Постановление Правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» (с изменениями и дополнениями)
25 сентября 2007 г., 3 ноября 2011 г., 27 июня 2013 г., 9 апреля 2014 г., 4 сентября 2015 г., 6 августа 2018 г., 20 июля 2020 г.
В целях реализации Федерального закона «О связи» Правительство Российской Федерации постановляет:
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2015 г. N 941 в пункт 1 внесены изменения
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
4. Федеральной службе по тарифам в установленном порядке по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации в 3-месячный срок разработать и утвердить методику расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, подлежащих применению при формировании регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
5. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 715 «О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 43, ст. 4098);
пункт 101 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560);
пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 242 «Об утверждении Правил государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 17, ст. 1573).
Председатель Правительства
Российской Федерации
24 октября 2005 г.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 г. N 607 в настоящее Положение внесены изменения
Положение
о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи
(утв. постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 637)
С изменениями и дополнениями от:
25 сентября 2007 г., 3 ноября 2011 г., 27 июня 2013 г., 9 апреля 2014 г., 4 сентября 2015 г., 6 августа 2018 г., 20 июля 2020 г.
ГАРАНТ:
См. справку об изменении тарифов на услуги связи
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 543 в пункт 1 внесены изменения
1. Настоящее Положение, разработанное в целях реализации Федерального закона «О связи», определяет цели, методы и порядок государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электросвязи (кроме универсальных услуг связи) и общедоступной почтовой связи на внутреннем рынке Российской Федерации (далее — государственное регулирование).
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 913 пункт 2 настоящего Положения изложен в новой редакции
2. Государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной электросвязи, включая услуги связи для целей эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, и общедоступной почтовой связи (далее — услуги связи), предоставляемые операторами связи, являющимися субъектами естественных монополий и включенными в реестр субъектов естественных монополий (далее — оператор связи), в том числе операторами связи, определенными в соответствии с пунктом 2 статьи 19.2 Федерального закона «О связи» (далее — оператор связи, осуществляющий трансляцию).
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 913 настоящее Положение дополнено пунктом 2.1
2.1. Государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной электросвязи для целей эфирного телевизионного и (или) радиовещания, оказываемые оператором связи оператору связи, осуществляющему трансляцию, и оператором связи, осуществляющим трансляцию, вещателям.
2.2. Утратил силу с 1 января 2021 г. — ПостановлениемПравительства России от 20 июля 2020 г. N 1076
Информация об изменениях:
2.3. Утратил силу с 1 января 2021 г. — ПостановлениемПравительства России от 20 июля 2020 г. N 1076
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2015 г. N 941 в пункт 3 внесены изменения
3. Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуществляется Федеральной антимонопольной службой (далее — регулирующий орган).
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 543 в пункт 4 внесены изменения
4. Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуществляется в следующих целях:
а) защита экономических интересов пользователей услугами связи от необоснованного повышения тарифов на услуги связи;
б) достижение баланса интересов операторов связи и пользователей услугами связи;
в) развитие конкурентной среды на рынке услуг связи;
г) создание экономических стимулов, обеспечивающих снижение себестоимости услуг связи, повышение эффективности деятельности операторов связи, дальнейшее развитие и модернизацию средств и сетей связи, расширение рынка услуг связи и улучшение их качества;
д) создание условий для привлечения инвестиций.
Информация об изменениях:
Пункт 5 изменен с 16 августа 2018 г. — Постановление Правительства России от 6 августа 2018 г. N 922
5. При государственном регулировании тарифов на услуги связи применяется метод экономически обоснованных затрат или метод предельного ценообразования, обеспечивающий возможность получения прибыли от эффективного управления издержками.
Выбор метода регулирования в отношении оператора связи осуществляется регулирующим органом на основе анализа его деятельности.
Метод предельного ценообразования, обеспечивающий возможность получения прибыли от эффективного управления издержками (далее — метод предельного ценообразования), применяется регулирующим органом после доведения тарифов на услуги связи до уровня, обеспечивающего компенсацию экономически обоснованных затрат и возмещение обоснованной нормы прибыли (рентабельности) от капитала, используемого при оказании услуг связи.
Информация об изменениях:
Пункт 5.1 изменен с 1 января 2021 г. — Постановление Правительства России от 20 июля 2020 г. N 1076
5.1. Регулирование тарифов на услуги связи с применением метода экономически обоснованных затрат и метода предельного ценообразования осуществляется путем установления тарифов или их предельных максимальных уровней.
Информация об изменениях:
Пункт 6 изменен с 16 августа 2018 г. — Постановление Правительства России от 6 августа 2018 г. N 922
6. Для определения регулируемых тарифов на услуги связи по методу экономически обоснованных затрат осуществляется расчет необходимой валовой выручки, при котором учитываются:
Информация об изменениях:
Подпункт «а» изменен с 16 августа 2018 г. — Постановление Правительства России от 6 августа 2018 г. N 922
а) расходы, связанные с оказанием услуг связи:
по обычным видам деятельности, за исключением амортизации;
проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с участием в совместной деятельности и оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
Информация об изменениях:
Подпункт «б» изменен с 16 августа 2018 г. — Постановление Правительства России от 6 августа 2018 г. N 922
б) амортизация основных средств связи, которая определяется с использованием данных бухгалтерского учета оператора связи;
Информация об изменениях:
Подпункт «в» изменен с 16 августа 2018 г. — Постановление Правительства России от 6 августа 2018 г. N 922
в) нормативная прибыль, определяемая для каждого оператора связи исходя из необходимости обеспечения расширенного воспроизводства основных фондов в соответствии с методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, подлежащих применению при формировании регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утверждаемой регулирующим органом;
Информация об изменениях:
Подпункт «г» изменен с 16 августа 2018 г. — Постановление Правительства России от 6 августа 2018 г. N 922
г) налоги (за исключением налога на добавленную стоимость и налога на прибыль) и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, не включаемые в состав расходов по обычным видам деятельности.
Информация об изменениях:
Пункт 6.1 изменен с 1 января 2021 г. — Постановление Правительства России от 20 июля 2020 г. N 1076
6.1. Для расчета и определения регулируемых тарифов на услуги связи по методу предельного ценообразования регулирующий орган осуществляет расчет коэффициента повышения эффективности деятельности оператора связи, при котором учитываются показатели эффективности деятельности оператора связи и макроэкономические показатели на долгосрочный период регулирования, и утверждает указанный расчет не менее чем на 5 лет.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 6.2 с 1 января 2021 г. — Постановление Правительства России от 20 июля 2020 г. N 1076
6.2. Расчет коэффициента повышения эффективности деятельности оператора связи осуществляется регулирующим органом в соответствии с порядком расчета регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи по методу предельного ценообразования.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 6.3 с 1 января 2021 г. — Постановление Правительства России от 20 июля 2020 г. N 1076
6.3. Оператор связи, используя утвержденный регулирующим органом коэффициент повышения эффективности деятельности оператора связи, самостоятельно рассчитывает коэффициент (коэффициенты) максимально допустимого изменения тарифов на одну или несколько регулируемых услуг в зависимости от набора этих услуг, сформированного оператором связи, и тарифы или их предельные максимальные уровни в соответствии с порядком расчета тарифов по методу предельного ценообразования.
Информация об изменениях:
Пункт 7 изменен с 16 августа 2018 г. — Постановление Правительства России от 6 августа 2018 г. N 922
7. При расчете регулируемых тарифов на услуги связи по методу экономически обоснованных затрат и методу предельного ценообразования регулирующий орган использует данные, полученные в ходе ведения раздельного учета доходов и расходов, осуществляемого оператором связи на базе данных бухгалтерской и статистической отчетности за соответствующий период.
Абзац утратил силу с 1 января 2021 г. — Постановление Правительства России от 20 июля 2020 г. N 1076
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
8. Регулирование тарифов на услуги связи осуществляется с применением дифференцированного подхода при установлении и изменении тарифов на отдельные услуги связи.
9. Элементы перекрестного субсидирования сохраняются в отношении услуг связи, тарифы на которые подлежат регулированию, до доведения этих тарифов до уровня, позволяющего компенсировать экономически обоснованные затраты и возместить нормативную прибыль.
10. Тарифы или тарифные планы устанавливаются на одну или несколько услуг телефонной связи в зависимости от набора этих услуг и (или) объема оказанных услуг связи. При этом на одни и те же услуги связи могут устанавливаться дифференцированные тарифы.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 913 в пункт 11 настоящего Положения внесены изменения
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 13 декабря 2007 г. N ГКПИ07-1222 пункт 11 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству
11. При наличии технической возможности осуществления оператором связи повременного учета продолжительности местных телефонных соединений устанавливаются следующие обязательные тарифные планы, предлагаемые оператором связи:
а) тарифный план с повременной системой оплаты, предусматривающий плату за предоставление местного телефонного соединения в зависимости от его продолжительности и стоимости единицы тарификации;
б) тарифный план с абонентской системой оплаты, предусматривающий плату за неограниченный объем местных телефонных соединений, устанавливаемую исходя из максимального объема потребления услуг на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации, а также с учетом стоимости единицы тарификации, установленной в рамках тарифного плана с повременной системой оплаты;
в) тарифный план с комбинированной системой оплаты, предусматривающий абонентскую плату, устанавливаемую дифференцированно в зависимости от объема местных телефонных соединений в единицах тарификации за расчетный период. При этом базовый объем местных телефонных соединений устанавливается исходя из среднего объема местных телефонных соединений на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. В случае превышения базового объема местных телефонных соединений за объем, превышающий базовый, устанавливается дополнительная плата;
г) тарифный план, применяемый в соответствии с договором с физическим лицом, использующим услуги телефонной связи для личных, семейных и домашних нужд, и предусматривающий плату, устанавливаемую дифференцированно в зависимости от объема местных телефонных соединений в единицах тарификации за расчетный период. При этом базовый объем местных телефонных соединений устанавливается исходя из минимального объема местных телефонных соединений на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. В случае превышения базового объема местных телефонных соединений дополнительная плата устанавливается за объем, превышающий базовый.
Услуги общедоступной электросвязи что к ним относится
от 24 октября 2005 г. N 637
УСЛУГ ОБЩЕДОСТУПНОЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ И ОБЩЕДОСТУПНОЙ
ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ
НА КОТОРЫЕ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.11.2011 N 913,
от 04.09.2015 N 941, от 20.07.2020 N 1076)
1. Пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).
2. Передача внутренней телеграммы.
3. Утратил силу с 1 января 2021 года. — Постановление Правительства РФ от 20.07.2020 N 1076.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Услуга связи для целей эфирной аналоговой и эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов с использованием средств связи, предназначенных для:
приема сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);
передачи сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) в эфир.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 N 913)
(см. текст в предыдущей редакции)
4(1). Услуга по объединению (формированию) цифровых сигналов вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в единый цифровой сигнал с использованием средств связи, предназначенных для:
соединения сигналов телеканалов и (или) радиоканалов;
разъединения сигналов телеканалов и (или) радиоканалов;
сжатия сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);
шифрования сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);
дешифрования сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);
вставки в сигнал (сигналы) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) сигналов регионального наполнения;
вставки в сигнал (сигналы) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) сигналов местного наполнения.
(п. 4(1) введен Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 N 913)
4(2). Услуга по доставке аналоговых и цифровых сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала в эфир, с использованием:
средств связи, предназначенных для подачи сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) на космический аппарат;
ресурса космического аппарата;
наземных радиорелейных линий связи;
наземных кабельных линий связи;
наземных волоконно-оптических линий связи;
средств выделения сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов).
(п. 4(2) введен Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 N 913)
5. Предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи.
6. Предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов).
7. Предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа.
8. Предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
Важные моменты закупок по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ
Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по статье 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон №44-ФЗ) составляют значительную часть всех закупок заказчиков. Данный способ закупок есть у каждого заказчика. Вместе с тем, специалисты по закупкам не всегда уделяют должное внимание их особенностям и не отслеживают актуальную информацию по их применению. Зачастую они полагают, что после их последнего обучения ничего в этом вопросе не поменялось. Однако наши законодатели и контролеры не сидят на месте и готовят нам все новые подарки.
Ситуация с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ яркий тому пример.
Указанная норма допускает заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на закупку товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария. Если услуги центрального депозитария не сильно востребованы, то вот закупки у естественных монополий проводятся всеми заказчиками.
При применении указанной нормы следует ориентироваться на часть 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Федеральный закон № 147-ФЗ), которая определяет, что относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В частности это:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
услуги по передаче электрической энергии;
услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
услуги по передаче тепловой энергии;
услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
захоронение радиоактивных отходов;
водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.
Перечень сфер деятельности естественных монополий достаточно стабилен, но все же следует каждый раз перед тем как заключить контракт на этом основании, проверить не было ли внесено изменений.
Наиболее распространенным основанием для применения пункта 1 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ являются услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» (далее — Постановление N 637) установлен исчерпывающий перечень услуг общедоступной электросвязи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам. В указанное постановление с 01.01.2021г. внесены изменения постановлением Правительства РФ от 20 июля 2020 г. N 1076 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 637», которые исключили из перечня услуг общедоступной электросвязи (далее – Перечень): предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных. Следовательно, с 01.01.2021г. заказчики не могут закупать по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ междугородную связь, наряду с международной, сотовой связью и услугами доступа в сеть «Интернет». Такие услуги придется закупать на общих основаниях (по пункту 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ либо конкурентной закупкой).
В Перечне из наиболее распространенных услуг остались:
1. Пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).
2. Передача внутренней телеграммы;
3. Предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи;
4. Предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов);
5. Предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа;
6. Предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
В отношении услуг по передаче электрической энергии иногда заказчики путают их с заключением договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии. При этом им требуются разные основания для заключения договора. Для определения правильного основания заказчикам следует учитывать Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об электроэнергетике», который определяет основные понятия в данной сфере.
В частности, к услугам по передаче электрической энергии под которыми понимают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями, следует применять пункт 1 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, поскольку эти услуги относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Специфика услуги по передаче электрической энергии состоит в том, что она оказывается через электрические сети и найти заказчикам сразу две сетевые организации между которыми может возникнуть конкуренция практически невозможно.
К договорам энергоснабжения или договорам купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии применяется пункт 29 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ.
Под гарантирующим поставщиком электрической энергии понимается коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
При этом гарантирующий поставщик сам может не производить электрическую энергию, а покупает ее на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее — оптовый рынок) для последующей продаже потребителям.
Таким образом, сетевая организация обеспечивает поступление электроэнергии заказчику через присоединенные сети, а гарантирующий поставщик покупает эту электроэнергию для заказчика на оптовом рынке.
Возможны ситуации, когда сетевая организация и гарантирующий поставщик являются одним юридическим лицом либо гарантирующий поставщик, смог, договорится с сетевой организацией о том, что он будет собирать плату за передачу электрической с потребителей. В таких случаях, между заказчиком и гарантирующим поставщиком заключается договор энергоснабжения. Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. В остальных случаях между заказчиком и гарантирующим поставщиком заключается договор купли-продажи электрической энергии.
Весьма непростым как кажется является определение основания закупки на водоснабжение и водоотведение. Многие заказчики ошибочно полагают, что в таких случаях надо применять исключительно пункт 8 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, где прямо указано на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению как предмет закупки. Вместе с тем, они забывают про водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, которые являются сферами деятельности субъектов естественных монополий и закупаются по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») выделяются:
нецентрализованная система холодного водоснабжения — сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц;
централизованная система водоотведения (канализации) — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;
централизованная система холодного водоснабжения — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Таким образом, необходимо различать водоотведение (водоснабжение) осуществляемые с использованием централизованной системы водоотведения (водоснабжения) и с использованием нецентрализованной системы водоотведения (водоснабжения).
При этом признаками водоотведения (водоснабжения) осуществляемого с использованием централизованной системы водоотведения (водоснабжения) являются:
органом местного самоуправления для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определена гарантирующая организация и установлены зоны ее деятельности;
каналы (коллекторы) с помощью, которых осуществляется водоотведение (водоснабжение) указаны в схеме водоснабжения и водоотведения поселения или городского округа как технологически связанные с централизованной системой водоотведения (канализацией);
водоотведение (водоснабжение) осуществляется на основании договоров заключенных в соответствии с типовыми формами договоров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».
Необходимо отметить, что оплата горячей, питьевой и (или) технической воды и (или) оплата услуг по водоотведению осуществляются по тарифам исключительно при осуществлении водоотведения (водоснабжения) с использованием централизованной системы водоотведения (водоснабжения).
При этом водоотведение (водоснабжение) с использованием нецентрализованной системы водоотведения (водоснабжения) осуществляется на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы, тарифы к данной деятельности не применяются.
На основании изложенного можно было бы предположить, что контракт на водоотведение (водоснабжение) осуществляемые с использованием нецентрализованной системы водоотведения (водоснабжения) должен заключатся на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ. Вместе с тем, по его условиям услуги должны оказываться по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), как и при осуществлении водоотведения (водоснабжения) с использованием централизованной системы водоотведения (водоснабжения).
Следовательно, пункт 1 и 8 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ указывают на осуществление водоотведения (водоснабжения) с использованием централизованной системы водоотведения (водоснабжения).
Из письма Министерства экономического развития РФ от 30 сентября 2014 г. N Д28И-1889 «О направлении ответов на поступившие вопросы» можно сделать вывод о том, что выбор определенного основания для заключения контракта из п.п. 1, 8 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ зависит от статуса контрагента и вида заключаемого договора.
Контракты, заключаемые на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, могут быть заключены исключительно с субъектом естественной монополии, то есть с хозяйствующим субъектом, занятым производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Информация о субъектах естественных монополий включается в Реестр субъектов естественных монополий в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, который размещен на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы.
В письме ФАС России от 23.06.2015 N АЦ/31173/15 отмечается, что наличие информации о субъекте естественной монополии в реестре субъектов естественных монополий не является обязательным условием применения пункта 1 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика может осуществляться в случаях оказания услуг по водоснабжению, водоотведению по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам). На основании данного пункта возможно заключение контракта с организациями — поставщиками соответствующих ресурсов, не являющимися субъектом естественной монополии. При этом в контракте не должно быть указано о том, что водоснабжение и водоотведение осуществляются с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Особенности закупок отдельных видов услуг связи для учреждений
Быть всегда на связи – особенно это актуально в эпоху цифровизации и электронизации системы государственного управления. Как закупить то, к чему все привыкли, – услуги связи, почтовые услуги, услуги по предоставлению доступа к Интернету (далее – услуги связи)? Какие услуги и каким образом можно закупать в условиях действия Закона о контрактной системе[1] – рассмотрим в рамках настоящей статьи.
В зависимости от объема и вида закупаемых услуг связи у заказчиков есть несколько вариантов действий.
Во-первых, если объем таких закупок не превышает 300 тыс. руб., то заказчик имеет право использовать так называемое общее основание для закупки у единственного поставщика (ЕП[2].
Во-вторых, если объем потребности превышает указанный стоимостный порог, то заказчик осуществляет закупки ряда услуг связи посредством проведения конкурентных процедур (например, аукциона, запроса котировок в электронной форме).
В-третьих, если услуги связи подпадают под монополистический вид деятельности, то вне зависимости от объема закупаемых услуг у заказчика имеется право на заключение контракта непосредственно с поставщиком таких услуг напрямую, как с ЕП.
Особенности закупок отдельных видов услуг связи.
На что заказчикам необходимо обратить внимание при закупке услуг связи рассмотрим далее. И начнем с простого – с основания для закупки у ЕП.
Закупка общедоступных услуг связи.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчик имеет право заключить контракт (договор) с единственным поставщиком (исполнителем) в случае закупки услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом № 147-ФЗ[3] В свою очередь, в ст. 4 Закона № 147-ФЗ установлено, что услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи относятся к монополизированной сфере, следовательно, их закупка допустима без проведения конкурентных процедур, то есть напрямую с единственным поставщиком. Таким образом, для заказчиков важно понимать, какие виды услуг связи относятся к категории «общедоступные».
В соответствии с Постановлением № 637[4] к общедоступным услугам связи относятся:
предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи;
предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа;
предоставление междугородного, местного, внутризонового телефонного соединения абоненту сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
Например, по рассматриваемому основанию заказчики могут заключить контракт (договор) с ПАО «Ростелеком» как с единственным поставщиком на предоставление доступа к сети местной телефонной связи.
К категории «услуги общедоступной почтовой связи» относятся и пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), и передача внутренней телеграммы (Постановление № 637). В данном случае заказчик имеет право заключить контракт (договор) с АО «Почта России» как с единственным поставщиком перечисленных видов услуг.
Подчеркнем: список общедоступных услуг связи является закрытым и исчерпывающим, следовательно, не указанные в нем услуги недопустимо закупать на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (как у единственного поставщика). Например, услуги международной связи, сотовой связи или доступа к Интернету заказчики будут закупать либо путем проведения конкурентных процедур, либо на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (если объем закупки не превышает 300 тыс. руб.).
Закупка исключительных услуг связи.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчики имеют право заключать с ЕП контракт на услуги, оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, ГУП, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ.
В рамках рассматриваемой в статье темы (и в п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе) речь идет прежде всего о таких видах почтовой связи:
федеральная фельдъегерская связь;
фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны;
специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи[5].
Например, Указом № 897[6] утвержден перечень органов, служебные отправления которых доставляются органами федеральной фельдъегерской связи. В этот перечень входят Генпрокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры; Судебный департамент при ВС РФ, управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ; Центризбирком РФ, избирательные комиссии субъектов РФ.
Таким образом, для данной категории заказчиков фельдъегерская служба будет являться единственным исполнителем по передаче служебных отправлений (вне зависимости от цены заключаемого контракта).
В случае закупок услуг связи, которые не подпадают под закупки у ЕП, заказчик вынужден проводить конкурентную процедуру. Из всего многообразия способов закупок в электронной форме заказчик может выбрать две альтернативы:
либо запрос котировок в электронной форме (если объем закупок не превышает 500 тыс. руб.);
либо вне зависимости от объема закупки – аукцион в электронной форме.
Обратите внимание: при закупке услуг связи, которые по классификатору ОКПД[7] включены в код 61 «Услуги телекоммуникационные», заказчик не вправе выбрать в качестве способа закупки конкурс в электронной форме. Это связано с законодательными ограничениями. Рассматриваемая позиция (код 61 по ОКПД 2) внесена в перечень, утвержденный Распоряжением № 471-р[8]. Им определен перечень товаров, работ, услуг (ТРУ), в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. Правда, в ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе предусмотрены исключения из этого правила. В частности, заказчик имеет право закупать ТРУ из перечня, утвержденного Распоряжением № 471-р, путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у ЕП с учетом требований Закона о контрактной системе. Как видим, в перечне исключений конкурс не поименован как допустимый способ закупки услуг связи.
Конкретизируем, какие услуги связи включены в перечень, утвержденный Распоряжением № 471-р:
61.10 – услуги телекоммуникационные проводные (фиксированной телефонной связи; операторов связи в сфере проводных телекоммуникаций; передачи данных по проводным телекоммуникационным сетям; телекоммуникационные проводные в сети «Интернет»; и т. д.);
61.20 – услуги телекоммуникационные беспроводные (подвижной связи; операторов связи в сфере беспроводных телекоммуникаций; передачи данных по беспроводным телекоммуникационным сетям; и т. д.);
61.30 – услуги спутниковой связи;
61.90 – услуги телекоммуникационные прочие.
Установление объема закупаемых услуг.
На подготовительном этапе закупки услуг связи заказчику необходимо определиться с объемом закупок в стоимостном выражении (в рублях), в физическом выражении (количестве), а также понять, как эти величины взаимозависимы. Можно назвать два типичных вопроса, с которыми приходилось сталкиваться автору статьи: как определить, сколько услуг связи потребуется в будущем году, и какие единицы указывать при закупке услуг связи? В отношении первого вопроса – заказчикам необходимо проанализировать закупки аналогичных услуг в предшествующие периоды, например за последние три года, и по аналогии установить объем закупки на текущий срок с учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств (или показателей плана финансово-хозяйственной деятельности).
При определении единиц измерения при закупке услуг связи необходимо ориентироваться на порядок формирования цены контракта. Например, если условиями контракта предусматривается абонентская плата, то целесообразнее указывать единицу измерения «месяц»; если абонентской платы нет, а осуществляется тарификация по минутам – единицей измерения будет «минута». Например, при закупке услуг связи на год на 6 абонентских номеров и при наличии абонентской платы порядок формирования цены контракта будет следующим: