Срок давности по взысканию налоговой задолженности
В силу п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со дня совершения нарушения применяется по всем налоговым правонарушениям, кроме предусмотренных в ст. 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ. В отношении налоговых правонарушений из названных статей кодекса срок давности исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
В частности, на основании ст. 122 НК РФ ответственность предусмотрена за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ.
Таким образом, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов), вызванная указанными действиями, является налоговым правонарушением. Согласно ст. 113 НК РФ к ответственности за это нарушение можно привлечь в течение срока давности, который исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.
При этом, казалось бы, правонарушение надо относить непосредственно к тому периоду, за который образовалась задолженность. Но на практике под правонарушением в данном случае понимается собственно неуплата налога. Поэтому оно считается произошедшим в следующем налоговом периоде, и отсчет срока давности начинается по окончании того налогового периода, когда произошла неуплата (см., например, постановления АС ВВО от 05.12.2018 № Ф01-4933/2018 по делу № А11-9880/2016, от 27.12.2017 № Ф01-5862/2017 по делу № А43-19323/2016, АС МО от 21.01.2015 № Ф05-15736/2014 по делу № А40-32621/14, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 10.02.2015 № 2-КГ14-3, ВС РФ от 20.03.2020 № 306-ЭС20-1522 по делу № А57-3949/2019).
Пример.
Организация, находящаяся на общем режиме налогообложения, в январе 2018 года не отразила в налоговом учете операцию по реализации товара. Это выяснилось в ходе налоговой проверки, которая была проведена в 2020 году.
Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Срок уплаты налога за налоговый период 2018 года – 28.03.2019.
Значит, срок давности по взысканию налога на прибыль, задолженность по которому возникла в данном случае, начал течь с 01.01.2020 и закончится 31.12.2022.
Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ). Срок уплаты налога за I квартал 2018 года – 25.04.2018.
В отношении задолженности по этому налогу в рассматриваемой ситуации срок давности начал течь 01.07.2018 и закончится 30.06.2021.
Течение срока давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ (п. 1.1 ст. 113 НК РФ).
Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня оформления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ. В этом случае течение срока давности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о ее возобновлении.
Недоимка навсегда или до уплаты
В то же время практика складывается таким образом, что на доначисление собственно сумм налогов и налоговых санкций, на начисление пеней на сумму задолженности давность совершения правонарушения не влияет (см., например, Постановление АС МО от 05.04.2018 № Ф05-3596/2018 по делу № А40-72521/2017).
Имеется в виду, что недоимка по налогу не является мерой ответственности и не может рассматриваться в качестве санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение налоговых обязательств, следовательно, трехгодичный срок, указанный в ст. 113 НК РФ, к недоимке по налогу не применим (см. также Постановление АС УО от 21.12.2017 № Ф09-7380/17 по делу № А07-1853/2017, Определение ВС РФ от 31.08.2015 № 305-КГ15-9866 по делу № А40-89643/2014). Иное противоречило бы, например, абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ, который предусматривает, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Укажем также, что в гражданском законодательстве есть такое понятие, как срок исковой давности. На основании ст. 196 ГК РФ в общем случае он составляет три года. Но к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательно (п. 3 ст. 2 ГК РФ). То есть понятие исковой давности не распространяется на взыскание налоговой задолженности (см. Письмо Минфина России от 11.02.2010 № 03-02-07/1-57).
Срок для претензий налоговиков может истечь
Несмотря на то, что в НК РФ прямо не установлен срок, в течение которого взыскивается налоговая задолженность, все-таки этот срок не бесконечен и может быть определен косвенно, поскольку правила ее взыскания ограничивают действия налогового органа определенными временными рамками.
Так, чтобы взыскать недоимку, в первую очередь налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога. Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ в общем случае на это отводится не более трех месяцев со дня выявления недоимки.
Если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 руб., у организации или индивидуального предпринимателя – 3 000 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения этого требования, если в нем не указан более продолжительный период для уплаты налога (п. 4 ст. 69 НК РФ).
Если в этот срок налогоплательщик добровольно не исполнил требование, то налоговый орган на основании п. 3 ст. 46 НК РФ принимает решение о взыскании соответствующей суммы. Оно принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Двухмесячный срок для принятия решения о взыскании отводится, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 000 руб. Если не превышает, то указанное решение может быть принято намного позже, когда эту сумму превысит общая сумма по нескольким требованиям или пройдет три года. С того и другого моментов тоже должно пройти не более двух месяцев.
Если задолженность не удается взыскать в виде денежных средств, то налоговому органу дается еще год, чтобы принять решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 47 НК РФ). Такое решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление можно подать в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, срок для взыскания налога в зависимости от обстоятельств бывает разным, обычно он достаточно долгий, но все же не бесконечный. Он обусловлен активными и последовательными действиями налогового органа, с одной стороны, и затруднениями для взыскания недоимки, с другой стороны. Тогда окончательное решение принимает суд.
Отметим: только если налоговый орган нарушит какой-либо из перечисленных сроков и суд откажет в его восстановлении, то недоимка будет признана безнадежной к взысканию на основании пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ.
Обратите внимание: до признания в установленном порядке недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию указанные суммы учитываются налоговыми органами в составе задолженности налогоплательщика и не подлежат исключению из информационных ресурсов ФНС (см. Письмо Минфина России от 09.11.2011 № 03-02-07/1-386). Однако этот порядок касается только внутреннего учета на лицевых счетах налогоплательщиков в ИФНС и не влияет на истечение срока давности.
В пункте 1 ст. 59 НК РФ названы случаи, когда недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, признаются безнадежными к взысканию.
Подчеркивается, что это такие недоимки и задолженности, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными. Среди указанных случаев отсутствует такой, как истечение срока давности. Но присутствует такая причина, как принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Налоговики стали больше интересоваться «физиками». Как проводят налоговые проверки бенефициаров
Современные тенденции развития налогового законодательства и принципы работы фискальной системы таковы: для пополнения бюджета хороши любые меры, а показатели собираемости налогов не должны падать.
Интерес налоговиков сдвигается к «физикам»
Мы видим, что внимание налоговой сдвигается в сторону контроля за доходами физических лиц и все мероприятия направлены прежде всего на выявление реальных собственников бизнеса, то есть тех, кто в конечном итоге получает выгоду.
Как говорят налоговые инспекторы, судьба налоговой недоимки следует за судьбой денег, а деньги оседают в карманах бенефициаров. Все это соответствует налоговой политике государства, направленной на то, чтобы сделать налоговое администрирование еще более эффективным для пополнения бюджета.
Поэтому интерес к личным доходам собственников бизнеса вполне закономерен. Еще одна цель налоговиков — легализация доходов физлиц. Настало время напомнить о том, как и когда могут проводиться выездные налоговые проверки физических лиц.
Обучение проводит адвокат по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов. За месяц вы научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, как вести себя при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках.
Супер-акция до 13 августа: обучение с удостоверением ФИС ФРДО 40 ак. часов за 4990 руб. Записаться со скидкой
Как проводят проверки физлиц
Порядок проведения выездной налоговой проверки физлиц прямо предусмотрен НК РФ и регламентируется ст. 89 НК РФ.
Налоговый орган проводит выездную проверку по месту жительства физлица, предварительно получив согласие самого налогоплательщика и граждан, проживающих в жилом помещении.
При отсутствии такого согласия или иного помещения выездная проверка будет проводиться по месту нахождения налогового органа (п. 2 ст. 89, п. 5 ст. 91 НК РФ). На практике проверки и физических, и юридических лиц чаще проводятся путем предоставления документов, пояснений и т. п. по месту нахождения налогового органа.
Физлицам следует помнить, что ст. 25 Конституции РФ устанавливает, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в помещение против воли проживающих в нем лиц, кроме случаев, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (пункт.5 ст. 91 НК РФ, также об этом говорится в Письме Минфина России от 31.08.2017 N 03-02-08/55972).
Иными словами физлицо (как в случае его проверки, так и в случае, когда сотрудники налоговых органов хотят допросить его в отношении проверки его собственного юрлица) вправе не пускать никого в свое жилище, если только на это нет соответствующего решения суда или в редких случаях постановления следователя или дознавателя (ст. 12 УПК РФ, ст. 3 ЖК РФ, ст. ФЗ от 07.02.2011 N 3 «О полиции»).
Кроме того, следует помнить, что без согласия проверяемого налоговая не имеет право осматривать его жилые помещения и изымать документы и предметы, находящиеся в них.
На налоговые проверки физлиц распространяются все общие нормы НК РФ о выездных налоговых проверках:
Период, который охватывает выездная проверка, не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).
Выездная проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. Срок проведения — два месяца. Этот срок может быть продлен до четырех или шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).
Срок выездной проверки может быть приостановлен, но не более чем на шесть месяцев.
Когда может прийти проверка
Перечислим часто встречающиеся практические ситуации, когда у физлиц может пройти выездная налоговая проверка:
При проверке деятельности индивидуального предпринимателя после снятия его с налогового учета.
Проверки физических лиц, чьи расходы использовались для уменьшения суммы налогооблагаемых доходов.
Проверка физических лиц, которые занимались незаконной предпринимательской деятельностью.
Проверки физических лиц с целью подтверждения правильности заявленных имущественных вычетов.
Права налоговиков при проверке физлиц
Права налоговых органов в отношении физлиц при проведении проверки:
Налоговики имеют право запросить у физлица необходимые для проверки документы; произвести осмотр имущества в его нежилых помещениях, а также осмотреть недвижимое имущество, не являющегося жилым помещением (например, гараж);
Если проверяемый не предоставил в налоговую запрашиваемые документы в установленные срок, то налоговики имеют право изъять необходимые документы и предметы, особенно если есть подозрение в их сокрытии, замене или уничтожении.
Налоговая может допросить любое физическое лицо, имеющее отношение к делу проверяемого или знающее обстоятельства, важные для налогового контроля (ст. 90 НК РФ). Налоговики вправе потребовать у этого физлица предоставить документы либо информацию, касающиеся деятельности проверяемого (ст. 93.1 НК РФ).
Налоговая праве привлекать сторонних специалистов и экспертов, которые могут дать оценку материалам проверки (ст. 95 и 96 НК РФ).
При отсутствии согласия собственника на допуск налоговой в жилое помещение, налоговики имеют право осмотреть нежилые помещения проверяемого и изъять из него необходимые документы (ст. 93, 94 НК РФ).
Как налоговая выявляет доходы и имущество граждан
Сегодня многие стремятся сэкономить на налогах. Одни занижают размер доходов в отчетности, другие не декларируют доходы вовсе. Однако скрывать от налоговой службы свою прибыль — дело рискованное. Инспекторы в последнее время получают все больше полномочий для контроля над доходами и активами граждан. Госструктуры и частные компании информируют ФНС о сделках не только коммерсантов, но и простых граждан. Расскажу о том, как налоговики узнают о доходах и имуществе людей, не занятых бизнесом.
Банковская тайна не для сотрудников ФНС
Все тайное становится явным. Во всяком случае для налоговых инспекторов банковских секретов почти не осталось. Налоговый кодекс обязывает банки раскрывать налоговикам конфиденциальную информацию о своих клиентах (п. 2.1 ст. 86 НК РФ).
Ранее инспекторы в основном интересовались банковскими операциями участников делового оборота: компаний и предпринимателей. Сегодня чиновники вправе изучать банковские документы обычных граждан, далеких от коммерции.
Налоговики запрашивают у кредитной организации сведения о физическом лице в следующих случаях:
— при проведении налоговой проверки в отношении этого лица;
— при истребовании документов в рамках встречной проверки.
Важно
Иногда банки проявляют инициативу и сами запрашивают у клиентов документы об уплате налогов с денежных сумм, поступивших на счет. При этом банкиров нисколько не смущает тот факт, что законодательство не уполномочило их проводить налоговые проверки.
Как инспекторы узнают о сделках с недвижимостью
Росреестр осуществляет не только регистрацию прав на недвижимое имущество, но и сообщает налоговикам об объектах недвижимости и об их владельцах. Кроме того, налоговая инспекция получает из этого ведомства информацию о сделках с недвижимым имуществом (п. 4 ст. 85 НК РФ).
Нотариусы информируют ФНС о выдаче свидетельств о праве на наследство и при удостоверении договоров дарения (п. 6 ст. 85 НК РФ).
При получении наследства у наследника не возникает дохода, облагаемого НДФЛ. Так, согласно п. 18 ст. 217 НК РФ, доходы, получаемые от физических лиц в порядке наследования, не подлежат обложению налогом. Это относится к доходам как в денежной, так и натуральной формах.
Инспекторы используют эти сведения для начисления наследникам земельного налога, налога на имущество или транспортного налога.
Подарок может облагаться налогом
По общему правилу не подлежат налогообложению доходы, получаемые от граждан в порядке дарения. Это относится к доходам в денежной и натуральной формах.
Исключением является дарение дорогостоящего имущества: недвижимости, транспортных средств, акций, цифровых финансовых активов, цифровых прав, долей и паев. Стоимость таких подарков облагается НДФЛ.
Между тем любые подарки освобождаются от налога, если участники сделки являются членами семьи или близкими родственниками (п. 18.1 ст. 217 НК РФ). Поэтому информация нотариуса о безвозмездной сделке, направляемая в инспекцию, должна содержать сведения о степени родства между ее участниками.
Таким образом, дарение квартиры или автомобиля вне семейного круга подлежит обложению НДФЛ. Поэтому налоговики потребуют уплатить налог от человека, получившего такой щедрый подарок. При дарении денег налога не возникает независимо от того, кто преподнес такой презент: родственник или просто знакомый.
МВД уполномочен сообщить
Сотрудники ГИБДД передают налоговикам сведения о транспортных средствах и об их владельцах (п. 4 ст. 85 НК РФ). Кроме того, налоговые инспекторы получают от этой госструктуры информацию о договорах купли-продажи автомобилей. Эти данные нужны налоговикам для исчисления транспортного налога.
Оперативники МВД и следователи информируют налоговые органы о выявленных случаях незаконной налоговой оптимизации (п. 2 ст. 36 НК РФ).
В марте 2022 года изменился порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях
Теперь ключевую роль в установлении признаков уклонения от уплаты налогов будут играть сотрудники ФНС. Именно они будут решать, направлять ли материалы следователю или ограничиться штрафом к провинившемуся человеку.
Здесь приведен далеко не полный перечень источников информации, к которым имеют доступ налоговые инспекторы. Поэтому рекомендую своевременно декларировать свои доходы и уплачивать налоги. Это поможет избежать финансовых санкций и других негативных последствий.
Дата, от которой считать три года, подпадающих под выездную проверку
Под выездную налоговую проверку ИФНС подпадают три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Только дата вынесения решения ИФНС имеет принципиальное значение.
Период допустимый для выездной налоговой проверки установлен пунктом 4 статьи 89 НК РФ. Это три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение ИФНС о проведении проверки.
- проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
- проводить в одной компании более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за редкими исключениями.
Проверяемый период отсчитывается от даты принятия ИФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.
Дата отправки решения в адрес организации, дата получения решения, дата начала проверки — значения не имеют. На этот момент обратили внимание судьи в постановлении от 06.04.2022 № Ф01-1000/2022 по делу № А28-3479/2021.
Если налоговая по каким-то причинам не смогла начать проверку на основании уже принятого решения или приостановила проверку, это не может повлиять на отсчет проверяемого трехлетнего периода.
Повторная проверка
Для расчета проверяемого периода при проведении повторной выездной налоговой проверки «работает» тоже самое правило: под проверку подпадают не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Приостановление проверки
Для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля решением руководителя ИФНС налоговая проверка может быть приостановлена. Это также никак не влияет на отсчет трехлетнего периода для проверки.
Уточненка – будьте осторожны
Если компания подала уточненку, проверяется период, за который она подана. Здесь бухгалтерам нужно быть осторожнее.
Период, за который можно подавать уточненку, законодательством не ограничен.
С одной стороны, организация обязана подать уточненную декларацию, если самостоятельно выявила недоплату налога, даже если с момента подачи декларации прошло больше трех лет.
В этом случае, вы можете сами спровоцировать проверку за пределами трехлетнего периода.
С другой стороны, за пределами трехлетнего периода, ИФНС не вправе проверить начисление налогов.
Перед подачей уточненки спустя три и более лет, заранее взвешивайте все риски.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование