Можно ли работать учителем без педагогического образования
Учитель без педагогического образования. Ситуация в России
Получая услуги, нам хочется гарантий, что они были исполнены профессионалами. Образовательные услуги, особенно для детей, не составляют исключения. Нынче можно услышать различные мнения по поводу «правильности» или «неправильности» работы учителей, не прошедших специального обучения.
В школах крупных городов строго и очень формально относятся к наличию педагогического образования. В то же время в сельских и районных школах порой сложно найти дипломированного специалиста по некоторым предметам. И все же педагогическое образование для учителей обязательно. По закону педагог – «лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету».
Сколько учителей имеют диплом?
По статистическим данным 2002 года, в городских школах Российской Федерации 60,3 % учителей 1–4-х классов имели высшее образование, а в 5–12-х (11-х) классах — 94,1 %. В сельских школах процент педагогов с дипломами соответственно составлял 41,9 % и 87,8 %.
За полтора прошедших десятилетия в российских школах стала ощущаться нехватка педагогов: большинство выпускников педагогических вузов работают не по специальности. По данным опроса ОНФ (Общероссийского народного фронта), проведенного в 2018 году в 82 регионах страны, выяснилось, что перед некоторыми руководителями образовательных учреждений стоит задача латания кадровых «дыр». Например, в 37 % школ страны не хватает учителей по 1–3 предметам, в 8 % – по 4–5 предметам, в 3 % – по 5–10 предметам, а в 0,3 % школах – по более чем 10 предметам. Как следствие, в таких учреждениях учителя ведут уроки по нескольким предметам, заменяя отсутствующих коллег. При этом педагоги сами говорят, что на таких занятиях читают учебник вслух, и на качестве восприятия знаний акцент не ставится.
По данным статистики, больше всего российские школы нуждаются в учителях математики (44 % школ), на втором месте по дефицитным специальностям находятся преподаватели иностранного языка (38 % школ), а также русского языка и литературы (30 % школ). Кроме того, в 26 % образовательных учреждений РФ отсутствуют педагоги начального образования, в 21 % – преподаватели физики, в 15 % – учителя химии. Наконец, 14 % школ нуждаются в историках. При этом учителями по физкультуре и по ОБЖ российские школы укомплектованы полностью.
Может ли человек без педагогического образования устроиться на работу в образовательную организацию?
По мнению преподавателя математики из Рязани Марии Васильевны Никоновой, такое случается. Разумеется, с ведома директора школы. Например, одна ее бывшая коллега окончила еще в советскую эпоху радиотехнический институт. Позднее ее взяли преподавателем информатики без педагогического диплома, т. к. в то время учителя в этой сфере были редкостью. За многолетнюю успешную карьеру никто у нее не требовал документальных подтверждений. Сейчас она по-прежнему работает преподавателем информатики, уже в московской школе. Отмечу, что на вопрос, может ли в школе работать учителем человек без высшего педагогического образования (у работника высшее техническое), юрист однозначно ответит «нет».
По словам Марии Васильевны, если посмотреть в школах районных центров Рязанской области, там работает достаточно много учителей без дипломов по причине нехватки специалистов. Учитель математики утверждает, что этот факт особо не скрывается и никем не осуждается.
Плюсы таких допущений в том, что дети получают знания, — это лучше, чем прочерк в аттестате по данному предмету. При этом среди таких учителей зачастую можно встретить энтузиастов своего дела, по-настоящему любящих свой предмет и работу с детьми.
Минусы заключаются в нехватке у некоторых учителей знания особых профессиональных тонкостей. Общие положения по психологии и педагогике, которые преподают в вузе, вполне можно добрать самостоятельно. А с методикой преподавания предмета дело обстоит иначе. Например, в педагогическом институте будущим математикам объясняется, как правильно ученикам рассказать правила равенства треугольника, какие задачи надо решать перед разбором темы, в какой последовательности и даже в каком количестве.
Учителя из регионов России не очень критически относятся к отсутствию документа об окончании педагогического вуза. Причин на то несколько. Во-первых, все формальности решаются руководством еще до поступления на работу, и при необходимости учитывается опыт предыдущей работы. Во-вторых, все учителя каждые пять лет проходят аттестацию, подтверждая (или нет) уровень своей квалификации. Кроме того, все работающие педагоги раз в два-три года проходят в обязательном порядке курсы повышения квалификации. Наконец, при желании и сильной мотивации талантливый человек может самостоятельно получить недостающие знания – в Сети можно найти огромное количество методической литературы.
По мнению педагога и родителя Ларисы Аликовой, практически все методические приемы, умения, навыки по педагогике и психологии для работы в школе осваиваются по экспресс-программе за 3–4 месяца по направлению школ или в индивидуальном порядке. Бывает и так, что детям более интересно слушать историка-исследователя и журналиста со специализацией по истории, чем кадрового учителя истории. Или хороший инженер может рассказать просто и очень интересно, как работают бытовые приборы. У него имеется больше практического опыта работы, чем у школьного физика. Наконец, учителя без педагогического образования, но с мотивацией и практическим опытом могут вести уроки более интересно, чем обладатели дипломов, все время заглядывающие в свои конспекты. И дети всегда отличают стремление обучить предмету от желания лишь зарабатывать деньги.
При этом очень важен тот факт, что если учитель без диплома осознанно совершил выбор профессии педагога, то со временем ему необходимо получить образование. Сейчас возможностей для этого предостаточно: очная, заочная, дистанционная форма обучения (как за свой счет, так и в рамках бюджета). И как минимум стоит пройти курсы переподготовки учителей – 72, а лучше 144 часа. Инициатива в таком деле будет руководством только приветствоваться.
Что думают родители?
Родители (особенно вдали от Москвы и других крупных городов) с пониманием относятся к трудоустройству учителей без педагогического образования. Существует и другая категория родителей, требующих наличия специального образования и диплома. Например, в одной школе в Чите работает математик без педагогического образования. Часть родителей хотят сменить учителя, они обратились к юристу с вопросом, законны ли их требования, и получили ответ: «Да, родители вправе обратиться с соответствующим заявлением к директору школы либо в управление образования, чтобы разобрались. Из любой ситуации всегда можно найти выход». По закону, как отвечает юрисконсульт, «этот гражданин вообще не имеет права работать в школе, он не соответствует требованиям, предъявляемым к должности учителя математики». Можно поступить и таким образом, однако в реальности у детей (особенно в глубинке) будут отсутствовать уроки по математике.
Иногда от родителей поступают жалобы такого рода: «Какие меры должен предпринять прокурор, если в школе работают учителя, не имеющие педагогического образования и совершившие поступки, несовместимые с педагогической деятельностью?». Примечательно то, что из органов прокуратуры приходят ответы: «Максимум, что может сделать, это внести представление в отдел образования администрации района либо области об устранении препятствий в нарушении закона», «Если выявлены нарушения при проведении проверки, то прокурор может принять меры прокурорского реагирования в виде представления об устранении нарушений». При этом акцент на факте «учителя без педагогического образования» особенно не ставится. Впрочем, если поступки, несовместимые с педагогической деятельностью, совершит учитель, имеющий педагогическое образование, он также не останется безнаказанным. Понятно, что в таких случаях обсуждается вовсе не наличие педагогического образования у школьных учителей.
Профстандарт педагога
В связи с вступлением в силу 1 января 2017 года профессионального стандарта педагога для некоторых сотрудников образовательных учреждений формальности стали иметь решающее значение. К примеру, Павлу Трофимовичу Кузнецову, учителю технологии в ярославской школе, проработавшему более 20 лет без педагогического образования, отказали в праве доработать 2016–2017 учебный год. Дело в том, что Павел Трофимович отказался получить педагогическое образование, и с 01.01.2017 стало считаться, что он не соответствует занимаемой должности.
Что говорят юристы?
Учительница из Пензы рассказала историю своей коллеги: «У нас в школе работает преподавателем физической культуры Алевтина Павловна Киреева, без педагогического образования. По первому диплому она юрист, получила образование дистанционно. При этом Алевтина прошла переподготовку более 500 часов, дистанционно онлайн за три месяца. Она проработала у нас три года, теперь возник вопрос: может ли такой сотрудник работать педагогом в школе? От юристов было получено три ответа:
- Нет, не может. Для этого нужно иметь профильное педагогическое образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Это противоречит требованиям профессиональных стандартов в части образования (ст. 195.1, 195.3 ТК РФ). Дистанционная подготовка здесь не поможет.
- В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 46) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Если его диплом соответствует этим квалификациям, то он может работать педагогом.
- Имеет право работать. Согласно ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Как нетрудно заметить, иметь педагогическое образование совсем не обязательно. Достаточно иметь среднее профессиональное образование (любое, заметьте) и пройти соответствующие курсы повышения квалификации, которые в настоящее время можно просто купить. И вот вы уже педагог. В России без педагогического образования работают тысячи, если не десятки тысяч людей. В нашем городе, например, их по меньшей мере 300 человек».
В то же время, по свидетельству учителя Ильи Максимова, его знакомому, мастеру спорта без педагогического образования отказали в праве работать в спортивной школе в Барнауле.
Как бы ни сложились обстоятельства с кадрами в школе или в профессиональной карьере, всеобщим правилом и нормой в России должны быть учителя с педагогическим образованием. Отсутствие такового должно быть действительно редким исключением.
Обязательно ли учителю педагогическое образование?
Достаточно ли для работы учителем хорошо знать свой предмет и уметь ладить с детьми? Давайте разберемся, для каких профессий необходимо получение педагогического образования, нужно ли оно учителю, воспитателю и педагогу допобразования?
Есть ли обязательное педагогическое образование для учителей?
В соответствии с Профстандартом педагога учитель должен иметь образование, которое соответствует одному из трех требований:
- высшее или среднее педагогическое образование;
- высшее образование (ВО) или среднее профессиональное образование(СПО) в области преподаваемого предмета;
- дополнительное профессиональное образование (ДПО) в сфере педагогики на базе любого СПО или ВО.
Образование школьного учителя должно соответствовать области преподаваемого предмета.
Например, специалист, закончивший исторический факультет, может преподавать историю в школе и без педагогического образования. Но оно полезно для работы с детьми, потому что дает знания и навыки, которые помогают найти подход к ученикам.
Должен ли воспитатель иметь педагогическое образование?
Требования к образованию воспитателя также регламентируются Профстандартом педагога.
Воспитатель должен получить образование в сфере педагогики в вузе или колледже. Если образование непрофильное, то необходимо ДПО по направлению «Образование и педагогика».
Информация о квалификации младшего и старшего воспитателя содержится в Едином квалификационно справочнике (ЕКС) ЕКС:
-
должен получить образование в сфере педагогики в вузе. должен окончить колледж. Другой вариант — окончить 11 классов и пройти профессиональную подготовку в сфере педагогики.
Нужно ли педагогическое образование педагогу дополнительного образования?
Педагоги дополнительного образования ведут кружки и секции в школах, центрах развития, творческих мастерских, детских лагерях. Нужно ли педагогическое образование для ведения кружка?
Если педагог помогает детям в освоении дополнительной общеобразовательной программы, он должен пройти подготовку в соответствии с Профстандартом педагога дополнительного образования детей и взрослых, согласно которому нужно получить:
- высшее или среднее педагогическое образование
- ВО или СПО по профилю работы кружка или секции (при необходимости получить ДПО в области образования и педагогики).
Что дает педагогическое образование?
Обучение на педагога поможет работать с детьми с учетом их особенностей, психологии, подведения.
Педагогическое образование позволяет:
- выстраивать доверительные отношения с детьми и родителями;
- разбираться в особенностях развития ребенка в зависимости от его возраста;
- владеть различными методиками преподавания:
- изучить современные направления обучения.
Высшее педагогическое образование дает право занимать руководящую должность в образовательных организациях.
Можно поступить в вуз после 11 класса, предварительно сдав ЕГЭ и пройдя по конкурсу. Учеба в университете займет 4-5 лет.
Если вы не готовы к ЕГЭ, поступайте в педагогический колледж.
За 3-4 года вы получите максимальный набор знаний и умений в сфере педагогики. Сможете начать работать.
Это идеальный вариант для тех, кто любит детей и хочет получить диплом педагога и начать работать как можно быстрее.
Обычно в колледж принимают по конкурсу аттестатов, по некоторым специальностям проводятся вступительные испытания.
После колледжа можно поступить в вуз, который принимает абитуриентов по диплому о среднем профессиональном образовании без результатов ЕГЭ.
Если вы хотите работать с детьми и ищите, куда поступить легко и быстро, изучите условия обучения в Национальном социально-педагогическом колледже (НСПК).
НСПК — дистанционное обучение и два диплома!
В НСПК экзамены предусмотрены только по трем направлениям специальности «Педагогика дополнительного образования». В остальных случаях для зачисления достаточно аттестата за 9/11 класс.
Преимущества обучения в НСПК:
Для обучения нужен только компьютер и интернет. Доступ к материалам — круглосуточный. Преподаватели и кураторы поддерживают вас на протяжении всего учебного процесса.
Как проходит дистанционной обучение, читайте на сайте .
В НСПК вы получите не только среднее педагогическое образование, но и бесплатно дополнительную квалификацию по программе профпереподготовки.
Можно ли работать учителем в школе без педагогического образования?
Далеко не каждый человек находит свое профессиональное призвание сразу после школы, и идет учиться той специальности, по которой впоследствии будет работать всю свою жизнь. Иногда обстоятельства складываются таким образом, что работу приходится менять – причем зачастую весьма радикально. И если работа на некоторых должностях не требует от работника особых знаний и специализированного образования, то в некоторых областях наличие высшего образования по специальности является обязательным условием для трудоустройства. В новой статье ответим на вопрос о том, можно ли устроиться в школу без педагогического образования, и какова вероятность того, что в приеме на работу такому соискателю просто откажут.
Как стать педагогом: законодательные требования
Согласно ст. 331 ТК РФ, стать педагогом можно при условии соответствия образовательному цензу, установленному законодательством РФ.
В соответствии с общим правилом, установленным ст. 46 ФЗ от 29.12.2012 № 273, заниматься педагогической деятельностью могут лица, отвечающие следующим требованиям:
Квалификационные характеристики педагогического работника предусматривают:
Согласно положениям профстандарта, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н, к образованию лица, занимающего должность учителя, предъявляются следующие требования – у него должно быть высшее или среднее профессиональное образование:
- по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», или
- в области, соответствующей преподаваемому предмету, или
- по направлению деятельности в образовательном учреждении.
Например, учителем английского языка может работать человек, у которого есть высшее образование по специальности «Перевод и переводоведение», а учителем физкультуры – человек, получивший образование по специальности «Физическая культура и спорт». Человек, который закончил медфак, может преподавать школьникам химию или биологию. При этом специалист может работать учителем в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом городе – никаких территориальных ограничений на этот счет законодательство не содержит.
Кроме того, ст. 46 ФЗ № 273 установлены дополнительные условия, определяющие случаи, в которых работать педагогом может человек, не имеющий законченного образования:
- Заниматься педагогической деятельностью по программам общего образования могут студенты педагогических ВУЗов, успешно окончившие не менее 3 курсов обучения.
- Обучать детей по программам дополнительного образования могут лица, которые получают высшее образование в сфере, соответствующей профилю обучения, при условии, что они успешно закончили не менее 2 курсов обучения.
Вам также будет интересно:
Уровень образования соискателя подтверждается документами государственного образца: аттестатом, дипломом, свидетельством о профессиональной переподготовке и прочими документами.
Итоговое решение о том, может человек работать в школе или нет, принимает директор учебного заведения. В ходе проведения собеседования он оценивает не только образование соискателя, но и его личностные характеристики, навыки общения с детьми и опыт практической работы.
Что делать педагогам без специального образования, но с большим педагогическим стажем?
Требования, предъявляемые к уровню образования педагогов, действуют с 1 сентября 2013 года – именно тогда вступил в силу действующий Закон об образовании. До указанной даты единых требований, предъявляемых к уровню образования и квалификации учителей, в законе не было.
Именно поэтому в 2018 году Конституционный Суд указал на недопустимость увольнения учителей, не имеющих специального образования, и принятых на работу до вступления в силу Закона об образовании, при условии, что они успешно осуществляют педагогическую деятельность и проходят все необходимые аттестации (см. Постановление КС РФ от 14.11.2018 № 41-П).
Кому нельзя работать учителем?
Законодатель выделяет отдельные категории соискателей, которым в трудоустройстве на должность учителя будет отказано даже в том случае, если у них есть профильное педагогическое или иное образование, позволяющее преподавать детям определенный предмет. В соответствии с положениями ст. 331 ТК РФ , а также с требованиями профстандарта, утв. Приказом № 544н , к педагогической деятельности не допускаются лица:
Что делать, если специального образования нет, а работать учителем хочется?
Стать учителем можно одним из следующих способов:
- Получить педагогическое или другое образование в общем порядке (если нет профильного высшего образования, позволяющего преподавать тот или иной предмет).
- Получить второе высшее образование или закончить магистратуру по педагогической (или нужной профильной) специальности – это можно сделать, если одно высшее образование уже есть.
- Пройти профессиональную переподготовку – если педагогическое образование уже есть, но его направление отличается от той сферы, в которой предстоит работать.
Обучаться можно очно, заочно и даже дистанционно – способ обучения на итоговый диплом не влияет: главное, чтобы у выбранного учреждения была лицензия на оказание образовательных услуг. Продолжительность обучения зависит от выбранной формы посещения занятий, а также от наличия базового образования – получить второе образование на базе первого можно быстрее, чем базовое образование, которое получают сразу после окончания школы.
Вам также будет интересно:
Как пойти работать в школу без педагогического образования?
Работа в школе не всегда требует наличия педагогического образования – в любом образовательном учреждении есть должности, не связанные с педагогической деятельностью.
Устроиться на работу можно секретарем, бухгалтером, медсестрой, электриком и так далее – для каждой из этих должностей будут установлены свои требования к уровню образования, квалификации и наличию практического опыта работы.
Итоги
Итак, лицо, не имеющее педагогического образования, может преподавать в школе в том случае, если у него есть образование (среднее или высшее), соответствующее преподаваемому им предмету. Если специального образования нет, человек может пройти профессиональную переподготовку или получить дополнительное образование. Если соискатель относится к любой из категорий граждан, которым запрещено работать педагогом, в школу его не примут даже в том случае, если уровень его образования будет соответствовать всем законодательным требованиям.
Кто может работать учителем начальных классов
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.
(часть 3 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
3.1. Совершеннолетние лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Образование и педагогические науки», и успешно прошедшие промежуточные аттестации, в последний год обучения допускаются к занятию педагогической деятельностью по образовательным программам дошкольного образования и начального общего образования.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 24.07.2023 N 385-ФЗ)
4. К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем.
(часть 4 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)
4.1. К занятию педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных организациях не допускаются иностранные агенты.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 05.12.2022 N 498-ФЗ)
5. Порядок допуска лиц, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, к занятию педагогической деятельностью устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(часть 5 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.07.2023 N 385-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Порядок допуска лиц, указанных в части 3.1 настоящей статьи, к занятию педагогической деятельностью устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Преподавание в начальных классах без высшего педобразования
Имеет ли право человек, окончивший юридический институт, преподавать без высшего педагогического образования в начальных классах? Должен ли он пройти дополнительное обучение?
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профстандарт), утвержденному приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н, к образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
В письме Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08 отмечается, что требование профстандарта о наличии высшего образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность. Условие о получении этой категорией лиц дополнительного профессионального образования является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта.
Вместе с тем требование о получении дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих высшего образования или среднего профессионального образования по направлению «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.
Таким образом, лицо, не имеющее педагогического образования, вправе преподавать, если его основное образование относится к области, соответствующей преподаваемому предмету, либо при наличии дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации.
Куда берут на работу с педагогическим образованием?
Куда берут на работу с педагогическим образованием?
Выпускники или педагоги со стажем нередко идут работать в социально-реабилитационные и коррекционные центры, психологические клиники, учреждения здравоохранения. В дальнейшем они могут выбрать работу психолога, коррекционного педагога, сурдопедагога или дефектолога (список также можно продолжить).
Куда можно устроиться на работу с педагогическим образованием?
- воспитателями в дошкольном учреждении;
- нянями и репетиторами;
- учителями начальных классов;
- учителями-предметниками;
- логопедами;
- педагогами дополнительного образования ;
- педагогами в социально-реабилитационных организациях;
- педагогами-психологами.
Куда можно пойти работать с педагогическим образованием кроме школы?
Кроме школы и вуза, выпускники филологических, исторических факультетов работают в СМИ, рекламных компаниях, учебно-методических и исследовательских центрах, музеях, издательствах. Они могут стать журналистами, литературоведами, библиотекарями, писателями.
Можно ли устроиться на работу в полицию с педагогическим образованием?
Если вы планируете занимать офицерские должности, работать дознавателем или следователем, то вы должны иметь высшее юридическое образование . Для того чтобы стать инспектором по делам несовершеннолетних, вам необходимо получить высшее педагогическое образование , и т. д.
Куда можно устроиться на работу с высшим образованием?
Самые популярные у белых воротничков рабочие специальности – кондитер, пекарь или повар. За ними следуют специальности автомеханика или автослесаря, швеи и электрика. В десятку самых привлекательных для работников с высшим образованием профессий входят столяры-краснодеревщики, наладчики, операторы конвейера и механики.
Где может работать педагог кроме школы?
- корректорами;
- архивариусами;
- библиотекарями;
- литературоведами;
- редакторами в СМИ;
- делопроизводителями;
- менеджерами по персоналу;
- переводчиками — для педагогов иностранного языка.
Кем может работать учитель начальных классов кроме школы?
- коррекционным педагогом;
- педагогом-психологом;
- учителем -предметником;
- тьютором;
- педагогом-организатором.
Где можно работать с педагогическим образованием кроме школы?
- корректорами;
- архивариусами;
- библиотекарями;
- литературоведами;
- редакторами в СМИ;
- делопроизводителями;
- менеджерами по персоналу;
- переводчиками — для педагогов иностранного языка.
Можно ли стать юристом с педагогическим образованием?
Вы можете стать юристом , обучаясь и на педагогическом направлении подготовки. Конечно, ваша карьера будет несколько ограничена, если вы остановитесь на бакалавриате, но вы вполне сможете работать помощником юриста или адвоката, юристом в различных организациях, или пойти на службу в ОВ
Какое образование нужно для работы в милиции?
профессиональное среднее образование
Какое образование нужно для работы в полиции
Любой сотрудник МВД должен иметь полное или профессиональное среднее образование . С ним берут на нижние должности, рядового или сержанта. Для получения более высокого, офицерского ранга требуется наличие аттестата о высшем юридическом образовании .
Можно ли стать офицером полиции без высшего образования?
Да можете, для получения звания офицера в МВД РФ среднего юридического образования достаточно. Всего хорошего! Без высшего образования Вы не сможете получить офицерского звания вообще. Ни в полиции , и в вооруженных сила
Куда берут работать с высшим образованием?
Самые популярные у белых воротничков рабочие специальности – кондитер, пекарь или повар. За ними следуют специальности автомеханика или автослесаря, швеи и электрика. В десятку самых привлекательных для работников с высшим образованием профессий входят столяры-краснодеревщики, наладчики, операторы конвейера и механик