Какой федеральный закон регламентирует оказание психологической помощи населению
Перейти к содержимому

Какой федеральный закон регламентирует оказание психологической помощи населению

  • автор:

Раскрыта тема о праве психолога заниматься психотерапией. Закон о психологической помощи РФ

Раскрыта тема о праве психолога заниматься психотерапией Закон о психологической помощи РФ

В целях обеспечения социальной защищенности и психологического благополучия населения Российской Федерации, создания гарантий реализации права граждан на получение квалифицированной психологической помощи настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере оказания психологической помощи населению в Российской Федерации (далее — психологическая помощь), и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы оказания и получения психологической помощи;

2) права и обязанности граждан (физических лиц), отдельных групп населения в сфере оказания психологической помощи;

3) основные направления государственной политики Российской Федерации в сфере оказания психологической помощи гражданам;

4) полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оказания психологической помощи;

5) права и обязанности лиц, правомочных оказывать психологическую помощь;

6) контроль, надзор и ответственность в сфере оказания психологической помощи.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Психологическая помощь — система профессиональных мер поддержки и содействия человеку, семье, социальной группе со стороны лиц, оказывающих психологическую помощь, в предупреждении, разрешении, преодолении психологических проблем, которые нарушают нормальную жизнедеятельность и способствующих поддержанию психического здоровья, оптимизации психического развития, социальной адаптации, саморазвитию, самореализации и повышению качества жизни.

Получатель психологической помощи (клиент) — лицо или группа лиц, обратившееся к лицу, оказывающему психологическую помощь.

Лица, оказывающие психологическую помощь — государственные учреждения и негосударственные организации, оказывающие психологическую помощь, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по оказанию психологической помощи без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели).

Психолог — физическое лицо, имеющее высшее психологическое образование (подтвержденное дипломом не ниже уровня специалиста), успешно прошедшее профессиональную стажировку, сдавшее квалификационный экзамен и являющееся членом саморегулируемой организации психологов либо проходящее государственную службу в государственных органах и оказывающее психологическую помощь в соответствии с должностными обязанностями либо оказывающее психологическую помощь в государственном учреждении в соответствии с должностными обязанностями.

Стандарт психологической помощи — документ, устанавливающий требования к виду, объему, срокам и качеству оказания психологической помощи.

Качество психологической помощи — совокупность характеристик, отражающих правильность выбора средств и методов ее оказания, степень достижения запланированного результата, согласованного с получателем психологической помощи.

Саморегулируемая организация психологов — некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля деятельности по оказанию психологической помощи, включенная в государственный реестр саморегулируемых организаций психологов и объединяющая психологов на условиях членства.

2. Использование в наименовании организаций, общественных организаций (объединений), индивидуальных предпринимателей терминов «психолог», «психологическая помощь», «организация (объединение) психологов», «психологическая консультация» или словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только лицами, созданными и осуществляющими деятельность по оказанию психологической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом. 

Статья 3. Законодательство в сфере психологической помощи

1. Законодательство в сфере психологической помощи основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. В случае противоречий между настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере оказания психологической помощи, применяется настоящий Федеральный закон. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы, регулирующие отношения в сфере оказания психологической помощи, противоречит настоящему Федеральному закону, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Федеральный закон.

3. Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере оказания психологической помощи, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

4. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения в сфере оказания психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи гражданам.

Глава 2. Основы оказания психологической помощи

Статья 4. Основные принципы деятельности по оказанию психологической помощи

Психологическая помощь оказывается на основе следующих основных принципов:

1) соблюдения и защиты прав граждан при оказании психологической помощи и обеспечения получения психологической помощи независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

2) добровольности получения психологической помощи и недопустимости принудительно направления на ее получение по решению каких-либо организаций или третьих лиц;

3) своевременности, доступности и качества психологической помощи, обеспечиваемых:

а) приближенностью оказания психологической помощи к месту постоянного или временного пребывания гражданина, в том числе работы, обучения;

б) наличием необходимого количества психологов и уровнем их квалификации;

в) возможностью выбора лиц, оказывающих психологическую помощь и/или психологов в соответствии с настоящим Федеральным законом;

г) применением стандартов психологической помощи и правил ее оказания;

д) предоставлением гарантированного объема бесплатной психологической помощи в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

е) транспортной и иной доступностью лиц, оказывающих психологическую помощь, для всех групп населения, в том числе инвалидов и других маломобильных групп населения;

4) адресности, обеспечиваемой оказанием получателю психологической помощи различных видов психологической помощи и в разнообразных формах, адекватных его проблемной ситуации, учитывающей его индивидуальные потребности, особенности и возможности;

5) комплексности, обеспечиваемой использованием различных видов, форм, средств и методов оказания психологической помощи, выбор которых обусловливается многоаспектностью психологических проблем получателя психологической помощи и имеющимися возможностями лица, оказывающего психологическую помощь;

6) системности, обеспечиваемой всесторонним использованием возможностей личностных ресурсов и внешней социальной среды получателя психологической помощи для содействия в решении им собственных актуальных психологических проблем, возникающих на различных этапах его жизнедеятельности;

7) профессионализма, обеспечиваемого соответствием квалификации психологов установленным настоящим Федеральным законом требованиям и требованиям стандартов.

Статья 5. Оказание психологической помощи бесплатно

1. Психологическая помощь оказывается бесплатно государственными учреждениями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия и гарантии оказания бесплатной психологической помощи.

3. Негосударственные организации в сфере психологической помощи оказывают бесплатную психологическую помощь в соответствии со своими внутренними документами (локальными нормативными актами).

4. Экстренная психологическая помощь оказывается бесплатно.

5. Отказ в оказании бесплатной экстренной психологической помощи не допускается.

6. За нарушение требований, предусмотренных настоящей статьей, лица, оказывающие психологическую помощь, и психологи несут ответственность, установленную федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 6. Конфиденциальность психологической помощи

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием психологической помощи и иные сведения, полученные при оказании психологической помощи, являются конфиденциальными.

2. Не допускается разглашение конфиденциальных сведений лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

3. Сбор каких-либо данных и присутствие третьих лиц в процессе оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя психологической помощи в целях оказания ему наиболее адекватной помощи, обучения специалистов, проведения аналитических и исследовательских работ. Использование полученной информации в научных исследованиях и публикациях возможно только при условии обезличивания персональных данных.

4. Предоставление (выемка) конфиденциальных сведений психологом третьим лицам без согласия получателя психологической помощи или его законного представителя допускается:

1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

2) в ситуации угрозы жизни получателя психологической помощи и его окружения;

5. Психологи обязаны информировать законных представителей несовершеннолетних лиц и лиц, признанных недееспособными, о психологических проблемах получателей психологической помощи, при которых существует вероятность совершения действий, представляющих угрозу для себя и окружающих. Предоставление такой информации не является разглашением конфиденциальных сведений.

Статья 7. Основные виды психологической помощи

Основными видами психологической помощи являются:

1) психологическая профилактика и психологическое просвещение — формирование у получателя психологической помощи потребности в психологических знаниях и желании их использовать для саморазвития, самосовершенствования, самореализации, предупреждения возможных нарушений в развитии его личности и индивидуальности, а также для создания благоприятных взаимоотношений в семье и обществе;

2) психологическое консультирование — помощь получателю психологической помощи в понимании и решении им на основе осознанного выбора своих актуальных психологических проблем эмоционального и межличностного характера, в изменении поведения и развитии его личности;

3) психологическая поддержка (в том числе, дистанционная) и психологическое сопровождение — предупреждение и своевременное выявление неблагоприятных межличностных отношений, стрессовых и других актуальных ситуаций психического дискомфорта, которые нарушают нормальную жизнедеятельность получателя психологической помощи;

4) психологический анализ и немедицинская психотерапия — психологическое воздействие (вмешательство), осуществляемое в процессе исследования причин психологических проблем и механизмов их функционирования с помощью специально организованного интервью и других психологических методов;

5) психологическая диагностика — исследование, проводимое с целью определения актуального психического состояния получателя психологической помощи, особенностей его системы отношений, специфики взаимоотношений с другими гражданами, необходимых для составления прогноза и разработки рекомендаций по оказанию ему надлежащей психологической помощи;

6) психологическая реабилитация — восстановление психологического здоровья и эффективного социального поведения получателя психологической помощи;

7) психологическая коррекция — преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении получателя психологической помощи с целью приведения этих показателей в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды;

8) психологическая экспертиза — исследование, проводимое психологом (или группой психологов) в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, за исключением судебно-психологической экспертизы, проводимой по требованиям органов дознания, следствия, суда, и направленное на выявление и оценку параметров актуальной психологической ситуации, нарушающей нормальную жизнедеятельность получателя психологической помощи, его поведение и систему отношений, выяснение особенностей его взаимодействия с социальной средой, в том числе для составления заключения и разработки программы по оказанию ему психологической помощи;

9) психологический тренинг — формирование эмоционально- корректирующего опыта, снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, овладение новыми стилями поведения, адаптация к изменяющимся условиям жизнедеятельности, навыками самопознания и саморегуляции, формирование творческой готовности к самостоятельному решению актуальных психологических проблем индивидуального и межличностного характера.

Статья 8. Основные формы психологической помощи

1. Формы психологической помощи разделяются в зависимости от характера взаимодействия между получателем психологической помощи и психологом (очная, заочная), от количества участников (индивидуальная, групповая), от временных параметров (краткосрочная, долгосрочная, экстренная).

2. В каждом конкретном случае форму, вид и объем психологической помощи определяет и рекомендует психолог в соответствии с состоянием получателя психологической помощи и спецификой его психологической проблемы.

3. Окончательный выбор формы, вида и объема психологической помощи осуществляет получатель психологической помощи.

4. Очная психологическая помощь оказывается при непосредственном взаимодействии психолога и получателя психологической помощи.

5. Заочная психологическая помощь оказывается при взаимодействии психолога и получателя психологической помощи с использованием технических средств, обеспечивающих технические условия качественно оказываемой психологической помощи.

6. Индивидуальная психологическая помощь оказывается получателю психологической помощи конфиденциально (при отсутствии третьих лиц). При оказании психологической помощи несовершеннолетним лицам или лицам, признанными недееспособными, ограниченно дееспособными, допускается присутствие их законных представителей.

7. Групповая психологическая помощь оказывается группе получателей психологической помощи.

8. Краткосрочная психологическая помощь применяется для решения актуальной проблемы получателя психологической помощи или проблемной ситуации.

9. Долгосрочная психологическая помощь применяется для психологического анализа и исследования личностного содержания проблем, причин и условий их возникновения, а также для немедицинской психотерапии в случаях, когда прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит устойчивый характер.

10. Неотложная психологическая помощь обеспечивает безотлагательное психологическое консультирование получателей психологической помощи, содействует мобилизации их физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, способствует предотвращению развития психических состояний, представляющих опасность для себя и иных лиц.

11. Экстренная психологическая помощь, направленная на коррекцию актуального эмоционального состояния пострадавших и носящая завершенный характер, непосредственно на месте события оказывается: лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях физически, материально, психологически; членам семей, другим родственникам и иным лицам, имеющим личные отношения с пострадавшими и погибшими при чрезвычайных ситуациях; очевидцам чрезвычайных ситуаций, находящимся в непосредственной близости к зоне чрезвычайных ситуаций; специалистам, участвующим в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Статья 9. Обращение за психологической помощью

1. Психологическая помощь оказывается на основании добровольного личного обращения (в устной, письменной формах, в том числе, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий) получателя психологической помощи, его законного представителя.

2. Оказание психологической помощи несовершеннолетним лицам в возрасте до 14 лет производится на основании обращения их родителей, опекунов или сотрудников государственных учреждений, несущих ответственность за ребенка, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. Для оказания психологической помощи несовершеннолетним лицам в возрасте до четырнадцати лет согласия законных представителей не требуется:

1) при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;

2) в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите;

3) при психологической профилактике в учреждениях образования и организациях здравоохранения и органов социальной защиты;

4) если они оказались в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;

5) при обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно, по телефону доверия.

4. Оказание психологической помощи лицам, признанным в установленном порядке недееспособными, производится на основании обращения их законных представителей.

5. Семьи и лица, находящиеся в социально опасном положении и нуждающиеся в пролонгированной психологической реабилитации, а также лица, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях и при пожарах, нуждающиеся в краткосрочной психологической помощи, получают ее вне очереди.

Статья 10. Основания для отказа или прекращения психологической помощи

1. Основаниями для отказа или прекращения психологической помощи являются:

1) несоответствие запроса получателя психологической помощи видам психологической помощи, предоставляемой лицом, оказывающим психологическую помощь;

2) несоблюдение получателем психологической помощи правил приема, установленных лицом, оказывающим психологическую помощь;

3) психические расстройства и расстройства поведения, выявленные при обращении или в процессе оказания психологической помощи.

2. Граждане, нуждающиеся по состоянию здоровья в специализированной медицинской помощи, с их согласия направляются лицом, оказывающим психологическую помощь, на добровольное лечение в медицинские учреждения.

Статья 11. Права и обязанности получателя психологической помощи

1. Получатель психологической помощи имеет право на:

1) получение профессиональной, квалифицированной и специализированной психологической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) выбор лица, оказывающего психологическую помощь, психолога, вида психологической помощи и формы ее оказания;

3) получение информации о своих правах, а также в доступной форме и с учетом психологического состояния информации о характере имеющихся психологических проблем и применяемых средствах и методах оказания психологической помощи;

4) отказ от получения психологической помощи на любом этапе её оказания;

5) уважительное и гуманное отношение;

6) защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

2. Сбор данных, использование в качестве объекта научных психологических исследований или учебного процесса, фото-видео или киносъемка, а также присутствие третьих лиц в процессе оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя психологической помощи, или его законного представителя.

3. В связи с объективной невозможностью посещать лиц, оказывающих психологическую помощь, такая помощь может оказываться на дому. Порядок оказания психологической помощи на дому устанавливается, соответственно, уполномоченным федеральным органом в сфере психологической помощи, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи, внутренними документами саморегулируемых организаций психологов.

4. Получатель психологической помощи обязан:

1) выполнять рекомендации психолога;

2) сотрудничать с психологом при оказании психологической помощи;

3) сообщать о наличии заболеваний, представляющих опасность для здоровья иных лиц.

Глава 3. Государственная политика и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере психологической помощи

Статья 12. Государственная политика в сфере психологической помощи

1. Государство проводит политику обеспечения прав граждан на получение своевременной, доступной и качественной психологической помощи.

2. Государственная политика в сфере психологической помощи направлена на:

1) создание условий, обеспечивающих психологическое благополучие и повышение качества жизни населения в Российской Федерации;

2) поддержание психического здоровья, оптимизацию психического развития, адаптацию, саморазвитие, самореализацию, реабилитацию населения;

3) осуществление мероприятий, способствующих предупреждению,

разрешению, преодолению сложных психологических и кризисных ситуаций и их последствий лицами, испытывающими психологические проблемы (в том числе: несовершеннолетние; молодежь; инвалиды; одинокие и

многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей- инвалидов; приемные семьи; неблагополучные семьи; беременные; безработные; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лица предпенсионного возраста и пенсионеры; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; беженцы и вынужденные переселенцы; лица, склонные к суициду; лица, страдающие тяжелыми заболеваниями, и их родственники; лица, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях, родственники пострадавших и погибших; другие категории);

4) координацию деятельности в сфере психологической помощи с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

5) координацию деятельности государственных органов, государственных учреждений и негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей, участвующих в разработке и реализации мер в сфере психологической помощи;

6) осуществление государственного контроля и надзора в сфере психологической помощи;

7) международное сотрудничество в решении проблем в сфере психологической помощи, включая вопросы, связанные с психологической помощью гражданам Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранным гражданам, лицам без гражданства на территории Российской Федерации, соблюдение международных норм.

8) осуществление иных функций в целях реализации настоящего Федерального закона.

Статья 13. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере психологической помощи

К полномочиям федеральных органов государственной власти в соответствии с их компетенцией в сфере психологической помощи относятся:

1) проведение единой государственной политики в сфере психологической помощи;

2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере психологической помощи;

3) регулирование и защита прав человека и гражданина в сфере психологической помощи;

4) управление федеральной государственной собственностью, используемой в сфере психологической помощи;

5) формирование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере психологической помощи;

6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений в сфере психологической помощи;

7) создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных учреждений в сфере психологической помощи;

8) принятие мер по обеспечению функционирования и развития бесплатной психологической помощи;

9) координация деятельности участников системы психологической помощи и их взаимодействия;

10) организация деятельности по оказанию психологической помощи на принципах государственно-частного партнерства;

11) установление общих принципов финансового обеспечения деятельности, а также федеральных нормативов финансового обеспечения деятельности государственных учреждений в сфере психологической помощи;

12) обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также межведомственного взаимодействия в сфере оказания психологической помощи (в том числе, в чрезвычайных ситуациях);

13) мониторинг социальной напряженности и негативных психологических тенденций в обществе;

14) обеспечение разработки и реализации программ научных исследований в сфере психологической помощи, их координация;

15) информационное и научно-методическое обеспечение системы оказания психологической помощи;

16) обеспечение профессиональной подготовки психологов, а также переподготовки и повышения квалификации психологов федеральных государственных учреждений в сфере психологической помощи;

17) государственный контроль и надзор в сфере психологической помощи;

18) международное сотрудничество Российской Федерации в сфере психологической помощи, включая заключение международных договоров Российской Федерации;

19) исполнение иных полномочий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере психологической помощи.

Статья 14. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи

1. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи относятся:

1) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) проведение государственной региональной политики в сфере психологической помощи;

3) обеспечение государственных гарантий и защита прав граждан в сфере психологической помощи;

4) разработка, утверждение и реализация региональных программ в сфере психологической помощи;

5) создание в пределах полномочий, определенных федеральным законодательством, условий для развития психологической помощи и обеспечения ее доступности для граждан;

6) обеспечение граждан психологической помощью на безвозмездной основе в установленных законодательством субъектов Российской Федерации случаях;

7) создание, реорганизация и ликвидация государственных учреждений субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи;

8) координация деятельности участников системы психологической помощи и их взаимодействия на региональном уровне;

9) государственный контроль и надзор за деятельностью

государственных учреждений субъекта Российской Федерации, оказывающих психологическую помощь;

10) государственный контроль и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций психологов, зарегистрированных и/или осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

11) обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов государственных учреждений субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи;

12) установление дополнительных социальных гарантий психологам;

13) исполнение иных полномочий в сфере оказания психологической помощи в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 15. Полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере психологической помощи

К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере психологической помощи (далее — уполномоченный федеральный орган) относятся:

1) разработка и реализация федеральных целевых программ в сфере психологической помощи;

2) координация деятельности в сфере психологической помощи федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций психологов;

4) утверждение состава сведений, включаемых в реестр психологов и в сводный реестр психологов, а также порядка ведения указанных реестров и размещения содержащейся в них информации, в том числе, в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц;

5) утверждение стандартов психологической помощи;

6) государственный контроль и надзор за деятельностью государственных учреждений, оказывающих психологическую помощь, находящихся в ведении уполномоченного федерального органа;

7) исполнение иных полномочий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере психологической помощи.

Статья 16. Полномочия органов местного самоуправления в сфере оказания психологической помощи

Полномочия органов местного самоуправления в сфере психологической помощи, используемые для реализации положений настоящего Федерального закона, определяются в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установленным Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Глава 4. Обеспечение психологической помощи

Статья 17. Система психологической помощи

Участниками системы психологической помощи являются:

1) федеральные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией в сфере психологической помощи; 

2) уполномоченный федеральный орган;

3) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в сфере психологической помощи;

4) оказывающие психологическую помощь федеральные государственные учреждения и государственные учреждения субъекта Российской Федерации;

5) негосударственные организации, оказывающие психологическую помощь;

6) индивидуальные предприниматели, оказывающие психологическую помощь;

7) саморегулируемые организации психологов, Всероссийское объединение саморегулируемых организаций психологов.

Статья 18. Правовой статус психолога. Права и обязанности психолога, гарантии их реализации

1. Под правовым статусом психолога понимается совокупность прав и свобод, в том числе трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Психологам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач и повышение социальной значимости.

3. Психолог имеет право на:

1) защиту своей чести, достоинства и деловой репутации;

2) выбор видов, форм, средств и методов оказания психологической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) отказ в предоставлении психологической помощи в случае нарушения получателем психологической помощи норм и правил, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) обеспечение работодателем и (или) саморегулируемой организацией психологов повышения профессиональной квалификации;

5) получение психологической реабилитации в установленном порядке;

6) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью получателю психологической помощи, не связанный с небрежным или халатным выполнением им профессиональных обязанностей;

7) иные права, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

4. Психолог обязан:

1) квалифицировано осуществлять профессиональную деятельность по оказанию психологической помощи;

2) предоставлять получателю психологической помощи бесплатную полную информацию о его правах и обязанностях, видах, формах, условиях, порядке и предполагаемых результатах ее предоставления;

3) информировать получателя психологической помощи либо его законного представителя по их просьбе о причинах отказа в ее предоставлении в устной, письменной или электронной форме;

4) оказывать психологическую помощь при условии добровольного личного обращения получателя психологической помощи;

5) оказывать неотложную психологическую помощь получателю психологической помощи в острой кризисной ситуации;

6) предъявлять по требованию получателя психологической помощи документ о членстве в саморегулируемой организации психологов при оказании психологической помощи;

7) соблюдать стандарты и правила психологической помощи;

8) соблюдать кодекс профессиональной этики психолога;

9) сохранять конфиденциальность информации о получателе психологической помощи с учетом требований настоящего Федерального закона;

10) обеспечивать, если это требуется по результатам психологической диагностики, соответствующее взаимодействие со специалистами других профессий для оказания психологической помощи;

11) вносить взносы в компенсационный фонд.

5. Права и обязанности, указанные в частях 3-4 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других получателей психологической помощи, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики психологов.

6. Кодекс профессиональной этики психолога устанавливает обязательные для каждого психолога или организации (объединения) психологов правила поведения при оказании психологической помощи, а также основания и порядок привлечения психолога к ответственности.

Статья 19. Стандарты и правила психологической помощи

1. Стандарты психологической помощи разрабатываются Всероссийским объединением саморегулируемых организаций психологов и утверждаются федеральным уполномоченным органом.

2. Саморегулируемые организации психологов разрабатывают правила оказания психологической помощи в соответствии со стандартами психологической помощи в порядке, установленном Всероссийским объединением саморегулируемых организаций психологов.

3. Стандарты психологической помощи должны обеспечивать:

1) единые требования к оказанию психологической помощи;

2) полноту и качество психологической помощи;

3) равную доступность психологической помощи.

4. Стандарт психологической помощи включает:

1) категории получателей психологической помощи;

2) требования к видам и формам оказания психологической помощи;

3) перечень оснований для отказа в оказании психологической помощи и порядок направления граждан, нуждающихся по состоянию здоровья в специализированной медицинской помощи, с их согласия, в специализированные лечебно-профилактические учреждения;

4) квалификационные и иные требования к психологам, оказывающим психологическую помощь;

5) порядок внеочередного оказания психологической помощи в случае превышения спроса на психологическую помощь над возможностью её предоставления;

6) особенности оказания психологической помощи отдельным категориям получателей психологической помощи;

7) требования к месту оказания психологической помощи;

8) требования к информационному обеспечению получателей психологической помощи при обращении за ее получением и в ходе оказания психологической помощи;

9) порядок подачи, регистрации и рассмотрения претензий и жалоб на несоблюдение стандарта психологической помощи.

5. Лица, оказывающие психологическую помощь, обязаны соблюдать стандарты психологической помощи и правила ее оказания.

Статья 20. Перечни рекомендованных средств и методов психологической помощи

1. Ведение перечня рекомендованных средств и методов психологической помощи осуществляется саморегулируемыми организациями психологов.

2. Ведение сводного перечня рекомендованных средств и методов психологической помощи осуществляется Всероссийским объединением саморегулируемых организаций психологов в установленном им порядке на основе информации, представляемой саморегулируемыми организациями психологов.

3. Информация, содержащаяся в перечнях рекомендованных средств и методов психологической помощи и в сводном перечне рекомендованных средств и методов психологической помощи:

1) размещается в открытом доступе, в том числе, в информационнотелекоммуникационных сетях;

2) должна соответствовать законодательству Российской Федерации об авторском праве и смежных правах.

Статья 21. Кадровое обеспечение психологической помощи

1. Эффективность деятельности по оказанию психологической помощи населению обеспечивают психологи, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в данной области.

2. Формирование кадрового состава психологов обеспечивается:

1) уровнем профессионального образования;

2) оценкой результатов профессиональной деятельности психологов в ходе проведения аттестации и/или сдачи квалификационного экзамена;

3) применением образовательных программ, а также федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов высшего профессионального образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета.

3. Переподготовка, повышение квалификации и стажировка психологов осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, локальными нормативными актами (внутренними документами) саморегулируемых организаций психологов и Всероссийского объединения саморегулируемых организаций психологов.

4. Номенклатура должностей психологов, а также должностей руководителей организаций, оказывающих психологическую помощь, утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 22. Информационное обеспечение психологической помощи

1. В целях информирования населения о возможности получения психологической помощи федеральные органы исполнительной власти органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации лица, оказывающие психологическую помощь, обязаны размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационных сетях либо доводить до граждан иным законным способом следующую информацию:

1) порядок и формы оказания психологической помощи, в том числе бесплатной;

2) содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав граждан на получение психологической помощи;

3) сведения о психологах, включенных в реестр психологов;

4) телефоны доверия;

5) адреса и телефоны лиц, оказывающих психологическую помощь.

2. Порядок информирования населения об оказании психологической помощи, в том числе бесплатной, устанавливается федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

1. Психологи имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на повышение квалификации по профилю своей деятельности не реже чем один раз в пять лет;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной психологической работы в порядке, установленном федеральным уполномоченным органом;

5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Режим рабочего времени и времени отдыха психологов организаций, оказывающих психологическую помощь, устанавливается Правительством Российской Федерации, а также определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, оказывающих психологическую помощь, трудовым договором, графиками работы в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным уполномоченным органом.

3. Размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда психологам федеральных государственных учреждений, воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а психологам государственных учреждений субъектов Российской Федерации — органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Психологи, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки психологам федеральных государственных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а психологам организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

5. Для привлечения выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования к деятельности по оказанию психологической помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

6. Дополнительные меры социальной поддержки психологам, работающим в негосударственных организациях, устанавливаются их учредителями самостоятельно на договорной основе не ниже установленного законодательством Российской Федерации уровня.

Статья 24. Обязательное страхование психологов, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью

1. Для психологов, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливается обязательное страхование в соответствии с перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников.

2. Перечень должностей и порядок обязательного страхования для психологов, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Размеры обязательного страхования для психологов федеральных, региональных и муниципальных учреждений устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4. Размер обязательного страхования для психологов, работающих в негосударственных организациях, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются их учредителями самостоятельно на договорной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Статья 25. Финансовое обеспечение психологической помощи

Финансирование мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе, связанных с оказанием бесплатной психологической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также финансированием дополнительных гарантий психологам, возлагается на органы государственной власти Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения и осуществляется за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Финансирование расходов, связанных с оказанием безвозмездной психологической помощи за счет средств иных субъектов, осуществляется соответствующими субъектами самостоятельно. 

Глава 5. Саморегулируемые организации психологов

Статья 26. Особенности саморегулируемых организаций психологов

Саморегулируемые организации психологов создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 27. Основные цели саморегулируемых организаций психологов

Основными целями саморегулируемых организаций психологов являются:

1) содействие повышению качества оказания психологической помощи на основе единых стандартов и правил;

2) обеспечение получателям психологической помощи гарантий соответствия оказываемой психологической помощи стандартам и установленным настоящим Федеральным законом требованиям;

3) обеспечение получателей психологической помощи достоверной информацией об уровне и качестве оказания психологической помощи и квалификации психологов;

4) защита получателей психологической помощи от недобросовестных лиц, пытающихся оказать или оказывающих психологическую помощь вопреки требованиям настоящего Федерального закона;

5) содействие повышению конкурентоспособности лиц, оказывающих психологическую помощь;

6) контроль надлежащего качества подготовки и повышения уровня профессиональной квалификации психологов;

7) создание условий для обеспечения получателей психологической помощи качественными средствами и методами психологической помощи;

8) содействие развитию системы психологической помощи.

Статья 28. Основные функции саморегулируемых организаций психологов

Функциями саморегулируемых организаций психологов, наряду с функциями, установленными Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», являются:

1) разработка и утверждение правил оказания психологической помощи;

2) организация обучения своих членов по программам повышения квалификации;

3) организация информационного и методического обеспечения членов саморегулируемой организации психологов;

4) ведение реестров психологов;

5) ведение перечней рекомендованных средств и методов психологической помощи;

6) осуществление иных функций, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также внутренними документами саморегулируемых организаций.

Статья 29. Права и обязанности саморегулируемых организаций психологов

1. Саморегулируемая организация психологов наряду с правами, установленными Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», вправе:

1) устанавливать в отношении своих членов дополнительные требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении деятельности по оказанию психологической помощи;

2) разрабатывать и устанавливать дополнительные меры дисциплинарного воздействия на своих членов за нарушение ими требований настоящего Федерального закона, стандартов психологической помощи, кодекса профессиональной этики психолога;

3) осуществлять иные права, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также внутренними документами саморегулируемой организации.

2. Саморегулируемая организация психологов наряду с исполнением обязанностей, установленных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», обязана:

1) осуществлять функции саморегулируемой организации психологов, предусмотренные статьей 28 настоящего Федерального закона;

2) формировать компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов перед получателями психологической помощи и третьими лицами;

3) сообщать в уполномоченный федеральный орган и во Всероссийское объединение саморегулируемых организаций информацию:

а) об изменениях в сведениях о саморегулируемой организации психологов для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций психологов, а также о возникшем несоответствии саморегулируемой организации психологов установленным требованиям;

б) о дополнительных требованиях в отношении своих членов к предусмотренным настоящим Федеральным законом требованиям, обеспечивающих их ответственность при осуществлении деятельности по оказанию психологической помощи;

в) о дополнительных к мерам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, мерах дисциплинарного воздействия на своих членов за нарушение ими требований настоящего Федерального закона, стандартов и правил психологической помощи, кодекса профессиональной этики психолога;

4) отказывать в принятии в члены саморегулируемой организации психологов в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

5) исключать из членов саморегулируемой организации психологов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации психологов;

6) осуществлять иные обязанности, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также локальными нормативными актами саморегулируемой организации.

Статья 30. Государственный реестр саморегулируемых организаций психологов

Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций психологов осуществляется уполномоченным федеральным органом в установленном им порядке.

Статья 31. Членство в саморегулируемых организациях психологов

1. Психолог одновременно может быть членом только одной саморегулируемой организации психологов.

2. Требованиями к членству в саморегулируемой организации психологов являются:

1) наличие диплома о высшем психологическом образовании (не ниже уровня специалиста);

2) иные требования, установленные саморегулируемой организацией психологов и не противоречащие требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Законом Российской Федерации «О саморегулируемых организациях».

3. Основаниями для отказа в приеме в члены саморегулируемой организации психологов являются:

1) несоответствие лица требованиям настоящей статьи и требованиям к членству, утвержденным саморегулируемой организацией психологов;

2) представление документов, не соответствующих установленным настоящей статьей требованиям и/или установление недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных в саморегулируемую организацию психологов;

3) исключение лица из членов этой или иной саморегулируемой организации психологов в соответствии с пунктом 2 части 5 настоящей статьи, если с момента исключения прошло менее одного года;

4) недееспособность или заболевание психолога, препятствующее осуществлению деятельности по оказанию психологической помощи.

4. Основаниями для прекращения членства в саморегулируемой организации психологов являются:

1) заявление психолога о выходе из членов саморегулируемой организации психологов;

2) решение саморегулируемой организацией психологов об исключении психолога из членов саморегулируемой организации психологов в связи с нарушением им требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, стандартов психологической помощи, кодекса профессиональной этики психолога;

3) выявление недостоверных сведений в документах, представленных для приема в члены саморегулируемой организации психологов;

4) смерть, недееспособность или заболевание психолога, препятствующее осуществлению деятельности по оказанию психологической помощи;

5. Психологи, проходящие государственную службу в государственных органах, а также психологи государственных и муниципальных учреждений могут быть членами саморегулируемой организации психологов на добровольной основе.

6. Психологи, указанные в части 5 настоящей статьи:

1) имеющие стаж работы по оказанию психологической помощи от одного года до трех лет, вступают в члены саморегулируемой организации психологов на основе сдачи квалификационного экзамена без прохождения стажировки;

2) имеющие стаж работы по оказанию психологической помощи более трех лет, вступают в члены саморегулируемой организации психологов без прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена;

7. Переподготовка, повышение квалификации психологов, указанных в части 5 настоящей статьи осуществляется в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 32. Реестры психологов

1. Ведение реестра психологов осуществляется саморегулируемой организацией психологов в отношении своих членов.

2. Состав сведений, включаемых в реестры психологов, а также порядок ведения указанных реестров и размещения в открытом доступе содержащейся в них информации, в том числе, в информационно-телекоммуникационных сетях, утверждаются уполномоченным федеральным органом.

3. Психологи обязаны в письменной форме уведомлять саморегулируемую организацию психологов, членами которой они являются, обо всех изменениях сведений, содержащихся в реестре психологов, в течение пяти календарных дней со дня, следующего за днем возникновения таких изменений.

4. Сведения о прекращении членства психолога в саморегулируемой организации психологов должны быть внесены в реестр психологов не позднее пяти календарных дней со дня, следующего за днем прекращения членства.

5. Саморегулируемая организация психологов обязана в течение пяти календарных дней со дня, следующего за днем внесения сведений о психологе (изменений в содержащиеся сведения) в реестр психологов, передавать соответствующую информацию во Всероссийское объединение саморегулируемых организаций психологов для внесения в сводный реестр психологов, а также раскрыть такую информацию.

6. Информация, содержащаяся в реестрах психологов, размещается в открытом доступе, в том числе, в информационно-телекоммуникационных сетях.

Статья 33. Сводный реестр психологов

1. Ведение сводного реестра психологов осуществляется

Всероссийским объединением саморегулируемых организаций психологов в установленном им порядке на основе информации, представляемой саморегулируемыми организациями психологов.

2. Состав сведений, включаемых в сводный реестр психологов, а также порядок ведения указанного реестра и размещения в открытом доступе содержащейся в нем информации, в том числе, в информационно-телекоммуникационных сетях, утверждаются уполномоченным федеральным органом.

3. Всероссийское объединение саморегулируемых организаций психологов в течение пяти календарных дней со дня, следующего за днем получения указанной в части 2 настоящей статьи информации, вносит соответствующие сведения в сводный реестр психологов.

4. Информация, содержащаяся в сводном реестре психологов, размещается в открытом доступе, в том числе, в информационнотелекоммуникационных сетях.

Статья 34. Всероссийское объединение саморегулируемых организаций психологов и его основные функции

1. В целях обеспечения общественных интересов, формирования единых подходов в сфере психологической помощи и координации деятельности саморегулируемых организаций психологов саморегулируемые организации психологов создают Всероссийское объединение саморегулируемых организаций психологов.

2. Всероссийское объединение саморегулируемых организаций психологов является общероссийской некоммерческой организацией, объединяющей саморегулируемые организации психологов на основе обязательного членства.

3. В Российской Федерации может быть создано только одно Всероссийское объединение саморегулируемых организаций психологов.

4. Основными функциями Всероссийского объединения саморегулируемых организаций психологов являются:

1) содействие в реализации государственной политики и формирование предложений в сфере оказания психологической помощи;

2) подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере психологической помощи;

3) разработка стандартов психологической помощи, порядка реабилитации психологов и представление их на утверждение в федеральный уполномоченный орган
;

4) разработка и утверждение кодекса профессиональной этики психолога;

5) разработка и утверждение порядка прохождения профессиональной стажировки и сдачи квалификационного экзамена;

6) защита прав и законных интересов саморегулируемых организаций психологов и их членов;

7) ведение сводного реестра психологов;

8) ведение сводного перечня рекомендованных средств и методов психологической помощи;

9) разработка рекомендаций по образовательным программам и стандартам образовательных учреждений, осуществляющих высшее профессиональное образование в области психологии;

10) разработка рекомендаций по программам дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки психологов;

11) разработка рекомендаций о порядке и сроке стажировки лиц, претендующих на членство в саморегулируемой организации психологов;

12) рассмотрение обращений и жалоб саморегулируемых организаций психологов и получателей психологической помощи.

Глава 6. Контроль, надзор и ответственность в сфере оказания психологической помощи

Статья 35. Контроль и государственный надзор за оказанием психологической помощи

1. Контроль за оказанием психологической помощи психологами осуществляется саморегулируемой организацией психологов в установленном ею порядке.

2. Контроль за деятельностью саморегулируемых организаций психологов осуществляет Всероссийское объединение саморегулируемых организаций психологов.

3. Государственные контроль и надзор за деятельностью государственных учреждений, оказывающих психологическую помощь, находящихся в ведении уполномоченного федерального органа и уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, осуществляют, соответственно, уполномоченный федеральный орган и уполномоченные органы субъектов Российской Федерации.

Статья 36. Ответственность за оказание психологической помощи

Лица, оказывающие психологическую помощь, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Глава 7. Переходные и заключительные положения

Статья 37. Переходные положения

1. До 1 января 2016 года:

1) психологическая помощь населению может оказываться психологами, не являющимися членами саморегулируемых организаций психологов;

2) психологи, имеющие стаж работы по оказанию психологической помощи от одного года до трех лет, могут вступить в члены саморегулируемых организаций психологов в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, на основе сдачи квалификационного экзамена без прохождения стажировки;

3) психологи, имеющие стаж работы по оказанию психологической помощи более трех лет, могут вступить в члены саморегулируемых организаций психологов в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, без прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена.

Статья 38. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Подписан закон об оказании населению психологической помощи в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС

Глава государства подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 4 и 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 6 июля 2022 года и одобрен Советом Федерации 8 июля 2022 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом устанавливается возможность осуществления мероприятий по оказанию населению психологической помощи в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, Федеральным законом уточняются требования к лицам, которые вправе осуществлять медицинскую и фармацевтическую деятельность.

Федеральным законом также предусматривается ведение персонифицированного учёта лиц, осуществляющих фармацевтическую деятельность, и лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего медицинского образования, образовательным программам среднего профессионального и высшего фармацевтического образования. Сведения о таких лицах включаются в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения.

Самое важное о законопроекте о психологической помощи

С августа самой обсуждаемой темой в профессиональном сообществе стала новость о принятии законопроекта «О психологической помощи населению РФ». Сразу отметим, что его еще не приняли, а только обсуждают. И мы, как и многие психологи, надеемся, что финальная версия законопроекта будет выглядеть по-другому, потому что пока многие пункты в нем вызывают вопросы.

Самое важное о законопроекте о психологической помощи

Главное, что вызывает недоумение, — требование к образованию психолога. Так, согласно проекту, им может работать только специалист с высшим образованием. А что делать тем, кто уже много лет успешно консультирует на базе переподготовки? И как же положение из закона «Об образовании в РФ», согласно которому профпереподготовка — полноценная замена высшему образованию?

➥ Что еще кажется странным в новой версии законопроекта:

  • все психологи должны быть членами одного профсообщества, проходить аттестацию от него и состоять в едином реестре специалистов;
  • по просьбе полиции и без судебного постановления психолог должен раскрыть конфиденциальную информацию, полученную от клиента;
  • психолог обязан работать с каждым обратившимся к нему клиентом, а тот обязан выполнять рекомендации специалиста;
  • право на бесплатное консультирование сохраняется только за госучреждениями;
  • вводятся стандарты оказания психологической помощи (а как же многообразие методов и подходов?).

Терапия — процесс, основанный на сотрудничестве и разделении ответственности, взаимоуважении и этических принципах. Новые положения законопроекта лишают терапевтический процесс человечности и превращают в деловые отношения «купи–продай». Ограничивают права и свободы психологов и клиентов.

В связи с этим в интернете появилась петиция с просьбой направить законопроект на доработку. Ее подписали почти 12 000 человек, и вы тоже можете присоединиться, если хотите.

Однако с 26 октября в СМИ появляются новости о том, что попавшая в публичный доступ версия законопроекта — не та, которую рассматривают в Госдуме. Она отличается по структуре и содержанию. Но более подробных комментариев экспертная группа не дает, как и не знакомит с другой версией документа. Возможно, действительно, есть другая версия законопроекта, а, может быть, группа просто изменила свое мнение в ответ на негодование профсообщества.

Мы продолжаем следить за новостями и держать вас в курсе событий. Пока психологи с частной практикой могут работать так же, как работали. А те, кто поступили на профпереподготовку, могут спокойно продолжать обучение.

Психологи, работающие в найме, особенно в госучреждениях, могут опираться на недавно опубликованный профессиональный стандарт «Психолога-консультанта» (утвержден приказом от 14.09.2022, вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 1 марта 2029 г.). Согласно ему, для работы нужно иметь высшее профильное образование (специалитет, магистратура) или бакалавриат и профпереподготовку на психолога. Однако не уточняется про специализацию для бакалавриата — профильное или любое.

Мы предполагаем, что когда (и если) закон «О психологической помощи населению РФ» примут, и когда появятся новые требования к образованию психолога, это коснется тех, кто начнет обучение после принятия законопроекта. А тех, кто уже учится или работает, нововведения не коснутся. Или закон предусмотрит переходный период, в течение которого психологи смогут получить соответствующее образование без отрыва от работы.

Лечение словом

Законопроект, предложенный Думе, создает проблемы для оказания психологической помощи

Самой обсуждаемой темой с конца прошлого года в профессиональном сообществе стала новость о принятии законопроекта «О психологической помощи населению РФ». Попавший в сеть документ законопроекта вызвал в обществе резонанс. А разработчики проекта сказали, что в сеть попал и вовсе не тот документ, над которым они активно трудились.

Фото: Сергей Куликов, Коммерсантъ

Фото: Сергей Куликов, Коммерсантъ

В марте этого года вице-спикер нижней палаты, заместитель секретаря генсовета «Единой России» Анна Кузнецова сообщила журналистам, что в России планируют создать реестр проверенных психологов, которые смогут оказывать услуги после подтверждения своей квалификации. Этот пункт должен войти в итоговую версию законопроекта «О психологической помощи», который рассчитывают внести в Госдуму до конца весенней сессии.

Кому и что не нравится

Главное, что вызывает недоумение,— требование к образованию психолога. Так, согласно проекту, им может работать только специалист с высшим образованием. А что делать тем, кто уже много лет успешно консультирует на базе переподготовки? И как же положение из закона «Об образовании в РФ», согласно которому профпереподготовка — полноценная замена высшему образованию? Эти вопросы практически на всех форумах задают психологи профессиональному сообществу.

Виктор Макаров, психолог, профессор и президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, выступает с критикой имеющегося законопроекта и считает, что психологическое сообщество не находит помощи в готовящемся законе.

«Несколько редакций этого закона так и не получили развития в результате того, что в создании этого закона профессиональные сообщества не участвуют. У нас в стране есть теоретическая психология, академическая (университетская), практическая психология (психологическая помощь). Академическая психология, объединяющая высоких профессионалов, занятых образованием и наукой, занимается созданием этого закона. Не все, кто занимается психологической помощью, являются профессиональными психологами, но тут самое главное слово — «помощь». Минус данного законопроекта, что он не создает психологическую помощь, а создает проблемы в ее оказании»,— считает Виктор Макаров.

Профессор подчеркивает, что в проекте закона предполагается, что все, кто занимается психологической помощью, должны иметь базовое психологическое образование. Макаров подчеркивает, что в настоящее время в России профессионалы, занимающиеся психологической помощью, в основном имеют переквалификацию (то есть профессиональную переподготовку) и не имеют базового психологического образования.

Конечно же, психологи без профильного образования буквально все критично относятся к готовящемуся закону, ведь он сулит для них много неизвестного. Но есть и профессионалы с высшим психологическим образованием, кто неоднозначно пока относится к законопроекту. Так, например, Михаил Филяев, клинический психолог с профильным образованием, основатель образовательной платформы PSY 2.0, ежегодно обучающий тысячи человек психологическому направлению — психосоматике, уверен, что закон все же нужен.

«Закон о психотерапии еще как нужен, так как дошло до того, что получить корочку психолога может любой человек с любым высшим и даже средним образованием всего за полгода, пройдя записанные в онлайн-формате курсы. Это стихийно и без должных ограничений происходит уже в течение 15 лет. Однако хочу заметить, что крайне мало крупных открытий в психологии или новых звезд в психотерапии, обученных в крупных известных вузах»,— подчеркивает Михаил Филяев.

О психосоматике в новом законопроекте ничего не написано. И это большое упущение, по мнению Филяева. «Работа с психикой — это еще и творческий и индивидуальный процесс, и он требует не только регламентов и государственного регулирования, но и новых понятийных и учебных стандартов, развития инновационных компетенций, которых в России из-за этой свободы появилось очень много. Я как представитель одного из крупнейших лицензированных учебных центров, специализирующихся на подготовке психологов в сфере психосоматики, смею утверждать, что у нас в стране самая сильная в мире школа в данном сегменте, но при законодательном векторе, который сейчас заложен, нет даже упоминаний о широком применении различных интеграционных подходов в психологии»,— говорит Михаил Филяев.

Он также согласен с утверждением Макарова, что в сфере психологии очень мало людей с медицинским образованием (менее 10%). «Это легко объясняется пропастью между психологией и медициной в подходах и компетенциях. При этом я хочу заметить, что именно медицина абсолютно отстала от понимания в применении психологического и психосоматического подхода в работе в клинике. В медицинских вузах просто нет даже начальных знаний о влиянии психики на здоровье человека, и тем более инструментарий психолога вообще недоступен для врачей»,— утверждает Михаил Филяев.

За последние годы в России сформировались сильные объединения психологов (например, ОППЛ), которые проводят большую работу по формированию методической базы, повышают компетенции психологов. «При этом законодатели традиционно узким кругом создают закон, который в профессиональном сообществе даже не обсуждался. Макет закона описывает возможность начать регулировать рынок психологов, но очень много самых простых вопросов: кто будет это делать, на основании чего будет оценка психологов, чему учить психологов для повышения их профессионализма?» — негодует Михаил Филяев.

С кем будут бороться

Законопроект о психологической помощи сейчас находится в стадии проработки с профильными ведомствами. Проект закона разработан по поручению президента России от 15 мая 2021 года в части установления или повышения требований к организациям и предпринимателям, оказывающим психологические услуги гражданам, а также внесения в федеральное законодательство соответствующих изменений.

«Дело в том, что правовое регулирование сферы оказания психологической помощи сейчас носит фрагментарный характер и разбросано по отраслевым федеральным законам — их насчитывается более десяти. Порядки оказания психологической помощи в разных ведомствах, таких как Следственный комитет, МЧС, Минздрав, Минпросвещения и др., определены. Но они действуют внутри этих ведомств. А единого — базового — системного закона нет. Отсутствие законодательной базы ведет к тому, что заниматься психологической помощью людям и той деятельностью, которую выдают за «психологическую помощь», может любой желающий, вне зависимости от специальных знаний, образования»,— рассказывает вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова.

По ее словам, известны такие случаи, когда психологи-самоучки, псевдопсихологи ведут приемы, на которых оказывается не только некачественная помощь, но и наносится вред человеку.

«В то же время стремительно растет запрос на оказание профессиональных психологических услуг — не только доступных и качественных, но и безопасных. По данным аналитиков, с началом пандемии россияне стали обращаться к психологам в 11 раз чаще, чем до нее. Особенно в качественной, доступной поддержке нуждаются члены семей участников СВО. К нам поступают соответствующие обращения»,— говорит вице-спикер.

Она подчеркивает, что законопроект призван решить сразу несколько задач: ввести в законодательство базовые понятия («психологическая помощь», «психологическая деятельность», «психолог», «лицо, получающее психологическую помощь» и др.), сформулировать требования к профессии, а самое главное — создать правовые условия для качественного оказания психологической помощи, сохраняя все хорошее, что уже наработано в этой сфере, обеспечить развитие качественной и доступной психологической помощи людям.

Помимо этого законопроект будет способствовать созданию и реализации единой стратегии по оказанию доступной и качественной психологической помощи, законодательно закрепит гарантии и основные права в сфере оказания психологической помощи, последовательному повышению уровня психологического благополучия и здоровья населения РФ.

«В документе мы подчеркиваем, что при оказании психологической помощи должны соблюдаться права человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Причем в законопроекте прописано, что осуществлять психологическую помощь может специалист с высшим образованием, по аналогии с медицинской помощью. Убедиться в том, что специалист обладает необходимыми требованиями, можно будет через федеральный реестр, наличие которого также предполагает законопроект. При этом будет установлен переходный период»,— рассказывает Анна Кузнецова.

Также она утверждает, что тут важна не скорость реализации проекта, а необходимо быть максимально точными, нацеленными на результат — создание основы для совершенствования качества и доступности оказываемой психологической помощи людям.

Сколько ждут закон

Попытки законодательного регулирования профессиональной психологической деятельности и оказания психологической помощи населению продолжаются уже более 30 лет. Первый раз законопроект рассматривали, когда был Верховный совет. Но тогда психологам сказали: вот сейчас примут закон о психиатрической помощи и сразу за ним — о психологической. Тем не менее психологи не только терпеливо ждали, но и работали десятки лет над текстами.

Работа по подготовке проекта Федерального закона о психологической помощи в Российской Федерации возобновилась более шести лет назад. Помимо созданной рабочей группы ведущих специалистов Российского психологического общества со всей страны в работе над проектом закона участвовали представители Федерального учебно-методического отделения по психологическим наукам при Минобрнауки России, ведущие специалисты Центра экстренной психологической помощи МЧС России, главные внештатные психологи Минздрава России, Министерства просвещения, всех научных институтов и более 300 вузов России.

«К 20-м годам прошлого века Россия становится одной из ведущих психологических держав в мире (расцвет экспериментальной психологии, школьной психологии, психологии развития и психотерапии). Затем на какой-то период психологию постигла участь кибернетики и генетики, но в период Великой Отечественной войны потребность в психологической науке и практике резко возросла. В 40-х годах возрождается подготовка психологов в ведущих университетах, а в 1966 году политическим руководством страны принимается решение об открытии факультетов психологии в Московском университете и Ленинградском университете, где подготавливалось всего 25 специалистов в год. И только во второй половине 80-х годов в связи с большим запросом общества начинается массовая подготовка специалистов-психологов, право на подготовку психологов получают более 300 вузов страны»,— рассказывает Юрий Зинченко, декан факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, директор Психологического института РАО, президент Российского психологического общества. Юрий Зинченко тоже участвовал в разработке нового законопроекта.

Господин Зинченко подчеркивает, что большое количество психологов, появившихся в конце 80-х годах, еще не показывает качество этих психологов. «Кроме психологов в рамках направления “педагогические науки” начинается подготовка педагогов-психологов, большая часть которых готовится в педагогических вузах по программам бакалавриата, часто заочного. Число выпускаемых психологов и педагогов-психологов росло с каждым годом. С одной стороны, привлекательность профессии обеспечивала высокий конкурс в вузы среди абитуриентов, а с другой стороны — выпускники вузов не всегда были обеспечены достойной зарплатой в бюджетной сфере (школа, социальная сфера, система здравоохранения). Количество рабочих мест с хорошими условиями в бизнесе, естественно, было ограничено. Таким образом, в России параллельно с системой бесплатной государственной психологической помощи стал стихийно формироваться неконтролируемый в части качества рынок порой не очень профессиональных психологических услуг»,— рассказывает Юрий Зинченко.

По его словам, финансовую емкость этого рынка быстро оценили самоназванные высокопрофессиональные псевдопсихологи. «Мошеннические схемы под видом оказания психологических услуг достаточно быстро освоили некоторые предприимчивые граждане. К сожалению, ущерб, наносимый подобными действиями гражданам, нуждающимся в психологической помощи, часто был не только финансовым. Иногда было поздно обращаться не только к клиническому психологу, но и к психиатру»,— утверждает декан факультета психологии МГУ.

Законодательно же защищать граждан от мошенничества в этой сфере было непросто благодаря высоко изощренности и псевдонаукообразным подходам жуликов и мошенников. К сожалению, до настоящего времени на уровне федерального законодательства нет закрепления понятия психологической помощи, то есть нет четкого определения, кто может оказывать профессиональную психологическую помощь и каким образом государство гарантирует получение населением качественной профессиональной психологической помощи от самозанятых профессиональных психологов.

Часто жертвами мошенников становятся жители регионов. Как и у кого гражданину, находящемуся в любом регионе Российской Федерации, получить доступную высокопрофессиональную психологическую помощь? По мнению Юрия Зинченко, эффективным инструментом решения этой задачи было бы создание информационного ресурса в виде общероссийского реестра, в первую очередь самозанятых профессиональных психологов.

«Этот реестр мог бы позволить населению своевременно найти нужного профессионала-психолога, который поможет разобраться в личных, семейных проблемах, вопросах воспитания детей и улучшения психологического благополучия, острейшую потребность в чем наше общество ощутило в период пандемии COVID-19, а сейчас актуальность этого еще больше возросла»,— говорит господин Зинченко.

Что должен регулировать законопроект

Все разработчики законопроекта уверены, что актуальность и своевременность создания законодательства о психологической помощи обусловлены непрозрачностью рынка психологических услуг, появлением большого количества лиц, оказывающих населению под видом психологической помощи услуги по экстрасенсорике, целительству, магии, гаданию, колдовству, астрологическим прогнозам.

«Особенно динамично такие “псевдопсихологические” услуги предлагались в период пандемии COVID-19, когда население остро нуждалось в психологической поддержке и многие находились в трудной жизненной ситуации. Сегодня запросы на психологическую помощь растут, и в сети очень быстро появляются сотни предложений от пользователей, называющих себя психологами, но при этом не имеющих базового психологического образования, подтверждающего право на оказание профессиональной психологической помощи. В итоге недобросовестные предприимчивые “целители душ”, к сожалению, имеют возможность не только наживаться на чужом горе, но и наносить фактический вред здоровью, развитию, в том числе детей, и не нести за это никакой ответственности. Такая ситуация может иметь крайне негативные последствия для получателей непрофессиональных услуг и дискредитировать саму суть психологической помощи»,— говорит Юрий Зинченко.

Он считает, что предметом регулирования в законе должны стать государственная политика и государственные гарантии гражданам РФ на получение профессиональной качественной психологической помощи. Он подчеркивает, что необходимо указать, кто такой профессиональный психолог, ведь не любой же желающий может разместить объявление в сети о том, что он оказывает психологическую помощь и чем отличается психолог от психиатра. Также должны быть указаны права получателей психологической помощи, особенности оказания психологической помощи детям, основные виды и формы психологической помощи, ее конфиденциальность и соблюдение профессиональной психологической тайны. Должно быть закрепление зоны ответственности профессионального психолога при оказании психологической помощи.

«Особое внимание необходимо уделить вопросу разграничения прав и ответственности психолога, оказывающего психологическую помощь, и полномочий юридического лица, которое создает условия для оказания психологической помощи. Сейчас речь не идет об обсуждении какого-либо текста законопроекта. Их уже “гуляет” четыре или пять разных вариантов. Российское психологическое общество является одним из настойчивых инициаторов законодательного регулирования психологической помощи населению, но не автором тех текстов, которые сейчас появляются в интернет-пространстве»,— подчеркивает Юрий Зинченко.

Его коллега и также разработчик законопроекта, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии, заведующая кафедрой психологии здоровья и отклоняющегося поведения Санкт-Петербургского государственного университета, член экспертного совета СПбГУ и председатель этического совета Санкт-Петербургского психологического общества Алла Шаболтас уверена, что закон будет носить все же рамочный характер.

«Детальный алгоритм формирования реестров дипломированных психологов будет, скорее всего, регламентироваться подзаконными актами. Планируется, что для удобства населения и обеспечения оперативного доступа к помощи будет создана единая база психологов по разным регионам. Любой желающий сможет зайти и посмотреть на сайте, какой специалист и по какому вопросу подойдет ему в его регионе. Данный документ будет очень полезным для общества и соответствует современному стандарту оказания психологической помощи»,— утверждает Алла Вадимовна.

Обсуждения законопроекта привлекли особое внимание к практикующим психологам, которые прошли курсы переподготовки или получили допобразование. Все они получили дипломы, согласно которым ведут свою практику. Бурно обсуждается вопрос: сколько нужно времени на получение образования психолога? Достаточно ли полугодичных курсов или дополнительного образования длиной в полтора-два года?

Алла Шаболтас считает, что обучиться психологии как профессии невозможно без базового психологического образования, после которого по аналогии с непрерывным медицинским образованием должны следовать углубленное освоение конкретных практических технологий и методик, курсы повышения квалификации и другие формы дополнительного профессионального образования.

«На наш взгляд, первичный цикл подготовки к независимой практической деятельности для психолога может потребовать шесть-семь лет обучения. Профессиональный психолог должен иметь не только фундаментальную подготовку по всем отраслям человекознания, включая биологические, физиологические, социальные механизмы функционирования психики и поведения человека, но и сформироваться как зрелая профессиональная личность, способная к глубокой рефлексии, осознанию и принятию этических норм и высокого уровня персональной ответственности за результаты своей деятельности. Психологическое образование исторически и по своей модели приближено к модели медицинского образования»,— рассказывает декан факультета психологии СПбГУ.

Она также подчеркивает, что в тексте законопроекта для того, чтобы учесть интересы всех специалистов, попавших в профессию разными путями, обозначен переходный период. Сначала планировалось, что он потребует три года, сейчас обсуждается срок шесть-восемь лет.

«Переходный период также потребует отдельного положения. Должны быть созданы условия, чтобы специалисты, которые хотели бы продолжать работать в области профессиональной психологии, могли получить официальную аттестацию на основании прошлого опыта работы и признания со стороны профессионального сообщества, при необходимости пройти обучение, чтобы продолжить работать психологом. В случае, если человек не готов или не хочет следовать необходимым правилам получения статуса профессионального психолога, можно также продолжать работать, просто убрав из своих рекламных объявлений и профилей в социальных сетях слово “психолог”. Никто же не запрещает людям работать, творить, проводить марафоны, курсы, делиться своим личным опытом и историями успеха, помогать друг другу. Просто не надо при этом вводить людей в заблуждение, что это помощь профессионального психолога»,— поясняет госпожа Шаболтас. По ее мнению, переходный период просто необходим, исходя из реалий нашего времени.

«Во многих странах, где профессия психолога уже имеет законодательный статус, также использовался переходный период, который нужен для того, чтобы понять, кого в профессии можно оставить без дополнительной профессиональной аттестации, а кому придется ее получать. В истории нашей страны были случаи, когда люди приходили в психологию из других профессий. Это нормальный процесс. Подзаконные акты должны содержать понятные алгоритмы и правила для всех. Безусловно, разработка и внедрение подобных правил потребуют совместной работы профессионального сообщества и государственных органов. А так как психология является сквозной профессией и не привязана только к одному ведомству или области жизни, то одним из эффективных механизмов регулирования должна стать межведомственная комиссия при ведущей роли экспертов-профессионалов»,— рассказывает Алла Шаболтас.

Ее коллега психолог, профессор, заведующая кафедрой психологии личности СПбГУ Светлана Костромина уверена, что против закона выступают не профессиональные психологи или граждане, нуждающиеся в психологической помощи, а люди, которые не имеют высшего профильного образования и боятся, что их право оказывать психологическую помощь без должного образования будет ограничено. «Это лукавство, что кто-то из профсообщества против закона. Речь идет о борьбе за вывеску. И кто-то хочет называться профпсихологом, но при этом не имеет профильного образования. Объем оборота денежных потоков в сфере психологических услуг в РФ, по подсчетам аналитиков,— несколько десятков миллиардов рублей в год. Это довольно правдивая цифра, но надо понимать, что зарабатывают в ней часто люди, не имеющие к психологии никакого отношения»,— говорит Светлана Костромина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *