Субвенция
Субвенция – это вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, которое выдается на определённый срок на конкретные цели.
Субвенция подлежат возврату в случае выявления фактов нецелевого использования денежных средств или использования денежного пособия не в установленные ранее сроки.
Чаще субвенция предусматривается на капиталовложения в конкретные объекты по целевым государственным и региональным программам.
Получателями субвенций являются юридические лица или нижестоящие бюджеты субъектов РФ.
Субвенция и Бюджетный кодекс РФ
Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в совокупности формирующих Федеральный фонд компенсаций), местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (в совокупности формирующих региональный фонд компенсаций), а также федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Основания для предоставления субвенции
Субвенции предоставляются при недостаточности источников доходов, регулируемых и закрепленных, с целью выравнивания минимального уровня финансового обеспечения муниципальных образований и субъектов РФ.
Основанием для выделения субвенции являются:
— соответствующие законы и подзаконные акты;
— решения органов местного самоуправления;
— целевые программы, в том числе федерального уровня. Целевая программа — это перечень мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. Целевые программы по уровню реализации подразделяются на федеральные целевые программы, которые преследуют цели общефедерального уровня и на региональные целевые программы, которые направлены на достижение целей в пределах конкретных субъектов РФ. В зависимости от поставленной задачи, целевые программы могут быть:
Бюджетные субвенции, предусмотренные законодательными актами, выделяются в том случае, когда у нижестоящей инстанции (бюджета) возникают дополнительные незапланированные расходы или повышенные затраты.
При выявлении таких затрат для хозяйственных субъектов (юридических лиц) решения о выделении денег принимаются органами местной власти.
Основные принципы предоставления субвенций
Предоставление субвенций на выполнение программ (проектов) основывается на следующих основных принципах:
принцип объективности и открытости — получатель субвенции определяется по прозрачным процедурам;
принцип единства — распределение средств должно обеспечить реализацию системы национальных ценностей и задач инновационного развития и способствовать уменьшению различий в уровне жизни населения разных регионов страны;
принцип устойчивого развития — предоставление государственной поддержки территориям с учетом их потенциала;
принцип целевого использования средств — субвенция используется исключительно на определенные цели с учетом прогнозных и программных документов экономического и социального развития страны и соответствующей территории, государственных целевых программ, прогноза бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода.
Субвенции на выполнение программ (проектов) предоставляются из государственного бюджета местным бюджетам с учетом следующих основных принципов:
экономической эффективности достижения целей инвестиционной программы (проекта) с привлечением минимального объема бюджетных средств на выполнение инвестиционных программ (проектов);
направленности субвенции исключительно на создание, прирост или обновления основных фондов коммунальной формы собственности;
финансовой обеспеченности инвестиционных программ (проектов), срок внедрения которых длиннее, чем бюджетный период, необходимыми финансовыми ресурсами местных бюджетов, кредитам (займам), привлеченным под государственные и/или местные гарантии, и средствами субвенции на их выполнение в течение всего срока внедрения;
уровня обеспеченности заведениями (учреждениями) социально-культурной сферы;
уровня развития дорожного и коммунального хозяйства;
участия бюджета получателя субвенции;
обоснование возможности дальнейшего содержания за счет средств местных бюджетов объектов коммунальной собственности.
Распределение субвенции на выполнение программ (проектов) осуществляется на основании формализованных параметров, основанных на фактических и прогнозных показателях экономического и социального развития соответствующей территории (основными из которых являются показатели объема промышленного производства, объема валовой продукции сельского хозяйства, объема инвестиций в основной капитал, уровня плотности населения, уровня безработицы населения, доходов населения в расчете на одно лицо, среднемесячной заработной платы работников).
Каким критериям должны удовлетворять выданные субвенции
Выданные субвенции должны удовлетворять следующим критериям:
Критерии выдачи субвенции | Условия использования субвенции |
Возвратность средств | Подлежит возврату при неиспользовании по целевому назначению |
Форма выдачи | Субвенция выдается только денежными средствами |
Кому выдается | Субвенция выдается строго бюджету более низкого уровня, юридическим лицам |
Налогообложение | Субвенция налогами не облагается |
Целевое использование | Целевое использование субвенции обязательно |
Контроль за целевым использованием | Контроль за целевым использованием субвенции обязателен |
Объем инвестиций | Объем субвенции достаточен чтобы полностью покрыть необходимый объем денежных средств |
Субсидии и субвенции: сходство и отличие
Между субвенциями и субсидиями есть как сходство, так и отличие.
Сходство связано с целевым использованием выделенного финансирования. При этом если субвенции либо субсидии были использованы на иные цели, то они подлежат обязательному возврату в бюджет, из которого поступили.
Отличие между этими двумя понятиями заключается в долевом участии бюджета при предоставлении субсидии.
На что можно потратить субвенцию
Предоставление субвенций происходит при условии долевого участия правительства в финансировании.
При этом местные органы власти должны потратить помимо суммы предоставленной субвенции свои собственные средства, что мотивирует местные органы власти находить дополнительные источники дохода.
Если субвенция выделяется с указанием и дополнительными условиями, она называется «обусловленной субвенцией».
Субвенция – выделяемые из бюджета денежные средства, которые выдаются на выполнение определённой цели. Денежные средства не предназначаются для граждан.
Они передаются исключительно из бюджета в бюджет. Также денежные средства в виде субвенции могут быть выданы, например, для финансирования строительства и развития дочерних компаний, представительств.
В случае неизрасходования субвенции в установленный срок или расходования ее не по целевому назначению соответствующие средства подлежат возврату в бюджет, из которого субвенция была получена.
Наиболее популярными являются субвенции на социальные нужды, а именно:
предоставление временной или единоразовой выплаты малообеспеченным гражданам, детям–инвалидам;
выплата государственной помощи детям-сиротам и лишенным опеки родителей;
капитальный ремонт внутридворовых проездов;
обеспечение больниц и амбулаторий современным медицинским оборудованием и расходными материалами;
ремонт в учреждениях дошкольного образования, закупка спортивного инвентаря;
Субвенция местным бюджетам
В законе о государственном бюджете и решениях о местном бюджете на соответствующий год предусматриваются средства для других бюджетов на те или иные программы, которые передаются на безвозмездной и безвозвратной основе. Такие расходы называют межбюджетными трансфертами. Они являются четвертой составляющей доходов бюджета, кроме налоговых, неналоговых поступлений и доходов от операций с капиталом (ч. 1 ст. 9 Бюджетного кодекса Украины, далее – БКУ).
Субвенция – это межбюджетный трансферт, точнее один из его видов. Ее предоставляют из государственного или местного бюджета (общего, специального или резервного фонда). В зависимости от источника финансирования она делится на виды. Субвенция всегда имеет целевую направленность и безвозвратна при условии соблюдения целевого назначения средств.
☛ Трансферт (субвенция, дотация) – это передача (движение) средств из одного бюджета в другой. Как правило, это происходит сверху вниз: от государственного бюджета до местного. Однако еще не может быть от одного местного бюджета другому.
Активуйте демодоступ до е-журналу «Головбух Бюджет» і користуйтеся всіма перевагами постійного передплатника!
Доступ діє добу – починайте вже зараз!
Субвенция и дотация: в чем различие?
Субвенция не единственный межбюджетный трансферт. Еще есть дотации (см. ч. 1 ст. 96 БКУ). Субвенция от дотации отличается назначением:
- дотация направлена на покрытие дефицита, например местного бюджета, выравнивание платежеспособности местных бюджетов, компенсацию потерь бюджетов через предоставление государством определенных льгот (см. ст. 103 БКУ), переданных государством на местные бюджеты расходов, например, на содержание учреждений здравоохранения;
- субвенция направлена, во-первых, на совместное финансирование, например, совместное содержание определенных объектов между государственным и местным бюджетом, выполнение инвестиционных проектов, совместное финансирование зарплат педагогам и т.д. Во-вторых, она носит более выраженный целевой характер, определяются условия ее получения и куда именно должны направляться следующие средства. Например, образовательная субвенция в условиях стимулирования оптимизации сети учебных заведений территориальной общины, а направленность средств – зарплаты педработникам в заведениях данной территориальной общины.
Примером того, что субвенция имеет больше целевую направленность, чем дотация, может быть сравнение образовательной субвенции и дополнительной дотации на осуществление переданных из госбюджета расходов по содержанию учебных заведений и здравоохранения между местными бюджетами области. Такая дотация имеет значительно больший перечень расходов, которые она может покрыть, например, все расходы на здравоохранение по пп. «3» ч. 1 ст. 90 БКУ, среди которых не только зарплата, но и оплата коммунальных услуг и энергоносителей.
☛ Более узкая целевая направленность и наличие признаков совместного финансирования мероприятия, под которое такой трансферт выделяется – это ключевые черты субвенций.
Однако и субвенция и дотация являются межбюджетными трансфертами. И более узкая целевая направленность субвенций при наличии определенных обстоятельств может быть расширена. Да, та же образовательная субвенция по ч. 4 ст. 103² БКУ, если к концу года она осталась, то может быть использована не только с учетом своего целевого назначения, но и на обновление материально-технической базы учебных заведений. В качестве примера можно привести распределение остатка образовательной субвенции в конце:
- 2020 – на организацию дистанционного обучения в связи с карантинными мероприятиями во время пандемии COVID-19;
- 2022 – на мероприятия терробороны и обустройство бомбоубежищ.
Виды субвенций
Виды субвенций зависят от того, из какого бюджета их будут предоставлять:
- из государственного – местным бюджетам (областным, районным, объединенных территориальных общин, городов областного и/или районного значения, поселковым, сельским);
- по местному – другим местным бюджетам (например, по районному – поселковому или по сельскому – районному).
Субвенции из государственного бюджета 2023
Субвенции из государственного бюджета местным бюджетам тоже бывают разных видов (см. в частности ст. 97 БКУ):
- на осуществление государственных программ социальной защиты;
- на выполнение инвестиционных проектов (правила – см. ст. 105 БКУ);
- на финансовое обеспечение строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах (правила – см. ст. 103¹ БКУ); (правила – см. ст. 103² БКУ);
- субвенция на оказание государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями (правила – см. ст. 103³ БКУ);
- медицинская субвенция (правила – см. ст. 103-4 БКУ);
- субвенция на финансирование мер социально-экономической компенсации риска населения, проживающего на территории зоны наблюдения (зоны АЭС). См. раздел в частности, постановление Кабмина от 15.02.2012 г. № 91;
- другие субвенции. К примеру, на развитие объединенных территориальных общин (ОТГ), поддержку мер социально-экономического развития отдельных территорий, строительство определенных спортивных комплексов, создание центров культурных услуг. Такие субвенции, как правило, не являются постоянными и ежегодно меняются в законе о госбюджете на соответствующий год. Примеры для 2023 года – см. Далее.
☛ Образовательная субвенция – самая большая среди межбюджетных трансфертов.
В межбюджетных трансфертах наибольшую долю в 2023 году занимает образовательная субвенция, которая составляет 87,5 млрд. грн. (подробности – см. источник от МОН). Рассмотрим также объемы других субвенций.
Субвенции из государственного бюджета местным бюджетам
Объемы межбюджетных трансфертов по их видам и в разрезе местных бюджетов определяет Приложение 6 к Закону о Госбюджете 2023 года. Примеры таких других субвенций из госбюджета местным бюджетам в 2023 году таковы:
- финансовое обеспечение строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах – 16,02 млрд. грн.;
- выплату денежной компенсации за причитающиеся для получения жилых помещений для внутренне перемещенных лиц, защищавших независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимавших непосредственное участие в АТО, обеспечении ее проведения, осуществлении мер по обеспечению нацбезопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии РФ, и признанные лицами с инвалидностью в результате войны ІІІ группы и нуждающихся в улучшении жилищных условий – 3,26 млрд грн;
- в соответствии с Законом «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.1993 г. № 3551 (далее – Закон № 3551) – 3,93 млрд грн;
- завершение строительства метрополитена в г. Днепр – 4,58 млрд грн;
- денежная компенсация за принадлежащие для получения жилые помещения для семей лиц, для лиц с инвалидностью I — II группы, наступившей вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при непосредственном участии в АТО, обеспечении ее проведения, осуществлении мер по обеспечению нацбезопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной злости РФ, обеспечении их воплощения в мероприятиях, нужных для обеспечения обороны Украины, защиты сохранности населения и интересов страны в связи с военной злостью РФ. Действует во исполнение требований Закона № 3551 – 1,73 млрд грн;
- реализацию проектов в рамках Чрезвычайной кредитной программы для восстановления Украины – 1,70 млрд грн;
- реализацию проектов в рамках Программы по восстановлению Украины – 5,292 млрд грн;
- продление третьей линии метрополитена в г. Харькове – 1,52 млрд грн;
- обустройство безопасных условий в заведениях общего среднего образования – 1,50 млрд грн;
- приобретение школьных автобусов – 1 млрд грн;
- реформирование региональных систем здравоохранения для осуществления мер по выполнению совместного с Международным банком реконструкции и развития проекта «Улучшение здравоохранения на службе у людей» – 0,46 млрд грн;
- предоставление государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями – 0,30 млрд. грн.;
- финансирование мер социально-экономической компенсации риска населения, проживающего на территории зоны наблюдения – 0,20 млрд грн;
- создание сети специализированных служб поддержки лиц, пострадавших от домашнего насилия и/или насилия по признаку пола – 0,18 млрд грн;
- обеспечение отдельных расходов районных советов, направленных на выполнение их полномочий – 0,15 млрд. грн.;
- финансовое обеспечение строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах – 16 млрд. грн.;
- восстановление объектов критической инфраструктуры в рамках совместного с Международным банком реконструкции и развития проекта «Проект развития городской инфраструктуры-2» – 2,078 млрд грн.
Изменения относительно субвенций местным бюджетам, которые связаны с военным положением
военные администрации населенных пунктов, областные, районные и КГВА, в том числе, могут принимать решение (каждая из сторон) о передаче средств в виде межбюджетного трансферта в соответствующий местный бюджет, осуществлять распределение и перераспределение объемов трансфертов из государственного и местных бюджетов местным бюджетам, а также утверждать лунные бюджеты, составленные местными финансовыми органами;
проект решения местного совета, военной администрации о передаче средств в виде межбюджетного трансферта в соответствующий местный бюджет другой области и/или г. Киева в обязательном порядке подлежит согласованию Минфином путем предоставления соответствующего письма. Исключение – межбюджетные трансферты, определенные пп. «1», «4» ч. 2 ст. 101 БКУ, в частности, субвенции на содержание объектов совместного пользования или ликвидацию негативных последствий деятельности объектов совместного пользования и субвенции на выполнение инвестиционных проектов, в том числе на строительство или реконструкцию объектов совместного пользования;
отменено временное (на период до прекращения или отмены военного положения) непроведение проверок ГАСУ по выполнению местных бюджетов и остановка начатых проверок (изъята п. 2 постановления № 252). Это значит, что проверки возобновляются.
Кроме вышеописанных изменений на протяжении 2023 года были еще и другие, связанные с войной, а именно изменения в Порядке и условиях предоставления образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам, а также Порядка и условия предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями в части использования остатков средств за субвенциями. Они касаются утверждения распределения объема образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на 2023 год (Приложение 1).
Изменения относително субвенций местным бюджетам, которые связани с Законом о госбюджете на 2023 и военным положением
Кроме того, на 2023 год установлено распределение Кабмином субвенций из госбюджета местным бюджетам на реализацию проектов в рамках:
-
; (ст. 19 Закона о Госбюджете 2023, действует в виде исключения к ч. 6 ст. 108 БКУ); (ст. 31 Закона о Госбюджете 2023, в виде исключения ст. 1031 БКУ).
Напоследок рассмотрим несколько общих вопросов субвенций – субвенции из местного бюджета (и такие есть), перераспределение объемов трансферта и общие направления использования наиболее распространенных субвенций в обычные довоенные времена.
Субвенции из местного бюджета
Субвенция из местного бюджета другому местному бюджету выдается на (см. ст. 101 БКУ):
- содержание объектов совместного использования или ликвидацию негативных последствий деятельности объектов совместного использования;
- выполнение инвестиционных проектов, в том числе строительство или реконструкцию объектов совместного пользования;
- другие цели.
Условия предоставления субвенции из местного бюджета другому местному бюджету определяют соответствующие местные советы в договоре сторон с учетом положений БКУ.
Перераспределение трансферта
В росписи государственного или местного бюджета определены общие объемы бюджетных назначений, в том числе объемы межбюджетных трансфертов. Сколько составят субвенции из бюджета – решают (перераспределяют объем):
Кабмин по согласованию с Комитетом ВР по бюджету – для субвенций из государственного бюджета;
- местные госадминистрации по согласованию с комиссией местного совета по бюджету – для субвенций из областного и районного бюджетов;
- исполнительные органы местного совета по согласованию с комиссией местного совета по бюджету – если субвенция предоставляется по решению совета города областного (не районный центр), районного значения, совета объединенной территориальной общины, поселкового, сельского советов.
Такой порядок перераспределения устанавливает часть восьмой ст. 23 БКУ.
Общие направления использования субвенций
Межбюджетные трансферты учреждения используют по назначению, указанному в порядке использования средств. Рассмотрим основные из них.
Вид субвенции
Направление использования
Основание
субвенции из государственного бюджета на финансовое обеспечение строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах
направляют на объекты строительства, реконструкции, капитального и текущего среднего ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах за счет источников формирования государственного дорожного фонда
образовательная субвенция
на оплату труда с начислениями педагогических работников специальных школ, лицеев и других по перечню
медицинская субвенция
для оплаты текущих расходов, кроме расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей
на мероприятия по оптимизации сети учреждений здравоохранения
на капитальные расходы учреждений здравоохранения – если обеспечены текущие расходы и отсутствует задолженность по защищенным статьям расходов
Если субвенция предоставлена из общего фонда бюджета, в конце бюджетного года неиспользованный ее остаток возвращают. Если она предоставлена из специального фонда, остатки этого межбюджетного трансферта переходят на следующий бюджетный год.
Передплата улюблених журналів на вигідних умовах. Передплачуйте на рік е-журнали «Головбух Бюджет» та «Головбух Праця та Зарплата» і отримайте 3 місяці у подарунок . Сплачуйте лише за 9 місяців і отримуйте передплату на три осінні місяці безплатно.
Статья 140. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации
Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ статья 140 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.
Статья 140. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 140 БК РФ
1. Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Информация об изменениях:
2. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет:
1) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти;
Информация об изменениях:
Пункт 2 дополнен подпунктом 1.1 с 14 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ
Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2020 г. (на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г.г.)
1.1) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставленных на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации, в случае передачи субъектами Российской Федерации таких полномочий органам местного самоуправления в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
2) собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Статья 140 дополнена пунктом 2.1 с 14 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ
Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2020 г. (на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г.г.)
2.1. Законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок определения общего объема субвенций для осуществления переданных полномочий и показатели (критерии) распределения между муниципальными образованиями общего объема таких субвенций.
Информация об изменениях:
Пункт 3 изменен с 14 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ
Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2020 г. (на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г.г.)
3. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Использование при распределении субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации показателей, характеризующих собственные доходы местных бюджетов, не допускается.
Указанные методики в части положений о распределении субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции бюджету субъекта Российской Федерации, предоставленные из федерального бюджета, должны соответствовать требованиям порядков определения и распределения между субъектами Российской Федерации общего объема субвенций, утверждаемых федеральными законами, и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 133 настоящего Кодекса.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ пункт 4 статьи 140 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, применяющейся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2015 г. (на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.)
4. В случае наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления городских, сельских поселений (внутригородских районов) законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению субвенций бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов).
Указанным законом должны быть установлены соответствующие требованиям настоящей статьи порядок (методика) расчета субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) и порядок (методика) расчета органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) субвенций из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) на осуществление соответствующих государственных полномочий.
Информация об изменениях:
Пункт 5 изменен с 14 апреля 2023 г. — Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. N 128-ФЗ
Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2023 г. (на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.)
ГАРАНТ:
Положения пункта 5 статьи 140 не распространяются на средства, указанные в части 21 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2022 г. N 448-ФЗ, до 1 января 2024 г.
5. Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями, за исключением субвенций, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации, а также за счет резервного фонда высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Повторное распределение между муниципальными образованиями субвенций, предоставление которых было осуществлено в отчетном финансовом году и в текущем финансовом году обусловлено увеличением бюджетных ассигнований в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 95 настоящего Кодекса, не осуществляется.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении двух и более государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления, могут быть объединены в единую субвенцию местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, порядок формирования и предоставления которой утверждается законом субъекта Российской Федерации с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.
В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) полномочиями по расчету и предоставлению субвенций бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) распределение указанных субвенций между бюджетами городских, сельских поселений (внутригородских районов) утверждается решением представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) о бюджете муниципального района (городского округа с внутригородским делением).
Допускается утверждение на плановый период не распределенного между муниципальными районами (городскими округами с внутригородским делением) объема субвенций на исполнение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотации бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) в размере не более 20 процентов общего объема указанных субвенций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20 процентов общего объема указанных субвенций, утвержденного на второй год планового периода.
При этом допускается утверждение не распределенной между муниципальными образованиями субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена между местными бюджетами в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, на те же цели в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации без внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Пункт 6 изменен с 14 апреля 2023 г. — Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. N 128-ФЗ
Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2023 г. (на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.)
6. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации. Порядок предоставления субвенций местным бюджетам, источником финансового обеспечения которых являются субвенции бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, должен соответствовать установленному Правительством Российской Федерации порядку предоставления субвенций из федерального бюджета.
Информация об изменениях:
Статья 140 дополнена пунктом 7 с 22 июня 2021 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 195-ФЗ
Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 г.г. (на 2022 г.)
7. Положения настоящей статьи применяются при предоставлении субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам федеральных территорий в целях финансового обеспечения расходных обязательств федеральных территорий, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления федеральным территориям в случаях, установленных федеральными законами.
Особенности межбюджетных трансфертов
Каждая из названных форм межбюджетных трансфертов предполагает предоставление средств из одного бюджета в другой, но для разных целей.
Субсидии могут предоставляться из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ, из бюджета субъекта РФ в федеральный бюджет, из бюджета субъекта РФ в местный бюджет, из местного бюджета в бюджет субъекта РФ, из местного бюджета в бюджеты муниципальных образований в целях софинансирования исполнения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти, местного самоуправления.
Федеральным законом от 02.08.2019 № 307-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ введена ст. 183.3, предусматривающая возможность предоставления субсидий из бюджета одного субъекта РФ в бюджет другого субъекта РФ.
Порядок предоставления такой субсидии устанавливается законом субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, из бюджета которого предоставляется субсидия.
Субсидии предоставляются на основании соглашения.
Другой формой межбюджетных трансфертов являются субвенции, которые, как и субсидии, имеют целевой характер, но предоставляются на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникших в связи с исполнением полномочий Российской Федерации, переданных в установленном порядке; расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий субъекта РФ, переданных для осуществления федеральным органам исполнительной власти, в случаях, установленных федеральными законами; расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции предоставляются на основании федерального закона, закона субъекта РФ. Субвенции из местных бюджетов предоставляются в порядке, установленном ст.ст. 133, 140, 142 Бюджетного кодекса РФ.
Дотация является межбюджетным трансфертом, который предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений его использования.
Дотации бюджетам субъектов РФ предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, дотации муниципальным образованиям предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта РФ.
В отличие от субсидий, предоставление которых является правом органа государственной власти или местного самоуправления и осуществляется при выполнении определенных условий, и субвенций, предоставление которых является обязанностью органа государственной власти или местного самоуправления, передавших свои полномочия, юридическая природа дотаций основана на следующих нормах.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.06.2004 № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса РФ в связи с запросами администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия», бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно – они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.
Из положений ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, закрепляющих принцип равномерного развития публично-правовых образований, следует, что недостаточность собственных доходных источников на уровне субъекта РФ или муниципального образования влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности регионального или местного бюджета, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из бюджета другого уровня.
Таким образом, несмотря на отсутствие в Бюджетном кодексе РФ императивно установленной обязанности вышестоящего бюджета предоставлять финансовую помощь нижестоящему бюджету, а также принцип самостоятельности бюджетов, означающий право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов, вышестоящий бюджет имеет обязательство перед нижестоящим бюджетом предоставить финансовую поддержку в форме дотаций в случае недостаточности собственных доходов последнего.
Еще одной формой межбюджетных трансфертов являются иные межбюджетные трансферты, которые по своей сути схожи с субсидиями, но отличаются от них тем, что могут быть предоставлены в целях софинансирования расходных обязательств соответствующего бюджета в полном объеме (субсидии же предоставляются на условиях долевого финансирования).
Кроме того, в отличие от субсидий, перечень оснований предоставления иных межбюджетных трансфертов шире: иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в случае софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не урегулированных федеральными законами и законами субъекта РФ; в случае софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения); в случае предоставления бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ; в иных случаях, установленных законом.
Иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта РФ местным бюджетам предоставляются в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований.
За нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ОЛЬГА ДМИТРИЕВА, ПРОКУРОР ОТДЕЛА ПО НАДЗОРУ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРОКУРАТУРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 07 (213) дата выхода от 20.07.2020.
Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».