Как обратиться в суд по вывозу тко
Перейти к содержимому

Как обратиться в суд по вывозу тко

  • автор:

Суд: можно пересчитать плату за вывоз мусора на даче за тот период, когда там никто не живет

Житель Подмосковья выиграл (пока только в первой инстанции) спор с региональным оператором по обращению с ТКО об обязанности осуществить перерасчет платы за услугу по вывозу ТКО за период своего отсутствия в жилом помещении (решение Королёвского городского суда Московской области от 3 октября 2019 г. по делу № 2-3148/2019).

В обоснование своих требований истец представил доказательства о том, что спорное индивидуальное жилое строение (дача) с января по апрель 2019 года не эксплуатировалось (суд не уточнил, чем именно истец доказывал отсутствие эксплуатации жилья). А согласно п. 148.44 Правил предоставления коммунальных услуг в РФ № 354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Региональный оператор пояснил, что перерасчет невозможен, потому что нет методики такого перерасчета для случаев, когда плата начисляется не за количество проживающих в жилом помещении лиц, а за жилые квадратные метры. А в Подмосковье размер платы за вывоз ТКО зависит именно от количества жилых метров, а не «душ».

Напомним, что аналогичной позиции придерживается Минстрой России. Ведомство полагает, что перерасчет платы за вывоз мусора в случае временного отсутствия потребителя возможен только в некоторых случаях, так как:

  • размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления ТКО;
  • эти нормативы вводят регионы, и они же берут для расчета норматива основу – количество жителей или метраж жилого помещения;
  • если в регионе в качестве расчетной единицы принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении, то при временном отсутствии потребителя в жилом помещении плата за вывоз ТКО должна быть пересчитана, если потребитель докажет факт своего временного отсутствия. Исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО вправе – если не верит потребителю и его документам – инициировать судебную проверку этого факта;
  • а вот если в регионе «мусорная» коммунальная услуга оплачивается исходя из общей площади жилья, и в качестве расчетной единицы принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м жилплощади, то пересчитать плату за время отсутствия невозможно – нет такого порядка в законодательстве, нет подходящих формул.

Однако суд встал на сторону потребителя, отметив, что:

  • региональный оператор факт отсутствия потребителя в жилом помещении не оспаривает,
  • спорная услуга не относится к отоплению и услугам на ОДН, перерасчет которых в связи с отсутствием потребителя прямо запрещен Правилами № 354;
  • а то, что исполнительная власть до сих пор не утвердила методику перерасчета платы за спорную услугу, не должно ущемлять прав истца как потребителя жилищно-коммунальных услуг.

Региональный оператор уже подал апелляционную жалобу на решение суда.

Отметим, что споров о перерасчете «мусорной» платы в связи с отсутствием потребителя уже достаточно много. Однако выигрывает дела, в основном, исполнитель коммунальной услуги.

отказ в перерасчете

не установлен порядок перерасчета, если норматив накопления ТКО исходит из площади жилого помещения

отказ в перерасчете

собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в т.ч. вносить плату за услугу «обращение с ТКО», независимо о регистрации/ проживания в квартире

отказ в перерасчете

перерасчет возможен за периоды именно временного отсутствия (командировка, стационарное лечение и т.п.), возможность неоплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО из-за длительного непроживания в жилом помещении законодательством не предусмотрена, собственник несет бремя собственности

отсутствие проживающих доказано «нулевыми» показаниями ИПУ других ресурсов, норматив накопления в регионе исходит из количества проживающих (не с метража)

отказ в перерасчете

постоянное проживание в ином жилом помещении не может быть признано временным отсутствием, являющимся основанием к перерасчету платы за обращение с ТКО, при отсутствии зарегистрированных и проживающих в жилом помещении граждан норматив накопления исчисляется из количества собственников жилого помещения

отказ в перерасчете

при отсутствии проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается по количеству собственников такого помещения и не может быть перерассчитан

Правила № 354 предусматривают возможность производства перерасчета размера платы за определенные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя

отказ в перерасчете

собственник жилого помещения обязан вносить плату за его содержание вне зависимости от фактического проживания в нем, факт непроживания истца в спорной квартире не является основанием для освобождения его от обязанности по несению расходов по оплате услуг ЖКХ, в частности по оплате услуги «обращение с ТКО»

решение Вятскополянского райсуда Кировской области от 16 сентября 2019 г. по делу № 2-791/2019

отказ в перерасчете

для расчета размера платы за ТКО в регионе применяются количественные показатели в виде расчетной единицы – 1 житель либо 1 собственник. Поэтому собственнику, не зарегистрированному в своей квартире по месту постоянного жительства, нельзя сделать перерасчет

отказ в перерасчете

непроживание (отсутствие) в жилом помещении формально не освобождает его собственника от внесения платы за вывоз ТКО. Истец не был лишен возможности пользоваться услугами по обращению с ТКО в спорном жилом помещении

отказ в перерасчете

отсутствие потребителя по месту нахождения принадлежащего ему на праве собственности жилого дома по причине постоянного проживания по другому адресу не является временным отсутствием, и, следовательно, не является основанием для перерасчета размера платы

отказ в перерасчете

при отсутствии проживающих граждан в жилом помещении начисление платежей за ТКО производится по количеству собственников, которым перерасчет не производится

отсутствие установленного порядка перерасчета не может являться основанием для отказа в его осуществлении

Куда обратиться, если не вывозят мусор и как правильно составить претензию

Невывоз мусора – одна из проблем, с которой сталкиваются жители многих городов. Несвоевременное удаление отходов может создавать не только моральный дискомфорт, но и нарушать санитарные и гигиенические нормы. Чтобы решить проблему с невывозом мусора, необходимо знать, как и куда обратиться.

Первое, что следует сделать в случае невывоза мусора, – обратиться в ТКО (территориальный оператор по обращению с отходами). Они отвечают за вывоз и обработку мусора в конкретном районе. ТКО имеет обязанность осуществлять свою деятельность в соответствии с установленными нормами и требованиями.

Если же обращение к ТКО не привело к результату, можно подать претензию. Претензия – это письменное обращение, в котором граждане выражают свои требования, основанные на нарушении прав. Для правильного составления претензии необходимо указать основания для жалобы, описание нарушения, а также предложить меры по устранению проблемы.

Претензию можно направить как к самому ТКО, так и к вышестоящим органам и учреждениям, которые контролируют процесс вывоза мусора. Важно помнить, что претензия должна быть составлена в письменной форме, с указанием всех необходимых данных о нарушении и контактной информации заявителя.

Ответственность за нарушение норм

Ответственность за нарушение норм

В случае невывоза мусора или неправильной подачи отходов, ответственность за нарушение норм лежит на структуре, обязанной осуществлять их перерасчет и вывод за пределы населенного пункта. Если жители обнаружили нарушение норм, им следует обратиться в соответствующее организационное подразделение для подачи письменной претензии.

В случае невывоза мусора, жители имеют право пожаловаться на неправильное исполнение услуги. Для этого им необходимо написать заявление, указав подробную информацию о невывозе и причинах его возникновения. В заявлении необходимо также указать основания для требования о перерасчете стоимости или компенсации за невыполненную услугу.

В случае невывоза мусора и накопления ТКО (твердых коммунальных отходов), жители могут также обратиться в территориальный орган исполнительной власти, ответственный за обращение с отходами. В зависимости от региона, это может быть городской комитет или управление жилищно-коммунального хозяйства. Жители обязаны предоставить документы, подтверждающие факт невывоза и накопления ТКО.

В случае невывоза мусора и накопления ТКО, жители могут также обратиться в уполномоченный орган по защите прав потребителей. Им следует подать жалобу на предоставителя услуг по обращению с отходами. В жалобе необходимо указать основания для требования о надлежащем выполнении услуги, нарушение норм и правил обращения с отходами, а также причины, по которым предоставитель услуги не выполнил свои обязанности.

Куда пожаловаться на невывоз мусора

В случае несвоевременного вывоза мусора или нарушения норм по подаче и основаниям для накопления ТКО, граждане имеют право обратиться за перерасчетом и ответственностью к соответствующей структуре.

Для обращения жалобы на невывоз мусора можно написать письменную претензию, содержащую информацию о нарушении норм по накоплению и выводу ТКО. В претензии следует указать факты несвоевременного вывоза мусора, нарушения сроков и оснований для его подачи.

Куда пожаловаться на невывоз мусора зависит от организации, осуществляющей вывоз ТКО в конкретном городе или районе. Обращение может быть направлено в муниципальную службу по утилизации отходов или в управляющую компанию, отвечающую за содержание территории.

Структура претензии должна быть составлена в соответствии с требованиями и форматом организации, к которой обращается гражданин. В письменной претензии рекомендуется указать все факты нарушения, даты и время несвоевременного вывоза мусора, а также требования к ответственности и обеспечению нормативной работы в будущем.

При обращении с жалобой на невывоз мусора важно иметь информацию о своих правах и требованиях по нормам, установленным для данной территории. Граждане имеют право требовать соблюдения установленных норм по вывозу мусора и подаче ТКО в установленные сроки.

Структура письменной претензии

Если в случае невывоза мусора или отходов по ТКО возникают проблемы, граждане имеют право обратиться в организацию, ответственную за вывоз мусора. Для этого необходимо следовать определенным структурным правилам при составлении письменной претензии.

Основания для подачи претензии могут быть различными, например, нормы по невывозу мусора являются нарушением и основанием для обращения. В претензии необходимо указать факты несвоевременного или неполного вывоза мусора, а также нормы и правила в данной области.

Структура письменной претензии может быть следующей:

  1. Заголовок претензии: указание на причину обращения, например «Претензия о некачественном вывозе мусора».
  2. Вступление: указание на ФИО, адрес и контактные данные отправителя претензии.
  3. Основная часть:
    • Перечисление фактов невывоза мусора или отходов, указание на даты и количество случаев нарушения.
    • Ссылка на нормы и правила, которые были нарушены при невывозе мусора.
    • Приведение доказательств, например, фотографий или видеозаписей, подтверждающих нарушение.
    • Указание на негативные последствия для окружающей среды и здоровья жителей, вызванные накоплением мусора.
  4. Просьба о перерасчете оплаты или поставках: возможно указать, что в случае невыполнения обязательств со стороны организации, отправитель претензии будет вынужден обратиться в контролирующие органы или заявить в суд.
  5. Выводы и требования: указание на необходимость исправить ситуацию, решить проблему с вывозом мусора и принять меры, чтобы такие случаи не повторялись в будущем.
  6. Заключение: благодарность за внимание к проблеме и указание на срок, в течение которого ожидается ответ на претензию.

Подача претензии может осуществляться почтовым отправлением с уведомлением о вручении, лично или через службу электронной почты. В случае неполучения ответа на претензию или недовольства полученным ответом, граждане могут заявить жалобу в соответствующие контролирующие органы или обратиться в суд.

Зная структуру и правила составления письменной претензии, граждане могут эффективно пожаловаться на невывоз мусора или отходов и добиться решения проблемы.

Подача жалобы в случае несвоевременного вывоза отходов

В случае несвоевременного вывоза мусора, граждане имеют право обратиться с претензией и жалобой в соответствующую структуру, ответственную за утилизацию отходов. Невывоз мусора может стать основанием для обращения за перерасчетом платы по услугам вивоза отходов.

Для подачи претензии необходимо составить письменное обращение с указанием деталей нарушения, времени накопления мусора и транспортной компании, ответственной за его вывоз. Подачу жалобы можно осуществить как непосредственно в организацию, осуществляющую вывоз мусора, так и через органы местного самоуправления.

При обращении следует указать на нарушение норм и правил вывоза отходов, а также требовать корректировки в органе ТКО (тарифно-квалификационная комиссия). В случае, если учетная система позволяет, можно запросить перерасчет уже уплаченной суммы за неосуществленный вывоз мусора.

Организации, осуществляющие вывоз отходов, несут ответственность за своевременный и качественный вывоз мусора. В случае непредоставления услуги в соответствии с договором, граждане имеют право требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда.

Обращение по поводу несвоевременного вывоза мусора следует совершать в установленные сроки, иначе возможен отказ в рассмотрении претензии. Необходимо иметь в виду, что решение по претензии может занять некоторое время, поэтому важно вести переписку с организацией в письменной форме и сохранять все документы.

Перерасчет за обращение с ТКО

В случае несвоевременного или невывоза ТКО (твердых коммунальных отходов), граждане имеют право на перерасчет за обращение с отходами. Основания для такого перерасчета включают в себя нарушение норм обращения с отходами, неправильную структуру или объемы выводимых отходов, жалобы на накопление мусора в определенном месте.

Для подачи претензии о несвоевременном или некачественном выводе отходов необходимо обратиться в организацию, ответственную за обращение с ТКО в вашем районе. Куда обратиться можно узнать на сайте муниципалитета или управляющей компании, которая занимается вывозом мусора. В претензии нужно указать фактический адрес накопления мусора, дату и время невывоза, а также причину обращения.

При подаче претензии рекомендуется составить подробное описание ситуации, указав нормы, которые были нарушены при обращении с ТКО. Также стоит приложить копию письменной жалобы, которую вы, возможно, уже подавали о накоплении мусора. Это поможет организации разобраться в ситуации быстрее и эффективнее.

После получения претензии, организация должна рассмотреть вашу жалобу и принять меры по устранению нарушений. В случае подтверждения невывоза или некачественного вывода отходов, организация обязана произвести перерасчет за обращение с ТКО. Для этого может быть использована таблица, в которой указываются пропущенные запросы на вывоз мусора и выставляется соответствующая сумма перерасчета.

Если организация отказывается произвести перерасчет или не реагирует на вашу претензию, вы имеете право пожаловаться в вышестоящую инстанцию. В этом случае необходимо обратиться в муниципалитет с официальной жалобой на работу организации по обращению с ТКО. Подача письменной жалобы позволит документально зафиксировать факт нарушения и потребовать принятия мер в отношении ответственных лиц.

Вывоз и обращение с ТКО является важным вопросом для общества, поэтому гражданам необходимо знать свои права и быть готовыми обратиться за защитой своих интересов в случае нарушения норм обращения с отходами.

Нормы по накоплению и вывозу мусора

Соблюдение норм по накоплению и вывозу мусора является важным аспектом благоустройства нашего города. В случае нарушения этих норм, гражданам необходимо знать, куда обратиться и как правильно составить претензию.

В первую очередь, жалобы и претензии по несвоевременному вывозу мусора следует направлять в ТКО (твердые коммунальные отходы) или организацию, ответственную за вывоз мусора, которая функционирует в вашем регионе. Ими может быть муниципальное предприятие или коммерческая структура.

Подача письменной претензии является наиболее эффективным способом обращения в случае нарушения норм по накоплению и вывозу мусора. В претензии необходимо указать дату и время нарушения, точное место, где накоплен мусор, а также причину невыполнения обязательств по вывозу отходов.

Следует отметить, что при обращении в ТКО или другую организацию, ответственную за вывоз мусора, граждане могут потребовать перерасчет платы за некачественное оказание услуги. Для этого необходимо предоставить документальные подтверждения о несвоевременном вывозе мусора.

Если жалобы и претензии на невывоз мусора остаются без ответа или не решаются в удовлетворительном для гражданина порядке, можно обратиться в местные органы власти, отдел по делам ЖКХ или другие инстанции, которые отвечают за контроль над нормами по накоплению и вывозу мусора.

В заключение, правильное обращение и составление письменных претензий в случае нарушения норм по накоплению и вывозу мусора является гарантией защиты интересов граждан и поддержания чистоты и порядка в нашем городе.

Основания для жалобы по невывозу мусора

Основания для жалобы по невывозу мусора

Жалобы на невывоз мусора актуальны в случае накопления отходов сверх норм, установленных структурой ТКО (твердые коммунальные отходы). Основания для составления претензии могут быть связаны как с несвоевременным выводом мусора, так и с нарушением норм по его утилизации.

В случае невывоза мусора по нормам для отходов по перерасчету, можно обратиться в управляющую компанию или организацию, ответственную за организацию вывоза отходов. Важно подготовить письменное обращение, в котором четко описать ситуацию, указать даты и факты невывоза мусора.

В претензии следует указать также данные организации, которая осуществляет вывоз мусора, и просить принять меры по устранению нарушений и недопустимого накопления отходов. Указывать можно как виды нарушений, так и несвоевременность работы по вывозу мусора.

Чтобы пожаловаться на невывоз мусора, можно обратиться в местное управление ЖКХ или экологическую службу. В некоторых случаях требуется также принести фотографическое или видеоматериалы, которые подтверждают факт нарушения и накопления отходов.

Важно помнить, что претензию следует направлять письменно с уведомлением о получении и сохранять копии всех документов и писем. Также полезно держать записи о сроках и результатах обращений и принимаемых мер.

КС признал право потребителя на перерасчет платы за вывоз мусора при временном отсутствии дома

2 декабря Конституционный Суд вынес Постановление № 52-П/2022 о проверке конституционности ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, а также п. 56.2 и 148.36 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Отказ в перерасчете платы за коммунальную услугу

Татьяна Фирсова является собственником двух квартир в многоквартирных домах: в Нижнем Новгороде, где она зарегистрирована по месту жительства и проживает в холодное время года, и в г. Рыбинске Ярославской области, где она проживает с мая по сентябрь. На территории Ярославской области размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемую потребителям в жилых помещениях МКД и индивидуальных жилых домах, исчисляется на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных Приказом Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 7 сентября 2018 г. № 57-н.

В мае 2019 г. Татьяна Фирсова обращалась с заявлениями о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период временного отсутствия в принадлежащей ей квартире в г. Рыбинске. ООО «Хартия», являющееся региональным оператором по обращению с ТКО, в ответ на обращение указало, что не начисляет соответствующих платежей. В свою очередь МУП городского округа г. Рыбинска «Информационно-расчетный центр», осуществляющее организацию расчетов размера платы за данную коммунальную услугу на основании агентского договора с ООО «Хартия», также отказало в перерасчете в связи с отсутствием у Татьяны Фирсовой регистрации по месту жительства в Рыбинске.

Только первая инстанция признала право на перерасчет

Решением Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 25 ноября 2020 г. исковые требования Татьяны Фирсовой к ООО «Хартия» и МУП «ИРЦ» были частично удовлетворены. Так, на регионального оператора возложена обязанность произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, начисленной заявительнице за периоды ее временного отсутствия в принадлежащей ей квартире в г. Рыбинске. Суд исходил из того, что при временном отсутствии потребителя и неиспользовании им жилого помещения ТКО не образуются, а потому коммунальная услуга по обращению с такого рода отходами потребителю не предоставляется.

Однако Нижегородский областной суд отменил это решение и принял новое, которым отказал в удовлетворении иска в полном объеме, с чем согласились Первый кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд РФ. Ссылаясь в том числе на ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, п. 56.2 и 148.36 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, они пришли к выводу, что неиспользование собственником жилого помещения (непроживание его в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах, при этом перерасчет платы, начисляемой собственнику жилого помещения, который в нем постоянно не проживает, при отсутствии иных постоянно и временно проживающих в данном помещении граждан, действующим законодательством не предусмотрен. В связи с этим такой собственник, по мнению судов, обязан нести расходы по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО и права на перерасчет за период его временного отсутствия в этом помещении не имеет.

В жалобе в Конституционный Суд Татьяна Фирсова указала, что ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, п. 56.2 и 148.36 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов не соответствуют Конституции РФ. Данные нормы, по ее мнению, препятствуют перерасчету платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период подтвержденного временного отсутствия собственника жилого помещения, не зарегистрированного в нем по месту постоянного жительства, при отсутствии иных постоянно или временно проживающих в этом помещении граждан. Тем самым эти положения понуждают такого собственника оплачивать фактически не потребленную им услугу и исключают возможность эффективной судебной защиты его права на равную с другими потребителями оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО, считает заявительница.

КС дал оценку конституционности оспариваемых норм

Изучив дело, Конституционный Суд напомнил, что на органы государственной власти и органы местного самоуправления возлагается в том числе обязанность по созданию правовых, организационных и экономических условий для предоставления гражданам, проживающим в жилых помещениях, коммунальных услуг, обеспечивающих удовлетворение их жизненных потребностей в комфортном проживании и тем самым надлежащую реализацию гражданами права на жилище.

Суд отметил, что значительную долю в общем объеме ТКО составляют отходы, образующиеся в жилом секторе, в том числе в МКД, в процессе повседневного потребления проживающими в них гражданами и содержания общего имущества этих домов. В связи с этим одним из важнейших направлений деятельности в области обращения с такого рода отходами является оказание уполномоченными организациями услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям жилых помещений в МКД и жилых домов.

КС подчеркнул, что возложение на потребителей обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО согласуется с конституционными предписаниями об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду и сбалансированности прав и обязанностей гражданина, а также с требованием об обеспечении в нормативном регулировании общественных отношений разумного баланса публичных и частных интересов.

В постановлении указано, что услуга по обращению с ТКО фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в МКД независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент. Поясняется, что даже в случае, когда собственник конкретного жилого помещения не проживает в нем, не предоставляет помещение в пользование иным лицам, не испытывает индивидуальной потребности в вывозе такого рода отходов, он тем не менее не должен утрачивать интерес к обеспечению сохранности как принадлежащего ему жилого помещения, так и дома в целом.

Как отметил КС, данное жилое помещение является не только возможным местом жительства самого собственника и (или) членов его семьи, но и потенциальным источником его дохода, а в случае продажи жилого помещения или сдачи его в коммерческий наем на цену договора влияет в том числе общее состояние дома и прилегающей к нему территории. Это означает, что удовлетворение интереса собственника жилого помещения в его сохранности фактически возможно лишь при условии поддержания дома в целом и прилегающей к нему территории в состоянии, соответствующем санитарно-эпидемиологическим требованиям, которое обеспечивается, помимо прочего, за счет оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО. Специфика содержания данной коммунальной услуги в настоящее время практически исключает возможность установления как самого факта ее потребления конкретным собственником или пользователем жилого помещения, так и точного объема такого индивидуального потребления (Определение КС РФ от 12 июля 2022 г. № 1714-О).

КС разъяснил, что в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам жилых помещений в МКД коммунальной услуги по обращению с ТКО и расчету платы за ее оказание должен быть положен подход, обусловливающий, по общему правилу, недопустимость полного освобождения собственников отдельных помещений в МКД от оплаты данной коммунальной услуги. Он отметил, что сама по себе ч. 11 ст. 155 ЖК РФ не может рассматриваться как нарушающая права собственников жилых помещений в МКД, поскольку вытекающая из нее обязанность указанных лиц по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги независимо от фактического использования жилого помещения является неотъемлемой частью бремени содержания принадлежащего таким лицам имущества. Также такая обязанность призвана обеспечить возмещение затрат, понесенных организациями, предоставляющими коммунальные услуги потребителям. Вместе с тем данное законоположение, предусматривая саму возможность перерасчета исчисляемой исходя из нормативов потребления платы за отдельные виды коммунальных услуг в случае временного отсутствия граждан в жилом помещении и предоставляя им соответствующее право, должно обеспечивать баланс прав и обязанностей потребителей и исполнителей коммунальных услуг.

Суд указал: в Постановлении Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 22 пояснено, что временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт. Однако ВС установил, что при временном отсутствии данных лиц внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ. Сам же перерасчет указанной платы производится в таких случаях на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные правилами, утверждаемыми Правительством РФ.

КС резюмировал, что содержание п. 56.2 и 148.36 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов вполне определенно предполагает, что непроживание собственника жилого помещения в этом помещении – при отсутствии иных постоянно или временно проживающих в этом помещении граждан – не освобождает его, по общему правилу, от обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из количества собственников такого помещения.

По мнению Суда, необходимо принимать во внимание, что указанные положения предусматривают правовое регулирование, которое практически основано на презумпции постоянного использования этих помещений их собственниками, призванной, в свою очередь, восполнить возможное отсутствие или сложность получения сведений о постоянно и временно проживающих в жилых помещениях гражданах. К тому же при установлении соответствующего регулирования могла учитываться и распространенность практики сдачи собственниками принадлежащих им жилых помещений в коммерческий наем без предоставления ими в организацию, осуществляющую начисление платы за коммунальные услуги, достоверных сведений о количестве фактически проживающих в жилом помещении граждан. В связи с этим КС полагает, что такое регулирование может рассматриваться как преследующее конституционно значимые цели обеспечения справедливого баланса законных интересов всех субъектов отношений в области предоставления коммунальных услуг.

Суд напомнил, что факт регистрации по месту жительства (равно как и факт отсутствия таковой) сам по себе не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ (постановления от 2 февраля 1998 г. № 4-П; от 4 октября 2016 г. № 18-П; от 30 июня 2021 г. № 31-П и др.). Основываясь на этом, действующее правовое регулирование не связывает право потребителя на перерасчет платы за отдельные виды коммунальных услуг в занимаемом им жилом помещении с наличием либо отсутствием регистрации в этом жилом помещении, уточнил КС.

Таким образом, при решении вопроса о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период непроживания в жилом помещении его собственника, не зарегистрированного в нем по месту жительства, надлежит исходить из того, что такого рода перерасчет, во всяком случае, не предполагает придания какого-либо правоподтверждающего значения наличию или отсутствию регистрации в данном жилом помещении его собственника и иных лиц. «Иное не только противоречило бы приведенным правовым позициям КС РФ, но и – в случаях, когда отсутствие собственника в жилом помещении утрачивает свойство временного, – фактически означало бы игнорирование требования о временном отсутствии как условии соответствующего перерасчета, что, в свою очередь, приводило бы к неправомерному освобождению такого собственника от платы за указанную коммунальную услугу и тем самым влекло бы негативные последствия для поддержания разумного баланса публичных и частных интересов в данной сфере отношений», – уточняется в постановлении.

КС счел, что оспариваемые положения не порождают каких-либо непреодолимых препятствий как для предоставления, так и для практической реализации права потребителей соответствующей коммунальной услуги (как собственников, так и иных пользователей помещений) на перерасчет платы за нее при их временном (т.е. более пяти календарных дней подряд) отсутствии в жилом помещении. По этой же причине они не могут выступать и надлежащим основанием для дифференцированного решения вопроса о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении в зависимости от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства в названном жилом помещении его собственника и иных лиц.

Как пояснил Суд, полное освобождение собственника жилого помещения в МКД, который в нем постоянно не проживает, от внесения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО – с учетом ее целевой направленности и общественно значимого характера – не обеспечивало бы разумного баланса публичных и частных интересов в этой сфере отношений. Это также не согласовывалось бы с конституционными принципами справедливости и равенства, требованиями о защите жизни и здоровья граждан, праве каждого на благоприятную окружающую среду и обязанности сохранять природу и окружающую среду, полагает он.

Таким образом, Конституционный Суд постановил, что оспариваемые положения не могут рассматриваться как противоречащие Основном Закону, но постановил пересмотреть судебные акты, вынесенные по делу Татьяны Фирсовой. В постановлении КС воздержался от решения вопроса о том, что понимается под «временным отсутствием потребителя» в том смысле, в каком данное понятие используется в правоприменительной практике в соответствии с Правилами, посчитав, что иное предполагало бы выход за пределы предмета рассмотрения по настоящему делу.

Адвокаты прокомментировали выводы Суда

По мнению адвоката Нижегородской областной коллегии адвокатов Александра Немова, с момента введения платы за обработку твердых бытовых отходов обязанность собственника априори вносить плату в силу того, что он просто собственник, является спорной: «Данная услуга ничем совершенно не отличается от какой-либо иной услуги. Следовательно, платить за нее необходимо, только если пользуешься ею».

Александр Немов отметил, что Конституционный Суд в своем постановлении неоднозначен. Адвокат пояснил: с одной стороны, Суд подтвердил, что если собственник докажет временное отсутствие в помещении, то он может требовать перерасчета за период временного отсутствия; с другой – КС взялся описывать, что обязанность вносить плату за обработку ТКО за собственником сохраняется, так как в этом случае соблюдается баланс публичного и частного интересов. «Для меня до сих пор является загадкой, какую услугу (в части обработки ТКО) потребляет собственник помещения, если не проживает в нем. Если законодатель и КС РФ полагают, что существуют некие общедомовые отходы, то надо их выделить и объяснить, откуда они берутся. А сейчас же плата собственника помещения просто за факт собственности – по факту неосновательное обогащение со стороны региональных операторов», – прокомментировал Александр Немов.

Адвокат АП Московской области Татьяна Саяпина полагает, что КС внес ясность в коллизионные условия оплаты ТКО в отношении регистрации в жилом помещении и права собственности в нем, а в целом привел к единообразному подходу сложившуюся в таких спорах судебную практику.

При этом она отметила, что временное отсутствие потребителя на сегодняшний день является основанием для перерасчета. «Для этого потребитель должен доказать, что в течение пяти полных календарных дней подряд он отсутствовал в жилом помещении. Например, он может представить проездные билеты, оформленные на его имя, или их заверенные копии; справку о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении; счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии либо иные документы, подтверждающие временное отсутствие в жилом помещении. Тем самым в данном вопросе есть своего рода исключения, но нужно будет на практике при необходимости подтвердить отсутствие проживания (регистрации) в жилом помещении иных жильцов, помимо собственника», – поделилась Татьяна Саяпина.

Адвокат АП г. Москвы, председатель АА МГКА «Власова и партнеры» Ольга Власова подчеркнула, что проблемы, связанные с оплатой такой коммунальной услуги, как вывоз мусора, а тем более с ее перерасчетом ввиду временного отсутствия собственников жилого помещения, являются крайне актуальными и злободневными. И связано это, по мнению адвоката, в первую очередь, с тем, что за последние пару лет очень сильно изменились как сама система обращения с ТКО, так и правила оплаты услуги по вывозу ТКО, в связи с чем у жителей как МКД, так и частных домов и дач есть много вопросов относительно расчета и начисления платы за такую услугу.

Эксперт согласилась с позицией КС РФ, что при перерасчете платы за вывоз мусора не имеет правоподтверждающего значения наличие у собственника и иных лиц регистрации в жилом помещении. Оспоренные нормы не порождают непреодолимых препятствий для перерасчета указанной платы, исчисляемой исходя из количества проживающих лиц, при временном отсутствии зарегистрированного собственника жилого помещения, пояснила адвокат.

По ее мнению, рассматриваемое постановление содержит ряд очень важных разъяснений относительно как правовой природы коммунальных услуг в целом, так и услуги по вывозу ТКО в частности. Так, КС РФ отметил, что оказание такой услуги, как вывоз ТКО, неразрывно связано как с обеспечением государством конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, так и обязанностью самих собственников и пользователей жилых помещений сохранять природу и окружающую среду, со сбалансированностью прав и обязанностей гражданина.

Также Ольга Власова считает важным пояснение, что при временном отсутствии граждан в жилом помещении внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемых исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период такого отсутствия в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ. «Таким образом, вопрос о возможности перерасчета платы за вывоз ТКО в каждом случае должен решаться не исходя из наличия или отсутствия у собственника жилого помещения регистрации в этом помещении, а исходя из установленного способа оплаты данного вида коммунальной услуги», – заключила адвокат.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Пермского края

Согласно п. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ каждый собственник должен вносить плату за жилое помещение и ресурсы ЖКХ, включая обращение с бытовым мусором, ежемесячно до 10 числа месяца, идущего после периода, в котором была оказана услуга.

Верховный Суд РФ отказался признать незаконным подход к оплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) для собственников, в квартирах или домах которых никто не живет и по факту услуга не оказывается.

В силу ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник помещения или дома обязан оплачивать услугу по обращению с ТКО, даже если никто не живет в квартире или доме, владелец все равно платит за ЖКУ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

В п. 148(39) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов указано, что потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

В случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены Правилами, исполнитель может ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя.

Требование уплатить коммунальные платежи за весь период правомерно, так как оплата услуг является прямой обязанностью потребителя таких услуг, которая содержится в законодательных актах, а также в договоре, который заключается между потребителем и исполнителем.

Вместе с тем никто не отменял и срок исковой давности.

Гражданский кодекс РФ закрепляет общий срок исковой давности, который составляет три года, а течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Поскольку исковая давность имеет заявительный характер, возможность лиц применить ее возникнет только во время судебного разбирательства.

Собственники помещений должны всегда помнить, что при неоплате услуги по вывозу и обработке бытового мусора исполнитель данной услуги может взыскать с них имеющуюся сумму задолженности в судебном порядке.

Вместе с тем при неоплате услуг есть большой риск оплатить в конечном итоге не только долг за услуги по обращению с ТКО, но и штраф, а также, в случае несвоевременной оплаты квитанции, включая раздел «Обращение с ТКО», производится начисление пени.

Ее размер составляет 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ, и начисляется данная пеня от суммы долга за каждый день просрочки, что предусмотрено п. 14 ст. 155 ЖК РФ.

(подготовлено помощником прокурора Ординского района Черепановой М.Г.)

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Пермского края

Прокуратура Пермского края

13 мая 2022, 09:03

Можно ли не платить за вывоз ТКО?

Согласно п. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ каждый собственник должен вносить плату за жилое помещение и ресурсы ЖКХ, включая обращение с бытовым мусором, ежемесячно до 10 числа месяца, идущего после периода, в котором была оказана услуга.

Верховный Суд РФ отказался признать незаконным подход к оплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) для собственников, в квартирах или домах которых никто не живет и по факту услуга не оказывается.

В силу ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник помещения или дома обязан оплачивать услугу по обращению с ТКО, даже если никто не живет в квартире или доме, владелец все равно платит за ЖКУ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

В п. 148(39) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов указано, что потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

В случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены Правилами, исполнитель может ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя.

Требование уплатить коммунальные платежи за весь период правомерно, так как оплата услуг является прямой обязанностью потребителя таких услуг, которая содержится в законодательных актах, а также в договоре, который заключается между потребителем и исполнителем.

Вместе с тем никто не отменял и срок исковой давности.

Гражданский кодекс РФ закрепляет общий срок исковой давности, который составляет три года, а течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Поскольку исковая давность имеет заявительный характер, возможность лиц применить ее возникнет только во время судебного разбирательства.

Собственники помещений должны всегда помнить, что при неоплате услуги по вывозу и обработке бытового мусора исполнитель данной услуги может взыскать с них имеющуюся сумму задолженности в судебном порядке.

Вместе с тем при неоплате услуг есть большой риск оплатить в конечном итоге не только долг за услуги по обращению с ТКО, но и штраф, а также, в случае несвоевременной оплаты квитанции, включая раздел «Обращение с ТКО», производится начисление пени.

Ее размер составляет 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ, и начисляется данная пеня от суммы долга за каждый день просрочки, что предусмотрено п. 14 ст. 155 ЖК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *