МЧС разъяснило правила эксплуатации противопожарных систем с истекшим сроком службы
Ведомство утвердило руководство по соблюдению обязательных требований при использовании средств пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы. Речь идет о ситуации, когда изготовитель или поставщик не уточнил, можно ли продолжить их применять.
К таким средствам относят те, что работают в составе систем:
- пожарной сигнализации и противодымной вентиляции;
- оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- внутреннего противопожарного водопровода;
- автоматических установок пожаротушения.
Правило о том, что просроченные устройства можно использовать после испытаний, касается и оборудования с минимальным или средним периодом службы. Испытания проводят ежегодно со дня истечения срока.
#Юрист #Юридические вопросы
Возможно, вам будут интересны эти темы:
ЦБ РФ утвердил минимальные требования к условиям добровольного страхования клиентов от финансовых потерь при выполнении операций по банковским картам.
С 9 сентября 2023 действуют новые временные правила исполнения перед резидентами и зарубежными кредиторами долговых обязательств РФ по еврооблигациям.
Ситуация в законодательстве не регламентирована, поэтому прямого и однозначного ответа нет.
Необходимость замены технических средств обеспечения пожарной безопасности с истекшим сроком службы?
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы необходимо организовать их замену, либо проводить ежегодное их испытание.
При проведении испытаний средств обеспечения пожарной безопасности целесообразно руководствоваться приказом МЧС России от 28.04.2023 N 408 «Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, установленных абзацами четвертым и пятым пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479».
В целях соблюдения обязательных требований абзаца четвертого пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 (далее — ППР), к средствам пожарной безопасности относятся средства, функционирующие в составе следующих систем противопожарной защиты, установок пожаротушения и внутреннего противопожарного водопровода (далее — СПЗ), в отношении которых национальными стандартами Российской Федерации предусмотрены методы испытаний:
системы пожарной сигнализации;
системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
установки пожаротушения автоматические;
внутренний противопожарный водопровод;
системы противодымной вентиляции.
В случае достижения указанного в технической документации предельного (например, «не более 10 лет» или «число циклов работы 5 лет») или неопределенного (например, «срок службы не менее 10 лет», «средний срок службы 5 лет») срока службы средств пожарной безопасности дальнейшая эксплуатация таких средств обеспечивается контролируемым лицом после проведения испытаний соответствующих СПЗ на предмет их работоспособности по методам, содержащимся в национальных стандартах Российской Федерации, указанных в пунктах 10 — 14 Руководства (далее — испытания). Испытания проводятся ежегодно со дня наступления указанного срока службы средств пожарной безопасности до их замены. А именно:
10. Испытания на работоспособность систем пожарной сигнализации проводятся в соответствии с разделом 7 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность». Решение о дальнейшей их эксплуатации сверх срока службы принимается контролируемым лицом по результатам указанных испытаний.
11. Согласно разделу 7 ГОСТ Р 59639-2021 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность» оценка работоспособности системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее — СОУЭ) проводится посредством испытаний СОУЭ, проверки правильности функционирования основных режимов СОУЭ, а также определения соответствия технических характеристик СОУЭ требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности.
12. Методы испытаний автоматических установок пожаротушения содержатся в разделе 8 ГОСТ Р 59636-2021 «Установки пожаротушения автоматические. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность».
13. Методы испытаний внутреннего противопожарного водопровода содержатся в разделе 7 ГОСТ Р 59643-2021 «Внутреннее противопожарное водоснабжение. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность».
14. Пунктом 1.2 ГОСТ Р 53300-2009 «Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемо-сдаточных и периодических испытаний» (далее — ГОСТ Р 53300-2009) установлено, что приемо-сдаточные и периодические испытания предназначены для определения технического состояния систем противодымной вентиляции (далее — СПДВ) с учетом возможности продолжения эксплуатации СПДВ, смонтированных в ранее выстроенных зданиях. Порядок и последовательность проведения указанных испытаний содержатся в разделе 4 ГОСТ Р 53300-2009.»
Предельный срок службы систем пожарной сигнализации
Во время эксплуатации систем противопожарной сигнализации (далее – СПС) рано или поздно возникает вопрос о необходимости частичной либо полной замены технических средств, которые входят в их состав. Срок службы СПС?. Начнем с определения основных понятий, которые дают действующее законодательство.
В соответствии с ГОСТ 27.002-2015 «Надежность в технике. Термины и определения»:
Срок службы — календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после капитального ремонта до момента достижения предельного состояния.
Предельное состояние — состояние объекта, в котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Средний срок службы — математическое ожидание срока службы.
Назначенный срок службы — календарная продолжительность, при достижении которой эксплуатация объекта может быть продолжена только после принятия решения о возможности продления данного показателя.
В соответствии с положениями ГОСТ Р 53325-2012 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний» основные технические средства пожарной автоматики должны иметь средний срок службы не менее 10 лет. Здесь необходимо отметить, что ГОСТ Р 53325-2012 входит в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утвержденный приказом Росстандарта от 14.07.2020 № 1190 (далее – Перечень).
Как правило, этот же средний срок службы с формулировкой «не менее 10 лет» устанавливается и производителями технических средств СПС в соответствующей сопроводительной документации к ним. Вполне понятно, что период времени, заключенный в словосочетании «срок службы не менее 10 лет», не имеет четких границ. Так как же поступать правообладателю объекта после истечения десятилетнего срока эксплуатации СПС: продолжить ее эксплуатацию или осуществить замену технических средств с истекшим сроком службы? Вполне конкретные ответы на этот и другие возникающие вопросы содержит раздел 6.6 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», который также входит в вышеупомянутый Перечень.
Пунктами 6.6.1 — 6.6.5 ГОСТ Р 59638-2021 установлено, что эксплуатацию технических средств СПС с истекшим сроком службы
необходимо осуществлять в соответствии с Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее – Правила). Решение о дальнейшей эксплуатации должен принимать правообладатель объекта. При принятии решения об эксплуатации технических средств СПС с истекшим сроком службы рекомендуется привлекать производителя данного технического средства СПС. При отрицательном заключении производителя эксплуатацию технических средств СПС с истекшим сроком службы проводить не следует. В случаях, когда в технической документации указан неопределенный срок службы (эксплуатации), например, «10 лет и более» или «средний срок службы 10 лет», следует руководствоваться числовым значением («10 лет» в приведенном примере) и принимать его как время истечения срока службы (эксплуатации).
В случае замены технических средств СПС, обслуживающая организация должна провести замену.
По истечении срока эксплуатации, технический средства должны быть заменены на аналогичные или иные по согласованию с заказчиком.
Перед заменой одних технических средств на другие должны быть обеспечены информационная и электромагнитная совместимость устройств СПС.
Технические средства СПС рекомендуется заменять по истечении следующих сроков:
пожарные извещатели – в соответствии с технической документацией, но не более 10 лет;
приборы и их компоненты, ИБЭ (за исключением элементов питания) – 10 лет;
аккумуляторные свинцовые батареи – в соответствии с технической документацией, но не более 10 лет, а также при снижении фактической емкости до менее чем 80 % от номинальной;
неперезаряжаемые литиевые батареи – в соответствии с технической документацией, но не более 10 лет;
вспомогательные технические средства пожарной автоматики – в соответствии с технической документацией, но не более 10 лет;
кабельная продукция – в соответствии с технической документацией.
После замены технических средств СПС должен быть проведен
контроль их функционирования, а СПС должна быть испытана на работоспособность в части, касающейся взаимодействия СПС с замененными техническими средствами.
Естественно, что после прочтения данных положений возникает дополнительный вопрос: а какие требования к эксплуатации технических средств СПС с истекшим сроком службы (эксплуатации) устанавливают Правила?
Норма П.Б.
ОБСУЖДЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ НОРМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 “Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»
Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 “Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»
Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, Гостям, а также Коллегам по цеху! Сегодня мы будем обсуждать Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 которое вступает в действие с 01.03.2022г. и действует до 01.03.2027г. Указанный срок определен для данного документа в основном потому, что требования, которые предъявляет настоящий документ относятся к объектам, введенным в эксплуатацию, или проектная документация которых была отправлена в экспертизу до 1 мая 2009 года (до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Очень многие спрашивают нас – «А зачем это Постановление надо? Есть же уже СП484; СП485; СП486, СП3, которые регламентируют все эти вещи?» Поясняем. Все перечисленные СП разработаны в рамках исполнения требований ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который действует с 1 мая 2009 года. Но существует много объектов, которые запроектированы и построены ранее этой даты. Эти объекты существуют и на них необходимо соблюдать требования пожарной безопасности. А какие требования? Вот в статье 4 пункт 4 ФЗ-123 написано как раз по этому поводу:
“В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению».
Иными словами, объекты инспектируются по тем нормам, которые действовали до вступления в действие ФЗ-123, то есть по всяким разным НПБ.
Но вот ведь какая петрушка получается. Мы уже публиковали на сайте Норма ПБ статью, извещающую о выходе в свет Постановления Правительства №1034 от 11.07.2020 г., упраздняющего целый ряд нормативных документов и подзаконных актов. Вот ссылка на статью
Сам документ можно скачать из тела статьи или (если лень читать статью) вот по прямой ссылке пройдите и скачайте (все удовольствия для Вас) Postanovlenie_Pravitelstva_RF_ot_11_07_2020_1034
То есть, не действуют уже НПБ эти (кроме разве НПБ110 и НПБ104, которые исключены позже из данного списка Постановлением Правительства РФ от 19.12.2020г. № 2179). Получается юридическая коллизия. Не возможно инспектировать объекты и инспектировать их по документам, действие которых прекращено официально. По этому, наше Правительство, во главе с Мишустиным, обеспокоились и прониклись существующей проблемой, в результате чего выдали Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 которое как раз и устанавливает правила и нормы пожарной безопасности для указанных «старых» объектов.
Ну что же, скачать документ можно у нас на сайте из библиотеки нормативщика или пройдя по ссылке Постановление Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 № 1464
А теперь, кратенько, постараемся, о самом главном в данном документе. Как обычно в наших обсуждениях, особо важные моменты документа я буду приводить в красном цвете, описание в обычном черном цвете, а собственные комментарии к написанному выделю синим шрифтом.
Итак, дата введения в действие данного документа — с 01.03.2022г. по 01.03.2027г.
- Настоящий документ содержит требования к оснащению объектов защиты, являющихся зданиями, в том числе пожарными отсеками, сооружениями, помещениями, оборудованием (далее – объекты защиты), которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
- В отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение или изменение функционального назначения после вступления в силу Федерального закона “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, применяются требования Федерального закона “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции, техническому перевооружению или изменению функционального назначения. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, вправе применять положения Федерального закона “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” вне зависимости от проведения капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения или изменения функционального назначения при оснащении объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Сие означает, что если Собственник хочет соблюдать требования ФЗ-123 на своих «старых» объектах, то это его право.
- Объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с:
критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 1;
критериями оснащения сооружений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 2;
критериями оснащения помещений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 3;
критериями оснащения оборудования автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 4.
- В случае превышения в пределах 5 процентов значения нормативного показателя площади, приведенного в приложениях N 1 и 3 к настоящему документу, допускается защита здания (помещения) системой пожарной сигнализации без использования автоматических установок пожаротушения. Не забудьте 5% добавить к замерам – это может помочь при выборе систем защиты.
- В зданиях и сооружениях не оснащаются автоматическими установками пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации следующие помещения:
а) с мокрыми процессами (душевые, плавательные бассейны, санузлы, охлаждаемые камеры, мойки и т.п.);
б) венткамеры (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б по взрывопожарной опасности), насосные водоснабжения, бойлерные, тепловые пункты и другие помещения для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
в) категории В4 (кроме помещений, предусмотренных приложениями N 1 – 3 к настоящему документу) и категории Д по пожарной опасности;
г) лестничные клетки;
д) тамбуры и тамбур-шлюзы. Обратите внимание! Список помещений-исключений адаптирован к новым документам, то есть добавлены тамбура, охлаждаемые камеры, прочие помещения, которых не было в документах, действовавших до ФЗ-123. Это некоторое облегчение, которое собственно не значит, что нужно срывать пожарные извещатели в тамбурах. Это приведет к расхождению с проектной документацией.
- В лифтовых холлах и безопасных зонах допускается установка только системы пожарной сигнализации.
Отдельно стоящие понижающие трансформаторные подстанции и распределительные пункты напряжением 6 – 10 киловольт без постоянных рабочих мест или без постоянного присутствия людей допускается не оснащать автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации. То же самое. Ранее, таких допущений не было. Но это совсем не значит, что нужно срезать существующие в лифтовых холлах спринклерные сети.
- Под площадью помещений, предусмотренных приложением N 3 к настоящему документу, понимается площадь части зданий или сооружений, выделенная ограждающими конструкциями, отнесенными к противопожарным преградам с пределом огнестойкости не менее EI 45 для перегородок и не менее REI 45 для стен и перекрытий. В случае, если помещения не выделяются ограждающими конструкциями с указанным пределом огнестойкости, под площадью этих помещений понимается площадь, выделенная наружными ограждающими конструкциями здания или сооружения. Обратите внимание! Это написано для любителей устанавливать перегородочку в помещении, чтобы из одного большой площадью сделать два площадью меньше, чем достигается изменение нормативного средства защиты на ПС с АПТ, к примеру. Теперь понятно что это должна быть не просто перегородочка, а нормируемая преграда.
- Объекты защиты оснащаются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с критериями оснащения объектов защиты системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно приложению N 5.
Классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре приведена в приложении N 6.
- Если площадь помещений, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожаротушения, составляет 40 процентов и более общей площади этажей здания и сооружения, следует предусматривать оборудование здания, сооружения в целом автоматическими установками пожаротушения с учетом пункта 7 настоящего документа. Думаю, что здесь закралась ошибка – пункт 5, а не пункт 7 имелся ввиду. В пункте 7 как раз ничего такого нет, чтобы его учитывать. А в пункте 5 указаны исключения. Видимо имелось ввиду, что даже если более 40% занято пожаротушением, то это все равно не значит требование монтировать пожаротушение везде и в туалетах тоже. Исключения и туалеты в том числе даже в этом случае, остаются исключениями. Только вот, что толку от того что я это озвучил – что написано пером, то не вырубишь топором. Пока к данному документу не будет уточнений и исправлений, придется оборудовать здание в целом установками АПТ, включая санузлы, бойлерные, тамбуры и прочее. Вот к чему приводит халатность тех кто нормы сочиняет и тех кто сочинения эти проверяет. Это закон, а не бульварное чтиво. Внимательнее нужно быть!
- Здания, сооружения и помещения могут не оборудоваться автоматическими установками пожаротушения при выполнении одного из установленных Федеральным законом “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности или при обеспечении безопасной эвакуации людей из зданий и сооружений. Это значит, что сначала собственник решил, в соответствии с пунктом 2, что на объекте будут выполняться требования ФЗ-123. А потом, в соответствии с пунктом 1 статьей 1 ФЗ-123, рассчитывается пожарный риск, и выясняется, что систем пожаротушения можно не монтировать. Или при обеспечении безопасной эвакуации людей. А это последнее, вообще не понятно что значит. Один скажет – «я обеспечил». А второй – «чем докажешь?» «Сейчас, поищу доказательства в кошельке». Так что, при конфликте интересов последнее не доказуемо. Но зато, какая лазейка, при полном совпадении интересов! Привет тебе, Коррупция!
- Помещения зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4, защищаемые автоматическими установками пожаротушения, оборудуются системой пожарной сигнализации. Не радуйтесь! Это не взамен, а дополнительно!
Для помещений зданий класса функциональной пожарной опасности Ф5, защищаемых автоматическими установками пожаротушения, допускается не предусматривать систему пожарной сигнализации при обеспечении безопасной эвакуации людей из здания с учетом инерционности срабатывания автоматических установок пожаротушения, которые должны выполнять функции системы пожарной сигнализации. Хмм. Ну вот этот момент безопасной эвакуации требуется доказать путем расчета развития пожара и блокирования эвакуационных путей, учитывая инерционность систем, сравнивания с расчетом времени эвакуации. Тот же расчет риска, по сути.
- Звуковые пожарные оповещатели системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать уровень звукового сигнала не менее чем на 15 акустических децибел выше допустимого уровня звука постоянного (фонового) шума в защищаемом помещении. При этом общий уровень звука в защищаемом помещении (уровень звука постоянного шума в помещении совместно с уровнем звука сигналов, производимых всеми звуковыми пожарными оповещателями) должен быть не менее 75 акустических децибел на расстоянии 3 метров от оповещателя, но не более 120 акустических децибел в любой точке защищаемого помещения. Измерение уровня звука должно производиться шумомером на расстоянии 1,5 метра от уровня пола.
- В спальных помещениях (помещениях, которые функционально предназначены для нахождения в них людей в состоянии сна) звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны иметь уровень звука не менее чем на 15 акустических децибел выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. При этом общий уровень звука (уровень звука постоянного шума в помещении совместно с уровнем звука сигналов, производимых всеми оповещателями пожарными звуковыми) в защищаемом помещении должен быть не менее 70 акустических децибел на расстоянии 3 метров от оповещателя. Измерения должны проводиться на уровне головы наиболее высоко расположенного спящего человека. Ну вот 70 дБ, вместо 75 дБ. Не имеет существенного значения.
- В защищаемых помещениях, в которых уровень звука постоянного (фонового) шума более 95 акустических децибел, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми, допускается использование световых мигающих оповещателей.
- Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должна включаться от командного импульса, формируемого системой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения. При этом допускается:
а) использовать в системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре дистанционное и местное включение, если в соответствии с настоящим документом для объектов защиты не требуется оснащение системой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения;
б) использовать в системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3 – 5 типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения. Очень интересный пункт! Индульгенция, прямо скажем. Ну ладно подпункт «а», но подпункт «б» вообще огонь! Полуавтоматическое управление вообще фраза многозначащая! Охранник увидел что на панели ППК загорелся индикатор «пожар» и потом, почесав задницу, подумав пару минут, все таки ткнул пальцем в кнопку, от которой автоматически включилось оповещение в здании. Это в лучшем случае. А то может не спеша сначала выдвинулся на место предполагаемого пожара понюхать дым, чтобы потом вернуться и только тогда ткнуть пальцем в кнопку. Во какая полуавтоматика получается! А дистанционное и местное включение вообще огонь! Зачем автоматика? Люди сами, когда пожар разгорится, ткнут кнопку включения СОУЭ на этаже где горит …… если успеют, конечно.
Здесь пока все также как и в новом СП486.1311500.2020г., кроме пункта 4.1.2.1, в котором нет разделений на С0 и С1 – общая позиция 7000 кв.
Здесь разница касаемая жилых зданий по п.6 – сохранилось требование только для зданий 28 метров и выше. Те что ниже, не оборудуются. И еще в пункте 12.2.2 не значительное уточнение – 3500 кв.м., тогда как в СП486.1311500 – 4000 кв.м. Также общежития приняты одним пунктом (квартирные или не квартирные все равно) – АПС для всех. Гостиницы принимаются по требованиям к общественным помещениям.
Здесь обратите внимание на определение высоты здания по Примечанию 1 к Приложению 1. Есть очень существенные различия с СП486.1311500. Про здания школ, пожарных депо, зоопарки и мелкие отдельно стоящие здания магазинов отдельно ничего не написано. Но это все относится к зданиям административного и общественного назначения и оборудуются системами ПС в соответствии с п. 11, независимо от площади.
От СП486.1311500 отличается нормами к запотолочному пространству (не значительно), а также отсутствуют нормы на строительные бытовки и вагончики. Но вряд ли вагончики и бытовки установлены до начала действия ФЗ-123. Это было бы слишком долго для временных строений.
Холодильных камер в нормах нет, но они по данному документу не защищаются, в отличии от СП486.1311500. Также нет производственных помещений категории А с обращением горючих газов.
Здесь изменений нет вообще
Здесь изменений нет вообще
Небольшое различие в плане помещений железнодорожного транспорта
Здесь все однотипно
В документе, в отличии от СП486, отсутствуют отдельные требования к производственным и складским помещениям категории В4 в зданиях Ф1.1,Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2. Также нет требований к чердакам, детским игровым зонам, Помещениям Ф3.2 в подвалах и помещений детских дошкольных учреждений, встроенных в помещения иного назначения. Также нет норм на встроенные в здания иного назначения помещений гостиничных услуг, мусоросборные камеры, помещения складские и производственные, расположенные в общественных зданиях. Ко всем перечисленным помещениям применяются нормы основных пунктов зданий в которые встроены данные помещения, а также требованиям основных пунктов, регламентирующих складские и производственные помещения определенных категорий.
Обратите внимание на допуски по пунктам 4 и 5 Примечания.
Примечания: 1. Оборудование, указанное в пунктах 3 и 5 настоящего документа, допускается вместо автоматических установок пожаротушения оснащать автономными установками пожаротушения.
- Окрасочные камеры с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей объемом до 1 куб. метра допускается вместо автоматических установок пожаротушения оснащать автономными установками пожаротушения.
- Допускается не оборудовать автоматическими установками пожаротушения стеллажи высотой более 5,5 метра для хранения горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке в здании склада категории В по пожарной опасности высотой не более 14 метров с хранением горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке на стеллажах с высотой складирования свыше 5,5 метра, но не более 12,5 метра, оборудованного автоматическими установками пожаротушения с одноярусным расположением оросителей, монтируемых под покрытием складского помещения.
В Примечании пункты 2 и 3 имеют отличия от СП486, в части допущений систем АПТ в окрасочных камерах, а также в части оборудования установками АПТ стеллажей выше 5,5 метров.
От требований СП3.13130.2009 отличается в части пункта 4 (Психиатрические больницы) – здесь 3 тип СОУЭ и все, тогда как в СП3.13130 предусмотрен 3 тип и выше, при 60 и более койко-мест.
А вот здесь есть изменения по жилым зданиям – появились нормы от 26 этажей и выше, тогда как в СП3.13130.2009 нормировались только 25 этажей самые высокие здания. И еще в пункте 7 по Театрам есть изменения в количестве зрителей, но это не так существенно, если вдуматься. Про организации общественного питания изменения только в числе этажности, написали «от 3 этажей» и теперь не понятно, как подходить если этажей менее трех!
Поменялись конечно количества людей в 16 и 17 пунктах, но как бы отличия не значительны. В Примечаниях обратите внимание на пункты 5 и 7 – они новые.
Различие есть только в Примечании, но различие очень существенное. Пункт 5 допускает световые оповещатели, которые включаются только при начале оповещения. То есть в дежурном режиме они могут быть выключены. Тогда как в СП3.13130 такое не допустимо – световые оповещатели должны светиться в дежурном режиме. Также, пунктом 4, есть указание считать СОУЭ 3-5 типов автоматизированными системами, что имеет значение при разработке сметы на наладочные работы. Теперь есть основание включить пункт пусконаладки для СОУЭ отдельно и для прибора АПС отдельно.
На этом анализ документа Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 считаем законченным. Ну что, документ не лишний, скажем так. Есть «светлые проблески», хотя различий не много. По крайней мере, конфликты с отмененными документами и требованиями ФЗ-123 частично разрешены. Теперь остается конфликт с еще действующими НПБ110 и НПБ104. Но думаю, до весны следующего года эти документы упразднят окончательно. А иначе, для чего бы нужно было городить данное Постановление!
Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта https://www.norma-pb.ru , участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:
Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 “Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» : 8 комментариев
Спасибо за статью, а то сам не мог понять на кой черт это сотворили.
На мой взгляд –абсолютно бесполезный документ. Какой смысл расписывать правила –«где, чем оборудовать», если все объекты уже более 10 лет как оборудованы. Или сотрудники ГПН собираются расписаться в своей приступной халатности, что за более 10 лет не приняли мер в отношении таких объектов? Был бы смысл в указании правил того «как смонтировать», при этом, возвращаясь к срокам, подобным объектам давно светит только одно замечание –завершение сроков эксплуатации оборудования, где отсрочка на год, по итогам испытаний, не может быть вечной, а допускается только до момента перевооружения объекта, что должно делаться через проект, который будет делаться по регламенту, аттестованным перцем.
Здравствуйте! Вы все правильно написали. Объекты оборудованные до 2009 года априори должны быть подвергнуты как минимум перевооружению, так как срок службы оборудования закончился. В соответствии со ст. 4 пункт 4 ФЗ-123 должен как минимум быть проведен капремонт с приведением систем к актуальным нормам. Это постановление по сути очередная индульгенция до 2027 года на те объекты которые до сих пор не приведены к актуальным нормативным требованиям. Время на раскачку, иначе говоря, именно то, чего по словам президента Путина никогда у нас нет. Но тем не менее, это уже принятый закон и его следует выполнять. По этому, мы пишем об этом на нашем Сайте, как бы даже мы сами к этому не относились.
Здравствуйте! Ув. Админ, подскажите, вот ввели этот документ, по нему мы смотрим что чем оснащать. А по каким требованиям смотреть КАК это делать? Ведь никаких указаний о том, например как расставлять извещатели, какие расстояния соблюдать между ними, сколько извещателей в помещении, какие должны быть алгоритмы выдачи сигнала “Пожар” и. т.д. и т.п. Какие документы предусмотрены для соблюдения требований ПП 1464? Ведь СП 484 применяется в рамках реализации 123-ФЗ.
А так же возникает вопрос: так как сейчас все производители перешли на новый ГОСТ 53325 и проходят сертификацию по ТР ЕАЭС 043/2017, то подойдет ли такое оборудование для применения в рамках ПП 1464?
- admin Автор записи 17 мая 2023 в 18:37
Здравствуйте, Антонио! Здесь необходимо понимать, что данный документ (в статье кстати это есть) введен потому что приказом правительства ранее изданным отменены все НПБ и СНИП, которые действовали до 2208 года, т.е. до ввода в действие технического регламента ФЗ-123. Но системы построенные до 2008 года так и остались – никто их не отменял. Вот возник вопрос – что с ними делать. Нормы отменены, а системы старые еще остались. В статье 4 пункт 4 ФЗ-123 есть ответ на ваш вопрос – хоть документы уже не действуют, но инспектировать данные старые объекты следует по тем самым старым нормам, при которых эти объекты строились. В соответствии с пунктом 54 ППР РФ, каждый год данные объекты следует проверять на работоспособность. Если старая система выполняет свои функции, то срок эксплуатации можно продлить еще на следующий год до следующей проверки. Если не выполняет, то менять на новую систему пор новым нормам.
Само собой разумеется что новый СП484 к данным объектам не применим. также не применимы все новые ГОСТы. Пока система работоспособна, Собственник имеет право каждый год проверять ее и продлевать срок еще на следующий год. Проверки работоспособности следует производить в соответствии с ГОСТ 57974-2017, приглашать независимую организацию с аккредитацией ИПЛ для выполнения инструментальных испытаний и выдачи по результатам, протокола испытаний и акта либо соответствия или акта замечаний. Замечания будут конечно – ни одна старая система без замечаний не инспектируется. Ну вот устраните замечания и можно еще год работать. Ну или, как вариант, полностью менять систему на новую, соответствующую актуальным нормам.
Помогите рассудить! Пожалуйста! Здание категории А, в нем помещение категории В4, какую спс в это помещение ставить? И ставить ли вообще? Чем аргументировать?
Здравствуйте Марина! Поскольку Вы пишите в комментарии к данной статье, предполагаю что здание Ваше построено до 2009 года и по этому оборудуется системами противопожарной защиты в соответствии с изложенным в статье постановлением. Хочу заметить что Вы НЕ ВНИМАТЕЛЬНО читали статью, так как в ней доходчиво и четко прописан ответ на Ваш вопрос – это пункт 5 подпункт “в”. Вот именно этим пунктом и аргументировать. ПОМЕЩЕНИЯ КАТЕГОРИИ В4 НЕ ОСНАЩАЮТСЯ АПС или АПТ за исключением помещений указанных в приложении 1-3 к данному Постановлению. Если хотите более подробный ответ, задайте более подробный вопрос в рубрике КОНСУЛЬТАЦИИ – опишите что это за такое помещение категории В4 и что это за здание категории А
Коллеги, здравствуйте! Как считаете, будет выпущено какое-то новое постановление после 2027 года? Или есть какие то точные данные на этот счет? Мне то понятно, что АПС 20 летней давности нужно менять, даже не взирая на положения НТД, но для заказчика нужны доказательства…
Здравствуйте, Варвара! Думается, что конечно будет Постановление с требованием менять СПЗ. Во первых, старые СПАЗ каждый год необходимо испытывать. И не абы как, а инструментальный контроль обязан быть, да еще с привлечением организации, имеющей аккредитацию ИПЛ. Это совсем не дешевая операция. Да к тому же, чем старее система, тем больше шансов получить негативный протокол и акт с замечаниями, по результатам испытаний. Таким образом, все равно необходимо каждый год покупать новые элементы и менять в этой старой системе. И во вторых, данное Постановление родилось не так просто – от нищеты нашей общей родилось. Это ведь коронавирусное время, когда много предприятий позакрывалось, а многие на ладан дышали. Сейчас вот, военные действия, которые оптимизма бизнесу тоже не прибавляют. Прямо скажем – не время для инвестиций, в том числе и в СПЗ. Чуть передавил – зразу предприятие закрывается и работников на улицу. Такая вот история. Если будем сносно жить к 2027 году (если будем жить вообще), то думаю заставят менять СПЗ на законодательном уровне.