителей государственно-властных (публичных) полномочий, реализация которых осуществляется в интересах и во благо общества, государства, тех или иных социальных слоев, групп.

Гражданин выступает равноправным субъектом публичных отношений в процессе формирования представительных органов власти, в ходе референдума, участвуя в иных формах проявления непосредственной демократии. В остальных правоотношениях, которых большинство, он занимает подчиненное, зависимое положение.

Государственные органы могут регулировать определенные варианты поведения граждан и иных субъектов права, требовать от них соблюдения и неукоснительного исполнения действующего законодательства, применять к нарушителям меры государственного принуждения, выносить решения о признании тех или иных субъективных прав граждан. Гражданин имеет право обжаловать решения, принятые государственными органами до их вступления в законную силу; в противном случае ему остается подчиниться и выполнить такие решения.

В сфере частного права преобладают законные личные интересы граждан, их объединений. Государство и его органы также имеют право выступать субъектами гражданско-правовых, трудовых, сельскохозяйственных отношений, но в этом случае государственные органы, равно как и государство, не имеют никаких преимуществ перед остальными субъектами, выступают в качестве юридического лица, имеющего те же права и обязанности, что и иные участники правоотношений. Все отношения в сфере частного права строятся на принципах равноправия субъектов права, возникают, изменяются и прекращаются по их свободному волеизъявлению. Здесь любые, в том числе и государственно-правовые формы принуждения к вступлению в правоотношения, ограничению правоспособности и дееспособности граждан запрещаются законом под угрозой наступления уголовной, административно-правовой и иной юридической ответственности.

Критерий разграничения частного и публичного права также следует искать в плоскости предмета правового регулирования, то есть общественных отношений, подвергающихся регулирующему воздействию со стороны права; таким критерием является характер интереса, преимущественно реализуемого участниками в соответствующем правоотношении (изложенный подход следует отличать от попытки разграничить частное и публичное право по линии интереса, защищаемого той или иной подсистемой права, ибо право как социальный институт призвано выражать коренные интересы всего общества в целом).

При любом характере правового регулирования в обществе можно определить как частные отношения с одной стороны, так и публичные — с другой, требующие воздействия соответствующими им правовыми методами, однако далеко не в любом обществе этому разграничению в теории и (или) на практике придается должное внимание. Степень соответствия методов, используемых для правового регулирования тех или иных отношений, их существу позволяет оценивать рассматриваемый правопорядок в целом с точки зрения адекватности воздействия на общественные отношения.

Вместе с тем отсутствуют «частноправовой» и «публично-правовой» методы правового регулирования. Корректно говорить только о преимущественном использовании диспозитивного регулирования частных отношений и императивного воздействия на публичные отношения, что в отдельных случаях не исключает оправданного применения императивных норм для регулирования частных отношений (поскольку в силу Конституции Российской Федерации права и свободы могут быть ограничены законом в той мере, в какой это необходимо в конституционно значимых целях) и диспозитивных — для публичных. Однако в таком случае отсутствует публицизация частного права или приватизация публичного, которые могут иметь место только в рамках системы права в целом, выражаясь не в переводе тех или иных отношений из частных в публичные (что вряд ли возможно) или наоборот, а в создании дополнительных императивных норм и (в целях контроля за их реализацией) дополнительных публичных институтов и процедур (публицизация), либо их упразднении (приватизация).

Не менее значимым аспектом разграничения публичного и частного права является институционализация их основных идей, начал и принципов в нормах, содержащихся в довольно существенной части отраслевых кодифицированных законодательных актов, имеющих приоритет перед нормами соответствующих отраслей, включенными в акты текущего законодательства. Институционализация обеих подсистем права заключается также в дифференциации процессуальных форм разрешения споров, возникающих в рамках отношений, регулируемых различными подсистемами права. Развитие государственного управления в XX в. продемонстрировало, что процессы усиления и расширения непосредственного государственного воздействия на частные отношения имеют стойкую тенденцию к усложнению, что и является причиной развития и усложнения публичного права. Таким образом, общим для публичного и частного права является то, что каждое из них объединяет совокупность однородных по своим признакам отраслей права, что предполагает взаимное проникновение элементов частного права в сферу действия правовых отношений, охватываемых публичным правом, и, наоборот, публичных начал в функционирование норм отраслей частноправового блока. Для соотношения публичного и частного права присущи следующие аспекты: общая технология норм, используемых в равной мере; применение нормативных понятий одной семьи в актах и отраслях другой семьи; присутствие сочетания методов публично-правового и частноправового регулирования в законах и других правовых актах; отсутствие институтов поддержки, защиты, характерных для групп отраслей одной правовой семьи, но применяемых в процессе реализации норм другой правовой семьи; перераспределение сфер регулирования между нормами, институтами и отраслями публичного и частного права; двойная правосубъектность, когда субъекты публичного права могут выступать субъектами частного права; при всей специфике механизмов ответственности в частном и публичном праве происходит усиление ответственности государства и его органов перед частными лицами. Таким образом, различение публичного и частного права является необходимой предпосылкой для установления пределов вторжения государственных интересов в сферу частного права, личных имущественных и иных интересов, для установления надежных способов защиты прав и законных интересов граждан и их объединений.

Современные общетеоретические проблемы соотношения частного и публичного права Текст научной статьи по специальности «Право»

Текст научной работы на тему «Современные общетеоретические проблемы соотношения частного и публичного права»

ция вряд ли может быть применима: трудно предположить, что одна из сторон не имела умысла на совершение такой сделки.

Доказательства неправомерности приобретения объектов государственной собственности в процессе приватизации должны в примерном перечне упоминаться как в общем законе о национализации, так и применительно к соответствующему объекту в специальном федеральном законе. Предполагается, что законодатели возьмут на себя функции суда при решении вопроса о правомерности перехода государственного имущества к иным лицам и соответственно о возмещении убытков, обусловленных принятием закона о национализации этого объекта.

В качестве резюме имеет смысл подчеркнуть субъективный характер приведенных суждений, оценок и выводов. Иное и невозможно в период безвременья даже в такой классической науке как цивилистика.

1. В.И. Ленин, соч., т. 27, с. 474

2. Статистические данные взяты из доклада Генерального прокурора РФ Ю. Скуратова "О состоянии законности и правопорядка в стране и работе органов прокуратуры в 1997 году", опубликованного в "Российской газете" за 7 апреля 1998 г.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

История развития различных правовых систем убедительно показывает, что старый, традиционный вопрос о делении права на частное и публичное право и их соотношении приобретает в условиях кардинальных социальных преобразований особое теоретическое и практическое значение, ибо от его правильного решения во многом зависит качество, оптимальность правового регулирования (так было на рубеже 19-20 столетий, в начале 20-х годов в отечественной правовой науке, в настоящее время).

Но если на предыдущих этапах развития общей теории права главным был вопрос об отличиях публичного права от частного права, их качественных особенностях, то в современном правоведении на первое место вышла проблема их соотношения и особенно их взаимосвязи, взаимодействия, взаимопроникновения. Эго не значит, что вопрос о критериях различения частного и публичного права убедительно и успешно решен в настоящее время в обшей теории права.

Продолжается научный спор о значении материального и формального критериев. Как и столетия тому назад, со времен римских юристов классического периода, многие современные правоведы считают главным критерием, чьи интересы, чью пользу выражают и призваны обеспечить правовые средства, что представляет собой содержание правоотношений [1]. С точки зрения их постоянных оппонентов, деление права на две подсистемы на основе интересов является несостоятельным, относительным, неопределенным. Как аргументировано показал Н.М. Коркунов, неверно противопоставлять интересы общие и частные, поскольку общие интересы есть всегда совокупность частных интересов — в этом смысле можно сказать, что все право установлено ради охраны интересов отдельных лиц; с другой стороны, правовая охрана дается только тем интересам отдельных лиц, которые имеют определенное общее значение, то есть всякое право охраняет общие интересы [2].

Выдвижение на первый план формальных критериев, выраженных в специфике способов, приемов, методов регулирования, известное правоведению прошлых эпох, — нашло свое признание и обстоятельное развитие в современной теории права. При этом верно под-

черкивается комплексность этих факторов, их взаимосвязь и одновременно обусловленность материальными факторами. Есть основания считать, что именно здесь- в элементах правового режима прежде всего проявляется взаимопроникновение рассматриваемых подсистем права. Так, в публичном праве юридический приоритет имеет воля государственных властных структур, выраженная в законах и иных общегосударственных нормативно-правовых актах, регулирование строится на началах субординации, преимущественного использования императивных норм и механизма карательной юридической ответственности для защиты юридических интересов. В отличие от публичного права в частном праве приоритетную роль играют воля и интересы самих субъектов права, что придает особое значение механизму саморегуляции, выраженному как в автономном, так и особенно в координационном (договорном) индивидуальном регулировании. Принцип равенства сторон в складывающихся правовых отношениях, диспозитивность правовых установлений, механизм самозащиты своих интересов — своеобразие правового режима частноправового регулирования.

Достаточно широкое использование в последнее десятилетие элементов индивидуального правового регулирования, саморегуляции и прежде всего, договоров, соглашений в такой "классической" отрасли права как административное право свидетельствует о проникновении институтов частноправового регулирования в область публичного права.

В Конституции РФ определены три основания для использования договорных отношений при разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов: признание Федеративного договора и иных договоров, установление приоритета положений Конституции перед положениями Федеративного договора, других договоров между органами Федерации и её субъектов, договоров между органами субъектов; допущение взаимной передачи осуществления части полномочий в системе исполнительной власти, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам (п.2.3 ст. 78) Расширяется практика заключения договоров, соглашений между Правительством РФ и правительствами республик, администрациями иных субъектов РФ, между одноименными министерствами и ведомствами федерации и ее субъектов, между федеральными министерствами и президентами, правительствами и администрациями субъектов РФ. По своему содержанию это договоры о сотрудничестве, о взаимодействии в определенных сферах или решения конкретных вопросов, о делегировании полномочий.

Общее количество соглашений о разграничении полномочий по отдельным предметам ведения, заключенных между органами исполнительной власти федерального и регионального уровней, перевалило за сотню: "tlo вопросам собственности", "О бюджетных взаимоотношениях", "О природных ресурсах", "О пенсионном обеспечении" и др. [3].

Новым в правовом регулировании являются также заключение договоров государственных структур с органами общественных объединений при осуществлении ими однопо-рядковой деятельности.

Как правильно отмечает в своем исследовании A.B. Демин, развитие договорного регулирования в области исполнительной власти позволяет включить негосударственных участников (общественные объединения, коммерческие и некоммерческие организации) в правотворческий процесс, сделать их непосредственными субъектами нормотворчества и превратить право в выражение общественной, а не только государственной воли [3]. Добавим к этому, что рассматриваемый процесс в наибольшей степени свидетельствует о тесной взаимосвязи частного и публичного права.

Есть и другая сторона данного процесса: перемещение ряда объектов публично-правового регулирования в сферу частного права. Это относится прежде всего к деятельности хозяйствующих субъектов, расширению областей проявления человеческой свободы, повышению роли негосударственных структур.

В конце 80-х годов в российской общей теории права получили большое распространение выводы о том, что в правовой системе демократического общества на первое место закономерно выходит частное право, выводы о необходимости отказаться от правовой сис-

темы, где доминируют публичные начала, главенствуют конституционные вопросы, управленческие проблемы. Резкое возвышение частного права за счет противопоставления и умаления роли публичного права чревато недооценкой внутренних связей между ними. Частное право не может существовать без публичного права, его институтов, призванных обеспечить стабильность государства, устойчивость основ экономического и социального развития, согласие в обществе, баланс интересов личности, коллективов, общества. Устойчивость общества, его жизнедеятельность, оптимальное функционирование политических структур — необходимое условие, гарант реализации частного права.

Таким образом, исследование публичного и частного права в их органической взаимосвязи и взаимодействии представляет ведущую проблему современного правоведения, решение которой направлено на максимальное обеспечение эффективности всего механизма правового регулирования.

1. JI.C. Явич. Социализм: право и общественный прогресс. М.: Юрид. лит. 1990, с.39.

2. Н.М. Коркунов. Лекции по общей теории права. СПб, 1909, с. L12.

3. A.B. Демин. Нормативный договор как источник административного права //Государство и право. 1998. №2, с. 15-21.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА КАК КОМПЛЕКСНОЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Одной из наиболее перспективных тенденций совершенствования современного российского законодательства является формирование новых комплексных отраслей законодательства.

Преимущества такого подхода заключаются в том, что комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы.

Помимо уже таких привычных нам комплексных отраслей законодательства как предпринимательское, коммерческое право стало претендовать на самостоятельность образовательное, социальное право. На наш взгляд, на современном этапе еще одной новой комплексной отраслью законодательства может стать религиозное право. Представляется, что такая позиция имеет право на существование по следующим причинам. Во-первых, во всех общеправовых классификаторах отраслей законодательства законодательство о религиозных объединениях (ранее законодательство о религиозных культах, объединениях) всегда составляло обособленную часть (010.320.100) в структуре раздела основы государственного строя (010.000.000.).

Во-вторых, в настоящее время законодательство о религиозных объединениях активно обновляется и развивается. Очевидно перераспределение акцентов в сторону преобладания блока гражданско-правовых норм, по сравнению с государственно-правовым и административно-правовым .

В-третьих, имеется в наличии комплексный нормативный акт Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.97 г., как традиционное условие формирования комплексной отрасли законодательства.

Комплексный характер этого закона ни у кого не вызывает сомнения, поскольку уже в ст. 1 сказано о том, что закон регулирует две группы отношений: первая — в области прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания; и вторая — в области определе-

Публичное и частное право: понятие и соотношение

Деление на частное и публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах.

Деление на частное и публичное право – это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых (публичных) интересов, т. е. интересов государства и общества в целом (конституционное, административное, уголовное, процессуальное, финансовое, военное право), и правовые нормы, которые защищают интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое право и т. д.).

Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.

Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью.

Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов:

пандектного (свободного, совокупного).

Соотношение частного и публичного права:

1) частное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок;

2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого;

3) частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.

Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация имеет только известный предел действию иных мотивов (альтруистических, эгоистических и пр.). Иначе публично-правовая мотивация самостоятельно указывает на направление, в котором право осуществляется и исключает действие иных мотивов.

Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.

Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть.

Мировая юридическая практика показывает, что частное и публичное право как правовые институты играют позитивную роль в поддержании рационального баланса социальных интересов, более гибком взаимодействии динамично развивающихся общественных отношений, защите и осуществлении прав и свобод человека и гражданина.

Частное право является основой предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное.

Частное право – это главным образом «рыночное право», играет важную роль в создании единого правового пространства, а публичное право реализует воздействие на интересы государственные и межгосударственные.

Деление права на частное и публичное предпринималось еще древнеримскими юристами. В той или иной форме оно существует и в настоящее время. Суть указанного деления состоит в том, что в праве есть комплексы норм, призванные преимущественно обеспечить либо общественный, публичный интерес (конституционное, уголовное, административное, финансовое и другие отрасли права), либо интересы частных лиц (гражданское, семейное, торговое и иные отрасли права).

Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц.

Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частноправовых отношений.

Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.

Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права.

Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семей но-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *