Что подразумевает под собой профилактика коррупции
Перейти к содержимому

Что подразумевает под собой профилактика коррупции

  • автор:

34. Понятие «профилактика», «противодействие» и «борьба» с преступлениями коррупционной направленности. Содержание понятий, их взаимосвязь

Следует отметить, что прокуратура не является органом предварительного расследования, обязанным выяснять причины и условия совершения коррупционных преступлений.

В качестве профилактических мер, направленных на предотвращение коррупции, в каждом случае выявления преступления коррупционной направленности органам предварительного расследования следует выяснять причины совершения каждого преступления коррупционной направленности. Указанная обязанность возложена на органы предварительного следствия ст.158 УПК РФ, в соответствии с которой они обязаны устанавливать в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, а также вносить в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представления о принятии мер по устранению указанных обстоятельств.

Вместе с тем, указанная обязанность органами предварительного расследования должным образом не исполняется, фактические причины совершения преступлений указанной категории не выясняются, вносимые представления носят формальный характер, и обусловлены, в основном, необходимостью формирования положительной отчётности.

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

35. Структура органов государственной власти по противодействию коррупции

Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции

Горячая линия «Стоп коррупция» Общественной палаты РФ

Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет»

Общественная организация «Национальный антикоррупционный комитет»

Межрегиональная Общественная Организация «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти»

Автономная некоммерческая организация «Союз экспертиза» Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

«Торгово-промышленная палата Российской Федерации»

«Ассоциация адвокатов России за права человека»

Общероссийская общественная организация «Союз заемщиков и вкладчиков России»

Московская областная общественная организация «Антикоррупционный комитет».

Общероссийская общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией»

«Московское бюро по правам человека»

Департамент экономической безопасности и противодействия коррупции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

Общероссийская общественная организация «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг»

Контрольно-профилактические подразделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации

Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции.

Общероссийская Общественная Организация » КОМИССИЯ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ «

Российское Антикоррупционное Партнерство

«Партнерство по противодействию коррупции в Самарской области»

Межрегиональная Общественная Организация «Общественный Антикоррупционный Комитет»

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ ПРОЗРАЧНОСТИ ЗАКУПОК

Межрегиональное Общественное Движение «Против коррупции»

Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р»

ПОДКОМИССИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комиссия Государственной Думы по Противодействию Коррупции

Межрегиональная общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией»

Межрегиональная общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией»

Противодействие коррупции: проблемы определения понятийного аппарата

Брызгунова, О. Ф. Противодействие коррупции: проблемы определения понятийного аппарата / О. Ф. Брызгунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79951/ (дата обращения: 18.09.2023).

В статье проводится анализ понятий «противодействие коррупции», «профилактика коррупции», «предупреждение коррупции», «борьба с коррупцией». Показывается сходство и различие данных понятий. Исследуются проблемы понимания и применения данных понятий. В статье приводятся суждения автора по рассматриваемым проблемам и понятийному аппарату Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Ключевые слова: противодействие коррупции, профилактика коррупции, предупреждение коррупции, борьба с коррупцией.

Еще со времен начала формирования институтов государственной власти и до настоящего времени, непременным их элементом является коррупция.

Коррупция во всем мире признается чрезвычайно опасным социально-правовым явлением, превратившимся из локальной проблемы в международное явление, затрагивающее общество и экономику всех стран, порождает проблемы и угрозы для стабильности и безопасности нашей жизни, разрушает институты и ценности правового государства, наносит существенный вред развитию государства и правопорядку, в связи с чем проблематика коррупции стала доминирующей в национальной политике множества стран. Согласно Конвенции ООН [1] против коррупции предупреждение и искоренение коррупции отнесены к числу обязанностей всех государств.

Коррупция также представляет значительную проблему и для России, затрагивающую все аспекты жизни россиян. Так, несмотря на то, что в настоящее время в Российской Федерации сформированы правовые основы противодействия коррупции, а также национальная антикоррупционная политика, соответствующая потребностям времени, а антикоррупционное законодательство продолжает совершенствоваться, правоприменительная практика в сфере противодействия коррупции не спешит меняться, а уровень распространенности коррупции остается очень высоким. И наблюдаемая в настоящее время тенденция к сокращению числа коррупционных правонарушений, учитывая их высокую латентность, не отражает реального масштаба рассматриваемого явления, в связи с чем в настоящее время необходимо принимать жесткие меры по противодействию коррупции.

Необходимо отметить, что в настоящее время интерес к определению понятия «противодействия коррупции» значительно возрос и связано это, прежде всего, с тем, что данное юридическое понятие часто употребляется в нормативных правовых актах и актах правоприменения, но, зачастую, в данное понятие вкладывается различное правовое и смысловое содержание, что недопустимо. В связи с этим данное понятие нуждается в дополнительном изучении.

Итак, понятие «противодействие коррупции» дано в пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2] (далее по тексту — ФЗ № 273), в соответствии с которым под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Из анализа данной нормы усматривается, что, фактически, понятие «противодействие коррупции», данное в вышеуказанном Федеральном законе, является обобщающим и включает в себя три основных элемента: профилактика (предупреждение) коррупции, борьба с коррупцией и ликвидация ее последствий.

То есть, из норм ФЗ № 273 следует, что под противодействием коррупции понимается и ее предупреждение (профилактика), и борьба с коррупционными правонарушениями, и минимизация и (или) ликвидация их последствий. При этом ряд исследователей ставят термины «противодействие», «профилактика», «предупреждение», «борьба» в один ряд, считая их синонимами [5, с. 235; 8, с.20]. Другие же утверждают, что данные термины не тождественны [3, с. 12; 4, с. 432; 6, с. 221; 7, с. 45–49]. Данное создает некую неясность в определении этих терминов.

В целях разрешения данной правовой неопределенности рассмотрим основные элементы противодействия коррупции подробнее.

Термин «профилактика» произошло от греческого «πρόφύλακτικός» — «предохранительный» и означает предварительные меры для недопущения чего-либо.

Согласно словарю Ожегова С. И. под профилактикой понимается совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка [9].

В иных источника под профилактикой понимается совокупность определенных действий (мероприятий), которые направлены на предупреждение, предотвращение какого-то нежелательного, опасного явления.

В свою очередь термин «предупреждение» означает предотвращение чего-то нежелательного.

Таким образом, проанализировав данные понятия можно сказать, что термины «профилактика» и «предупреждение» тождественны, синонимичны, поскольку направлены на то, чтобы не допустить сам факт возникновения нежелательного явления. При этом и профилактика, и предупреждение, том числе, направлены на устранение факторов (причин) данного нежелательного явления.

Следующим элементом противодействия коррупции является борьба с коррупцией, под которой в рамках ФЗ № 273 понимается деятельность соответствующих органов власти, организаций, физических лиц и институтов гражданского общества, направленная на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений.

Как видно, данное понятие включат в себя ряд последовательных действий, а именно действий по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений. Все эти действия направленны на борьбу с правонарушениями, в том числе коррупционными, и являются составными элементами этой борьбы.

Однако, в структуре понятия «борьба с коррупцией» также содержится такой элемент, как «предупреждение». А ведь, как мы уже выяснили, предупреждение — это профилактика.

Таким образом, в ФЗ № 273 термин «предупреждение» используется и как элемент самого понятия «противодействие коррупции» и как элемент понятия «борьба с коррупцией».

Но если ФЗ № 273 уже содержит понятие предупреждения (профилактики) коррупции, то зачем еще раз включать данное понятие в другой элемент понятия «противодействие коррупции»? Ведь как уже говорилось выше и предупреждение (профилактика) коррупции и борьба с коррупцией — это элементы одного понятия — «противодействие коррупции».

Следовательно, поскольку предупреждение (профилактика) является также структурным и неотъемлемым элементом понятия «борьба», то нет необходимость в понятии «противодействие» выделять предупреждение (профилактику) в качестве отдельного элемента. Этот элемент является лишним, избыточным.

Что касается третьего элемента понятия «противодействие коррупции», который сводится к минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, то тут необходимо отметить, что ФЗ № 273 вообще не раскрывает содержание данного элемента, что не позволяет определить место данного направления в системе противодействия коррупции. Однако данное направление деятельности по противодействию коррупции предусмотрено Конвенцией ООН против коррупции, которая обязывает каждое государство, которое является участником данной Конвенции, принимает меры для того, чтобы все лица (физические и юридические), которым в результате совершения какого-либо коррупционного правонарушения причинен ущерб, имели право получить компенсацию причиненного ущерба.

Однако, как мы уже отмечали, термин «борьба с преступностью», в широком смысле этого слова, в том числе, предполагает такое направление деятельности, как снижение степень общественной опасности совершаемых правонарушений.

Таким образом, можно сказать, что минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений также является одним из направлений борьбы с коррупцией.

Проанализировав все вышесказанное, приходим к выводу, что «противодействие коррупции» равно «борьба с коррупцией», поскольку понятие «борьбы» очень широко и включает в себя, в том числе, и предупреждение (профилактику) и минимизацию проявлений коррупции. Тем более что значение данных терминов очень схоже.

Так, под противодействием понимается сопротивление, действие, которое препятствует иному действию. В свою очередь борьба (в узком смысле) — это противостояние.

Однако и данные понятия не идентичны. Понятие «противодействие коррупции» является более широким, чем понятие «борьба с коррупцией» в широком смысле данного понятия. Так, все-таки, необходимо отметить, что у предупреждения и борьбы разные цели. Предупреждение (профилактика) в большей мере направлено на то, чтобы не допустить, предотвратить противоправное поведение, в то время как борьба направлена на то, чтобы удержать уже существующую преступность в определенных границах, а также минимизировать или ликвидировать последствия ее проявления. Цель же противодействия коррупции в том, чтобы препятствовать, сопротивляться проявлениям коррупции всеми возможными законными способами. Следовательно, противодействуя коррупции мы, одновременно, и предупреждаем (профилактируем) ее и боремся с ней.

Да и субъекты, реализующие данные направления противодействия коррупции, различны. Так обязанность по предупреждению (профилактики) коррупции возлагается на все без исключения органы государственной власти и местного самоуправления, все организации, не зависимо от форм собственности и правового статуса, на все общественные институты, на всех граждан. В свою очередь борьбой с коррупцией, в том числе минимизацией и (или) ликвидацией последствий коррупционных правонарушений, в основном занимаются органы правоохранительной системы.

Следовательно, можно сказать, что противодействие коррупции представляет собой некую систему мер, реализуемых органами государственной власти и местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами в пределах их полномочий и направленных на предупреждение (профилактику) коррупции, на выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений, в том числе на минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что понятие «противодействие коррупции», данное в пункте 2 статьи 1 ФЗ № 273, несовершенно, затрудняет его «правильное» применение и требует корректировки. Однако нельзя это делать бездумно. К определению данного понятия надо подходить системно.

Профилактика коррупции — это что такое? Меры и направления

Постоянным спутником государственных властных институтов является коррупция. Профилактика коррупционных правонарушений предполагает целый комплекс мер, способствующих искоренению данного явления.

профилактикой коррупции занимаются в школах

Теоретические моменты

Под термином подразумевают использование муниципальными, государственными служащими, представителями коммерческих компаний служебного положения для получения выгоды материального и имущественного характера.

Профилактикой коррупции является проведение целого ряда мероприятий, которые способствуют ее устранению. В настоящее время подобные действия осуществляются не только в государственных структурах, но и в образовательных учреждениях.

меры профилактики противодействие коррупции

Государственная коррупция

Под данной категорией подразумевают ситуацию, когда в качестве одной стороны выступает лицо, которое обладает некоторыми полномочиями либо находится на государственной службе. Так как четкого термина нет, то к подобным лицам причисляют сразу несколько категорий: «чиновник», «государственный служащий», «должностное лицо». Элемент коррупции возникает в тех случаях, когда в распоряжении чиновника находятся блага, которые нужны взяткодателю. В их качестве могут выступать: государственная казна, льготы, заказы.

Чиновник позволяет себе присваивать не принадлежащие ему ресурсы, например, путем сбора налогов, штрафов, иных платежей. При коррупции законные отчисления оказываются не в государственном бюджете, а в кармане должностного лица.

При принятии мер чиновник ориентируется на цели, которые установлены Конституцией, правовыми актами, законами, моральными и культурными нормами. Начинается коррупция тогда, когда эти цели меняются на корыстные интересы служащего, а реализуются они в конкретных действиях и мерах.

меры по профилактике коррупции

Пример

Командир воинской части строит для себя дачу за счет средств государственного бюджета, доступным ему в рамках должностных полномочий. В подобной ситуации он оказывается под влиянием тех лиц, что имеют к строительству непосредственное отношение. Если руководитель пользуется служебным положением для получения материальных благ незаконным способом, ему придется «расплачиваться» за это премиями либо незаконным продвижением определенных лиц по карьерной лестнице.

Такая ситуация аналогична общим представлениям о коррупции. В ней функционирует заинтересованная группа, всем коллективом извлекающая выгоду из разных способов и вариантов нарушения российского законодательства.

профилактика коррупции

Варианты коррупции

По закону служащий должен принимать решения в отношении некоего лица, пользуясь действующим законодательством. Например, речь идет о выдаче лицензии на строительство. В реальности, чтобы стать ее обладателем, представители бизнеса вынуждены давать чиновнику взятку.

В настоящее время выделяют низовую и верхушечную коррупцию. Первый вариант существует на низшем и среднем уровнях. Часто между обеими сторонами существует сговор. Ко второму случаю относят среднее, высшее руководство, политиков, которые имеют доступ к государственным заказам.

Среди распространенных ситуаций, связанных с коррупцией, можно привести вариант, при котором сотрудник ведомственной организации дает руководителю взятку за то, что тот укрывает его деятельность. Этот вариант называют вертикальным. Коррупция выступает в виде лифта между низовой и верховой ступенями. В коммерческих организациях она заключается в попытках распоряжаться ресурсами, принадлежащими компании, в личных целях.

Примером можно считать получение в коммерческих банках кредитов под проекты, основным предназначением которых является получение материальных ресурсов без их последующего возврата.

коррупция профилактика коррупционных правонарушений

Комплекс профилактических мероприятий

Профилактика коррупции — это целенаправленная работа, способствующая предотвращению использования в личных целях служебного положения государственными служащими.

Среди тех мер, которые можно считать эффективными профилактическими действиями, согласно федеральному закону, выделяют несколько моментов.

Например, в обществе создается атмосфера стойкой нетерпимости к злоупотреблению чиновниками своим служебным положением. Профилактика коррупции — это важный элемент деятельности не только государственных компаний, но и частных структур.

Если в стране сформирована нетерпимость к служащим, которые используют свои полномочия в корыстных целях, подобное поведение является отклонением от норм, порицается общественностью, уголовно наказуемо.

меры профилактики

Важные аспекты

Мероприятия по профилактике коррупции предполагают проведение различных бесед, способствующих повышению правовой культуры населения. Под правовым воспитанием подразумевается целенаправленная деятельность государственного аппарата, средств массовой информации, коллективов по созданию правильного отношения к использованию гражданами общественных ресурсов.

Речь идет о необходимости получения и передачи знаний о разных правых нормах, усвоении ценностей, формировании идеалов.

профилактика коррупции

Формы воспитания антипатии к коррупции

Выражается оно во включении в воспитательные программы общеобразовательных школ, высших учебных заведений нетерпимого отношения к противоправным действиям государственных служащих. Проводиться соответствующая пропаганда должна при поддержке средств массовой информации, с использованием социальной рекламы.

Какие еще могут меры профилактики? Противодействие коррупции предполагает проведение различных конференций, семинаров, совещаний, слушаний органами государственной власти.

На федеральном уровне создаются правовые нормативные акты, которые обеспечивают неприемлемость существования стране взяточничества.

Профилактика коррупции — это планомерная работа, которая должна осуществляться систематически и неуклонно. Разовые действия не дадут желаемого результата.

В нашей стране были сформированы благоприятные условия для процветания взяточничества на всех уровнях властных государственных структур.

Долгое время не принимались меры по профилактике коррупции, поэтому в стране появилось огромное количество недобросовестных должностных лиц.

Эффективность борьбы с подобным явлением напрямую зависит от того, каковы текущие социальные условия. Среди тех причин, которые приводят к коррупции, можно отметить несовершенство отечественной судебной системы.

После того как Советский Союз распался, вместо коммунистической партии, которая осуществляла тотальный надзор за людьми, образовалась некая правовая пустота, заполнить которую не удалось до сих пор.

Именно поэтому в настоящее время профилактика коррупции – это необходимая мера, без которой невозможно гарантировать политическую и экономическую стабильность страны.

Из-за того, что законы продолжают выполняться не в полной мере, появилось взяточничество на низших уровнях.

Подведем итоги

Современное общество, в частности наша страна, нуждается в специальных антикоррупционных программах, которые должны разрабатываться с непосредственным участием президента. Только в том случае, когда в стране будет сформировано отрицательное отношение не только к чиновникам, которые берут взятки, но и к тем лицам, которые решают свои вопросы подобным образом, можно веси речь об установлении правовой культуры.

Актуальные меры по профилактике коррупции

Проблема коррупции возникла еще в древних цивилизациях и, к сожалению, не потеряла актуальности в наши дни. Погрязают в недобросовестном сотрудничестве не только развивающиеся страны, но и мировые державы. При этом уровень и масштаб коррупции в стране зависит от многих условий: исторических, культурных, социальных, экономических, политических, психологических и т. д.

Российская Федерация, несмотря на высокий уровень борьбы с коррупцией на законодательном уровне, также оказалась вовлеченной в взяточнические схемы и скандалы на фоне личного обогащения.

Что такое коррупция и как она воздействует на общество

В широком смысле коррупция представляет собой явления, охватывающее все сферы функционирования общества, начиная от власти, управления и правоохранительной области, и заканчивая системами образования и медицины. По сути коррупция представляет собой злоупотребление властью, личными и общественными достижениями, публичным положением ради получения дополнительной выгоды для отдельной личности или группы лиц.

Узнайте как предотвратить мошенничество в закупках. Практика и расследование.

Одним из условий возникновения коррупции является активные действия или же бездействие публичных лиц, связанные с полномочиями, решениями и поступками для получения личной выгоды, что вступает в конфликт с интересами других организаций, государства, отдельных лиц.

Коррупция порождает расслоение общества и дезорганизует его, по сути являясь симптомом уязвимости государственного механизма. Поэтому первой мерой по профилактике коррупции должно выступать совершенствование и регулирование административно-правовой системы по минимизации рисков в государственном аппарате.

С момента принятия в Российской Федерации антикоррупционных законов начался период эффективных реформ, предполагающих системное преобразование во всех сферах жизнедеятельности.

Согласно ФЗ «О противодействии коррупции» запланированы мероприятия по следующим направлениям:

  • профилактика возникновения коррупции – своевременное выявление и действия по устранению причин;
  • активная борьба с существующими схемами коррупциями – предполагает раскрытие и расследование коррупционных правонарушений с последующими мерами наказания;
  • ликвидация (по возможности) или ослабление последствий функционирования коррупционных схем.

Актуальные меры по профилактике коррупции

Профилактические мероприятия можно разделить на 3 группы: общие, индивидуальные и специальные. Рассматривая антикоррупционную деятельность на разрезе общества и публичного управления, остановимся на общей и специальной профилактике.

Общая профилактика представляет собой совокупность неспецифических мероприятий, которые напрямую не влияют на причины возникновения коррупции, но косвенно способствуют пресечению недобросовестного поведения. Это могут быть мероприятия, связанные с предоставлением государственных услуг.

Специальная профилактика в первую очередь ориентирована на предупреждение коррупции и проводится она специальными субъектами (кадровая служба, органы по профилактике административных и иных правонарушений, комиссии по урегулированию конфликта интересов и т. д.). Специальные профилактические меры бывают материально-технические, кадровые, предупредительные, правовые и т. д.

Кадровая политика подразумевает грамотный подбор кадров, их моральное и материальное стимулирование. Профилактикой коррупции можно считать совершенствование системы приема на службу (выбор самых добросовестных претендентов), установление критериев поведения и этического кодекса, организация антикоррупционного обучения сотрудников. На практике мы сталкиваемся со следующим уязвимым моментом в системе: компьютерное тестирование сотрудников и беглое собеседование не дает достаточной картины о морально-нравственных принципах кандидата.

Специально-предупредительным мероприятием может быть обязанность предоставления сотрудниками, а также членами их семьи и детьми сведений о наличии имущества, обязательствах имущественного характера, данных о доходах и расходах. Эта информация способствует предупреждению личного незаконного обогащения.

Материально-технические меры могут быть связаны с развитием электронных услуг, что обеспечивает взаимодействие между гражданами и органами власти. Могут создаваться ответвления официальных сайтов органов, относящихся к публичному управлению. Такие меры позволяют обеспечить прозрачность и открытость работы органов власти, доступ граждан к информации, которая не является конфиденциальной, стимулирование дисциплины в коллективах и личной ответственности каждого публичного служащего.

Правовые меры связаны с внедрением механизмов, которые жестко и эффективно устраняют причины коррупционных схем, сводят к минимуму условия для их функционирования. В первую очередь должна быть проведена антикоррупционная экспертиза законотворчества, что позволит четко определить правовой статус чиновников на всех существующих уровнях власти, внедрить административно-правовые нормы в области публичного управления.

Противодействие коррупции в организации

Учреждения любой формы собственности должны позаботиться о внедрении антикоррупционной политики и донесении ее принципов сотрудникам.

  1. Политика организации должна соответствовать законодательству и административно-правовым нормам.
  2. Заключаемые договора должны подчинятся предусмотренным антикоррупционным мероприятием Конституции страны.
  3. Личный пример руководства. Последнее должно формировать атмосферу нетерпимости к коррупционным схемам и никогда не быть уличено в участии в них.
  4. Информирование работников о принятых на предприятии антикоррупционных стандартов и мероприятий.
  5. Обеспечение неотвратимости наказания для служащих, независимо от возраста, опыта работы, должности и других условий в случае уличения их в коррупционных правонарушениях.
  6. Информирование партнеров, инвесторов, клиентов и контрагентов о внедренных в компании антикоррупционных стандартов.

Предупреждение коррупции в сотрудничестве с контрагентами и зависимыми учреждениями

В сфере антикоррупционной работы по данному направлению можно выделить 2 аспекта.

  1. Установление и развитие сотрудничества с учреждениями, которые имеют достойную репутацию и авторитет, не были скомпрометированы в коррупционных скандалах, отличаются договороспособностью и соблюдением деловой этики. Каждая компания должна внедрять мероприятия по проверке контрагентов на соответствие вышеуказанным требованиям, что позволит снизить риск вовлечения в коррупционные схемы, мошеннические и иные недобросовестные практики. Служба безопасности организаций должна собирать информацию о контрагентах (поставщики, инвесторы, кредитно-финансовые учреждения, службы логистики и т. д.) и проводить анализ всех выложенных в общий доступ сведений. Важно ознакомиться с репутацией контрагента в деловых кругах, продолжительностью функционирования на рынке, отзывами реальных клиентов, рекомендательными письмами и т. д. Особенное внимание следует уделить вышеописанным моментам при заключении договоров по поглощению и слиянию.
  2. Распространение среди контрагентов стандартов, процедур, программ и нормативно-правовых актов, способствующих сотрудничеству в сфере профилактики коррупционных схем. Так, некоторые положения антикоррупционных стандартов и выдержек из законов могут быть включены в долгосрочные контракты.

Вышеописанные аспекты должны быть применены и в отношении подконтрольных (зависимых) учреждений, дочерних структур, филиалов и т. д.

В случае объединения предприятий, организации должны вместе с партнерами разработать систему борьбы с коррупционными случаями, принять общую антикоррупционную политику и познакомить с ее положениями всех сотрудников, в том числе и высших эшелонов власти. В контракт может быть добавлено положение, что если один из участников (партнеров) будет замечен в коррупционном правонарушении, то другая (добросовестная) сторона имеет право в одностороннем порядке разорвать соглашение, так как продолжение деловых отношений может негативно сказаться на ее репутации.

Сотрудничество с правоохранительными органами в области антикоррупционной политики

Взаимодействие организации с правовыми и силовыми органами в отношении вышеупомянутого вопроса демонстрирует ее намерения следовать антикоррупционным стандартам поведения.

Сотрудничество может быть организовано различными методами.

  1. Организация может публично передать информацию в правоохранительные органы о случаях участия в коррупционных схемах, о которых ее сотрудникам стало известно. При этом может быть назначено лицо или создан специальный отдел, ответственный за предупреждение и активные меры против вовлечения фирмы в коррупционную деятельность.
  2. Организация должна создать благоприятный психологический климат, в результате которого сотрудники могут свободно заявлять обо всех случаях коррупции, не опасаясь гнева руководства и коллектива, санкций и увольнения. А для этого само руководство должно подавать пример честного и добросовестного отношения к работе, к партнерам, контрагентам и клиентам.
  3. Содействие сотрудникам контрольно-надзорных и правоохранительных учреждений в инициативе проведения инспекционных проверок работы компании по вопросам противодействия коррупционным схемам. Также содействие при проведении профилактических мероприятий по борьбе с коррупцией, участие в расследовании коррупционных преступлений в качестве свидетелей. Содействие предполагает предоставление полных сведений о факте совершения коррупционного нарушения, подготовку заявительных материалов, предоставление документов.

Участие организации в общественных инициативах по профилактике коррупции

Организации могут сотрудничать с различными сообществами, группами лиц и коллективами, объединенными под общей идеей профилактики и противодействия коррупционным схемам.

В качестве объединения усилий в вышеуказанном вопросе могут быть проведены следующие мероприятия для организаций Российской Федерации:

  • вступление в Антикоррупционную хартию отечественного бизнеса;
  • непосредственное участие в создании и расширении Реестра надежных контрагентов;
  • применение в коллективных и совместных договорах общепринятые антикоррупционные положения;
  • общественная пропаганда, внедрение программ и специального обучения по вопросам профилактики возникновения коррупционных схем;
  • публичный отказ от сотрудничества с контрагентами, репутация которых пострадала в результате коррупционных скандалов и правонарушений.

Антикоррупционная хартия приглашает к сотрудничеству различные объединения как городского, так и регионального, отраслевого, общероссийского уровня, иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность в стране.

Антикоррупционная хартия позволяет предпринимателям вырабатывать эффективные программы по внедрению конкретных профилактических мероприятий, действовать в рамках закона для предотвращения коррупционных правонарушений.

Дополнительно для сотрудничества по вопросам противодействия коррупции открыты следующие объединения и учреждения:

  • Торгово-промышленная палата России и ее отделения;
  • Общероссийская организация предпринимательства «Опора России»;
  • Общероссийская организация «Деловая Россия».

Рассмотреть все профилактические меры по устранению коррупции невозможно в рамках одного обзора, так как ситуация на рынке динамично меняется, а сам вопрос достаточно содержательный. Тем не менее, вышеуказанные меры могут указать каждому конкретному учреждению или целому объединению верный путь к добросовестному и честному сотрудничеству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *