Приложение 6. Перечень видов дорожно-транспортных происшествий и их определения
Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством,
Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).
Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.
К этому виду также относится наезд на животное.
Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.
<< Приложение 5. Кодификатор федеральных дорог |
Приложение 7. >> Схемы дорожно-транспортных происшествий |
Содержание Приказ МВД РФ от 18 июня 1996 г. N 328 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ДТП с участием пешехода. Классификация наездов на пешеходов
В Правилах дорожного движения пешеходом называется лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не выполняющее на ней работу. Пешеходами считаются также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску Согласно этому определению пешеходами не считаются лица, выполняющие на дороге работу, например рабочие, занятые ремонтом или уборкой проезжей части, устанавливающие дорожные знаки или наносящие разметку Такая работа может быть связана ремонтом транспортного средства, строительством здания, расположенного рядом с дорогой (установка временного тротуара, ограждения), и может относиться не только к дороге и расположенным на ней сооружениям (светофоры, столбы), но и к другим объектам.
При экспертном исследовании ДТП лица, занятые работой на дороге или вблизи нее, не выделяются в особую категорию и считаются пешеходами наряду с другими людьми. Причина заключается в том, что человек, находящийся на проезжей части, обязан заботиться о собственной безопасности независимо от того, работает он на дороге в данный момент или передвигается по личным надобностям. Водитель в свою очередь должен быть предупредительным к другим участникам движения, оберегать жизнь и здоровье всех граждан и не подвергать их опасности независимо от причин, вызвавших их появление на проезжей части. Поэтому в дальнейшем пешеходом называется любое лицо, находящееся на дороге вне транспортного средства.
Наездом автомобиля на пешехода считается такое ДТП, в процессе которого пешеход получил телесные повреждения или погиб в результате контакта с движущимся автомобилем. При этом безразлично, ударил ли автомобиль пешехода своей передней торцовой поверхностью или пешеход набежал на боковую сторону автомобиля.
Во время происшествия пешеход может получить травму от удара о детали движущегося автомобиля или о дорожное покрытие в результате отбрасывания. Причиной телесных повреждений и смертельных исходов может быть также переезд человека колесами автомобиля или сдавливания его между автомобилем и неподвижным предметом (например, стеной здания в узком проезде).
Наезд автомобиля на пешехода — один из самых распространенных видов ДТП. В нашей стране наезды на пешехода составляют примерно 35—40%, а в городах и крупных населенных пунктах — до 50—60% всех происшествий. При этом в подавляющем большинстве случаев наезды вызваны недисциплинированностью и невнимательностью пешеходов. Переход проезжей части в запрещенном месте и в непосредственной близости от движущегося автомобиля, игнорирование сигналов светофора и регулировщика, игры на проезжей части детей и подростков являются наиболее частыми причинами наездов. Большинство этих действий совершается внезапно и неожиданно для водителя; и он не всегда успевает принять меры, необходимые для предотвращения наезда, или принимает их с опозданием, которое часто стоит жизни пешеходу.
Анализ статистических данных свидетельствует о том, что по мере увеличения числа автомобилей в стране относительное число наездов обычно уменьшается из-за увеличения числа столкновений автомобилей, их опрокидываний, наездов на неподвижные препятствия. Однако общее число ДТП, связанных с наездами на пешеходов, даже в странах с высокоразвитым автомобильным транспортом все же остается достаточно большим.
Одним из этапов автотехнической экспертизы и анализа ДТП является определение взаимного расположения участников происшествия в момент возникновения опасной обстановки. Решение этой задачи при восстановлении механизма наезда автомобиля на пешехода представляет особые трудности, так как пешеход в отличие от автомобиля может двигаться по самой неопределенной траектории и с резко меняющейся скоростью. Поскольку истинной траектории и фактической скорости пешехода установить, как правило, не удается,обычно предполагают, что пешеход двигался по проезжей части равномерно и прямолинейно.
В зависимости от основных признаков, определяющих механизм наезда, их можно разбить на три группы.
По характеру движения автомобиля: А — наезд при равномерном движении; Б — наезд в процессе торможения.
По величине угла а между векторами скоростей автомобиля хa и пешехода хп (рис. 5.1, а и в); I—попутный наезд (==0); II—косой попутный наезд (0<<:90°);
III—поперечный наезд (==90°); IV—косой встречный наезд (90°<< 180°); V—встречный наезд (== 180°). При > 90° обычно используют дополнительный угол ==180—.
Весьма серьезное значение для безопасности движения имеют зрение водителя и возможность своевременно заметить пешехода. Основной поток информации, получаемой водителем в процессе вождения, доставляют ему именно органы зрения.
Видимостью называют возможность различить особенности окружающей обстановки, обусловленную степенью освещенности предметов и прозрачностью воздушной среды. Характеристиками видимости служат дальность и степень видимости, зависящие от дорожных и метеорологических условий. Под дальностью видимости понимают максимальное расстояние, на котором рассматриваемый объект можно различить на фоне окружающих его предметов. Степенью видимости называют возможность различить характерные особенности наблюдаемого предмета: его цвет, форму и т. д.
Видимость окружающей обстановки может быть ухудшена вследствие плохого освещения дороги (в темное время суток), тумана, снегопада или дождя. При движении автомобиля по грунтовой дороге видимость часто ухудшают облака пыли.
Обзорностью называют возможность для водителя видеть дорожную обстановку на полосе своего движения и по обе стороны от нее, а также пространство на некоторой высоте над автомобилем. Обзорность может быть затруднена особенностями продольного профиля и плана дороги, а также деталями самого автомобиля (например, угловой стойкой кабины).
В зимнее время года обзорность ухудшается вследствие обмерзания или запотевания ветрового стекла, а также из-за налипания на него снега. Площадь, охватываемая стеклоочистителем, может оказаться недостаточной, и водитель не заметит своевременно препятствия.
Обзорность ухудшается при наличии на проезжей части или вблизи нее предметов — движущихся и неподвижных, мешающих водителю выделить опасный объект (пешехода, транспортное средство), определить направление и скорость их движения.
В зависимости от видимости и обзорности наезды на пешехода можно разделить на наезды: при неограниченных видимости и обзорности; при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием; при обзорности, ограниченной движущимся препятствием; при ограниченной видимости.
Основные причины возникновения наездов на пешеходов:
— действия пешеходов, противоречащие требованиям ПДД, в результате которых водители лишены технической возможности предотвратить наезд (например, переход дорога в местах, где он запрещен);
— действия водителя, противоречащие требованиям ПДД, когда пешеходы пользуются преимущественным правок на движение (например, движение ТС при запрещенном сигнале светофора или по нерегулируемому пешеходному переходу при наличии на нем пешеходов);
— неправильные приемы управления, применяемые водителями, приводящие к потере управления транспортным средством и произвольному выезду на путь движения пешехода (резкое торможение, резкий поворот, слишком большая скорость движения);
— неблагоприятная дорожная обстановка, созданная другими участниками движения, при которой водитель вынужден применить приемы управления, вызывающие потерю контроля за движением ТС и произвольный выезд на путь следования пешехода;
— неисправности ТС, приводящие к внезапному отклонению его от направления движения или лишающие водителя возможности своевременно снизить скорость, остановиться или совершить маневр для предотвращения наезда.
В соответствии с целями судебной автотехнической экспертизы наезда на пешеходов разделен на группы по признакам, определяющим механизмы наезда.
1. По направлению движения пешехода:
— Наезды на пешеходов, движущихся в поперечном направлении (справа или слева);
— Наезды на пешеходов, движущихся в продольном направлении (в попутном направлении или навстречу).
— Наезды при движении пешеходов с постоянной скоростью.
2. По характеру движения пешехода:
— Наезды при движении пешеходов, которые меняют темп движения;
— Наезды на неподвижных пешеходов.
3. По характеру движения ТС:
— Наезд с постоянной скоростью до начала торможения;
— Наезд в процессе торможения;
— Наезд в процессе заноса.
4. По месту удара:
— Наезд и удар передней торцевой частью ТС;
— Наезд и удар другими частями ТС (например, боковой поверхностью).
5. По характеру удара:
— Наезд с блокирующим ударом;
— Наезд со скользящим ударом;
— Переезд через тело пешехода;
— Сжатие (сдавливания) тела пешехода между ТС и другим объектом.
6. По характеру ограничения обзорности и видимости:
— Наезд при неограниченной видимости и обзорности;
— Наезд при ограничении обзорности недвижимым предметом;
— Наезд при ограничении обзорности подвижным предметом;
— Наезд при ограничении видимости.
В зависимости от разновидности наезда изменяется и методика исследований, связанных с определением механизма ДТП.
Что считается наездом на пешехода
Наезды транспортных средств на пешеходов традиционно вызывают большой резонанс среди водителей. Одни считают, что в подобных авариях вина лежит, прежде всего, на самих пешеходах. Другие думают, что виновниками таких ДТП являются городские власти, не построившие на дорогах подвластного им субъекта федерации достаточного количества пешеходных переходов. Так кто же прав, а кто виноват в ДТП, участниками которого являются водитель и пешеход?
Что же такое наезд? Наездом автомобиля на пешехода считается такое ДТП, в процессе которого пешеход получил телесные повреждения или погиб в результате контакта с движущимся автомобилем.
По закону
Для того чтобы определиться в том, чья же вина в ДТП существеннее — водителя или пешехода, необходимо вспомнить о том, что входит в обязанности тех и других участников дорожного движения.
Согласно Правилам дорожного движения пешеходы обязаны:
Пересекать проезжую часть по пешеходным переходам (в том числе подземным и надземным). В случае отсутствия переходов — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Если в зоне видимости пешехода нет ни переходов, ни перекрестков, то разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части, на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его (пешеходного светофора) отсутствии — транспортного светофора.
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться (если это не связано с обеспечением безопасности движения). Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.
Согласно 14 главе ПДД РФ водители обязаны:
Уступать дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу.
Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение, лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов.
На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления.
Кроме того согласно 10 главе ПДД России автовладельцы обязаны вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия (в частности видимость в направлении движения). Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Разберем поподробнее п.10.1 ПДД. Здесь во втором абзаце указано, что при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
В случае возникновения опасности для движения в соответствии в ПДД водитель обязан принять все возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Вот здесь, то и кроется основное противоречие. В такой ситуации всё зависит от действий, как водителя, так и пешехода. Если водитель своевременно не принял меры к остановке транспортного средства, то он автоматически становится виновником ДТП. Но если пешеход, нарушая ПДД, начал движение через проезжую часть слишком близко от автомобиля, тогда водитель технически не имел возможности остановиться своевременно, даже совершая экстренное торможение, и, следовательно, автовладелец не виноват в наезде на пешехода.
А вот в ситуации с ребёнком всё гораздо сложнее, поскольку момент возникновения опасности это не начало движения малыша через проезжую часть, а присутствие ребёнка на обочине, то даже при отсутствии технической возможности у водителя остановиться, автомобилист может быть признан виновным в наезде на маленького пешехода.
Кроме того, ПДД в соответствии с п. 14.2. предписывают водителям, движущемся позади транспортного средства, остановившегося перед нерегулируемым пешеходным переходом, снизить скорость вплоть до остановки. Если автовладелец этого не сделал и совершил наезд на пешехода, то даже при отсутствии технической возможности у него произвести остановку (по результатам автотехнической экспертизы), водитель может быть признан виновным в случившемся ДТП
По последним данным большое количество наездов в нашей стране происходит за пределами пешеходных переходов. Таким образом, если пешеход в нарушение ПДД начал движение через проезжую часть вне пешеходного перехода слишком близко от автомобиля, тогда водитель технически не имел возможности остановиться своевременно, даже предпринимая попытки экстренного торможения. Следовательно, водитель не виноват в наезде на пешехода, и нести ответственность за подобное ДТП должен пешеход. Однако по нашим законам водитель в любом случае несёт гражданскую ответственность в отношении здоровья и жизни пешехода, даже несмотря на то, что не является виновником ДТП. Что касается пешехода, то он несет материальную ответственность за ущерб нанесённый владельцу авто.
Другие очень сложные, но совсем не редкие ситуации происходят тогда, когда пешеходы в нарушение ПДД совершают переход проезжей части, выходя из-за объектов ограничивающих видимость. Здесь моментом возникновения опасности для движения принято считать именно момент выхода пешехода из-за данного объекта (вне зависимости от того является ли пешеход ребенком или взрослым). Тогда, как и в предыдущих случаях, виновник ДТП определяется наличием или отсутствием у водителя технической возможности совершить экстренное торможение.
Это самые популярные, но далеко не единственные варианты ДТП с участием водителей и пешеходов. Несмотря на многообразие подобных случаев, любого наезда может и не случиться, если и автовладельцы и пешеходы будут правильно вести себя на дороге и не станут нарушать ПДД.
Типичные ошибки, совершаемые участниками дорожного движения
Ошибки совершают как водители, так и пешеходы. Типичная ошибка, совершаемая автомобилистами, выглядит следующим образом. Пешеход переходит проезжую часть справа налево по ходу движения автомобиля. Водитель, заметивший переходящего дорогу человека, принимает меры к экстренной остановке авто и поворачивает руль влево, пытаясь объехать пешехода спереди. Тем самым водитель увеличивает так называемый «опасный интервал» для пешехода и совершает на него наезд. Если бы водитель не совершал поворота влево, а просто тормозил без изменения направления движения, то ДТП удалось бы избежать.
Пешеходы, в свою очередь, чаще всего поступают следующим образом. Человек выходит на проезжую часть, проходит определенный её отрезок и видит приближающийся к нему автомобиль. Испугавшись, человек разворачивается назад и пытается покинуть дорогу. Своими действиями пешеход увеличивает время нахождения в «опасном интервале» движения автомобиля. Водитель в такой ситуации, как правило, теряет техническую возможность избежать наезда. Однако, вопреки тому, что ДТП в данных случаях происходит из-за ошибки пешехода, его виновником может быть признан как он сам, так и водитель.
Ответственность водителя за наезд на пешехода
Одним из самых тяжелых правонарушений, связанных с управлением автомобилем, является наезд на пешехода.
Согласно действующим правилам дорожного движения РФ, пешеходы, наравне с водителями и пассажирами транспортного средства, являются участниками дорожного движения.
Но при этом пешеходы являются наименее физически защищенной категорией участников дорожного движения, так как подавляющее большинство происшествий с участием пешеходов имеют последствия в виде причинения различной степени тяжести вреда их здоровью или даже в виде их смерти.
С другой стороны, даже самый аккуратный и внимательный водитель никогда и не при каких обстоятельствах не застрахован от «неизвестно откуда выбежавшего» перед движущимся автомобилем человека.
В данной публикации мы будем рассматривать ответственность водителя за наезд на пешехода, порядок его действий в том случае, если ДТП произошло не по его вине, а по вине пешехода и другие, связанные с данным происшествием, вопросы.
Отдельно мы рассмотрим ответственность водителя за наезд на пешехода на «зебре».
Об ответственности автомобилистов за непредоставление преимущества в движении пешеходам вы можете прочитать здесь.
Что считается наездом на пешехода
В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации :
«Пешеход» — это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу».
К пешеходам приравниваются инвалиды, движущиеся в колясках, не оборудованных двигателем, а также лица:
ведущие транспортные средства (мотоцикл, мопед, велосипед);
везущие тележку, санки, детскую или инвалидную коляску и т.д.;
передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах и иных аналогичных средствах.
Не считаются пешеходами:
сотрудники ГАИ, осуществляющие контроль за дорожным движением;
работники дорожных и аварийных служб;
водители транспортных средств.
Наезд на пешехода — это дорожно-транспортное происшествие, в результате которого в процессе движения транспортного средства происходит контактное взаимодействие с человеком, находящимся вне его габаритов.
Наезд на пешехода может иметь последствия различной степени тяжести — ранение или гибель человека, повреждение автомобиля, причинение морального вреда, причинение вреда перевозимым грузам и др.
Что грозит водителю, совершившему наезд на пешехода
Ответственность водителя, совершившего наезд на пешехода, регламентирована нормами гражданского, административного и уголовного законодательства.
Гражданская ответственность для водителя наступает независимо от наличия его вины, так как автомобиль (а также любое другое транспортное средство) является источником повышенной опасности для окружающих.
Это означает, что причиненный вред в соответствии со ст. 1079 ГК РФ в обязательном порядке подлежит возмещению водителем транспортного средства, если он не докажет, что таковой возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Если здоровью пешехода нанесен ущерб, то в соответствии со ст. 1100 ГК РФ он вправе потребовать также компенсацию морального вреда от собственника автомобиля или водителя, находившегося за рулем.
Административная или уголовная ответственность грозит только тем водителям, виновность которых в нарушении требований ПДД, повлекших за собой наезд на пешехода, доказана.
Административная ответственность, в соответствии с КоАП РФ, предусмотрена за причинение вреда здоровью потерпевшего легкой (ст. 12.24 ч.1) и средней (ст. 12.24 ч. 2) тяжести.
Таким образом, наказание в данном случае зависит от тяжести причиненного здоровью потерпевшего вреда, а также наличия либо отсутствия в действиях водителя отягчающих и смягчающих обстоятельств.
К отягчающим обстоятельствам относятся:
повторное совершение правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП;
совершение ДТП в состоянии опьянения и др.
Смягчающими обстоятельствами являются:
добровольное возмещение причиненного ущерба потерпевшему пешеходу;
совершение нарушения беременной женщиной, либо имеющей малолетнего ребенка;
совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
раскаяние нарушителя и др.
Постановление по делу об административном правонарушении выносит федеральный судья.
Водитель транспортного средства может быть подвергнут:
Административному штрафу в размере 2500-5000 руб. либо лишению права управления транспортными средствами на срок 1 — 1.5 года — в соответствии с ч.1 ст.12.24 КоАП РФ.
Административному штрафу в размере 10000-25000 руб., либо лишению права управления транспортными средствами на срок 1.5 — 2 года — в соответствии с ч. 2 ст.12.24 КоАП РФ.
Уголовная ответственность (ст. 264 УК РФ) наступает, если, по заключению судебно-медицинской экспертизы, сбитому человеку по неосторожности причинен тяжкий вред здоровью либо наступила его смерть.
По всем дорожно-транспортным происшествиям, повлекшим за собой тяжкие последствия, в обязательном порядке поводится предварительная проверка в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством России.
Если имеются сведения о виновности водителя, то в рамках уголовного дела осуществляется предварительное расследование, после завершения которого, материалы направляются для рассмотрения в федеральный суд.
При вынесении решения по уголовному делу также принимаются во внимание смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Следует также знать, что совершение ранее указанных уголовно-наказуемых деяний водителем в состоянии опьянения значительно увеличивает размер наказания (ч. ч. 2 и 4 УК РФ).
Отсутствие вины водителя при наезде на пешехода
Как же доказать свою невиновность водителю, если на нерегулируемом пешеходном переходе человек внезапно выбежал прямо под колеса движущегося автомобиля?
В нашей практике встречались такие случаи, сделать это хоть и достаточно сложно, но вполне возможно.
В первую очередь обратим внимание на п. 4.5 Правил дорожного движения РФ , в соответствии с которым:
«на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен».
То есть, переводя с юридического на обычный язык, перед тем, как выйти на проезжую часть, пешеход обязан оценить целый ряд факторов, например, расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость, видимость с учетом природных условий (ночное время, дождь, туман), скорость своего движения и др.
Таким образом, в любом случае пешеход обязан убедиться в безопасности перехода перекрестка.
Во-вторых, заметив «выскочившего» человека, водитель движущегося автомобиля, чтобы избежать наезда, должен сразу же прибегнуть к экстренному торможению.
Действия пешехода будут признаны неправомерными, если будет доказано, что у водителя отсутствовала техническая возможность избежать наезда в условиях конкретной дорожной обстановки.
Однако каждому водителю важно помнить, что его вина в случае, если ДТП произошло на «зебре», предполагается по умолчанию (юридический термин – «презюмируется»).
Ведь в соответствии с п. 14.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, водители обязаны уступить дорогу людям, переходящим дорогу по пешеходному переходу.
Ответственность пешехода за нарушение ПДД
Следует признать, что далеко не всегда причинами дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов является невнимательность водителя транспортного средства.
Каждому автомобилисту очень хорошо знакомы ситуации, когда, например, пешеход внезапно начинает переходить (перебегать) дорогу прямо перед движущимся автомобилем, да еще и в неположенном месте из-за объектов и (или) транспортных средств, ограничивающих обзор дороги.
Большинству водителей транспортных средств, наверняка, также известна ситуация, когда в условиях плохой видимости пешеходы движутся по проезжей части, да еще и в темной одежде, а рядом, при этом, для них имеется тротуар.
Здесь хотелось бы обратиться к «безлошадным» участникам дорожного движения.
Действительно, наказание, предусмотренное в настоящее время ч. 1 ст. 12.29. КоАП РФ для пешеходов за нарушение Правил дорожного движения РФ, можно считать символическим (предупреждение или штраф в размере 500 рублей). Да и случаи привлечения пешеходов к ответственности за указанные нарушения носят на практике единичный характер.
Тем не менее, абсолютно очевиден тот факт, что за нарушение правил дорожного движения пешеход во многих случаях может заплатить не только своим здоровьем, но и жизнью.
Кроме этого, к сожалению, далеко не всем известно, что пешеход – виновник дорожно-транспортного происшествия, за вред, причиненный своими неправомерными действиями, кроме административной, несет также и гражданско-правовую ответственность (ст. 1064 ГК РФ).
Теоретически, владелец автомобиля во многих случаях может потребовать с виновного пешехода компенсировать затраты на ремонт автомобиля (хотя, надо признать, на практике такое случается крайне редко).
Грубая неосторожность пешехода
Основанием для уменьшения суммы, взыскиваемой с автомобилиста в гражданско-правовом порядке, может служить грубая неосторожность пешехода (ч. 2 ст. 1083 ГК РФ).
Степень неосторожности потерпевшего определяет суд.
Как правило, к случаям грубой неосторожности относится, например, нахождение пешехода в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или медикаментозного).
Завершая данную публикацию, хотелось бы отметить, что все вопросы, относящиеся к случаям ДТП с участием пешехода (установление вины водителя, взыскание ущерба, компенсация морального вреда, обжалование постановления о назначении административного наказания и др.) необходимо решать, только с учетом конкретной ситуации.
Поэтому совершенно не лишним, в любом случае, будет обращение за правовой помощью к специалисту в данной области.