Человек раб потому что свобода трудна рабство же легко
Перейти к содержимому

Человек раб потому что свобода трудна рабство же легко

  • автор:

Бердяев с цитатами и комментариями

"Русская идея":
Растекается по фамилиям и течениям (разумеется, авторитетным) с неукротимостью графомана. Он и хотел бы избегнуть "серебряного века", выспренности, но плохо получается (а иначе бы не был профессором). В молодости я его хотя бы всерьез воспринимал и всерьёз ругал, сейчас пока не вижу даже смысла копаться в этой благообразной словесной жиже. Типичный писучий интеллигент и публицист, их во все века (последние, писучие) хоть жопой ешь, хватало на все газеты — только успевай валить деревья, так нужна была бумага.

"Философия свободы" — очередное море слов — всё-таки выспренних. Удивительное дело: кругом набирала силу техника, а человек вдруг стал мистиком, революционером и романтиком, надел короткие штанишки, не стал умнее, а утонул в словах.

Но в цитатах у него нашел немало хорошего, например:
"Вежливость — это хорошо организованное равнодушие."
"Человек имеет священное право на одиночество."
"Жизнь христианина есть самораспятие."
"Злейший враг свободы — сытый и довольный раб."

"Ничего нельзя любить, кроме вечности, и нельзя любить никакой любовью, кроме вечной любви" — я испытал любовь и знаю, что не надо ее путать с симпатиями, уважениями и т.д.

Т.е. он всё-таки был гуманистом — и морок серебряного века, может быть, не всегда довлел над ним.

Но немало и цитат сомнительного свойства:
"Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад." — популярная сентенция, но я в неё ни разу не верю. Гораздо вернее написано в Евангелиях: ни сами не входят, ни других не пускают. Людей от ада защищает совесть — а вот в рай с государствами точно не войти — а людям всё-таки надо в рай, а не существовать по принципу "как бы не было хуже".

"Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни." — раньше я бы согласился, но ведь это очередной суррогат, которым он довольствуется. "Я не нашёл яблоко, но искание яблока — уже яблоко"?!

"Творчество — переход небытия в бытие через акт свободы." — но свободно можно и херню сотворить (эта цитата — хороший пример того, как выспренность лишает здравого смысла)

"Течение времени безнадежно печально. Печален взгляд человека на уходящее время." — это, конечно же, признание о том, как его жизнь проходила (или только в старости стал тосковать?)

"Знание — принудительно, вера — свободна." — школу вспомнил, а про церковников забыл. На самом деле, возможны любые варианты. Именно нецерковной веры в серебряном веке было хоть отбавляй, размечтались после технических успехов.

"Есть предел возможности выносить страдание. За этим пределом человек теряет сознание и этим как бы спасает себя." — представил, как его сталинисты пытают? (я тоже представлял)

П.С.:
"Евангелие есть учение о Христе, а не учение Христа." — бред! Совершенно ненужные манипуляции.

"Ожидание чуда есть одна из слабостей русского народа" — халяву быдлу, хлеба и зрелищ. И не чудо это, а "дурацкий способ".

"Чувство мести — чувство раба." — опять бред и ненужные манипуляции. Месть порабощает свободного, как и любая страсть.

„Темная магия оставляет человека заколдованным в природной необходимости и хочет дать ему власть и силу, не освободив его. Если христианство совсем прекратило общение с духами природы, то темная магия продолжала общение с духами природы, поставив себе корыстную задачу властвования над ними, но оставаясь в их колдовской власти. Маг жаждет могущества в заколдованном мире, но бессилен расколдовать его.“ — очередная манипулятивная бредятина. Природу замарал какой-то "магией". Христианство прекратило общение с духами природы?! На хрен вот такие "выводы"? Им просто и в голову не приходило, что общение с природой можно прекратить. Они его хотели дополнить человеческим братством.

„Наша любовь всегда должна быть сильнее нашей ненависти. Нужно любить Россию и русский народ больше, чем ненавидеть революцию и большевиков.“ — "любовь должна"?! Она никогда ничего не должна. Сидит за приборной панелью и крутит ручки-регуляторы! Понятно, что лучше быть хорошим, чем плохим, что лучше мир, чем война! (Профессора — сущие дети. )

„Революцию действительно революционную осуществить возможно не во внешнем мире, а лишь в душе и теле человека.“ — очередная благоглупость.

„Народу кажется, что он свободен в революциях, это — страшный самообман. Он — раб темных стихий… В революции не бывает и не может быть свободы, революция всегда враждебна духу свободы… Революция… случается с человеком, как случается болезнь, несчастье, стихийное бедствие, пожар или наводнение.“ — ну, видно, что он жизни совсем не знает и просто боится всего. Ясное дело, что когда быдло бушует и пирует, и у всех оружие, хорошего не жди. Но и профессорский, цивилизованный мир не лучше! Это то же дерьмо, только в конфетной упаковке. Делаете свои корыстные, подленькие карьерки и спрятались в золотых клетках, вместо того, чтобы биться за просветление "темных стихийных сил"? — ну, так получайте. Они ещё поздоровее и посветлее вас будут (если бы не евреи, был бы обычный скоротечный бунт, народные волнения озлобленных солдат, а не "революция" на 70 лет)

„Бог есть свобода и дает свободу. Он не Господин, а Освободитель, Освободитель от рабства мира. Бог действует через свободу и на свободу. Он не действует через необходимость и на необходимость. Он не принуждает Себя признать.“ — легко говорить про свободу (или любовь) барину и профессору , тяжело — работяге.

„Человек — раб потому, что свобода трудна, рабство же легко.“ — ну, как можно такую херню пороть?! Ведь очевидно, что столь же верно и обратное. А ведь этот бердяйкин немало мне в молодости голову морочил. "Гуманизм" — зло, потому что расслабляет. Не гуманизм это, а прекраснодушие тепличного существа.

Но тут же у него гимн про пользу страдания, что это и есть христианство. — поумнел в старости? Хлебнул в революцию? Но настоящее страдание уже без гимнов; легко и в охотку страдать только в первые разы.

П.С.2:
Он чуть ли не с детства мечтал стать именно профессором философии — это о многом говорит. Также надо иметь в виду, что он только наполовину русский — со стороны матери у него смесь татар с европейцами. Это сильно сказалось, в нем русского духа действительно не больше половины — слишком кудрявый болтливый отвлечённый красавчик (поразила и его любовь к изысканным нарядам. ) Т.е. это всё-таки типичный "серебряный век".

„Падение человека возможно лишь с высоты, и само падение человека есть знак его величия.“ — типичный пафосный бред. Других знаков величия не нашел, что ли, раз этот понадобился?

„Христианство учит не бояться страдания. Ибо страдал сам Бог, Сын Божий. Один только путь раскрыт перед человеком, путь просветления и возрождения жизни, — принятия страдания как креста, который каждый должен нести и идти за ним, за Распятым на кресте. В этом глубочайшая тайна христианства, христианской этики. Страдание связано с грехом и злом, как и смерть — последнее испытание человека. Но страдание есть также путь искупления, просветления и возрождения. Таков христианский парадокс относительно страдания, и его нужно принять и изжить. Страдание христианина есть вольное принятие креста, вольное несение его.“ — основная мысль правильная, без труда не вынешь рыбку из пруда, а любой труд — это терпение некоего страдания и напряг, но как же он залил ее пафосом и сомнительными и неточными элементами! Какой-то "парадокс" у него, и, мол, "изжить" страдание надо, и какое-то "вольное принятие креста" и какая-то "глубочайшая тайна". — всё написано криво-косо и с пафосом. И только потому, что сам жил в очень трудные времена и самому-таки пришлось слегка пострадать в разгар революции. Но до и после он жил в тепличках — и кончил жизнь во французской теплице.

„Мы приходим к Богу совсем не потому, что рациональное мышление требует бытия Божьего, а потому, что мир упирается в тайну и в ней рациональное мышление кончается.“ — вроде бы такой благообразный философ и ненавистными мне терминами не злоупотребляет — но до чего же неточно и неважно пишет. Я легко могу показать, что и рациональное мышление точно так же приводит к богу (и наоборот, иррациональное вполне может уводить от него). В бога можно верить и по причине таинственности мира, и по причине его разумности. Барахловский философ, просто выражается благообразно-кудряво. И весь "серебряный век" такой, мышление — это совсем не сильная сторона романтиков. Их сильная сторона — доброта и мечты, но без ума их направление всегда будет ложное.

„Экономика — лишь условие и средство человеческой жизни, но не цель её, не высшая ценность и не определяющая причина.“ — даже такие школьные банальности произносились как откровения, потому что были потеряны в обстановке всеобщего безумия и материалистического ажиотажа.

„Атеизм — наказание нам, за наше рабское отношение к богу.“ — одни рабы молятся миру невидимому, другие — видимому (сейчас, кстати, новый вариант — и уже атеисты молятся виртуальному миру экранов. Вместо реальности видимыми для них остались только картинки. А религия, наоборот, теперь является оплотом традиционной реальности — хотя много ли в ней действительно традиционного? После веков деятельности в ней технарей-атеистов?! Получается, абсолютно всё стоит на ушах и нет ничего кроме парадоксов и абсурда!!)

„Отрицание России во имя человечества есть ограбление человечества.“ — кого только не грабило это самое "человечество" и как только не было само ограблено. Вообще, никакого "человечества" не существует — из него уже давно выделился "золотой миллиард". Точнее, сначала это были миллионы — и они грабили человечество самым буквальным, а не аллегорическим способом (включая сюда и прямое рабовладение!). А сейчас их миллиард, но ситуация стала уже лишь позолоченной: ведь сначала евреи проели и отъели финансы, а теперь поперли варвары, то бишь "мигранты". Будут, конечно, сначала на черных работах работать, но этим ведь дело не кончится.

„Борьбу за свободу я понимал прежде всего не как борьбу общественную, а как борьбу личности против власти общества.“ — как единица может бороться против множества? Лишь когда два равных множества воюют друг с другом, единица где-то между может оказаться относительно свободной (но в весьма несчастных обстоятельствах) Он боролся за культурную резервацию? За иллюзию свободы? За либеральный налёт? Один человек не может ни шиша — нужны хотя бы двое или трое, нужно христианское братское общество, только оно что-то значит, может, если не победить, то хотя бы выжить. С другой стороны, мы всегда насколько никому не нужны, настолько и свободны — и всегда есть левые интернационалисты и правые националисты, которые вечно воюют, как кошка с собакой, так, что все остальные им не нужны, со всеми остальными перед выборами даже немного заискивают. В любом случае, настоящая борьба личности с обществом ничем иным, кроме тюрьмы, кончиться не может. Т.е. он был типичным либеральным леваком? — это они воображают о себе, что они, видите ли, не "общество", а "личности", такова их общая, общественная идея, демагогия. От большевиков он отличался профессорской мягкостью и серебряновековой склонностью к мистической религиозности. Никакой личностью он, конечно, не стал, но благополучной жизни в отдельной резервации добился.

„Национальность есть положительное обогащение бытия, и за нее должно бороться, как за ценность. Национальное единство глубже единства классов, партий и всех других преходящих исторических образований в жизни народов. Каждый народ борется за свою культуру и за высшую жизнь в атмосфере национальной круговой поруки. И великий самообман — желать творить помимо национальности.“ — в предыдущий раз он боролся за личность, а в этот уже поёт оды нациям — это разные вещи, чувак! Национал-социализм ему тоже был впору?! И "личность" его была арийская? Он со всеми и против всех одновременно? Чтобы болтать, надо иметь общее со всеми, а чтобы чувствовать себя живым в теплице, надо изображать борьбу со всеми. Вообще, кроме евреев, мало кому удается себя чувствовать интернационалистами, поэтому социализм и левачество остальных даже и поневоле бывает национально окрашено. И мафиозная "круговая порука", действительно, имеется у обеих противоборствующих сторон, но у левых в основе всё же еврейская интернациональная мафия; национальные левые — это боковое ответвление, самообман или обман (как у Гитлера, который никаким левым не был ни разу, но обманом завоёвывал массы. )

„Свобода есть основной внутренний признак каждого существа, сотворенного по образу и подобию Божьему: в этом признаке и заключено абсолютное совершенство плана творения.“ — свободны только господа, раз и чтобы быть свободным, надо иметь силы Троицы, два — а про силы он почти ничего не пишет. Просто хочет быть либеральным господином, вольным болтать что угодно, в том числе, и против своего господского класса.

„Свобода есть основной внутренний признак каждого существа, сотворенного по образу и подобию Божьему: в этом признаке и заключено абсолютное совершенство плана творения.“ — бред; просто надеялись, что с помощью техники все станут господами, освободятся от труда. Мечтал об арийском и коммунистическом будущем, как и все остальные. Что говорить — и сейчас море быдла по-прежнему верит в него (хотя уже сто лет прошло!) Многие, кстати, действительно ни хрена не делают — но, тем не менее, всё равно обременены и заморочены. По крайней мере, никакого коммунизма и арийства не наступило — как и демократии. И счастье, соответственно, доступно только наркоманское или ****ское или игроманское — или по телевизору.

„Любовь есть интимно-личная сфера жизни, в которую общество не смеет вмешиваться.“ — да, но аборты — это преступление, а матриархат — это безумие. Конечно , детей не будет, когда бабы работают (на фиктивных работах), а для мужиков семья — смертельно опасная кабала, которая лишает его всех прав и легко может лишить и всего имущества.

„Когда не обладаешь мудростью, остается любить мудрость, т. е. быть философом.“ — философы любят не мудрость, а именно свою жуткую хрень — наукообразную "философию". Это часть веры в науку, причем, самая худшая и неудачная часть.

„Социализм есть знак того, что христианство не осуществило своей задачи в мире.“ — верно и обратное. Нет ни христианства, ни социализма, есть собес в богатых государствах "золотого миллиарда" — государственная милостыня.

„Смерть нельзя понимать только как последнее мгновение жизни, после которого наступает или небытие, или загробное существование. Смерть есть явление, распространяющееся на всю жизнь. Наша жизнь наполнена смертью, умиранием. Жизнь есть непрерывное умирание, изживание конца во всем, постоянный суд вечности над временем.“ — конечно; само имя планете Земля могло бы быть планета Перегной (или просто Гной). И это планета Смерть и Жизнь — постоянно с нами и то, и другое. (Он всё же намучился с революциями и эмиграциями, поэтому эту тему хорошо понимает — и весь "серебряный век" в оконцовке хорошо понял, что мистика — это путь к страданиям и смерти)

„Руководиться в своих нравственных актах любовью к добру, а не к человеку, к живым существам и значит практиковать этику, противоположную христианской, евангельской, быть фарисеем и законником. Выше же любви к ближнему, к человеку стоит лишь любовь к Богу, который тоже есть конкретное существо, личность, а не отвлеченная идея добра. …"Добрые дела", которые совершаются не из любви к людям и не из заботы о них, а для спасения собственной души, совсем не добрые. Где нет любви, там нет и добра.“ — очередной бред. Умудрился противопоставить добро и любовь к людям! Бог — это и конкретная личность и две могучие безличные силы! Хрен его знает, как может выразиться "любовь к людям" при таком отношении к добру и к уму. И не суди других как и ради чего они совершают добрые дела — и какие дела добрые, а какие бесполезные или злые, мы тоже почти не знаем. Любить бога и любить добро — это одно и то же. Другое дело, что люди часто не замечают и не любят близких, а стараются помочь дальним — из каких-то амбиций и искусственных идей. Типа, хорошо там, где нас нет и в этом хорошем далёком и будем кого-то любить.

„Женщина необыкновенно склонна к рабству и вместе с тем склонна порабощать.“ — все иерархические системы, все авторитеты, звёзды и знаменитости — это мужская тупость и бабское рабство. А порабощает баба своей лестью, своим рабством; она как сеть и как вода — если ты вымок в ней, то ты уже раб сырости. Бабы заводят господина Бога, господина Государство, господина Культуру и т. д. — и потом втягивает в поклонение им и мужиков, делает рабами не только себя, но и всех вокруг — с детей начиная.

„Мужская любовь частична, она не захватывает всего существа. Женская любовь более целостна, она может подниматься до необычайной высоты.“ — вот по чему он судит, откуда он знает? Явно судит по себе. Я очень хорошо знаком с прямо противоположным опытом!

„Но критерий истины не в разуме, не в интеллекте, а в целостном духе. Сердце и совесть остаются верховными органами для оценки и для познания смысла вещей.“ — какой-то "целостный дух" в одном предложении, а уже в следующем — "сердце и совесть". Как и все, не понимает Троицы. Где "критерии", где "познание" , там речь об уме (духе), а не о душе, названной "сердцем и совестью". И все в Троице равны, поэтому важно не превозносить что-то Одно, а понимать взаимодействие всей Троицы.

„Совесть есть духовное, сверхприродное начало в человеке, и она совсем не социального происхождения. Социального происхождения скорее засорение и искажение совести. Совесть и есть та глубина человеческой природы, на которой она не окончательно отпала от Бога, сохранила связь с Божественным миром.“ — опять пафос и "романтическое", "серебряновековое" словоблудие. Совесть — это душа, а душа — это часть бога, часть Троицы. "Социальное происхождение" имеют религии и религиозные представления о боге — но не сам бог. Наши тело, душа и ум равно глубоки, высоки, широки — и божественны.

„Познание есть гуманизация в глубоком, онтологическом смысле слова. Причем есть разные ступени этой гуманизации. Максимум гуманизации есть в религиозном познании. Это связано с тем, что человек есть образ и подобие Божье, а значит, и Бог заключает в себе образ и подобие человека, чистую человечность.“ — опять дремучий бурелом и путаница из-за непонимания Троицы. Разбирать даже нет смысла, легче просто вычеркнуть и выкинуть, забыть навсегда. Как и все либералы, он любил мягко стелить и говорить о человечности, но имеется в виду лишь комфорт и приятная жизня для себя и себе подобных, получаемые с помощью техники. Грета Тумберг и миллиарды баб аплодируют, но без мозгов это всё обречено оставаться благоглупостями, потому как люди — это не пушистые кролики. Даже тепличные профессора черт знает какими бывают.

„Так называемые «противоестественные» формы любви и полового соединения, приводящие к негодованию ограниченных моралистов, с высшей точки зрения нисколько не хуже, иногда даже лучше форм так называемого «естественного» соединения… Я не знаю, что такое нормальное, естественное половое слияние, и утверждаю, что никто этого не знает. Гигиена очень полезная вещь, но в ней нельзя искать критериев добра и красоты, нельзя искать этих критериев и в фикции «естественности», сообразности с природой.“ — он не знает, чем половые извращения хуже — так я и думал. Он бы вполне пристроился и к современной левой повестке.

„У женщин есть необыкновенная способность порождать иллюзии, быть не такими, каковы они на самом деле.“ — иллюзии порождает только наш член-наркоман, иллюзии — это свойство любого наркотика.

„Высочайший, истинный страх, или экзистенциальный ужас, человек способен ощущать не перед реальными опасностями обычной, повседневной жизни, а лишь перед вечной тайной бытия.“ — опять невыносимая выспренность и кривая писанина. "Вечная тайна бытия" — просто моветон вот так пустозвонить. В обычной жизни могут, допустим, напасть уголовники. — или это уже "необычная" жизнь"?

Есть ли смысл дальше комментировать? Он везде одинаков. Щеголь в поисках свободы и тепла (в моем детстве таких называли "щеглами"). "Средний класс" нарождающийся. Благополучная жизнь, так или иначе, наклоняет к романтике и либерализму (но умнее, конечно , не делает)

Сборник — Большая книга мудрости

Политика есть самое концентрированное выражение экономики.

Иван Алексеевич Бунин

писатель, поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г.

Если человек не потерял способности ждать счастья – он счастлив. Это и есть счастье.

Лезешь в волки, а хвост собачий.

Какая радость – существовать! Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет. Если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. Одно нужно только – видеть и дышать. Ничто не дает такого наслаждения, как краски…

Любовь вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души и не дает загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоизме.

Александр Николаевич Скрябин

композитор, пианист, поэт и мыслитель Серебряного века

В жизни каждого человека весна бывает лишь раз. А как люди спешат отделаться от этого обмана, от этих дивних грез!

Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это – активная энергия вселенной, творческий принцип; это – огонь, свет, жизнь, борьба, мысль, прогресс, цивилизация, свобода. Чтобы стать оптимистом в настоящем значении этого слова, нужно испытать отчаянье и победить его.

Надежда Александровна Лохвицкая (Тэффи)

писательница и поэтесса, мемуарист, переводчик, автор юмористических рассказов

Ужасно не люблю слова «никогда». Если бы мне сказали, что у меня, например, никогда не будет болеть голова, я б и то, наверное, испугалась.

…Написанное живет, вот его и охорашивают, а сказанное тут же и умирает.

Никто так много и упорно не советует, как дурак.

Не надо бояться. То, чего вы боитесь, уже пришло.

Люди, сами того не подозревая, имеют для каждого человека особый тон, особую манеру слушать и говорить. Здесь дело даже не в симпатии или антипатии, не в уважении или презрении, а в чем-то специфическом, нужном именно для общения с данным человеком.

Есть души, для которых слезы, как увеличительные стекла: мир, видимый ими через эти стекла, всегда огромен и ужасающ в своем безобразии.

Жить в анекдоте ведь не весело, скорее трагично.

«Когда идешь по канату, – рассказывал мне один акробат, – никогда не следует думать, что можешь упасть. Наоборот. Нужно верить, что все удастся, и непременно напевать».

Человек никогда не забывает того места, где зарыл когда-то кусочек души. Он часто возвращается, кружит около, пробует, как зверь лапой, поскрести немножко сверху.

Для меня все лица так похожи одно на другое, что различаю я их только по шляпам и по разговорам. Но и то очень трудно. Шляпы меняются каждый сезон, разговоры – и того чаще.

Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. Сестра нежности – жалость, и они всегда вместе.

Если сидишь под деревом и птичка испортила тебе шляпку, то тебе совершенно безразлично, что это за птичка – соловей или ворона. Так вот. Изменил ли тебе шекспировский Ромео или приказчик из башмачной лавки – одинаково неприятно.

Жизнь, как беллетристика, страшно безвкусна. Красивый, яркий роман она может вдруг скомкать, смять, оборвать на самом смешном и нелепом положении, а маленькому дурацкому водевилю припишет конец из «Гамлета».

…В каждой душе, даже самой озлобленной и темной, где-то глубоко, на самом дне, чувствуется мне присушенная, пригашенная искорка. И хочется подышать на нее, раздуть в уголек и показать людям – не все здесь тлен и пепел.

Любовь одной рукой дает нам права, а другой – накладывает на нас обязанности.

Любовь материнская простит все, все примет и все благословит.

Михаил Михайлович Пришвин

писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов

Красит человека только любовь, начиная от первой любви к женщине, кончая любовью к миру и человеку, – все остальное уродует человека, приводит его к гибели, то есть к власти над другим человеком.

Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой. Может быть, бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать.

Мир на земле возможен лишь при каком-то гармоническом соотношении души с разумом. Господство же разума приводит к голой технике и к войне.

Бойся думать без участия сердца.

Фёдор Иванович Шаляпин

знаменитый оперный певец

Я вообще не верю в одну-единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески…

Я не могу представить себе беспорочного зачатия новых форм искусства… Если в них есть жизнь – плоть и дух, – то эта жизнь должна обязательно иметь генеалогическую связь с прошлым.

Само понятие о пределе в искусстве мне кажется абсурдным.

Николай Александрович Бердяев

Смерть наступает для нас не только тогда, когда мы умираем, но и тогда уже, когда умирают наши близкие. Мы имеем в жизни опыт смерти, хотя и не окончательный.

Ад нужен не для того, чтобы злые получили воздаяние, а для того, чтобы человек не был изнасилован добром и принудительно внедрен в рай.

Воинствующее безбожие есть расплата за рабьи идеи о Боге.

Когда не обладаешь мудростью, остается любить мудрость, то есть быть философом.

Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.

Добрые дела, которые совершаются не из любви к людям и не из заботы о них, а для спасения собственной души, совсем не добрые. Где нет любви, там нет и добра.

Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым.

Человек – раб потому, что свобода трудна, рабство же легко.

С трагедией мира можно примириться только потому, что есть страдание Бога. Бог разделяет судьбу своего творения.

Бога отрицают или потому, что мир так плох, или потому, что мир так хорош.

Миф о грехопадении есть миф о величии человека.

Считать себя страшным грешником – такое же самомнение, как и считать себя святым.

Революция есть догнивание старого режима. И нет спасения ни в том, что начало гнить, ни в том, что довершило гниение.

Свобода есть право на неравенство.

Угнетенные никогда не могут господствовать, ибо в момент господства они становятся угнетателями.

Чудо должно быть от веры, а не вера от чуда.

Этика есть не только суд над человеком, но и суд над Богом. Против Бога восстало не только зло, но и добро, неспособное примириться с самим фактом существования зла.

Психоанализ есть психология без души.

Нет более горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе.

В любви есть деспотизм и рабство. И наиболее деспотична любовь женская, требующая себе всего!

Свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна, она есть тяжелое бремя. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя… Все в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытание свободы.

Творчество – переход небытия в бытие через акт свободы.

За ошибки государственных деятелей расплачивается нация.

Николай Константинович Рерих

художник, философ, писатель, археолог, педагог

При счастье никогда не бывает друзей… Человек во время счастья бывает очень высоко, а наши сердца открыты только вниз.

Люди различаются на осуждающих и на творящих.

Человечество всегда ползет, как раки из корзины; все сомневается, куда-то стремится, не понимая ценной сущности стремлений своих.

Всякая грубость потрясает не только своей жестокостью, но и бессмысленностью.

Защита Родины есть защита и своего достоинства.

Мы должны приветствовать свет и справедливо разоблачать вредную тьму. Мы должны внимательно различать предрассудок и суеверие от скрытых символов древнего знания.

Григорий Адольфович Ландау

журналист и политический деятель

Ждут своего времени только те, для кого оно никогда не наступит.

Умением говорить выделяются люди из мира животных; умением молчать выделяется человек из мира людей.

Всего разностороннее бывает бездарность.

Иные недовольны искусственным только потому, что предпочитают ему противоестественное.

Эссе по высказыванию Бердяева » Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко»

В данном высказывании автор поднимает проблему не способности некоторых людей быть свободными,ведь свобода-это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Быть человеком свободным-это, прежде всего ,нести огромную ответственность за себя,свои поступки и за людей окружающих. Данная проблема всегда актуальна ведь абсолютно не каждый человек способен ,не смотря на его слова,быть свободным. Рабство же на много проще(Речь идет не о рабстве ,как о тяжелом труде пленников,а о не желании что-либо решать,нести ответственность,заботиться о собственном будущем)

Почему же так происходит?Причины бывают различными. Например страх,нерешительность или лень. Ведь по сути ,человек постоянно находится в определённом рабстве, определённой зависимости и от этого очень трудно освободиться поэтому лучше оставаться в рабстве, не прилагая никаких усилий для свободы-это путь наименьшего сопротивления. Путь без последствий.

Не могу не согласиться с мнением автора ,так как людям действительно свойственно выбирать для себя то,что легче. Ведь риск-не всегда приводит к положительным последствиям и лучше оставить все так как есть. В русской литературе не мало примеров описывающих различные виды рабства человека. Так , в романе И.А.Гончарова «Обломов».Гнусная привычка главного героя -это получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других. Это развило в нем нравственное рабство. Рабство это так переплетается с барством Обломова,

Человек — раб потому, что свобода трудна, рабство же легко.

Человек — раб потому, что свобода трудна, рабство же легко.

  • Рабство
  • Свобода
  • Бердяев
  • Назад
  • Вперёд

Войти с помощью:

Похожие цитаты

Злейший враг свободы — сытый и довольный раб.

Злейший враг свободы — сытый и довольный раб.

Мы освободимся от высшего гнёта лишь тогда, когда освободимся.

Мы освободимся от высшего гнёта лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства.

Женщина необыкновенно склонна к рабству и вместе с тем склонна порабощать.

Женщина необыкновенно склонна к рабству и вместе с тем склонна порабощать.

Если душа родилась крылатой — что ей хоромы и что ей хаты.

Если душа родилась крылатой —
Что ей хоромы и что ей хаты!
Что Чингисхан ей — и что — Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных — и сытость сытых!

Как теперь мы удивляемся жестокостям, какими отличались.

Как теперь мы удивляемся жестокостям, какими отличались христианские мучители, так и со временем будут удивляться лжи, с какою теперь борются со злом, служа лицемерно тому же злу; например, говорят о свободе, широко пользуясь услугами рабов.

Нет рабства безнадёжней, чем рабство тех рабов.

Нет рабства безнадёжней,
Чем рабство тех рабов,
Себя кто полагает
Свободным от оков.

Иоганн Вольфганг Гёте

Когда меня выпустят на свободу, я попросту перейду из одной тюрьмы.

Когда меня выпустят на свободу, я попросту перейду из одной тюрьмы в другую.

Любовь должна быть такого качества, чтобы она приносила свободу.

Любовь должна быть такого качества, чтобы она приносила свободу, не новые цепи; любовь даёт тебе крылья и поддерживает в том, чтобы летать как можно выше.

Чувство мести — чувство раба. Чувство вины — чувство господина.

Чувство мести — чувство раба. Чувство вины — чувство господина.

Ложь — удел рабов, свободные люди должны говорить правду.

Ложь — удел рабов, свободные люди должны говорить правду.

Мишель де Монтень

Интересные цитаты

Любите мужчин. Им очень нужна ваша Любовь. Даже если они.

Любите мужчин. Им очень нужна ваша Любовь. Даже если они в этом никогда не признаются. За каждым великим мужчиной всегда есть женщина, которая в него верила. И любила по-настоящему.

Человек идёт к знанию так же, как он идёт на войну.

Человек идёт к знанию так же, как он идёт на войну — полностью пробуждённый, полный страха, благоговения и безусловной решимости.

Бытие только тогда и начинает быть.

Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие.

Пять бы жён мне — наверное, разобрался бы с вами я.

Пять бы жён мне — наверное,
Разобрался бы с вами я!
Но дела мои — скверные,
Потому — моногамия.

Никогда не сдавайся. 2

Никогда не сдавайся! 2

Гляжу на Вас и думаю: как благотворно влияет на женщину.

Гляжу на Вас и думаю: как благотворно влияет на женщину маленькая рюмочка моей крови.

Надо воспитывать женщину так, чтобы она умела сознавать.

Надо воспитывать женщину так, чтобы она умела сознавать свои ошибки, а то, по её мнению, она всегда права.

Прости! — мы не встретимся боле.

Прости! — мы не встретимся боле,
Друг другу руки не пожмём;
Прости! — твоё сердце на воле.
Но счастья не сыщет в другом.
Я знаю: с порывом страданья
Опять затрепещет оно,
Когда ты услышишь названье
Того, кто погиб так давно!

Есть звуки — значенье ничтожно,
И презрено гордой толпой —
Но их позабыть невозможно: —
Как жизнь, они слиты с душой;
Как в гробе, зарыто былое
На дне этих звуков святых;
И в мире поймут их лишь двое,
И двое лишь вздрогнут от них!

Мгновение вместе мы были,
Но вечность ничто перед ним:
Все чувства мы вдруг истощили,
Сожгли поцелуем одним;
Прости! — не жалей безрассудно,
О краткой любви не жалей: —
Расстаться казалось нам трудно;
— Но встретиться было б трудней!

Я улыбаться перестала, морозный ветер губы студит.

Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.

И эту песню я невольно
Отдам на смех и поруганье,
Затем, что нестерпимо больно
Душе любовное молчанье.

Так, дохнув на стекло, выводят инициалы.

Так, дохнув на стекло, выводят инициалы
тех, с чьим отсутствием не смириться;
и подтёк превращает заветный вензель
в хвост морского конька.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *